• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 3 144 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Успенский Б. А. Вопросы языкознания. 2015. № 5. С. 49-86.

Задача настоящей работы — уточнить некоторые места апокрифического «Откровения Авраама» (библейского апокрифа, дошедшего до нас в славянском переводе), особенно фрагменты, связанные с богословием Божественного имени. Автор пытается, вместе с тем, установить исходные семитские формы, к которым восходят в славянском тексте наименования Бога. В работе показывается, что славянский текст апокрифа был известен еврейским книжникам в Древней Руси и они вносили в него исправления и добавления. Некоторые семитизмы в тексте «Откровения Авраама» не отражают исходный текст памятника, но появляются в относительно поздний (средневековый) период — в среде русских евреев.

Добавлено: 8 октября 2015
Статья

В статье анализируются  теоретические следствия рецепции в разных дисциплинах - истории, филологии, политической теории, истории и теории эстетики - одного из наиболее изученных и в то же время наиболее дискуссионных произведений ренессансной литературы, "Диалогов к Петру Павлу Гистру" Леонардо Бруни Аретино. Центральным объектом рассмотрения в статье становится полемика вокруг восходящей к Х. Барону категории "гражданского гуманизма". Двумя экстремумами этой полемики стали позиция историков, рассматривающих возникновение "гражданского гуманизма" как эпифеномен социально-политических событий в Италии начала XV столетия, и точка зрения филологов, усматривающих в "протолиберальных" декларациях протагонистов диалога эффект риторической стратегии imitatio (по этой версии, "Диалоги..." Бруни - не что иное как подражание диалогу "Об ораторе" Цицерона). Автор статьи ставит себе целью показать, что апория "гражданского гуманизма", возникающая в результате коллизии разных дисциплинарных языков, обосновывает необходимость исторической релятивизации методологического инструментария гуманитарных дисциплин.   

Добавлено: 25 ноября 2013
Статья
Жукова О. А. Философские науки. 2012. № 9. С. 42-54.

Глубина постановки исторических проблем, независимый стиль суждений выдвинули Василия Осиповича Ключевского в ряды первых отечественных историков и социальных мыслителей рубежа XIX-XX вв. Рассматривая социальную и церковную историю России, ученый сформировал свой взгляд на русскую политическую традицию. И сегодня актуален вопрос, поставленный Ключевским: как с помощью западноевропейского ума научиться жить своим умом, а не заменить его?

 

Добавлено: 25 декабря 2013
Статья
Тульчинский Г. Л. Философский журнал. 2019. Т. 12. № 1. С. 117-129.

В статье обосновываются перспективы философского осмысления истории, как знания нарративного по своей природе. Рассматриваются виды и уровни исторической наррации. Специальное внимание уделено особенностям концептуализации российской истории. Устойчивый характер исторических нарративов связан с ценностно-нормативными константами, выражающими особенности исторического опыта конкретного социума. Тем более важным становится выявить факторы динамики исторических нарративов и порождаемой ими диахронии. Такие факторы связаны с контекстом формирования и трансляции исторического знания, с участием в историческом осмыслении различных социальных групп. Задачей философии истории становится выявлять вопросы, на которые могут отвечать исторические объясняющие нарративы в контексте современных проблем, общих всему российскому социуму.

Добавлено: 13 сентября 2019
Статья
Румянцева М. Ф. Диалог со временем. 2018. № 62. С. 16-32.

Проведено сопоставление эпистемологического основания концепции методологии истории А.С. Лаппо-Данилевского с «психо-физиологическим законом отсутствия признаков одушевления» основоположника русской версии неокантианства А.И. Введенского и принципами «описательной психологии» В. Дильтея. Показано системообразующее значение принципа признания чужой одушевленности в теоретико-познавательной концепции А.С. Лаппо-Данилевского. Выявлена общность в понимании А.И. Введенским, В. Дильтеем и А.С. Лаппо-Данилевским объекта исторического познания – объективированного продукта психической жизни/исторического источника, цели гуманитарного познания – понимания Другого и метода – аналогии с собственной душевной жизнью.

Добавлено: 29 июня 2018
Статья
Летюхин И. Д. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 6. С. 42-49.

В статье описываются механизмы финансирования железнодорожного строительства в России в XIX- начале XX века. Рассматривается проблема дефицита инвестиций в строительство и модернизацию железнодорожной сети современной России, и описываются механизмы решения проблемы дефицита инвестиций через допуск частного капитала к строительству и эксплуатации железных дорог по аналогии с опытом Российской Империи.

 

Добавлено: 23 октября 2014
Статья
Хлевнюк О. В. Российская история. 2020. № 3. С. 21-35.

В статье рассматриваются не только результаты, но и процесс формирования бюджета СССР в военный период. С опорой на новые документы анализируется финансовое состояние страны на разных этапах Великой Отечественной войны, практики составления, согласования и утверждения государственного бюджета по годам. Таким образом, в отличие от преобладающей тенденции общего анализа бюджетных индикаторов, как историческая проблема рассматриваются вопросы финансирования войны. Особое внимание уделяется динамике бюджета, факторам, влиявшим на его состояние в различные периоды, и механизмам согласования финансовой политики.

Добавлено: 21 июля 2020
Статья
Вуль Н. А. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2007. № 1 (ч.1). С. 105-108.

Статья посвящена анализу финансовой и экономической ситуации в Тибете непосредственно накануне реформ  Далай-ламы XIII в 1920-х годах

Добавлено: 16 февраля 2016
Статья
Скиперских А. В. Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 2. С. 180-194.

В статье речь идет о взаимодействии власти и аппарата подчинения в различных культурных традициях. Автор противопоставляет европейскую практику рационального подчинения более фундаментальной практике подчинения, являющейся важной частью русской культуры. Рассуждая о практиках подчинения в культуре, автор противопоставляет собирательный образ слуги — европейца Труффальдино — лакею Фирсу — собирательному образу, бытующему в рамках русской культуры. Это извечные типажи служения, дополняющие друг друга и сливающиеся воедино. Каждый тип характерен для политических практик власти в той или иной культурной традиции. В статье рассматриваются сходства и различия в практиках служения в контексте выбираемых слугами поведенческих стратегий. Выбор стратегии, в свою очередь, связывается с формой принуждения. В условиях тоталитарного дискурса у слуги вряд ли остаются шансы на более или менее независимое позиционирование и высокую мобильность. Культурный контекст конструирует аппарат подчинения, его структуру и функционал. Рациональное бытие господина в европейской культуре может быть противопоставлено более размашистому хозяйствованию господина в русской культурной традиции. Уважительное отношение к слуге в европейской культуре, связанное с контрактным принципом служения, невозможно в русской культурной практике, где зависимость слуги от господина носит куда более фундаментальный характер.

Добавлено: 20 июля 2017
Статья
Марей А. В. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 2. С. 87-95.

Статья представляет собой введение к переводу на русский язык первой книги трактата «De regimine principum». В ней рассматривается место трактата в традиции «зерцал правителей», проводится краткий анализ проблем авторства и датировки трактата. В рамках европейской традиции зерцал правителей сочинение Фомы Аквинского «О правлении князей» занимает особое место. Безусловно, не первый в традиции, этот текст стал одним из самых известных в этом жанре. По его модели были написаны одноименные трактаты Птолемея Луккского и Эгидия Римского. В дискуссии о датировке автор придерживается мнения, что трактат писался в 1271–1273 годах, и адресатом его был король Кипра Уго III Лузиньян. Отдельное место в статье посвящено дискуссии о принципах перевода, центрирующейся вокруг подходов к переводу основных категорий политической философии Аквината, прежде всего — princeps. Высказывается мнение о невозможности переводить его русским понятием «государь» и дискутируется возможность перевода его словами «князь» и «правитель».

Добавлено: 23 октября 2016
Статья
Толомео Р. Электронный научно-образовательный журнал "История". 2018. № 4 (68).

В 1925 г. Пий XI решил учредить при св.Конгрегации по делам Восточных церквей Комиссию "Pro Russia" для решения вопросов и случаев, касающихся "русских" католиков. Автор рассматривает этапы  восстановления иерархии, осуществленного иезуитом Мишелем Д'Эрбиньи вплоть до ее уничтожения в 1927г.

Добавлено: 30 сентября 2018
Статья
Мещерина К. В. Азия и Африка сегодня. 2013. № 8. С. 67-68.

Весной 2013 г. в Москве в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С.Пушкина состоялась выставка 􏲵 «Классическое искусство исламского мира IX􏲵XIX вв. Девяносто девять имен Всевышнего»*. Большинство экспонатов предоставил Фонд Марджани. 

Добавлено: 14 октября 2018
Статья
Иванченко О. В. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2017. № 1. С. 121-130.

Данная статья посвящена практикам взаимопомощи в крупнейшем экономическом центре Танзании Дар-эс-Саламе, а также тому, на чем основано доверие членов групп взаимопомощи друг к другу, к руководству их организаций и к самим подобным институтам. Статья основана на материалах полевых исследований, проходивших в сентябре 2013 года и в конце сентября – начале октября 2015 года преимущественно в двух районах Дар-эс-Салама – Гонго-ла-Мбото и Мбагала в рамках гранта РГНФ №13-31-01284. Оба этих района являются усуахилини (суах. - «квартал для африканцев»), т.е. традиционными африканскими кварталами и часто причисляются к неформальным поселениям. В районах усуахилини практики взаимопомощи особенно распространены ввиду отсутствия достаточной поддержки граждан со стороны государства, сложных жизненных условий, в которых оказываются люди, отсутствия «официальной» работы и т.д.. В ходе опросов мы обратили внимание, что практически все респонденты говорили о том, что они слышали, что в какой-то группе кто-то украл общую кассу и сбежал. Подробной информации о конкретных случаях они дать не могли, но было понятно, что подобные инциденты случаются и что они на слуху. Возник вопрос: что делают члены групп, чтобы обезопасить себя от мошенничества, кражи общих денег или невозвращения займов? Что делает возможным доверие внутри групп?

Добавлено: 26 февраля 2018
Статья
Козлов В. О. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2015. № 2. С. 93-96.

На основе анализа материалов личной переписки влиятельного сенатора Джона Шермана в статье исследуются вопросы, связанные с выработкой основ антимонопольного законодательства в США конца XIX в. Особое внимание уделяется выявлению основных лоббистских группировок, мнению малого бизнеса, основным вариантам законопроекта против монополий.

Добавлено: 16 сентября 2019
Статья
Козлов В. О. Преподавание истории в школе. 2018. № 1. С. 66-68.

На основе анализа архивных материалов и текстов обсуждений в Конгрессе США в статье исследуются вопросы, связанные с формированием законодательства против трестовских объединений.

Добавлено: 16 сентября 2019
Статья
Яцык С. А. Средние века. 2016. Т. 77. № 1-2. С. 89-118.

Цель данной статьи – проследить за формированием исключительного права римских понтификов на канонизацию святых. Рассматривая процессы канонизации Ульриха Аугсбургского, Гомобона Кремонского и некоторых других святых, создавшие прецеденты, впоследствии зафиксированные в «Декреталиях» Григория IX, автор предпринял попытку проанализировать формальное, юридическое выражение попыток Святого Престола подчинить своему контролю уже существующие и зарождающиеся культы и сконструировать наиболее точно отвечающий задачам Церкви образ святого.

Добавлено: 18 июня 2016
Статья
Панченко Д. В. Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2019. Т. 13. № 1. С. 235-250.

Представление о шарообразном Солнце было стандартным для греческой культуры уже во времена Аристотеля, однако происхождение этого представления настолько мало освещено в источниках, что современная наука даже не попыталась взяться за решение этого вопроса. Между тем правдоподобная реконструкция вполне возможна. Греческая религия, в сущности, не препятствовала возникновению естествознания, а его основатели, Фалес и Анаксимандр, совмещая научные и философские интересы, стремились к построению всеобъемлющей космологии, в рамках которой было необходимым не только описать движение Солнца, но и объяснить, что это за тело и почему с ним связаны свет и тепло. Модель Анаксимандра, описывавшая Солнце как скопление огня, пребывающего внутри колесообразного контейнера из сгустившегося воздуха и обнаруживающего себя сквозь единственное отверстие, кажущееся незначительным, но в действительности размером с Землю, оказалась несовместимой с фактами, ставшими доступными в следующем поколении в связи с расширением географического кругозора греков. В частности, было надежно установлено, что полуденное Солнце, которое в Средиземноморье неизменно видно на юге, для наблюдателей, находящихся южнее тропика Рака, в разгар лета оказывается на севере. Необходимость пересмотреть концепцию Анаксимандра с учетом новых данных вызвала идейный поиск, который привел к убеждению в том, что Солнце должно иметь форму шара. Это представление утвердилось, судя по всему, не в силу какого-либо остроумного довода, выдвинутого влиятельным мыслителем, сколько на основании согласия круга профессионалов, рассмотревших вопрос с разных сторон. Солнечный шар, однако, было трудно представить огненным, поскольку огонь сам по себе не образует компактных, очерченных тел. С этим связаны распространенные в V в. до н. э. попытки приписать свету Солнца зеркальную природу. Признание же наличия в космосе трех огромных шаров – Солнца, Луны и Земли способствовало выдвижению идеи, согласно которой земной шар, как и прочие два, является движущимся небесным телом.

Добавлено: 14 февраля 2019
Статья
Целуйко М. С. Общество и государство в Китае. 2019. Т. XLIX. № 29. С. 124-176.

Данная статья посвящена исследованию процесса территориальной экспансии древнего царства Цинь на основе данных традиционных письменных источников и информации археологических исследований последних лет. Главная цель статьи - это разрешение противоречий между конфликтующими картинами процесса циньской экспансии, создаваемыми разными фрагментами источника, создать модель для объяснения данных противоречий. Объяснительная модель предполагает разделение процесса циньской экспансии на три стадии, каждая из которых характеризуется различными отношениями между политической элитой Цинь, завоевываемыми территориями и их населением. Применение данной модели ко всей истории Цинь с VIII по IV вв. до н.э. выявило хронологические рамки применимости модели, определило границы периода формирования метрополии царства Цинь, показало основные черты, которые приобрел процесс формирования имперской модели в Цинь, процесс, который начался сразу по окончании формирования метрополии Цинь. Одним из самых важных выводов данной статьи стала гипотетическая модель, связывающая внутриполитический процесс борьбы за власть в царстве Цинь с процессом его территориальной экспансии.

Добавлено: 8 октября 2019
Статья
Марей А. В. Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 3. С. 52-75.

Данную лекцию Фр. де Витория посвящает проблеме гражданской власти, противополагая ее власти церковной. Им последовательно анализируются вопросы о необходимости и причинной обусловленности гражданской власти, обосновывается превосходство монархии над прочими видами правления, проводится разбор законодательной функции власти. Отдельно следует отметить, что дискурс о власти и, шире, о государстве, Витория относит к сфере компетенции богословов, подчиняя, тем самым, политическое теологическому. Власть (potestas) Витория определяет как мощь (potentia) и возводит ее к природе, а через нее — к Богу. Соответственно, государство (Respublica) выводится Виторией, с одной стороны, из природной склонности людей к общежитию, с другой же — из Божественного установления. Власть короля, таким образом, ставится людьми, но легитимируется Богом, откуда следует невозможность низложения короля даже в результате общественного договора. Отдельно Витория рассматривает сущность светского закона, обосновывая его действенность не только in foro externo, но и in foro interno. В вопросе о повиновении тирану Витория занимает охранительную позицию, заявляя, что лучше подчиняться законам тирана, чем не подчиняться никаким законам.

Добавлено: 23 февраля 2014
Статья
Марей А. В. Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 3. С. 136-192.

В «Первой лекции о церковной власти», прочитанной в 1532 году, Витория развивает свою теорию власти, начатую им в «Лекции о гражданской власти». Церковная власть мыслится им прежде всего властью духовной, и покоится на двух основаниях — власти совершать таинства и власти отдельной юрисдикции. Соответственно этому разделению выстраивается и структура лекции: вводная ее часть посвящена разбору понятий «церковь» и «власть», первая часть освещает власть Церкви совершать таинства, прежде всего — таинство покаяния; вторая часть посвящена проблемам судебной власти Церкви. Рассматривая проблемы церковной власти, Витория несколько раз обращается и к проблемам светской, делая несколько важных замечаний относительно природы государства.

Добавлено: 13 января 2015
Статья
Видгоф Л. М. Вопросы литературы. 2013. № 6. С. 111-124.

Речь в статье идет о возможной связи стихотворения «В разноголосице девического хора…» со стихами и прозой Т. Готье и о том, что образ жокея в стихотворении «Довольно кукситься! Бумаги в стол засунем!..» может быть соотнесен с эпизодом из романа М. Пруста «Под сенью девушек в цвету». 

Добавлено: 5 февраля 2016