• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 400 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Панова А. А., Юдкевич М. М. Вопросы образования. 2011. № 1. С. 44-73.

Представлен обзор работ, предлагающих разные объяснения существования специфической системы найма в университетах — так называемого теньюра, — которая предполагает наличие длительного испытательного срока и возможность получения гарантий постоянного рабочего места. Рассматриваются как модели, принимающие во внимание специфику информационного множества (т. е. различное распределение информации между участниками взаимодействия), так и модели, учитывающие ограниченность числа вакансий и конкуренцию за них между профессорами.

Добавлено: 3 сентября 2012
Статья
Михеева С. А. Вопросы образования. 2015. № 4. С. 147-183.

Систематизированы теоретические подходы к оценке школьных учебников, анализируется сложившаяся практика экспертизы учебников, обосновывается необходимость формализации критериев оценки для повышения степени ее объективности. Предлагается система диагностируемых (измеримых) критериев оценки учебников и формулируются рекомендации по совершенствованию процедуры экспертизы при формировании федерального перечня учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ. Разработанная система критериев может быть использована также для проведения сравнительного анализа учебников по одному предмету в условиях их вариативности. На основе предложенной системы критериев проводится оценка качества и сравнительный анализ шести учебников экономики для старших классов общеобразовательных организаций, формулируются рекомендации для учителей экономики и обществознания по выбору учебников из федерального перечня.

Добавлено: 16 ноября 2015
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2007. № 2. С. 382-392.
Добавлено: 30 марта 2009
Статья
Глущенко И. В. Вопросы образования. 2015. № 3. С. 246-282.

Аннотация. Анализируются этапы, организация и средства осуществле- ния советской кампании по ликвида- ции неграмотности среди взрослых, проводившейся в 1920–1930‑е годы. Сопоставление просветительских и идеологических аспектов этой кампа- нии позволяет увидеть, насколько они были взаимосвязаны и как способ- ствовали формированию новых куль- турных практик. Исследуя методиче- ские документы и декреты советской власти, а также прессу, методические пособия и буквари, автор показывает, что в ходе кампании целые слои насе- ления не только учились читать и пи- сать, но и осваивали (и отчасти сами формировали) новый «советский язык» для коммуникации с властью и для того, чтобы, манипулируя официальными понятиями и терминами, добиваться реализации собственных целей. Ключевые слова: история обра- зования, ликвидация неграмотно- сти, культурная революция, идеоло- гия, «советский язык», буквари, кре- стьянство.

Добавлено: 28 сентября 2015
Статья
Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Вопросы образования. 2014. № 2. С. 152-179.

Влияние качества вузов,  финансовых, академических и социально-демографических факторов  на вероятность студенческой занятости, а также мотивы выхода студентов  на рынок труда исследуется на основании данных опроса старшекурсников российских вузов, проведенного  в 2013 г. в рамках проекта «Мониторинг экономики образования».Используются методы дескриптивного  анализа и регрессионного анализа:  влияние факторов оценивается при  помощи логистической модели бинарного выбора (логит-регрессии).  Установлено, что наибольший положительный эффект на  вероятность  совмещения учебы и работы оказывают такие факторы, как обучение  в ведущем вузе, обучение в магистратуре, обучение на  специальностях,  связанных с иностранными языками,  математикой и  программированием, дизайном, архитектурой и культурологией. Отсутствие финансовой  поддержки со стороны семьи, обучение на бюджетных местах и принадлежность к мужскому полу также значимо увеличивают вероятность студенческой занятости. Исследование  позволило построить предварительную гипотезу, согласно которой основной причиной совмещения учебы  и работы является желание получить  опыт работы, причем чаще других работают, по-видимому, более способные студенты. Полученный опыт работы одаренные студенты рассчитывают использовать как дополнительный  сигнал об их высокой производительности, который в будущем может принести экономическую отдачу на рынке  труда. Эта гипотеза требует проверки.

Добавлено: 1 июля 2014
Статья
Фрумин И. Д., Васильев К. Б. Вопросы образования. 2005. № 3. С. 70-84.

В статье анализируются основные тенденции в области информатизации школьного образования в странах Латинской Америки, Европы и Азии. Приводится их сопоставление с современными подходами, реализуемыми в России. Важный урок, который можно извлечь из опыта зарубежных стран состоит в том, что стратегии информатизации, ориентированные на технологию, не приносят сколько-нибудь значимых результатов. Только в том случае, когда стратегия направлена на развитие способностей и компетенций учащегося (посредством технологии), можно ожидать качественно новых результатов. Такой подход требует особого механизма реализации, который авторы называют «продвижением». Его особенность состоит в том, что информационные технологии не просто предлагаются, но распространяются с помощью механизмов маркетинга и постоянной поддержки.

Добавлено: 24 июля 2014
Статья
Титова Л. Н. Вопросы образования. 2011. № 1. С. 192-220.
Добавлено: 17 октября 2011
Статья
Руткевич А. М. Вопросы образования. 2008. № 4. С. 111-128.

Сравнение систем высшего образования в США, Западной Европе, Китае и в современной России приводит к выводу о необходимости безотлагательных реформ отечественных университетов. На основании известной теории низкокачественных благ автор делает заключение, что значительный сегмент российских вузов представляет собой либо производителей сомнительных по своему качеству услуг, либо откровенных мздоимцев, торгующих дипломами без всякого образования. В статье прослеживаются следствия описанной ситуации, как для рынка труда, так и для самой системы образования.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Иванюшина В. А., Александров Д. А. Вопросы образования. 2014. № 3. С. 174-196.

В статье представлены результаты масштабного исследования по изучению объема услуг внеклассного и внешкольного образования и оценке потенциала учреждений дополнительного и неформального образования в решении задач социализации детей. Исследование проводилось методом анкетирования самих учащихся как потребителей услуг. Для опроса был разработан и апробирован новый инструмент, позволяющий детально описать разные аспекты внеклассной деятельности и ее связь с учебой и социально-психологическими характеристиками школьников. На большом статистическом материале (более 6 тысяч анкет школьников из нескольких регионов России) описано, каков охват детей разных возрастов внеклассными занятиями; какие виды занятий более популярны для тех или иных возрастных групп; в каком возрасте дети больше вовлечены в эту деятельность; причины неучастия во внеурочной деятельности; инфраструктура внеклассных занятий; относительная частота структурированных и неструктурированных занятий; связь между внеклассными занятиями и формированием самооценки, чувства принадлежности и удовлетворенности школой. Описаны возрастные и гендерные профили разных видов занятий; выявлены наиболее популярные виды занятий. Показано, что структурированная внеклассная деятельность, в отличие от неструктурированной, связана с повышенной самооценкой (как общей, так и адемической), чувством принадлежности к школе, удовлетворенностью школой.

Добавлено: 22 декабря 2014
Статья
Бессуднов А. Р., Малик В. М. Вопросы образования. 2016. № 1. С. 135-167.

Используя данные панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» (ТРОП), авторы анализируют разницу в доле поступивших в 10‑й класс после окончания 9‑го между юношами и девушками, а также между группами учащихся, различающимися уровнем образования родителей и семейным доходом. В 2012 г. 59% учеников после окончания 9‑го класса поступили в 10‑й, остальные в основном перешли в систему среднего профессионального образования. Девушки поступали в 10‑й класс чаще, чем юноши. Шансов поступить в 10‑й класс у учеников, чьи родители имеют высшее образование и высокие доходы, значительно больше, чем у детей из менее образованных и обеспеченных семей. Следуя международной исследовательской традиции, авторы рассматривают общее неравенство при совершении образовательного перехода как сумму первичных и вторичных эффектов, где первичные эффекты определяются как разница в успеваемости между группами, а вторичные — как разница между группами в вероятности совершения перехода на более высокую образовательную ступень при условии одинаковой успеваемости. В результате статистического анализа были обнаружены вторичные эффекты социально-экономических характеристик семей учеников. Вторичные эффекты пола учеников отсутствуют. Обсуждаются механизмы формирования социально-экономического и гендерного неравенства при переходе в 10‑й класс. Даны рекомендации в отношении образовательной политики, направленной на снижение социально-экономического неравенства в образовании.

Добавлено: 25 марта 2016
Статья
Шпилев Д. А., Иудин А. А. Вопросы образования. 2011. № 1. С. 145-142.

На основе анализа публикаций немецких социологов, посвященных проблемам развития образования в условиях современной трансформирующейся Германии, в работе рассматривается положение трех проблемных социальных групп: иммигрантов и детей из их семей; представителей социально уязвимых слоев; различных категорий женщин. В числе социально уязвимых слоев подробно рассматриваются проблемы различных категорий людей с ограниченными возможностями, а также людей, находящихся в недрах пенитенциарной системы и лиц, освобожденных из мест заключения. Гендерная проблематика в системе образования касается вопросов профессионального поддержания одиноких матерей, проблемы научной карьеры немецких женщин. Проведенный анализ позволил сформулировать основной вывод немецких социологов: система образования объединенной Германии перестала выполнять свою основную функцию – создание предпосылок для того, чтобы социальный успех людей был связан с их способностями, настойчивостью и энергией. Вместо этого уже на этапе общеобразовательной школы существующая система образования Германии является скорее институтом нисходящей, а не восходящей социальной мобильности.

Добавлено: 25 июля 2012
Статья
Креховец Е. В., Польдин О. В. Вопросы образования. 2013. № 4. С. 127-144.

Статья представляет собой введение в проблематику эмпирического анализа социальных сетей студентов высших учебных заведений. В первой части статьи приведены основные определения и дается представление о ключевых статистических характеристиках социальных сетей, таких как плотность сети density, степень сети degree, распределение степени degree distribution, маршрут walk, расстояние distance, диаметр diameter, коэффициент кластеризации clustering coefficient, центральность centrality. Далее описываются два подхода к моделированию социальных сетей и приводятся примеры конкретных моделей. Модели, которые рассматривают сеть как многомерную зависимую переменную (экспоненциальные модели случайных графов, стохастические актор-ориентированные модели и др.), объясняют связи характеристиками агентов и сетевыми статистиками. Модели, рассматривающие сети как независимые переменные (например, пространственные регрессионные модели), объясняют результаты деятельности акторов свойствами сети, результатами и характеристиками других акторов. Во второй части статьи представлен обзор эмпирических исследований социальных сетей студентов вузов. Одним из ключевых факторов, определяющих формирование дружеских связей между студентами, выступает близость их характеристик. Студенты стремятся взаимодействовать со сверстниками, похожими на них самих: из одной этнической группы, со схожими социально-экономическими характеристиками и интересами. Географическая близость мест проживания студентов, их соседство в общежитии также увеличивают вероятность установления дружеских связей. Другое направление исследований связано с анализом влияния социальных сетей студентов на их успеваемость и поведение в академической среде. Эмпирические исследования свидетельствуют, что студенческое окружение с хорошим уровнем подготовки — друзья, соседи по общежитию, одногруппники — положительно влияют на средний балл студента. Влияние на академическую успеваемость учащегося характеристик, поведения и успеваемости других учащихся называется эффектом сообучения, или эффектом среды. Существуют эмпирические подтверждения того, что эффект сообучения оказывает более сильное влияние на процесс обучения студентов, чем социальная интеграция, личные достижения или личная мотивация. Окружение студента влияет не только на успеваемость, но и на выбор изучаемых дисциплин, спортивные достижения и общее чувство удовлетворенности жизнью. Хотя студенческие социальные сети и формируются преимущественно под влиянием факторов эндогенного характера, адекватная политика университета может в некоторой степени воздействовать на развитие дружеских взаимоотношений студентов, значение которых обусловлено влиянием эффектов сообучения на академическую успешность студентов.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Натхов Т. В. Вопросы образования. 2012. № 2. С. 63-68.

Представлен краткий обзор развития исследований взаимо­связи образования и социального капитала. Показано, что обра­зование создает положительные внешние эффекты в форме по­вышения доверия, обучения гражданским нормам и более актив­ного участия в общественной и политической жизни. В то же время социальный капитал на уровне семьи и местных сообществ явля­ется важным фактором повышения образовательного уровня и до­ступности качественного образования. Отличительная особен­ность данных исследований состоит в их междисциплинарности: они объединяют теории и методы различных общественных наук. 

Добавлено: 14 декабря 2012
Статья
Креховец Е. В., Польдин О. В. Вопросы образования. 2016. № 3. С. 59-79.

Социальный капитал студента, формирующийся во время обучения в вузе, является важным ресурсом наряду с получаемой профессиональной квалификацией. Рассматриваются социальные сети дружбы и сети помощи по учебным вопросам у первокурсников университета: исследуется структура сетей, рассчитываются их характеристики и оценивается взаимосвязь. Взаимодействия студентов на разных факультетах идентичны по характеру, что подтверждается схожей структурой, как сетей дружбы, так и сетей взаимопомощи. Выявлены статистически значимые корреляционные связи между сетевыми характеристиками входящих и исходящих связей, а также между успеваемостью студента и его положением в социальной сети однокурсников. Дружеские социальные связи более многочисленные, устойчивые и взаимные, чем связи помощи. В каждой сети есть учащиеся, занимающие ключевые позиции с точки зрения посредничества и популярности. Значимым фактором, влияющим на положение студента в сети взаимопомощи по учебе, является успеваемость. Авторы высказывают предположение, что учащиеся, занимающие ключевые позиции в сети как с точки зрения посредничества, так и с точки зрения популярности, имеют наилучшие возможности в использовании социального капитала.

Добавлено: 19 сентября 2016
Статья
Маслинский К. А. Вопросы образования. 2013. № 3. С. 258-265.

Рецензируемая книга написана в жанре развернутого обзора литературы и включает обсуждение таких проблем, как выбор языка образования, преподавание языков в школе, распространенные в школе дискурсивные практики, роль языковой социализации и стереотипов о языке в академической судьбе школьников. Рецензент анализирует, каким образом авторы книги моделируют проблемное поле, обозначенное ими как «социолингвистика школы».

Добавлено: 11 октября 2013
Статья
Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю. Вопросы образования. 2008. № 4. С. 17-30.
Добавлено: 6 июля 2009
Статья
Гинзбург Ю. В., Ильина Т. Н. Вопросы образования. 2012. № 1. С. 278-290.
в статье раскрывается история юридического образования в России через призму специализации учебных планов, рассматриваются основные образовательные модели, реализуемые на юридических факультетах в дореволюционной России. Подробно анализируются причины введения, содержание, а также факторы, повлиявшие на неудачу введения специализации на юридических факультетах российских университетов в XIX веке.
Добавлено: 16 июля 2012
Статья
Носов Д. М., Бойцова О. Ю., Тороп В. В. Вопросы образования. 2019. № 2. С. 199-225.

Авторы статьи — члены Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию (ВсОШ) и Жюри заключительного этапа ВсОШ по обществознанию обсуждают особенности школьного предмета «Обществознание» и специфику подготовки к ЕГЭ по обществознанию и Всероссу по обществознанию. Рассматривают виды и типы заданий на различных этапах Всеросса, анализируют их «подводные камни» и сверхзадачи, раскрывают возможности, перспективы и сложности реализации компетентностного подхода в рамках подготовки к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию.

Добавлено: 31 октября 2018
Статья
Рощина Я. М., Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Вопросы образования. 2018. № 1. С. 174-199.

Рассматриваются масштабы распространения массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в практике обучения в российских вузах, мотивация к обучению на МООК, а также отношение студентов и преподавателей к возможному замещению курсов, преподаваемых в их университете, на МООК. На основании данных опроса, проведенного в рамках Мониторинга экономики образования в 2016 г., определяются детерминанты спроса на МООК со стороны преподавателей и студентов российских вузов. Согласно полученным результатам, МООК больше востребованы у преподавателей, чем у студентов. Регрессионный анализ выявил, что вероятность обучаться на МООК или стремиться к этому выше у студентов активных и с высокой успеваемостью, а также у преподавателей, занимающихся научными исследованиями и получавших дополнительную подготовку в летних школах. Обучение в ведущем вузе оказывает сильное положительное влияние на вероятность обучения на МООК для студентов, а для преподавателей этот фактор не является значимым. 

Добавлено: 26 марта 2018
Статья
Польдин О. В., Силаев А. М. Вопросы образования. 2011. № 3. С. 192-209.

Для сравнения отдельных программ подготовки по качеству приема использованы распределения суммы баллов ЕГЭ зачисленных студентов. На основе анализа распределений предложены качественные и количественные показатели, характеризующие различия между программами. Эффекты расслоения программ по баллам ЕГЭ проиллюстрированы эмпирическим анализом приемных кампаний 2009 и 2010 гг. в некоторых вузах.

Добавлено: 31 августа 2012