• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 392 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Макриди К., Каннинг М., Дежина И. Г. и др. Вопросы образования. 2007. № 3. С. 65-83.

Статья основана на материалах обследования системы высшего образования в Казахстане экспертами Организации экономического сотрудничества и развития и Всемирного банка. Рассматриваются стратегии мобилизации ресурсов, которые применяет правительство, чтобы компенсировать низкий уровень финансирования образования: стимулирование развития частного высшего образования, долевое финансирование образования, приватизация государственных университетов. Подробно обсуждается грантовая(ваучерная) система финансирования образования, действующая в Казахстане.

Добавлено: 24 июля 2014
Статья
Пронин А. С., Веретённик Е. В., Семенов А. В. Вопросы образования. 2014. № 3. С. 54-73.

Представлен и протестирован способ реорганизации студенческих учебных групп с помощью анализа социальных сетей (Social Network Analysis, SNA). Задача, сформулированная администрацией факультета менеджмента НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), состояла в том, чтобы сформировать на основе имеющихся четырех учебных групп 2‑го курса бакалавриата три новые. Главным условием выступало сохранение сложившихся дружеских и деловых отношений между студентами. Технические требования состояли в обеспечении равного размера новых групп (26 студентов) и  эквивалентного уровня академической успеваемости (измерялась по среднему баллу студентов за семестр). Представлен алгоритм решения задачи с использованием инструментов SNA, включающий две возможные стратегии для групп с разной структурой взаимодействия: это стратегия «слабого звена» (выбрать наименее целостную учебную группу, разделить ее и дополнить выделенными кластерами остальные три группы) и стратегия «плавильного котла» (реформировать все четыре группы курса в абсолютно новые кластеры на основании оценок учебного взаимодействия). При сравнении полу- ченных за последующие 1,5 года рейтинговых оценок успеваемости выявлен рост среднего балла студентов в группах, сформированных с учетом межличностных оценок и взаимодействия. Предлагаемый метод группировки может использоваться для изменения структуры учебных групп и курсов в ситуациях естественного сокращения численности студентов, а также при формировании проектных команд в рамках исследовательских курсов или научных лабораторий.

Добавлено: 18 сентября 2014
Статья
Рудник Б. Л., Шишкин С. В., Якобсон Л. И. Вопросы образования. 2006. № 1. С. 25-46.

К настоящему моменту разработан пакет законопроектов, предусматривающих введение нового типа государственного (муниципального) учреждения - автономного учреждения, а также новой организационно-правовой формы государственной (муниципальной) некоммерческой организации - государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации. В статье раскрываются особенности данных образований, рассматриваются теоретический и практический аспекты их введения, комментируются связанные с их появлением возражения и опасения.

 

Добавлено: 22 января 2013
Статья
Бондаренко Н. В. Вопросы образования. 2014. № 1. С. 162-175.

По результатам ежегодных общероссийских опросов руководителей компаний, осуществляемых в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ, сопоставляются данные о сотрудничестве вузов и бизнеса, полученные в прошлые годы и в 2013 г. Опрошены руководители малого, среднего и крупного бизнеса в шести основных секторах экономики. Анализируется характер взаимодействия бизнеса с недавними выпускниками вузов (востребованность молодых специалистов и удовлетворенность бизнеса качеством их профессиональной подготовки) и сотрудничество бизнеса с учреждениями высшего профессионального образования (фактические масштабы сотрудничества, его формы, потенциальные масштабы и направления на ближайшую перспективу). Представлены результаты межстранового сравнения удовлетворенности работодателей молодыми специалистами и требований компаний к подготовке специалистов в рамках системы высшего образования в России и Великобритании.

Добавлено: 10 июня 2016
Статья
Тюменева Ю. А., Хавенсон Т. Е. Вопросы образования. 2012. № 3. С. 113-140.

Международные исследования по оценке качества математического и естественно-научного образования (Trends in International Mathematics and Science Study, TIMSS) обладают тем преимуществом, что кроме прямой когнитивной оценки школьников собирают информацию об учителях этих школьников: их образовании, опыте работы, практике ведения уроков. Чтобы оценить связь учительских характеристик с достижениями школьников и преодолеть ограничения корреляционного дизайна TIMSS, был применен метод first difference (метод первой разницы). Кроме того, эффекты учительских характеристик были оценены методом обычных регрессий. Обнаруженные связи различались от одной предметной области к другой, и результаты использования метода первой разницы отличались от результатов обычного корреляционного анализа. Для математики метод первой разницы обнаружил отрицательную связь репродуктивных заданий и групповой работы на уроках с достижениями, а задания на понимание и развитие метапредметных навыков показали положительную связь. Для предметов естественно-научного цикла репродуктивные задания имели, наоборот, положительную связь, тогда как задания на понимание и развитие метапредметных навыков либо не имели эффектов, либо они были негативные. Кроме того, для естественно-научных предметов в отличие от математики значимое влияние на достижения оказывал опыт учителя.

Добавлено: 2 декабря 2012
Статья
Касамара В. А., Сорокина А. А. Вопросы образования. 2009. № 3. С. 161-169.

  

Добавлено: 6 июля 2009
Статья
Петренко Е. С., Галицкая Е. Г., Шмерлина И. А. Вопросы образования. 2010. № 2. С. 187-206.

Обзор результатов опроса российских домохозяйств, в ходе которого анализировалось влияние образования и профессионально- должностного статуса родителей, места жительства, материальных и культурных ресурсов семьи на образовательные стратегии детей, а также степень образовательной активности взрослых, ее структура и мотивы.

 

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Фрумин И. Д., Поляруш П. П. Вопросы образования. 2008. № 2. С. 73-107.

Современная система государственных учебных заведений во многих странах не справляется с повышенным спросом на услуги образования, особенно в условиях бюджетного дефицита. Негосударственные школы не только позволяют удовлетворить этот спрос, но и способствуют повышению стандартов качества и эффективности обучения. От государственных школ, не способных обеспечить доступность для всех качественного базового образования, частные школы отличаются финансовой эффективностью, быстротой реагирования на возникающие проблемы, высоким уровнем подотчетности. В статье дана характеристика негосударственного сектора образовательных услуг, рассмотрены формы его взаимодействия с государственной системой образования. Обсуждаются способы государственного регулирования деятельности частных учебных заведений, основные виды частно-государственного партнерства в сфере образования. Обзор преимущественно касается довузовского обучения.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Блинов В. И., Артамонова М. В. Вопросы образования. 2012. № 1. С. 291.

Статья посвящена проблеме становления нового типа образовательных программ, формирующихся на пересечении уровней высшего и среднего образования. Институт образования рассматривается как инструмент социальной стратификации общества, среди основных тенденций развития которого авторы выделяют разделение образовательных программ на академические и собственно профессиональные, а также создание программ производства «человека умелого» — квалифицированного исполнителя. Изменения системы профессионального образования рассматриваются с учетом законодательного введения нового образовательного стандарта в 2011 г.

Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Тюменева Ю. А., Кузьмина Ю. В. Вопросы образования. 2011. № 3. С. 164-191.

На данных программы международного сравнительного исследования 15-летних учащихся (PISA) был оценен вклад различных факторов в достижения в чтении. В анализ были включены данные только по российским учащимся (n=5633). В качестве зависимой переменной был взят общий балл, полученный учащимся по тесту в части чтения. Независимыми переменными стали: характеристики семьи; установки учащегося к чтению и к школе; контекстуальные характеристики школы; композиционные характеристики школы. Использовались четыре модели регрессионного многоуровнего анализа. Обнаружено, что эффект семейного бэкграунда является самым значительным из всех исследованных переменных. Он показывает наибольшую значимость  не только на индивидуальном, но и на школьном уровне, оказывая влияние уже как средний по школе социально-экономический статус семей школьников. На школьном уровне, агрегированные семейные характеристики школьников оказывают действие на индивидуальные достижения, превосходя при этом эффект школьных ресурсов и локализации школы – единственных из всех контекстуальных школьных факторов, показавших значимый вклад в достижения. Отношение  учащихся к чтению и обучению имеют значимый эффект для достижений в чтении на индивидуальном уровне, но агрегируясь на уровне школы установки к чтению и школе учеников не имеют самостоятельного вклада в индивидуальные результаты. Обсуждаются возможные прикладные выводы для реализации образовательный политики.

Добавлено: 13 декабря 2012
Статья
Архангельский А. Н. Вопросы образования. 2016. № 4.
Рецензия на книгу: Е.С. Абелюк. Практика чтения
Добавлено: 11 декабря 2016
Статья
Тюменева Ю. А., Кузьмина Ю. В. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 107-135.

На данных PISA-2009 (чтение) исследовалась эффективность одного года обучения для семи стран Россия, Чехия, Венгрия, Словакия, Германия, Канада и Бразилия.  Использовалась инструментальная переменная, что  позволило оценить эффект одного года обучения нестрогим методом «разрывности регрессии» (regression discontinuity).  Учитывалось наличие разных программ при оценке эффективности одного года обучения. Анализ проведен как для всех программ обучения (общей и профессиональной) совокупно, так и отдельно для общеобразовательных школ.

Результаты показали, что в России для учащихся всех программ совокупно эффективность  одного года школьного обучения незначима. Страны с практикой раннего разделения на общую и профессиональную программы показывают меньшую эффективность обучения, чем страны, где все 15-летние обучаются на общей программе.  Эффективность обучения для учащихся общеобразовательных программ значима во всех странах. Низкая эффективность обучения характерна для учащихся профессиональных программ по сравнению с эффективностью для детей из общеобразовательной траектории. Сила и направление связи СЭС и эффективности школьного обучения сильно зависит от системы образования и меняется от страны к стране. Для России, так же как для некоторых других стран, эффективность обучения не зависит от социально-экономических показателей учащихся. Результаты обсуждаются с точки зрения проблем при оценке эффективности обучения для учащихся разных программ, и справедливого оценивания национальных достижений в странах с разным набором  образовательных траекторий.

Добавлено: 14 апреля 2013
Статья
Тюменева Ю. А., Вальдман А. И., Карной М. Вопросы образования. 2014. № 1. С. 8-24.

На сегодняшний день существует достаточно большой массив исследований, посвященных проблеме переноса и применения знаний в новых ситуациях, однако, в данных работах, успешность овладения предметным знанием не связывается  с возможностью применения этих знаний во вне-предметном контексте. Цель данной работы оценить связь степени сформированности предметных знаний и умений с их переносом в неакадемический контекст. Работа основана на анализе российских данных международных исследований TIMSS и PISA. Выборка включала 4241 школьников из России, принявших участие как в TIMSS - 2011, так и в PISA-2012. Принимая во внимание выводы из предыдущих работ, а также наш анализ различий в содержании заданий TIMSS и PISA, можно утверждать, что задания TIMSS связаны скорее с владением предметным содержанием, задания PISA – с умением применять предметное знание в широком жизненном контексте. Проведенный анализ включал следующие шаги:

Разделение учащихся на 6 групп на основе средних результатов каждого учащегося в математических заданиях TIMSS (PV); Определение 10-ти (20-ти) самых трудных заданий PISA (основываясь на однопараметрической модели Раша); Определение процента самых трудных заданий PISA, решенных в каждой TIMSS-группе.  Этот показатель выступил мерой способности переносить предметные знания в новый контекст и применять их для решения реальных жизненных задач; Трансформирование процентов в логиты  путем их логарифмирования.

В результате была обнаружена положительная связь между уровнем сформированности предметного знания и способностью перенести и применить его в ситуации, приближенной к реальной: чем лучше учащийся владеет предметным материалом по математике, тем с большей вероятностью он сможет применить это знание для решения проблемы в неакадемическом контексте. Однако, эта связь не является линейной: только владение материалом на самом высоком уровне значительно облегчает перенос. Средние уровни  владения предметным материалом мало дифференцируют успешность в контекстуальных задачах. Результаты обсуждаются в плоскости эффекта формально-предметного обучения для решения задач во вне-академическом контексте.

Добавлено: 11 декабря 2014
Статья
Фрумин И. Д., Добрякова М. С. Вопросы образования. 2012. № 2. С. 159-191.

Рассматриваются изменения в высшем инженерном образовании в России за последнее десятилетие. С целью определения движущих сил внутренних преобразований в университетах, происходящих в условиях значительных перемен во внешней среде, обследованы четыре целевые группы: университетские администраторы, студенты, выпускники и работодатели. Опираясь на концепцию вовлеченности и теорию заинтересованных участников, авторы утверждают, что в российских университетах, как правило, действует «договор о невовлеченности», сутью которого является отказ от изменений.

Добавлено: 2 декабря 2012
Статья
Поливанова К. Н., Сазонова Е. В., Шакарова М. Вопросы образования. 2013. № 4.

Изменение условий взросления современных детей по сравнению с условиями, в которых росли их родители, трактуется как углубление «кризиса детства». Взросление современных детей в гораздо меньшей степени опосредуется ясными и однозначными перспективами развития, близкими отношениями со взрослыми. Медиаторами детского развития, согласно гипотезе авторов, начинают выступать культурные тексты. В этой связи ставится вопрос о развивающем потенциале этих текстов. Обосновывается необходимость новых исследований в области психологии развития в контексте культурно-исторической теории, базирующихся на современном материале. Представлены два эмпирических исследования. Анализ игры дошкольников по сюжетам современных мультсериалов выявил, во-первых, принципиальную возможность организации игр, имеющих развивающий потенциал, по современным мультфильмам, а во-вторых, способность детей проигрывать сюжеты, в которых отношения между персонажами являются сложными и неоднозначными. Эти данные расширяют представления о прототипе детской игры, каковым считалась до сих пор волшебная сказка с ясно представленными границами добра и зла. Современные дети способны отражать в игровых ситуациях более тонкие и более сложные отношения героев. Для исследования причин особой привлекательности для подростков книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере проводились опросы школьников 8–10-х классов, а также участников интернет-форумов, посвященных поттериане. Кроме того, респонденты выполняли ряд проективных тестов. Обнаружена особая привлекательность для подростков инициативного действия — яркого, героического, с неизвестным результатом. При этом возможность такого действия подростки относят к волшебному вымышленному миру, а реальный мир квалифицируют как серый и скучный. На основании полученных данных авторы приходят к выводу, что современные культурные тексты предполагают искушенного зрителя и читателя, предоставляют ему свободу и открытость, предлагают действовать в ситуации неоднозначности и неопределенности, т. е. формируют принципиально недидактический тип взаимодействия. Современные культурные тексты для детей и подростков обладают развивающим потенциалом, но игнорируются системой образования.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Антипкина И. В., Кузнецова М. И., Карданова Е. Ю. Вопросы образования. 2017. № 2. С. 206-233.

Изучается роль уровня фонематического развития и размера словарного запаса в развитии навыков чтения у детей, а также анализируются факторы, способствующие и препятствующие развитию этих навыков. Исследование проводилось на материалах проекта iPIPS, оценивающего го- товность детей к школьному обучению и их прогресс в течение первого учебного года. Выборку составили 2741 первоклассник из школ Красноярска и Казани, навыки чтения у них измерялись дважды: в начале и в конце пер- вого года обучения. Установлено, что недостаточно развитые фонематический слух и словарный запас становятся препятствием для прогресса в овладении чтением не только на начальных стадиях обучения чтению, что обосно- вано в теоретических моделях становления навыка чтения, но и у детей, уже умеющих читать. Среди первоклассников, умеющих читать на момент поступления в школу, можно выделить группу риска в отношении развития навыков чтения, для компенсации дефицитов которой требуются особые методические подходы

Добавлено: 17 октября 2017
Статья
Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Вопросы образования. 2007. № 1. С. 49-62.

В статье обсуждается концепция предпринимательского университета как института, способного справиться с проблемами современного высшего образования, обусловленными переходом к «обществу знания». Авторы дают определение предпринимательского университета и предлагают матрицу, позволяющую оценивать уровень предпринимательской активности университета и осуществлять стратегическое планирование его деятельности. Показано, какую роль предпринимательские университеты могут играть в индустриальных кластерах и какое значение для их развития имеет формирование социальных сетей выпускников. По мере развития общества меняется отношение людей к его основным институтам. Однако скорость этих изменений применительно к разным институтам существенно варьируется. Институты бизнеса преобразуются, вероятно, быстрее всего. Такой институт, как церковь, очень медленно. Что касается системы образования, то в целом она весьма консервативна, а ее подсистема — университеты — особенно. Это объясняется многими причинами, главная из которых заключается в привычке людей воспроизводить тот способ передачи знаний, посредством которого знания получили они сами.

Добавлено: 10 декабря 2014
Статья
Рощина Я. М. Вопросы образования. 2006. № 1. С. 347-369.
Добавлено: 21 октября 2009
Статья
Каспржак А. Г. Вопросы образования. 2009. № 3.
Добавлено: 21 апреля 2011