• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 408 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Валеева Д. Р., Докука С. В., Юдкевич М. М. Вопросы образования. 2017. № 1. С. 8-24.

Академический неуспех студентов традиционно объясняется их способностями, социально-экономическим положением, институциональной средой университета и влиянием социального окружения. Несмотря на то что вклад этих факторов в вероятность студенческих отчислений подробно изучен, пограничные положения студентов, также характеризующиеся высокой вероятностью исключения, оказываются вне зоны внимания исследователей. Используя динамические данные об академических задолженностях и дружеских связях студентов, мы изучаем динамику социального статуса студентов, имеющих пересдачи. Показано, что с течением времени происходит социальная изоляция студентов с академическими задолженностями, создающая для них  дополнительные риски исключения из вуза. Предлагаются рекомендации по преодолению такой изоляции. Работа вносит вклад в изучение социальной вовлеченности учащихся в институциональную и социальную среду университета. 

Добавлено: 31 марта 2017
Статья
Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Галицкий Е. Б. Вопросы образования. 2009. № 4. С. 133-152.

В статье представлены результаты социологического исследования, эмпирической базой для которого послужил проведенный в 2007 году опрос 280 выпускников факультета менеджмента ГУ-ВШЭ 1999-2006 годов. Авторы анализируют факторы карьерного успеха выпускников-менеджеров, среди которых особое внимание обращается на показатели качества образования и соответствия их нынешней работы полученной на факультете специальности. Выявляются сегменты российской бизнес-среды, в наибольшей степени ориентированные на «клановые» или, напротив, на профессионально-квалификационные критерии карьерных продвижений. Вторая часть статьи посвящена анализу мнений респондентов о содержании учебного процесса на бизнес-факультете. В центре внимания авторов – соотношение фундаментальных и прикладных знаний в структуре подготовки и их роль в успехе профессиональной карьеры выпускников.

Добавлено: 26 октября 2012
Статья
Лебедев О. Е. Вопросы образования. 2009. № 1. С. 40-59.
Добавлено: 21 апреля 2011
Статья
Майоров А. Н. Вопросы образования. 2007. № 2. С. 98-117.
Добавлено: 16 апреля 2012
Статья
Павлюткин И. В. Вопросы образования. 2007. № 3. С. 220-229.

Каким образом взаимосвязаны внешнее поведение высшего учебного заведения и его внутренняя организация — вопрос, который предлагается к обсуждению в данной работе. Его актуальность обусловлена фактом продолжающейся диверсификации финансирования в российских вузах и необходимостью изучения ее последствий как для принципов организации жизнедеятельности, так и для формирования идентичности учебных заведений. Для ответа на поставленный вопрос автор воспользовался теоретическими положениями двух подходов: теории ресурсной зависимости (resource-dependence approach) и нового институционального подхода к анализу организационного поведения (new institutionalism). Данные подходы исходят из предположения о значимой роли институционального окружения при объяснении изменений в организациях. На примере эмпирического кейса, в котором сравниваются государственные технические, педагогические вузы и вузы экономики и права, были выявлены различия между этими популяциями вузов по таким характеристикам, как степень информационной открытости для потребителя, инвестиционная политика в отношении преподавателей и структура принятия решений.

Добавлено: 13 февраля 2008
Статья
Бурэ К. С. Вопросы образования. 2008. № 2. С. 52-72.

В статье дан краткий обзор изменений законодательства в сфере регулирования высшего образования, а также анализ некоторых положений новых правовых актов. Особое внимание уделено соотношению степеней высшего образования согласно внесенным в соответствующие законы изменениям. Автор указывает на некоторые противоречия между отдельными положениями законов об образовании и Конституцией РФ. Обсуждаются перспективы программ второго высшего образования в связи с введением двухуровневой системы высшего образования, а также возможности трудоустройства лиц со степенью бакалавра и специфика статуса специалистов. Работа выполнена на основании анализа нормативных актов, работ ученых-юристов, а также с использованием публицистических статей, в том числе зарубежных авторов, посвященных реформе образования.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Литвина Д. А., Омельченко Е. Л. Вопросы образования. 2013. № 2. С. 133-153.

Представление о важности информального образования (самообразования) в формировании определенных типов социальности является основой одной из приоритетных современных образовательных стратегий — обучения в течение всей жизни. В основу анализа информальных образовательных структур внутри радикальных политизированных молодежных солидарностей легли эмпирические данные, полученные в ходе исследования солидарного объединения анархистов в г. Санкт-Петербурге, которое проводилось Центром молодежных исследований НИУ ВШЭ в рамках международного проекта MYPLACE — Memory, Youth, Political Legacy and Civic Engagement. Авторы показывают, как информальная система образования связана с повседневными практиками активистов, как она структурно организована и как согласуется с мировоззренческими и политическими установками группы.

Добавлено: 1 июля 2013
Статья
Захаров А. Б., Капуза А. В. Вопросы образования. 2017. № 2. С. 234-257.

ровень читательской грамотности ребенка связан с культурным капиталом его семьи. В качестве фактора, объясняющего эту связь, исследователи часто упоминают участие родителей в обучении. В статье на данных PIRLS‑2011 анализируется выбор родителями с разным объемом культурного капитала практик поддержки детского чтения до школы и в 4‑м классе. Рассматриваются формальные (игры с алфавитом, игры со словами, письмо) и неформальные (чтение, обсуждение прочитанного, рассказывание историй) практики. В зависимости от уровня образования родители выбирают разные стратегии обучения детей чтению. Родители с высшим образованием чаще занимаются с детьми до школы, используя при этом неформальные практики. Для них характерна стратегия компенсации при непосещении детьми детского сада. Родители без высшего образования чаще поддерживают детское чтение в 4‑м классе. До школы они активнее подключаются к обучению детей, если те посещают детский сад, для них характерна стратегия подкрепления. Анализируется связь различных практик поддержки детского чтения с читательской грамотностью учащихся. 

Добавлено: 7 августа 2017
Статья
Щеглова И. А., Корешникова Ю. Н., Паршина О. А. Вопросы образования. 2019. № 1. С. 264-289.

Цель данной работы - изучить в рамках одной статистической модели связь вовлеченности студентов в академическую, научную и внеучебную сферы университета с развитием навыка критического мышления студентов.

Добавлено: 9 октября 2018
Статья
Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Захаров А. Б. Вопросы образования. 2011. № 3. С. 5-54.

Анализируются основные вызовы современному школьному образованию и успешный опыт ответов на эти вызовы в разных странах. На основе результатов международных обследований качества образования и сравнительных образовательных исследований обсуждаются конкурентные преимущества российской системы образования и потенциал ее развития. Сегодня российскую школьную систему можно считать «скорее хорошей» — между «удовлетворительной» и «хорошей» по классификации компании «МакКинзи». Для перехода в разряд «очень хороших» или «отличных» можно применять разные варианты стратегий. В постсоветский период активно использовались реформирование системы в целом и ликвидация отставания. Эти стратегии опираются на администрирование как на основной ресурс. Они очень затратные, нечувствительны к локальным особенностям системы и способствуют накоплению «усталости от перемен». Возможна третья стратегия — развитие сильных сторон. Основным источником обновления в этом сценарии является инициатива и интерес успешных исследователей, педагогов и школ. Этот подход можно назвать гуманитарной модернизацией образования. Обсуждаются возможности использования данной стратегии в современных условиях и комплекс мер по закреплению и использованию конкурентных преимуществ в российской образовательной системе.

Добавлено: 9 сентября 2012
Статья
Любимов Л. Л. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 278-300.

С точки зрения автора, рост индивидуализма, глобализация, генерирующая массовый космополитизм, нарастание миграционных потоков привели к эрозии гражданственности, чувства национальной идентичности и патриотизма в десятках стран, но особенно в России. В статье обсуждаются предпосылки негражданственности российского населения, особенно молодежи, а также разрушения национальной общероссийской идентичности. Рассматриваются те аспекты воспитания и социализации, которые формируют у школьников гражданственность, национальную идентичность и патриотизм. Особый акцент сделан на деятельностном воспитании, на вовлечении школьника в «творение» и бытие семьи, школы, локального сообщества, региона и Отечества. Подчеркивается особая роль государства и его институтов в «педагогике гражданственности», связь этой педагогики с базовыми и легитимно проектируемыми свойствами конкретного общества.

Добавлено: 27 апреля 2013
Статья
Фрумин И. Д., Васильев К. Б. Вопросы образования. 2004. № 2. С. 69-88.

В последнем Докладе о глобальной конкурентоспособности (Всемирный экономический форум, Давос, 2002 г.), содержащем рейтинговые оценки стран в зависимости от сложившейся конкурентоспособности и потенциала быстрого роста, высшие места в таблицах по обоим критериям занимают страны Северной Америки, Западной Европы и Азии. Как свидетельствуют данные, Россия занимает место ниже большинства стран с переходной экономикой и ниже многих развивающихся стран. По критерию микроэкономической конкурентоспособности, которая частично зависит от качества технологий и людских ресурсов, Россия занимает 58 место из 80 стран. Рейтинговый показатель России по конкурентоспособности роста (одной из составляющих которого является «экономическое творчество», основанное на экономически эффективных инновациях или передаче технологий) — еще ниже: 64 позиция. Эти тревожные цифры соответствуют результатам недавнего исследования ArCo (Archibugi, Coco, 2002), оценивающего уровень развития науки и технологии в различных странах: международный рейтинг России за десятилетний период (с 1990 по 2000 гг.) снизился на 11 пунктов — с 19 на 30 позицию.

Добавлено: 24 июля 2014
Статья
Салми Дж., Фрумин И. Д. Вопросы образования. 2007. № 3. С. 5-45.

Правительства многих стран сегодня все больше осознают необходимость того, чтобы их лучшие университеты были в авангарде глобального интеллектуального и научного развития. В настоящей статье представлены некоторые идеи, которые могут послужить ориентирами при решении задачи обеспечения конкурентоспособности российских вузов на глобальном уровне, т.е. создания так называемых флагманских университетов. Авторы предлагают рабочее определение понятия «университет мирового класса», а затем обсуждают возможные стратегии создания такого университета. Анализируется российская специфика решения таких задач, как привлечение лучших учащихся и академических кадров, надлежащее финансирование высшей школы и обеспечение оптимальных схем административного управления.

Добавлено: 24 июля 2014
Статья
Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М. и др. Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32-65.

В данной публикации делается попытка предложить основу для общественного и профессионального обсуждения модели российского образования в долгосрочной перспективе - каким оно будет в 2020 г. Текст не претендует на окончательное описание этой модели - в нем излагаются лишь самые принципиальные соображения, которые могут, с одной стороны, стать предметом дискуссии и, с другой стороны, послужить ориентирами при разработке детального плана реализации новых идей. Задача, которую ставят перед собой авторы - предложить свое видение того, каким должно стать российское образование, чтобы соответствовать: инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России; социальным запросам населения России и задаче консолидации российского общества; требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Каспржак А. Г., Поливанова К. Н., Митрофанов К. Г. и др. Вопросы образования. 2004. № 1. С. 190-231.
Добавлено: 22 октября 2015
Статья
Тюменева Ю. А., Ярёменко А. А. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 301.

Изложены требования журнала «Вопросы образования» к публикациям, в которых докладываются результаты разработки какого-либо инструмента оценки. Термин «инструмент» используется здесь в качестве обобщающего понятия для общераспространенных форм стандартизированных процедур оценки, таких как тест, опросник, шкала, методика и т.д.

Добавлено: 27 апреля 2013
Статья
Семенова Т. В., Вилкова К. А., Щеглова И. А. Вопросы образования. 2018. № 2. С. 173-197.

Молниеносный захват рынка образовательных услуг массовыми открытыми онлайн-курсами (МООК) в начале XXI в. задал новый тренд в системе образования в мире. В период глобализации и цифровизации образования МООК становятся эффективным инструментом продвижения вузов в международном образовательном пространстве, популяризации культуры страны, а также способом привлечения дополнительного дохода. Многие страны, в том числе Россия, включились в гонку онлайн-образования. Публикаций, в которых исследуется рынок МООК и его перспективы в условиях российской системы образования, пока немного. Основная цель данной работы заключается в описании рынка МООК, стратегий поведения провайдеров на международном и национальном рынках онлайн-образования, а также в классификации участников МООК на основе открытых данных, собранных с онлайн-платформ. На основе анализа данных платформ выделяются свободные ниши на рынке МООК и оцениваются возможные направления деятельности российских провайдеров в международном образовательном пространстве. Помимо исследовательской литературы для подготовки статьи использовались отчеты и официальные документы по тематике МООК, информация с сайтов онлайн-платформ, база количественных данных, собранных с двух ведущих онлайн-платформ, а также база количественных данных с агрегатора Class Central, на котором представлена информация по МООК, размещенным на нескольких крупных онлайн-платформах.

Добавлено: 7 октября 2017
Статья
Гимпельсон В. Е., Ощепков А. Ю. Вопросы образования. 2005. № 4. С. 81-105.

В статье анализируются особенности рынка труда и тенденции в сфере занятости системы образования. Показано, что «сверхзанятость» и относительная недоплата в учреждениях образования тесно связаны и институционально предопределены. Жесткая привязка заработной платы к минимальной оплате труда, определяемой в ходе политико-бюрократических процедур одинаково для всех российских регионов, неизбежно порождает отставание в уровне зарплаты работников образования относительно основных небюджетных отраслей экономики. Занижение же оплаты может стимулировать искусственную экспансию занятости, что, в свою очередь, еще сильнее подавляет заработную плату. Абсолютная численность работников образования в России на протяжении всего рассматриваемого периода в целом оставалась примерно стабильной, хотя ее доля в общей занятости в экономике возросла. В итоге удельный вес данного сектора оказывается заметно выше, чем в большинстве экономически развитых стран. Внутри России занятость в сфере образования сильно дифференцирована по регионам, и ее доля достигает максимума в наиболее экономически отсталых регионах.

Добавлено: 16 декабря 2012
Статья
Поливанова К. Н., Вопилова И. Е., Михайлова (Козьмина) Я. Я. и др. Вопросы образования. 2015. № 4. С. 184-200.

В статье рассматриваются основные этапы в развитии образовательных программ для родителей в странах Европы, США и в России, выделяются их содержательные и организационные особенности. Первым этапом в развитии институализированного образования для родителей является возникновение в конце XIX – начале XX в. школ для матерей, ориентированных на информирование родителей в области гигиены и вопросов здоровья. Вторым этапом – появление в начале 60-х гг. XX в. тренингов, рассчитанных на развитие родительских компетенций и навыков. И наконец, наиболее современным трендом в проектировании образовательных программ для родителей можно считать программы, нацеленные на работу с личностью родителя, его самоэффективностью, то есть с его представлениями о том, что он может справиться с решением задач по воспитанию ребенка, и что его действия приведут к желаемому результату. В статье обосновывается использование конструкта самоэффективности для разработки образовательных программ. Кратко приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня материнской самоэффективности и социальной поддержки. Делается вывод о том, что самоэффективность матерей связана не столько или не только с объективным объемом получаемой помощи, но и с оценкой этой помощи и с тем, в какой мере удается избежать противоречий и критики со стороны помощников. Кратко описывается образовательная программа для родителей, разработанная нами, в том числе с опорой на результаты этого исследования. Мы утверждаем, что умение выстраивать бесконфликтные отношения, договариваться или противостоять критике со стороны окружающих должно быть неотъемлемой частью образовательных программ, нацеленных на повышение уровня родительской самоэффективности.

Добавлено: 25 октября 2015