• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 313 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Логвина С. А., Мороз О. В. Маркетинговые коммуникации. 2018. № 1. С. 40-51.

Фотографические проекты — это не только вид искусства, они могут быть интересны как специалистам, чья профессиональная деятельность связана с областью фотоиндустрии, так и тем, кто занимается рекламой, организует тематические мероприятия. В связи с этим их можно рассматривать применительно к сфере культурного менеджмента, уделяя особое внимание потенциальному использованию в маркетинговых коммуникациях.

Добавлено: 5 октября 2020
Статья
Ефанов А. А. Коммуникология. 2018. Т. 6. № 1. С. 155-165.

В статье проводится авторское обоснование феномена псевдо-новости как дискретно существующей разновидности новости. Определяется, что, будучи формально (по структуре) построенным как новостное послание (аналогичные композиция, стилистика, основные элементы, диалектический ответ на триаду вопросов: что? + где? + когда?), псевдо-новостное сообщение содержательно противоречит главным признакам новости (объективности, достоверности, отражению текущей действительности). Предлагается авторская типология – дифференциация явлений псевдо-новости на фейк и постправду. Если фейк может являться следствием непреднамеренности действий медиаконтролеров (погоня за сенсацией, низкий уровень профессионализма, проявляющийся в отсутствии навыков верификации фактологических данных), то постправда представляет собой результат спланированности техник, конечной целью которых становится осознанная дезинформация аудитории. Делается вывод, что системное конструирование явлений псевдо-новости в конечном итоге приводит к депрофессионализации, дискредитации работников сферы медиа и деинституционализации журналистики, усиливая «кризис доверия» к СМИ.

Добавлено: 17 сентября 2018
Статья
Ефанов А. А. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 1 (27). С. 63-69.

В статье анализируется новый тренд современного коммуникационного пространства, именуемый как «хайп». Изучаются природа данного явления, этимологические особенности формирования понятия «хайп». Рассматриваются основные социальные прецеденты, получившие в медийном поле статус «хайпа» (появление Ю. Дудя и его интервьюирование В. Познера; рэп-баттл Oxxxymiron vs Dizaster; баллотирование К. Собчак на президентских выборах). Делаются выводы о последствиях в результате влияния «хайпов» на социальные практики индивидов.

Добавлено: 18 сентября 2018
Статья
Сапонова А. В., Задорин И.В. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 423-444.

В статье рассматриваются особенности репрезентации третьего сектора в российских СМИ в период пандемии COVID-19. Исследование выполнено в количественной парадигме (N = 1535).  Для повышения уровня надежности получаемых данных были применены метод контент-анализа (ручной кодировки) и методы автоматизированного анализа текстов (сетевой анализ и тематическое моделирование). Авторы приходят к выводу, что в современной российской медиасистеме, которая находится под давлением как государственных структур, так и коммерческих интересов, внимание к некоммерческому сектору оказывается фрагментарным и ситуативным. Сектор не представляется как цельный социальный институт, а в фокус внимания медиа попадают либо отдельные события, затрагивающие сенситивные, близкие читателю темы (в случае с COVID-19 еще и актуальные), либо заведомо известные публичные фигуры, аффилированные с сектором. В свою очередь интенсивность освещения деятельности НКО может являться одной из особенностей, характерной для развитых медиасистем. В статье показано, что СМИ регионов с высокими показателями Индекса развития медиасферы чаще освещают деятельность некоммерческого сектора, чем СМИ, представляющие регионы с менее развитыми медиасистемами.

Добавлено: 8 мая 2021
Статья
Zaporozhtseva L. Магістеріум. 2014. No. 55. P. 48-54.
Добавлено: 20 ноября 2020
Статья
Дзялошинский И. М. Журналист. Социальные коммуникации. 2021. № 1(41). С. 11-33.

В статье обосновывается идея о необходимости переосмысления современного понятийного аппарата, используемого для описания процессов, происходящих в коммуникационной сфере. Вместо множества трудно определяемых и противоречивых терминов: «новые медиа», «социальные медиа», «социальные сети» и т.п. – предлагается обобщающее понятие «цифровые коммуникационные сервисы». Анализ так понимаемых цифровых сервисов свидетельствует о том, что в сфере коммуникаций технологий всё активнее используется искусственный интеллект. В статье показаны негативные последствия такого использования.

Добавлено: 15 мая 2021
Статья
Молодыченко Е. Н. Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6. № 3. С. 726-743.

Статья посвящена обзорному рассмотрению лайфстайл-дискурса как речевого измерения лайфстайл-медиа - популярной сегодня разновидности новых интернет-медиа. В статье обсуждаются лингвопрагматические характеристики одной из ключевых разновидностей такого дискурса - новых онлайн ресурсов для мужчин - в его связи c широким социокультурным контекстом. Основным материалом для анализа и иллюстрации выдвигаемых положений послужило видео на одном из наиболее популярных каналов YouTube в обсуждаемом сегменте. Двумя характерными функциями данной разновидности дискурса, а также лайфстайл-дискурса вообще постулируются инструктирующая и метасемиотическая функции. Инструктирующая функция интерпретируется как связанная с одной из ключевых коммуникативных задач подобных ресурсов - предписать надлежащий способ использования товаров и реализации практик, обсуждаемых в этих медиа. Данная функция актуализируется путем развертывания специфической композиционной структуры, а также путем использования средств риторического фокусирования на реципиенте - форм императива, «смягченных» модальностью директив и недейктического местоимения второго лица. Суть метасемиотической функции трактуется как уподобление и типизация разнородных объектов - товаров и практик - при помощи метазнака. Для рассматриваемых нами ресурсов таким метазнаком является инвариант «стильный мужчина», актуализирующийся в текст словоформами с корневой морфемой style , а также широким диапазоном лексем, называющих различные «ипостаси» маскулинности ( man , guy, kid, gentleman, bad ass, dumbass ). Ключевая роль в реализации метасемиотического проекта отводится интертекстуальности и интердискурсивности.

Добавлено: 2 апреля 2020
Статья
Казун А. Д., Пашахин С. В. Экономическая социология. 2021. Т. 22. № 1. С. 71-91.

СМИ склонны конструировать образ зарубежных стран согласно с позицией политического истеблишмента своей страны. Но так ли это в случае, когда почти половина населения говорит на языке другого государства и обладает сильными социальными и культурными связями с ним? В работе представлен анализ 19,5 тысячи новостных сообщений русскоязычных СМИ Украины о президентских выборах России в 2018 г. Используя смешанный метод (тематическое моделирование и качественный анализ), мы выделяем ключевые темы и сюжеты, а также даём оценку степени персонализированности дискуссии в освещении выборов. Обнаружены три основных способа освещения данного вопроса: (1) количественные оценки и результаты выборов, (2) подготовка к выборам в Крыму и (3) победа В. Путина. Выборы президента России главным образом связываются с проблемой Крыма — через дату голосования, позицию кандидатов в отношении Крыма, организацию выборов на самом полуострове и реакцию других стран на их итоги. Освещение данного аспекта выборов имеет обвинительный уклон в украинских СМИ: подчёркивается незаконность крымского референдума и действий российских властей, упоминается давление российских властей на жителей полуострова, особенно на крымских татар. Две выделенные темы, непосредственно не относящиеся к ситуации в Крыму, характеризуются меньшей эмоциональной окрашенностью контента. Политическая персонализация дискуссии имеет противоречивый характер. С одной стороны, подавляющее большинство сообщений СМИ содержали упоминания тех или иных персоналий. С другой стороны, новости охватывали ограниченное число публичных фигур и не фокусировались на их личностных характеристиках. Кроме того, периодически публичные фигуры заменяются на неперсонализированные символы («Кремль», «российские оккупанты» и др.). Однако если публичные фигуры освещаются преимущественно в нейтральном ключе, то в отношении неперсонализированных символов чаще допускаются негативные и оценочные суждения.

Добавлено: 2 февраля 2021
Статья
Чупрыгин А. В., Чупрыгина Л. А., Рябова М. В. Арабистика Евразии. 2019. № 5. С. 95-125.

Несмотря на отсутствие единого определения понятия «терроризм», большинство формулировок включают, как минимум, одну из основных характеристик террористических действий – направленность на устрашение и воздействие на общественное сознание. Некоторые исследователи полагают, что терроризм – это «акт насилия, задуманный в целях привлечения внимания и последующей передачи послания посредством огласки, которую он получает»[1]. Ergo, информационную активность террористических организаций можно рассматривать в качестве одной из принципиальных составляющих террористической деятельности. Начиная с начала XXI в. информационная активность террористических сообществ трансформируется из инструмента освещения и, в некотором роде, рекламирования террористических актов в отдельное самодостаточное направление, направленное на создание информационно-пропагандистских материалов. В настоящей работе мы рассматриваем эволюцию информационной деятельности террористических организаций на примере ИГ, анализируя факторы, влияющие на процесс адаптации информационной стратегии к изменяющимся условиям.  С учетом центральной роли информационного инструментария в функционировании террористических группировок настоящее исследование создает некоторую ресурсную базу, необходимую для прогнозирования развития ситуации и принятия решений в сфере противодействия террористической пропаганде и террористической деятельности в целом.

 

[1] Хоффман Б. Терроризм - взгляд изнутри. М.: Ультра. Культура, 2003. С. 160.

Добавлено: 11 марта 2019
Статья
Ефанов А. А. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2017. № 3. С. 40-44.

За последний год стратегии репрезентации политического образа нынешнего Президента США Д. Трампа в российском поле телевидения претерпели кардинальные изменения. Если в конце 2016 года (в период предвыборной гонки с Х. Клинтон, известной своей жесткой антироссийской позицией) федеральные телеканалы ассоциировали с приходом Д. Трампа к власти улучшение дипломатических отношений между странами, то уже в 2017 году (после избрания, первых заявлений и действий на посту Президента) медиаконтролеры стали оперировать риторикой опасности, тем самым продуцируя в сознании общества угрозу разжигания новой Холодной войны. По итогам проведенного исследования автор приходит к выводу, что феноменальность рассматриваемого явления обусловлена тем, что до настоящего времени в российском поле телевидения отсутствовали прецеденты полной трансформации стратегий медиа-репрезентации политических образов (от риторики «Трамп – «темная лошадка», «Трамп – наш союзник» до «Трамп – агрессор», «Трамп – угроза для России и мира»).

Добавлено: 16 сентября 2018
Статья
Тульчинский Г. Л. Наука телевидения. 2018. Т. 14. № 2. С. 10-27.

«Экран политики», то есть презентация политической жизни на медийных экранах, во все большей степени трансформируется к формату зрелища и развлечения. Данная статья содержит попытку рассмотрения практик такой презентации. В рассмотрении сделаны три акцента. Первый акцент связан с рассмотрением преимущественно современного российского опыта представления политической жизни в экранной медийной культуре. Этот опыт интенсивно трансформируется, поэтому его осмысление важно не только в актуальном контексте, но и для последующих систематизаций. Второй акцент сделан на стилистике позиционирования и продвижения личностных брендов современных российских политиков в медийном пространстве. Третий акцент обусловлен эмоциональной составляющей презентации современной политической жизни в российской экранной культуре. Именно эмоциональный контекст предопределяет оценочные отношения в смыслообразовании. При этом преимущественно транслируется нетерпимость и агрессия по отношению к политическим оппонентам, или также их высмеиванию. Тенденция к упрощению эмоциональных нарративов в еще большей степени редуцирует политическое участие в пассивное потребление готового зрелища, давая новые возможности «политике экрана», массового политического манипулирования — с одной стороны. А с другой — предполагает дополнительные усилия, поиск форм реального политического участия.  

Добавлено: 25 января 2019
Статья
Дубровский Д. В. Журнал конституционализма и прав человека. 2015. № 3-4 (8). С. 105-118.

Практика обязательного использования специаль-ных лингвистических знаний в делах, связанных с разжиганием расовой, этнической, и иной ненави-сти или вражды привела к бурному развитию раз-нообразных методов анализа «экстремистских тек-стов»; за последние 10 лет появилось множество методик исследования текстов на предмет наличия или отсутствия в них «словесного экстремизма». В статье дается критический обзор основных методик, используемых экспертами в делах, в которых тре-буется доказательство наличия «словесного экстремизма». Основной вывод автора заключается в том, что многообразие существующих подходов и серьез-ные противоречия в их использовании заставляют сомневаться не только в обоснованности использо-вания существующих методик анализа текстов, но и в целом в целесообразности применения специальных лингвистических знаний к анализу текстов особой прагматики.

Добавлено: 17 октября 2018
Статья
Поршнев А. В., Лячина К. Г. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2019. Т. 129. № 3-4. С. 103-113.

Порталы электронных петиций, появившиеся в последние десять лет, предоставляют не только новый и весьма перспективный канал политической коммуникации и организации политического участия, но и возможность для изучения тематик общественных интересов. Целью статьи стало изучение тематической представленности интересов граждан в электронных петициях, их региональной специфики и динамики голосования. В исследовании на материале текстов 9802 электронных петиций  опубликованных на портале Российская Общественная инициатива с 2013 по 2017гг. рассматриваются тематики общественных интересов, их динамика и региональная специфика. Анализ текстов петиций с помощью тематического моделирования позволил выявить 14 основных тематик. Был проведен анализ неравномерности подачи голосов в поддержку петиций по темам, с использованием коэффициента Джинни, который показал высокую неравномерность распределения голосов. В ходе исследования проведен анализ всех поданных петиций и петиций, получивших высокую поддержку. Проведенный анализ показал лидирующие позиции тематик: «Законодательство», «Политика», «Работа» и наличие региональных особенностей в подаче петиций. Выявлены три типа тематик демонстрирующих: стабильность, снижение и рост интереса.

Добавлено: 30 ноября 2019
Статья
Демин П. В. Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 6. С. 8-23.

Исследовательская статья посвящена изучению главного атрибута визуальной репрезентации вуза – эмблемы. Среди немногочисленных работ, посвященных процессу брендирования вуза, отсутствует комплексный анализ функционирования их визуальной репрезентации, при этом целенаправленная работа по брендированию в различных университетах все чаще включает в себя эмблему как графический идентификатор вуза. С помощью сочетания количественных и качественных методов в ходе исследования на сплошной выборке вузов России (917 шт.) был проведен структурный и семиотический анализ эмблем, который позволил охарактеризовать их устройство и спектр визуальных образов, а также составить типологию семиотических значений. По результатам работы дана характеристика семиотических основ визуальной репрезентации у российских вузов, а также определены ее функции в процессе брендирования вуза. Результаты исследования имеют широкое практическое применение в качестве источника информации по использованию и назначению эмблем вузов в системе высшего образования как для специалистов, занимающихся вопросами брендирования университетов (маркетологов, социологов, дизайнеров и др.), так и для пресс-служб, медиацентров и администраций отдельных вузов. Тем не менее интерпретативный характер семиотической типологии и невзаимоисключащий характер классификации визуальных образов позволяют лишь обозначить смысловые направления позиционирования вузов, а не охарактеризовать конкретные учебные заведения с точки зрения их моделей визуальной коммуникации. Требуются дополнительные исследования для определения валидности классификации, а также уточнения семиотических оснований для предложенной типологии

Добавлено: 15 апреля 2019
Статья
Ефанов А. А. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 37. С. 130-138.

В статье рассматриваются стратегии освещения проблемы распространения ВИЧ в федеральном и региональном медиапространстве. Соотносятся статистические данные с медиакартиной отражения данной социальной проблемы, на основании чего автор приходит к выводу о попытке инспирирования моральной паники.

Добавлено: 16 сентября 2018
Статья
Кирия И. В., Новикова А. А. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. № 2. С. 276-288.

В статье рассматриваются изменения в журналистике как способе производства символических форм. Анализируются новые эстетические и технологические подходы к созданию журналистских проектов в мультимедийных и многоплатформенных средах, а также используемые ими методы воздействия на аудиторию. Эти изменения, по мнению авторов статьи, в первую очередь, обусловлены тем, что журналистика все меньше стремится удовлетворять когнитивные потребности аудитории (эти потребности в новой технологической ситуации удовлетворяются иными способами), она уделяет больше внимания иным (в частности, аффективным) потребностям. Одним из ключевых понятий для исследования становится иммерсивность как набор приемов эстетического воздействия на зрителя, позволяющий вовлекать его в мультимедийную или трансмедийную среду экранного повествования. Рассматривая стремление к вовлечению публики в художественное пространство как традиционный (обусловленный природой зрелищных искусств) способ коммуникации между автором и зрителем, исследователи подробно останавливаются на приемах, характерных для последних десятилетий развития медиаиндустрии. Важную роль в процессе гибридизации творческих методов журналистики и зрелищных искусств, на наш взгляд, сыграла выработка новых приемов подачи информации, получивших название инфотейнмент. Сначала они использовались преимущественно в телевизионных новостях, а затем стали универсальным инструментом современного экранного языка, легли в основу мультимедийного повествования. Сравнивая особенности пространства и времени действия мультимедийных и трансмедийных проектов, авторы приходят к выводу, что эстетическое единство в них достигается разными способами. Для мультимедийных проектов определяющим оказывается единое игровое пространство экранного действия (проектируемое дизайнерами и программистами, осваиваемое зрителем в рамках пользовательского интерфейса). Трансмедийные же истории, в которых действие развивается на разных платформах (часто независимых друг от друга, не имеющих единого пространства и времени действия) сохраняют свои целостность преимущественно благодаря общим героям и ценностям, которые формируют мифологию и миссию проекта, удерживают пользователей и стимулируют их участие в повествовании.

Добавлено: 14 июня 2018
Статья
Шариков А. В. Международная жизнь. 2019. № 3. С. 166-170.

В статье приводятся данные исследования, проведенного на факультете коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" в 2018 году, целью которого было составить статистическую картину зарубежного русскоязычного эфирного радиовещания в мире. Было обнаружено 448 таких радиостанций в 57 странах мира, в частности, 330 станций на территории бывшего СССР. Наибольшее их число зафиксировано в Казахстане (59), Белоруссии (48) и Украине (28). Основная часть русскоязычных эфирных радиостанций - местные государственные и коммерческие станции. Кроме них присутствуют, с одной стороны, радиостанции российского происхождения, а с другой, - из третьих стран. Зафиксировано информационное противостояние между российскими государственными радиостанциями и русскоязычными эфирными радиостанциями пропагандистского характера из третьих стран. Баланс между теми и другими отражает внешнеполитическую позицию конкретной страны постсоветского пространства по отношению к России.

Добавлено: 9 марта 2020
Статья
Сорокин Д. А. Бизнес. Общество. Власть. 2018. № 30. С. 95-113.

Санкции являются наиболее распространенным инструментом для оказания внешнеполитического давления в наши дни. В современном мире демократические страны отказались от силовых методов в международной политике, для постулирования своей позиции используются именно санкции, которые являются индикатором выражения недовольства политикой какой-либо страны. Однако политическая наука изобилует количеством исследований о том, что санкции не эффективны, пагубно влияют как на страну-отправителя, так и на страну-получателя.

При всем этом, современные исследователи неэффективности санкций не обращают внимания на внутренние факторы, которые оказывают воздействие на общую эффективность санкций. В данной статье предпринята попытка устранить данную лакуну. Для анализа внутренних факторов используется Теория рационального выбора как теоретическая рамка, статистический анализ, а также Метод структурированного, фокусированного сравнения. В совокупности данные методы позволяют провести комплексный анализ неэффективности санкций.

В результате исследования планируется выявление общего тренда неэффективности санкций, обусловленного внутренними факторами страны-получателя, что позволит создать прочный теоретический фундамент для ответа на вопрос: «Почему санкции не эффективны, но продолжают использоваться в современной международной политике?»

Добавлено: 22 мая 2020
Статья
Самутина Н. В. Новое литературное обозрение. 2019. № 160 (6/2019). С. 307-321.

Статья представляет первые результаты трехлетнего исследования практик чтения манги в России. Она основана на включенном наблюдении в сообществах читателей манги, фокус-группах, экспертных интервью и онлайн-опросе (1545 участников). В статье даются сведения о возрасте и географии русскоязычных читателей манги, характеризуются контекст чтения и основные направления влияния этого чтения на читателей. Подробно рассматривается образовательный потенциал чтения манги, особенности темпоральности этого чтения и восприятие читателями сюжетных и этических особенностей манги.

Добавлено: 29 октября 2019