• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 369 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Рощин С. Ю. Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 1. С. 123-135.
Добавлено: 8 июля 2018
Статья
Стребков Д. О. Экономическая социология. 2000. Т. 1. № 1. С. 48-66.

Статья посвящена изучению массового протеста населения России: поиску экономических переменных наиболее сильно связанных с протестной активностью и выявлению конкретных видов взаимосвязей между ними. В работе показано, что массовый протест имеет две совершенно независимые составляющие: с одной стороны, это забастовки на предприятиях, а с другой - публичные акции протеста, в число которых входят митинги, манифестации, пикетирования и голодовки. На протяжении трех лет (1996-98 гг.) довольно четко прослеживается экспоненциальная зависимость числа участников забастовок от темпов прироста задолженности. Что касается публичных акций протеста, то число их участников совершенно не коррелирует ни с одной экономической переменной. Также были выявлены четыре фактора, являющиеся независимыми чертами социального поведения населения: конформное поведение, пассивное недовольство, публичный протест и забастовочный протест.

Добавлено: 24 апреля 2013
Статья
Крылов Д. А. Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 4. С. 87-93.
Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Савицкая Е. В. Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 4. С. 145-164.
Добавлено: 1 марта 2014
Статья
Богомазова Л. В. Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 1. С. 123-147.
Добавлено: 20 февраля 2019
Статья
Косалс Л. Я., Белянин А. В., Бобкова Н. В. и др. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 1. С. 61-88.

Коррупция исследуется множеством дисциплин — антропологией, криминологией, теорией развития, экономикой, политической наукой, психологией, социологией. В каждой из них сложились свои научные традиции, связанные с использованием разных методов сбора и анализа эмпирической информации, такие как включённое наблюдение в антропологии или интервью в социологии. В настоящей работе мы описываем экспериментальные методы, которые в последние годы стали важным инструментом междисциплинарного социального анализа. В первой части статьи мы сравниваем эти методы с другими способами получения знаний об обществе, характеризуем их сильные и слабые стороны и их место в арсенале общественных наук. Во второй части обращаемся к опыту использования экспериментов для исследования коррупции и показываем, что они позволяют пролить свет на проблему даже в тех случаях, когда другие методы бессильны. Эти выводы иллюстрируются на материале, по-видимому, первого в мире экспериментального исследования с участием офицеров полиции среднего звена в качестве испытуемых, проведённого А. В. Беляниным и Л. Я. Косалсом. Мы моделируем институт коррупции как общественное благо для его участников и измеряем отношение к нему разных когорт испытуемых по степени того, насколько они склонны поддерживать этот институт в разных условиях, особенно тогда, когда его существование теряет смысл. Заключение содержит вывод о том, что сочетание исследовательских подходов, как традиционных социологических, так и экспериментальных, открывает новые возможности для изучения сложных социальных явлений.

Добавлено: 7 июня 2015
Статья
Полтерович В. М., Яковлев А. А. Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 3. С. 8-26.

В конце 2012 г. — начале 2013 г. ВШЭ и АНЦЭА был реализован проект по анализу состояния и тенденций развития аналитических центров как существенного сегмента независимого исследовательского сектора в России и их роли в формировании экономической политики. В рамках проекта наряду с формализованным опросом 50 аналитических центров была проведена серия углублённых интервью с руководителями ряда из них (как входящих, так и не входящих в АНЦЭА). В дополнение к ним и для лучшего восприятия того, как аналитические центры и экспертно-аналитическое сообщество выглядят в глазах экономистов-исследователей, в январе 2013 г. было проведено ещё одно интервью — с президентом Новой экономической ассоциации В. М. Полтеровичем. Редакция журнала «Экономическая социология» полагает, что суждения, высказанные в данном интервью, важны не только для понимания эволюции аналитических центров, но могут стимулировать развитие российского академического сообщества.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Абрамов Р. Н. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 5. С. 150-153.
Добавлено: 6 мая 2010
Статья
Барсукова С. Ю. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 5. С. 104-112.

В работе представлена рецензия на книгу «В тени регулирования: неформальность на российском рынке труда» под редакцией В. Е. Гимпельсона и Р. И. Капелюшникова (М.: Изд. дом ВШЭ, 2014), в которой собраны различные тексты, посвященные неформальной занятости на российском рынке труда. В рецензии С. Ю. Барсукова, следуя за логикой рассуждения авторов обозреваемого сборника, предпринимает попытку найти ответ на вопрос: считать ли неформальную занятость печальным следствием несовершенства системы формальной занятости или особой сферой, компенсирующей её недостатки? Для решения обозначенной задачи автору рецензии для начала пришлось обратиться к определению основных понятий, в том числе и к установлению, кого считать неформалами, а также продемонстрировать наличие разных подходов к изучению неформальной занятости. Далее, Барсукова при помощи статистических данных показывает, что положение занятого неформально может быть как выигрышнее, так и проигрышнее позиции занятого официально. В числе наиболее очевидных недостатков неформальности можно назвать отсутствие социальных гарантий, в числе преимуществ — экономию на уплате налогов. Однако и эти характеристики не позволяют однозначно оценить неформальную занятость: так, на мировом рынке есть примеры, когда неформалы зарабатывают как больше, так и меньше формальных работников. Обращаясь к российской действительности, необходимо отметить неоднородность занятых неформально: в среднем неформальные работники проигрывают в заработке, но отдельные группы — например, самозанятые, — наоборот, получают больше денег. В свою очередь, самооценка занятых неформально не позволяет утверждать, что они недовольны своим положением: они оценивают свой статус не ниже, чем занятые официально. Из-за многообразия аспектов неформальности оказывается сложно оценить её как однозначно положительный или негативный феномен. По мнению автора рецензии, неверно начинать активную борьбу против неформальности как таковой; вместо этого необходимо скорректировать формальный сектор, дабы сделать его более привлекательным.

Добавлено: 17 октября 2015
Статья
Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А. Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 5. С. 66-89.

Вследствие ряда социальных и демографических изменений в последние годы в России значительно увеличилось количество доступных мест для получения высшего образования и одновременно уменьшилось количество претендентов на них. Теоретически это могло бы привести к повышению равенства в доступе к высшему образованию со стороны разных слоёв населения. В статье впервые на данных России проверяется теория эффективно поддерживаемого неравенства, согласно которой количественное увеличение мест, доступных для получения определённого уровня образования, не приводит к снижению социально-экономического неравенства, поскольку внутри данного уровня возникает неравенство за счёт качества получаемого образования. На данных лонгитюдного проекта «Траектории в образовании и профессии» изучаются два типа образовательного выбора, совершаемого выпускниками после окончания 11-го класса школы: (1) между средним профессиональным и высшим образованием и (2) между селективным и неселективным вузами. Согласно теории Р. Будона, изучается эффект воздействия социально-экономического положения семьи на выбор образовательной траектории напрямую и опосредованно, через успеваемость. Результаты показали, что после 11-го класса непосредственная роль социально-экономического положения более важна для перехода на академическую траекторию, нежели усилия семьи по повышению успеваемости. Учащиеся из семей с низким социальным статусом, даже имея высокие образовательные достижения, реже делают выбор в пользу университета, нежели в пользу учреждений профессионального образования. При выборе между селективными и неселективными вузами воздействие семьи через успеваемость ослабевает ещё в большей мере. Характеристики семьи напрямую сказываются на выборе траектории, становясь ключевыми предикторами.

Добавлено: 30 ноября 2018
Статья
Логинов Г., Крылов Д. А. Экономическая социология. 2010. № 5 (11). С. 19-25.
Добавлено: 5 декабря 2010
Статья
Крылов Д. А., Логинов Г. Экономическая социология. 2011. № 1 (12). С. 7-24.
Добавлено: 27 февраля 2011