• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 376 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Котельникова З. В. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3. С. 89-106.
Добавлено: 16 января 2014
Статья
Котельникова З. В. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 5. С. 85-103.

В данной статье представлен сравнительный анализ исследований в областях маркетинга взаимоотношений и новой экономической социологии. Обращается внимание на содержательную близость двух этих дисциплин, которые выросли из общих теоретических корней (социология Э. Дюркгейма, экономическая антропология, социология и право, теория социального обмена) и имеют общие исследовательские интересы (проблематика доверия, приверженности, взаимозависимости, общих ценностей, властной асимметрии, адаптации и взаимной удовлетворённости). Невзирая на множество точек пересечения, развитие маркетинга взаимоотношений и новой экономической социологии во многом происходит параллельно. Ситуация усугубляется тем, что маркетинг взаимоотношений сфокусирован на изучении длящихся контрактных межфирменных отношений на рынках стандартных товаров, в то время как новая экономическая социология увлечена исследованиями маргинальных рынков, а также отношений, существующих за пределами самого рыночного обмена. Делается заключение о том, что обе дисциплины выиграли бы в случае преодоления представителями маркетинга взаимоотношений и новой экономической социологии существующей разобщённости.

Добавлено: 25 октября 2014
Статья
Максимова А. С. Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 5. С. 106-114.
Рецензия на книгу: Steiner P. 2010. Durkheim and the Birth of Economic Sociology. Translated by Tribe K. Princeton, NJ: Princeton University Press.
Добавлено: 30 августа 2012
Статья
Радаев В. В. Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 1. С. 19-56.

Экономическая теория обычно исходит из того, что конкурирующие фирмы действуют независимо друг от друга. Экономическая социология, напротив, представляет конкуренцию как социальное действие, ориентированное на других участников рынка. Она предполагает, что между прямыми конкурентами, не вступающими друг с другом в экономические сделки, возникает сложный комплекс социальных связей, обеспечивающих общую устойчивость рынка. Принимая этот экономико-социологический подход, мы в то же время хотим избежать риска «пересоциализированности» концептуальных построений. Для этого положение о социальной укорененности действий конкурентов должно быть проверено эмпирически. Не менее важно изучить разнообразие существующих форм, в которых осуществляется межфирменная социальная координация. В данной статье предлагается классификация типов социальных связей между конкурентами и на основе оригинальной базы количественных данных выявляется степень распространенности и уровень интенсивности этих связей, а также анализируются условия, которые способствуют или, наоборот, препятствуют координации действий на рынке. Основным источником данных стал стандартизованный опрос 500 менеджеров розничных сетей и их поставщиков, проведенный осенью 2007 г. в пяти российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Тюмени. Выборка включает представителей российских и иностранных компаний разного размера в продуктовом секторе и секторе бытовой техники и электроники.

Добавлено: 4 сентября 2012
Статья
Штайнер Ф. Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 4. С. 6-13.
Добавлено: 24 ноября 2009
Статья
Куракин А. А. Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 4. С. 102-130.

Приводится обзор публикаций по экономической социологии в России за 2000-2007 гг. Производится тематическая группировка изданных статей и монографий. В обзор включены также учебники и переводные тексты, а диссертационные работы не рассматриваются.

Добавлено: 31 мая 2009
Статья
Радаев В. В. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3. С. 107-115.

Прошло восемь лет с момента опубликования книги В.В. Радаева «Экономическая социология: Курс лекций. М.: Аспект-Пресс, 1997». Ее перепечатки в 1998 и 2000 гг. производились без изменений. И в данном случае речь идет не о переиздании с доработкой, а фактически о новой книге. В ней появилось семь совершенно новых глав, а остальные главы реструктурованы и переписаны. В этом номере публикуются авторское предисловие и оглавление данной книги.

Добавлено: 16 января 2014
Статья
Рощин С. Ю. Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 1. С. 123-135.
Добавлено: 8 июля 2018
Статья
Стребков Д. О. Экономическая социология. 2000. Т. 1. № 1. С. 48-66.

Статья посвящена изучению массового протеста населения России: поиску экономических переменных наиболее сильно связанных с протестной активностью и выявлению конкретных видов взаимосвязей между ними. В работе показано, что массовый протест имеет две совершенно независимые составляющие: с одной стороны, это забастовки на предприятиях, а с другой - публичные акции протеста, в число которых входят митинги, манифестации, пикетирования и голодовки. На протяжении трех лет (1996-98 гг.) довольно четко прослеживается экспоненциальная зависимость числа участников забастовок от темпов прироста задолженности. Что касается публичных акций протеста, то число их участников совершенно не коррелирует ни с одной экономической переменной. Также были выявлены четыре фактора, являющиеся независимыми чертами социального поведения населения: конформное поведение, пассивное недовольство, публичный протест и забастовочный протест.

Добавлено: 24 апреля 2013
Статья
Крылов Д. А. Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 4. С. 87-93.
Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Савицкая Е. В. Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 4. С. 145-164.
Добавлено: 1 марта 2014
Статья
Богомазова Л. В. Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 1. С. 123-147.
Добавлено: 20 февраля 2019
Статья
Косалс Л. Я., Белянин А. В., Бобкова Н. В. и др. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 1. С. 61-88.

Коррупция исследуется множеством дисциплин — антропологией, криминологией, теорией развития, экономикой, политической наукой, психологией, социологией. В каждой из них сложились свои научные традиции, связанные с использованием разных методов сбора и анализа эмпирической информации, такие как включённое наблюдение в антропологии или интервью в социологии. В настоящей работе мы описываем экспериментальные методы, которые в последние годы стали важным инструментом междисциплинарного социального анализа. В первой части статьи мы сравниваем эти методы с другими способами получения знаний об обществе, характеризуем их сильные и слабые стороны и их место в арсенале общественных наук. Во второй части обращаемся к опыту использования экспериментов для исследования коррупции и показываем, что они позволяют пролить свет на проблему даже в тех случаях, когда другие методы бессильны. Эти выводы иллюстрируются на материале, по-видимому, первого в мире экспериментального исследования с участием офицеров полиции среднего звена в качестве испытуемых, проведённого А. В. Беляниным и Л. Я. Косалсом. Мы моделируем институт коррупции как общественное благо для его участников и измеряем отношение к нему разных когорт испытуемых по степени того, насколько они склонны поддерживать этот институт в разных условиях, особенно тогда, когда его существование теряет смысл. Заключение содержит вывод о том, что сочетание исследовательских подходов, как традиционных социологических, так и экспериментальных, открывает новые возможности для изучения сложных социальных явлений.

Добавлено: 7 июня 2015
Статья
Полтерович В. М., Яковлев А. А. Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 3. С. 8-26.

В конце 2012 г. — начале 2013 г. ВШЭ и АНЦЭА был реализован проект по анализу состояния и тенденций развития аналитических центров как существенного сегмента независимого исследовательского сектора в России и их роли в формировании экономической политики. В рамках проекта наряду с формализованным опросом 50 аналитических центров была проведена серия углублённых интервью с руководителями ряда из них (как входящих, так и не входящих в АНЦЭА). В дополнение к ним и для лучшего восприятия того, как аналитические центры и экспертно-аналитическое сообщество выглядят в глазах экономистов-исследователей, в январе 2013 г. было проведено ещё одно интервью — с президентом Новой экономической ассоциации В. М. Полтеровичем. Редакция журнала «Экономическая социология» полагает, что суждения, высказанные в данном интервью, важны не только для понимания эволюции аналитических центров, но могут стимулировать развитие российского академического сообщества.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Абрамов Р. Н. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 5. С. 150-153.
Добавлено: 6 мая 2010
Статья
Барсукова С. Ю. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 5. С. 104-112.

В работе представлена рецензия на книгу «В тени регулирования: неформальность на российском рынке труда» под редакцией В. Е. Гимпельсона и Р. И. Капелюшникова (М.: Изд. дом ВШЭ, 2014), в которой собраны различные тексты, посвященные неформальной занятости на российском рынке труда. В рецензии С. Ю. Барсукова, следуя за логикой рассуждения авторов обозреваемого сборника, предпринимает попытку найти ответ на вопрос: считать ли неформальную занятость печальным следствием несовершенства системы формальной занятости или особой сферой, компенсирующей её недостатки? Для решения обозначенной задачи автору рецензии для начала пришлось обратиться к определению основных понятий, в том числе и к установлению, кого считать неформалами, а также продемонстрировать наличие разных подходов к изучению неформальной занятости. Далее, Барсукова при помощи статистических данных показывает, что положение занятого неформально может быть как выигрышнее, так и проигрышнее позиции занятого официально. В числе наиболее очевидных недостатков неформальности можно назвать отсутствие социальных гарантий, в числе преимуществ — экономию на уплате налогов. Однако и эти характеристики не позволяют однозначно оценить неформальную занятость: так, на мировом рынке есть примеры, когда неформалы зарабатывают как больше, так и меньше формальных работников. Обращаясь к российской действительности, необходимо отметить неоднородность занятых неформально: в среднем неформальные работники проигрывают в заработке, но отдельные группы — например, самозанятые, — наоборот, получают больше денег. В свою очередь, самооценка занятых неформально не позволяет утверждать, что они недовольны своим положением: они оценивают свой статус не ниже, чем занятые официально. Из-за многообразия аспектов неформальности оказывается сложно оценить её как однозначно положительный или негативный феномен. По мнению автора рецензии, неверно начинать активную борьбу против неформальности как таковой; вместо этого необходимо скорректировать формальный сектор, дабы сделать его более привлекательным.

Добавлено: 17 октября 2015
Статья
Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А. Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 5. С. 66-89.

Вследствие ряда социальных и демографических изменений в последние годы в России значительно увеличилось количество доступных мест для получения высшего образования и одновременно уменьшилось количество претендентов на них. Теоретически это могло бы привести к повышению равенства в доступе к высшему образованию со стороны разных слоёв населения. В статье впервые на данных России проверяется теория эффективно поддерживаемого неравенства, согласно которой количественное увеличение мест, доступных для получения определённого уровня образования, не приводит к снижению социально-экономического неравенства, поскольку внутри данного уровня возникает неравенство за счёт качества получаемого образования. На данных лонгитюдного проекта «Траектории в образовании и профессии» изучаются два типа образовательного выбора, совершаемого выпускниками после окончания 11-го класса школы: (1) между средним профессиональным и высшим образованием и (2) между селективным и неселективным вузами. Согласно теории Р. Будона, изучается эффект воздействия социально-экономического положения семьи на выбор образовательной траектории напрямую и опосредованно, через успеваемость. Результаты показали, что после 11-го класса непосредственная роль социально-экономического положения более важна для перехода на академическую траекторию, нежели усилия семьи по повышению успеваемости. Учащиеся из семей с низким социальным статусом, даже имея высокие образовательные достижения, реже делают выбор в пользу университета, нежели в пользу учреждений профессионального образования. При выборе между селективными и неселективными вузами воздействие семьи через успеваемость ослабевает ещё в большей мере. Характеристики семьи напрямую сказываются на выборе траектории, становясь ключевыми предикторами.

Добавлено: 30 ноября 2018
Статья
Логинов Г., Крылов Д. А. Экономическая социология. 2010. № 5 (11). С. 19-25.
Добавлено: 5 декабря 2010
Статья
Крылов Д. А., Логинов Г. Экономическая социология. 2011. № 1 (12). С. 7-24.
Добавлено: 27 февраля 2011