• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 36 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Можайский А. Ю. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2019. № 13.2. С. 580-595.

Традиционно считается, что Ксенофонт сознательно замалчивает роль фиванских полководцев в своей «Греческой истории», где даже Эпаминонд - победитель битвы при Левкатрах, в связи с этим событием, - не назван по имени, в то время как соотечественники самого Ксенофонта, даже когда они сражаются против Спарты, описаны либо нейтрально, либо с симпатией. В данной статье выдвигается версия, что негативное отношение Ксенофонта к Фивам и фиванцам объясняется, в первую очередь, традиционным образовательным пространством Афин, что создало негативную литературную традицию, в рамках которой работал и Ксенофонт. Эта литературная традиция была создана задолго до Ксенофонта и продолжилась после него. Она была создана как ответ на пограничные конфликты между Фивами и Афинами, что продолжались в течении архаического и классического периодов истории Греции.

Добавлено: 14 октября 2020
Статья
Дидикин А. Б. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2018. Т. 12. № 2. С. 709-713.

В статье автор на основе серии работ Г. Кельзена, в том числе его "Платоновской справедливости" рассматривает политические воззрения Платона в контексте нормативизма.

Добавлено: 21 июня 2018
Статья
Марей А. В. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2012. Т. 6. № 2. С. 365-384.

В статье на материале нарративных, нормативных и актовых источников рассматривается процесс складывания в кастильском языке понятия «проступок» (yerro), использовавшегося юристами Альфонсо Х для обозначения любого противоправного деяния. Используя информацию, предоставляемую билингвальными текстами («Этимологии» Исидора Севильского, «Фуэро Хузго», пространное фуэро Куэнки), автор делает вывод о том, что изначально понятие yerro имело этический характер, обозначая неверное действие или ошибку и лишь затем, в результате целенаправленной реформы языка, предпринятой по инициативе Альфонсо Х, приобрело также религиозные и правовые коннотации.

Добавлено: 25 января 2013
Статья
Марей Е. С. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2014. Т. 8. № 2. С. 365-377.

Статья посвящена значению понятий iustitia и aequitas в трудах Исидора Севильского. При дефиниции этих терминов, в своих произведениях ("Этимологиях", "Сентенциях", "Дифференциях") Исидор отталкивался одновременно от римской правовой и от христианской традиций словоупотребления, что обусловило известную двойственность значений рассматриваемых понятий. Согласно Исидору, iustitia связанна с писанным правом (ius) и обозначает правосудие, но в то же время это слово используется им для обозначения установленного свыше божественного правопорядка, и в этом смысле она синонимична aequitas. Aequitas(справедливость, равенство)основана на нормах естественного права и обозначает естественный и понятный каждому правопорядок, основа естественного равенства всех людей. Однако мало-помалу различия между ними стираются, т.к. источником и того, и другого выступает Господь.

Добавлено: 5 ноября 2014
Статья
Каменских А. А., Афонасин Е. В. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2008. Т. II. № 1. С. 124-148.

Материалы круглого стола, посвященного проблеме происхождения и сущности гностицизма, который состоялся летом 2007 г. в рамках первой сессии семинара «Преподавая Античность. Фундаментальные ценности в изменяющемся мире». В выступлении Е. В. Афонасина (Центр изучения древней философии и классической традиции, Новосибирский университет) сопоставляются свидетельства ересиологов о загадочной секте «гностиков» и предпринимается попытка оценить их достоверность с точки зрения последующей истории гностицизма. Особое внимание уделяется одному месту из «Стромат» Климента Александрийского (Strom. III 29, 1–2St), которое до настоящего времени не рассматривалось в этом контексте. А. А. Каменских (Пермский государственный университет) сосредоточился на анализе аутентичного гностического текста, «Евангелия истины», входящего в состав коптской гностической библиотеки. За выступлениями следует запись дискуссии и избранная библиография.

Добавлено: 22 марта 2013
Статья
Гершович У., Кузютин Д. В. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2021. Т. 15. № 1. С. 126-160.

The Maimonidean Controversy at the beginning of the 13th century was one of the most significant conflicts in the midst of the Jewish diasporas in the Middle Ages. The conflict followed a vivid discussion on the treatises of Maimonides and the interpretation of Judaism in the light of Aristotelian philosophy. Almost all of major Jewish communities in Europe were drawn in this conflict. Moreover, at some point the conflict expanded outside of the Jewish world, so that some works of Maimonides were burnt by the Christian Inquisition as heretical books. Despite the significance of these events and the trace left in the memory of the Jewish people, there is not much reliable evidence about them. The authors aim to discuss the history of this conflict, focusing on the problematic aspects of the Maimonides' teaching, and to make a reconstruction of the events occurred, to provide a specification of main characteristics of the conflict interaction (the players, their strategies and preferences, possible outcomes of the conflict, conflict dynamics, etc.), to design a game-theoretical model of the social conflict under consideration and to explore this model using the methods of mathematical game theory. It turns out that the majority of the players' actions correspond to optimal behavior concepts employed in game theory (bargaining solutions, Pareto efficiency, Nash equilibria). However, some actions obviously contradict the concept of rational behavior (one of the fundamental assumptions in mathematical game theory), and namely these actions induced the conflict escalation and such a tragic outcome.

Добавлено: 27 марта 2021
Статья
Дидикин А. Б. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2016. Т. 10. № 2. С. 490-494.

В статье автор на основе серии статей Г. Кельзена раскрывает сущность нормативистской интерпретации философских и правовых идей Аристотеля.

Добавлено: 6 февраля 2018
Статья
Каменских А. А. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2009. Т. III. № 2. С. 445-449.

В предлагаемой статье обсуждаются проблемы «категориальной интерпретации» Филоном Александрийским супружеских образов Ветхого Завета. Высказывается гипотеза о трактовке Филоном того или иного женского образа Писания как «смысловой стихии инобытия» того или иного модуса ума, проводятся параллели данной концепции с эманативной диалектикой платонизма и гностическим учением о сизигиях.

Добавлено: 22 марта 2013
Статья
С.Н. Кочеров Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2019. Т. XIII. № 2. С. 617-626.

Статья посвящена анализу различий во взглядах на свободу человека, проявившихся в полемике Сократа с софистом Калликлом и своим учеником Аристиппом. Эти различия отражали социокультурные проблемы, возникшие в период кризиса классического полиса, и потребовали нового осмысления характерной для античного общества антиномии свободы и рабства. Несмотря на то, что победителем из двух споров выходит Сократ, его понимание свободы содержало в себе противоречия, обусловленные стремлением совместить свободу мыслящей личности с традиционным единством гражданской общины. Вместе с тем полемика выявила новое измерение свободы человека, которое позволяет ему сохранять верность себе даже в самой неблагоприятной общественной среде, – его духовную свободу.

Добавлено: 16 января 2019
Статья
С.Н. Кочеров Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2016. Т. 10. № 2. С. 559-570.

Статья посвящена опровержению представлений о пессимистическом характере мировоззрения Марка Аврелия. Проведенный анализ текста его «Размышлений» показывает, что он представляет диалог стоического мудреца с обычным человеком, в котором Марк Аврелий выступает в обеих ипостасях. Обосновывается, что наставления «философа на троне» имеют позитивный характер и содержат призывы мужественно делать свое дело, направленное на благо Мира и Града, с любовью к людям, не унывая при неудачах и не страшась страданий и смерти. Делается вывод о необходимости комплексного исследования времени, деятельности и «Размышлений» римского императора в сочетании с экзистенциально-феноменологическим анализом его личности.

Добавлено: 21 октября 2016
Статья
O’Meara D. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2009. Т. III. № 2. С. 416-432.

Статья посвящена истории развития метафизики, понимаемой как философская дисциплина или наука. Автор стремится обосновать предположение о том, что последний период развития греческой философии, длившийся примерно с III по VI вв. н. э., внес много нового в процесс становления метафизики как философской дисциплины, а именно превратил метафизику в метафизическую науку, выявляя в то же время пределы такой науки. Работа состоит из четырех частей. В части первой показано, как Александр Афродисийский (нач. III в.), интерпретируя Метафизику Аристотеля, стремился отыскать в ней метафизическую науку. Во второй части показано, каким образом философ-неоплатоник начала V в. Сириан не только принял интерпретацию Александра, но и, вдохновленный ею, начал искать ту же самую метафизическую науку уже у Платона. В третьей части статьи показано, как все это приводит к появлению шедевра метафизики – Началам теологии ученика Сириана Прокла. Наконец, в четвертой части, автор обращается к последнему великому метафизическому труду греческой философии – Трактату о первых принципах Дамаския – труду, в котором границы метафизической науки исследуются с необычайной проницательностью и упорством. Приспосабливая предпринятую Александром формализацию аристотелевской метафизической науки к платонизму, Сириан знал, что такая наука представляет собой лишь средство к достижению познания о трансцендентном, а не само это познание. Знал это и Прокл, хотя его Начала теологии, в которых метафизическая наука представлена с такой систематической красотой, могут на первый взгляд показаться окончательными определениями. Если после этого у нас все еще остались иллюзии относительно адекватности нашей метафизической науки, Дамаский исцеляет нас от них, открывая наши умы тому, что лежит за пределами или превыше наших собственных метафизических усилий.

Добавлено: 22 марта 2013
Статья
Дидикин А. Б. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. Т. 9. № 2. С. 265-282.

В статье анализируются историко-философские и методологические аспекты интерпретации философских и правовых взглядов Ганса Кельзена

Добавлено: 17 февраля 2018
Статья
Панченко Д. В. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2019. Т. 13. № 1. С. 235-250.

Представление о шарообразном Солнце было стандартным для греческой культуры уже во времена Аристотеля, однако происхождение этого представления настолько мало освещено в источниках, что современная наука даже не попыталась взяться за решение этого вопроса. Между тем правдоподобная реконструкция вполне возможна. Греческая религия, в сущности, не препятствовала возникновению естествознания, а его основатели, Фалес и Анаксимандр, совмещая научные и философские интересы, стремились к построению всеобъемлющей космологии, в рамках которой было необходимым не только описать движение Солнца, но и объяснить, что это за тело и почему с ним связаны свет и тепло. Модель Анаксимандра, описывавшая Солнце как скопление огня, пребывающего внутри колесообразного контейнера из сгустившегося воздуха и обнаруживающего себя сквозь единственное отверстие, кажущееся незначительным, но в действительности размером с Землю, оказалась несовместимой с фактами, ставшими доступными в следующем поколении в связи с расширением географического кругозора греков. В частности, было надежно установлено, что полуденное Солнце, которое в Средиземноморье неизменно видно на юге, для наблюдателей, находящихся южнее тропика Рака, в разгар лета оказывается на севере. Необходимость пересмотреть концепцию Анаксимандра с учетом новых данных вызвала идейный поиск, который привел к убеждению в том, что Солнце должно иметь форму шара. Это представление утвердилось, судя по всему, не в силу какого-либо остроумного довода, выдвинутого влиятельным мыслителем, сколько на основании согласия круга профессионалов, рассмотревших вопрос с разных сторон. Солнечный шар, однако, было трудно представить огненным, поскольку огонь сам по себе не образует компактных, очерченных тел. С этим связаны распространенные в V в. до н. э. попытки приписать свету Солнца зеркальную природу. Признание же наличия в космосе трех огромных шаров – Солнца, Луны и Земли способствовало выдвижению идеи, согласно которой земной шар, как и прочие два, является движущимся небесным телом.

Добавлено: 14 февраля 2019
Статья
С.Н. Кочеров Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2017. Т. 11. № 2. С. 372-382.

Статья посвящена оценке роли одного из «семи мудрецов» – Хилона, который соединил в своем лице законодателя и наставника древней Спарты. Анализ его изречений показывает, что они представляют собой не столько сумму житейских правил, сколько свод моральных наставлений, ставших неотъемлемой частью спартанской системы воспитания. Особое внимание уделяется выявлению первоначального смысла максимы «Познай себя», авторство которой, вероятно, принадлежит Хилону. Высказывается предположение, что в спартанском полисе, в котором было принято обходиться минимумом писаных законов, нравственные назидания Хилона могли выступать как неписаные правила, обязательные для исполнения.

Добавлено: 6 сентября 2017
Статья
Золотухина А. И. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2021. Т. 15. № 1. С. 354-374.

В начале XVII в. предпринималось много попыток преодолеть аристотелеву физику. Одним из направлений была т. н. «Моисеева физика», основывавшаяся на Священном писании, а не на текстах Аристотеля. Пример «Обозрения физики» Я.А. Коменского показывает один из вариантов такого преодоления, со всеми трудностями и удачами.

Добавлено: 11 мая 2021
1 2