• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 392 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Каспржак А. Г. Вопросы образования. 2010. № 1.
Добавлено: 21 апреля 2011
Статья
Окольская Л. А. Вопросы образования. 2007. № 2. С. 68-85.

В статье изложены результаты анализа трудовых ценностей и норм в содержании учебников для начальной школы, выступающих в качестве канала социализации в образовательной системе. Специфика трудовых ценностей и норм, транслируемых учебниками, привязывается к социально-экономической и идеологической обстановке в обществе в тот или иной период времени. Рассматривается трансформация образовательного канона, свершившаяся от позднесоветских лет до настоящего времени, а также направления изменения ценности труда как такового и отдельных трудовых норм - в частности, нормы достижения и трудовой мотивации. Механизмы, формирующие содержание школьных учебников, сопоставляются с процессами выстраивания канона в детской литературе.

Добавлено: 13 октября 2013
Статья
Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Травкин П. В. Вопросы образования. 2019. № 1. С. 109-136.

Исследование посвяще­но трудоустройству недавних выпуск­ников системы среднего профессио­нального образования. В последнее десятилетие в контингенте студентов средних профессиональных образо­вательных организаций существенно увеличилась доля девятиклассников, а это означает снижение среднего воз­раста выбора профессиональной тра­ектории. На основании данных Мони­торинга экономики образования уста­новлено, что в 2010–2015 гг. в среднем 44% студентов совмещали обучение с работой. Основной причиной совме­щения работы с получением образо­вания у студентов колледжей являют­ся финансовые затруднения в семье, и в подавляющем большинстве случа­ев такая работа никак не связана с по­лучаемым образованием. Впослед­ствии при переходе от учебы к работе выпускники средних профессиональ­ных образовательных организаций вы­нуждены соглашаться на первые пред­ложения трудоустройства, не имея фи­нансовых возможностей для долгого поиска подходящего рабочего места. Вторая часть исследования опира­ется на данные Выборочного наблю­дения трудоустройства выпускников 2010–2015 гг., проведенного Росста­том. Показано, что совмещение полу­чения образования с работой оказы­вает положительное влияние как на ве­роятность нахождения рабочего места, так и на размер получаемой заработной платы на стартовом этапе карьеры выпускников. К тому же совмещение учебы и работы по получаемой про­фессии/специальности и самостоя­тельное финансирование своего об­разования увеличивают вероятность того, что выпускник и в дальнейшем будет работать по полученной в кол­ледже профессии. Трудоустройство после окончания обучения не по по­лученной профессии/специальности влечет за собой потери в заработ­ной плате.

Добавлено: 25 марта 2019
Статья
Угольнова Л. Е. Вопросы образования. 2011. № 3. С. 244-260.

Характеристика ситуации с трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования дана на основании обследований, выполненных в рамках Мониторинга экономики образования: опросов обучающихся и руководителей учреждений профессионального образования, а также опросов руководителей предприятий шести секторов экономики.

Добавлено: 7 октября 2011
Статья
Павлюткин И. В., Забаев И. В. Вопросы образования. 2014. № 2. С. 202-221.

Авторы рассматривают высшее образование как важный источник не только частного, но и общественного блага. Университетам вменяется особая ответственность за формирование общества. При обилии работ, привлекающих формальные экономические и организационные показатели для описания качества высшего образования и эффективности университетов, сегодня почти нет исследований, в которых объектом выступали бы выпускники вуза как носители определенной культуры. Авторы предлагают способ демонстрации общественных эффектов университета на основании ценностных ориентаций и жизненных практик его выпускников. Данные были получены в результате онлайн-анкетирования более трети выпускников Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, проживающих более чем в 100 населенных пунктах России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Их ценности и жизненные практики сравниваются с таковыми совокупной выборки российского населения, информация о которой получена в ходе общероссийских и международных опросов, посвященных семейным отношениям, гражданской вовлеченности, ценностям занятости, социальному капиталу и практикам потребления. На основании полученных результатов сформулирована гипотеза о значении православного университета для отбора и формирования людей, разделяющих ценности ответственности и реализующих их на практике.

Добавлено: 11 июля 2014
Статья
Романенко К. Р. Вопросы образования. 2018. № 1. С. 154-173.

Объединения являются частой практикой в системах высшего образования во всем мире, соответственно, такие аспекты университетских объединений, как трансформация организационных и административных структур, распределение внутренних механизмов финансирования, или изменения академических стратегий и профилей, хорошо изучены. Однако  положение студентов при слияниях университетов и их понимание подобных процессов редко попадает в фокус исследователей высшего образования, несмотря на то, что «человеческий фактор», то есть конфликты и протесты студентов и сотрудников, нередко указываются в качестве ключевых проблем во время и после проведения университетских объединений.

В данной статье с позиций теории радикальных организационных изменений рассматриваются те изменения, происходящие с университетами при реорганизации, которые субъективно заметны и важны студентам. Для исследования были выбраны четыре кейса объединений российских университетов. Анализ индивидуальных и групповых интервью со студентами, обучающимися в университетах на момент процесса их реорганизации, позволил выявить кластеры ключевых для студентов «формальных» и «не-формальных» изменений.

В затрагиваемых темах особенно часто встречаются изменения в субъективно воспринимаемом статусе университетского диплома и потенциальном статусе студентов как будущих выпускников того или иного вуза. В то же время содержание учебных программ и объективные показатели качества вузов, студентами практически не упоминаются. Также студентами часто отмечаются изменения в образовательном процессе, официальной и неофициальной коммуникации внутри университета, университетской культуре и «атмосфере».

Результаты исследования обозначают  зоны повышенного внимания со стороны студентов при реорганизации, которые необходимо учитывать  при планировании и проведении университетских объединений, а также дополняют теоретическую дискуссию о студенчестве темой студентов в меняющихся университетах.

Добавлено: 8 декабря 2017
Статья
Вишленкова Е. А., Ильина К. А. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 232-255.

На основании архивных и законодательных источников реконструированы формы документов, интенсивность документооборота и характер делопроизводства в российских университетах первой половины XIX в. Авторы рассматривают делопроизводство в качестве административной практики, позволившей министерству привить профессорам чиновную идентичность, этос государственного служения и заставить их добровольно отказаться от административной автономии.

Добавлено: 23 апреля 2013
Статья
Володина Г. Е., Оболонская А. В., Ратт Т. А. Вопросы образования. 2014. № 1. С. 46-63.

Раскрыты цель, содержание и технологии экспериментальной деятельности Пермского филиала НИУ ВШЭ по созданию Университетско-школьного кластера как инновационной формы управления процессом совершенствования предметных компетенций учителей Пермского края. Охарактеризована организационная структура кластера, определены уникальные особенности форм и технологий взаимодействия участников проекта (учителей и преподавателей университетов), проанализированы результаты деятельности Университетско-школьного кластера на I этапе его развития. Инновационность деятельности в формате кластера состоит в современном содержательно-технологическом обеспечении работы предметных кафедр кластера; в разработке и реализации специальной технологии мониторинга уровня предметно-содержательной компетенции учителей в течение всего проекта; в индивидуальном тьюторском сопровождении процесса совершенствования предметной компетенции учителей; в создании и оптимальном методическом наполнении единого пространства интерактивного общения участников проекта — специального сайта Университетско-школьного кластера.

Добавлено: 5 октября 2015
Статья
Юдкевич М. М., Панова А. А. Вопросы образования. 2005. № 2. С. 2-4.

Николас Барр описывает в своей статье характеристики существующих моделей финансирования, реализуемых в разных странах. Какими бы ни были проблемы с реализацией той или иной модели, при структурных изменениях образовательного рынка и смежных с ним рынков, колебаниях демографических показателей, изменении спроса на образование эти проблемы значительно возрастают.

Добавлено: 27 марта 2009
Статья
Павлюткин И. В. Вопросы образования. 2010. № 1. С. 25-41.

Анализируются последствия введения института ранжирования в систему высшего образования. Рейтинги призваны бороться с провалами рынка, стимулировать конкуренцию и эффективный выбор учебного заведения. Однако проведенные за последнее десятилетие исследования, посвященные влиянию ранжирований на поведение университетов, показывают, что рейтинги приобрели символическую власть на рынке образовательных услуг, наделяя преимуществами одни учебные заведения в ущерб другим. В результате возникло недоверие к рейтингам и даже бойкотирование такого способа оценки со стороны некоторых университетов. Рассмотрение ранжирования университетов в качестве соци- альной практики соизмерения может раскрыть механизмы влия- ния рейтингов на поведение вузов.

 

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Дьячкова Э. А. Вопросы образования. 2016. № 1. С. 225-244.

Рассматриваются существующие в мировой практике методики управления доходами от эндаумента и возможность их применения в российских университетах. Наиболее актуальными в исследовании расходования средств от эндаумента являются такие вопросы, как реинвестирование дохода от целевого капитала; определение объема доходов от целевого капитала, который может быть использован; использование самого «тела» эндаумента, а не только процентов; определение направлений расходования эндаумента. Представлен обзор показателей финансовой деятельности фондов целевых капиталов и направлений расходования доходов от целевого капитала в российской практике. На примере Фонда целевого капитала НИУ ВШЭ проанализировано применение методов для определения сумм расходования и смоделированы финансовые показатели за период 2008–2014 гг. Политика, которой руководствуется университет в распределении доходов Фонда целевого капитала, позволяет реализовать принцип сохранности. В стабильных условиях такая политика целесообразна, но в период кризиса и с учетом того, что капитал в основном рублевый, обоснованность следования данному принципу может быть поставлена под сомнение. При использовании методов, основанных на стоимости чистых активов, эндаумент НИУ ВШЭ смог бы обеспечить принцип равенства поколений с ежегодным распределением доходов в пользу будущего и настоящего поколений.

Добавлено: 21 марта 2016
Статья
Коршунов И. А., Пешкова В. М., Малкова Н. В. Вопросы образования. 2019. № 1. С. 187-214.

На основе анализа открытых статистических данных исследуются успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования и обучения взрослых организациями среднего профессионального и высшего образования. Установлены отрасли, в которых применяется наибольшее количество успешных стратегий. Реализация ДПО вносит вклад в повышение финансовой устойчивости организаций среднего профессионального образования. В образовательных организациях отраслей нефтегазодобыча и химическая переработка, медицина, электротехника и энергетика, информатика и связь, а также в экономико-юридических образовательных организациях успешные стратегии могут обеспечивать от 25 до 40% общего бюджета. Эффективной оказывается узкая профессионализация программ, взаимодействие со стратегическими предприятиями, а роль интернет-инструментов продвижения услуг относительно невелика. В крупных государственных университетах, несмотря на большую численность слушателей, реализация программ ДПО не вносит существенного вклада в финансовую устойчи- вость: составляет не более 5% общего бюджета вуза. Вместе с тем в ряде небольших организаций высшего образования (в региональных филиалах и негосударственных учреждениях) подготовка по программам ДПО может приносить более половины дохода. При этом именно статус университета является определяющим в привлечении слушателей. Изучение стратегий образовательных организаций высшего образования показывает, что недостаточное внимание к программам ДПО, реализуемым в интересах региональной промышленности, связано с отсутствием показателей по данному виду услуг в составе ежегодного мониторинга вузов, а также устоявшихся подходов к интеграции программ ДПО и высшего образования.

Добавлено: 3 апреля 2019
Статья
Попова Е.А., Шеина М. В. Вопросы образования. 2017. № 1. С. 128-157.

Проверяются гипотезы о более высоком уровне академических достижений у студентов — выпускников более сильных школ, а также о характере связи успеваемости студента с его образовательной позицией в школе (учился он лучше или хуже среднего на параллели) с учетом образовательных характеристик школы. С помощью регрессионного анализа оценивается сила связи академических достижений с результатами ЕГЭ, типом школы, образовательной позицией при контроле на индивидуальные характеристики студента и факт получения им региональной губернаторской стипендии, дополнительной к стипендии университета. Выборку исследования составили 313 студентов, поступивших на 1-й курс образовательных программ «Экономика» и «Менеджмент» НИУ ВШЭ (Пермь) в 2012 и 2013 г. В качестве показателя академической успеваемости студента выбран его кумулятивный рейтинг за 1-й год обучения. Установлено, что окончание школы повышенного уровня или школы с высоким средним баллом ЕГЭ по математике не гарантирует студентам 1-го курса более высоких академических результатов. Школьная образовательная позиция студента значимо положительно связана с его академическими достижениями, причем сила связи варьирует в зависимости от образовательных характеристик школ. Учебные результаты студентов с высокой образовательной позицией из школ с невысоким уровнем образовательных результатов могут быть обусловлены развитой внутренней мотивацией, присущей академически успешным в школе ученикам. Авторы делают вывод, что игнорирование информации об образовательной позиции студентов из школ с невысокими средними образовательными показателями может приводить к недооценке их академических достижений. Наличие губернаторской стипендии оказалось значимым фактором учебных достижений только для менеджеров.

Добавлено: 13 февраля 2017
Статья
Малошонок Н. Г., Семенова Т. В., Терентьев Е. А. Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92-121.

В статье рассматриваются две теории мотивации, часто применяющиеся в контексте образования: теория достиженческих целевых ориентаций и иерархическая теория самодетерминации. На материале анализа 37 полуструктурированных интервью со студентами двух региональных университетов, расположенных в одном из регионов Приволжского федерального округа, показываются специфика и достоинства каждой теории при изучении учебной мотивации. Теория самодетерминации в ее расширенном варианте оказалась более продуктивной при изучении и объяснении мотивации студентов в виду наличия проработанной типологии причин учебной деятельности, универсальных потребностей, а также уровней функционирования мотивации.

Добавлено: 19 мая 2015
Статья
Куприянов Б. В., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А. и др. Вопросы образования. 2013. № 2. С. 209-232.

Представлены результаты опроса руководителей учреждений дополнительного образования детей, проведенного в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ. На основании полученнных данных проанализированы структура контингента обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей, направленность реализуемых ими программ, обеспеченность данных образовательных учреждений кадрами и их финансирование.

Добавлено: 7 августа 2013
Статья
Шувалова О. Р. Вопросы образования. 2009. № 1. С. 223-237.
Добавлено: 26 января 2010
Статья
Иванова А. Е., Кузнецова М. И., Семенов С. В. и др. Вопросы образования. 2016. № 4. С. 84-105.

В настоящее время регионы России имеют большую степень самостоятельности в построении региональной системы образования, при этом объективных эмпирических данных об особенностях развития, например, дошкольников и младших школьников того или иного региона практически нет, что затрудняет принятие обоснованных решений об изменениях на данных уровнях образования. Цель данного исследования - изучение базовых навыков по математике и чтению у детей на входе в школу в двух региональных центрах – Красноярске и Казани. Мы ставили перед собой задачу ответить на следующие вопросы: 1) с каким уровнем развития приходят первоклассники в школу; 2) с какими факторами связана успешность ребенка в первый год обучения; 3) существуют ли региональные различия в стартовом уровне детей? Исследование проводилось с помощью инструмента iPIPS, позволяющего оценить стартовый уровень ребенка на входе в школу, на выборке около 2750 первоклассников в двух городах. Основными факторами, связанными с уровнем базовых навыков ребенка по математике и чтению, являются социально-культурный капитал семьи, дошкольный опыт ребенка, а также язык, на котором происходит общение дома. При этом фактор региональной принадлежности практически никакой роли не играет.

Добавлено: 19 октября 2015
Статья
Зарецкий Ю. П. Вопросы образования. 2016. № 1. С. 245-273.

В статье на основе анализа новейших работ историков и диссертаций XVII – XVIII веков реконструируются важнейшие составляющие практики присуждения ученых степеней в немецких университетах раннего Нового времени. Задача реконструкции – понять, можно ли считать эту практику сопоставимой с нечестными способами получения академических степеней в современном мире. Для поиска ответа на этот вопрос рассматриваются представления об ученой степени в европейской культуре до эпохи Модерна, магистерские и докторские диссертации XVII – XVIII веков и проблема их авторства, изменения, произошедшие в процедуре их защиты и историко-культурные предпосылки рождения докторской степени современного типа. В итоге делается вывод, что поскольку основные социальные, культурные и интеллектуальные перемены, способствовавшие появлению общепринятого сегодня понимания академических степеней, завершились лишь к началу XIX века, предъявлять современные научные и нравственные критерии к практике присуждения их в более ранний период необоснованно. Из такого заключения не следует, что фальшивых ученых степеней в Европе раннего Нового времени, в отличие от сегодняшнего дня, не было, или что они были редкостью, – просто сама «фальшивость» понималась тогда иначе.

Добавлено: 21 марта 2016
Статья
Завалей А. И. Вопросы образования. 2014. № 2. С. 236-255.

Первые два раздела обзора зарубежных исследований по ключевым темам современной философии образовании посвящены обсуждению эпистемологических и морально-политических целей образования. В третьем разделе рассматривается одна из наиболее дискуссионных тем современной философии образования  — вопрос о профессиональном статусе преподавателя. Показано, что умение критически осмыслять социально-политические условия производства и распространения знания является одной из важнейших эпистемологических целей образования. Среди этических целей образования традиционно называются личностная автономия, спо- собность к полноценной социальной и экономической жизни, всестороннее личностное развитие, гражданские (демократические) компетенции и способность к кооперации. В последние 20 лет во многом благодаря  феминистической и коммунитаристской критике развивается направление, признающее центральной целью  образования не автономию рационального субъекта, а идеалы заботы, любви и чувства общности. На основании анализа дискуссий по вопросу о профессионализации преподавательской деятельности автор приходит к выводу, что несмотря на то что преподавание обладает основными чертами профессиональной деятельности, его специфичность делает затруднительным выделение четких критериев профессионализации.    

Добавлено: 23 июня 2014