• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 403 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Рощина Я. М., Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Вопросы образования. 2018. № 1. С. 174-199.

Рассматриваются масштабы распространения массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в практике обучения в российских вузах, мотивация к обучению на МООК, а также отношение студентов и преподавателей к возможному замещению курсов, преподаваемых в их университете, на МООК. На основании данных опроса, проведенного в рамках Мониторинга экономики образования в 2016 г., определяются детерминанты спроса на МООК со стороны преподавателей и студентов российских вузов. Согласно полученным результатам, МООК больше востребованы у преподавателей, чем у студентов. Регрессионный анализ выявил, что вероятность обучаться на МООК или стремиться к этому выше у студентов активных и с высокой успеваемостью, а также у преподавателей, занимающихся научными исследованиями и получавших дополнительную подготовку в летних школах. Обучение в ведущем вузе оказывает сильное положительное влияние на вероятность обучения на МООК для студентов, а для преподавателей этот фактор не является значимым. 

Добавлено: 26 марта 2018
Статья
Польдин О. В., Силаев А. М. Вопросы образования. 2011. № 3. С. 192-209.

Для сравнения отдельных программ подготовки по качеству приема использованы распределения суммы баллов ЕГЭ зачисленных студентов. На основе анализа распределений предложены качественные и количественные показатели, характеризующие различия между программами. Эффекты расслоения программ по баллам ЕГЭ проиллюстрированы эмпирическим анализом приемных кампаний 2009 и 2010 гг. в некоторых вузах.

Добавлено: 31 августа 2012
Статья
Тюменева Ю. А. Вопросы образования. 2008. № 4. С. 56-81.

Представлены результаты вторичного многомерного анализа данных исследования PIRLS-2006 по российской выборке. В первой части статьи обсуждается связь отдельных характеристик школы и семьи с достижениями в PIRLS. В частности, показана неравномерная пятилетняя динамика достижений у детей из разных социально-демографических групп. Выявляются условия, опосредующие влияние школьных ресурсов на успешность в чтении. Определяются варианты оптимальных сочетаний заданий для чтения и заданий на понимание текстов. Во второй части статьи излагаются процедура и результаты регрессионного анализа ключевых переменных, относящихся к школьным и домашним образовательным условиям. Сделан вывод о неравновесном вкладе семейных и школьных факторов в достижения ребенка в чтении. Установлены факторы, оказывающие негативное воздействие на грамотность чтения. Обсуждаются альтернативные интерпретации полученных результатов. Обосновывается желательность вторичного анализа данных международных исследований.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Карданова Е. Ю., Пономарева Алена Александровна, Осин Е. Н. и др. Вопросы образования. 2014. № 2. С. 44-81.

Для внедрения современных методов обучения необходимо изменить убеждения учителей. В понятии «убеждения» обобщаются концепции, взгляды и личная идеология учителя, которые лежат в основе его практики. Выделяются традиционные убеждения, согласно которым суть обучения состоит в прямой передаче знаний, и конструктивистские, ориентированные на построение знаний самими учащимися с помощью специально организованной деятельности. 390 учителей в Латвии, 332 учителя в Эстонии и 1096 учителей в Российской Федерации заполняли опросник Nordic-Baltic Comparative Research in Mathematics Education (NoRBA). Установлено, что различия между учителями разных стран — независимо от того, являются ли эстонские и латвийские учителя русскоговорящими, — статистически значимы по всем шкалам, участвовавшим в анализе. Все учителя реализуют свои убеждения в ежедневной практике в классах. В России 36% учителей имеют высокий уровень конструктивизма (26% в Латвии и 18% в Эстонии). В Латвии и Эстонии доля учителей, имеющих низкий уровень традиционализма (около 25% в обеих странах), превышает аналогичный показатель среди российских учителей (17,5%). Авторы приходят к выводу, что разные подходы к реформированию системы образования, используемые в России, с одной стороны, и в прибалтийских государствах — с другой, привели к значимым различиям в убеждениях учителей математики.

Добавлено: 22 февраля 2014
Статья
Поливанова К. Н., Каспржак А. Г., Логинова И. Вопросы образования. 2004. № 3. С. 24-43.
Добавлено: 22 октября 2015
Статья
Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Вопросы образования. 2015. № 1. С. 284-300.

Методика «Тяни-Толкай» представляет собой гибрид тестов PIRLS и PISA. Она предназначена для диагностики читательской грамотности у школьников 4–9‑х классов и специализирована на информационных текстах. Эта диагностическая методика позволяет оценить динамику читательской грамотности отдельных школьников и групп учеников. Представлены данные трех выборок школьников, отвечавших на вопросы методики «Тяни-Толкай» дважды с интервалом в один-два года. Во всех выборках наблюдается одна и та же закономерность: значительный прогресс читательской грамотности у тех школьников, которые имели исходно низкие показатели, и регресс лучших читателей. Авторы приходят к выводу, что регресс лучших читателей объясняется особенностями культурных средств развития, дефицитом педагогических методов работы со школьниками, не обеспечивающих  дальнейший рост читательской элиты.

Добавлено: 4 октября 2015
Статья
Михеева С. А. Вопросы образования. 2010. № 2. С. 136-151.

Обоснована необходимость экономического образования школьников как важной составляющей гуманитарного образования. Проведен анализ нормативно-правового, учебно-методического и кадрового обеспечения преподавания экономики в российских школах. Выявлены основные проблемы в развитии школьного экономического образования и предложен ряд мер для изменения сложившейся ситуации. 

Добавлено: 30 сентября 2014
Статья
Кузнецова В. И., Озерова О. К., Забатурина И. Ю. Вопросы образования. 2010. № 1. С. 161-189.
Добавлено: 24 июня 2010
Статья
Докука С. В., Валеева Д. Р. Вопросы образования. 2015. № 1. С. 201-213.
Добавлено: 17 апреля 2015
Статья
Шпаковская Л. Л., Чернова Ж. В. Вопросы образования. 2011. № 2. С. 236-252.

Используя концептуальный аппарат социологии знания, авторы анализируют условия производства различных версий социологического образования. Основное внимание уделяется национальным образовательным стандартам и их влиянию на разработку учебных планов на региональном уровне. На основе эмпирических данных выделены два типа стратегий формирования учебных планов: глобализационные и локализационные стратегии. Наиболее важными факторами, определяющими выбор стратегии, являются дисциплинарная принадлежность основателей факультета, профессиональные связи и способ распространения публикаций сотрудников факультета.

Добавлено: 27 сентября 2011
Статья
Майофис М. Л. Вопросы образования. 2016. № 2. С. 286-310.

На основании опубликованных и архивных документов анализируется комплекс причин, которые подтолкнули советское руководство к созданию языковых спецшкол в конце 1940-х годов — в период, когда шла наиболее активная борьба с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом». Выпускники новых школ должны были восполнить острый недостаток специалистов со знанием иностранных языков, поэтому в языковых спецшколах особое внимание уделяли формированию устной речи, в то время как программа средних школ концентрировалась только на навыках чтения и перевода. Автор считает, что концепция языковых спецшкол была изначально внутренне противоречива, и рассматривает ограничения, которые вынужденно пришлось инкорпорировать в проект языковых школ: ресурсные, социальные, методические, идеологические. Эпоха «борьбы с космополитизмом» оставила свой отпечаток в методике преподавания: все учебные материалы должны были проходить через множество идеологических фильтров, так как советские руководители очень боялись, что изучение иностранных языков будет подспудно оказывать негативное влияние на учеников. 

Добавлено: 23 февраля 2018
Статья
Иванюшина В. А., Александров Д. А., Мусабиров И. Л. Вопросы образования. 2016. № 4. С. 229-250.

Статья посвящена изучению структуры мотивации студентов при освоении сложного университетского курса. Работа выполнена в теоретической рамке теории ожиданий и ценностей (expectancy-value theory) и направлена на решение трех задач: анализ гендерных различий в мотивации; выявление связей между компонентами мотивации и образовательными результатами; оценку роли предшествующих образовательных достижений и предшествующего образовательного выбора. Cравниваются две альтернативные теоретические модели и проверяется их соответствие эмпирическим данным, собранным при опросе студентов 2‑го курса бакалавриата, обучающихся на майноре «Обработка и анализ данных». Основной метод анализа — моделирование структурными уравнениями (SEM, structural equation modeling), реализованное в статистическом пакете MPlus version 7.31. Показано, что этот курс более популярен среди юношей; при этом юноши более уверены в своих силах, однако оценки за курс у юношей и девушек не различаются. В структуре индивидуальных ценностей гендерных различий также не обнаружено. Студенты направлений «Социология» и «Экономика» считают курс более полезным и интересным, чем студенты-юристы и гуманитарии. Анализ структурными уравнениями подтвердил эмпирическую валидность модели, в которой ожидание успеха непосредственно влияет на образовательный результат, а ценности оказывают на него лишь опосредованное влияние, через ожидания. Полная модель, включающая мотивацию, гендер, образовательную программу и предыдущие успехи, объясняет 34% дисперсии образовательного результата. 

Добавлено: 23 декабря 2016
Статья
Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8-63.

Обсуждаются основания структурного анализа в системе высшего образования с опорой как на имеющиеся исследования образовательных систем и подходы к анализу институционального многообразия в высшем образовании, так и на релевантные теоретические конструкции социальных наук, в том числе на теорию зависимости от предыдущего развития. Обосновывается использование ориентации на специфические сегменты рынка труда и характера основного продукта университета в качестве оснований типологии и выделения групп организаций. На основе сформулированного подхода к типологии реконструируется советский «мастер-план», поскольку, с точки зрения авторов, сегодняшняя структура российской системы высшего образования во многом определяется советским опытом ее развития. Показано, что советский проект был построен на идее административного регулирования рынка труда, а также на ряде исторически возникших институциональных особенностей и в целом реализовывал модель «квазикорпоративной» системы высшего профессионального образования. Анализируются изменения, произошедшие в структуре системы высшего образования, доставшейся России от СССР, под влиянием внешних для системы образования факторов и весьма в малой степени — за счет сознательной государственной политики. На основании анализа количественных данных описывается типология организаций высшего образования, возникшая в результате этих изменений. Рассматриваются возможные направления структурной политики в сфере высшего профессионального образования как основы для создания «мастер-плана» реструктуризации системы высшего образования в России. Сформулированы цели, которым должна отвечать модернизация структуры высшего образования: включение России в глобальные сети знаний и технологий; обеспечение потребности ключевых отраслей промышленности в кадрах и научно-исследовательских разработках, которая продиктована целями достижения конкурентоспособности страны; поддержание базовой социально-экономической структуры в регионе; удовлетворение растущего спроса населения на высшее образование.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2006. № 4.
Добавлено: 5 ноября 2009
Статья
Фадеева М. В. Вопросы образования. 2016. № 4. С. 251-275.

Рассматривая историю создания в 1902 г. в Московском университете Профессорского дисциплинарного суда и его деятельности, автор переосмысливает место студенчества в российском обществе того времени. Студенты подчинялись и общей для подданных системе права, и университетским уставам и правилам, и находились под особым контролем полиции. Анализируя правове поле, в котором оказались студенты, реконструируя механизм судопроизводства в Профессорском дисциплинарном суде и восстанавливая по архивным материалам конкретные судебные случаи, автор прослеживает, как отразились на студентах изменения политики - курс властей на дисциплинирование 

Добавлено: 14 декабря 2017
Статья
Груздев И. А., Горбунова Е. В., Фрумин И. Д. Вопросы образования. 2013. № 2. С. 67-81.

Возрастающее внимание к проблеме студенческого отсева обусловлено демографическими сдвигами, происходящими в мире начиная с 1960–1970-х годов и актуальными для современной Росcии. Для вузов она приобрела особую остроту в связи с изменением принципов их финансирования. Феномен студенческих отчислений имеет свою специфику в разных образовательных системах. Отсев студентов из российских вузов представляет собой принудительное отчисление, в то время как решение о выбытии, например, из американского университета студент обычно принимает сам. Соответственно различаются и средства, которые вузы могут использовать для снижения отсева: в первом случае это пересмотр критериев оценивания студентов и разработка дополнительных мер дисциплинарного воздействия, во втором — стимулирование интеграции студентов в академическую среду.

Добавлено: 1 июля 2013
Статья
Сафронов П. А., Сидорова К. Д. Вопросы образования. 2016. № 3. С. 224-237.
Исследуются причины, по которым инновационное педаго- гическое движение, развернувшееся во второй половине 1980‑х годов, от- носительно быстро исчерпало перво- начальный импульс и не стало устой- чивым фактором институционального развития в России. На основе интервью с участниками инновационного движе- ния, а также нарративного анализа ма- териалов периодики и архивной доку- ментации авторы обосновывают те- зис о преобладании в инновационном движении задачи субъективной эман- сипации, усвоения культуры свободы над целями организационно-проект- ного управления. Показано, что педа- гогическое движение испытывало за- висимость от организационных форм, встроенных в позднесоветский соци- альный порядок. Развитие инноваций происходило в рамках ситуаций особо- го типа: отдельные коллективы, выстро- енные вокруг фигуры того или иного автора, были способны учреждать но- вое как субъективное достояние, но не могли его удерживать и развивать в ин- ституциализированных формах.
Добавлено: 7 октября 2016
Статья
Терентьев Е. А., Груздев И. А., Горбунова Е. В. Вопросы образования. 2015. № 2. С. 129-151.

Представлены результаты дискурс-анализа текстов полуструктурированных интервью с преподавателями девяти российских вузов. В фокусе анализа — нарративы о студенческом отсеве и его причинах. В целом дискурс преподавателей является обвинительным по отношению к студенту. Все нарративы могут быть объединены и описаны в рамках метафоры судебного процесса. В наиболее явном виде сюжет с обвинением развивается в типе дискурса, который назван прокурорским, но и в дискурсах адвоката и судьи ответственность за отсев приписывается студентам. Все три дискурса конструируют символические барьеры между университетом и преподавателями с одной стороны и студентами с другой. Эти барьеры работают на обоснование непричастности преподавателей к студенческому отсеву. Ни в одном из типов дискурса не артикулируется миссия университета и не проблематизируются основания и цели его деятельности. Авторы высказывают предположение, что дискурс о «плохом студенте» является отражением реальных проблем, связанных с массовизацией образования и неизбежным изменением студенческого контингента. Анализ дискурса преподавателей позволяет выдвинуть гипотезу, что их реакция на эти изменения ограничивается фиксацией проблем и обоснованием своей непричастности к ним. Конструирование символических барьеров может включать установление границ не только по отношению к студентам, но и по отношению к изменениям, происходящим в системе образования. Такие границы крайне усложняют процесс адаптации к этим изменениям и делают его слабо управляемым.

Добавлено: 3 июня 2015
Статья
Юдкевич М. М. Вопросы образования. 2006. № 3. С. 231-253.

Круглый стол, 16 ноября 2006 г., Москва
Организатор — редакция журнала «Вопросы образования».
Вопросы для обсуждения:
1. Многообразие университетов. Что есть сейчас российский университет?  Типология университетов 
— по происхождению (традиционные, технические, педагогические  и пр.);
— по географии (столичные, провинциальные — по типам регионов);
— по ориентации (на рынок, на ренту с университетского статуса и др.);
— по содержанию подготовки специалистов.
2. Какие социальные функции (образовательные, социализационные и др.) и какие ценности транслируют университеты разных типов.
3. Состояние науки в разных типах университетов (проблема сохранения культуры воспроизводства знаний, научных школ).
4. Тенденции и перспективы развития разных типов университетов.

Добавлено: 5 января 2009
Статья
Вопросы образования. 2011. № 1. С. 259-270.
Добавлено: 23 апреля 2011