• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 45 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Обухов А. С., Проценко Л. М., Глазунова О. В. и др. Исследователь/Researcher. 2020. № 1. С. 46-87.

Программа «Топос. Исследовательское краеведение» — синтез традиционного подхода краеведов, исследователей и современного экосистемного подхода к развитию открытых образовательных сред, подготовке наставников и научных руководителей и организации современного детско-юношеского и молодежного краеведческого движения. В концепции представлены основные принципы и алгоритмы организации краеведческой деятельности в системе образования (дополнительного и общего) на основе исследований и проектирования. Представлен алгоритм реализации исследования топоса и хронотопа (локальной территории в ее границах и во времени) с целью развития и совершенствования мира вокруг себя. Программа задает базовые принципы исследовательского краеведения, определяет основные этапы реализации деятельности по развитию образовательных сообществ в этом направлении. Акцент делается на несоревновательных форматах организации продуктивной деятельности в командных формах работы, выращивании сообщества на принципах сотрудничества и кооперации.

Добавлено: 30 мая 2020
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2018. № 1-2. С. 6-7.

Вступительная статья главного редактора к номеру журнала. Номер посвящен психологической антропологии как теоретичекому основанию исследовательского обучения.

Добавлено: 8 сентября 2018
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2013. № 1-2. С. 77-83.

Лицейское образование в России насчитывает 200 лет. Отправной точкой является открытие Царскосельского Лицея 19 октября 1811 года. Однако эта история не линейная, она претерпевала свои взлеты и падения, «сгущения» и «паузы».

Добавлено: 19 октября 2017
Статья
Обухов А. С., Сальникова К. С. Исследователь/Researcher. 2019. № 1-2. С. 7-9.

Вступительная статья к теме номера - международное сотрудничество в области исследовательского обучения, образования через открытия, учебно-исследовательской деятельности. 

Добавлено: 27 июня 2019
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2019. № 1-2. С. 183-194.

В 2018 году в Якутии проходили Международные интеллектуальные игры, в рамках которых было принято решение провести Международный симпозиум по проблемам развития одаренности детей и молодежи в образовании «Научное образование». В статье дан обзор ключевых событий и итогов данного симпозиума.

Добавлено: 27 июня 2019
Статья
Обухов А. С., Савенков А. И. Исследователь/Researcher. 2018. № 3-4. С. 177-214.

Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – Исследователь!» проводится ежегодно. Активно расширяется перечень региональных туров. В нем принимают участие дети из разных регионов России, а также других стран ближнего и дальнего зарубежья. Методические рекомендации адресованы педагогам и родителям, которые сопровождают детскую исследовательскую и проектную деятельности. Методические рекомендации также задают норму для проведения данного конкурса на всероссийском этапе и определяют основы для организации региональных и муниципальных туров.

Добавлено: 8 декабря 2018
Статья
Обухов А. С., Глазунова О. В. Исследователь/Researcher. 2018. № 3-4. С. 225-237.

При открытии Гимназии Хорошколы изначально была идея центральной линии обучения по принципу «учимся делать – делая». Для запуска этого направления работы, вовлечения учащихся в продуктивную деятельность была созда- на система мастерских, написан для учащихся навигатор самодеятельности и организовано пространство «сборки», представления и обсуждения результатов продуктивных дел – школьный фестиваль «Что я натворил?!». В статье представлено краткое описание опыта запуска системы продуктивной деятельности в первый год работы Гимназии.

Добавлено: 8 декабря 2018
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2020. № 1. С. 9-13.

Наставничество — социальная практика, которая имеет мощные культурно-исторические корни и традиции, менявшиеся по сферам реализации в течение нескольких столетий. В настоящее время наблюдается всплеск интереса к наставничеству, особенно в практике исследовательского и проектного обучения. Представляем материалы No 1 журнала «Исследователь/Researcher» в контексте центральной проблемы номера — наставничества, а также тем, сопряженных с ней.

Добавлено: 23 мая 2020
Статья
Обухов А. С., Штейн А. В. Исследователь/Researcher. 2019. № 1-2. С. 239-255.

Современная практика образования размыкает пространство стен класса и здания школы. Образовательное путешествие становится одной из наиболее актуальных и содержательных форм обучения и развития, в ходе которого создается системное видение взаимосвязей природы и культуры в пространстве и времени. В Школе No1553 имени В.И. Вернадского различные выезды и путешествия являются важной составляющей учебного процесса. Мы предлагаем рассмотреть в качестве примера образовательное путешествие в Неаполь и область Кампания. В данной статье будет описано, как выстраивается программа такого выезда и какие задачи и форматы активной работы с учащимися в ходе поездки могут быть реализованы.

Добавлено: 27 июня 2019
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2013. № 1-2. С. 34-39.

Воспоминания и личных встречах и общении с историком С.О. Шмидтом.

Добавлено: 19 октября 2017
Статья
Обухов А. С., Рытикова Н. А., Васькова Е. Д. и др. Исследователь/Researcher. 2020. Т. 31. № 3. С. 176-249.

В конце марта 2020 года в Москве, как и в целом в России, наступила «эпоха» самоизоляции. Из-за пандемии COVID-19 все образовательные учреждения города вынуждены были перейти на удаленный режим работы. Коллективу исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР» тоже пришлось срочно перестраивать форму обучения (изначально предполагавшую активную исследовательскую деятельность учащихся на местности, в парке «Усадьба Трубецких в Хамовниках»), осваивать цифровые платформы и экстренно разрабатывать новую практику работы в онлайн-режиме. Было решено запустить на сайте точка-варения.рф и в социальных сетях проект онлайн-недели, в котором за каждым педагогом и направлением закреплялся определенный день. Этот проект получил название «Парк онлайн». В статье описывается опыт реализации данного проекта с представлением поставленных задач и примеров работ учащихся по каждому из тематических дней.

Добавлено: 20 декабря 2020
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2020. № 1. С. 391-398.

В конце 2019 года редакционный совет журнала «Исследователь/Researcher» утратил двух выдающихся ученых, ярких личностей, внесших значимый вклад в развитие исследовательской деятельности учащихся в России: академика Константина Георгиевича Скрябина и Виталия Григорьевича Безрогова. Данная заметка предваряет развернутые мемориальные статьи М.Г. Сергеевой о К.Г. Скрябине и Г.В. Макаревич о В.Г. Безрогове. Отмечается личный вклад ученых в развитие практики исследо- вательской деятельности учащихся в стране.

Добавлено: 30 мая 2020
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2020. Т. 32. № 4. С. 7-12.

Вступительная статья в номер журнала «Исследователь/Researcher» (2020, №4), в котором собраны и представлены различные аспекты деятельности кафедры психологической антропологии, нацеленной на подготовку педагогов к развитию «человеческого в человеке».

Добавлено: 10 июля 2021
Статья
Обухов А. С., Комарова Н. М., Кондратьева Н. Л. Исследователь/Researcher. 2021. № 1-2. С. 195-206.

Мы продолжаем публикацию серии статей по развитию исследовательских способностей в игре. Данные игры направлены на развитие универсальных способностей, которые значимы в жизни в целом и для усиления личностного потенциала детей и подростков в реализации исследовательской деятельности. Авторы статьи передают свой многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста, младшими школьниками, а также подростками и старшеклассниками в исследовательских группах и экспедициях. В четвертой статье мы представляем игры на развитие умения задавать вопросы – одной из ключевых исследовательских способностей. В статье даны комментарии как предлагаемые игры могут применяться в работе с детьми с учетом их возраста.

Добавлено: 11 октября 2021
Статья
Обухов А. С., Комарова Н. М., Кондратьева Н. Л. Исследователь/Researcher. 2020. Т. 32. № 4. С. 276-285.

Мы продолжаем публикацию серии статей по развитию исследовательских способностей в игре. Данные игры направлены на развитие универсальных способностей, которые значимы в жизни в целом и для усиления личностного потенциала детей и подростков в реализации исследовательской деятельности. Авторы статьи передают свой многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста, младшими школьниками, а также подростками и старшеклассниками в исследовательских группах и экспедициях. В третьей статье мы представляем игры на развитие умения выдвигать версии, строить предположения, формулировать гипотезы. В статье даны комментарии, как предлагаемые игры могут применяться в работе с детьми с учетом их возраста.

Добавлено: 10 июля 2021
Статья
Обухов А. С., Косарецкий С. Г., Можаева М. В. и др. Исследователь/Researcher. 2021. № 1-2. С. 32-51.

В статье представлены теоретические основания и примеры использования методов проектной и исследовательской деятельности, медиаресурсов и технологий электронного образования для формирования и развития экологической грамотности и экологически-ответственного поведения в дополнительных общеобразовательных программах. Предложена модель трех уровней вовлечения учащихся в деятельность для развития экологической грамотности: от первичного прикосновения всех учащихся, через вовлечение в последовательную деятельность в тех сферах и областях, которые их увлекли, к погружению в глубину для тех, кто «нашел себя» в этой практике.

Добавлено: 11 октября 2021
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 73-102.

В статье представлены обоснование, описание и примеры реализации технологии рождения замысла исследования на местности. Данная технология позволяет с самого начала деятельности выводить учащихся на субъектную позицию в ходе освоения исследовательской культуры. Технология апробирована более чем на 560 участниках разных возрастных и социальных групп (учащиеся, студенты, педагоги, родители). Обсуждаются основные принципы реализации данной технологии: выход за пределы заданного, групповой формат реализации, выбор и самоопределение, представление результата в коммуникативных форматах, проведение рефлексии. Представлены примеры реализации замыслов исследований на местности, которые осуществили магистранты в формате экспресс-исследований со случайно сформированными группами учащихся.

Добавлено: 7 ноября 2019
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2019. № 1-2. С. 10-21.

Мир быстро изменяется. Новизна, изменчивость, неопределенность будущего стали нормой жизни. Внутренняя мотивация, инициативность, саморегуляция становятся важны- ми жизненными качествами. Развитие не только познания, но и мета-познания становится нормой образовательной практики. Важно, чтобы образование в этой ситуации развивало субъек- тивность и способность к преадаптации. В то же время важно, чтобы практика образования развивалась на основе психологи- ческих исследований. Дается обзор существующих исследований и описаны запланированные экспериментальные исследования в этом направлении.

Добавлено: 27 июня 2019
Статья
Обухов А. С., Глазунова О. В., Павлов А. В. Исследователь/Researcher. 2020. Т. 31. № 3. С. 84-121.

В статье представлено описание типовой моде- ли точки «Топос», создание которой было направлено на развитие региональных систем дополнительного образования детей по туристско-краеведческой направленности. Типовая модель «Топос» разработана в рамках организационно-методического сопровождения решения задачи по созданию новых мест допол- нительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». Модель разработана на основе принципов экосистемного подхода в образовании с целью вовлечения детей и подростков в исследовательскую и проектную деятельность на местности, развивающего эмоциональную причастность к региону и запускающего драйверы его развития.

Добавлено: 20 декабря 2020
Статья
Обухов А. С., Борисова Л. А. Исследователь/Researcher. 2019. № 3. С. 56-64.

В рамках управленческого форума «Стань выше с Вышкой!» была проведена работа секции «Предмет “Индивидуальный проект” – Зачем? Какой? А получится?». Основным результатом работы секции стал «универсальный конструктор» для моделирования организации включения предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе тех образовательных организаций, которые участвуют в сообществе Распределенный лицей НИУ ВШЭ. В данной статье представлен данный «универсальный конструктор» и его ключевые составляющие.

Добавлено: 22 октября 2019
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2018. № 3-4. С. 8-9.

Вступительная статья главного редактора, вводящая в проблематику номера.

Добавлено: 8 декабря 2018