• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 392 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Любимов Л. Л. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 278-300.

С точки зрения автора, рост индивидуализма, глобализация, генерирующая массовый космополитизм, нарастание миграционных потоков привели к эрозии гражданственности, чувства национальной идентичности и патриотизма в десятках стран, но особенно в России. В статье обсуждаются предпосылки негражданственности российского населения, особенно молодежи, а также разрушения национальной общероссийской идентичности. Рассматриваются те аспекты воспитания и социализации, которые формируют у школьников гражданственность, национальную идентичность и патриотизм. Особый акцент сделан на деятельностном воспитании, на вовлечении школьника в «творение» и бытие семьи, школы, локального сообщества, региона и Отечества. Подчеркивается особая роль государства и его институтов в «педагогике гражданственности», связь этой педагогики с базовыми и легитимно проектируемыми свойствами конкретного общества.

Добавлено: 27 апреля 2013
Статья
Фрумин И. Д., Васильев К. Б. Вопросы образования. 2004. № 2. С. 69-88.

В последнем Докладе о глобальной конкурентоспособности (Всемирный экономический форум, Давос, 2002 г.), содержащем рейтинговые оценки стран в зависимости от сложившейся конкурентоспособности и потенциала быстрого роста, высшие места в таблицах по обоим критериям занимают страны Северной Америки, Западной Европы и Азии. Как свидетельствуют данные, Россия занимает место ниже большинства стран с переходной экономикой и ниже многих развивающихся стран. По критерию микроэкономической конкурентоспособности, которая частично зависит от качества технологий и людских ресурсов, Россия занимает 58 место из 80 стран. Рейтинговый показатель России по конкурентоспособности роста (одной из составляющих которого является «экономическое творчество», основанное на экономически эффективных инновациях или передаче технологий) — еще ниже: 64 позиция. Эти тревожные цифры соответствуют результатам недавнего исследования ArCo (Archibugi, Coco, 2002), оценивающего уровень развития науки и технологии в различных странах: международный рейтинг России за десятилетний период (с 1990 по 2000 гг.) снизился на 11 пунктов — с 19 на 30 позицию.

Добавлено: 24 июля 2014
Статья
Салми Дж., Фрумин И. Д. Вопросы образования. 2007. № 3. С. 5-45.

Правительства многих стран сегодня все больше осознают необходимость того, чтобы их лучшие университеты были в авангарде глобального интеллектуального и научного развития. В настоящей статье представлены некоторые идеи, которые могут послужить ориентирами при решении задачи обеспечения конкурентоспособности российских вузов на глобальном уровне, т.е. создания так называемых флагманских университетов. Авторы предлагают рабочее определение понятия «университет мирового класса», а затем обсуждают возможные стратегии создания такого университета. Анализируется российская специфика решения таких задач, как привлечение лучших учащихся и академических кадров, надлежащее финансирование высшей школы и обеспечение оптимальных схем административного управления.

Добавлено: 24 июля 2014
Статья
Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М. и др. Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32-65.

В данной публикации делается попытка предложить основу для общественного и профессионального обсуждения модели российского образования в долгосрочной перспективе - каким оно будет в 2020 г. Текст не претендует на окончательное описание этой модели - в нем излагаются лишь самые принципиальные соображения, которые могут, с одной стороны, стать предметом дискуссии и, с другой стороны, послужить ориентирами при разработке детального плана реализации новых идей. Задача, которую ставят перед собой авторы - предложить свое видение того, каким должно стать российское образование, чтобы соответствовать: инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России; социальным запросам населения России и задаче консолидации российского общества; требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Каспржак А. Г., Поливанова К. Н., Митрофанов К. Г. и др. Вопросы образования. 2004. № 1. С. 190-231.
Добавлено: 22 октября 2015
Статья
Тюменева Ю. А., Ярёменко А. А. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 301.

Изложены требования журнала «Вопросы образования» к публикациям, в которых докладываются результаты разработки какого-либо инструмента оценки. Термин «инструмент» используется здесь в качестве обобщающего понятия для общераспространенных форм стандартизированных процедур оценки, таких как тест, опросник, шкала, методика и т.д.

Добавлено: 27 апреля 2013
Статья
Семенова Т. В., Вилкова К. А., Щеглова И. А. Вопросы образования. 2018. № 2. С. 173-197.

Молниеносный захват рынка образовательных услуг массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК) в начале XXI в. задал новый тренд в системе образования в мире. В период глобализации и цифровизации образования МООК становятся эффективным инструментом продвижения вузов в международном образовательном пространстве, популяризации культуры страны, а также способом привлечения дополнительного дохода. Многие страны, в том числе Россия, включились в гонку онлайн-образования. Публикаций, в которых исследуется рынок МООК и его перспективы в условиях российской системы образования, пока немного. Основная цель данной работы заключается в описании рынка МООК, стратегий поведения провайдеров на международном и национальном рынках онлайн-образования, а также в классификации участников МООК на основе открытых данных, собранных с онлайн-платформ. На основе анализа данных платформ выделяются свободные ниши на рынке МООК и оцениваются возможные направления деятельности российских провайдеров в международном образовательном пространстве. Помимо исследовательской литературы для подготовки статьи использовались отчеты и официальные документы по тематике МООК, информация с сайтов онлайн-платформ, база количественных данных, собранных с двух ведущих онлайн-платформ, а также база количественных данных с агрегатора Class Central, на котором представлена информация по МООК, размещенным на нескольких крупных онлайн-платформах.

Добавлено: 7 октября 2017
Статья
Гимпельсон В. Е., Ощепков А. Ю. Вопросы образования. 2005. № 4. С. 81-105.

В статье анализируются особенности рынка труда и тенденции в сфере занятости системы образования. Показано, что «сверхзанятость» и относительная недоплата в учреждениях образования тесно связаны и институционально предопределены. Жесткая привязка заработной платы к минимальной оплате труда, определяемой в ходе политико-бюрократических процедур одинаково для всех российских регионов, неизбежно порождает отставание в уровне зарплаты работников образования относительно основных небюджетных отраслей экономики. Занижение же оплаты может стимулировать искусственную экспансию занятости, что, в свою очередь, еще сильнее подавляет заработную плату. Абсолютная численность работников образования в России на протяжении всего рассматриваемого периода в целом оставалась примерно стабильной, хотя ее доля в общей занятости в экономике возросла. В итоге удельный вес данного сектора оказывается заметно выше, чем в большинстве экономически развитых стран. Внутри России занятость в сфере образования сильно дифференцирована по регионам, и ее доля достигает максимума в наиболее экономически отсталых регионах.

Добавлено: 16 декабря 2012
Статья
Поливанова К. Н., Вопилова И. Е., Михайлова (Козьмина) Я. Я. и др. Вопросы образования. 2015. № 4. С. 184-200.

В статье рассматриваются основные этапы в развитии образовательных программ для родителей в странах Европы, США и в России, выделяются их содержательные и организационные особенности. Первым этапом в развитии институализированного образования для родителей является возникновение в конце XIX – начале XX в. школ для матерей, ориентированных на информирование родителей в области гигиены и вопросов здоровья. Вторым этапом – появление в начале 60-х гг. XX в. тренингов, рассчитанных на развитие родительских компетенций и навыков. И наконец, наиболее современным трендом в проектировании образовательных программ для родителей можно считать программы, нацеленные на работу с личностью родителя, его самоэффективностью, то есть с его представлениями о том, что он может справиться с решением задач по воспитанию ребенка, и что его действия приведут к желаемому результату. В статье обосновывается использование конструкта самоэффективности для разработки образовательных программ. Кратко приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня материнской самоэффективности и социальной поддержки. Делается вывод о том, что самоэффективность матерей связана не столько или не только с объективным объемом получаемой помощи, но и с оценкой этой помощи и с тем, в какой мере удается избежать противоречий и критики со стороны помощников. Кратко описывается образовательная программа для родителей, разработанная нами, в том числе с опорой на результаты этого исследования. Мы утверждаем, что умение выстраивать бесконфликтные отношения, договариваться или противостоять критике со стороны окружающих должно быть неотъемлемой частью образовательных программ, нацеленных на повышение уровня родительской самоэффективности.

Добавлено: 25 октября 2015
Статья
Валеева Д. Р., Польдин О. В., Юдкевич М. М. Вопросы образования. 2013. № 4. С. 70-81.

В работе изучаются характеристики социальных связей студентов, обучающихся на экономическом факультете в одном из российских университетов. Мы рассматриваем дружеские связи и связи помощи при обучении и показываем, как они связаны с индивидуальными характеристиками студентов и их товарищей. Мы демонстрируем, что вероятность наличия связи между студентами существенно зависит от их принадлежности к одной группе обучения и одному полу. Студенты обращаются за помощью и дружат с одногруппниками со схожими академическими достижениями. Академически успешные студенты являются популярными в сети помощи, однако не отличаются популярностью в сети дружбы. Полученные результаты позволяют пролить дополнительный свет на роль дружеских связей и связей помощи при обучении в формировании эффектов сообучения.

Добавлено: 22 октября 2013
Статья
Товар Г. Э. Вопросы образования. 2013. № 2. С. 252-269.

В статье исследуется связь между образованием родителей, успеваемостью и образовательными траекториями школьников в Республике Татарстан. Используются следующие методы: перекрестное табулирование, корреляционный, регрессионный и дискриминантный анализ. Главный вывод заключается в том, что образование родителей имеет статистически значимую связь с образовательными траекториями и успеваемостью школьников, но, в отличие от результатов предыдущих исследований по России, эта связь слабая. В Татарстане пол и национальность оказывают большее влияние, девушки и татароговорящие получают лучшие результаты.

Добавлено: 25 мая 2013
Статья
Хавенсон Т. Е., Соловьева А. А. Вопросы образования. 2014. № 1. С. 176-199.

В данной статье анализируется способность результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ) предсказывать дальнейшую успешность обучения студентов в ВУЗе. Кроме того, проверяется предпосылка о том, что разные предметы ЕГЭ предсказывают дальнейшую успеваемость в равной степени, так как они учитываются в суммарном балле с одинаковым весом. Для этого с помощью методов регрессионного анализа оценивалась сила связи результатов вступительных экзаменов (как суммарного балла ЕГЭ, так и баллов по отдельным предметам) и успеваемости студентов в ВУЗе. Выборка исследования составила около 19000 студентов 5 российских ВУЗов, поступивших с 2009 по 2011 гг. Так как в выборку вошли ВУЗы разных профилей, то изначально для каждого факультета в ВУЗе рассчитывались отдельные регрессии. Для объединения результатов был проведен мета-анализ результатов регрессионного анализа. В качестве основного показателя успеваемости в университете была выбрана средняя оценка за первый год учебы. Было показано, что результаты ЕГЭ связаны с успеваемостью на 2 курсе и выше только опосредовано через успеваемость на 1курсе.

По полученным результатам можно сделать вывод, что предсказательная способность суммарного балла ЕГЭ является приемлемой для того, чтобы признать этот экзамен валидным инструментом отбора абитуриентов. На разных направлениях подготовки процент объясненной вариации успеваемости в ВУЗе варьируется от 15 до 35%. Предсказательная способность отдельных предметов, составляющих суммарный итоговый балл ЕГЭ, примерно одинакова для различных предметов, но ЕГЭ по математике и русскому языку чаще других оказываются лучшими предикторами успеваемости.

Добавлено: 8 апреля 2014
Статья
Рощина Я. М. Вопросы образования. 2012. № 1. С. 257-271.

Оценивается влияние разных видов семейного капитала, индивидуальных характеристик молодых людей, а также типа школы на образовательные возможности учащихся 9?х классов, в том числе на их намерение получить высшее образование. Эмпирической основой исследования являются данные первой волны лонгитюдного проекта «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов», начатого в 2010 г. в НИУ ВШЭ. Выявлена взаимосвязь объема семейного капитала с типом школы, в которой обучается подросток. Показано, что факторы семейного капитала в целом оказывают влияние на образовательные возможности школьников, однако это влияние сильнее проявляется в уже имеющихся достижениях и инвестициях в человеческий капитал, а образовательные намерения в большей степени зависят от типа школы, успеваемости, дополнительных занятий, а также характера ребенка и его собственных усилий.

Добавлено: 9 июля 2012
Статья
Панова А. А., Юдкевич М. М. Вопросы образования. 2011. № 1. С. 44-73.

Представлен обзор работ, предлагающих разные объяснения существования специфической системы найма в университетах — так называемого теньюра, — которая предполагает наличие длительного испытательного срока и возможность получения гарантий постоянного рабочего места. Рассматриваются как модели, принимающие во внимание специфику информационного множества (т. е. различное распределение информации между участниками взаимодействия), так и модели, учитывающие ограниченность числа вакансий и конкуренцию за них между профессорами.

Добавлено: 3 сентября 2012
Статья
Михеева С. А. Вопросы образования. 2015. № 4. С. 147-183.

Систематизированы теоретические подходы к оценке школьных учебников, анализируется сложившаяся практика экспертизы учебников, обосновывается необходимость формализации критериев оценки для повышения степени ее объективности. Предлагается система диагностируемых (измеримых) критериев оценки учебников и формулируются рекомендации по совершенствованию процедуры экспертизы при формировании федерального перечня учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ. Разработанная система критериев может быть использована также для проведения сравнительного анализа учебников по одному предмету в условиях их вариативности. На основе предложенной системы критериев проводится оценка качества и сравнительный анализ шести учебников экономики для старших классов общеобразовательных организаций, формулируются рекомендации для учителей экономики и обществознания по выбору учебников из федерального перечня.

Добавлено: 16 ноября 2015
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2007. № 2. С. 382-392.
Добавлено: 30 марта 2009
Статья
Глущенко И. В. Вопросы образования. 2015. № 3. С. 246-282.

Аннотация. Анализируются этапы, организация и средства осуществле- ния советской кампании по ликвида- ции неграмотности среди взрослых, проводившейся в 1920–1930‑е годы. Сопоставление просветительских и идеологических аспектов этой кампа- нии позволяет увидеть, насколько они были взаимосвязаны и как способ- ствовали формированию новых куль- турных практик. Исследуя методиче- ские документы и декреты советской власти, а также прессу, методические пособия и буквари, автор показывает, что в ходе кампании целые слои насе- ления не только учились читать и пи- сать, но и осваивали (и отчасти сами формировали) новый «советский язык» для коммуникации с властью и для того, чтобы, манипулируя официальными понятиями и терминами, добиваться реализации собственных целей. Ключевые слова: история обра- зования, ликвидация неграмотно- сти, культурная революция, идеоло- гия, «советский язык», буквари, кре- стьянство.

Добавлено: 28 сентября 2015
Статья
Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Вопросы образования. 2014. № 2. С. 152-179.

Влияние качества вузов,  финансовых, академических и социально-демографических факторов  на вероятность студенческой занятости, а также мотивы выхода студентов  на рынок труда исследуется на основании данных опроса старшекурсников российских вузов, проведенного  в 2013 г. в рамках проекта «Мониторинг экономики образования».Используются методы дескриптивного  анализа и регрессионного анализа:  влияние факторов оценивается при  помощи логистической модели бинарного выбора (логит-регрессии).  Установлено, что наибольший положительный эффект на  вероятность  совмещения учебы и работы оказывают такие факторы, как обучение  в ведущем вузе, обучение в магистратуре, обучение на  специальностях,  связанных с иностранными языками,  математикой и  программированием, дизайном, архитектурой и культурологией. Отсутствие финансовой  поддержки со стороны семьи, обучение на бюджетных местах и принадлежность к мужскому полу также значимо увеличивают вероятность студенческой занятости. Исследование  позволило построить предварительную гипотезу, согласно которой основной причиной совмещения учебы  и работы является желание получить  опыт работы, причем чаще других работают, по-видимому, более способные студенты. Полученный опыт работы одаренные студенты рассчитывают использовать как дополнительный  сигнал об их высокой производительности, который в будущем может принести экономическую отдачу на рынке  труда. Эта гипотеза требует проверки.

Добавлено: 1 июля 2014
Статья
Фрумин И. Д., Васильев К. Б. Вопросы образования. 2005. № 3. С. 70-84.

В статье анализируются основные тенденции в области информатизации школьного образования в странах Латинской Америки, Европы и Азии. Приводится их сопоставление с современными подходами, реализуемыми в России. Важный урок, который можно извлечь из опыта зарубежных стран состоит в том, что стратегии информатизации, ориентированные на технологию, не приносят сколько-нибудь значимых результатов. Только в том случае, когда стратегия направлена на развитие способностей и компетенций учащегося (посредством технологии), можно ожидать качественно новых результатов. Такой подход требует особого механизма реализации, который авторы называют «продвижением». Его особенность состоит в том, что информационные технологии не просто предлагаются, но распространяются с помощью механизмов маркетинга и постоянной поддержки.

Добавлено: 24 июля 2014
Статья
Титова Л. Н. Вопросы образования. 2011. № 1. С. 192-220.
Добавлено: 17 октября 2011