• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 369 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Маркин М. Е. Экономическая социология. 2011. № 1. С. 142-143.
Добавлено: 31 января 2011
Статья
Бердышева Е. С. Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 1. С. 111-127.
В последнее время наблюдается рост интереса экономсоциологов к проблеме ценообразования на потребительских рынках. В предлагаемой вниманию читателей работе предпринимается попытка систематизировать уже существующие в новой экономической социологии наработки по теме ценообразования, соотнести их с классическими социологическими концептами и выделить те ключевые для экономической социологии исследовательские проблемы, которые скрываются за ценообразованием, тем самым делая его актуальным предметом для изучения.
Добавлено: 31 августа 2012
Статья
Юдин Г. Б. Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 4. С. 12-32.

Одна из важнейших тенденций в социальных исследованиях хозяйства обнаруживается на концептуальном уровне: от привычных понятий «экономическое действие», «практики» и «институты» акцент постепенно смещается в сторону экономического знания. Это вовсе не означает исчезновения экономического поведения из повестки социальных исследований хозяйства, но заставляет внимательнее отнестись к взаимосвязи между знанием и действием. Ключевое значение анализа экономического знания для понимания институциональной динамики и целенаправленного действия подчёркивалось двумя весьма влиятельными в области социальных исследований хозяйства учёными — Карлом Поланьи и Мишелем Фуко. Однако значение поднятой темы пока не было должным образом оценено их последователями. В этой статье обсуждается теория экономического знания, предложенная названными мыслителями, а также обобщаются важные теоретические результаты, полученные в последнее время в рамках формирующегося поля исследований экономического знания. Мы формулируем элементы теории экономического знания в виде нескольких основных положений и показываем, что основная задача сегодня состоит в применении этой теории для объяснения изменения границ экономического.

Добавлено: 30 августа 2012
Статья
Надеждина Е. В. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 5. С. 154-162.

В современном мире институт рекламы является одним из доминирующих механизмов воздействия на массовое сознание, служит каналом трансляции культурных норм и ценностей. Развитие рекламного бизнеса в России вызвало потребность в специалистах рекламного дела, инициировало возникновение новых учебных специальностей, учебных курсов по рекламе и маркетингу. Однако большинство учебных курсов (как и обеспечивающей их учебной литературы) посвящено прикладному аспекту рекламной деятельности и рассматривает вопросы технологии создания рекламы, психологических аспектов ее восприятия, способы воздействия на потенциального потребителя. Реклама представлена как специфическая маркетинговая деятельность, направленная на переведение качества товара или услуги на язык запросов и нужд покупателя. Выдвигается требование соответствия рекламы запросам потребителя, особое внимание уделяется созданию наиболее выигрышных рекламных образов. Коммуникативная и социокультурная функции рекламы если и рассматриваются, то как факультативное, сопутствующее явление.

Добавлено: 21 января 2014
Статья
Котельникова З. В. Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 4. С. 30-48.

 Производство и потребление контрафактной продукции сегодня стало проблемой мирового масштаба. Этот всплеск экономических преступлений обусловлен множеством причин. Но более интересно то, что правообладатели торговых марок занимают весьма противоречивую позицию в отношении подделок и не всегда готовы активно защищать свои права. Мы попытаемся ответить на вопрос, почему так происходит, и рассмотрим типы поведения правообладателей в отношении контрафакта

Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Алмакаева А. М., Костенко В. В. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 4. С. 53-67.

Национальные пенсионные системы в странах Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) значительно отличаются друг от друга по структуре, пенсионному возрасту, а также по размеру пенсионных отчислений. В то же время необходимость создания общего рынка и интенсивные потоки трудовой миграции делают актуальным вопрос об их должной координации и создании более эффективных механизмов трансграничного перевода пенсионных прав. Основываясь на анализе существующих на пространстве ЕврАзЭС и Европейского cоюза (ЕС) международных соглашений, авторы выявляют два основных принципа, регулирующих этот процесс, — территориальный и пропорциональный. Территориальный принцип, действующий с 1992 г., основан на механизме назначения пенсии по правилам страны постоянного проживания. Он наиболее распространён в ЕврАзЭС и определяет взаимоотношения между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Республикой Таджикистан и Республикой Кыргызстан, однако он обладает рядом недостатков и является наименее адекватным в условиях неравных миграционных потоков, разноуровневых и сильно дифференцированных пенсионных систем. Пропорциональный принцип, введённый в практику в 2007 г. и определяющий взаимодействие между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, основан на схеме начисления пенсии по правилам государства, на территории которого был приобретён трудовой стаж. Он хорошо зарекомендовал себя в Европейском cоюзе и является более совершенным механизмом транспортабельности пенсионных прав. В работе подчёркивается необходимость внедрения пропорционального принципа на всём пространстве ЕврАзЭС, а также целесообразность заимствования ряда технологий из опыта ЕС, позволяющих сделать применение этого принципа более эффективным.

Добавлено: 30 сентября 2014
Статья
Сохань И. В. Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 5. С. 171-178.

Данный текст представляет собой краткое описание исследовательского проекта, выполняемого15 января 2013 г. — 15 мая 2014 г. в рамках программы Научного фонда НИУ ВШЭ. В современном мире традиционная гастрономическая культура претерпевает глобальные трансформации. Роль гастрономических практик в формировании человеческой идентичности становится всё более очевидной. Специфика пищи как материаль- ного носителя символов и знаков, усваиваемых на уровне наиболее непосредственного телесного опыта, определяет её потребление в качестве сложной системы коммуникативных связей. Многие процессы в этой сфере серьёзны и глобальны: например, новые пищевые страхи; изменение статуса трапезы как постоянного топоса воспроизводства социальной и культурной идентичности. Гастрономическая символика интенсивно используется в рекламе в качестве соблазна. Фастфуд является нейтральной пищей с точки зрения национальных гастрономических культур и ста- новится приоритетным способом питания. Гастрономическая культура производит актуальный сегодня стандарт худого тела. Практика потре- бления пищи в форме фастфуда регистрирует новые способы не только гастрономических коммуникаций, но и взаимодействия человека и власти, нового гендерного порядка; можно утверждать, что именно в формате фастфуда, «МАК-пищи» впервые символическое содержание еды преодо- лело и поглотило её физический и технический аспекты.

Добавлено: 21 ноября 2013
Статья
Белова Ю. Ю. Экономическая социология. 2020. № 1.

В статье по результатам глубинного биографического интервью раскрываются условия и мотивы выбора трезвого образа жизни, социальные роли и практики трезвенников.

Добавлено: 7 июня 2019
Статья
Павлюткин И. В. Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 2. С. 112-117.

Рецензия на книгу: Fourcade M. 2009. Economists and Societies: Discipline and Profession in the United States, Britain, and France, 1890s to 1990s. Princeton: Princeton University Press.

Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Барсукова С. Ю. Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 4. С. 14-29.

В статье мы покажем, что контрафакт включает в себя качественно разнородные элементы - подделки, серый импорт и имитаторы - которые опираются на разные логики экономической целесообразности и общественной легитимации. Эти «слагаемые» в разной степени ущемляют интересы потребителей и правообладателей, что делает их избирательными союзниками власти по пресечению контрафакта. Мы покажем специфику этих трех составных частей контрафактного бизнеса с точки зрения состава участников, а также стимулов и ограничений их бизнес-деятельности.

Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Маяцкий М. А. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 1. С. 116-125.

Производство вырвалось за пределы фабричных стен (глобализация, делокализация, аутсорсинг и проч.). Граница между рабочим временем и свободным временем стала расплывчатой и проницаемой. До недавних пор иудео-христианская цивилизация видела залог искупления и избавления именно в труде. Теперь же работы становится мало, да «и та совсем не та». Типичной стала ситуация не пролетария, а прекария. Какой сценарий «экономии спасения» может предложить общество? Сможет ли цивилизация строиться на фундаменте уже не труда, но досуга? Особую амбивалентность обретает свободное время— время преодоления отчуждения и вместе с тем время потребления, а также сфера инвестиций мощных «индустрий досуга». Не становится ли оно по-своему продуктивным, а заодно и новым источником отчуждения? Как это влияет на конструирование субъективности? Как истолковывать новые феномены— сетевую солидарность, постоянное виртуальное взаимодействие, требования «пособия на существование», альтернативные экономические и экологические микропроекты? Расценивать их как маргинальные забавы или же как основу завтрашнего полиса и ойкоса? Политики на Западе регулярно обещают «реиндустриализацию», а в России— поворот от сырьевой к высокотехнологичной экономике. Акакое будущее— в России и в мире— показывает барометр культурных практик? Таким был круг вопросов, которым занималась в течение 2013г. научно-учебная группа «Труд, знание и досуг в постиндустриальном обществе» в рамках проекта, финансируемого Научным фондом НИУВШЭ «“Когнитивный капитализм” через призму культурных практик и дискурсов (сравнительный подход)» (№ 13-05-0013).

Добавлено: 11 февраля 2014
Статья
Панкратова М. Л. Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 2. С. 88-110.

В данной статье представлены результаты исследования, в рамках которого выявляются детерминанты удовлетворённости российских женщин работой и жизнью. После рождения ребёнка женщины перераспределяют своё время в пользу семьи и ребёнка, прерывая занятость на рынке труда или переходя на частичную занятость. Изменение привычного образа жизни женщины в связи с рождением детей влечёт за собой непосредственное изменение удовлетворённости работой и жизнью в целом. Таким образом, факт рождения ребёнка — один из главнейших при анализе социального самочувствия женщин. Автор статьи исходит из предположения, что для матерей и женщин без детей детерминанты удовлетворённости работой и жизнью разные. В статье описываются основные подходы и методы измерения этих показателей. Информационной базой исследования служит «Российский мониторинг экономики и здоровья населения», РМЭЗ (Russia Longitudinal Monitoring Survey of HSE, RLMS)2 за 2000–2009 гг. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что российские женщины с детьми удовлетворены жизнью более, а работой менее по сравнению с женщинами без детей, при этом фактор наличия детей для удовлетворённости работой является незначимым.

Добавлено: 2 апреля 2013
Статья
Мохов С. В. Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 1. С. 28-50.

Борьба представителей западной похоронной индустрии с профессиональ-

ной стигматизацией привела к тому, что похоронный бизнес стал откры- тым, публичным и социально ответственным. В то же время российский рынок ритуальных услуг по-прежнему окутан устрашающими мифами и негативными стереотипами. Представители российской похоронной ин- дустрии избегают любых форм публичности. Это приводит к открытой стигматизации профессии. Почему сложилась подобная ситуация? Мож- но ли предположить, что стигматизация поддерживается самим профес- сиональным сообществом? На основе авторских этнографических заметок, собранных в полевом днев- нике, в результате проводимого на протяжении года включённого наблю- дения в одном из центральных регионов России, предпринимается попыт- ка ответить на эти вопросы. Статья состоит из трёх частей. Вначале будут показаны распространённые модели похоронного рынка на примере таких стран, как США, Франция и Швеция, и обозначены принципиальные отличия российской модели. Во второй части статьи автор описывает региональное ритуальное агентство и его владельца. Третья часть ста- тьи характеризует рядовых работников рынка ритуальных услуг. В качестве вывода предлагается следующее: российский рынок ритуальных услуг можно интерпретировать в терминах концепции неопределённости Дэвида Старка. В фокусе регионального похоронного рынка неопределён- ность выражается в контролируемой дисфункциональности инфраструк- туры, слабой и стихийной институционализации и превалировании нефор- мальных практик в поддержке связей сети. В дополнение к этому сама по себе профессиональная структура довольно закрыта для входа новых игро- ков и иерархизирована по криминальному принципу. Таким образом, сама структура ритуального рынка способна к эффективному функционирова- нию только в случае сохранения статуса неопределённости. Это состоя- ние поддерживается с помощью контроля информации, а стигматизация является инструментом сохранения профессиональной структуры.
Добавлено: 13 января 2017
Статья
Решетеева Р. И. Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 4. С. 164-189.

Почему одни компании более успешны, нежели другие? Поиску ответа на этот вопрос посвящены многочисленные исследования в менеджменте, экономической теории и социологии. Однако из-за отсутствия универсальной концептуализации самого понятия и несовпадения методологических предпосылок наблюдаются серьёзные расхождения в объяснении причин успеха. В результате в организационных исследованиях нет консенсуса ни по поводу того, что считать индикатором успеха компании, ни о том, как его измерить. В начале обзора разбираются трудности использования категории «эффективность» (effectiveness) в исследовании поведения фирм, анализируются потенциал и ограничения альтернативного термина ― «результативность» (performance). Затем предпринята попытка систематизировать теоретические наработки в области стратегического менеджмента и социологической теории организаций. Внимание к стратегическому менеджменту обусловлено тем, что данное ответвление менеджмента фактически сформировалось вокруг вопроса о том, почему одни компании превосходят другие. В отличие от своей интеллектуальной предшественницы ― индустриальной экономики, ― стратегический менеджмент переносит акцент на деятельность и структуру фирмы как на фактор, обусловливающий различия в результативности компаний. Рассматриваются два центральных конструкта в стратегическом менеджменте ― стратегии и ресурсы фирмы. В первом случае речь идёт о теории стратегического выбора (strategic choice) и о теории обстоятельств (contingency theory), а во втором ― о доминирующей на текущий момент теории ресурсной зависимости (resource-based view). В отличие от стратегического менеджмента, организационные исследования в социологии объясняют успех компаний, опираясь на внешние факторы, так или иначе анализируя эффект среды. Темы выживания фирм, их успешной адаптации явно или имплицитно затрагиваются сразу в нескольких аналитических перспективах экономической социологии ― в сетевом, экологическом и институциональном подходах. В заключение в обзоре обсуждаются методологические сложности изучения результативности компаний, которые требуют от исследователей создания композиционных моделей объяснения успеха фирм, учитывающих синергетический эффект как внутренних, так и внешних факторов.

Добавлено: 30 сентября 2016
Статья
Воронина Н. Д., Зангиева И. К. Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 5. С. 72-90.

Статья посвящена анализу ориентаций работников в пространстве «сотрудничество — конфликт» в сфере социально-трудовых отношений. Основная цель статьи — проанализировать установки работников на взаимодействие между участниками трудовых отношений внутри организации. Эмпирическую базу составляют данные исследования «Социальное партнёрство и конфликт в системе трудовых отношений», выполненного в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Были выделены четыре ключевые установки, выраженные среди работников промышленных предприятий: отчуждение, партнёрство, групповая солидарность и корпоративная солидарность. Проанализированы характеристики, определяющие выраженность у работников определённых установок, и связь последних с реальным поведением работников.

Добавлено: 30 августа 2012
Статья
Мерсиянова И. В. Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 5. С. 26-53.
В ходе российского трансформационного процесса последних десятилетий сформировались предпосылки для появления в нашей стране институтов филантропии. О разворачивающемся процессе их становления свидетельствует немалое число фактов. Однако лишь ограниченный круг работ посвящён анализу филантропической активности россиян. Барьером является недостаток эмпирической информации по предмету. Настоящая статья отчасти восполняет дефицит такой информации и характеризует уровень вовлечённости россиян в денежные пожертвования, раскрывает влияющие на него факторы. Данные эмпирических исследований всероссийского масштаба вписываются в международный контекст филантропической активности. Эмпирические данные получены Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора в рамках мониторинга состояния гражданского общества, проводимого при поддержке программы фундаментальных исследований Государственного университета — Высшей школы экономики.
Добавлено: 31 августа 2012
Статья
Немкова Е. В. Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 5. С. 68-85.

Целью данной работы является выявление основных факторов, оказывающих влияние на потребительский выбор продуктов питания, а также анализ поведения различных групп покупателей продовольственных товаров. Для достижения поставленных задач в Москве и Тюмени был проведен анкетный опрос взрослого населения. Анализ собранного массива данных (объемом 540 человек) позволил автору выделить четыре типа потребителей: консерваторов, расточительных, импульсивных, непоследовательных, а также установить тот факт, что люди способны «переключаться» с одного типа на другой.

Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Демьянова А. А. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 1. С. 78-94.

Цель работы – изучение типов потребления алкоголя и табака в России и факторов, оказывающих на него влияние. В частности, рассматриваются следующие факторы: пол; возраст; установки в отношении гендерных ролей; доход; оптимистичность в отношении материального положения и уровня жизни в будущем; образование; самооценка, уважение со стороны окружающих; профессиональный уровень; общая удовлетворенность жизнью в целом и материальным положением в частности; занятость, количество рабочих часов в неделю; принадлежность к рабочему классу; религиозность, вера; исповедание ислама; семейное положение; потребление алкоголя супругом; потребление сигарет респондентом; количество детей; регион проживания; тип населенного пункта. Исследование выполнено на основе данных 9-й волны РМЭЗ.

Добавлено: 20 января 2014
Статья
Назарбаева Е. А. Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 2. С. 99-125.
В работе предпринята попытка описать с точки зрения теорий обмена то, как формируется позиция школьника в классе. Проводя аналогию со стратификационными исследованиями, автор рассматривает в качестве ключевых факторов успеваемость и карманные деньги школьников. На основе данных, полученных в ходе анкетного опроса учащихся 7-го класса одной из подмосковных школ, делаются выводы о возможной связи статуса ребёнка с его готовностью помогать одноклассникам в учёбе, способами распоряжения деньгами и наличием у него формальной власти.
Добавлено: 30 августа 2012
Статья
Рощина Я. М., Сухова А. С. Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 2. С. 21-53.
Теоретической основой исследования является экономико-социологический подход к анализу частной сельскохозяйственной деятельности домохозяйств. На основе данных Российского мониторинга экономики и здоровья (РМЭЗ) за 1994–2006 годы анализируется динамика частного сельскохозяйственного производства, проводится типологический анализ её специализации, рассматриваются факторы, влияющие на вероятность производства домохозяйством агропродуктов на своём участке, а также на возможность их продажи на рынке
Добавлено: 31 августа 2012