• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 25 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
O’Meara D. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2009. Т. III. № 2. С. 416-432.

Статья посвящена истории развития метафизики, понимаемой как философская дисциплина или наука. Автор стремится обосновать предположение о том, что последний период развития греческой философии, длившийся примерно с III по VI вв. н. э., внес много нового в процесс становления метафизики как философской дисциплины, а именно превратил метафизику в метафизическую науку, выявляя в то же время пределы такой науки. Работа состоит из четырех частей. В части первой показано, как Александр Афродисийский (нач. III в.), интерпретируя Метафизику Аристотеля, стремился отыскать в ней метафизическую науку. Во второй части показано, каким образом философ-неоплатоник начала V в. Сириан не только принял интерпретацию Александра, но и, вдохновленный ею, начал искать ту же самую метафизическую науку уже у Платона. В третьей части статьи показано, как все это приводит к появлению шедевра метафизики – Началам теологии ученика Сириана Прокла. Наконец, в четвертой части, автор обращается к последнему великому метафизическому труду греческой философии – Трактату о первых принципах Дамаския – труду, в котором границы метафизической науки исследуются с необычайной проницательностью и упорством. Приспосабливая предпринятую Александром формализацию аристотелевской метафизической науки к платонизму, Сириан знал, что такая наука представляет собой лишь средство к достижению познания о трансцендентном, а не само это познание. Знал это и Прокл, хотя его Начала теологии, в которых метафизическая наука представлена с такой систематической красотой, могут на первый взгляд показаться окончательными определениями. Если после этого у нас все еще остались иллюзии относительно адекватности нашей метафизической науки, Дамаский исцеляет нас от них, открывая наши умы тому, что лежит за пределами или превыше наших собственных метафизических усилий.

Добавлено: 22 марта 2013
Статья
Дидикин А. Б. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. Т. 9. № 2. С. 265-282.

В статье анализируются историко-философские и методологические аспекты интерпретации философских и правовых взглядов Ганса Кельзена

Добавлено: 17 февраля 2018
Статья
Панченко Д. В. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2019. Т. 13. № 1. С. 235-250.

Представление о шарообразном Солнце было стандартным для греческой культуры уже во времена Аристотеля, однако происхождение этого представления настолько мало освещено в источниках, что современная наука даже не попыталась взяться за решение этого вопроса. Между тем правдоподобная реконструкция вполне возможна. Греческая религия, в сущности, не препятствовала возникновению естествознания, а его основатели, Фалес и Анаксимандр, совмещая научные и философские интересы, стремились к построению всеобъемлющей космологии, в рамках которой было необходимым не только описать движение Солнца, но и объяснить, что это за тело и почему с ним связаны свет и тепло. Модель Анаксимандра, описывавшая Солнце как скопление огня, пребывающего внутри колесообразного контейнера из сгустившегося воздуха и обнаруживающего себя сквозь единственное отверстие, кажущееся незначительным, но в действительности размером с Землю, оказалась несовместимой с фактами, ставшими доступными в следующем поколении в связи с расширением географического кругозора греков. В частности, было надежно установлено, что полуденное Солнце, которое в Средиземноморье неизменно видно на юге, для наблюдателей, находящихся южнее тропика Рака, в разгар лета оказывается на севере. Необходимость пересмотреть концепцию Анаксимандра с учетом новых данных вызвала идейный поиск, который привел к убеждению в том, что Солнце должно иметь форму шара. Это представление утвердилось, судя по всему, не в силу какого-либо остроумного довода, выдвинутого влиятельным мыслителем, сколько на основании согласия круга профессионалов, рассмотревших вопрос с разных сторон. Солнечный шар, однако, было трудно представить огненным, поскольку огонь сам по себе не образует компактных, очерченных тел. С этим связаны распространенные в V в. до н. э. попытки приписать свету Солнца зеркальную природу. Признание же наличия в космосе трех огромных шаров – Солнца, Луны и Земли способствовало выдвижению идеи, согласно которой земной шар, как и прочие два, является движущимся небесным телом.

Добавлено: 14 февраля 2019
Статья
С.Н. Кочеров Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2017. Т. 11. № 2. С. 372-382.

Статья посвящена оценке роли одного из «семи мудрецов» – Хилона, который соединил в своем лице законодателя и наставника древней Спарты. Анализ его изречений показывает, что они представляют собой не столько сумму житейских правил, сколько свод моральных наставлений, ставших неотъемлемой частью спартанской системы воспитания. Особое внимание уделяется выявлению первоначального смысла максимы «Познай себя», авторство которой, вероятно, принадлежит Хилону. Высказывается предположение, что в спартанском полисе, в котором было принято обходиться минимумом писаных законов, нравственные назидания Хилона могли выступать как неписаные правила, обязательные для исполнения.

Добавлено: 6 сентября 2017
1 2