• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 39 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Кирия И. В. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2019. № 1. С. 3-24.

Данная статья рассматривает онлайн-образование с позиции критических медиаисследований и предпринимает попытку вписать феномен массовых открытых онлайн-курсов в контекст исследований, критически оценивающих индустриализацию культуры и медиа. Эти направления на протяжении последних 20 лет в связи с такими феноменами, как социальные медиа, расцвет агрегаторов, массового контента, создаваемого пользователями (UGC), переживают новый подъем, однако до сих пор попыток рассмотреть массовые открытые онлайн-курсы как новый вид индустриализированного медиапродукта не производилось. Онлайн-образование в данной статье рассматривается как новый этап медиатизации образования и, как следствие, его индустриализации. Следовательно, для этого феномена характерны свойства других видов онлайнового медиаконтента и проблемы, которые данная платформа порождает: глобализация и размывание границ национальной культуры, позитивистское восприятие технологии как способа решения самых сложных социальных проблем, прекариат и перекладывание заботы об общественном благе с государства и других институтов на плечи самозанятых индивидов, возрастающая коммодификация (превращение общественного блага в рыночный коммерческий товар), диктат платформ над форматом. Все эти проблемы в комплексе составляют часть «креативной мифологии», создаваемой вокруг такого феномена, как «креативные индустрии» и «креативность», последние 20 лет.

Добавлено: 29 марта 2019
Статья
Юмагузин В. В., Винник М. В. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2016. № 4. С. 3-21.

Демографическая тематика в российских СМИ в последнее время имеет большую популярность: в статьях рассматриваются вопросы рождаемости и материнского капитала, проблемы смертности и здравоохранения, миграции и рынка труда. Вместе с тем в этих статьях можно обнаружить определенные ошибки и неточности, связанные с использованием демографических терминов и показателей и их интерпретацией. В данной статье проведен содержательный анализ публикаций российских интернет-изданий (СМИ), рассмотрены основные ошибки в этих публикациях и проведена классификация ошибок. Статья будет полезна не только журналистам и главным ньюсмейкерам в лице чиновников, но также студентам, которые пишут эссе и рефераты по теме демографии, и всем тем, кто чувствует недостаток демографических знаний.

Добавлено: 5 декабря 2015
Статья
Казун А. П., Казун А. Д. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2020. № 5. С. 77-97.

В настоящей статье анализируется влияние популизма на внимание ведущих печатных СМИ стран Большой двадцатки к политическим лидерам. С использованием базы данных Factiva мы собрали информацию о числе упоминаний стран G20 и их лидеров в пяти ведущих печатных изданиях стран Большой двадцатки за 2018 г., также дополнили ее информацией из базы Populists in Power Around the World. Кроме того, мы сопоставили упоминаемость лидеров с упоминаемостью их страны. Мы показываем, что лидеры-популисты привлекают к себе более высокое внимание международной прессы. Также в центре внимания оказываются лидеры стран с персонализированной формой правления, которая предполагает высокую концентрацию внимания на главе государства. Популизм в сочетании с персонализированной формой правления усиливает этот эффект. Этот вывод соотносится с отмечающейся исследователями тенденцией по росту политической персонализации: международные СМИ высокое внимание уделяют не столько экономическим событиям, сколь действиям и высказываниям отдельных политических лидеров.

Добавлено: 10 ноября 2020
Статья
Нестерова О. А., Солодкова О. Л. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2018. № 2. С. 68-91.

В последние годы довольно активно обсуждается идея существования глубинных коммуникационных матриц, которые определяют выбор журналистом определенных способов достижения своих профессиональных целей. Выявляется связь между институциональными матрицами, определяющими жизнь общества в целом, коммуникационными матрицами, регулирующими социальную коммуникацию, и медиаматрицами, задающими рамки профессиональной деятельности в сфере журналистики.

Дальнейшее развитие этой концепции предполагает тщательное изучение и сравнение методов работы журналистов из разных исторических эпох. Не претендуя на объемное решение этой задачи, авторы статьи проанализировали на примере деятельности известного в советские времена и разделявшего коммунистическую теорию прессы журналиста Л.В. Митрохина особенности профессиональной деятельности и коммуникативных стратегий и тактик журналиста, работавшего в социокультурном пространстве Индии. Исследованы основные типы коммуникативных стратегий и исследовательских технологий профессионального журналиста, результаты его архивно-поисковой и информационно-аналитической деятельности. Представлена история журналистского расследования Л.В. Митрохина о деятельности британской разведки в Азии. Изучены коммуникативные сценарии обнаружения журналистом-востоковедом ранее не известного письма Елены Рерих президенту Ф.Д. Рузвельту. Впервые введены в научный оборот и прокомментированы материалы из личного архива Л.В. Митрохина: Сделан вывод о том, что идеологические и политические взгляды журналиста не влияют на технологические аспекты его деятельности.

Добавлено: 19 февраля 2018
Статья
Колчина А. С. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2010. № 3. С. 103-116.
Добавлено: 19 ноября 2012
Статья
Шомова С. А. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2019. № 3. С. 23-43.

Политический интернет-мем принадлежит к числу малоисследованных феноменов современной цифровой культуры. Понимаемый как единица передачи культурной информации в сети, такой мем может рассматриваться, с одной стороны, как спонтанный продукт творчества масс, механизм политического участия, а с другой – как инструмент политических PR-технологий, способ «завышения» или «занижения» имиджа политического лидера. Новизна предлагаемой статьи, посвященной результатам исследования мемов, размещенных в социальных медиа России в 2017-2019 годах, заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка проследить особенности формирования образов российской власти и оппозиции, воплощаемых в меметических конструкциях. С помощью методов коммуникативных исследований (прежде всего, семантического, семиотического, компаративного анализа), а также опираясь на данные экспертного интервью, в работе решается главная задача – выявляются ведущие разновидности политических мемов Рунета, а также семантические характеристики мемов, формирующих имидж российских политиков. Одним из важнейших выводов можно считать наблюдение о том, что наиболее эффективными с точки зрения потенциала их вирусного распространения и возможности быть замеченными аудиторией в Рунете являются «негативные», агрессивные политические интернет-мемы (то есть мемы, работающие на «занижение» имиджа политической персоны/идеи/события).

Добавлено: 15 июля 2019
Статья
Кирия И. В., Довбыш О. С. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2014. № 3. С. 4-14.

В данной статье рассматриваются основные теоретические вопросы, касающиеся территориального развития медиа в России, а также предпринимается попытка построения методики изучения региональных диспропорций в развитии массовых коммуникаций и показателей информационного общества (ИКТ в первую очередь). Авторы исходят из положений теории политической регионалистики и исследований социальных диспропорций и, применяя подходы из области исследований медиакапитала на региональных рынках, выдвигают гипотезы о наличии связи между политическими результатами партий на региональных выборах, географическими показателями (территория, климат, количество городов), социально-экономическими показателями и показателями развития медиапространств региона.

Добавлено: 16 сентября 2014
Статья
Кирия И. В., Довбыш О. С. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2014. № 4. С. 84-104.

В данной статье рассматриваются основные теоретические вопросы, касающиеся территориального развития медиа в России, а также предпринимается попытка построения методики изучения региональных диспропорций в развитии массовых коммуникаций и показателей информационного общества (ИКТ в первую очередь). Авторы исходят из положений теории политической регионалистики и исследований социальных диспропорций и, применяя подходы из области исследований медиакапитала на региональных рынках, выдвигают гипотезы о наличии связи между политическими результатами партий на региональных выборах, географическими показателями (территория, климат, количество городов), социально-экономическими показателями и показателями развития медиапространств региона.

Добавлено: 16 сентября 2014
Статья
Шилина М. Г. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2011. № 6. С. 46-60.

В статье рассматриваются связи с общественностью (СО) корпорации второго десятилетия XXI в. Автор на основе анализа новейших данных описывает актуальные характеристики коммуникации корпорации, выявляет разрыв между теоретическими и практическими реалиями отечественных корпоративных СО и мировыми трендами, который определяет как компетентностный, а также обозначает перспективы развития корпоративных связей с общественностью в мире и России в условиях распространения веб версии 2.0.

Добавлено: 8 февраля 2014
Статья
Шилина М. Г. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2014. С. 53-62.

В статье представлены результаты исследования моделей коммуникации в интернете (выявлены их характеристики, предложена классификация ). Исследование мультисубъектной и субъект-субъектной моделей интернет-коммуникации в системе связей с общественностью ( СО ) позволяет определить их как новый тип и включить в историческую структурно-функциональную линейку моделей СО. Расширение использования интернет-моделей обусловливает потенциал системно-функциональной трансформации СО: из системы управления в метасистему равноправной коллаборации.

Добавлено: 1 декабря 2016
Статья
Шилина М. Г. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2012. № 3.
Добавлено: 20 января 2012
Статья
Дзялошинский И. М. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2011. № 5. С. 22-36.

Статья знакомит нас с понятием медиаматрицы - совокупности норм и правил, в соответствии с которой создается массмедийный продукт. Эти нормы и правила проявляют себя на всех этапах журналистской и редакционной деятельности. На основе парадигм профессиональной деятельности, выступающих как фундаментальные социально-профессиональные установки, определяющие общий характер отношения журналиста к аудитории, автор предлагает типологию СМИ и дает классификацию российских изданий.

Добавлено: 13 сентября 2012
Статья
Кирия И. В. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2010. № 1. С. 51-74.

Данная статья - синтез нескольких работ автора, опубликованных за рубежом, представляет собой попытку рассмотрения социальных причин и социальных оснований той роли, которую российское государство и Российские аудитории играли по отношению к медиа. С нашей точки зрения, ситуация в сегодняшних российских медиа не может рассматриваться вне контекста социальной структуры российского общества и роли, которую играет государство по отношению к обществу.

 

Добавлено: 4 октября 2012
Статья
Денисова А. С. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2019. № 5. С. 182-201.

В статье впервые раскрывается особый статус работников

СМИ, которые становятся кандидатами на выборах, реализуя свое пассивное

избирательное право. Цель данного исследования – изучение особенностей

правового статуса творческих работников СМИ – кандидатов избиратель-

ного процесса, в связи с чем автор обращается к нормам избирательного зако-

нодательства РФ, анализирует сложившуюся практику судов и территори-

альных избирательных комиссий. При этом автор применяет общенаучные

методы функционального и системного анализа, а также частнонаучные ме-

тоды анализа правовой информации и интервьюирование.

Поскольку избирательное законодательство РФ не раскрывает понятие

«творческие работники СМИ», автор в статье предлагает собственную их

классификацию, выделяя особую роль ведущего. Предусмотренные избира-

тельным законодательством ограничения для творческих работников СМИ,

находящихся в статусе кандидатов, работают точечно. Автором изучены

причины имеющихся злоупотреблений.

Добавлено: 19 октября 2019
Статья
Шилина М. Г. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2010. № 1. С. 6-22.

В статье выявлены характеристики медиа XXI в. Для исследования современных СМК автор вводит понятия "медиасистема", "медиакоммуникация", развивает идею новой комплексной академической дисциплины медиалогии.

Добавлено: 8 февраля 2014
Статья
Шилина М. Г. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2011. № 1. С. 168-176.

В статье впервые описывается место и роль связей с общественностью в условиях формирования так называемого общества инноваций. Автор предлагает концептуальную модель коммуникации в инновационном дискурсе, в «обществе знания». Исследуется актуальная трансформация практики и теории - формирование новой предметной сферы в системе PR, на примере двух новых предметных областей - Academic Public Relations (APR) и Scientific Public Relations (SPR), вводится в научный обиход комплекс понятий в данной сфере.

Добавлено: 8 февраля 2014
Статья
Шилина М. Г. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2011. С. 124-134.

В статье впервые описывается место и роль связей с общественностью в условиях формирования так называемой интеллектуальной экономики. Автор предлагает концептуальную модель коммуникации в инновационном дискурсе, в «обществе знания». Исследуется актуальная трансформация практики и теории - формирование новой предметной сферы в системе PR, на примере двух новых предметных областей - Academic Public Relations (APR) и Scientific Public Relations (SPR), вводится в научный обиход комплекс понятий в данной сфере.

Добавлено: 8 февраля 2014
Статья
Калягин Б. А. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2012. № 3. С. 116-131.

Работа раскрывает характерные особенности прессы США, ее структуру, типологию, систему регулирования и саморегулирования, перемены, произошедшие в связи с развитием Интернета. В статье рассказывается о сегодняшней ситуации на газетном рынке США, в частности об изменениях в деятельности ведущих американских газет.

Добавлено: 18 ноября 2012
1 2