• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 313 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Юсеф Р.И. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2020. Т. 5. № 2. С. 103-125.

Данная статья посвящена всестороннему анализу истории и современного состояния системы телерадиовещания в Сирийской Арабской Республике. В исследовательском фокусе находятся вопросы возникновения радиовещания в Сирии и его распространения с 20-х гг. прошлого века, запуск сирийского телевидения в 1960-х гг., переход к спутниковому и цифровому вещанию, IPTV. Отдельное внимание уделено функционированию аудиовизуальных СМИ с начала войны в Сирии в 2011 г. и до настоящего времени. В этот период значительно возросла роль СМИ в сирийском обществе, при этом сами медиа столкнулись с рядом серьезных проблем, среди которых нехватка денежных средств, несмотря на увеличение ежегодного финансирования медиаотрасли, реструктуризация и интеграция медиакомпаний с целью выживания на рынке, поток ложных и вводящих в заблуждение новостей и репортажей, транслируемых антисирийскими СМИ, санкции со стороны США, Европейского союза и Лиги арабских государств, преследования и террористические атаки. В статье проанализирован контент современных радиостанций и телеканалов: во время войны ожидаемо выросло производство общественно-политических программ и новостей. Рассмотрена законодательная база телерадиовещания, система управления и финансирования, реклама на радио и телевидении, в результате чего отмечены такие существенные недостатки медиасистемы, как строгий государственный контроль, обязательная цензура, неразвитость рекламного рынка. Главный вывод исследовательской работы заключается в том, что почти десятилетняя война и существование телерадиовещания только в государственном секторе более 45 лет являются основными причинами нестабильного и медленного развития сирийской медиаотрасли.

Добавлено: 8 декабря 2020
Статья
Шариков А. В., Ерофеев С. В. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24. № 4. С. 42-52.

В статье рассматриваются тенденции в телесмотрении, которые наблюдались в России в 2008-2017 гг. среди представителей юношеского возраста (18-20 лет). Анализируются данные непрерывных измерений аудитории, проводимых компанией «Медиаскоп», а также результаты анкетирования студентов Института кино и телевидения (ГИТР) в 2017 г. Фиксируется снижение среднесуточного времени, проводимого юношами и девушками у домашнего телеэкрана, отмечается тенденция к телепросмотрам на мобильных устройствах. При этом аудитория в возрасте от 21 года и старше, напротив, все больше времени проводит у телеэкрана. Кроме того, в исследовании выявлены телеканалы и конкретные телепередачи, собиравшие наибольшую аудиторию в России в 2017 г. в двух возрастных группах - 18-20 лет и в возрасте от 21 года и старше.

Добавлено: 6 марта 2020
Статья
Дзялошинский И. М. Corpus Mundi. 2020. Т. 1. № 1. С. 36-58.

В статье поднимается проблема трансформации личностной идентичности под влиянием современных масс-медиа. Актуальность это проблемы обусловлена очевидным расхождением между существующими теориями идентичности, согласно которым идентичность рассматривается как устойчивое представление о самотождественности, и реальной практикой наших современников, характерной особенностью которых является стремление к демонстративной трансформации как внешности, так и особенностей идентичности.

Целью исследования является определение места телесной идентичности в системе личностной идентичности и тенденций трансформации телесного самообраза.

Анализ процессов трансформации телесных самообразов у наших современников позволил доказать, что основным драйвером этих процессов являются масс-медиа.

Исследование дает основание сформулировать вывод о том, что телесная идентичность представляет собой комплекс знаков, выступающих в роли фильтров восприятия действительности, и маркеров, определяющих отношение к воспринятым явлениям. В других терминах: идентичность есть дискурс, определяющий личную, групповую и мегагрупповую коммуникацию. Если в прошлые века основными субъектами, которые участвовали в формировании идентичности развивающейся личности, были – помимо личного опыта – семья, церковь, улица, школа, предлагавшие достаточно гомогенные телесные образы, то современные медиа демонстрируют множество противоречивых вариантов телесной идентичности, вынуждая индивида каждый раз подстраиваться под новые требования.

Статья предназначена для исследователей современных медиа.

Добавлено: 18 апреля 2020
Статья
Архангельская И. Б. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 1. С. 79-94.

В статье анализируется концепция «прохладных» и «горячих» медиа Маршалла Маклюэна применительно к разным типам политиков. Рассматривается актуальность данного подхода к оценке деятельности современных американских политических акторов, в том числе Хиллари Клинтон и Дональда Трампа.

Добавлено: 25 мая 2018
Статья
Быстрицкий А. Г., Шариков А. В., Бережная В. С. и др. Международная жизнь. 2018. № 11. С. 36-53.

В последние десятилетия к газетам и журналам, издаваемым на русском языке, стали прибавляться и другие виды СМИ, в том числе радиостанции, о которых мало что известно в сообществе медиаисследователей. В этойстатье восполняется этот пробел и дается статистическое описание эфирного зарубежного русскоязычного радиовещания, тенденций его развития в последнее время - с 2010 по 2018 год.

Добавлено: 6 марта 2020
Статья
Евстафьев Д. Г., Цыганова Л. А. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2020. Т. 5. № 2. С. 5-27.

Современные глобальные трансформации, затронувшие политику, экономику, а в значительной степени и сферу моделей социального поведения, не стали полной неожиданностью. Причем эти трансформации происходят в условиях сохранения такого важнейшего элемента глобализации, как информационное общество, основанного на технологических и социальных принципах интегрированных коммуникаций. Изменения в социальном и социокультурном пространстве стран и регионов будут наиболее ярким и очевидным индикатором характера и глубины наблюдаемых нами процессов. Пандемия стала рубежом для выбора пути дальнейшего развития культуры и социокультурных отношений. Культура онлайн, выбор каналов коммуникации, потеря атмосферы и эмоциональных связей могут стать главными вызовами нового мира. Перед обществом, переживающим последствия глобализации, стоит выбор нового пути социокультурного развития и соответствующих социальных и социокоммуникационных форматов реализации подобной новой модели.

Добавлено: 1 ноября 2020
Статья
Ефанов А. А. Информационное общество. 2017. № 4-5. С. 107-113.

Целью настоящей статьи является изучение стратегий освещения политических скандалов в поле телевидения и их влияние на изменение степени доверия к телевизионным каналам. Предметом рассмотрения стал политический скандал в отношении министра физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области О. Пивунова. За основу исследования были взяты материалы информационных программ региональных телеканалов. Проводится сопоставление выявленных стратегий освещения политического скандала с программной политикой вещания данных телеканалов. По итогам авторского социологического исследования делается вывод об изменении степени доверия аудитории к телевидению.

Добавлено: 16 сентября 2018
Статья
Сосна Н. Н. Международный журнал исследований культуры. 2018. № 2. С. 240-250.

Статья посвящена изменениям проблематики, связанной с видением, в условиях нарастающего функционирования медиа и техники. Обсуждая, с одной стороны, отделение от феноменологической традиции рассуждения о видимом, опирающейся на такие категории, как образ, воображение, которые наделялись фундаментальным значением, и никак не использовавшей категорию технического, и с другой стороны, классические исследования отдельных визуальных диспозитивов, как у Дж. Крэри, автор продвигается к теориям, рассматривающим так называемые «медиа конвергенции» (Миллер, Дженкинс), которые пытаются обосновать специфический характер новых визуальных объектов сложносоставностью и многоуровневостью самих медиа, и далее переходит к проблемам роли визуального в исследованиях науки и технологий (STS), которые на первый взгляд эту визуальность оставляют за скобками рассмотрения. Однако вывод состоит в том, что эти последние также используют категорию видимого, но в трансформированном виде. Для описания этих процессов также предложены некоторые термины.

Добавлено: 8 октября 2018
Статья
Шариков А. В., Черкасова М. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2018. Т. 23. № 3. С. 312-322.

В статье приводятся результаты специального исследования топ-менеджеров российских средств массовой информации (СМИ), цель которого - составить их обобщенный социально-демографический портрет. Исследование проводилось в два этапа. Результатом первого стал валидизированный список из четырех критериев, на основе которых были отобраны обследуемые топ-менеджеры - по 50 человек для различных сегментов СМИ (телевидение, радио, пресса), работавших руководителями ведущих российских медиапредприятий в 2000- 2015 гг. На втором этапе были проанализированы биографии отобранных топ-менеджеров. Собранные данные были подвергнуты статистической обработке (подсчет процентных и средних величин).

Добавлено: 6 марта 2020
Статья
Архангельский А. Н., Новикова А. А. Вопросы образования. 2021. № 2. С. 63-81.

В статье сформулированы теоретические и методические подходы к использованию современных медиатехнологий в изучении школьных предметов гуманитарного цикла. Анализируя изменения механизмов формирования культурной памяти, связанные с медиатизацией широкого круга культурных практик, авторы предлагают знакомить школьников с литературой, опираясь на уже имеющиеся у них навыки современных сетевых коммуникаций. Это позволяет сбалансировать выполнение двух задач обучения — трансляции традиции и вовлечения в современность.  Трансмедийная стратегия обучения, разрабатываемая авторами статьи, позволяет реализовать при изучении предметов гуманитарного цикла принципы гуманистической педагогики. А нарративный метод, связанный с отечественными традициями обучения литературному творчеству, дает возможность применить результаты современных семиотических, нарратологических и медиаисследований для развития педагогических практик. При использовании нарративного метода литературный текст становится ядром трансмедийного проекта, по отношению к которому учитель и ученики оказываются в роли режиссеров, выстраивающих на основе чужого сценария собственное повествование с помощью различных медиаформатов. Работа над созданием медиаэкранизаций по мотивам литературной классики вовлекает учеников в процесс переосмысления целей и ценностей героев, развивает креативное и критическое мышление, позволяет лучше понимать исторические и бытовые контексты. Кроссплатформенность формирует смысловую и художественную «многослойность», погружает всех участников проектной работы — и учеников, и учителей — в общее пространство коммуникации, эстетического переживания и, при необходимости, взаимного обучения.  В качестве примеров использования предлагаемой стратегии авторы приводят образовательные проекты, в разработке которых они принимали непосредственное участие: от авторского учебника по литературе до мультимедийных проектов, в частности по роману «Обломов» для «Живых страниц», по произведениям Л. Н. Толстого в рамках «Толстой. Digital».

Добавлено: 14 июля 2021
Статья
Ефанов А. А. Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Т. 3. № 2. С. 66-75.

В неоинформационном обществе Интернет является основным полем для инспирирования моральных паник. Обилие в Сети информации, разрушающей моральную целостность социума, ее свободный доступ в неограниченном объеме создают в сознании индивидов ощущение приближающейся социальной катастрофы, порождая стигмы и фобии – первооснову моральной паники. Инструментом конструирования моральной паники становятся интерактивные ресурсы Интернета – форумы и социальные сети, которые нередко распространяют фейковую информацию, тем самым порождая слухи и сплетни.

Предметом рассмотрения настоящей статьи являются механизмы трансформации моральных паник в условиях модернизации информационного общества. В фокусе социологического изучения – аффективные реакции индивидов на распространение так называемых «Групп смерти» в социальных сетях. Используется комплекс методов: количественный контент-анализ; дискурс-анализ; вторичный анализ статистических данных. Базой исследования стали выпуски информационных программ федеральных  и региональных телеканалов, а также «посты» пользователей социальных сетей. Хронологические рамки исследования: январь – апрель 2017 года.

По итогам проведенного исследования делается вывод, что явление в отношении распространения «Групп смерти» в социальных сетях представляет собой моральную панику второго порядка. Она конструировалась по аналогичной модели с моральными паниками 1990-х годов, связанными с игроманией подростков в США и виртуализацией жизни школьников (просвещением в вопросах секса и пропагандой насилия посредством информационно-коммуникационных технологий) в России. Основное отличие данной моральной паники заключается в высшей степени демонизации виртуальной сети, представленной как деструктивная сила, истребляющая молодое поколение. Несмотря на отсутствие статистических данных о резком увеличении суицидальных случаев среди подростков в результате распространения «Групп смерти» в социальных сетях, широкое обсуждение проблемы и оперирование технологией эмотивно-морализаторского дискурса (в том числе со стороны первых лиц государства) смогло спровоцировать аффективные реакции в обществе. «Жизненный цикл» моральной паники составил четыре месяца. Ее рецессия произошла в результате падения медиа-интереса к явлению (ввиду отсутствия фактов о реальных жертвах «Групп смерти»).

Добавлено: 16 сентября 2018
Статья
Шариков А. В. Медиаальманах. 2018. № 2. С. 18-26.

В статье прослеживается трансформация понятия «аудитория СМК», которое, возникнув в русском языке в 1960 гг., сначала отождествлялось с понятиями «массовая аудитория» и «население». В 1980 гг. его стали трактовать как устойчивую целостность, формирующуюся на основе информационных потребностей; в 1990 гг. - как коммуникативную общность и группу медиапотребителей. В современной российской научной литературе выделяют четыре подхода к определению понятия «аудитория СМК»: социально-психологический, социологический, коммуникативный и «отраслевой» (прагматический).

Добавлено: 6 марта 2020
Статья
Степанов Б. Е. Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2020. № 4. С. 164-172.

Эвристическая ценность понятия удовольствия была осмыслена в контексте дискуссий об изучении популярной культуры, результатом которых стало признание культурной активности различных сообществ и аудиторий в современном обществе. Эта идея стала отправной точкой для такой отрасли культурных исследований как исследования фанатских сообществ (fan studies). Возникновение подобных сообществ в свою очередь было тесно связано с развитием жанра научной фантастики и его бытованием в различных медиа. Опираясь на опыт исследовательского проекта по изучению сообществ любителей советского фантастического кино, автор статьи предлагает ряд наблюдений относительно фанатской рецепции научной фантастики. Рецептивные стратегии этих фанатских сообществ, возникающих на обочине сложившегося в постсоветской культуре литературного фандома, не определяются приверженностью литературным формулам и канонизированным жанровыми образцами. Принципиальное для переприсвоения любимых кинофильмов в рамках новых медиа значение приобретают ностальгические эмоции, практики культового восприятия кинематографа, отсылающие к коллективному опыту и реализующиеся в различных формах фанатской активности. Впрочем, обращение к данному примеру не сводится к выявлению специфики советской кинофантастики как объекта фанатской рецепции, но указывает на необходимость осмысления различных видов опыта - кинематографического, литературного, музыкального и т.д. - в контексте разворачивающейся в современной культуре конвергенции медиа.

Добавлено: 3 сентября 2020
Статья
Ефанов А. А., Буданова М. А., Юдина Е. Н. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 2. С. 382-393.

Предмет рассмотрения статьи — цифровая грамотность как основополагающая компонента развития медиакомпетентности. Изучая историю вопроса и анализируя существующие теории, авторы приходят к выводу, что в исследованиях рассматривается цифровая грамотность взрослого населения и не учитываются данные о несовершеннолетних, которые демонстрируют наиболее высокую контактность с медиатехнологиями. С позиций разрабатываемой концепции глубинной медиатизации социального пространства авторы утверждают, что показатели цифровой грамотности школьников должны коррелировать с данными о педагогах, которые, согласно современной образовательной стратегии, фактически ответственны за повышение медиакомпетентности общества — начиная с преподавания медиаориентированных курсов в средней школе. В 2019 году был проведен опрос на тему «Медиакомпетентность школьника и педагога» (N=500+500) в 10 городах Приволжского федерального округа, где зафиксирован самый низкий индекс цифровой грамотности. По результатам компаративистского анализа был выделен ряд проблем в сфере медиаграмотности, в частности цифровой грамотности, основная из которых — цифровой разрыв двух поколений (школьников и педагогов) — свидетельствует о наличии коммуникационного барьера, затрудняющего взаимодействие не только в образовательной среде, но и в социальном пространстве. В то время как учащиеся демонстрируют высокий уровень контактности с современными медиатехнологиями, аналогичные показатели учителей крайне низки, причем не только в профессиональной деятельности, но и в повседневных практиках. Авторы полагают, что обратная корреляция уровня цифровой грамотности школьника и педагога препятствует гармоничному развитию медиакомпетентности российского общества.

Добавлено: 3 июня 2020
Статья
Максименко А. А., Дейнека О. С., Духанина Л. Н. и др. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 345-362.

В  статье обобщены результаты зарубежных социологических и психологических исследований фаббинг-­поведения и интернет-­зависимости за последние 10 лет Описаны результаты эмпирического исследования российской молодежи (N=525), выполненного авторами в 2019 г. с целью выявления аддикции от смартфонов и проявлений фаббинга в контексте межличностной зависимости (методика Р. Гиршфильда). В опросе приняли участие молодые люди из разных регионов России (72% девушек и 28% юношей; средний возраст 22,3 года). Подтверждены и конкретизированы половозрастные различия в зависимостях от гаджетов у молодежи. Выявлена связь фаббинг-­поведения с неуверенностью в себе и потребностью в эмоциональной опоре и одобрении.

Добавлено: 5 сентября 2021
Статья
Соколов Б. О., Завадская М. А., Камалов Э. А. Политическая наука. 2021. № 2. С. 73-104.

Любая страна, чтобы не быть сброшенной с “парохода современности”, должна периодически проводить масштабные внутренние преобразования. Однако структурные реформы редко проходят безболезненно для населения. Как показывают исследования на материале США и европейских стран, частым последствием таких реформ оказывается снижение уровня поддержки правительства. Этот процесс может проявляться многообразно: и в падении рейтингов одобрения власти или снижении уровня доверия правительству, и в уменьшении готовности голосовать за представителей правящей партии на выборах. Всё это может, в свою очередь, привести к проблемам с легитимностью действующей власти и – в худшем сценарии – дестабилизации политической системы страны в целом. Возможно ли соблюсти баланс между необходимостью преобразований и сохранением доверия к власти со стороны общества? Может ли правительство провести болезненную реформу без того, чтобы стать объектом всеобщей ненависти? Какие условия могут этому благоприятствовать? Хотя факторы массовой поддержки власти являются одной из центральных тем в современной политической науке, внятные ответы на поставленные выше вопросы пока что не получены. В настоящей статье исследуются возможности правительства по сохранению массовой поддержки в условиях проведения непопулярных структурных реформ. Особое внимание уделяется использованию стратегии фреймирования общественного мнения. На основе анализа теоретической литературы и эмпирических исследований политической поддержки в России выделяются основные факторы, которые могут способствовать эффективности данной стратегии в отечественном контексте

Добавлено: 31 мая 2021
Статья
Качкаева А. Г., Шомова С. А., Душакова И. С. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2021. Т. 6. № 2. С. 5-32.

Категория фейка — одна из центральных, магистральных в современных исследованиях медиапроцессов, медиакультуры, медиаконтента и медиаграмотности. Будучи точкой пересечения интересов различных акторов и платформ, проблемным узлом теоретических дискуссий, индустриальных норм и ограничений, фейк до сих пор является не до конца осмысленным и проясненным понятием, несмотря на усилия целых коллективов по его изучению. В данной работе, созданной в рамках академического партнерства с Яндекс.Дзен, не только уточняется тезаурус, связанный с проблемой недостоверной информации в медиа XXI в., выявляются подходы к типологизации данного феномена, но и акцентируется роль компьютерных алгоритмов в современной борьбе с фейк-нюьз, дается обобщение опыта академических и индустриальных проектов по изучению и маркировке фейков.

Добавлено: 7 августа 2021
Статья
Черненко Ю. А., Сапрыкина Д. И. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 2. С. 136-150.

Данная статья представляет результаты количественного этапа исследования, посвященного изучению феномена буллинга (травли) учителей со стороны учеников в российских школах. В рамках исследования была разработана первая в России анкета, позволяющая не только измерить распространенность данного феномена, но и получить данные о факторах, которые могут влиять на изучаемое явление. Одним из основных выводов исследования стала демонстрация зависимости материального положения учителя и вероятности стать жертвой травли – учителя с низким материальным доходом находятся в группе риска. Детализация форм буллинга, с которыми учителя сталкиваются чаще всего, может стать отправной точкой в разработке конкретных коммуникативных стратегий защиты от травли.

Добавлено: 21 октября 2018
Статья
Ефанов А. А. Коммуникология. 2018. Т. 6. № 3. С. 34-40.

В статье проводится обоснование явления пиаризации медиа. Акцент делается на телевидение и Интернет как полифункциональные платформы для осуществления PR-технологий. Выделяются два направления пиаризации медиа: политическое и идеологическое. При этом подчеркивается, что два данных вектора не исключают, а, скорее, дополняют друг друга, имея ряд общих точек пересечения. Используется комплекс методов: контент-анализ материалов информационных программ федеральных телевизионных каналов и онлайн-изданий, дискурс-анализ комментариев пользователей социальных сетей, вторичный анализ социологических данных. По итогам проведенного исследования автор приходит к выводу, что пиаризация медиа является амбивалентным процессом. С одной стороны, коммуникационные каналы и субъекты PR-деятельности добиваются привлечения внимания, инспирирования резонанса – социальных движений не только в виртуальном, но и социальном пространстве (как итог – повышения рейтингов и прямой монетизации «успеха»), с другой, – пиаризация приводит к дискредитации медиа, когда онлайн-издания и телеканалы начинают восприниматься как PR-инструменты (что противоречит канонам СМИ), в результате чего происходит усиление «кризиса доверия». В нынешних коммуникационных реалиях процесс пиаризации медиа становится поступательным и необратимым, а медиарилейшнз превращается в устойчивую форму функционирования СМИ.

Добавлено: 17 сентября 2018
Статья
Колпинец Е. В. Логос. 2016. № 6. С. 161-189.

В данной статье описан феномен селебрити, его появление и становление в культурном и историческом контекстах. В первой части работы представлен краткий исторический экскурс в начало эпохи модерна, когда, собственно, и возникает культурный феномен людей, известных широкой публике в отрыве от военных подвигов, артистических дарований или наследственных привилегий. Первая часть статьи охватывает временной период с начала XIX века до второй половины XX века, времени расцвета кино и телевидения. Вторая часть статьи посвящена знаменитостям как объекту современных культурных и социальных исследований. Celebrity studies как отдельная дисциплина существует в университетах США и Великобритании всего несколько лет, но с каждым годом исследователей, занятых изучением феномена знаменитостей, становится все больше. Это связано с тем, что селебрити воплощают в своей персоне зачастую не артикулируемые общественные настроения, а также потому, что вся современная культура селебрити построена на капитализации имен и поэтому идеально иллюстрирует процессы в современных культурных индустриях. В завершении статьи рассмотрен феномен интернет-знаменитостей, использующих демонстрацию повседневных практик для того, чтобы получить доверие и внимание аудитории. Это сравнительно новый и еще не описанный феномен, когда редукция дизайна, выраженная в демонстрации искренности и простоты, становится по сути новым видом самодизайна. Запрос аудитории на простоту и безыскусную искренность породил два новых тренда, которые в ближайшие годы будут превалировать в культуре селебрити: с одной стороны, ставка звезд на все большую демонстрацию повседневных практик, с другой — появление новых приложений и платформ, рассчитанных на сохранение privacy и возможность участвовать в односторонней передаче данных, не взаимодействуя с поклонниками напрямую.

Добавлено: 13 июня 2017
Статья
Ефанов А. А. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (53). С. 138-143.

Социологическая культура специалистов в сфере медиа является основополагающей частью профессиональной культуры, поскольку предполагает умение грамотно оперировать социологической информацией – интерпретировать социологические данные для различных каналов СМИ в корректных формах, доступных целевой аудитории. Однако из-за низкой социологической компетентности современных журналистов происходит дискредитация состоятельности использования социологических методов в поле СМИ. Предлагается авторская концепция по повышению социологической культуры специалистов в сфере медиа.

Добавлено: 17 сентября 2018