• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 365 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Алимова Т. А. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 2. С. 119-126.

Предпринимательство как междисциплинарная область исследований привлекает сегодня повышенное внимание представителей разных школ, активно развиваясь в теоретическом и прикладном направлениях. При этом обращает внимание одна досадная особенность: исследовательский мейнстрим представлен по большей части зарубежными учёными, чьи достижения ушли далеко вперёд от основ, заложенных Максом Вебером и Йозефом Шумпетером, но остались малоизвестными широкой аудитории российских преподавателей и студентов, сообща штурмующих экономические, социологические, психологические и управленческие основы предпринимательства. Рецензируемая книга имеет все шансы восполнить этот информационный пробел, так как вводит читателя в курс сформировавшихся подходов и продолжающихся дискуссий по вопросам теории, методологии, практики исследований предпринимательства на международном уровне.

Перед нами — сборник специально подготовленных лекций лауреатов Международной премии за вклад в исследования предпринимательства и малого бизнеса, а также эссе об их творческих биографиях. Эта премия (самая престижная в своей области) была основана в 1996 г. Шведским центром по изучению малого бизнеса (Swedish Foundation for Smal lBusiness Research, FSF) и Шведским агентством по экономическому и региональному росту (Swedish Agency for Economic and Regional Growth, NUTEK). Лекции лауреатов акцентируют внимание на приоритетных и наиболее перспективных направлениях дальнейших исследований предпринимательства. В эссе анализируются основные идеи лауреатов, уже разработанные в их наиболее известных публикациях, обобщается вклад лауреатов в развитие теории предпринимательства. А обширная библиография, завершающая каждую из лекций и эссе, формирует «площадку знаний» по основным направлениям исследований на международном уровне.

Составители сборника придерживаются хронологии, представляя лауреатов премии за исследования в области предпринимательства 1996–2010 гг. Мы же оцениваем содержание сборника, рассматривая его наиболее важные тематические блоки: вклад предпринимательства в экономическое развитие; стадии предпринимательства; типы предпринимательских структур и формы организации предпринимательской деятельности; социальные сети предпринимателей, инновации и венчурное финансирование и др. Анализируя, сравнивая позиции лауреатов, заочно участвуя в их полемике, читатель с любым уровнем осведомлённости пополнит свои знания передовыми достижениями в современной теории предпринимательства.

Добавлено: 16 июня 2015
Статья
Данилина В. Н. Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 1. С. 109-118.
Добавлено: 27 октября 2013
Статья
Радаев В. В. Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 1. С. 20-50.
Работа посвящена трактовкам рынка, которые существуют в современной экономической социологии. Речь идет о широкой исследовательской программе, в рамках которой развиваются сразу несколько направлений. Анализируется рынок с позиций разных современных экономико-социологических подходов: экологического, структурного, неоинституционального, политико-экономического, социокультурного, феноменологического, политико-культурного.
Добавлено: 4 сентября 2012
Статья
Правдина М. А. Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 2. С. 91-114.
Статья посвящена социокультурному анализу рынка советских фильмов на DVD-носителях. Советское кино рассматривается как культурное благо, позиционирование которого сопряжено с производством и трансляцией культурных символов: представлений о значении и ценности советского кино, об отношениях настоящего и советского прошлого, о роли советского фильма в современном культурном контексте. Автор формулирует следующие вопросы: как позиционируются советские фильмы на рынке DVD-продукции? какие культурные символы при этом транслируются? какую роль в выборе дистрибьюторами стратегий позиционирования играют свойства фильма, обусловленные институциональным контекстом советского кинопроизводства? Материалом для эмпирического исследования послужили способы оформления DVD-обложек с советскими фильмами и описания советских фильмов, их категорий, серий, коллекций, представленные на сайтах компаний-дистрибьюторов. Исследование охватило 450 DVD-дисков с советскими фильмами.
Добавлено: 31 августа 2012
Статья
Спирина М. О. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 3. С. 160-168.

Круглый стол под названием «Состояние и перспективы развития рынка социологических исследований в России» прошёл 4 апреля 2014 г. в рамках XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества», состоявшейся в НИУ ВШЭ (1–4 апреля 2014 г.). С постановочными докладами выступили Сергей Проценко (Южно-Российский исследовательский центр «Фактор», Ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89») и Андрей Яковлев (Институт анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ, Ассоциация независимых центров экономического анализа). В круглом столе под председательством декана факультета социологии НИУ ВШЭ Александра Чепуренко также принял участие Василий Токарев (Центр социологических и маркетинговых исследований «Аналитик», Волгоград), Владимир Звоновский (Фонд социальных исследований, Самара), Александр Демидов («ГфК Русь», Москва), Олег Дембо («О+К», международная исследовательская ассоциация European Society of Marketing Research Professionals (ESOMAR), Санкт-Петербург), Игорь Задорин (Исследовательская группа ЦИРКОН, Москва), Степан Львов (ВЦИОМ, Москва), Вадим Радаев (Лаборатория экономико-социологических исследований — ЛЭСИ, НИУ ВШЭ, Москва) и др. Центральной темой круглого стола стали проблема изменения структуры и основные тенденции развития рынка социологических и маркетинговых исследований в России. Парадоксальным образом на сегодняшний день отечественный рынок социологических исследований остаётся малоизученным, несмотря на то что его участники занимаются активным исследованием других рынков и услуг. По меткому выражению Александра Чепуренко, «сапожник, как известно, всегда остаётся без сапог». Именно это высказывание лучше всего характеризует современное положение социологов-исследователей, которые практически лишены представления как об объёмах своей отрасли и составе её участников, так и о глобальной картине основных проблем, с которыми сталкиваются ныне российские исследовательские компании. В обзоре представлены основные типы участников российского рынка социологических исследований, описаны ключевые вызовы и проблемы отрасли, а также намечены перспективы развития рынка в ближайшем будущем.

Добавлено: 28 июня 2014
Статья
Ссорин-Чайков Н. В., Юдин Г. Б. Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 2. С. 122-143.
Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Ястребов Г. А. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 2. С. 127-136.

Существующие исследования социальной мобильности в постсоветской России в лучшем случае позволяют оценить её абсолютные масштабы. Однако проблема измерения мобильности в её абсолютных масштабах состоит в том, что при сравнении таких оценок, полученных за отдельные периоды (или для отдельных стран), никак не учитываются возможные сдвиги (или различия) в социальной структуре (связанные, например, с изменением номенклатуры занятий, экспансией высшего образования ит. п.). В связи с этим показатели абсолютной мобильности (нисходящей, восходящей или её полного отсутствия) не позволяют ответить на вопрос, в какой степени наблюдаемые изменения в мобильности обусловлены собственно институциональными (качественными), а не структурными (количественными) изменениями.

В данной работе мы планируем восполнить существующий пробел и проанализировать динамику относительной (не связанной со структурными изменениями) социальной мобильности за весь постсоветский период, применив для этого методы анализа, специально разработанные для этих целей в западной социологии. Речь идёт о так называемых линейно-логарифмических и линейно-мультипликативных моделях, используемых для сравнительного анализа таблиц сопряжённости. Конкретно под социальной мобильностью мы понимаем внутри- и межпоколенные социальные перемещения, связанные со сменой профессионального статуса, образовательного статуса и места жительства (территориальная мобильность).

В качестве эмпирической базы исследования будут использованы материалы всероссийских представительных опросов 1994, 2002, 2006 и 2013гг., которые проводились под руководством профессора О. И. Шкаратана с целью получения репрезентативных данных о характере социальной стратификации и социального воспроизводства в современном российском обществе. Для получения максимально аккуратных результатов также планируется провести сверку вычислений, полученных с помощью альтернативных источников информации (RLMS, Generations& Gender Survey, International Social Survey Programme и European Social Survey).

Добавлено: 22 апреля 2014
Статья
Маркин М. Е. Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 5. С. 72-92.

Работа посвящена проблеме зарождения социальных отношений между фирмами при реализации хозяйственной деятельности. Ответ на вопрос, как возникают деловые отношения между бизнес-партнёрами, даётся с помощью анализа критериев отбора контрагентов поставщиками и ритейлерами на современном российском потребительском рынке. С опорой на структурный (сетевой) подход в экономической социологии показывается, что механизм выбора бизнес-партнёров представляет собой сложный процесс, не сводимый лишь к оценке выгодности сделки. Сделанные теоретические выводы подкрепляются анализом эмпирических данных, полученных в ходе стандартизированного опроса 500 менеджеров-представителей розничных сетей и поставщиков продукции в пяти городах России.

Добавлено: 4 сентября 2012
Статья
Бердышева Е. С. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 5. С. 9-44.

Без вынесения суждений о качестве товара и оценки обоснованности его цены не может состояться купля-продажа. В этом смысле определение, стабилизация и институционализация категорий, раскрывающих содержание товара – одна из несущих в каркасе современных ценообразующих рынков. В данной статье реконструируются категории, операционализирующие содержание и качество медицинских услуг московского стоматологического рынка и раскрывающие суть действующего на нём социального порядка. Наряду с содержанием маркетинговых усилий, направляемых коммерческими клиниками на квалификацию своих услуг, в статье анализируются представления о качестве разных участников этого рынка – врачей, менеджеров клиник и пациентов. Особое внимание уделяется тому, как пациенты справляются с оценкой качества стоматологических услуг, выбирая клинику. С опорой на данные веб-сайтов клиник и глубинных интервью с участниками рынка демонстрируется, что на изучаемом рынке не существует консенсуса по поводу критериев качества, так как в пределе успешность стоматологического лечения, по мнению игроков разного типа, зависит от профессионализма врача. Под ним при этом понимается не поддающийся измерению уровень квалификации, но скорее мотивация к профессиональной деятельности, выдвигающая на первый план служение пациенту. В идеале качество стоматологической услуги предполагает реализацию комплексного подхода к лечению, способствующего поддержанию здоровья человека в целом. Однако в таком виде качество беспокоит врачей. Пациенты же зачастую приходят в клинику, когда проблемы с зубами уже нельзя игнорировать, и ради того, чтобы решить их быстро, надолго и в соответствие с современными представлениями о том, как должны выглядеть здоровые зубы. При этом независимо от того, сколько усилий клиника вкладывает в разъяснение своих конкурентных преимуществ, наибольшим доверием у клиентов пользуются оценки представителей их референтной группы, прочувствовавших качество стоматологических услуг на своём теле и кошельке. Впрочем, инвестиции клиник в квалификацию стоматологических услуг не пропадают даром. Усвоенные из рыночного дискурса категории используются пациентами и при выяснении подробностей о клинике у знакомых, и при возникновении сомнений относительно обоснованности заплаченной за лечение цены. Таким образом, конвенциональный лексикон стоматологического рынка задаётся параметрами, составляющими содержание стоматологических услуг и конституирующими их качество.

Добавлено: 2 марта 2015
Статья
Нефедова А. И. Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 3. С. 109-132.

В данной статье представлен обзор различных подходов к определению социального предпринимательства, а также представлены результаты исследования, посвящённого изучению возникающего организационного поля социального предпринимательства в России. В то время как в экономике США и некоторых стран Европы этот тип деятельности является уже институционально оформленным, для него выработаны специальные законы и в некоторых случаях предоставлены существенные налоговые льготы, в российском обществе он только начинает своё развитие. То, как это будет происходить в российской экономике, во многом зависит не только от социально-экономических и исторических условий, но и от действий ключевых участников возникающего оргназационного поля. В результате серии экспертных интервью, проведённых на первом этапе исследования, были выяснены основные игроки, в частности фонд региональных социальных программ «Наше будущее», который являлся на момент проведения исследования монопольным источником финансовой поддержки социального предпринимательства. Для того чтобы выяснить, какая модель социального предпринимательства формируется в России, были изучены 186 заявок от различных организаций на поддержку финансирования социального предпринимательства за три года деятельности фонда. В результате выяснилось, что фонд в основном поддерживает те социальные проекты, которые способны в будущем быть финансово независимыми от внешних источников.

Добавлено: 12 июня 2013
Статья
Кирчик О. И., Юдин Г. Б. Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 1. С. 105-116.

Социальные исследования экономического знания являются относительно новой областью исследований, в последние годы активно развивающейся на пересечении нескольких дисциплин — социологии, антропологии, истории, философии и политической науки. Это пространство международного и междисциплинарного диалога возникло в качестве реакции на всё возрастающую роль и вездесущность экономики и экономического знания в современных обществах. Главной целью данного курса является формирование критического взгляда на хозяйственные практики и на экономическую науку посредством анализа философско-антропологических предпосылок современной экономической теории, экспликации политической и этической перспективы хозяйственных феноменов и науки о хозяйстве. В результате изучения данного курса студенты должны иметь представление о социально-историческом контексте возникновения и развития науки о хозяйстве, о взаимосвязи экономического знания и экономических практик, о месте «экономического» в современном обществе. Курс призван сформировать у студентов целостное видение экономического знания, не ограниченное дисциплинарными рамками, и обучить их использовать разнообразный методологический и концептуальный аппарат для его исследования. По итогам курса студенты должны знать основные принципы распространения экономического знания, уметь определять его роль в структурировании социальных феноменов, оценивать возможные последствия его экспансии.

Добавлено: 11 декабря 2012
Статья
Рощина Я. М. Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 3. С. 111-135.
Добавлено: 22 октября 2009
Статья
Чиркина Т. А. Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 3. С. 109-125.

В последние десятилетия в России произошли крупные изменения в системе образования. Значительно возросло количество людей, продолжающих обучение после среднего звена школы, а также увеличились численность студентов и количество высших учебных заведений в стране. Ключевым предиктором выбора той или иной образовательной траектории является социально-экономическое положение семей учащихся. Изучению механизмов воздействия характеристик семьи на выбор траектории посвящено множество исследований. В статье рассматриваются и сравниваются основные теоретические подходы к изучению взаимосвязи между выбором траектории и объёмом различного рода капитала семьи в условиях массовизации образования. В дополнение приводятся эмпирические работы, свидетельствующие о реализации описанных теорий в различных системах образования. Выделяются макро- и микротеории, объясняющие причины воспроизводства неравенства на уровне государства в целом и на уровне отдельных индивидов соответственно. Макротеории описывают условия, в результате которых неравенство сохраняется даже в случае повышения доступности образования, и называют способы преодоления неравенства. Такие теории также подходят для сравнения когорт учащихся и выявления изменений в доступности определённого уровня образования со временем. Микротеории изучают образовательные переходы на индивидуальном уровне. Они рассматривают причины выбора той или иной траектории с точки зрения возможностей, предпочтений и ограничений учащихся и их семей. Обзор и сравнение эмпирических и теоретических работ будут полезны для будущих исследований в данной области, позволят сформулировать прогнозы и подобрать обоснованную модель взаимосвязи социально-экономического положения и выбора образовательной траектории в России.

Добавлено: 31 мая 2018
Статья
Коротаев С. А., Гасюкова Е. Н. Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 3. С. 99-135.

В статье предпринята попытка рассмотреть идеологические ориентации как медиаторы влияния социальной позиции на политическое участие. В литературе сегодня имеется значительное число работ, исследующих каждую из цепочек данной связи по отдельности (влияние социальной позиции на политические предпочтения; воздействие политических предпочтений на политическое участие), но роль политических предпочтений как медиатора влияния социальной позиции на политическое участие не была исследована. Представленная работа содействует развитию данного подхода, привлекая для анализа модель эффекта медиации. Модель состоит из трёх переменных: зависимой (политическое участие), независимой (социальная позиция), переменной-медиатора (политические предпочтения). Для построения соответствующих регрессий и оценки связи между переменными авторами было сконструировано трёхмерное пространство политических предпочтений, первая из осей которого связана с представлениями о допустимости материального неравенства, вторая — с представлениями о важности социального государства, третья — со степенью толерантности к мигрантам. В отношении зависимой переменной были рассмотрены два типа политического участия: голосование и прямое участие, инициируемое гражданами, а не правительством. Исследование выполнено на данных восьмой волны проекта «Европейское социальное исследование» (European Social Survey — ESS; 2016 г.). Анализ был проведён на трёх выборках: стран Западной Европы (Австрия, Бельгия, Германия, Франция), постсоциалистических стран Центральной Европы (Венгрия, Польша, Чехия) и России. Результаты анализа выявили статистическую значимость политических предпочтений как медиатора влияния социальной позиции на политическое участие, при этом направление влияния оказалось сходным для исследуемых стран. Различия между государствами проходили по линии (не)значимости самих коэффициентов. В целом можно заключить, что в отношении западных стран полученные закономерности достаточно точно соответствуют имеющимся в литературе представлениям; влияние социальной позиции на политическое участие в постсоциалистических странах (включая Россию) оказалось менее значимо, лишь немногие социальные различия проявляются в политической сфере.

Добавлено: 24 августа 2019
Статья
Павлюткин И. В., Голева М. А. Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 1. С. 83-98.

Несмотря на доминирующее представление среди экономистов и демографов о рождаемости как о рационально спланированном и независимом поведении, публикации последних лет подчёркивают необходимость включения характеристик социального взаимодействия и социальных сетей в модели объяснения фертильного поведения. В обзоре представлены аргументы в пользу рассмотрения рождаемости в качестве социально укоренённого процесса. Идея укоренённости тесно связана со смещением фокуса анализа с уровня сильных связей и уровня обобщённого доверия на мезоуровень, раскрывающий воздействие слабых связей (друзья, сверстники, коллеги) и сетевых механизмов на процессы рождаемости и вхождения в родительство. Включение социальных факторов в анализ различных параметров фертильного поведения позволяет объяснить влияние сильных и слабых связей как на намерения иметь детей, так и на реализацию этих намерений. Эффекты сетевых механизмов тестируются в моделях объяснения разного количества рождений, времени вступления в брак и перехода в родительство. Выделяют несколько основных механизмов сетевого влияния, обладающих собственной логикой объяснения: социальное обучение, социальное заражение, социальное давление и социальная поддержка. Механизм обучения связан с обменом информацией и передачей опыта родительства. Социальная поддержка предполагает мобилизацию сильных и слабых социальных связей для материальной и эмоциональной помощи, актуальной при рождении детей, заботе о детях и принятии решений о новых рождениях. Механизмы социального обучения и социальной поддержки играют определяющую роль в снижении непредсказуемости и издержек, связанных с рождением детей и сопровождением детства, особенно в странах с низкой экономической устойчивостью и уровнем обобщённого доверия. Социальное заражение и социальное давление являются отражением вертикальных и горизонтальных процессов социальной диффузии, связанных с распространением тех или иных норм и установок о браке и родительстве. Речь может идти как о возрасте вступления в брак и рождении первенца, так и о контроле за рождаемостью и о количестве детей. Сетевые исследования позволяют по-новому взглянуть на роль традиционных факторов в объяснении фертильного поведения, таких как возраст, образование, религиозность, а также оценить возможности влияния мер социальной политики на рождаемость.

Добавлено: 16 февраля 2016
Статья
Стребков Д. О., Шевчук А. В., Лукина А. А. и др. Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 3. С. 25-65.

Принципиальной организационной инновацией информационной эпохи стало появление «электронных рынков» — торговых онлайн-площадок, призванных повысить эффективность взаимодействия между продавцами и покупателями товаров и услуг. Одним из примеров электронного рынка являются биржи удалённой работы, позволяющие самозанятым профессионалам (фрилансерам) и их заказчикам быстро и с небольшими издержками найти контрагента в любом уголке мира. Биржи удалённой работы существенно изменяют ландшафт занятости и трудовые отношения, актуализируя задачу изучения внедряемых ими контрактных практик и механизмов. При этом, как и любые другие интернет-сайты, биржи удалённой работы фиксируют огромные массивы разнообразной информации о пользователях и их действиях. Используя подобные «большие данные», мы провели исследование факторов победы в конкурсах для фрилансеров на бирже удалённой работы. Конкурс является одним из популярных механизмов отбора фрилансеров, подразумевающим открытое состязание между кандидатами по выполнению поставленной организатором конкурса (заказчиком) задачи с определением победителя и выплатой ему вознаграждения. В исследовании использованы открытые данные о конкурсах, проводившихся с ноября 2009 г. по ноябрь 2018 г. на одной из крупнейших русскоязычных бирж удалённой работы, собранные в автоматическом режиме при помощи технологии парсинга (от англ. parsing). Итоговая выборка включала 6169 конкурсов, в которых в совокупности приняли участие 335 613 человек, а число уникальных участников составило 45 174 человека. Результаты исследования свидетельствуют об отсутствии устойчивых признаков дискриминации на основании социально-демографических характеристик, а также о важной роли формализированной репутации (воплощённой в рейтингах и отзывах) и коммуникации между фрилансером и заказчиком (в форме взаимных комментариев), повышающих шансы фрилансера стать победителем в конкурсе. В статье также обсуждаются методологические проблемы, возникающие при работе с «большими данными». В целом, данное исследование конкурсов на бирже удалённой работы позволяет глубже понять роль социальных факторов в функционировании новой электронной экономики на основе «больших данных», порождаемых самой этой экономикой.

Добавлено: 17 июня 2019
Статья
Бердышева Е. С. Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 3. С. 134-145.

Рецензия на книгу: Aspers  P., Beckert  J. (eds). 2011. The Worth of Goods: Valuation and Pricing in the Economy

Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Волкова В. Э., Стребков Д. О. Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 4. С. 93-111.

В данной работе представлен обзор литературы, посвящённой азартным играм. Статья сфокусирована на демонстрации их роли в жизни отдельных индивидов и общества в целом, в ней приведены различные классификации мотивов и типологии игроков, а также рассмотрены социальные и культурные предпосылки развития и распространения азартных игр в современных обществах. Большое внимание уделено теме государственного регулирования игорного бизнеса в разных странах, что приобретает особую значимость в свете вступившего в 2009 г. в действие федерального закона о прекращении игорной деятельности на территории РФ .

Добавлено: 30 августа 2012
Статья
Крупец Я. Н. Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 1. С. 124-133.

Целями освоения дисциплины являются определение особенностей социо- логического подхода к изучению института денег в современном и пост- современном обществах; ознакомление студентов с классическими и со- временными подходами в социологии денег; определение особенностей социологической трактовки денег как социального и культурного феномена.

Добавлено: 24 апреля 2013
Статья
Стребков Д. О. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 2. С. 100-115.

Развитие новых коммуникационных технологий, в частности Интернета, кардинально меняет все традиционные представления об обществе и общественных связях. Процессы информатизации охватывают самые разные социальные группы. Происходят изменения в политической (различные политические организации получают большие возможности для донесения публике своих позиций и инициатив), экономической (перераспределяются доходы и финансовые потоки), правовой (изменяются традиционные нормы поведения и законы), профессиональной (возникают новые профессии) сферах. Все это обусловливает необходимость преподавания предмета «Социология Интернета» в высших учебных заведениях России. Основная цель данного курса - познакомить студентовс важнейшими теоретическими концепциями и практическими исследованиями в области социологии Интернета. В результате изучения курса студенты должны: • знать теоретические модели и концепции Интернета, разработанные в различных социальных дисциплинах (экономика, социология, маркетинг, психология); • иметь представление об эмпирических исследованиях и реальных социально- экономических процессах в этой области в России и за рубежом; • уметь разрабатывать и реализовывать программу эмпирического исследования по данной теме; • обладать навыками использования эмпирических данных.

Добавлено: 21 января 2014
Статья
Рощина Я. М. Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 5. С. 129-157.
Добавлено: 21 октября 2009