• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 85 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Котов А. А., Власова Е. Ф., Котова Т. Н. Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 2. С. 50-57.

В исследовании дети трех и четырех лет получали задание на установление связи с новым объектом его имени, наряду с  информацией о его внешнем цвете, которая была доступна их прямому восприятию, и информацией о его внутреннем цвете, которая не была доступна. Вопреки гипотезе о социальной детерминации слова (Bloom, 2000), состоящей в том, что дети предпочитают связывать с новым словом информацию, недоступную их прямому восприятию – передаваемую взрослым, мы обнаружили, что дети четырех лет запоминали как имя объекта, так и оба вида информации. Дети же трех лет хорошо запоминали только имя объекта и информацию, доступную прямому восприятию. На запоминание же информации о внутреннем цвете влияло знание детьми названий цветов – те дети, которые плохо знали названия цветов, не могли запомнить внутренний цвет объекта. В дополнительном исследовании мы показали, что языковой опыт не является достаточным для запоминания информации, недоступной для прямого восприятия, и требует соотношения с релевантным понятийным знанием. В конце статьи мы предлагаем уточнить гипотезу о социальной детерминации слова ограничениями относительно взаимодействия социального, языкового и понятийного опыта при освоении значений новых слов.

Добавлено: 12 октября 2014
Статья
Осин Е. Н. Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 4. С. 79-88.

Статья посвящена объяснительным возможностям и ограничениям категории отчуждения в психологии образования. Психологические исследования феноменов, связанных с категорией отчуждения (выгорание, внешняя мотивация, цинизм и др.), обычно ограничиваются уровнем индивидуальной психики, тогда как категория отчуждения описывает совокупность явлений, разворачивающихся как на индивидуальном, так и на социокультурном уровне. Показаны эвристические возможности культурно-деятельностного подхода к смыслу и смысловой регуляции как методологической основы для анализа процессов отчуждения. Дан краткий обзор результатов эмпирических исследований отчуждения в образовании, а также теоретических работ, обсуждающих генезис и способы преодоления отчуждения. Обзор приводит к выводам о том, что рост объёма и сложности знаний ведёт к росту отчуждения в образовании, но его преодолению может помочь активность индивидов по поиску смысла и самоопределению в рамках этой совместной деятельности. Категория отчуждения недостаточно конкретна для построения психологических исследований, но как средство интерпретации может помочь интеграции их результатов в междисциплинарный контекст для решения задач по критике и совершенствованию социальных институтов и практик.

Добавлено: 15 декабря 2015
Статья
Лебедева А. А. Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 83-91.

Статья посвящена анализу теоретических подходов к изучению качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья. Большинство исследований качества жизни локализуются в контексте клинической проблематики и основываются на средовом подходе, в котором основное значение придается анализу условий существования человека и выраженности различных связанных с ними дефицитов. Однако опыт западных стран показывает, что оптимизация средовых переменных в форме совершенствования социально экономической и медицинской помощи лицам данной категории не решает проблемы улучшения субъективного аспекта качества жизни людей, живущих с инвалидностью. Субъективным аспектом качества жизни является субъективное благополучие личности, которое представляет собой интегральную самооценку эффективности «работы личности» в тех или иных условиях развития. Приведенный анализ научно практического опыта, полученного отечественными и западными исследователями, показывает, что ведущую роль в продвижении к реализованному качеству жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья играют психологические ресурсы личности, а также жизненная позиция по отношению к собственной инвалидности.

Добавлено: 21 июня 2012
Статья
Ефремова М. В., Григорян Л. К. Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 61-70.

Действия людей, с которыми мы делим групповую идентичность, а также история и коллективные поступки групп, к которым мы принадлежим, могут вызывать у нас сильные эмоции. В данном исследовании впервые в российском контексте исследуются негативные коллективные эмоции вины и стыда. Целью исследования является выявление связи данных коллективных эмоций с отношением к представителям аутгрупп у людей с различной степенью выраженности групповой идентичности. На выборке русских (N = 89, 53,9% – женщины, с медианой по возрасту 35 лет) был проведен социально-психологический опрос, в котором респонденты отвечали на вопросы о переживании коллективных эмоций вины, морального и имиджевого стыда в связи с депортацией народов Кавказа в период Великой Отечественной войны. Также в опросник входили шкалы для измерения установок к аутгруппам, связанным (народы Кавказа) и не связанным (мигранты) с событиями, являющимися источником эмоций, а также измерение общей установки на мультикультурализм и выраженности групповой идентичности. Результаты показали, что переживание вины и морального стыда положительно связано с установками как к народам Кавказа (0,396*** и 0,304***, соответственно), так и к мигрантам (0,330*** и 0,322***,соответственно). Имиджевый стыд положительно связан только с отношением к мигрантам (0,326**). Также было выявлено, что выраженность групповой идентичности модерирует эти связи: в группе с высокой выраженностью групповой идентичности связь между эмоциями и установками становится незначимой. Данное исследование открывает новое направление в изучении межгрупповых отношений в российском контексте. При этом полученные результаты говорят о том, что данные эмоции существуют и функционируют в российском контексте так же, как и в других культурных контекстах, в которых такие исследования ранее проводились.

Добавлено: 11 октября 2016
Статья
Леонтьев Д. А. Культурно-историческая психология. 2007. № 7. С. 31-32.

Предпочтение определенной временной ориентации определяется множеством факторов, в том числе влиянием культуры. Цель статьи - описание проявления феномена временной перспективы в различных культурах. Была проведена повторная оценка надежности и валидности русской версии опросника ZTPI, а также сравнение полученных результатов с оригиналом методики, и вариантами ее адаптации во Франции и других странах. Выборка: 1136 человек (от 14 лет до 81 года из 18 городов России) была поделена на 7 возрастных групп. На этой выборке была воспроизведена (показана достаточно высокая надежность и валидность) пятифакторная структура ZTPI, хотя и с некоторыми изменениями ключей, что объясняется культурными различиями. Пять факторов ZTPI, сходные как на российской, так и на французской выборке, позволяют проводить кросскультурные сравнения с использованием этой методики. У женщин показатели шкал «Позитивное прошлое» и «Фаталистическое настоящее» выше, чем у мужчин. В крупных городах показатели шкалы «Гедонистическое настоящее» выше, а шкалы «Будущее» ниже, чем в малых.

Добавлено: 11 июня 2013
Статья
Поддьяков А. Н. Культурно-историческая психология. 2013. № 4. С. 110-113.

Обсуждается тезис трансгуманизма о возможности копирования содержания психики на искусственный носитель и многократной его перезаписи (цифровое бессмертие). Анализируются технические и гуманитарные аспекты проблемы. Обосновывается тезис: сущность психики такова, что для ее поддержания даже в записанном состоянии нужно ее функционирование (цифровая жизнь), которая будет вести к расхождению копии и оригинала. Предлагается аргументация в пользу того, что сама такая запись невозможна в силу фундаментальных физических ограничений мира, а также в силу действия закономерной тенденции: развитие технологий будет идти не в направлении копируемости развивающегося человеческого сознания, а в противоположном – в направлении нарастания невозможностей копирования всё усложняющегося разума (сложность растет быстрее возможностей ее точного копирования).

Добавлено: 25 января 2014
Статья
Овчинникова Ю. Г. Культурно-историческая психология. 2010. № 3. С. 93-98.

В статье обосновывается понимание кризиса личности как внутреннего ресурса психики для саморазвития. Проводится сравнительный анализ кризиса личности и кризисной ситуации, а также особенностей оказания психологической помощи. Предлагается модель оказания психологической помощи в рамках краткосрочного консультирования, способствующей конструктивному разрешению кризиса личности. Основой интервенции становится вопрос о психологическом смысле кризиса. Подчеркивается важность использования феноменологического метода в качестве основы консультирования, а также сопоставляется понятие интервенции и понимающей психологии.

 

Добавлено: 19 октября 2012
Статья
Леонтьев Д. А., Ханина И. Б. Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 20-27.

Статья посвящена целостному анализу различных аспектов проблемы общения в работах А. А. Леонтьева, занимающей центральное место в его научном наследии. Подробно анализируется соотношение категорий общения и деятельности, основания и смысл рассмотрения А. А. Леонтьевым общения как деятельности. Рассмотрена классификация видов общения по четырем основаниям: ориентация (предметно-ориентированное, социально-ориентированное и личностно-ориентированное общение), психологическая динамика, семиотическая специализация и степень опосредованности. Специальное внимание уделено концепции педагогического общения, выступающей, с одной стороны, развитием общей теории общения, а с другой - самостоятельной рабочей концепцией. В заключение рассматриваются эвристические связи и взаимодействия между концепцией общения А. А. Леонтьева и концепцией образа мира А. Н. Леонтьева, Е. Ю. Артемьевой, С. Д. Смирнова и др., реализовавшиеся, в частности, в разработке понятия обучающего общения.

Добавлено: 10 мая 2013
Статья
Золотарева А. А. Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 1. С. 107-115.

В статье описана процедура разработки теста для экспресс-диагностики перфекционизма и его англоязычной версии. На основе данных прежних исследований (N = 2400) из полной версии Дифференциального теста перфекционизма (24 пункта) были отобраны 14 пунктов, составивших Краткий дифференциальный тест перфекционизма (КДТП). Анализ психометрических свойств теста проводился на выборке русскоязычных студентов (N = 164). Для проверки кросс-культурной устойчивости факторной структуры и психометрических характеристик теста была сформирована выборка малазийских студентов (N = 153), в совершенстве владеющих английским языком. Факторная структура русскоязычной и англоязычной версий КДТП подтвердила наличие в тесте двух шкал: шкала нормального перфекционизма оценивает здоровое стремление к совершенству (установление высоких, но находящихся в пределах досягаемости стандартов), в то время как шкала патологического перфекционизма измеряет болезненное влечение к безупречности (установление недостижимых и неразумных стандартов). Обе версии теста продемонстрировали приемлемые показатели валидности и надежности, вследствие чего были признаны эффективными инструментами для экспресс-диагностики перфекционизма, в том числе в кросс-культурных исследованиях.

Добавлено: 2 октября 2018
Статья
Фаликман М. В., Коул М. Культурно-историческая психология. 2014. № 3. С. 4-18.

В обзоре представлено новое направление когнитивных исследований на стыке экспериментальной психологии, нейронаук, культурной антропологии и генетики, интенсивно развивающееся в течение последнего десятилетия – «культурная нейронаука». Анализируются теоретические подходы и эмпирические данные, полученные в рамках двух линий исследований в данной области. C одной стороны, это изучение структурной и функциональной пластичности мозга при освоении различных форм культурного опыта (грамоты, профессиональных навыков и т.д.). С другой стороны – исследование мозговых и генетических коррелятов стилевых особенностей восприятия, памяти, внимания и категоризации, прежде всего их аналитического либо, напротив, холистического характера у представителей культур «индивидуалистского» (западного) и «коллективистского» (восточного) типа. Затрагиваются методологические проблемы подобных исследований. Результаты исследований и выводы представителей «культурной нейронауки» соотносятся с положениями культурно-исторической психологии Л.С. Выготского.

Добавлено: 19 октября 2014
Статья
Ишанов С. А., Осин Е. Н., Костенко В. Ю. Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 1. С. 30-40.

Статья посвящена изучению связей между личностным развитием и качественными характеристиками уединения. Выполнен краткий обзор современных исследований уединения, обсуждаются различия между понятиями «уединение» и «одиночество». Представлены результаты смешанного эмпирического исследования опыта уединения на онлайн-выборке добровольцев (N=204). Респонденты отвечали на вопросы анкеты о количестве времени, субъективных переживаниях и видах деятельности в ситуациях уединения и заполняли методики «Дифференциальный опросник переживания одиночества» (ДОПО), «Шкала экзистенции» (ШЭ) и Тест незаконченных предложений Вашингтонского университета (НПВУ). Получены слабые положительные связи показателя уровня развития эго по тесту НПВУ со шкалой позитивного одиночества ДОПО, шкалой самотрансценденции ШЭ, а также переживанием позитивных эмоций и разнообразием видов деятельности в уединении (в частности, склонностью к размышлениям, творчеству и физической активности), по результатам контент-анализа. Результаты свидетельствуют о том, что индивиды на более высоких уровнях развития эго не склонны страдать от одиночества в ситуациях уединения, но принимают эти ситуации, позитивно относятся к ним и творчески используют их. Полученные данные объясняют индивидуальные различия в опыте уединения и обсуждаются авторами в свете положений экзистенциального и культурно-исторического подхода.

Добавлено: 18 октября 2017
Статья
Молчанова О. Н. Культурно-историческая психология. 2010. № 3. С. 67-77.
В статье представлены некоторые дискуссионные положения, связанные с проблемой уровневых характеристик самооценки и их последствий. Основное внимание уделено двум вопросам: что такое самооценка и процесс самооценивания и каковы личностные и поведенческие следствия разного уровня самооценки. Анализируются результаты эмпирических исследований, опровергающих широко распространенное мнение об однозначной позитивности высокой самооценки. Обсуждаются особенности связи между различными параметрами самооценки и поведением человека; разграничивается подлинная и защитная самооценка, рассматриваются особенности оптимальной самооценки. Показывается сложность и неоднозначность объяснительных моделей оптимальной самооценки.
Добавлено: 3 июля 2012
Статья
Шариков А. В., Айгистова Ю. В. Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 4. С. 72-79.

В статье рассматриваются основные этапы формирования феномена мультипликации как фактора социализации детей, которые связаны с развитием медиатехнологий. Приводятся результаты исследования, проведенного авторами в 2012-2013 гг. среди матерей детей в возрасте до трех лет включительно.

Добавлено: 12 марта 2015
Статья
Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Силантьева Т. А. Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 120-134.

Статья посвящена анализу понимания социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, описана ее роль в развитии и поддержании баланса субъективного благополучия личности людей, находящихся в ситуации инвалидности. Будучи сама особым внешним ресурсом преодоления неблагоприятных условий развития, социальная поддержка находится в непрерывной связи и взаимозависимости с психологическими ресурсами личности. Основной особенностью феномена социальной поддержки является то, что она предполагает активность самого субъекта, направленную на самостоятельное преодоление трудной жизненной ситуации. При дефиците телесных ресурсов, наблюдающемся в ситуации физических ограничений здоровья, возрастает роль макро- и микросоциальных ресурсов в поддержании психологического благополучия человека. В ситуации же дефицита и социальных, и телесных ресурсов основной «удар» принимает на себя личность. Эмпирическое исследование посвящено тому, в каких отношениях находятся микросоциальные ресурсы (поддержка близких и родственников, удовлетворенность этой поддержкой) и психологические ресурсы устойчивости и саморегуляции личности. В исследовании приняли участие 210 испытуемых (48 учащихся с ОВЗ, 162 условно здоровых учащихся). В результате исследования были найдены различия между подвыборками с низкими и высокими показателями параметров социальной поддержки, свидетельствующие главным образом о том, что оценка и восприятие поддержки вносит вклад в психологические ресурсы преодоления и саморегуляции, запуская и/или усиливая имеющийся потенциал личности.  

Добавлено: 23 ноября 2015
Статья
Рябиченко Т. А., Лебедева Н. М., Плотка И. Д. Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 54-64.

В статье представлены результаты сравнительного исследования взаимосвязей различных видов социальной идентичности (этнической, гражданской и идентичности с местом) со стратегиями аккультурации (ассимиляцией и интеграцией) и показателями психологической адаптации (удовлетворенностью жизнью и самоуважением) русских в двух социокультурных контекстах — Латвии и Грузии. Участниками исследования стали 320 русских Латвии (M = 42,89; SD = 21,19) и 312 русских Грузии (M = 31,11; SD = 11,67). Для проверки взаимосвязей использовался путевой анализ. Результаты показали, что с интеграцией в обеих странах связаны гражданская идентичность и идентичность с местом. Прямая связь идентичности с местом и показателями психологического благополучия носит универсальный характер для исследуемых стран, тогда как характер взаимосвязей гражданской и этнической идентичности с показателями психологического благополучия зависит от контекста. Универсальным для Латвии и Грузии является непрямой позитивный эффект гражданской идентичности и идентичности с местом на самоуважение через стратегию интеграции.

Добавлено: 30 июня 2019
Статья
Петровский В. А. Культурно-историческая психология. 2011. № 3. С. 12-26.

Дана семиотическая трактовка «Я» и рассмотрены условия существования Я за пределами субъективной реальности (возможность «ноуменального Я»). Вначале мы вынуждены признать мнимость «Я»: перед нами - не более чем призрак, переживаемые мною (кем?) «узоры» «композиции», «рисунки», «чертежи» некого Х, именуемого «я», и «тексты», описывающие их внутреннее устройство и связи с окружением (и, возможно, среди прочего, с такими же призраками - «Ты», «Мы», «Они»). Далее оказывается, что Я как знаковое образование в психике превращается в свой «объект» (обозначаемое), опосредуя потоки активности, порождаемые индивидом как физическим существом. Реальное Я есть форма существования индивида, определяемая встречей присущей ему «бессубъектной» активности и культурных знаков (прообразов) Я, «впечатанных» в него культурой. Результатом этих «встреч» являются: истинный субъект познания, строящий образ мира (Я-созерцающее, Я-мыслящее, Я-получающее, Я-обладающее); истинный субъект действия (Я-целеполагающее, Я-достигающее, Я-влияющее, Я-дарящее); истинный субъект переживания бытия (Я-претерпевающее, Я-событийное, Я-трансцендирующее).

Добавлено: 13 сентября 2012
Статья
Моргунов Е. Б. Культурно-историческая психология. 2013. № 4. С. 44-53.

Имеются резервы развития во взаимодействии концепций непрерывного образования и научающихся организаций. Часть таких резервов локализована в возможностях распространения понятия «зона ближайшего развития» на анализ организационных средств повышения обучаемости работников. В статье рассмотрены перспективы концепции непрерывного образования работников в контексте организационной психологии. Важными аспектами внедрения системы непрерывного образования в жизнь организации являются ее оценка с помощью контрольного перечня ее обучаемости, а также программы преодоления эмоциональной дезадаптации сотрудников.

Добавлено: 30 января 2014
Статья
Уточкин И. С. Культурно-историческая психология. 2009. № 2. С. 42-50.
Добавлено: 29 января 2010
Статья
Поливанова К. Н., Шакарова М. А. Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 255-268.

Современная ситуация исследований детства восходит к классическим психологическим теориям, в отечественной психологии — к культурно-исторической теории. Сами эти теории возникали как обобщение и осмысление реалий того детства, которое сложилось к моменту создания этих теорий. Быстрые социальные изменения, особенно последних десятилетий, привели к появлению широкого круга источников, в которых отмечается изменение повседневности детства — детство меняется от эпохи к эпохе; появилась даже метафора — «исчезновение детства». В статье описывается изменение образа ребенка в отношении к образу взрослого, а в качестве материала анализа использованы советские и российские кинофильмы 1940—2000-х гг. Исследование базируется на допущении о том, что последовательный анализ, проведенный с опорой на теорию М.Ю. Лотмана о структуре текста, демонстрирует изменение образа ребенка. Если в 1940—1950-е гг. ребенок предстает незрелым, «недо-взрослым», а взрослый — воплощением идеальной формы, а основная коллизия — проявлением детской незрелости, то постепенно от десятилетия к десятилетию все больше основные герои — ребенок и взрослый — предстают как разные индивидуальности; а ребенок (подросток) подчас приобретает явные негативные черты. Сама дихотомия ребенок–взрослый теряет свое значение.

Добавлено: 13 марта 2017
Статья
Зинченко В. П. Культурно-историческая психология. 2012. № 1. С. 59-68.

В статье рассматривается современное состояние методологии науки применительно к психологии. Показано, что методология настолько развилась и разветвилась, что настала пора разрабатывать ее специальный вид: методологию выбора и применения методологии к частным наукам. Специально выделена роль искусства как своего рода методологии: искусство питает интуицию, а методология дискурсию. В статье также представлена пропедевтика методологической культуры и дана критика или проблематизация однозначности целого ряда методологических принципов, бытующих в современной психологии. Обсуждается также проблема совместимости / несовместимости полярностей, веками существующих в психологии и дискуссии о которых не утихают.

Добавлено: 30 июня 2012
Статья
Леонтьев Д. А. Культурно-историческая психология. 2013. № 1. С. 22-30.

В статье дан теоретический анализ проблемы влияния социокультурной среды на формирования и развитие личности. Рассмотрены основные подходы к этой проблеме, в том числе культурно-историческая психология, теория социального характера, культурная антропология, кросс-культурные исследования и культурная психология. Исходя из положения о полисоциальной природе человека, выделены различные слои социокультурого окружения, которые вносят вклад в процессы социализации и окультуривания индивида. Специально проанализировано соотношение социального и культурного, которое понимается в работе как соотношение необходимого и возможного в социокультурной детерминации личностного развития. Проанализированы аспекты, в которых социокультурная среда влияет на развитие личности. Основной вывод работы заключается в различении двух аспектов формирующего влияния социокультурной среды: культивирования инвариантных, культурно неспецифических механизмов социальной регуляции жизнедеятельности личности (цивилизованности) и усвоения конкретных культурно-специфических знаково-символических и ценностно-смысловых регуляторов  (культурной идентичности).

Добавлено: 16 ноября 2013