• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 317 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Милославская Д. И., Шумбурова О. В., Иванова Н. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 33-52.

Статья ставит своей целью проанализировать международные подходы к законодательному определению статуса общественной пользы, дающего право негосударственным некоммерческим организациям на получение государственной поддержки, в сопоставлении с основными положениями российского законодательства о социально ориентированных некоммерческих организациях. В рамках сопоставительного анализа рассматривались следующие основополагающие компоненты статуса общественной пользы (далее - ОП): концепция и цели общественно полезной деятельности; нормативные правовые подходы к статусу ОП; регулирование деятельности организаций общественной пользы (далее - ОПО); льготы и обязательства ОПО. В результате сопоставления в российском законодательстве выявлены существенные лакуны, связанные в первую очередь с условиями регулирования деятельности социально ориентированных организаций (далее – СО НКО), получающих государственную поддержку. Сделан вывод о том, что целостный, системный подход к законодательному определению статуса СО НКО, лежащий в плоскости ликвидации выявленных лакун, является важным условием повышения эффективности государственной поддержки социально ориентированных организаций.

Добавлено: 15 октября 2014
Статья
Московская А. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 3. С. 88-116.

Цель работы – объяснить причины низкой вовлеченности негосударственных организаций в России в оказание социальных услуг по заказу государства и наметить пути преодоления барьеров расширения их доли в общем числе провайдеров. Для этого проблемы развития реформы социального обслуживания рассматриваются (1) с позиций сопоставления ожиданий от реформы в России с результатами, которые она дала в развитых странах за 30 лет реформирования «государства благосостояния»; (2) с точки зрения интересов коммерческих и некоммерческих организаций; (3) с точки зрения несоответствия между возникающей неоднородностью провайдеров и сложившимся характером государственного управления. В работе показано, что основным барьером расширения доли негосударственных организаций в оказании социальных услуг являются неустойчивость и низкая емкость рынка, которые делают приход на рынок государственных контрактов рискованным. Это касается и благотворительного, и конкурентного рынков, которые могли бы служить источником рыночного маневра и надежной альтернативой госконтрактам на случай неудачи в их получении. Делается заключение, что для успеха реформы государство должно быть готово не только финансировать сами контракты, но также способствовать развитию конкуренции и альтернативных рынков, включая квазирыночные механизмы повышения платежеспособного спроса населения. Кроме того, плюрализму поставщиков и условий предоставления услуг должен соответствовать плюрализм государственного регулирования.

Добавлено: 28 сентября 2018
Статья
Пивоварова С. Г. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2. С. 125-135.

Российская система государственных закупок накладывает серьезные ограничения на выбор процедуры, форму государственного контракта и способ контроля за исполнением контракта. Представленная нами модель закрытого аукциона первой цены («запроса котировок») и последующих контрактных отношений между заказчиком и поставщиком позволяет учесть влияние данных ограничений на результат конкурс- ных процедур государственных закупок. В рамках данной модели мы приводим аргументы в пользу использования дополнительных репутационных механизмов и механизмов автоматического исключения из рассмотрения экстремально низких ставок.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Оболонский А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 2. С. 43-49.
В статье предложена развернутая многофакторная и многомерная типологизация социальных сил и групп, поддерживающих реформу государственной службы «сторонники», сил, этому противостоящих («противники», а также индифферентных по отношению к данному процессу групп («болота»). Классификация охватывает политико-государственный, социально-групповой и личностный уровни. До сих пор задача создания такой классификации в литературе не только не решена, но даже и не ставилась, а все в лучшем случае сводилось к примитивному противопоставлению «реформаторов» и «консерваторов», тогда как реальная расстановка сил гораздо сложней и богаче оттенками и полутонами. Задача «инвентаризации» социального потенциала столь непросто идущей реформы, а также сил, ей противостоящих, представляется весьма актуальной и может стать частью широкого проекта, который не только обогатит наши научные представления, но и предоставит практике нашего государственного строительства возможность более точной оценки перспектив тех или иных шагов и, соответственно, повысит уровень разработки программ и тактики реформирования. Таким образом, автор рассматривает данную статью как возможную теоретическую основу для эмпирического проекта, так как лишь конкретный социологический анализ позволит точно оценить реальную социальную базу модернизации нашего государственного аппарата, силы, ей в той или иной степени противостоящие, а также возможные «резервы», которые можно привлечь в число сторонников реформы при условии адекватной стратегии и тактики реформирования.
Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Абанкина Т. В., Деркачев П. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 4. С. 45-74.

В статье анализируются подходы и концепции сохранения и использования объектов культурного наследия. Обобщается зарубежный опыт повышения эффективности современного использования объектов культурно-исторического наследия. Стратегии повышения эффективности использования объектов культурного наследия анализируются на материалах эмпирического исследования усадебных комплексов, расположенных на территории Московской области. Для определения перспектив развития усадеб Подмосковья использовались методы кластерного анализа, с помощью которого выделены четыре кластера, характеризующиеся дифференцированными стратегиями использования и перспективами развития. Для оценки экономической эффективности использования усадебных комплексов были разработаны нормативная и динамическая модели, с помощью которых проведены расчеты и определен перечень усадеб, перспективных для перепрофилирования и развития культурно-образовательных центров. Предлагаемые стратегии повышения эффективности использования объектов культурного наследия опираются на вариативные расчеты их инвестиционной привлекательности, позволяющие подобрать для каждого объекта экономические параметры, приемлемые для потенциальных инвесторов с учетом удорожания стоимости ремонтно-реставрационных работ. Результаты комплексного анализа позволили разработать «Дорожную карту» повышения эффективности использования объектов культурного наследия на примере усадеб Московской области. В заключение сформулированы предложения для органов государственной и муниципальной власти по поддержке экономических субъектов, работающих в сфере культуры и туризма, в интересах устойчивого развития территорий.

Добавлено: 24 декабря 2016
Статья
Барабашев А. Г. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 2. С. 206-208.

В монографии А.В. Сурина рассматриваются проблемы, связанные с практикой и теорией современного российского управления. Главная из этих проблем – цивилизационный вызов современной, зачастую неповоротливой и недостаточно ориентированной на нужды общества, коррумпированной российской системе управления.

Добавлено: 13 октября 2012
Статья
Голодникова А. Е., Цыганков Д. Б. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 4. С. 7-40.

Предметом рассмотрения данной статьи являются подходы к оптимизации предметной области оценки регулирующего воздействия в России, в ряде стран ОЭСР, в ЕЭК и Европейской комиссии. Авторами поставлена задача систематизировать данные подходы, выявить лучшие практики и сформулировать рекомендации для оптимизации модели ОРВ в России.

Авторами выделено три вида так называемых фильтров, устанавливающих критерии отбора проектов актов: первичный фильтр, определяющий виды нормативных актов (и иногда - сферы регулирования, подлежащие ОРВ), вторичный фильтр, направленный на отбор актов по степени их значимости, и исключения из предметной области оценки.

Далее выделены два ключевых современных тренда: при оценке проектов нормативно-правовых актов (далее – НПА) фокус, во-первых, направлен на те виды регулирования, которые оказывают существенное воздействие на адресатов; во-вторых, при разработке которых возможны альтернативные способы решения проблемы регулирования. Распространенным методом отбора значимых проектов является установление так называемых «пороговых значений» потенциальных издержек (для бюджета, бизнеса, экономики в целом) от принятия акта.

В России, по мере появления у государственных служащих четкого понимания сути процедуры как кооперации с бизнесом и экспертами, формальные критерии будут сокращаться, а отбор проектов для оценки происходить в значительной степени по усмотрению чиновников, исходя из базовых критериев – значимости воздействия и возможности выбора альтернатив.

Добавлено: 3 декабря 2015
Статья
Барабашев А. Г. Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. № 1. С. 19-52.
Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Минченко О. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. С. 20-34.

Разделяя точку зрения о том, что эффективная организация системы государственного контроля и надзора – залог успешного развития экономики страны, автор в качестве одного из важнейших  элементов контрольно-надзорной деятельности выделяет привлечение независимых экспертов.

Целью настоящей работы является разработка алгоритма выбора экспертов и экспертных организаций, основанного на ключевых  положениях неоинституциональной экономической теории, и предложение комплексных мер по совершенствованию системы привлечения экспертов и экспертных организаций к реализации контрольно-надзорных функций в России.

Добавлено: 10 февраля 2013
Статья
Шишкин С. В., Понкратова О. Ф. Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 1. С. 75-99.

В статье рассматриваются различия в тарифах на оплату стационарной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), которые сохраняются между субъектами Российской Федерации после внедрения нового способа оплаты за законченный случай лечения в стационарах заболеваний, классифицированных по клинико-статистическим группам (далее – КСГ). С 2018 г. была активизирована государственная политика по сокращению территориальной дифференциации тарифов. В 2019 г. введено правило «двух ключей»: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования получил право согласования тарифов на оплату медицинской помощи, утверждаемых в каждом субъекте Российской Федерации. В статье проводится анализ результативности этой политики. Представлены оценки вариации размеров тарифов на оплату стационарной помощи и применяемых при их расчете поправочных коэффициентов в 2017 и 2019 гг. В качестве информационной базы используются тарифные соглашения по ОМС, заключаемые в субъектах РФ. Показано, что межрегиональная дифференциация значений этих параметров сократилась, но остается большой. Причины, ее порождающие: неустранимые в период внедрения нового способа оплаты различия в затратах медицинских организаций на лечение схожих случаев и необходимость решения задачи обеспечения роста зарплаты медицинским работникам. Оценки оправданности существующих различий в тарифах и постановки задачи их дальнейшего сокращения являются производными от анализа возможностей проведения долгосрочной модернизации региональных систем здравоохранения для сглаживания существующих межрегиональных различий в пространственно-территориальных, материальных и финансовых факторах обеспечения государственных гарантий оказания медицинской помощи населению.

Добавлено: 2 апреля 2021
Статья
Мерсиянова И. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 3. С. 149-168.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) представляет собойкомплекс формальных и неформальных принципов, норм, правил, обусловливающихи регулирующих деятельность населения по самостоятельному и под свою ответственность осуществлению собственных инициатив по вопросам местного значения. В статье ТОС рассматривается как форма гражданского участия на местном уровне, как социальный институт и сфера реализации интересов населения;дается характеристика вовлеченности россиян в ТОС, в повседневные практикисамоорганизации и благотворительности по месту жительства, оценка благотворительных ресурсов актива жилищной самоорганизации.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Чиркунов О. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 3. С. 73-88.

Несмотря на необходимость модернизации экономики, государство вынуждено поддерживать традиционные отрасли промышленности, так как они являются основным источником налоговых поступлений и предоставляют большинство рабочих мест. Такая поддержка вступает порой в противоречие с задачей модернизации, зачастую тормозит ее, однако в какой-то мере является неизбежной в целях сохранения баланса системы и предупреждения кризисных ситуаций. Целью статьи является инвентаризация направлений деятельности региональной власти в сфере обеспечения экономического роста с позиции минимального участия государства.

Добавлено: 28 августа 2012
Статья
Краснопольская И. И., Мерсиянова И. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 29-52.

В статье рассматриваются социальные инновации как новые решения задач социальной сферы. Приведены основные характеристики социальных инноваций. На теоретическом уровне обосновывается необходимость инновационных изменений в государственном управлении социальной сферой для повышения результативности принимаемых решений. Организации третьего сектора рассматриваются как наиболее перспективные акторы в развитии социальных инноваций, поскольку развитый третий сектор создает возможности реализации и последующего распространения новых идей и подходов, инициированных гражданами, а также разрабатывает собственные инновационные решения. На основе анализа российских эмпирических данных (опросы представителей федеральной элиты в 2008 (n = 303), 2011 (n = 300), 2013 (n = 300); 2014 (n=300) гг.); всероссийский опрос населения (18+) в 2014 г. (n=1500)) продемонстрировано, что существует социальный запрос со стороны граждан и представителей федеральных элитных групп на деятельность негосударственных некоммерческих организаций (далее – НКО) в сфере предоставления социальных услуг. Текущую результативность участия некоммерческих организаций представители обеих групп опрошенных пока оценивают на среднем уровне. Это свидетельствует об ожиданиях повышения  вклада НКО в социальную сферу и наличие легитимного запроса на аутсорсинг социальных услуг некоммерческими организациями.

Добавлено: 21 июня 2015
Статья
Рудник Б. Л. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 3. С. 83-102.

Рассматриваются проводившиеся с последних лет советского времени попытки трансформации экономических механизмов культуры, основной целью которых являлось достижение рационального баланса между свободой инициативы производителей культурных благ и государственным контролем их деятельности. Выделяются основные этапы таких трансформаций. Первый (конец 1980-х – начало 1990-х гг.) состоял в переводе культуры, также как и других отраслей социально-культурной сферы, на модель так называемого «нового хозяйственного механизма». На втором этапе (1990-е гг.) происходила адаптация сферы культуры к формирующейся в России рыночной экономике. Основу третьего этапа (2000-е и 2010-е гг.) составила реформа сектора государственных и муниципальных учреждений, в результате которой произошел переход от одного к трем типам таких учреждений, различающихся уровнем экономической самостоятельности (автономным, бюджетным и казенным учреждениям). На каждом из этапов ставились по сути одни и те же задачи: (1) расширении экономических прав организаций культуры, (2) повышении обоснованности объемов выделяемых государственным учреждениям культуры бюджетных средств, прежде всего, на основе внедрения нормативного подхода, (3) развитии альтернативных государственному источников финансирования культурной деятельности. Показано, что попытки решения этих задач не приводили к успеху и экономические механизмы культуры в основном оказывались в исходном положении. То есть происходило не последовательное продвижение в намеченном направлении, а как бы движение по кругу. Высказываются предположения об изменении ситуации в ближайшие годы и важнейших направлениях будущих реформ.

Добавлено: 28 января 2016
Статья
Барбер М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2. С. 74-86.
Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Мирзоева А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4. С. 136-144.

Настоящая статья посвящена рассмотрению положений Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", связанных с переходом на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде, вчастности с использованием универсальной электронной карты. В Законе впервые дано определение универсальной электронной карты, включены положения об организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт, положения о порядке выдачи и доставки универсальных электронных карт, а также об отказе от получения универсальной электронной карты гражданами и о предоставлении услуг гражданам в рамках электронного банковского приложения. Закон в полной мере отразил сложившиеся современные условия организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Добавлено: 26 октября 2012
Статья
Варнавский В. Г. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 134-147.

Последние два десятилетия многие правительства за рубежом развивают государственно-частное партнерство и создают соответствующие системы управления. Каждая страна строит свою модель ГЧП, исходя из целей, задач, приоритетов экономической политики, законодательной и нормативно-правовой базы, административной структуры и функций органов власти. При этом немаловажное значение имеет уровень развития рыночных отношений, институтов гражданского общества, правовой культуры, как чиновников, так и бизнесменов.

В статье рассмотрены вопросы управления государственно-частными партнерствами в зарубежных, в основном развитых, странах. Показана роль органов управления, их статус. Проанализированы функции, полномочия, результаты деятельности.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Шакиров Т. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 3. С. 147-158.

В статье проводится анализ реформирования коммунального сектора за последние 6 лет по ключевым направлениям: причины роста платы за коммунальные услуги, управление коммунальным комплексом, финансовое состояние предприятий, износ коммунальной инфраструктуры, результаты работы частного сектора, объем привлеченных частных инвестиций. Кроме того анализируются шаги нынешнего Правительства по реформированию коммунального сектора страны.

Добавлено: 25 октября 2012
Статья
Паин Э. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 4. С. 77-102.

В статье дается анализ сущности сравнительно новой концепции «Управление Культурным Разнообразием» (УКР); предлагается ее дефиниция применительно к сфере государственного и муниципального управления. Отмечается специфика взаимоотношений между этой концепцией и различными моделями мировой этнической политики, проявившимися в XX и в начале XXI в. («плавильный котел», «мультикультурализм» и интеркультурализм»), в разной мере и в неодинаковых формах поддерживавших культурное разнообразие. Излагаются первые результаты исследовательского проекта по гранту РНФ «Новые подходы и методы регулирования этнополитических отношений на территории крупнейших городских агломераций России», основанного на концепции УКР. Важной частью проекта является анализ достоинств и недостатков «Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 года» с позиций УКР и сопоставление российского и зарубежного опыта предотвращения, регулирования и преодоления конфликтов в сфере национальных отношений. Социологические исследования, проведенные в рамках проекта в трех городах РФ: Перми, Уфе и Ростове-на-Дону, характеризуют предлагаемые изменения в проведении анализа межэтнических отношений в городах – перенос акцента с выявления конфликтности на объяснение причин невозникновения и преодоления конфликтов, а также на характеристику сложившихся механизмов взаимного приспособления различных этно-территориальных групп населения. Новацией является и представление о городе как объекте и субъекте национальной политики. Исследования показали, что за прошедшие постсоветские годы острота «вертикальных» конфликтов по поводу суверенитета между республиками и федеральным центром значительно ослабла, а «горизонтальных», межгрупповых конфликтов в городах, напротив, увеличилась. Однако новая ситуация пока не находит достаточного отражения в теории и практике управления. Статья отражает попытку восполнить этот пробел, опираясь на результаты проведенного исследования, и дает представление о предложениях по совершенствованию методологии национальной политики.

Добавлено: 28 января 2020
Статья
Калгин А. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 3. С. 35-60.

В мировой практике ажиотаж вокруг управления по результатам (далее - УПР) сменился разочарованием и скептицизмом. Результаты громких инициатив по реформированию государственного сектора в духе Нового государственного управления ставятся под вопрос. В то же время, в отечественной практике попытки внедрения механизмов УПР не прекращаются.

Управление по результатам может использоваться для усиления контроля и для повышения результативности деятельности публичных организаций. Выгоды от внедрения УПР могут быть как управленческими, так и политическими. Какую функцию преимущественно выполняют показатели результативности в российской практике? Каковы выгоды от использования показателей результативности?

В статье предложен анализ российской практики УПР на региональном уровне на материале, собранном в ходе интервью с государственными служащими. Делается вывод о том, что, с точки зрения государственных служащих, практическая управленческая ценность показателей результативности невелика, а преимущественная функция показателей – контроль и отчетность. Поднимаются следующие вопросы: достоверность данных о результативности, неспособность госорганов влиять на значения показателей, проблемы межведомственной координации.

Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Чаплинский А. В., Плаксин С. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 2. С. 7-29.

В России риск-ориентированный подход активно развивается в отдельных сферах государственного управления, но пока не носит универсального характера. Полномасштабное внедрение системы управления рисками позволит повысить как эффективность контрольно-надзорной деятельности, так и  комфортность ведения бизнеса. Целью статьи являются обобщение и анализ имеющегося в России опыта управления рисками при осуществлении государственного контроля, а также формирование целевой модели и предложений по ее реализации. Для этого, исходя из имеющихся научных разработок и положений законодательства, были сформулированы определения понятий «риск» и «система управления рисками» применительно к сфере государственно- го контроля (надзора), а  также на основании российского опыта проанализированы два основных элемента систем управления рисками: процедура оценки рисков и меры по их минимизации.

Описание и классификация систем оценки рисков осуществлены в результате анализа следующих элементов: объект, шкала, способ и  метод оценки уровня риска подконтрольных субъектов (объектов). В отношении мер по минимизации рисков рассмотрены вопросы дифференциации административных режимов начала осуществления хозяйственной деятельности, проверяемых обязательных требований и порядка госу- дарственного контроля исходя из уровня потенциальной опасности подконтрольного лица (объекта).

Представлена общая характеристика всех систем управления рисками, кото- рые в настоящее время используются в 12 видах контроля. Разработана целевая модель риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля, и сформулированы 10 основных принципов, реализация которых позволит создать высокоэффективные системы управления рисками при осуществлении органами власти контрольно-надзорной деятельности.

Добавлено: 21 июля 2016