• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 408 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Юдкевич М. М., Панова А. А. Вопросы образования. 2005. № 2. С. 2-4.

Николас Барр описывает в своей статье характеристики существующих моделей финансирования, реализуемых в разных странах. Какими бы ни были проблемы с реализацией той или иной модели, при структурных изменениях образовательного рынка и смежных с ним рынков, колебаниях демографических показателей, изменении спроса на образование эти проблемы значительно возрастают.

Добавлено: 27 марта 2009
Статья
Павлюткин И. В. Вопросы образования. 2010. № 1. С. 25-41.

Анализируются последствия введения института ранжирования в систему высшего образования. Рейтинги призваны бороться с провалами рынка, стимулировать конкуренцию и эффективный выбор учебного заведения. Однако проведенные за последнее десятилетие исследования, посвященные влиянию ранжирований на поведение университетов, показывают, что рейтинги приобрели символическую власть на рынке образовательных услуг, наделяя преимуществами одни учебные заведения в ущерб другим. В результате возникло недоверие к рейтингам и даже бойкотирование такого способа оценки со стороны некоторых университетов. Рассмотрение ранжирования университетов в качестве соци- альной практики соизмерения может раскрыть механизмы влия- ния рейтингов на поведение вузов.

 

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Дьячкова Э. А. Вопросы образования. 2016. № 1. С. 225-244.

Рассматриваются существующие в мировой практике методики управления доходами от эндаумента и возможность их применения в российских университетах. Наиболее актуальными в исследовании расходования средств от эндаумента являются такие вопросы, как реинвестирование дохода от целевого капитала; определение объема доходов от целевого капитала, который может быть использован; использование самого «тела» эндаумента, а не только процентов; определение направлений расходования эндаумента. Представлен обзор показателей финансовой деятельности фондов целевых капиталов и направлений расходования доходов от целевого капитала в российской практике. На примере Фонда целевого капитала НИУ ВШЭ проанализировано применение методов для определения сумм расходования и смоделированы финансовые показатели за период 2008–2014 гг. Политика, которой руководствуется университет в распределении доходов Фонда целевого капитала, позволяет реализовать принцип сохранности. В стабильных условиях такая политика целесообразна, но в период кризиса и с учетом того, что капитал в основном рублевый, обоснованность следования данному принципу может быть поставлена под сомнение. При использовании методов, основанных на стоимости чистых активов, эндаумент НИУ ВШЭ смог бы обеспечить принцип равенства поколений с ежегодным распределением доходов в пользу будущего и настоящего поколений.

Добавлено: 21 марта 2016
Статья
Коршунов И. А., Пешкова В. М., Малкова Н. В. Вопросы образования. 2019. № 1. С. 187-214.

На основе анализа открытых статистических данных исследуются успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования и обучения взрослых организациями среднего профессионального и высшего образования. Установлены отрасли, в которых применяется наибольшее количество успешных стратегий. Реализация ДПО вносит вклад в повышение финансовой устойчивости организаций среднего профессионального образования. В образовательных организациях отраслей нефтегазодобыча и химическая переработка, медицина, электротехника и энергетика, информатика и связь, а также в экономико-юридических образовательных организациях успешные стратегии могут обеспечивать от 25 до 40% общего бюджета. Эффективной оказывается узкая профессионализация программ, взаимодействие со стратегическими предприятиями, а роль интернет-инструментов продвижения услуг относительно невелика. В крупных государственных университетах, несмотря на большую численность слушателей, реализация программ ДПО не вносит существенного вклада в финансовую устойчи- вость: составляет не более 5% общего бюджета вуза. Вместе с тем в ряде небольших организаций высшего образования (в региональных филиалах и негосударственных учреждениях) подготовка по программам ДПО может приносить более половины дохода. При этом именно статус университета является определяющим в привлечении слушателей. Изучение стратегий образовательных организаций высшего образования показывает, что недостаточное внимание к программам ДПО, реализуемым в интересах региональной промышленности, связано с отсутствием показателей по данному виду услуг в составе ежегодного мониторинга вузов, а также устоявшихся подходов к интеграции программ ДПО и высшего образования.

Добавлено: 3 апреля 2019
Статья
Попова Е.А., Шеина М. В. Вопросы образования. 2017. № 1. С. 128-157.

Проверяются гипотезы о более высоком уровне академических достижений у студентов — выпускников более сильных школ, а также о характере связи успеваемости студента с его образовательной позицией в школе (учился он лучше или хуже среднего на параллели) с учетом образовательных характеристик школы. С помощью регрессионного анализа оценивается сила связи академических достижений с результатами ЕГЭ, типом школы, образовательной позицией при контроле на индивидуальные характеристики студента и факт получения им региональной губернаторской стипендии, дополнительной к стипендии университета. Выборку исследования составили 313 студентов, поступивших на 1-й курс образовательных программ «Экономика» и «Менеджмент» НИУ ВШЭ (Пермь) в 2012 и 2013 г. В качестве показателя академической успеваемости студента выбран его кумулятивный рейтинг за 1-й год обучения. Установлено, что окончание школы повышенного уровня или школы с высоким средним баллом ЕГЭ по математике не гарантирует студентам 1-го курса более высоких академических результатов. Школьная образовательная позиция студента значимо положительно связана с его академическими достижениями, причем сила связи варьирует в зависимости от образовательных характеристик школ. Учебные результаты студентов с высокой образовательной позицией из школ с невысоким уровнем образовательных результатов могут быть обусловлены развитой внутренней мотивацией, присущей академически успешным в школе ученикам. Авторы делают вывод, что игнорирование информации об образовательной позиции студентов из школ с невысокими средними образовательными показателями может приводить к недооценке их академических достижений. Наличие губернаторской стипендии оказалось значимым фактором учебных достижений только для менеджеров.

Добавлено: 13 февраля 2017
Статья
Малошонок Н. Г., Семенова Т. В., Терентьев Е. А. Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92-121.

В статье рассматриваются две теории мотивации, часто применяющиеся в контексте образования: теория достиженческих целевых ориентаций и иерархическая теория самодетерминации. На материале анализа 37 полуструктурированных интервью со студентами двух региональных университетов, расположенных в одном из регионов Приволжского федерального округа, показываются специфика и достоинства каждой теории при изучении учебной мотивации. Теория самодетерминации в ее расширенном варианте оказалась более продуктивной при изучении и объяснении мотивации студентов в виду наличия проработанной типологии причин учебной деятельности, универсальных потребностей, а также уровней функционирования мотивации.

Добавлено: 19 мая 2015
Статья
Куприянов Б. В., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А. и др. Вопросы образования. 2013. № 2. С. 209-232.

Представлены результаты опроса руководителей учреждений дополнительного образования детей, проведенного в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ. На основании полученнных данных проанализированы структура контингента обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей, направленность реализуемых ими программ, обеспеченность данных образовательных учреждений кадрами и их финансирование.

Добавлено: 7 августа 2013
Статья
Шувалова О. Р. Вопросы образования. 2009. № 1. С. 223-237.
Добавлено: 26 января 2010
Статья
Иванова А. Е., Кузнецова М. И., Семенов С. В. и др. Вопросы образования. 2016. № 4. С. 84-105.

В настоящее время регионы России имеют большую степень самостоятельности в построении региональной системы образования, при этом объективных эмпирических данных об особенностях развития, например, дошкольников и младших школьников того или иного региона практически нет, что затрудняет принятие обоснованных решений об изменениях на данных уровнях образования. Цель данного исследования - изучение базовых навыков по математике и чтению у детей на входе в школу в двух региональных центрах – Красноярске и Казани. Мы ставили перед собой задачу ответить на следующие вопросы: 1) с каким уровнем развития приходят первоклассники в школу; 2) с какими факторами связана успешность ребенка в первый год обучения; 3) существуют ли региональные различия в стартовом уровне детей? Исследование проводилось с помощью инструмента iPIPS, позволяющего оценить стартовый уровень ребенка на входе в школу, на выборке около 2750 первоклассников в двух городах. Основными факторами, связанными с уровнем базовых навыков ребенка по математике и чтению, являются социально-культурный капитал семьи, дошкольный опыт ребенка, а также язык, на котором происходит общение дома. При этом фактор региональной принадлежности практически никакой роли не играет.

Добавлено: 19 октября 2015
Статья
Зарецкий Ю. П. Вопросы образования. 2016. № 1. С. 245-273.

В статье на основе анализа новейших работ историков и диссертаций XVII – XVIII веков реконструируются важнейшие составляющие практики присуждения ученых степеней в немецких университетах раннего Нового времени. Задача реконструкции – понять, можно ли считать эту практику сопоставимой с нечестными способами получения академических степеней в современном мире. Для поиска ответа на этот вопрос рассматриваются представления об ученой степени в европейской культуре до эпохи Модерна, магистерские и докторские диссертации XVII – XVIII веков и проблема их авторства, изменения, произошедшие в процедуре их защиты и историко-культурные предпосылки рождения докторской степени современного типа. В итоге делается вывод, что поскольку основные социальные, культурные и интеллектуальные перемены, способствовавшие появлению общепринятого сегодня понимания академических степеней, завершились лишь к началу XIX века, предъявлять современные научные и нравственные критерии к практике присуждения их в более ранний период необоснованно. Из такого заключения не следует, что фальшивых ученых степеней в Европе раннего Нового времени, в отличие от сегодняшнего дня, не было, или что они были редкостью, – просто сама «фальшивость» понималась тогда иначе.

Добавлено: 21 марта 2016
Статья
Куренной В. А. Вопросы образования. 2020. № 2. С. 8-36.

В первой статье, посвященной философии либерального образования (Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2020. № 1), были систематически изложены его основные принципы: 1) образование на протяжении всей жизни; 2) академическая свобода; 3) значение опыта и практики; 4) критическое мышление и гражданские компетенции; 5) развитие компетенций, а не накапливание знаний; 6) приоритет общего образования перед специальным; 7) «научиться учиться»; 8) принцип самостоятельного деятельного усилия; 9) политическая нейтральность; 10) интерактивность и сократический диалог. В настоящей статье либеральная модель образования контекстуализирована в двух основных аспектах: историческом и социально-теоретическом. В рамках исторического аспекта рассматриваются три вопроса: 1) античные истоки либеральной модели образования; 2) немецкая классическая философия университета как непосредственный источник формулировки ее принципов; 3) траектории появления элементов либерального дискурса образования в языке российской образовательной и культурной политики. В рамках социально-теоретического аспекта также рассмотрены три вопроса: 1) социальный контекст появления либеральной модели образования (фаза формирования общества модерна); 2) социальные условия кризиса либеральной модели (стабилизировавшееся индустриальное общество модерна); 3) актуальность либеральной модели в период позднего модерна.

Добавлено: 1 июля 2020
Статья
Куренной В. А. Вопросы образования. 2020. № 1. С. 8-39.
Добавлено: 1 июля 2020
Статья
Завалей А. И. Вопросы образования. 2014. № 2. С. 236-255.

Первые два раздела обзора зарубежных исследований по ключевым темам современной философии образовании посвящены обсуждению эпистемологических и морально-политических целей образования. В третьем разделе рассматривается одна из наиболее дискуссионных тем современной философии образования  — вопрос о профессиональном статусе преподавателя. Показано, что умение критически осмыслять социально-политические условия производства и распространения знания является одной из важнейших эпистемологических целей образования. Среди этических целей образования традиционно называются личностная автономия, спо- собность к полноценной социальной и экономической жизни, всестороннее личностное развитие, гражданские (демократические) компетенции и способность к кооперации. В последние 20 лет во многом благодаря  феминистической и коммунитаристской критике развивается направление, признающее центральной целью  образования не автономию рационального субъекта, а идеалы заботы, любви и чувства общности. На основании анализа дискуссий по вопросу о профессионализации преподавательской деятельности автор приходит к выводу, что несмотря на то что преподавание обладает основными чертами профессиональной деятельности, его специфичность делает затруднительным выделение четких критериев профессионализации.    

Добавлено: 23 июня 2014
Статья
Макриди К., Каннинг М., Дежина И. Г. и др. Вопросы образования. 2007. № 3. С. 65-83.

Статья основана на материалах обследования системы высшего образования в Казахстане экспертами Организации экономического сотрудничества и развития и Всемирного банка. Рассматриваются стратегии мобилизации ресурсов, которые применяет правительство, чтобы компенсировать низкий уровень финансирования образования: стимулирование развития частного высшего образования, долевое финансирование образования, приватизация государственных университетов. Подробно обсуждается грантовая(ваучерная) система финансирования образования, действующая в Казахстане.

Добавлено: 24 июля 2014
Статья
Пронин А. С., Веретённик Е. В., Семенов А. В. Вопросы образования. 2014. № 3. С. 54-73.

Представлен и протестирован способ реорганизации студенческих учебных групп с помощью анализа социальных сетей (Social Network Analysis, SNA). Задача, сформулированная администрацией факультета менеджмента НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), состояла в том, чтобы сформировать на основе имеющихся четырех учебных групп 2‑го курса бакалавриата три новые. Главным условием выступало сохранение сложившихся дружеских и деловых отношений между студентами. Технические требования состояли в обеспечении равного размера новых групп (26 студентов) и  эквивалентного уровня академической успеваемости (измерялась по среднему баллу студентов за семестр). Представлен алгоритм решения задачи с использованием инструментов SNA, включающий две возможные стратегии для групп с разной структурой взаимодействия: это стратегия «слабого звена» (выбрать наименее целостную учебную группу, разделить ее и дополнить выделенными кластерами остальные три группы) и стратегия «плавильного котла» (реформировать все четыре группы курса в абсолютно новые кластеры на основании оценок учебного взаимодействия). При сравнении полу- ченных за последующие 1,5 года рейтинговых оценок успеваемости выявлен рост среднего балла студентов в группах, сформированных с учетом межличностных оценок и взаимодействия. Предлагаемый метод группировки может использоваться для изменения структуры учебных групп и курсов в ситуациях естественного сокращения численности студентов, а также при формировании проектных команд в рамках исследовательских курсов или научных лабораторий.

Добавлено: 18 сентября 2014
Статья
Рудник Б. Л., Шишкин С. В., Якобсон Л. И. Вопросы образования. 2006. № 1. С. 25-46.

К настоящему моменту разработан пакет законопроектов, предусматривающих введение нового типа государственного (муниципального) учреждения - автономного учреждения, а также новой организационно-правовой формы государственной (муниципальной) некоммерческой организации - государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации. В статье раскрываются особенности данных образований, рассматриваются теоретический и практический аспекты их введения, комментируются связанные с их появлением возражения и опасения.

 

Добавлено: 22 января 2013
Статья
Бондаренко Н. В. Вопросы образования. 2014. № 1. С. 162-175.

По результатам ежегодных общероссийских опросов руководителей компаний, осуществляемых в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ, сопоставляются данные о сотрудничестве вузов и бизнеса, полученные в прошлые годы и в 2013 г. Опрошены руководители малого, среднего и крупного бизнеса в шести основных секторах экономики. Анализируется характер взаимодействия бизнеса с недавними выпускниками вузов (востребованность молодых специалистов и удовлетворенность бизнеса качеством их профессиональной подготовки) и сотрудничество бизнеса с учреждениями высшего профессионального образования (фактические масштабы сотрудничества, его формы, потенциальные масштабы и направления на ближайшую перспективу). Представлены результаты межстранового сравнения удовлетворенности работодателей молодыми специалистами и требований компаний к подготовке специалистов в рамках системы высшего образования в России и Великобритании.

Добавлено: 10 июня 2016
Статья
Тюменева Ю. А., Хавенсон Т. Е. Вопросы образования. 2012. № 3. С. 113-140.

Международные исследования по оценке качества математического и естественно-научного образования (Trends in International Mathematics and Science Study, TIMSS) обладают тем преимуществом, что кроме прямой когнитивной оценки школьников собирают информацию об учителях этих школьников: их образовании, опыте работы, практике ведения уроков. Чтобы оценить связь учительских характеристик с достижениями школьников и преодолеть ограничения корреляционного дизайна TIMSS, был применен метод first difference (метод первой разницы). Кроме того, эффекты учительских характеристик были оценены методом обычных регрессий. Обнаруженные связи различались от одной предметной области к другой, и результаты использования метода первой разницы отличались от результатов обычного корреляционного анализа. Для математики метод первой разницы обнаружил отрицательную связь репродуктивных заданий и групповой работы на уроках с достижениями, а задания на понимание и развитие метапредметных навыков показали положительную связь. Для предметов естественно-научного цикла репродуктивные задания имели, наоборот, положительную связь, тогда как задания на понимание и развитие метапредметных навыков либо не имели эффектов, либо они были негативные. Кроме того, для естественно-научных предметов в отличие от математики значимое влияние на достижения оказывал опыт учителя.

Добавлено: 2 декабря 2012
Статья
Касамара В. А., Сорокина А. А. Вопросы образования. 2009. № 3. С. 161-169.

  

Добавлено: 6 июля 2009