• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 369 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Новикова Е. Г. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 1. С. 95-103.

Фискальная социология - относительно молодая дисциплина. Однако фискальная социология остается до конца не сформировавшейся дисциплиной. Основная причина этого в том, что значительная часть литературы, посвященной социологическому анализу налогообложения и государственных финансов, разбросана по разным социальным наукам. Кроме того, нелегко точно определить специфический, по сравнению с другими дисциплинами, изучающими налогообложение и государственные финансы, объект и предмет исследования. Таким образом, основными целями данной работы являются определение исследовательских границ фискальной социологии и обзор ключевых западных работ и подходов в рамках фискальной социологии. Этими вопросами занимается автор статьи.

Добавлено: 20 января 2014
Статья
Рощина Я. М. Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 1. С. 13-20.
Добавлено: 21 октября 2009
Статья
Малкова М. А. Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 1. С. 109-126.
В сегодняшней России существует ряд важных факторов, сдерживающих развитие добровольного страхования. В качестве таких факторов зачастую называются причины экономического характера, а также нежелание россиян принимать западные финансовые модели поведения. Основная идея исследования заключается в том, что у институционального страхования есть серьёзный конкурент в виде неформальной стратегии снижения риска. Под такой стратегией понимается распределение риска между участниками реципрокных взаимодействий. В статье сравнивается формальная стратегия снижения риска, когда индивид обращается в страховую компанию и в первую очередь является участником рыночного обмена, и неформальная, когда индивид рассчитывает на ресурсы своей социальной сети и использует свой социальный капитал.
Добавлено: 31 мая 2009
Статья
Стребков Д. О., Шевчук А. В. Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 5. С. 11-32.

В статье рассматриваются электронные рынки услуг самозанятых профессионалов (фрилансеров). Эти высококонкурентные рынки являются частью стихийно складывающегося и слабо регулируемого интернет-пространства, взаимодействие в котором осуществляется заочно. Несмотря на развитие специальной инфраструктуры — бирж удалённой работы, — отношения между фрилансерами и заказчиками их услуг не представляют собой сферу атомизированных действий, а встроены в социальные сети. Накапливаемый фрилансерами социальный капитал помогает им искать работу, приносит более высокий доход и уменьшает риски неисполнения обязательств со стороны заказчиков. Эмпирические данные получены авторами в ходе онлайн-опроса, проведённого авторами в декабре 2008 г. на сайте Free-lance.ru, являющемся одним из крупнейших в мире исследований подобного рода.

Добавлено: 4 сентября 2012
Статья
Трентманн Ф. Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 3. С. 8-14.
Добавлено: 22 июля 2013
Статья
Кусимова Т. Б. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 5. С. 113-122.

Рецензируемая книга посвящена исследованию модельного бизнеса. Специфика этой отрасли заключается в том, что карьера модели выстраивается на суждении о её внешнем облике. По мнению её автора, модельный бизнес является примером того, как культурно обусловленные представления о «женственности», «маскулинности» и «красоте» формируют ценность модельной внешности и её рыночную стоимость. Опираясь на разработанный Пьером Бурдьё социокультурный подход к исследованию рынков, Миерс описывает модельный рынок как упорядоченный с помощью «иерархии вкуса» — разделения на сегменты высокой моды и масс-маркета. Участники рынка (модельные агенты и их клиенты) относят внешность моделей к одному из двух сегментов рынка, основываясь на представлении о том, как должна выглядеть модель, демонстрирующая их продукцию. Успех модели также зависит от её способности к «эмоциональному труду», то есть от умения расположить к себе клиента, установить социальные связи и накопить символический капитал, формирующийся в процессе взаимодействия со «статусными» игроками поля. Модельный рынок — это рынок статусной идентичности, символический капитал здесь напрямую связан с возможностью построения успешной карьеры. В рецензии рассматриваются и критически оцениваются основные аспекты книги: архитектура рынка, механизм конструирования ценности, а также неизбежно возникающая проблема конструирования стандартов красоты.

Добавлено: 29 сентября 2015
Статья
Зелизер В. А. Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 2. С. 54-72.
В данной статье проводится качественный анализ исторических данных о развитии страхования жизни в Соединённых Штатах Америки в XIX в. Такой подход позволяет рассмотреть проблему установления денежных эквивалентов для таких элементов социального порядка, как смерть, которые определяются в культуре как нечто, стоящее выше финансовых взаимоотношений. На ранних этапах становления отрасли страхования жизни идея денежного оценивания человеческой жизни многими отвергалась, так как в ней видели осквернение, которое превращало священное событие смерти в обыкновенный товар. К концу XIX в. экономическое определение ценности смерти всё же стало более приемлемым, что обеспечило легитимность бизнесу по страхованию жизни. Однако денежное оценивание смерти не привело к её десакрализации; страхование жизни стало новой формой ритуала, сопровождающего смерть человека.
Добавлено: 11 января 2013
Статья
Аникин В. А. Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 4. С. 120-156.

Работа посвящена генезису теории человеческого капитала, её операционализации и внутреннему развитию. На широком материале классических и современных исследований показано, как изменения в экономиках развитых стран приводили к развитию теории человеческого капитала и расширению индикаторов этого понятия. Дана периодизация становления теории человеческого капитала. Автор предлагает пять этапов: (1) доиндустриальный период (вплоть до XVIII века); (2) этап массового обучения (XIX — первая половина XX века); (3) позднеиндустриальный этап (1960– 1970-е гг., собственно период оформления ядра теории человеческого капитала); (4) первый постиндустриальный этап (1980–2000-е гг.); (5) второй постиндустриальный этап, или современный период (2000–2010-е гг.). В работе представлена критика узкой трактовки теории человеческого капитала, до сих пор доминирующая в работах экономистов. Опираясь на наработки теории человеческого потенциала, автор актуализирует необходимость рассмотрения человеческого капитала в контексте национального развития, а также более активного перехода к широкой трактовке понятия «человеческий капитал», тем более что это предусматривает ядро данной теории. Показано, что традиционная трактовка человеческого капитала только как совокупности знаний и навыков не просто не соответствует текущей ситуации в экономике, но и может оказаться крайне вредной для общества, если будет принята за основу государственной политики по его формированию и наращиванию. Данное исследование может быть полезно как экономистам, так и социологам, заинтересованным в индикаторах человеческого капитала, а также в оценках его роли в социально-экономическом развитии страны

Добавлено: 2 октября 2017
Статья
Чириков И. С. Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 5. С. 129-145.

В данной работе сделана попытка кодификации теоретических ресурсов социологии организаций, связанных с изучением организационных границ. В результате были выделены и проанализированы четыре возможных способа концептуализации организационных границ в зависимости от базовой метафоры, которую предполагает тот или иной подход: граница как «мембрана» («клапан»); граница как «конвенция»; граница как «интерфейс» и граница как «лицо» («передний план»). Помимо этого в работе обсуждаются общие концептуальные ограничения существующих подходов в вопросе рассмотрения организационных границ.

Добавлено: 3 декабря 2012
Статья
Рощина Я. М., Богданов М. Б. Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 4. С. 134-171.

Со времени возникновения классических теоретических работ о сущности аддиктивных благ ежегодно публикуется огромное количество эмпирических исследований на данных разных стран, посвященных выявлению детерминант склонности к потреблению алкоголя и табака. Из всех аддиктивных благ мы выбрали именно алкоголь и табак в силу их большой распространенности, легальности в подавляющем большинстве стран, возможности контролируемого потребления. Во многих странах и на мировом уровне разрабатываются меры, направленные на снижение потребления этих товаров, или, по крайней мере, на «ответственное потребление» (это касается, скорее, алкоголя). Хотя в последние годы в России снижается доля пьющих и курящих, страна до сих пор находится среди лидеров по потреблению как алкоголя, так и табака. Кроме того, несмотря на то, что за последнее десятилетие государством были приняты меры, направленные на снижение потребления алкоголя и табака нет оснований полагать, что эта тенденция продиктована именно реализуемой политикой. Этот тренд также мог быть продиктован другими факторами, например – распространением ценностей здорового образа жизни или эффектом когорты. Поэтому, несмотря на наличие ряда работ обозревающих детерминанты потребления алоголя и табака, важно вернуться к систематизации эмпирических результатов факторов спроса на аддиктивные блага. Особенностью данного текста является также то, что мы рассматриваем факторы, влияющие на потребление как алкоголя, так и табака, хотя традиционно их изучают отдельно. Однако и табак, и алкоголь относятся к так называемым аддиктивным благам, поэтому экономические и социологические концепции, объясняющие приверженность им, одни и те же. В эмпирических исследованиях также используется сходный модельный аппарат. Сделанный обзор показал, что обнаруживаются сходные закономерности зависимости спроса на алкоголь и табак от социально-экономических детерминант. Факторы спроса на эти блага можно разделить на экономические, индивидуальные, социально-культурные и связанные с внешней средой (а также не рассматриваемые нами биологические факторы). На российских данных в основном подтверждаются теоретические предположения и результаты, полученные для других стран. Некоторой особенностью российских потребителей можно считать более слабое воздействие цен на спрос на эти блага.

Добавлено: 9 октября 2018
Статья
Бердышева Е. С. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 3. С. 119-148.

В статье развивается идея о том, что изучение восприятия рыночных цен потребителями является еще одним ключом к социальным порядкам, скрытым за функционированием современных потребительских рынков, которым стоит воспользоваться экономсоциологам. Учитывая, что социологические исследования в области ценовых установок потребителей весьма малочисленны и в основном выполнены на теоретическом уровне, предпринимается попытка привлечь внимание коллег к результатам ценовых исследований, реализуемых в рамках маркетинговой науки. Предполагается, что тема восприятия цены потребителями является полигоном для плодотворного сотрудничества двух этих научных дисциплин. В это же время основной посыл работы не имеет отношения к дискурсу о междисциплинарности. Автора в первую очередь интересуют именно социальные основания ценового поведения потребителей. Основная задача статьи, таким образом, состоит в том чтобы, опираясь на имеющиеся результаты исследований, выявить пространство контекстов, в которых покупатели могут интерпретировать рыночные цены. В работе демонстрируется, что ценовое поведение (определяемое как совокупность возможных для данного социального актора выборов цены, зависящих от того, какими принципами он руководствуется, – осознанно или нет – интерпретируя стоимость товаров и услуг) модулируется социальной позицией индивида. И связано оно не только и не столько с его финансовыми возможностями, но скорее с его когнитивной готовностью управляться с ценами рационально. Показано, каким образом у потребителя формируется внутренний стандарт цены, используемый в качестве референта для оценивания фактической стоимости товаров, какую роль для его формирования играет социальное окружение индивида. Далее ведётся речь о связи ценности ицены рыночных товаров, о неотделимости денежной стоимости от социально конструируемого образа товаров, и об ограничениях, с которыми при оценке соотношения цена-качество сталкиваются потребители. Анализируются социальные значения, считываемые потребителями с цен разного уровня; особое внимание уделяется механизму дисконтированных цен. В посвящённом проблеме восприятия справедливости рыночной цены разделе обсуждаются основные установки потребителей в этом контексте. В заключении намечаются некоторые исследовательские вопросы, позволяющие подступиться к эмпирическому выявлению социальных контуров восприятия цены потребителями.

Добавлено: 13 мая 2014
Статья
Решетеева Р. И. Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 1. С. 168-187.

В данной работе рассматриваются дискуссия вокруг теории политического консюмеризма и более широкая аналитическая рамка политики потребле- ния. На фоне культурного поворота в исследованиях потребления появление нового направления — политического консюмеризма — важный шаг на пути понимания роли и места потребителя в современном обществе. В статье рассматривается, в частности, как социальные науки пришли к устоявше- муся сегодня экономическому пониманию потребителя и как это понимание трансформировалось в дихотомию между политическим и экономическим. Политически мотивированное потребление позволило смягчить противопо- ставление между пассивным потребителем, заботящимся о собственном интересе, и активным гражданином, который берет на себя ответствен- ность за общественное благополучие. Согласно теории политического кон- сюмеризма развитие демократии и рост индивидуализации способствовали формированию новых креативных форматов политического участия. Не желая ждать реакции государства, потребители используют рынок в ка- честве площадки для восстановления социальной справедливости. Тем не менее, опираясь на исторические исследования, мы постараемся показать, что теория политического консюмеризма сильно ограничивает нас в интер- претации данного феномена рамками современного западного общества. Политическое содержание потребления отражает характер отношений между государством и потребителем. Формирование идеи потребителя не только связано с развитием рыночных отношений, но и зависит от усилий и интересов государства. На основе исторических примеров в данной работе демонстрируется, что понимание потребителя и его интересов вариатив- но, а идентичность потребителя соответствует нормам гражданствен- ности, сформированным в той или иной стране. 

Добавлено: 1 февраля 2018
Статья
Котельникова З. В. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3. С. 89-106.
Добавлено: 16 января 2014
Статья
Котельникова З. В. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 5. С. 85-103.

В данной статье представлен сравнительный анализ исследований в областях маркетинга взаимоотношений и новой экономической социологии. Обращается внимание на содержательную близость двух этих дисциплин, которые выросли из общих теоретических корней (социология Э. Дюркгейма, экономическая антропология, социология и право, теория социального обмена) и имеют общие исследовательские интересы (проблематика доверия, приверженности, взаимозависимости, общих ценностей, властной асимметрии, адаптации и взаимной удовлетворённости). Невзирая на множество точек пересечения, развитие маркетинга взаимоотношений и новой экономической социологии во многом происходит параллельно. Ситуация усугубляется тем, что маркетинг взаимоотношений сфокусирован на изучении длящихся контрактных межфирменных отношений на рынках стандартных товаров, в то время как новая экономическая социология увлечена исследованиями маргинальных рынков, а также отношений, существующих за пределами самого рыночного обмена. Делается заключение о том, что обе дисциплины выиграли бы в случае преодоления представителями маркетинга взаимоотношений и новой экономической социологии существующей разобщённости.

Добавлено: 25 октября 2014
Статья
Максимова А. С. Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 5. С. 106-114.
Рецензия на книгу: Steiner P. 2010. Durkheim and the Birth of Economic Sociology. Translated by Tribe K. Princeton, NJ: Princeton University Press.
Добавлено: 30 августа 2012
Статья
Радаев В. В. Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 1. С. 19-56.

Экономическая теория обычно исходит из того, что конкурирующие фирмы действуют независимо друг от друга. Экономическая социология, напротив, представляет конкуренцию как социальное действие, ориентированное на других участников рынка. Она предполагает, что между прямыми конкурентами, не вступающими друг с другом в экономические сделки, возникает сложный комплекс социальных связей, обеспечивающих общую устойчивость рынка. Принимая этот экономико-социологический подход, мы в то же время хотим избежать риска «пересоциализированности» концептуальных построений. Для этого положение о социальной укорененности действий конкурентов должно быть проверено эмпирически. Не менее важно изучить разнообразие существующих форм, в которых осуществляется межфирменная социальная координация. В данной статье предлагается классификация типов социальных связей между конкурентами и на основе оригинальной базы количественных данных выявляется степень распространенности и уровень интенсивности этих связей, а также анализируются условия, которые способствуют или, наоборот, препятствуют координации действий на рынке. Основным источником данных стал стандартизованный опрос 500 менеджеров розничных сетей и их поставщиков, проведенный осенью 2007 г. в пяти российских городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Тюмени. Выборка включает представителей российских и иностранных компаний разного размера в продуктовом секторе и секторе бытовой техники и электроники.

Добавлено: 4 сентября 2012
Статья
Штайнер Ф. Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 4. С. 6-13.
Добавлено: 24 ноября 2009
Статья
Куракин А. А. Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 4. С. 102-130.

Приводится обзор публикаций по экономической социологии в России за 2000-2007 гг. Производится тематическая группировка изданных статей и монографий. В обзор включены также учебники и переводные тексты, а диссертационные работы не рассматриваются.

Добавлено: 31 мая 2009
Статья
Радаев В. В. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3. С. 107-115.

Прошло восемь лет с момента опубликования книги В.В. Радаева «Экономическая социология: Курс лекций. М.: Аспект-Пресс, 1997». Ее перепечатки в 1998 и 2000 гг. производились без изменений. И в данном случае речь идет не о переиздании с доработкой, а фактически о новой книге. В ней появилось семь совершенно новых глав, а остальные главы реструктурованы и переписаны. В этом номере публикуются авторское предисловие и оглавление данной книги.

Добавлено: 16 января 2014