• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 403 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Коршунов И. А., Пешкова В. М., Малкова Н. В. Вопросы образования. 2019. № 1. С. 187-214.

На основе анализа открытых статистических данных исследуются успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования и обучения взрослых организациями среднего профессионального и высшего образования. Установлены отрасли, в которых применяется наибольшее количество успешных стратегий. Реализация ДПО вносит вклад в повышение финансовой устойчивости организаций среднего профессионального образования. В образовательных организациях отраслей нефтегазодобыча и химическая переработка, медицина, электротехника и энергетика, информатика и связь, а также в экономико-юридических образовательных организациях успешные стратегии могут обеспечивать от 25 до 40% общего бюджета. Эффективной оказывается узкая профессионализация программ, взаимодействие со стратегическими предприятиями, а роль интернет-инструментов продвижения услуг относительно невелика. В крупных государственных университетах, несмотря на большую численность слушателей, реализация программ ДПО не вносит существенного вклада в финансовую устойчи- вость: составляет не более 5% общего бюджета вуза. Вместе с тем в ряде небольших организаций высшего образования (в региональных филиалах и негосударственных учреждениях) подготовка по программам ДПО может приносить более половины дохода. При этом именно статус университета является определяющим в привлечении слушателей. Изучение стратегий образовательных организаций высшего образования показывает, что недостаточное внимание к программам ДПО, реализуемым в интересах региональной промышленности, связано с отсутствием показателей по данному виду услуг в составе ежегодного мониторинга вузов, а также устоявшихся подходов к интеграции программ ДПО и высшего образования.

Добавлено: 3 апреля 2019
Статья
Попова Е.А., Шеина М. В. Вопросы образования. 2017. № 1. С. 128-157.

Проверяются гипотезы о более высоком уровне академических достижений у студентов — выпускников более сильных школ, а также о характере связи успеваемости студента с его образовательной позицией в школе (учился он лучше или хуже среднего на параллели) с учетом образовательных характеристик школы. С помощью регрессионного анализа оценивается сила связи академических достижений с результатами ЕГЭ, типом школы, образовательной позицией при контроле на индивидуальные характеристики студента и факт получения им региональной губернаторской стипендии, дополнительной к стипендии университета. Выборку исследования составили 313 студентов, поступивших на 1-й курс образовательных программ «Экономика» и «Менеджмент» НИУ ВШЭ (Пермь) в 2012 и 2013 г. В качестве показателя академической успеваемости студента выбран его кумулятивный рейтинг за 1-й год обучения. Установлено, что окончание школы повышенного уровня или школы с высоким средним баллом ЕГЭ по математике не гарантирует студентам 1-го курса более высоких академических результатов. Школьная образовательная позиция студента значимо положительно связана с его академическими достижениями, причем сила связи варьирует в зависимости от образовательных характеристик школ. Учебные результаты студентов с высокой образовательной позицией из школ с невысоким уровнем образовательных результатов могут быть обусловлены развитой внутренней мотивацией, присущей академически успешным в школе ученикам. Авторы делают вывод, что игнорирование информации об образовательной позиции студентов из школ с невысокими средними образовательными показателями может приводить к недооценке их академических достижений. Наличие губернаторской стипендии оказалось значимым фактором учебных достижений только для менеджеров.

Добавлено: 13 февраля 2017
Статья
Малошонок Н. Г., Семенова Т. В., Терентьев Е. А. Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92-121.

В статье рассматриваются две теории мотивации, часто применяющиеся в контексте образования: теория достиженческих целевых ориентаций и иерархическая теория самодетерминации. На материале анализа 37 полуструктурированных интервью со студентами двух региональных университетов, расположенных в одном из регионов Приволжского федерального округа, показываются специфика и достоинства каждой теории при изучении учебной мотивации. Теория самодетерминации в ее расширенном варианте оказалась более продуктивной при изучении и объяснении мотивации студентов в виду наличия проработанной типологии причин учебной деятельности, универсальных потребностей, а также уровней функционирования мотивации.

Добавлено: 19 мая 2015
Статья
Куприянов Б. В., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А. и др. Вопросы образования. 2013. № 2. С. 209-232.

Представлены результаты опроса руководителей учреждений дополнительного образования детей, проведенного в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ. На основании полученнных данных проанализированы структура контингента обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей, направленность реализуемых ими программ, обеспеченность данных образовательных учреждений кадрами и их финансирование.

Добавлено: 7 августа 2013
Статья
Шувалова О. Р. Вопросы образования. 2009. № 1. С. 223-237.
Добавлено: 26 января 2010
Статья
Иванова А. Е., Кузнецова М. И., Семенов С. В. и др. Вопросы образования. 2016. № 4. С. 84-105.

В настоящее время регионы России имеют большую степень самостоятельности в построении региональной системы образования, при этом объективных эмпирических данных об особенностях развития, например, дошкольников и младших школьников того или иного региона практически нет, что затрудняет принятие обоснованных решений об изменениях на данных уровнях образования. Цель данного исследования - изучение базовых навыков по математике и чтению у детей на входе в школу в двух региональных центрах – Красноярске и Казани. Мы ставили перед собой задачу ответить на следующие вопросы: 1) с каким уровнем развития приходят первоклассники в школу; 2) с какими факторами связана успешность ребенка в первый год обучения; 3) существуют ли региональные различия в стартовом уровне детей? Исследование проводилось с помощью инструмента iPIPS, позволяющего оценить стартовый уровень ребенка на входе в школу, на выборке около 2750 первоклассников в двух городах. Основными факторами, связанными с уровнем базовых навыков ребенка по математике и чтению, являются социально-культурный капитал семьи, дошкольный опыт ребенка, а также язык, на котором происходит общение дома. При этом фактор региональной принадлежности практически никакой роли не играет.

Добавлено: 19 октября 2015
Статья
Зарецкий Ю. П. Вопросы образования. 2016. № 1. С. 245-273.

В статье на основе анализа новейших работ историков и диссертаций XVII – XVIII веков реконструируются важнейшие составляющие практики присуждения ученых степеней в немецких университетах раннего Нового времени. Задача реконструкции – понять, можно ли считать эту практику сопоставимой с нечестными способами получения академических степеней в современном мире. Для поиска ответа на этот вопрос рассматриваются представления об ученой степени в европейской культуре до эпохи Модерна, магистерские и докторские диссертации XVII – XVIII веков и проблема их авторства, изменения, произошедшие в процедуре их защиты и историко-культурные предпосылки рождения докторской степени современного типа. В итоге делается вывод, что поскольку основные социальные, культурные и интеллектуальные перемены, способствовавшие появлению общепринятого сегодня понимания академических степеней, завершились лишь к началу XIX века, предъявлять современные научные и нравственные критерии к практике присуждения их в более ранний период необоснованно. Из такого заключения не следует, что фальшивых ученых степеней в Европе раннего Нового времени, в отличие от сегодняшнего дня, не было, или что они были редкостью, – просто сама «фальшивость» понималась тогда иначе.

Добавлено: 21 марта 2016
Статья
Завалей А. И. Вопросы образования. 2014. № 2. С. 236-255.

Первые два раздела обзора зарубежных исследований по ключевым темам современной философии образовании посвящены обсуждению эпистемологических и морально-политических целей образования. В третьем разделе рассматривается одна из наиболее дискуссионных тем современной философии образования  — вопрос о профессиональном статусе преподавателя. Показано, что умение критически осмыслять социально-политические условия производства и распространения знания является одной из важнейших эпистемологических целей образования. Среди этических целей образования традиционно называются личностная автономия, спо- собность к полноценной социальной и экономической жизни, всестороннее личностное развитие, гражданские (демократические) компетенции и способность к кооперации. В последние 20 лет во многом благодаря  феминистической и коммунитаристской критике развивается направление, признающее центральной целью  образования не автономию рационального субъекта, а идеалы заботы, любви и чувства общности. На основании анализа дискуссий по вопросу о профессионализации преподавательской деятельности автор приходит к выводу, что несмотря на то что преподавание обладает основными чертами профессиональной деятельности, его специфичность делает затруднительным выделение четких критериев профессионализации.    

Добавлено: 23 июня 2014
Статья
Макриди К., Каннинг М., Дежина И. Г. и др. Вопросы образования. 2007. № 3. С. 65-83.

Статья основана на материалах обследования системы высшего образования в Казахстане экспертами Организации экономического сотрудничества и развития и Всемирного банка. Рассматриваются стратегии мобилизации ресурсов, которые применяет правительство, чтобы компенсировать низкий уровень финансирования образования: стимулирование развития частного высшего образования, долевое финансирование образования, приватизация государственных университетов. Подробно обсуждается грантовая(ваучерная) система финансирования образования, действующая в Казахстане.

Добавлено: 24 июля 2014
Статья
Пронин А. С., Веретённик Е. В., Семенов А. В. Вопросы образования. 2014. № 3. С. 54-73.

Представлен и протестирован способ реорганизации студенческих учебных групп с помощью анализа социальных сетей (Social Network Analysis, SNA). Задача, сформулированная администрацией факультета менеджмента НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), состояла в том, чтобы сформировать на основе имеющихся четырех учебных групп 2‑го курса бакалавриата три новые. Главным условием выступало сохранение сложившихся дружеских и деловых отношений между студентами. Технические требования состояли в обеспечении равного размера новых групп (26 студентов) и  эквивалентного уровня академической успеваемости (измерялась по среднему баллу студентов за семестр). Представлен алгоритм решения задачи с использованием инструментов SNA, включающий две возможные стратегии для групп с разной структурой взаимодействия: это стратегия «слабого звена» (выбрать наименее целостную учебную группу, разделить ее и дополнить выделенными кластерами остальные три группы) и стратегия «плавильного котла» (реформировать все четыре группы курса в абсолютно новые кластеры на основании оценок учебного взаимодействия). При сравнении полу- ченных за последующие 1,5 года рейтинговых оценок успеваемости выявлен рост среднего балла студентов в группах, сформированных с учетом межличностных оценок и взаимодействия. Предлагаемый метод группировки может использоваться для изменения структуры учебных групп и курсов в ситуациях естественного сокращения численности студентов, а также при формировании проектных команд в рамках исследовательских курсов или научных лабораторий.

Добавлено: 18 сентября 2014
Статья
Рудник Б. Л., Шишкин С. В., Якобсон Л. И. Вопросы образования. 2006. № 1. С. 25-46.

К настоящему моменту разработан пакет законопроектов, предусматривающих введение нового типа государственного (муниципального) учреждения - автономного учреждения, а также новой организационно-правовой формы государственной (муниципальной) некоммерческой организации - государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации. В статье раскрываются особенности данных образований, рассматриваются теоретический и практический аспекты их введения, комментируются связанные с их появлением возражения и опасения.

 

Добавлено: 22 января 2013
Статья
Бондаренко Н. В. Вопросы образования. 2014. № 1. С. 162-175.

По результатам ежегодных общероссийских опросов руководителей компаний, осуществляемых в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ, сопоставляются данные о сотрудничестве вузов и бизнеса, полученные в прошлые годы и в 2013 г. Опрошены руководители малого, среднего и крупного бизнеса в шести основных секторах экономики. Анализируется характер взаимодействия бизнеса с недавними выпускниками вузов (востребованность молодых специалистов и удовлетворенность бизнеса качеством их профессиональной подготовки) и сотрудничество бизнеса с учреждениями высшего профессионального образования (фактические масштабы сотрудничества, его формы, потенциальные масштабы и направления на ближайшую перспективу). Представлены результаты межстранового сравнения удовлетворенности работодателей молодыми специалистами и требований компаний к подготовке специалистов в рамках системы высшего образования в России и Великобритании.

Добавлено: 10 июня 2016
Статья
Тюменева Ю. А., Хавенсон Т. Е. Вопросы образования. 2012. № 3. С. 113-140.

Международные исследования по оценке качества математического и естественно-научного образования (Trends in International Mathematics and Science Study, TIMSS) обладают тем преимуществом, что кроме прямой когнитивной оценки школьников собирают информацию об учителях этих школьников: их образовании, опыте работы, практике ведения уроков. Чтобы оценить связь учительских характеристик с достижениями школьников и преодолеть ограничения корреляционного дизайна TIMSS, был применен метод first difference (метод первой разницы). Кроме того, эффекты учительских характеристик были оценены методом обычных регрессий. Обнаруженные связи различались от одной предметной области к другой, и результаты использования метода первой разницы отличались от результатов обычного корреляционного анализа. Для математики метод первой разницы обнаружил отрицательную связь репродуктивных заданий и групповой работы на уроках с достижениями, а задания на понимание и развитие метапредметных навыков показали положительную связь. Для предметов естественно-научного цикла репродуктивные задания имели, наоборот, положительную связь, тогда как задания на понимание и развитие метапредметных навыков либо не имели эффектов, либо они были негативные. Кроме того, для естественно-научных предметов в отличие от математики значимое влияние на достижения оказывал опыт учителя.

Добавлено: 2 декабря 2012
Статья
Касамара В. А., Сорокина А. А. Вопросы образования. 2009. № 3. С. 161-169.

  

Добавлено: 6 июля 2009
Статья
Петренко Е. С., Галицкая Е. Г., Шмерлина И. А. Вопросы образования. 2010. № 2. С. 187-206.

Обзор результатов опроса российских домохозяйств, в ходе которого анализировалось влияние образования и профессионально- должностного статуса родителей, места жительства, материальных и культурных ресурсов семьи на образовательные стратегии детей, а также степень образовательной активности взрослых, ее структура и мотивы.

 

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Фрумин И. Д., Поляруш П. П. Вопросы образования. 2008. № 2. С. 73-107.

Современная система государственных учебных заведений во многих странах не справляется с повышенным спросом на услуги образования, особенно в условиях бюджетного дефицита. Негосударственные школы не только позволяют удовлетворить этот спрос, но и способствуют повышению стандартов качества и эффективности обучения. От государственных школ, не способных обеспечить доступность для всех качественного базового образования, частные школы отличаются финансовой эффективностью, быстротой реагирования на возникающие проблемы, высоким уровнем подотчетности. В статье дана характеристика негосударственного сектора образовательных услуг, рассмотрены формы его взаимодействия с государственной системой образования. Обсуждаются способы государственного регулирования деятельности частных учебных заведений, основные виды частно-государственного партнерства в сфере образования. Обзор преимущественно касается довузовского обучения.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Блинов В. И., Артамонова М. В. Вопросы образования. 2012. № 1. С. 291.

Статья посвящена проблеме становления нового типа образовательных программ, формирующихся на пересечении уровней высшего и среднего образования. Институт образования рассматривается как инструмент социальной стратификации общества, среди основных тенденций развития которого авторы выделяют разделение образовательных программ на академические и собственно профессиональные, а также создание программ производства «человека умелого» — квалифицированного исполнителя. Изменения системы профессионального образования рассматриваются с учетом законодательного введения нового образовательного стандарта в 2011 г.

Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Тюменева Ю. А., Кузьмина Ю. В. Вопросы образования. 2011. № 3. С. 164-191.

На данных программы международного сравнительного исследования 15-летних учащихся (PISA) был оценен вклад различных факторов в достижения в чтении. В анализ были включены данные только по российским учащимся (n=5633). В качестве зависимой переменной был взят общий балл, полученный учащимся по тесту в части чтения. Независимыми переменными стали: характеристики семьи; установки учащегося к чтению и к школе; контекстуальные характеристики школы; композиционные характеристики школы. Использовались четыре модели регрессионного многоуровнего анализа. Обнаружено, что эффект семейного бэкграунда является самым значительным из всех исследованных переменных. Он показывает наибольшую значимость  не только на индивидуальном, но и на школьном уровне, оказывая влияние уже как средний по школе социально-экономический статус семей школьников. На школьном уровне, агрегированные семейные характеристики школьников оказывают действие на индивидуальные достижения, превосходя при этом эффект школьных ресурсов и локализации школы – единственных из всех контекстуальных школьных факторов, показавших значимый вклад в достижения. Отношение  учащихся к чтению и обучению имеют значимый эффект для достижений в чтении на индивидуальном уровне, но агрегируясь на уровне школы установки к чтению и школе учеников не имеют самостоятельного вклада в индивидуальные результаты. Обсуждаются возможные прикладные выводы для реализации образовательный политики.

Добавлено: 13 декабря 2012