• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 317 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Абанкина Т. В., Гнедовский В. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 3. С. 181-206.

В статье проводится сравнительный анализ используемых управленческих практик развития территорий за счет капитализации культурных ресурсов на примере трех европейских культурных центров – Стратфорда-на-Эйвоне, Веймара и Ясной Поляны. Структура взаимоотношений ключевых субъектов развития территории каждого из трех регионов анализировались по методике «Environmental Profile», сравнительный анализ был проведен с использованием теории стейкхолдеров, а также территориального бенчмаркинга. Авторы приходят к выводу, что туристическая индустрия стала ключевым инструментом капитализации культурного наследия во всех трех регионах. Управленческие практики капитализации культурного наследия должны обеспечивать превращение территории в «туристскую дестинацию», которая представляет собой неотделимую от территории привлекательную культурную ценность с дружественной и удобной средой. Проведен сравнительный анализ этапов «жизненного цикла» развития дестинаций в Стратфорде, Веймаре и Ясной Поляне, которые определили мощность их туристских потоков и доходы креативного сектора экономики. Авторы, показывают, что в успешных современных туристских дестинациях развиваются полисубъектные управленческие практики, обеспечивающие формирование уникальных комфортных и доступных ландшафтов, ориентированных как на туристов, так и на местных жителей.   

Добавлено: 12 октября 2017
Статья
Крашенинникова Ю. А., Кочергин Н. Д. Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 187-209.

Практика государственной религиоведческой экспертизы (далее – ГРЭ) в РФ, используемой главным образом при регистрации религиозных организаций, вынуждает задуматься об  эффективности данного института в  его нынешнем виде и  о необходимости его реформирования. Анализ информации о  деятельности экспертных советов при Минюсте России и  его территориальных органах за 2009–2018 гг., а также интервью с религиоведами и специалистами в области государственно-конфессиональных отношений позволили оценить реальное место и функции института религиоведческой экспертизы. Были выявлены его ключевые проблемы – слабая востребованность экспертного знания органами юстиции и наличие экспертных советов с выраженными конфликтами интересов. Общее число экспертиз невелико, при этом существенная их часть избыточна и по сути является подтверждением выводов, для которых чиновникам достаточно собственных компетенций. Более того, состав некоторых советов и качество текстов их  заключений свидетельствуют о  том, что данные советы не  способны провести полноценное экспертное исследование. Наконец, несмотря на свою невостребованность и формальность, ГРЭ в России иногда используется как барьер для нежелательных религиозных объединений, как способ легитимировать отказ в их государственной регистрации.

Добавлено: 6 октября 2020
Статья
Калинин А. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 2. С. 133-143.

Одним из ключевых направлений проведения административной реформы в Российской Федерации в 2008 г. стала реализация проектов по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная роль в создании МФЦ отводилась органам власти субъектов Российской Федерации. Они должны были найти и оборудовать помещение, подобрать персонал, обеспечить все необходимые коммуникации и финансирование. В то же время необходимость предоставления как можно более широкого спектра государственных услуг потребовала привлечения в МФЦ федеральных органов исполнительной власти. В статье рассматривается опыт участия федеральных министерств, агентств и служб в создании МФЦ и предоставлении услуг на их базе. Анализируются ключевые вопросы и проблемы, возникавшие при организации взаимодействия (форма участия, разграничение финансирования, порядок взаимодействия специалистов, организация информирования), предлагаются рекомендации федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам по оптимальной организации предоставления услуг на базе МФЦ.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Парфентьева Д. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 2. С. 131-164.

Предметом исследования является оценка населением эффективности деятельности государственных гражданских служащих при оказании государственных услуг. Целью исследования является определение основных факторов, влияющих на уровень удовлетворенности населения государственными услугами на примере Федеральной миграционной службы Российской Федерации. В основу исследования положена гипотеза о том, что восприятие качества оказываемой государственной услуги населением в большей степени зависит не от ее содержания и административного процесса оказания, а от факторов, характеризующих эффективность деятельности гражданских служащих при оказании государственной услуги, или особенностей деятельности территориальных органов Федеральной миграционной службы в субъектах Российской Федерации. Были рассмотрены такие факторы, как: удовлетворенность временем ожидания в очереди при получении государственных услуг; удовлетворенность вежливостью и компетентностью гражданских служащих, взаимодействующих с заявителями при предоставлении государственных услуг; численность работников территориальных органов Федеральной миграционной службы в субъектах Российской Федерации; уровень доходов населения; уровень миграции в регионе и некоторые другие. Для определения степени значимости и влияния этих факторов на удовлетворенность граждан использовался метод факторного анализа. Источниками информации для проведения факторного анализа являлись сайт системы «Ваш контроль» и данные Росстата по территориальным органам Федеральной миграционной службы Российской Федерации за 2014 г. По результатам проведенного в SPSS факторного анализа составлена характеристика наиболее и наименее удовлетворенных получателей государственных услуг в региональном разрезе. В результате исследования было обнаружено большое влияние миграционного фактора – чем выше в регионе уровень миграции, тем негативнее население оценивает услуги Федеральной миграционной службы. Полученные результаты могут служить основой дальнейшего исследования лучших региональных практик оказания государственных услуг, а также выявления наиболее «проблемных» регионов, нуждающихся в усилении мониторинга качества оказания государственных услуг.

Добавлено: 13 июня 2016
Статья
Плюснин Ю. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 3. С. 38-50.
Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Плюснин Ю. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 3. С. 38-50.

Выявлены и описаны факторы развития местных сообществ. Дана оценка роли изоляции и социальных изолирирующих механизмов для развития местного самоуправления

Добавлено: 15 сентября 2015
Статья
Хоркина Н. А., Филиппова А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 197-222.

Старение населения – фундаментальный демографический процесс, определяющий изменение возрастной структуры населения всех развитых стран. Данный процесс наблюдается и в России. Активизация образа жизни пожилых людей – одно из важных направлений современной социальной политики большинства стран мира. Однако государственной политике по стимулированию физической активности пожилых россиян пока не уделяется должное внимание. Принимаемые меры реализуются в основном эпизодически и не носят системного характера. В то время как в зарубежных странах активизация образа жизни лиц старшего возраста на протяжении многих лет является объектом управляющего воздействия со стороны государства. Правительства развитых стран успешно реализуют государственные программы по формированию активного образа жизни пожилых людей. В статье анализируются выгоды федеральных и региональных программ физической активности для лиц старшего возраста; выявляются факторы, мотивирующие пожилых людей к занятиям физкультурой и спортом, среди которых выявляются те, которые могут стать объектом воздействия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления; исследуются методы и инструменты государственной политики развитых стран по активизации образа жизни пожилого населения (как на федеральном, так и на территориальных уровнях); приводится типология мер, реализуемых за рубежом; выявляются наиболее эффективные из них. В заключение обсуждаются особенности использования зарубежного опыта в современных российских условиях.

Добавлено: 30 мая 2015
Статья
Хоркина Н. А., Лопатина М. В., Костина Ю. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 2. С. 177-200.

На основе данных социологических опросов населения, выполненных Аналитическим центром Юрия Левады по заказу НИУ ВШЭ в 2011 и 2017 гг., анализируются тенденции и особенности физической активности молодых россиян на современном этапе. В ходе эмпирического анализа установлена определенная взаимосвязь между физической активностью респондентов обоих полов и такими показателями как субъективная оценка здоровья, курение, трудовой статус, размер и денежные доходы домохозяйства. Однозначной зависимости физической активности молодых россиян от уровня их образования, индивидуального дохода и семейного статуса не выявлено. Изучение распространенных в мире мер государственной политики по стимулированию молодежи к занятиям физкультурой и спортом, позволило определить наиболее результативные из них. Показано, что таковыми являются национальные программы, информационные руководства, рекламные кампании, грантовая поддержка, развитие спортивной инфраструктуры и городской среды. Результаты проведенного исследования и сделанные на его основании выводы позволили сформулировать ряд рекомендаций для государственной политики по активизации образа жизни молодых жителей Российской Федерации.

Добавлено: 4 мая 2018
Статья
Афанасьев М. П., Кривогов И. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. № 2-3. С. 17-36.
Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Мерсиянова И. В., Краснопольская И. И. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 1. С. 160-179.

Статья основана на результатах исследования фондов местных сообществ (ФМС). ФМС являются некоммерческими организациями, аккумулируют и распределяют переданные им как пожертвования ресурсы коммерческого сектора, органов власти и частных благотворителей, направляют средства на решение актуальных проблем территории. В статье раскрываются организационные особенности ФМС, их специфика как грантодающих организаций, характеризуется взаимодействие ФМС и органов власти, показано влияние экономического кризиса 2009 г. на их функционирование. Технология ФМС является альтернативным механизмом для повышения резуль- тативности государственного и муниципального управления социальной сферой. За счет вовлечения групп доноров и населения ФМС развивают формы общественной активности и гражданского участия, происходят процессы институционализации благотворительности. В условиях экономического кризиса повышается роль ФМС как инструмента поддержания на уровне конкретной территории качества жизни населения, ее экономических и социальных элементов.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Засимова Л. С., Колосницына М. Г. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 4. С. 116-129.

Здоровье населения во многом зависит от образа жизни людей и распространенности вредных привычек. Однако в России отношение населения к собственному здоровью традиционно менее ответственное, чем в развитых странах. Особое беспокойство вызывает рост распространенности вредных привычек среди молодежи. в статье анализируется поведение молодых людей в отношении таких факторов риска, как курение, злоупотребление алкоголем, неправильное питание и низкая физическая активность. Дается объяснение факторам, влияющим на выбор молодыми людьми образа жизни. Обсуждаются возможности и ограничения государственной политики по формированию здорового образа жизни у молодежи.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Александров В. И. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2. С. 39-52.

В статье говорится о необходимости создания в России работоспособной структуры противодействия коррупции, базирующейся на принципе «превентивности», отсутствие которой, по мнению автора, в значительной степени затрудняет противодействие коррупции в нашей стране. Анализируя зарубежный опыт, автор показывает, что в состав этой структуры могут быть включены компоненты, способные существенно повысить эффективность противодействия коррупции в долгосрочном периоде.

Добавлено: 4 октября 2012
Статья
Ревякин С. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 3. С. 88-106.

Информационные технологии сегодня активно применяются государственными агентствами для взаимодействия с гражданами в публичном управлении. Использование гражданами развитых коммуникационных технологий взаимодействия в Facebook, Instagram и WhatsApp требует аналогичного уровня развития коммуникационных возможностей электронных платформ общественного участия. Статья посвящена функциональным особенностям электронных платформ общественного участия, используемых в процедурах государственного управления в России. В ней формулируются требования к функциональности электронных платформ общественного участия, исходя из теорий государственного управления и лучших практик электронного взаимодействия граждан в социальных сетях. На основе сформулированных требований проведен анализ 37 электронных сервисов в России, используемых в публичном управлении. Установлено, что только 9 из них могут считаться электронными платформами общественного участия, остальные являются веб-сайтами по сбору жалоб от граждан и не нацелены на обсуждение и совместное принятие решений. Однако и они не используют функциональные возможности взаимодействия с гражданами, достигнутые в современных социальных сетях, ограничиваясь предоставлением функций бинарной реакции граждан на повестку, предлагаемую органами государственной власти. Показано, что функциональность существующих платформ в России не предполагает сужения функций правительства до координационных. Напротив, она демонстрирует концентрацию функций по генерации повестки и альтернатив у организаторов, а функций по бинарной реакции – у граждан. На основании устройства российских платформ сделано предположение о стоящих перед ними целях. В качестве более развитой альтернативы достижения этих целей, не требующей дополнительных затрат, предложено использование опыта зарубежных государственных агентств по применению Facebook для задач общественного участия либо развитие существующих возможностей электронных платформ в соответствии с лучшими практиками электронных коммуникаций.

Добавлено: 25 марта 2020
Статья
Лексин В. Н. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 4. С. 59-74.

Предметом статьи является анализ причин и следствий нетипичных для большинства федераций отношений органов власти, олицетворяющих "центр" (федеральные органы государственной власти по отношению к субфедеральным и муниципальным органам и субфедеральные –по отношению к муниципальным), с органами власти управленческой "периферии". Эти отношения в течение многих лет характеризуют усиление централизации, первичный импульс которой задан нашим законодательством и многократно усилен представлениями о пользе и допустимости строго иерархической организации государственного и муниципального управления.

Основным методом исследования стал ситуационный анализ отечественного законотворчества и практики взаимоотношений органов власти "центра" и "периферии" в 2000–013 гг., а также аналитических материалов, подготовленных в порядке экспертизы для органов власти разных уровней.

Анализ показал, что в рассматриваемый период на территории "периферии" федеральный "центр" абсолютно доминировал в сфере законодательства, судебной и исполнительной власти. Выстроенная федеральным "центром" схема сбора и зачисления налогов определяла поступление двух третей от их общего объема в доходную часть бюджета этого "центра". В результате практически вся "периферия" оказалась не в состоянии самостоятельно обеспечивать исполнение своих конституционных обязанностей перед населением и находилась в прямой финансово-бюджетной зависимости от федерального "центра"; то же происходило и в бюджетно-налоговых отношениях муниципальной "периферии" с субфедеральными "центрами". При этом возможности влияния "периферии" на принятие решений федерального "центра" крайне ограничены. Из законопроектов, подготовленных в субъектах РФ в порядке законодательной инициативы и направленных в Государственную Думу, становятся федеральными законами всего 7%. Почти такова же доля самостоятельно установленных органами региональной и муниципальной "периферии" их полномочий; остальное устанавливает и обязывает исполнять федеральный "центр".

Доминирование "центра" по отношению к "периферии" постепенно утрачивает позитивный потенциал, и в условиях разрастания общекризисной ситуации ограничение самостоятельности "периферии" и ее воздействия на решения "центра" вряд ли целесообразно

Добавлено: 20 января 2014
Статья
Пузанов А. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4. С. 227-234.

Наём жилья является одной из важных форм использования жилищного фонда, обеспечивающих мобильность рабочей силы, а также позволяющих гибко реагировать на изменение демографической структуры, доходов семей.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Южаков В. Н. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 5-22.

В статье рассматривается эволюция смыслов и правового регулирования государственных услуг в новейшей истории России. В рамках этой эволюции фактически возникает институт государственных административных услуг. Он появляется как инструмент содействия становлению рынка услуг в сферах деятельности органов исполнительной власти и ограничения их властных устремлений. Формируется понимание смысла государственных административных услуг как запроса граждан и их организаций на установление, подтверждение, изменение их прав. Основным содержанием эволюции правового регулирования государственных административных услуг стало формирование механизмов повышения их качества. Перспективой развития правового статуса государственных услуг, по мнению автора, является законодательное признание их одним из видов государственных функций.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Колосницына М. Г., Герасименко М. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 4. С. 47-68.
Серьезные демографические изменения, наблюдаемые сегодня в мире, ставят перед государством непростые проблемы. Старение населения снижает уровень экономической активности и увеличивает средний возраст рабочей силы, повышает пенсионную нагрузку на работающих. Между тем, параллельно наблюдается процесс расширения трудовой занятости пожилых, и не только в тех странах, где повышался в последние годы официальный пенсионный возраст, но и в России, где этого пока не произошло. Трудовая деятельность пожилых (как формальная, так и неформальная) — одна из ключевых составляющих активного долголетия, и любые меры государственной политики, способствующие ее расширению, важны как для роста экономики, так и для благополучия стареющего общества в целом. В статье на данных Росстата и Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ прослеживаются динамика занятости пожилого населения России и тенденции накопления человеческого капитала пожилыми в последнее двадцатилетие. Показано, что растет объективный потенциал занятости пожилых, и вместе с тем отсутствуют специальные государственные программы поддержки и расширения такой занятости. Проводится обзор и типология мер государственной политики в отношении стареющий рабочей силы в странах ОЭСР. В заключение обсуждаются возможности применения аналогичных мер в России.
Добавлено: 14 января 2015
Статья
Тарасенко Е. А., Хорева О. Б. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 4. С. 117-142.

Проблема преодоления дефицита медицинских кадров в сельских и отдаленных районах в разной степени выраженности существует во всех субъектах Российской Федерации. Цель статьи показать, что может способствовать совершенствованию текущих программ, и какие меры социальной поддержки и экономического стимулирования врачей и медицинских сестер будут способствовать устранению дефицита медицинских кадров в сельских и отдаленных территориях. Авторами было проведено социологическое исследование, в ходе которого собраны и проанализированы данные, характеризующие опыт 20 «пилотных» регионов по преодолению дефицита медицинских кадров в сельских и отдаленных районах. В результате исследования были определены наиболее перспективные направления совершенствования региональных и муниципальных программ и отдельных инициатив по привлечению и закреплению медицинских работников в сельских и отдаленных районах. А именно: целевой прием, программы софинансирования обучения, дополнительные стипендии и льготы, единоразовые «подъемные» и содействие в решении жилищных проблем, содействие в получении поствузовского профессионального образования, дополнительные денежные выплаты на регулярной основе, получение дополнительного образования и повышение квалификации, денежные премии победителям районных и региональных конкурсов мастерства и др. Авторы делают вывод, что управление региональными и муниципальными программами экономического стимулирования и мерами социальной поддержки медицинских работников в сельских и отдаленных районах должно стать самостоятельным направлением кадровой политики в сфере здравоохранения

Добавлено: 9 декабря 2016
Статья
Стырин Е. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4. С. 163-172.
Добавлено: 14 января 2011
Статья
Оболонский А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 7-32.

Статья посвящена критически важной, по мнению автора, проблеме этическо- го регулирования служебного поведения государственных служащих. Он рассматривает комплекс этико-правовых механизмов как один из наиболее эффективных в современных условиях путей преодоления очевидно неблагополучного положения, сложившегося в данной сфере общественной жизни. Поскольку это не только российская проблема и этическим аспектам уделяется большое внимание во многих странах, автор рассматривает ситуацию с более широких теоретических позиций, а также обращается к международному опыту. В частности, наибольшее внимание уделено Канаде, где этическое регулиро- вание государственной службы значительно развито и где в этом отношении достигнуты большие успехи. Этические кодексы рассматриваются как «моральные навигаторы» в современном усложнившемся мире, поскольку жизнеспособность и легитимность политической системы страны во многом зависят от того, насколько государственные институты и высшие должностные лица отвечают господствующим в обществе ценно- стям и идеалам и соответствует ли их поведение нормам и стандартам общественной морали. От этого зависит степень доверия общества к носителям государственных должностей. В работе подробно анализируются кодексы административной этики разных уровней, а также обеспечивающая их реальное соблюдение «этическая инфраструк- тура». Особое внимание уделено роли руководителя, а также моральным самоограничениям чиновников и контролю над ними. Отдельно обсуждено соотношение моральных и правовых норм, а также современная российская ситуация в данной области.

Добавлено: 13 апреля 2015
Статья
Тихомиров Ю. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 4. С. 5-16.
Роль права как важнейшего регулятора общественных отношений стала общепризнанной. В этом признании таится схоластический элемент, а именно: сам факт принятия закона и иного правового акта считается правовым воздействием, влекущим практические результаты. Увы, эта традиционная гипотеза оказалась малопродуктивной, о чем свидетельствуют многочисленные нарушения законности в экономической сфере при обилии законов. Поэтому коллектив авторов – сотрудников Института правовых исследований Государственного университета – Высшей школы экономики и других учебных учреждений (Ю.А. Тихомиров – руководитель, А.В. Кашанин, С.В. Третьяков, Е.А. Миши- на, С.В. Васильева, В.М. Баранов, М.А. Пшеничнов) провел исследование проблем эффективности законодательства в экономической сфере в рамках плана НИР. В основу была положена новая гипотеза: возможно ли определить коррелятивные связи между целями правового воздействия, его средствами и результатами в экономической среде?
Добавлено: 2 октября 2012