• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 74 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Долженко Р. А., Лобова С. В. Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 1.

Предмет. Переход к постиндустриальной стадии развития общества, глобализация, развитие технологий, изменение роли потребителя в экономике, приводят к появлению новых форм взаимодействия субъектов общественных отношений. Система государственного управления, несмотря на ее консервативность, также пытается использовать в своей практике новые формы взаимодействия государственных органов, бизнеса, заинтересованной общественности. Одним из направлений использования потенциала граждан для решения общественных, государственных задач является краудсорсинг. В силу достаточной новизны этой технологии, существуют локальные точечные попытки использовать краудсорсинг на практике. Требуется системный подход к оценке возможностей использования краудсорсинга в сфере государственного и общественного управления.

Цели. Цель работы – определить направления использования краудсорсинга для решения государственных и общественных задач в регионе на примере Алтайского края. Для этого необходимо рассмотреть сущность данной формы взаимодействия с заинтересованной общественностью, определить причины, повлекшие ее появление. Сформулировать методические подходы к использованию краудсорсинга на практике, определить ключевые факторы успеха реализации краудсорсинговых проектов. Проанализировать возможности внедрения краудсорсинга в практику государственного управления на региональном уровне. Определить типы краудсорсинговых проектов, которые могут быть реализованы в регионе, предложить подходы к оценке эффективности использования краудсорсинга в государственном управлении.

Методология. В качестве основных методов исследования были использованы абстрактно-логический, структурный и функциональный методы. Были проанализированы результаты работ зарубежных и российских ученых, изучающих проблемы эффективного использования краудсорсинга на практике, в том числе в сфере общественного и государственного управления.

Результаты. В настоящей работе представлены возможные направления использования краудсорсинга в регионе для решения государственных и общественных задач.

Выводы. Выделенные направления применения краудсорсинга в регионе, могут быть в использованы на практике в субъектах Российской Федерации, для привлечения заинтересованных граждан к решению государственных и общественных задач. 

Добавлено: 9 января 2016
Статья
Данько Т. П., Петрикова Е. М., Петрикова С. М. Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 20 (155).

Критерии международной сопоставимости в системно-динамическом моделировании экономики страны.

Добавлено: 17 сентября 2013
Статья
Косоруков О. А., Петрикова Е. М., Петрикова С. М. Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 45 (180).

Макроэкономические методы прогнозирования рынка труда в региональной экономике.

Добавлено: 17 сентября 2013
Статья
Терещенко Д. С., Щербаков В. С. Региональная экономика: теория и практика. 2016. Т. 435. № 12. С. 165-177.

Предмет. Статья посвящена рассмотрению функционирования научно-образовательных учреждений в рамках регионального инновационного развития. Цели. Определение роли высших учебных заведений в инновационном развитии субъектов Российской Федерации. Методология. Существует целый ряд исследований, посвященных проработке теоретических моделей взаимосвязи между вузами и инновационным развитием, определяющих ключевую роль вузов. При этом ощущается недостаток эмпирических, эконометрических и статистических обоснований данной взаимосвязи, тем более на уровне субъектов Российской Федерации. В работе проведен корреляционный анализ связи между показателями научно-образовательной и инновационной системами региона. На основе метода инструментальных переменных доказано положительное влияние научно-образовательной деятельности на инновационное развитие региона. Результаты. Проведен обзор накопленных научных результатов по вопросам роли научно-образовательных организаций в региональных инновационных процессах. Установлены наиболее подходящие инструменты эмпирической оценки деятельности вузов, а также характеристики инновационного развития на региональном уровне Российской Федерации. Осуществлен эконометрический анализ влияния деятельности научно-образовательных организаций на региональное инновационное развитие. Определено, что рост количественных показателей деятельности образовательных учреждений ведет к активизации инновационной деятельности в регионе. Выводы. Существует множество потенциальных каналов, по которым высшие учебные заведения могут влиять на инновационное развитие региона. Приведенный эконометрический анализ, подтверждает статистически значимую взаимосвязь между деятельностью научных и образовательных организаций и характеристиками регионального инновационного развития, что является относительно не изученным явлением. Статья может использоваться при разработке и реализации стратегии экономического и инновационного развития регионов Российской Федерации.

Добавлено: 16 сентября 2018
Статья
Савруков А. Н. Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 8. С. 33-43.

Предложен и раскрыт методический подход к оценке потенциала ипотечного жилищного кредитования региона, базирующийся на расчете интегрального показателя и методе кластеризации, позволяющий оценить и сравнить результаты расчетов ипотечного потенциала российских регионов, а также выработать предложения в области совершенствования действующего механизма ипотечного жилищного кредитования.

Добавлено: 14 ноября 2014
Статья
Растворцева С. Н., Манаева И. В. Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 5. С. 23-39.

Предмет. Статья посвящена проблемам моногородов Российской Федерации, в которых сконцентрированы виды экономической деятельности, имеющие разный уровень конкурентоспособности (металлургия, машиностроение, легкая, пищевая, текстильная промышленность). Как следствие, наблюдается высокая дифференциация уровня их социально-экономического развития, что определяет актуальность темы исследования.

Цели. Разработка и апробация методического инструментария оценки конкурентоспособности моногорода.

Методология. Авторская методика оценки конкурентоспособности моногорода основана на выделении блоков показателей развития экономики, финансов, трудовых ресурсов, социальной сферы, демографии и монопрофильности. Расчетный аппарат методики предполагает проведение стандартизации статистических показателей на основе вариационного размаха, расчет частных и интегрального индексов конкурентоспособности моногорода.

Результаты. Выявлено, что высокий уровень конкурентоспособности в 2013 г. имеют города Губкин, Железногорск; выше среднего – города Клинцы, Котовск; ниже среднего – города Сельцо, Камешково, Кольчугино, Россошь, Галич, Мценск, Скопин, Алексин; низкий уровень – города Вязники, Южа, Гаврилов-Ям. Лидерами по частным показателям конкурентоспособности являются моногорода с градообразующей отраслью – металлургия (Губкин и Железногорск). При этом определено, что в Кольчугино, где градообразующая отрасль также представлена металлургией, конкурентоспособность заметно ниже. Причина этого – низкий уровень диверсификации экономики и недостаточная конкурентоспособность демографии. Определено, что стабильно низкие базовые показатели конкурентоспособности отмечаются в моногородах текстильной промышленности (Вязники, Южа и Камешково).

Выводы. Полученные результаты могут быть использованы в научных исследованиях для оценки конкурентоспособности моногородов, органами муниципальной власти для разработки программ социально-экономического развития моногорода, а также могут использоваться в процессе разработки региональной модели прогнозирования социально- экономического развития моногорода. 

Добавлено: 26 сентября 2016
Статья
Растворцева С. Н., Павлов К. В., Череповская Н. А. Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 10. С. 15-26.
Предмет/тема. В статье рассмотрен кластерный подход как один из самых эффективных путей развития регионов и национальной экономики в целом, однако, не использующийся должным образом в Российской Федерации. Проанализировано использование кластерного подхода в экономике США (пример - Силиконовая долина), Германии, Финляндии (кластер, связанный с производством продукции деревопереработки и экспорта качественной бумаги, а также кластер, в котором производятся оборудование для мобильной связи и мобильные телефоны). Кроме этого, изучено использование кластерного подхода в ряде стран СНГ, в частности в Хмельницкой области и в Крыму. Обозначены перспективы реализации кластерной политики в российской экономике. Авторами предложена методика идентификации потенциальных региональных кластеров, состоящая из 3 этапов. В исследовании проведено сравнение авторской методики с канадской методикой и методикой М. Портера.  Цели/задачи. Цель - разработка методического подхода к идентификации потенциальных кластеров в региональной экономике. Авторский методический подход апробирован и показал свою работоспособность на статистических материалах о развитии экономики регионов, являющихся субъектами в Центральном федеральном округе. Кроме этого, с помощью данного методического подхода решена важная практическая задача выбора эффективных региональных кластеров в экономике Белгородской области.  Методология. В процессе исследования использованы сравнительный анализ, а также экономико-статистические методы (в том числе и метод расчета коэффициента локализации) и матричный метод парного сравнения коэффициентов локализации. Предложенный авторами методический подход идентификации потенциальных кластеров с использованием коэффициента локализации позволил выявить основные региональные кластеры в Белгородской области, в которых задействовано более четверти всех занятых в регионе.  Выводы/значимость. Методический подход идентификации потенциальных региональных кластеров может быть использован в других субъектах Российской Федерации.
Добавлено: 21 апреля 2017
Статья
Волкова О. Н. Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 23. С. 54-63.

Освещаются предпосылки, определяются стратегические ориентиры и направления развития туристско-рекреационного комплекса макрорегиона на примере Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Раскрываются меры поддержки отрасли с учетом особенностей природно-климатического и социально-экономического потенциала территорий, полномочий государства в области регулирования вида деятельности и мировых тенденций развития туризма.

Добавлено: 9 сентября 2012
Статья
Татаринов А. А., Герун Д. В. Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 27. С. 16-21.

В статье рассмотрены вопросы количественной оценки влияния проектов создания особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа на экономики регионов Российской Федерации. Приводятся результаты прогнозных расчетов влияния создания пяти планируе- мых ОЭЗ туристско-рекреационного типа на основные региональные показатели – выпуск, валовой региональный продукт, занятость. Анализируется локальный, регио- нальный и бюджетный эффекты реализации проектов ОЭЗ

Добавлено: 2 ноября 2020
Статья
Шакина Е. А. Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 31. С. 34-44.

В статье рассматривается модель мониторинга и оценки целевых программ бюджетных расходов, разработанная в рамках проекта по реформированию общественных финансов в г. Перми. Представленная модель позволяет решить узкую задачу в рамках процесса отбора и оценки результативности и эффективности реализации целевых программ. Основная идея модели заключается в том, что специфика целевых программ позволяет создать базу для оценки до момента проведения непосредственного анализа программ. В основу оценки бюджетной эффективности заложен принцип соотнесения произведенных расходов и достигнутого социального эффекта. При этом социальных эффект предлагается выражать в условных единицах, оценивающих степень приоритетности целевой группы, на которую направлены программные мероприятия, а также степень значимости направления по улучшению ее состоянию и потенциальной эффективности выбранного для этого метода. Описанная система оценки позволяет получить универсальный и объективно выявленный критерий эффективности проектов, который ложится в основу составления рейтинга целевых программ, используемого для их дальнейшего отбора.

Добавлено: 7 октября 2012
Статья
Ларченко Л. В. Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 41 (416). С. 2-12.

Предмет/тема.  Анализ развития российской экономики  и стратегических документов показывает, что сырьевой потенциал страны в обозримой перспективе будет играть  существенную роль  в социально-экономическом развитии страны. В статье рассмотрены дискуссионные вопросы наращивания добычи  и направления использования доходов от нефти в условиях намеченного инновационного пути развития страны. Вместе с тем существует угроза уменьшения намеченных объемов добычи, что связано с  проблемами воспроизводства сырьевой базы нефти.

Цели/задачи. На основе  теоретических подходов к вопросам устойчивого территориального развития определить   направления использования  рентные доходы от эксплуатации нефтяных ресурсов применительно к современным условиям России.  Проанализировать проблемы падения воспроизводства сырьевой базы нефти и определить направления выхода из сложившейся ситуации.

Методология. Методологической базой для достижения поставленных целей выступают системный подход и статистические методы анализа.

Результаты. Опираясь на теоретические основы устойчивого территориального развития показано, что рентные доходы от эксплуатации нефтяных ресурсов необходимо направлять в искусственный капитал, который могут использовать последующие поколения. Проанализированы причины падения  воспроизводства запасов нефти, из которых главной  является уменьшение объема геологоразведочных работ. Рассмотрены основные направления решения проблемы. В статье показано, что воспроизводство минерально-сырьевой базы страны невозможно без регулирующей роли государства.

Выводы/значимость.  В статье обоснована необходимость использования нефтяных доходов для развития обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных производств, инфраструктурных объектов, укрепления обороноспособности страны. Разработаны предложения по развитию сырьевой базы нефти. Для этого государство, как собственник недр, должно использовать имеющиеся средства: усиление контроля  за недрополдьзованием, разработка законодательства,  создание программ  изучения и освоения недр, финансирование геологоразведочных работ. Для привлечения инвесторов в крупные проекты необходимы гарантии  государства, уменьшающие предпринимательские риски, возможность переуступки или продажи выявленных запасов.

 

Добавлено: 19 ноября 2015
Статья
Липина С. А. Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 4(43).
С начала 2000 г. началось восстановление нефтяной промышленности Чеченской Республики. В 2007 г. предусматривается принятие новой Федеральной Целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики». Эта программа содержит строго регламентированный классификатор развития каждой отрасли, разработки по подотраслям, вплоть до конкретных предприятий. Над разработкой программы социально-экономического развития Чеченской Республики трудятся профессионалы и специалисты Министерства экономического развития и торговли Чеченской Республики, Центра стратегического развития Чеченской Республики, Государственного научно-исследовательского учреждения Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития и РАН, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства регионального развития РФ. Программа разрабатывается с учетом приоритетов, обозначенных в послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию РФ 25 апреля 2005г. и в среднесрочной программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2005-2008 гг. Хочется надеяться, что при создании эффективного механизма реализации программы, нефтяная и газовая промышленности республики в ближайшей перспективе удовлетворят потребности в нефтепродуктах не только Чечни, но и Кавказского региона в целом. Важнейшей задачей сегодняшнего дня для республики является реабилитация экономики, разрушенной в период военных действий, снятие социальной напряженности путем создания новых рабочих мест, эффективное внедрение инновационных технологий, направленных на повышение благосостояния и обеспечение здоровья нации.
Добавлено: 15 ноября 2011
Статья
Хоркина Н. А. Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 6(237). С. 50-56.

Проведен анализ опыта российских регионов по пропаганде здорового образа жизни. Особое внимание уделено реализации комплексных региональных программ, способствующих формированию у населения стремления к здоровому образу жизни, отказу от вредных привычек, профилактике болезней.

Добавлено: 9 сентября 2012
Статья
Брюханов М. В., Поляченко С. С. Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 48(423). С. 26-38.

 Предмет. Статья посвящена проблемам формирования индивидуального отношения к государственному регулированию экономики.      Цели. Анализ фактов современных научных публикаций по теме исследования и определение основных групп предикторов, а также регрессионный анализ отношения к государственному регулированию экономики с использованием выделенных индивидуальных предикторов с учетом агрегированных характеристик на разных массивах данных.      Методология. Использован регрессионный анализ, в том числе метод наименьших квадратов, пробит-регрессия и метод имитационного моделирования максимизации функции правдоподобия. Информационной базой послужили 5-я волна опроса «Всемирный обзор ценностей» (WVS) за 2005–2009 гг. и 6-я волна опроса за 2010–2014 гг., а также второй раунд обследования «Жизнь в переходной экономике» (LITS).      Результаты. Проведен анализ индивидуального отношения к государственному регулированию экономики, определены основные группы предикторов, а также регрессионный анализ отношения к государственному регулированию экономики с использованием выделенных предикторов с учетом агрегированных характеристик на разных массивах данных.      Выводы. Сделан вывод о том, что у индивидов с университетским образованием спрос на государственное регулирование экономики меньше. Негативным предиктором, статистически значимым на разных выборках, является уровень благосостояния домохозяйства индивида, а также принадлежность к протестантской конфессии, а позитивным предиктором является занятость в государственном секторе. В развитых странах возраст не является статистически значимым предиктором отношения к государственному регулированию.

Добавлено: 11 марта 2016
Статья
Растворцева С. Н., Манаева И. В. Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. № 3. С. 402-417.

Предмет. Дисбаланс в распределении городов, представляющий угрозу для экономического развития и социально-политической стабильности страны.

Цели. Оценка временного роста городов России в период 1897–2014 гг.

Методология. В качестве инструментария использованы законы Ципфа, Гибрата, метод корреляции.

Результаты. Проведен анализ распределения городов России по числу жителей в период 1897–2014 гг.; построена временная корреляционная матрица роста городов России в указанный период; дана оценка роста городов России. Анализ проводился по данным официальной статистики и архивным материалам. Определено, что оценочный коэффициент К варьирует в диапазоне от 0,71 (2014 г.) до 0,9 (1939 г.), что характеризует городскую систему России как стабильную, с неравномерным распределением городов и высокой концентрацией населения в наиболее крупных из них.

Выводы. Процесс роста городов за период 1897–2014 гг. неоднозначный: до 1970 г. малые города росли быстрее крупных, так как миграция населения из села происходила в малые города в границах региона. С 1989 г. крупные города растут быстрее малых, так как происходит процесс миграции населения из малых городов в крупные. Пространственная взаимозависимость и взаимосвязь между городами увеличилась после 1950-х гг. в результате интенсивного развития коммуникаций

Добавлено: 20 марта 2019
Статья
Ильина И. Н., Плисецкий Е. Е., Копыченко Г.С. и др. Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 4 (427). С. 178-196.

Предмет. В статье рассмотрен опыт стратегического планирования в регионах России, выявлены особенности и недостатки разработанных и действующих региональных стратегических документов в свете принятия 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Цели. Цель статьи – анализ роли, значения и направлений совершенствования регионального стратегирования на основе оценки документов стратегического планирования, разработанных в российских регионах, и лучших зарубежных практик.

Методология. Анализ более 75 стратегий субъектов РФ, выполненный на основе авторской методики качественной оценки документов стратегического планирования регионального уровня, позволил составить рейтинг стратегий регионов России по качеству и уровню проработанности. Особое внимание уделено обоснованности содержательной части стратегий как с точки зрения соответствия законодательству Российской Федерации, так и с позиции отражения субъектами РФ перспектив и приоритетов развития (видения своего будущего). Анализ образа будущего российских регионов выполнен с применением экономико-статистических и сравнительных методов исследования.

Результаты. Результаты исследования показали, что действующие региональные стратегии нуждаются в серьезной корректировке в свете принятия Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Главной задачей формирования действенной системы стратегического планирования в России должно стать повышение качества и согласованности документов стратегического планирования на основе лучших практик регионов.

Выводы. Сделан вывод, что стратегическое планирование на региональном уровне в недостаточной степени используется в качестве механизма управления социально-экономическим развитием территории. Анализ плановых показателей ряда регионов России показал, что действующими стратегическими документами не обеспечивается сбалансированность социально-экономического развития.

Добавлено: 10 апреля 2016
Статья
Ильина И. Н., Кириллова А. Н., Плисецкий Е. Е. и др. Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 46. С. 37-55.

Предмет исследования – система программного целевого планирования в регионах Российской Федерации. Цель статьи – анализ опыта оценки эффективности программно-целевого планирования в субъектах Российской Федерации на примере Тюменской области.

В статье рассмотрены проблемы и особенности формирования региональных целевых программ в настоящее время. Проанализировано влияние на региональный программно-бюджетный процесс изменений, внесенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации и касающихся обязательного перехода регионов к государственным программам. Установлено, что формирование программ нового типа (государственных и муниципальных) требует от регионов серьезного изменения системы целевого планирования и повышения качества разработки региональных программ.

Авторским коллективом разработана методика, позволяющая оценить эффективность программ на всех стадиях жизненного цикла: от формирования до мониторинга реализации. Данная методика применена в оценке эффективности долгосрочных целевых программ Тюменской области за 2012–2014 и 2013–2015 гг.

Анализ программ и результаты проведенной оценки подтвердили необходимость формирования новых механизмов системного управления программами. В данных механизмах должны быть предусмотрены усиление целеполагания и комплексный подход к программам и мероприятиям с учетом целевых показателей, ресурсов, сроков и исполнителей. Также необходимы актуализация и внесение корректировок в программные документы по мере выявления отклонений от прогнозируемых целевых показателей. Кроме этого, механизмы должны содержать критерии повышения управляемости программами и регулярной оценки их эффективности и вклада в развитие экономики. И наконец, новые механизмы управления программами должны закреплять ответственность должностных лиц за неэффективную реализацию программ.

Добавлено: 3 декабря 2014
Статья
Шафранская И. Н., Мальцев А. А. Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 44. С. 53-62.

Одна из важных задач органов региональной власти в настоящее время – продвижение интересов своих регионов посредством реализации комплекса мероприятий, имеющих маркетинговый характер, в частности таких, как масштабные культурные проекты, позволяющие привлечь внимание к территории как на международном уровне, так и на уровне федерации. Однако подходы к оценке эффектов, создаваемых подобными мероприятиями, практически отсутствуют в российской науке и практике управления территориями. В данной работе сделана попытка описать комплексно возникающие эффекты и предложить подход к их оценке. Предлагаемый подход используется авторами в ходе эмпирического исследования эффектов фестиваля «Белые ночи в Перми». В статье предлагается общее описание используемого подхода и результаты проведенного эмпирического исследования.

Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Андреева О. Ю., Постников В. П. Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. № 10. С. 1920-1939.
Предмет. Структура и ключевые показатели эффективности работы инновационного промышленного кластера. Цели. Разработка схемы инновационного кластера, обоснование его значения и показателей результативности для стратегии развития кластера. Методология. Методология исследования опирается на анализ конкурентоспособности территорий, согласно которой кластеры в современной экономике становятся новым направлением получения конкурентного преимущества в создании высококвалифицированных рабочих мест, развития инновационного предпринимательства, взаимодействия частного капитала и науки. Проведен анализ существующих кластеров с точки зрения их результативности с использованием методики Европейский кластерной обсерватории, а также подходов, разработанных российскими исследователями. Результаты. На карте кластеров России имеется незначительное количество кластеров в сфере новых материалов и технологий. Из них к композитным кластерам относятся семь. Композиты имеют широкую сферу применения – от авиастроения до создания предметов интерьера, благодаря таким преимуществам, как легкость, прочность и долговечность. Предложена структура аэрокосмического композитного кластера для Пермского края. При разработке нового кластера использована система показателей, разработанная авторами. По данным показателям сделаны количественные прогнозы. Выводы. На основании существующих потребностей рынка в применении композитов и оценки параметров работы успешных промышленных и инновационных кластеров Российской Федерации предложены стратегические показатели развития кластера до 2020 г. Правительство Пермского края весной 2016 г. обсуждало перспективы организации композитного кластера, но работа по его созданию пока не началась. Предложенный подход к формированию кластера, а также структура и взаимосвязь показателей развития кластера могут быть использованы в качестве базовой модели для других кластерных структур.
Добавлено: 18 декабря 2017
Статья
Волкова О. Н. Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 27 (306). С. 21-31.

Практики формирования макрорегиональных стратегий федеральных округов и территорий РФ в работе сравниваются с процессами формирования стратегий Балтики и Дуная в ЕС. Показано, что их различия определяются природой макрорегионов: в РФ они встроены в вертикаль государственной власти, а в ЕС образованы как инструменты достижения глобальных долгосрочных целей единой Европы. Проведено сравнение этапов в практике макрорегионализации в РФ и ЕС. Предложены дальнейшие направления и перспективы исследований и практик макрорегионального строительства с учетом сложившихся особенностей государственного управления и бюджетных систем РФ и ЕС.

Добавлено: 18 июля 2013
Статья
Граница Ю. В. Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. № 8. С. 1540-1556.

Предмет. Анализ  существующих и разработка авторских методик оценки нестабильности экономики региона

Цели.  Исследование экономического и статистического инструментария, адекватного для  прогнозирования финансовой нестабильности региональной экономической системы. Спецификация моделей экономических индикаторов финансовой нестабильности,  оценка их параметров, проверка качества моделей и интерпретация полученных результатов.

Методология. Использованы статистический, расчетно-конструктивный и экономико-математические методы и соответствующие им приемы  анализа данных Результаты. Выявлен определенный набор факторов, оказывающих влияние на наступление рецессии. С использованием разных методов определена волатильность  экономических индикаторов, влияющих на финансовую неустойчивость экономики региона,  построены  три  альтернативные модели, позволяющие определить изменчивость экономических индикаторов.

Наименьший доверительный интервал прогноза получен при расчете стоимостной оценке риска,  а наиболее оптимистичный прогноз на один год был сделан при использовании интегрированной авторегрессионной модели со скользящим средним первого порядка.

Построение регрессионной модели привело к большему доверительному интервалу прогнозного значения экономического индикатора по сравнению с другими моделями.

Построена адекватная логит-модель для прогнозирования рецессии, где в качестве регрессоров использованы темпы роста занятости населения,  сальдированного финансового результата и   среднедушевого дохода

Выводы.  В  анализе волатильности экономических индикаторов значимый эффект дают фрактальный анализ и расчет стоимостной меры риска.

Применяемые  логит-модели позволяют получить значимый результат, если в качестве регрессоров определена  совокупность социальных и экономических показателей, характеризующих общественный сектор экономики региона в купе с сектором бизнеса.

Добавлено: 22 ноября 2019