• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 302 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Ларионова М. В., Рахмангулов М. Р., Шелепов н. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 3. С. 99-131.

В статье рассматриваются внутренние и внешние факторы, влияющие на исполнение обязательств «Группы двадцати» и БРИКС. Вначале представлен обзор трендов исполнения на основе сравнительных данных по количеству обязательств, принятых лидерами обоих институтов; уровню институционального исполнения; распределению обязательств и оценок исполнения по различным приоритетным сферам. Анализ исполнения «Группой двадцати» проводился начиная с первого саммита в 2008 г. в Вашингтоне, а БРИКС – с третьего отдельного саммита в 2011 г. в Санье. Затем анализируются катализаторы исполнения, встроенные в документы саммитов: приоритетность расположения (размещение в более значимых документах или разделах документа), количественные показатели, временные рамки, обещания по самоотчетности и мандаты на реализацию и (или) мониторинг реализации обязательств. Авторы рассматривают тенденции использования «Группой двадцати» и БРИКС катализаторов в различные годы и в различных сферах, выявляя общие черты и различия. В рамках анализа внешних причин рассматривается потребность (запрос) в коллективных действиях со стороны международного сообщества и стран – членов «двадцатки» и БРИКС и способность членов клуба ответить на запрос и выполнить данные обещания. Также анализируется, насколько эффективны механизмы самоотчетности, созданные институтами в ответ на запрос на эффективность и легитимность управления, и прослеживаются факторы повышения уровня исполнения принятых решений. В заключение рассматриваются катализаторы, причины исполнения и их комбинации, обладающие наибольшим положительным влиянием на исполнение, объясняются тренды в уровне исполнения «Группы двадцати» и БРИКС. Наборы использованных данных по «Группе двадцати» и БРИКС отличаются масштабами. Общее количество обязательств «Группы двадцати» составляет 1511, количество проанализированных обязательств – 114, тогда как общее число обязательств БРИКС – 231, а проанализированных – 23.

Добавлено: 31 октября 2016
Статья
Максимова А. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2015. Т. 10. № 1. С. 56-79.

Доноры прибегают к оценке эффективности содействия развитию в целях обеспечения подотчетности, а также для улучшения своих программ и проектов. В последнее время оценке все чаще подвергается содействие международному развитию (СМР) страны-донора в целом. В этой связи актуальным становится вопрос о том, что именно следует рассматривать как ожидаемый результат или цель данной деятельности с точки зрения страны-донора. Статья обращается к вопросу соотношения основополагающих целей деятельности в сфере СМР и критериев ее оценки на основе обзора целей СМР основных стран-доноров, заявленных в программных документах, а также критериев оценки, изложенных в руководствах по оценке. Большинство доноров целью деятельности в сфере СМР указывают борьбу с бедностью, устойчивое развитие, содействие соблюдению прав человека, обеспечение мира и безопасности, а при оценке оперируют критериями, направленными на определение положительного воздействия помощи на социально-экономическое развитие стран-получателей. В то же время ряд научных исследований свидетельствует о том, что политические и экономические интересы доноров никогда не переставали играть важную роль в вопросах оказания помощи. Экономический кризис и необходимость обосновывать расходы на СМР перед своими налогоплательщиками подтолкнули некоторых доноров к открытому обсуждению своих интересов. Коррекции подвергаются не только заявленные цели деятельности в сфере СМР, но и критерии ее оценки: предпринимаются попытки оценить политические и экономические результаты СМР для самой страны-донора. Однако данные изменения заметны лишь в ограниченном количестве традиционных стран-доноров, что не позволяет судить об устойчивости этого тренда. В то же время доноры Юг – Юг изначально стремятся строить свои системы оценки результативности СМР на основе принципа взаимовыгодности, но находятся еще в самом начале данного пути. Российская система СМР все еще находится в стадии становления, в последнее время в ней произошли изменения: роль национальных интересов стала более заметна в стратегических документах. В то же время система оценки результативности СМР еще не сформирована, что не позволяет судить о том, как достигаются и оцениваются российские приоритеты в данной сфере.

Добавлено: 25 ноября 2015
Статья
Максимова А. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 3. С. 7-36.

Формирующиеся доноры часто противопоставляются традиционным по ряду параметров, одним из которых является результативность помощи. На глобальном уровне такое различие может быть продуктивным для анализа содействия международному развитию (СМР), однако на локальном уровне ситуация часто иная. На основе анализа информации из баз данных, официальных документов, открытых источников, включая СМИ, а также Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызстана на 2013–2017 гг., рассматривается содействие основных доноров Киргизии с 2013 г. по шести критериям из спискаи ндикаторов Глобального партнерства за эффективное сотрудничество в области развития. Автор приходит к выводу, что традиционные и формирующиеся доноры не представляют собой гомогенные группы; в отношении помощи Киргизии различия внутри группы могут быть так же существенны, как и различия между группами. Результаты анализа не поддерживают мнение о большей результативности помощи традиционных доноров по ряду параметров, включая критерий согласованности, содействие формирующихся доноров может быть более результативным. В то же время значительный разрыв между двумя группами сохраняется по таким показателям, как транспарентность, взаимная подотчетность и гармонизация. Автор также обращается к вопросу более сильной переговорной позиции стран-получателей при взаимодействии с донорами ввиду роста разнообразия источников помощи и рассматривает признаки этого тренда в Киргизии. Учитывая приоритетность Киргизии для российского СМР и стремительно растущие объемы помощи стране со стороны России, более подробно рассмотрен кейс Российско-Кыргызского Фонда развития.

Добавлено: 4 июня 2017
Статья
Горбунова Е. М., Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 2. С. 8-39.
В период председательства в Группе Восьми в 2006 г. Российская Федерация выбрала образование в качестве одного из приоритетных направлений международного сотрудничества. Учитывая большое значение поставленных задач, в рамках сотрудничества Государственного университета – Высшая школа экономики и Информационно-аналитического центра Группы Восьми университета Торонто был проведен анализ развития этой проблематики за весь период работы Группы Восьми (ранее –Группы Семи). Основная цель исследования – на основе анализа доступного эмпирического материала выявить тенденции развития проблематики образования в приоритетах Группы Восьми. Эмпирическую основу для анализа составили официальные документы саммитов Группы Восьми, отражающие основные приоритеты, намерения и решения, принятые главами государств-членов Группы Восьми, а также официальные документы встреч министров финансов стран Группы Восьми, представляющие интерес с точки зрения вопросов, связанных с ресурсным обеспечением тех или иных обязательств, принятых на себя странами-членами.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Кичина И. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. Т. 8. № 1. С. 137-162.

 

В статье представлены результаты полевого этапа проекта «Анализ роли СВФУ в развитии территории на основе методики ОЭСР, адаптированной для российских вузов, с целью выработки предложений по оценке потенциала СВФУ для формирования научнообоснованных рекомендаций по позиционированию и усилению влияния университета в инновационном, научно-образовательном и социо-культурном развитии территории», реализованного в 2012 году Институтом международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ по инициативе Института перспективных технологий в образовании Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в рамках договора № 1537-09/12 от 24.09.2012 г. Исследование направлено на выявление особенностей развития Республики Саха (Якутия) и вклада Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в социально-экономическое развитие Якутии, Северо-Востока РФ и других регионов ДВФО через реализацию пяти функций университета, способствующих развитию территории: 1) Подготовка кадров для социально-экономического и инновационного развития республики; 2) Осуществление научных исследований и разработок для содействия решению социально-экономических проблем региона; 3) Трансфер знаний и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности в целях содействия социально-экономическому развитию региона; 4) Усиление инновационного потенциала региона и других субъектов ДВФО за счет консолидации усилий научных и образовательных организаций, бизнеса и органов власти, некоммерческих организаций округа; 5) Привлечение университетом передовых зарубежных научно-технических знаний и технологий и их адаптация к условиям региона. Исследование продемонстрировало, что СВФУ вносит вклад в социальное развитие республики посредством развития системы школьного образования, повышения доступности образования в условиях изолированности населенных пунктов и недостаточно развитого транспортного сообщения. Университет содействует решению проблем в области здравоохранения, связанных с особенностями заболеваний коренного населения республики, стимулирует развитие регионального рынка труда через подготовку кадров по всем основным направлениям, востребованным в республике.

Добавлено: 24 марта 2014
Статья
Ларионова М. В., Рахмангулов М. Р., Сахаров А. Г. и др. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 3. С. 92-114.

В статье представлен анализ взаимодействия «Деловой двадцатки» (B20) и «Группы двадцати» (G20, «двадцатка») в период с саммита в Торонто до саммита в Санкт-Петербурге. Основная цель – определить, какие механизмы и направления взаимодействия являются наиболее эффективными для обеспечения преемственности деятельности B20 по ключевым направлениям, влияние  «Деловой двадцатки» на решения «Группы двадцати» и исполнения «Группой двадцати» обязательств, связанных с приоритетами B20. Для этого было выделено два основных измерения исследования. Во-первых, это влияние рекомендаций «Деловой двадцатки» на обсуждение, определение направлений действий и принятие решений в рамках «Группы двадцати» на основе анализа того, как конкретные рекомендации находят отражение в документах двадцатки как института. Второе измерение исследования - это анализ влияния B20 на исполнение «двадцаткой» своих решений, которое оценивается на основе мониторинга реализации обязательств «Группы двадцати», соответствующих приоритетам «Деловой двадцатки».

По оценкам авторов средний уровень отражения рекомендаций B20 в документах G20 является достаточно значительным, но динамика этого показателя неоднозначна. При этом средний уровень исполнения членами «Группы двадцати» обязательств, соответствующих приоритетам «Деловой двадцатки», ниже среднего уровня исполнения всех обязательств в целом, что может объясняться как тем, что обязательства, относящиеся к интересам бизнеса, являются очень конкретными так, и ограничениями периода мониторинга. Выделены сферы, по которым партнерство является наиболее эффективным (финансовое регулирование, занятость, инвестиции, торговля). Выявлены основные факторы успеха. Результаты анализа показывают, что высокий уровень включенности рекомендаций в документы и решения «двадцатки» не гарантирует их исполнение. На настоящем этапе «Деловая двадцатка» должна обеспечить преемственность приоритетных рекомендаций в рамках своего диалога с «Группой двадцати» и включаться в процесс их реализации, принимая более активное участие в осуществлении согласованных «двадцаткой» инициативах и проектах как на национальном, так и на международном уровнях.

Необходим анализ прогресса исполнения «Группой двадцати» обязательств, основанных на рекомендациях «Деловой двадцатки». Результаты такого мониторинга должны быть открыты для обсуждения, что позволит поднять уровень эффективности взаимодействия «Деловой двадцатки» и «Группы двадцати».

Полная версия доклада «От Торонто до Санкт-Петербурга: оценка эффективности взаимодействия «Деловой двадцатки» и «Группы двадцати» (на английском языке) опубликована по адресу: http://www.hse.ru/org/hse/iori/news/86843927.html.

Добавлено: 6 октября 2013
Статья
Кук Дж. Дж. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 4. С. 125-134.
Предлагаем вашему вниманию перевод 5 главы доклада Центра стратегических и международных исследований «Мировые игроки в глобальном здравоохранении. Как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка влияют на ситуацию в секторе?». В главе приводится анализ изменений политики управления системой здравоохранения Южной Африки в связи со сменой руководства страны и приходом к посту президента Джейкоба Зумы. В публикации автор отражает смещение фокуса внимания администрации президента в сторону первоочередного решения внутренних задач страны, прежде всего, задачи по борьбе с пандемией СПИД и ВИЧ, и отход от активного стиля ведения внешней политики. Тем не менее выделяется потенциальная роль Южной Африки как континентального лидера в решении задач здравоохранения и организации всеобъемлющего диалога как между странами Африки и другими развивающимися странами, так и в рамках международных организаций наравне с мировыми лидерами. В публикации также описывается тенденция изменения схемы сотрудничества стран-доноров и стран-реципиентов. Южная Африка становится одной из первых стран-получателей помощи, начинающей переход к самообеспечению в сфере здравоохранения и построению взаимовыгодных форм сотрудничества с международными партнерами.
Добавлено: 2 марта 2012
Статья
Сахаров А. Г. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 4. С. 171-183.

Данная статья посвящена рассмотрению позиций ЮАР по ключевым проблемам глобального управления. Исходя из особенностей, присущих ЮАР на современном этапе ее развития, и позиций руководства страны в отношении существующих проблем глобального управления, наиболее актуальными для нее представляются пункты повестки дня «двадцатки», касающиеся реформы международных финансовых институтов, структурных реформ, а также содействия международному развитию.

Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС».

Добавлено: 14 февраля 2013