• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 392 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Докука С. В., Валеева Д. Р. Вопросы образования. 2015. № 1. С. 201-213.
Добавлено: 17 апреля 2015
Статья
Шпаковская Л. Л., Чернова Ж. В. Вопросы образования. 2011. № 2. С. 236-252.

Используя концептуальный аппарат социологии знания, авторы анализируют условия производства различных версий социологического образования. Основное внимание уделяется национальным образовательным стандартам и их влиянию на разработку учебных планов на региональном уровне. На основе эмпирических данных выделены два типа стратегий формирования учебных планов: глобализационные и локализационные стратегии. Наиболее важными факторами, определяющими выбор стратегии, являются дисциплинарная принадлежность основателей факультета, профессиональные связи и способ распространения публикаций сотрудников факультета.

Добавлено: 27 сентября 2011
Статья
Майофис М. Л. Вопросы образования. 2016. № 2. С. 286-310.

На основании опубликованных и архивных документов анализируется комплекс причин, которые подтолкнули советское руководство к созданию языковых спецшкол в конце 1940-х годов — в период, когда шла наиболее активная борьба с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом». Выпускники новых школ должны были восполнить острый недостаток специалистов со знанием иностранных языков, поэтому в языковых спецшколах особое внимание уделяли формированию устной речи, в то время как программа средних школ концентрировалась только на навыках чтения и перевода. Автор считает, что концепция языковых спецшкол была изначально внутренне противоречива, и рассматривает ограничения, которые вынужденно пришлось инкорпорировать в проект языковых школ: ресурсные, социальные, методические, идеологические. Эпоха «борьбы с космополитизмом» оставила свой отпечаток в методике преподавания: все учебные материалы должны были проходить через множество идеологических фильтров, так как советские руководители очень боялись, что изучение иностранных языков будет подспудно оказывать негативное влияние на учеников. 

Добавлено: 23 февраля 2018
Статья
Иванюшина В. А., Александров Д. А., Мусабиров И. Л. Вопросы образования. 2016. № 4. С. 229-250.

Статья посвящена изучению структуры мотивации студентов при освоении сложного университетского курса. Работа выполнена в теоретической рамке теории ожиданий и ценностей (expectancy-value theory) и направлена на решение трех задач: анализ гендерных различий в мотивации; выявление связей между компонентами мотивации и образовательными результатами; оценку роли предшествующих образовательных достижений и предшествующего образовательного выбора. Cравниваются две альтернативные теоретические модели и проверяется их соответствие эмпирическим данным, собранным при опросе студентов 2‑го курса бакалавриата, обучающихся на майноре «Обработка и анализ данных». Основной метод анализа — моделирование структурными уравнениями (SEM, structural equation modeling), реализованное в статистическом пакете MPlus version 7.31. Показано, что этот курс более популярен среди юношей; при этом юноши более уверены в своих силах, однако оценки за курс у юношей и девушек не различаются. В структуре индивидуальных ценностей гендерных различий также не обнаружено. Студенты направлений «Социология» и «Экономика» считают курс более полезным и интересным, чем студенты-юристы и гуманитарии. Анализ структурными уравнениями подтвердил эмпирическую валидность модели, в которой ожидание успеха непосредственно влияет на образовательный результат, а ценности оказывают на него лишь опосредованное влияние, через ожидания. Полная модель, включающая мотивацию, гендер, образовательную программу и предыдущие успехи, объясняет 34% дисперсии образовательного результата. 

Добавлено: 23 декабря 2016
Статья
Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8-63.

Обсуждаются основания структурного анализа в системе высшего образования с опорой как на имеющиеся исследования образовательных систем и подходы к анализу институционального многообразия в высшем образовании, так и на релевантные теоретические конструкции социальных наук, в том числе на теорию зависимости от предыдущего развития. Обосновывается использование ориентации на специфические сегменты рынка труда и характера основного продукта университета в качестве оснований типологии и выделения групп организаций. На основе сформулированного подхода к типологии реконструируется советский «мастер-план», поскольку, с точки зрения авторов, сегодняшняя структура российской системы высшего образования во многом определяется советским опытом ее развития. Показано, что советский проект был построен на идее административного регулирования рынка труда, а также на ряде исторически возникших институциональных особенностей и в целом реализовывал модель «квазикорпоративной» системы высшего профессионального образования. Анализируются изменения, произошедшие в структуре системы высшего образования, доставшейся России от СССР, под влиянием внешних для системы образования факторов и весьма в малой степени — за счет сознательной государственной политики. На основании анализа количественных данных описывается типология организаций высшего образования, возникшая в результате этих изменений. Рассматриваются возможные направления структурной политики в сфере высшего профессионального образования как основы для создания «мастер-плана» реструктуризации системы высшего образования в России. Сформулированы цели, которым должна отвечать модернизация структуры высшего образования: включение России в глобальные сети знаний и технологий; обеспечение потребности ключевых отраслей промышленности в кадрах и научно-исследовательских разработках, которая продиктована целями достижения конкурентоспособности страны; поддержание базовой социально-экономической структуры в регионе; удовлетворение растущего спроса населения на высшее образование.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2006. № 4.
Добавлено: 5 ноября 2009
Статья
Фадеева М. В. Вопросы образования. 2016. № 4. С. 251-275.

Рассматривая историю создания в 1902 г. в Московском университете Профессорского дисциплинарного суда и его деятельности, автор переосмысливает место студенчества в российском обществе того времени. Студенты подчинялись и общей для подданных системе права, и университетским уставам и правилам, и находились под особым контролем полиции. Анализируя правове поле, в котором оказались студенты, реконструируя механизм судопроизводства в Профессорском дисциплинарном суде и восстанавливая по архивным материалам конкретные судебные случаи, автор прослеживает, как отразились на студентах изменения политики - курс властей на дисциплинирование 

Добавлено: 14 декабря 2017
Статья
Груздев И. А., Горбунова Е. В., Фрумин И. Д. Вопросы образования. 2013. № 2. С. 67-81.

Возрастающее внимание к проблеме студенческого отсева обусловлено демографическими сдвигами, происходящими в мире начиная с 1960–1970-х годов и актуальными для современной Росcии. Для вузов она приобрела особую остроту в связи с изменением принципов их финансирования. Феномен студенческих отчислений имеет свою специфику в разных образовательных системах. Отсев студентов из российских вузов представляет собой принудительное отчисление, в то время как решение о выбытии, например, из американского университета студент обычно принимает сам. Соответственно различаются и средства, которые вузы могут использовать для снижения отсева: в первом случае это пересмотр критериев оценивания студентов и разработка дополнительных мер дисциплинарного воздействия, во втором — стимулирование интеграции студентов в академическую среду.

Добавлено: 1 июля 2013
Статья
Сафронов П. А., Сидорова К. Д. Вопросы образования. 2016. № 3. С. 224-237.
Исследуются причины, по которым инновационное педаго- гическое движение, развернувшееся во второй половине 1980‑х годов, от- носительно быстро исчерпало перво- начальный импульс и не стало устой- чивым фактором институционального развития в России. На основе интервью с участниками инновационного движе- ния, а также нарративного анализа ма- териалов периодики и архивной доку- ментации авторы обосновывают те- зис о преобладании в инновационном движении задачи субъективной эман- сипации, усвоения культуры свободы над целями организационно-проект- ного управления. Показано, что педа- гогическое движение испытывало за- висимость от организационных форм, встроенных в позднесоветский соци- альный порядок. Развитие инноваций происходило в рамках ситуаций особо- го типа: отдельные коллективы, выстро- енные вокруг фигуры того или иного автора, были способны учреждать но- вое как субъективное достояние, но не могли его удерживать и развивать в ин- ституциализированных формах.
Добавлено: 7 октября 2016
Статья
Терентьев Е. А., Груздев И. А., Горбунова Е. В. Вопросы образования. 2015. № 2. С. 129-151.

Представлены результаты дискурс-анализа текстов полуструктурированных интервью с преподавателями девяти российских вузов. В фокусе анализа — нарративы о студенческом отсеве и его причинах. В целом дискурс преподавателей является обвинительным по отношению к студенту. Все нарративы могут быть объединены и описаны в рамках метафоры судебного процесса. В наиболее явном виде сюжет с обвинением развивается в типе дискурса, который назван прокурорским, но и в дискурсах адвоката и судьи ответственность за отсев приписывается студентам. Все три дискурса конструируют символические барьеры между университетом и преподавателями с одной стороны и студентами с другой. Эти барьеры работают на обоснование непричастности преподавателей к студенческому отсеву. Ни в одном из типов дискурса не артикулируется миссия университета и не проблематизируются основания и цели его деятельности. Авторы высказывают предположение, что дискурс о «плохом студенте» является отражением реальных проблем, связанных с массовизацией образования и неизбежным изменением студенческого контингента. Анализ дискурса преподавателей позволяет выдвинуть гипотезу, что их реакция на эти изменения ограничивается фиксацией проблем и обоснованием своей непричастности к ним. Конструирование символических барьеров может включать установление границ не только по отношению к студентам, но и по отношению к изменениям, происходящим в системе образования. Такие границы крайне усложняют процесс адаптации к этим изменениям и делают его слабо управляемым.

Добавлено: 3 июня 2015
Статья
Юдкевич М. М. Вопросы образования. 2006. № 3. С. 231-253.

Круглый стол, 16 ноября 2006 г., Москва
Организатор — редакция журнала «Вопросы образования».
Вопросы для обсуждения:
1. Многообразие университетов. Что есть сейчас российский университет?  Типология университетов 
— по происхождению (традиционные, технические, педагогические  и пр.);
— по географии (столичные, провинциальные — по типам регионов);
— по ориентации (на рынок, на ренту с университетского статуса и др.);
— по содержанию подготовки специалистов.
2. Какие социальные функции (образовательные, социализационные и др.) и какие ценности транслируют университеты разных типов.
3. Состояние науки в разных типах университетов (проблема сохранения культуры воспроизводства знаний, научных школ).
4. Тенденции и перспективы развития разных типов университетов.

Добавлено: 5 января 2009
Статья
Вопросы образования. 2011. № 1. С. 259-270.
Добавлено: 23 апреля 2011
Статья
Брюханов М. В., Поляченко С. С. Вопросы образования. 2015. № 1. С. 214-233.

 

В статье проведен анализ факторов, которые влияют на когнитивные навыки и компетенции, измеренные с помощью тестов программы международной оценки компетенций взрослых – PIAAC. Определены тенденции изменения компетенций в разрезе специальностей и групп профессий. Методом главных компонент выделено два латентных эндогенных фактора, объясняющих вариацию количества лет обучения, использования когнитивных навыков на работе и дома. С помощью двух- и трехшагового методов наименьших квадратов определено влияние каждого из факторов на результаты теста грамотности, математической грамотности и теста решения задач в технологически-насыщенной среде.  

Добавлено: 21 октября 2014
Статья
Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Филатова Л. М. и др. Вопросы образования. 2012. № 3. С. 88-112.

В условиях изменения принципов государственного субсидирования высшего образования и углубления дифференциации между высшими учебными заведениями особую актуальность приобретает изучение динамики общественного спроса на высшее образование на фоне демографического спада и сжатия платежеспособности семей. Статья посвящена изучению современных тенденций общественного спроса, их влиянию на финансовое обеспечение и процессы реструктуризации российской системы высшего образования. Исследование позволило выявить трансформацию рынка профессионального образования, его переход от расширяющегося к сжимающемуся рынку. Изменения на рынке профессионального образования сегодня складываются под влиянием разнонаправленных тенденций, определяемых внешними по отношению к образованию факторами, такими как демографический спад, сокращение платежеспособного спроса, неудовлетворенность работодателей качеством образования и снижение мотивации студентов к продолжению образования. В этих условиях основной вектор развития закономерно связан с оптимизацией структуры, объединением учебных заведений разного уровня, диверсификацией источников финансирования и изменением системы управления высшим образованием.

Добавлено: 2 декабря 2012
Статья
Андрущак Г. В. Вопросы образования. 2007. № 1. С. 215-231.

Создание системы кредитования учащихся рассматривается автором статьи в качестве одной из важнейших составляющих модернизации институционального устройства российского образования. В статье осуществлена попытка описать системы предоставления займов студентам посредством современного экономико-теоретического инструментария. Особое внимание уделяется проблемам создания института образовательного кредита в условиях слабых рыночных институтов.

Добавлено: 7 декабря 2007
Статья
Попов Д. С., Тюменева Ю. А., Кузьмина Ю. В. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 205-231.

Авторы считают целесообразным для изучения проблем адаптации первокурсников к обучению в вузе выделять качественно разнородные группы студентов на основе кластерного анализа. На основании материалов обширного обследования первокурсников столичных вузов выделены семь групп студентов и проанализированы специфические для каждой группы трудности в обучении, а также различия между студентами разных групп в степени уверенности в выборе специальности, в оценке социальной жизни в вузе, особенности жизненных и образовательных целей.

Добавлено: 14 апреля 2013
Статья
Гошин М. Е., Мерцалова Т. А. Вопросы образования. 2018. № 3. С. 68-90.

В статье приведён обзор теоретических моделей родительского участия в образовании. Проведённое эмпирическое исследование посвящено рассмотрению особенностей участия родителей в российском образовании на основе соотнесения с типологизацией, предложенной в модели Дж.Л.Эпштейн. Осуществлено сопоставление типов участия различных социально-экономических категорий родителей, особо выделены семьи с низким уровнем дохода. Показано, что более высокий уровень участия в образовании свойственен родителям, чьи дети демонстрируют лучшие образовательные результаты и планируют после школы продолжение учёбы в вузе. Исследование является еще одним подтверждением образовательного неравенства: дети из малообеспеченных семей в среднем демонстрируют более низкие образовательные результаты, при этом высокий уровень участия родителей в образовании нивелирует разницу в успеваемости между детьми из семей с разным экономическим статусом.

Добавлено: 9 июня 2018
Статья
Добрушина Н. Р. Вопросы образования. 2008. № 3. С. 119-145.

В течение многих десятилетий советская школа была не только и не столько инструментом образования, сколько способом формирования новой культурной общности. Арчинцы - малый народ (около 1200 человек), живущий в высокогорном селении Центрального Дагестана и до последнего времени сохранявший свою языковую и культурную изолированность. Интервью с арчинцами, записанные в ходе полевой работы в селении, показали, что советская школа, открытая в Арчибе в начале 1930-х годов, явилась одним из основных каналов влияния на традиционную культуру. Школа стала зоной присутствия в Арчибе «старшего брата», поскольку в течение продолжительного периода школьный коллектив состоял исключительно из представителей социально более успешных этносов. Отношение арчинцев к собственной идентичности и языку, положение женщины, традиционная одежда и религиозный уклад подверглись значительному воздействию со стороны школы. Однако же, отстав на пути к инновациям от соседних этносов на 30-40 лет, арчинцы сохранили этническое единство и язык и сегодня являют собой редкий пример успешного выживания малого народа.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Вопросы образования. 2017. № 2. С. 98-112.

The paper presents a theoretical reconstruction of Lev Vygotsky’s project of theory of personality development and highlights Vygotsky’s relevance and heuristic value for the personality psychology of our days, especially positive psychology. The authors focus on several aspects of Vygotsky’s heritage. 1. General concept of personality within a non-classical framework. 2. The idea of self-mastery as the central explanatory concept and its relation to the modern concept of agency. 3. The role of self-reflective awareness in personality development. 4. Personality development pathways in challenging conditions. In Vygotsky’s works personality was implicitly constructed as the most integral higher mental function, while self-mastery or self-regulation was its central feature. Vygotsky’s principle of mediation states that the structure of human activity is mediated by physical or mental tools that break the S—R links and make it possible to master one’s own behavior and mental processes. By utilizing speech as a system of signs that enables the process of mastering the psychosocial reality, self-reflection makes a new basis for more complicated forms of higher mental processes that possesses more degrees of freedom as compared with the lower ones. The law of compensation is discussed in the context of aggravated conditions of personality development, where personality answers on the social boundaries, and thus achieves alternative trajectories of development. The sociocultural paradigm is thus consistent with modern thought of positive and personality psychology.

Добавлено: 23 октября 2016
Статья
Абрамов Р. Н. Вопросы образования. 2010. № 3. С. 75-92.

Теоретико-социологический обзор. Академическая автономия рассматривается как образ, символически определяющий границы университетского пространства. Исторический экскурс посвящен трансформациям академической автономии в СССР и России. Дана характеристика современных институциональных и глобальных угроз академической автономии.

 

Добавлено: 19 октября 2012
Статья
Нефедова А. И. Вопросы образования. 2016. № 3. С. 238-247.

 Последние два десятилетия как российские, так и зарубежные исследователи высшего образования отмечают возрастающую коммерциализацию науки, а также распространения «менеджериализма» в академической среде, в том числе через распространение количественных показателей в качестве измерителей качества проведенных научных исследований [Абрамов 2010; Любимов 2009; Гейгер, Хеллер 2012; Gonzales, Martinez, Ordu, 2014; Collyer 2015 и мн.др].

Однако большинство работ, посвященных этой теме, написаны американскими или английскими исследователями, которые не рассматривают проблемы, связанные с встраиванием в глобальную науку тех стран, в которых английский язык не является родным.В связи с этим большой интерес для российских исследователей высшего образования будет представлять книга известного социолога Рихард Мюнх (р.1945) из университета Бамберга «Трансформация университетов в погоне за глобальным превосходством», в которой он критически осмысливает и анализирует происходящие изменения в университетах Германии,Великобритании и Соединенных Штатов Америки за последние 30 лет в условияхнового государственного управления (New Public Management).

Добавлено: 24 мая 2016