• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 402 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Филатова Л. М. и др. Вопросы образования. 2012. № 3. С. 88-112.

В условиях изменения принципов государственного субсидирования высшего образования и углубления дифференциации между высшими учебными заведениями особую актуальность приобретает изучение динамики общественного спроса на высшее образование на фоне демографического спада и сжатия платежеспособности семей. Статья посвящена изучению современных тенденций общественного спроса, их влиянию на финансовое обеспечение и процессы реструктуризации российской системы высшего образования. Исследование позволило выявить трансформацию рынка профессионального образования, его переход от расширяющегося к сжимающемуся рынку. Изменения на рынке профессионального образования сегодня складываются под влиянием разнонаправленных тенденций, определяемых внешними по отношению к образованию факторами, такими как демографический спад, сокращение платежеспособного спроса, неудовлетворенность работодателей качеством образования и снижение мотивации студентов к продолжению образования. В этих условиях основной вектор развития закономерно связан с оптимизацией структуры, объединением учебных заведений разного уровня, диверсификацией источников финансирования и изменением системы управления высшим образованием.

Добавлено: 2 декабря 2012
Статья
Андрущак Г. В. Вопросы образования. 2007. № 1. С. 215-231.

Создание системы кредитования учащихся рассматривается автором статьи в качестве одной из важнейших составляющих модернизации институционального устройства российского образования. В статье осуществлена попытка описать системы предоставления займов студентам посредством современного экономико-теоретического инструментария. Особое внимание уделяется проблемам создания института образовательного кредита в условиях слабых рыночных институтов.

Добавлено: 7 декабря 2007
Статья
Попов Д. С., Тюменева Ю. А., Кузьмина Ю. В. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 205-231.

Авторы считают целесообразным для изучения проблем адаптации первокурсников к обучению в вузе выделять качественно разнородные группы студентов на основе кластерного анализа. На основании материалов обширного обследования первокурсников столичных вузов выделены семь групп студентов и проанализированы специфические для каждой группы трудности в обучении, а также различия между студентами разных групп в степени уверенности в выборе специальности, в оценке социальной жизни в вузе, особенности жизненных и образовательных целей.

Добавлено: 14 апреля 2013
Статья
Гошин М. Е., Мерцалова Т. А. Вопросы образования. 2018. № 3. С. 68-90.

В статье приведён обзор теоретических моделей родительского участия в образовании. Проведённое эмпирическое исследование посвящено рассмотрению особенностей участия родителей в российском образовании на основе соотнесения с типологизацией, предложенной в модели Дж.Л.Эпштейн. Осуществлено сопоставление типов участия различных социально-экономических категорий родителей, особо выделены семьи с низким уровнем дохода. Показано, что более высокий уровень участия в образовании свойственен родителям, чьи дети демонстрируют лучшие образовательные результаты и планируют после школы продолжение учёбы в вузе. Исследование является еще одним подтверждением образовательного неравенства: дети из малообеспеченных семей в среднем демонстрируют более низкие образовательные результаты, при этом высокий уровень участия родителей в образовании нивелирует разницу в успеваемости между детьми из семей с разным экономическим статусом.

Добавлено: 9 июня 2018
Статья
Добрушина Н. Р. Вопросы образования. 2008. № 3. С. 119-145.

В течение многих десятилетий советская школа была не только и не столько инструментом образования, сколько способом формирования новой культурной общности. Арчинцы - малый народ (около 1200 человек), живущий в высокогорном селении Центрального Дагестана и до последнего времени сохранявший свою языковую и культурную изолированность. Интервью с арчинцами, записанные в ходе полевой работы в селении, показали, что советская школа, открытая в Арчибе в начале 1930-х годов, явилась одним из основных каналов влияния на традиционную культуру. Школа стала зоной присутствия в Арчибе «старшего брата», поскольку в течение продолжительного периода школьный коллектив состоял исключительно из представителей социально более успешных этносов. Отношение арчинцев к собственной идентичности и языку, положение женщины, традиционная одежда и религиозный уклад подверглись значительному воздействию со стороны школы. Однако же, отстав на пути к инновациям от соседних этносов на 30-40 лет, арчинцы сохранили этническое единство и язык и сегодня являют собой редкий пример успешного выживания малого народа.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Вопросы образования. 2017. № 2. С. 98-112.

The paper presents a theoretical reconstruction of Lev Vygotsky’s project of theory of personality development and highlights Vygotsky’s relevance and heuristic value for the personality psychology of our days, especially positive psychology. The authors focus on several aspects of Vygotsky’s heritage. 1. General concept of personality within a non-classical framework. 2. The idea of self-mastery as the central explanatory concept and its relation to the modern concept of agency. 3. The role of self-reflective awareness in personality development. 4. Personality development pathways in challenging conditions. In Vygotsky’s works personality was implicitly constructed as the most integral higher mental function, while self-mastery or self-regulation was its central feature. Vygotsky’s principle of mediation states that the structure of human activity is mediated by physical or mental tools that break the S—R links and make it possible to master one’s own behavior and mental processes. By utilizing speech as a system of signs that enables the process of mastering the psychosocial reality, self-reflection makes a new basis for more complicated forms of higher mental processes that possesses more degrees of freedom as compared with the lower ones. The law of compensation is discussed in the context of aggravated conditions of personality development, where personality answers on the social boundaries, and thus achieves alternative trajectories of development. The sociocultural paradigm is thus consistent with modern thought of positive and personality psychology.

Добавлено: 23 октября 2016
Статья
Абрамов Р. Н. Вопросы образования. 2010. № 3. С. 75-92.

Теоретико-социологический обзор. Академическая автономия рассматривается как образ, символически определяющий границы университетского пространства. Исторический экскурс посвящен трансформациям академической автономии в СССР и России. Дана характеристика современных институциональных и глобальных угроз академической автономии.

 

Добавлено: 19 октября 2012
Статья
Нефедова А. И. Вопросы образования. 2016. № 3. С. 238-247.

 Последние два десятилетия как российские, так и зарубежные исследователи высшего образования отмечают возрастающую коммерциализацию науки, а также распространения «менеджериализма» в академической среде, в том числе через распространение количественных показателей в качестве измерителей качества проведенных научных исследований [Абрамов 2010; Любимов 2009; Гейгер, Хеллер 2012; Gonzales, Martinez, Ordu, 2014; Collyer 2015 и мн.др].

Однако большинство работ, посвященных этой теме, написаны американскими или английскими исследователями, которые не рассматривают проблемы, связанные с встраиванием в глобальную науку тех стран, в которых английский язык не является родным.В связи с этим большой интерес для российских исследователей высшего образования будет представлять книга известного социолога Рихард Мюнх (р.1945) из университета Бамберга «Трансформация университетов в погоне за глобальным превосходством», в которой он критически осмысливает и анализирует происходящие изменения в университетах Германии,Великобритании и Соединенных Штатов Америки за последние 30 лет в условияхнового государственного управления (New Public Management).

Добавлено: 24 мая 2016
Статья
Иванюшина В. А., Уильямс Е. П. Вопросы образования. 2019. № 4. С. 47-71.

Межшкольным трекингом называется распределение учеников по разным типам школ, различающимся образовательным потенциалом. В большинстве стран ОЭСР трекинг осуществляется в возрасте 15–16 лет; в России разделение потоков учащихся на «академический» (10–11‑й классы школы) и «неакадемический» (профессиональные лицеи и колледжи) треки также происходит в 15 лет, после 9‑го класса. Однако и до этого разделения образовательных траекторий российские дети учатся в школах разных типов («обычные» школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи); некоторые авторы называют такое распределение учащихся по типам школ «пре-трекингом» [Косякова и др., 2016]. До сих пор не было эмпирических данных о том, насколько часто ученики меняют школу до формального трекинга после 9‑го класса. В статье на основании административной базы данных школ Санкт-Петербурга, содержащей сведения обо всех переходах из одной школы в другую за 2014/2015 учебный год, анализируется частота смены школы учащимися с 1‑го по 11‑й класс. Рассматривается частота смены школы отдельно для разных классов (параллелей), начиная с 1‑го класса, и общая частота переходов между школами. Для выбора образовательной траектории после 9‑го класса («академический» либо «неакадемический» трек) построены регрессионные модели, связывающие долю учеников, уходящих в образовательные организации системы профессионального образования, с характеристиками школы. Результаты исследования свидетельствуют о высокой стабильности выбора школы: 65% школьников российского мегаполиса, имея широкие возможности смены школы, учатся в одной и той же школе с 1‑го до 9‑го класса; 85% учатся в одной и той же школе с 5‑го по 9‑й класс. Стабильность выбора школы согласуется с выводами Ю. А. Косяковой с соавторами о наличии пре-трекинга в российской средней школе. Полученные результаты обсуждаются применительно к проблеме образовательного неравенства.  

Добавлено: 13 декабря 2019
Статья
Каспржак А. Г. Вопросы образования. 2010. № 1.
Добавлено: 21 апреля 2011
Статья
Окольская Л. А. Вопросы образования. 2007. № 2. С. 68-85.

В статье изложены результаты анализа трудовых ценностей и норм в содержании учебников для начальной школы, выступающих в качестве канала социализации в образовательной системе. Специфика трудовых ценностей и норм, транслируемых учебниками, привязывается к социально-экономической и идеологической обстановке в обществе в тот или иной период времени. Рассматривается трансформация образовательного канона, свершившаяся от позднесоветских лет до настоящего времени, а также направления изменения ценности труда как такового и отдельных трудовых норм - в частности, нормы достижения и трудовой мотивации. Механизмы, формирующие содержание школьных учебников, сопоставляются с процессами выстраивания канона в детской литературе.

Добавлено: 13 октября 2013
Статья
Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Травкин П. В. Вопросы образования. 2019. № 1. С. 109-136.

Исследование посвяще­но трудоустройству недавних выпуск­ников системы среднего профессио­нального образования. В последнее десятилетие в контингенте студентов средних профессиональных образо­вательных организаций существенно увеличилась доля девятиклассников, а это означает снижение среднего воз­раста выбора профессиональной тра­ектории. На основании данных Мони­торинга экономики образования уста­новлено, что в 2010–2015 гг. в среднем 44% студентов совмещали обучение с работой. Основной причиной совме­щения работы с получением образо­вания у студентов колледжей являют­ся финансовые затруднения в семье, и в подавляющем большинстве случа­ев такая работа никак не связана с по­лучаемым образованием. Впослед­ствии при переходе от учебы к работе выпускники средних профессиональ­ных образовательных организаций вы­нуждены соглашаться на первые пред­ложения трудоустройства, не имея фи­нансовых возможностей для долгого поиска подходящего рабочего места. Вторая часть исследования опира­ется на данные Выборочного наблю­дения трудоустройства выпускников 2010–2015 гг., проведенного Росста­том. Показано, что совмещение полу­чения образования с работой оказы­вает положительное влияние как на ве­роятность нахождения рабочего места, так и на размер получаемой заработной платы на стартовом этапе карьеры выпускников. К тому же совмещение учебы и работы по получаемой про­фессии/специальности и самостоя­тельное финансирование своего об­разования увеличивают вероятность того, что выпускник и в дальнейшем будет работать по полученной в кол­ледже профессии. Трудоустройство после окончания обучения не по по­лученной профессии/специальности влечет за собой потери в заработ­ной плате.

Добавлено: 25 марта 2019
Статья
Угольнова Л. Е. Вопросы образования. 2011. № 3. С. 244-260.

Характеристика ситуации с трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования дана на основании обследований, выполненных в рамках Мониторинга экономики образования: опросов обучающихся и руководителей учреждений профессионального образования, а также опросов руководителей предприятий шести секторов экономики.

Добавлено: 7 октября 2011
Статья
Павлюткин И. В., Забаев И. В. Вопросы образования. 2014. № 2. С. 202-221.

Авторы рассматривают высшее образование как важный источник не только частного, но и общественного блага. Университетам вменяется особая ответственность за формирование общества. При обилии работ, привлекающих формальные экономические и организационные показатели для описания качества высшего образования и эффективности университетов, сегодня почти нет исследований, в которых объектом выступали бы выпускники вуза как носители определенной культуры. Авторы предлагают способ демонстрации общественных эффектов университета на основании ценностных ориентаций и жизненных практик его выпускников. Данные были получены в результате онлайн-анкетирования более трети выпускников Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, проживающих более чем в 100 населенных пунктах России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Их ценности и жизненные практики сравниваются с таковыми совокупной выборки российского населения, информация о которой получена в ходе общероссийских и международных опросов, посвященных семейным отношениям, гражданской вовлеченности, ценностям занятости, социальному капиталу и практикам потребления. На основании полученных результатов сформулирована гипотеза о значении православного университета для отбора и формирования людей, разделяющих ценности ответственности и реализующих их на практике.

Добавлено: 11 июля 2014
Статья
Романенко К. Р. Вопросы образования. 2018. № 1. С. 154-173.

Объединения являются частой практикой в системах высшего образования во всем мире, соответственно, такие аспекты университетских объединений, как трансформация организационных и административных структур, распределение внутренних механизмов финансирования, или изменения академических стратегий и профилей, хорошо изучены. Однако  положение студентов при слияниях университетов и их понимание подобных процессов редко попадает в фокус исследователей высшего образования, несмотря на то, что «человеческий фактор», то есть конфликты и протесты студентов и сотрудников, нередко указываются в качестве ключевых проблем во время и после проведения университетских объединений.

В данной статье с позиций теории радикальных организационных изменений рассматриваются те изменения, происходящие с университетами при реорганизации, которые субъективно заметны и важны студентам. Для исследования были выбраны четыре кейса объединений российских университетов. Анализ индивидуальных и групповых интервью со студентами, обучающимися в университетах на момент процесса их реорганизации, позволил выявить кластеры ключевых для студентов «формальных» и «не-формальных» изменений.

В затрагиваемых темах особенно часто встречаются изменения в субъективно воспринимаемом статусе университетского диплома и потенциальном статусе студентов как будущих выпускников того или иного вуза. В то же время содержание учебных программ и объективные показатели качества вузов, студентами практически не упоминаются. Также студентами часто отмечаются изменения в образовательном процессе, официальной и неофициальной коммуникации внутри университета, университетской культуре и «атмосфере».

Результаты исследования обозначают  зоны повышенного внимания со стороны студентов при реорганизации, которые необходимо учитывать  при планировании и проведении университетских объединений, а также дополняют теоретическую дискуссию о студенчестве темой студентов в меняющихся университетах.

Добавлено: 8 декабря 2017
Статья
Вишленкова Е. А., Ильина К. А. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 232-255.

На основании архивных и законодательных источников реконструированы формы документов, интенсивность документооборота и характер делопроизводства в российских университетах первой половины XIX в. Авторы рассматривают делопроизводство в качестве административной практики, позволившей министерству привить профессорам чиновную идентичность, этос государственного служения и заставить их добровольно отказаться от административной автономии.

Добавлено: 23 апреля 2013
Статья
Володина Г. Е., Оболонская А. В., Ратт Т. А. Вопросы образования. 2014. № 1. С. 46-63.

Раскрыты цель, содержание и технологии экспериментальной деятельности Пермского филиала НИУ ВШЭ по созданию Университетско-школьного кластера как инновационной формы управления процессом совершенствования предметных компетенций учителей Пермского края. Охарактеризована организационная структура кластера, определены уникальные особенности форм и технологий взаимодействия участников проекта (учителей и преподавателей университетов), проанализированы результаты деятельности Университетско-школьного кластера на I этапе его развития. Инновационность деятельности в формате кластера состоит в современном содержательно-технологическом обеспечении работы предметных кафедр кластера; в разработке и реализации специальной технологии мониторинга уровня предметно-содержательной компетенции учителей в течение всего проекта; в индивидуальном тьюторском сопровождении процесса совершенствования предметной компетенции учителей; в создании и оптимальном методическом наполнении единого пространства интерактивного общения участников проекта — специального сайта Университетско-школьного кластера.

Добавлено: 5 октября 2015
Статья
Юдкевич М. М., Панова А. А. Вопросы образования. 2005. № 2. С. 2-4.

Николас Барр описывает в своей статье характеристики существующих моделей финансирования, реализуемых в разных странах. Какими бы ни были проблемы с реализацией той или иной модели, при структурных изменениях образовательного рынка и смежных с ним рынков, колебаниях демографических показателей, изменении спроса на образование эти проблемы значительно возрастают.

Добавлено: 27 марта 2009
Статья
Павлюткин И. В. Вопросы образования. 2010. № 1. С. 25-41.

Анализируются последствия введения института ранжирования в систему высшего образования. Рейтинги призваны бороться с провалами рынка, стимулировать конкуренцию и эффективный выбор учебного заведения. Однако проведенные за последнее десятилетие исследования, посвященные влиянию ранжирований на поведение университетов, показывают, что рейтинги приобрели символическую власть на рынке образовательных услуг, наделяя преимуществами одни учебные заведения в ущерб другим. В результате возникло недоверие к рейтингам и даже бойкотирование такого способа оценки со стороны некоторых университетов. Рассмотрение ранжирования университетов в качестве соци- альной практики соизмерения может раскрыть механизмы влия- ния рейтингов на поведение вузов.

 

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Дьячкова Э. А. Вопросы образования. 2016. № 1. С. 225-244.

Рассматриваются существующие в мировой практике методики управления доходами от эндаумента и возможность их применения в российских университетах. Наиболее актуальными в исследовании расходования средств от эндаумента являются такие вопросы, как реинвестирование дохода от целевого капитала; определение объема доходов от целевого капитала, который может быть использован; использование самого «тела» эндаумента, а не только процентов; определение направлений расходования эндаумента. Представлен обзор показателей финансовой деятельности фондов целевых капиталов и направлений расходования доходов от целевого капитала в российской практике. На примере Фонда целевого капитала НИУ ВШЭ проанализировано применение методов для определения сумм расходования и смоделированы финансовые показатели за период 2008–2014 гг. Политика, которой руководствуется университет в распределении доходов Фонда целевого капитала, позволяет реализовать принцип сохранности. В стабильных условиях такая политика целесообразна, но в период кризиса и с учетом того, что капитал в основном рублевый, обоснованность следования данному принципу может быть поставлена под сомнение. При использовании методов, основанных на стоимости чистых активов, эндаумент НИУ ВШЭ смог бы обеспечить принцип равенства поколений с ежегодным распределением доходов в пользу будущего и настоящего поколений.

Добавлено: 21 марта 2016