• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 304 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Хапцова А. А., Клясс М. В., Чуприков Б. И. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 15. № 2. С. 346-357.

Тема мультикультурализма все больше привлекает внимание ученых, однако немного публикаций посвящено тому, как СМИ отображают это явление. Отображение межэтнических отношений СМИ — вопрос актуальный для России, где проживает более 160 этносов. В данном исследовании рассматривается, как российские онлайн-СМИ отображают 46 наиболее многочисленных проживающих в России этнических меньшинств с точки зрения трех гипотез межкультурного взаимодействия. В рамках исследования была разработана система индикаторов мультикультурализма для анализа медиасообщений. С помощью контент-анализа было установлено, что внимание онлайн-СМИ к разным аспектам мультикультурализма распределяется неравномерно. В частности, чаще всего меньшинства отображались с точки зрения гипотезы интеграции, реже всего — с позиции гипотезы контакта. Однако данное наблюдение несправедливо для отдельно взятых групп. Наиболее сбалансированно отображались проблемы алтайцев и грузин. В представлении остальных 44 групп СМИ делали акцент лишь на одном из трех аспектов мультикультурализма. Например, наиболее часто с точки зрения гипотезы интеграции представлялись лакцы и таджики; с точки зрения гипотезы идентичности — тувинцы, коми и чуваши; а с точки зрения гипотезы контакта – чеченцы и аварцы. Также было установлено, что, хотя в целом СМИ рассказывают об этнических меньшинствах позитивно, эта тенденция не выдерживается в отношении отдельных групп: одни этносы представлялись исключительно позитивно (тувинцы, лакцы, мордва), другие же — преимущественно негативно (узбеки, таджики, азербайджанцы). Потенциальные последствия такого неравномерного отображения этнокультурных групп СМИ для восприятия этих групп представлены в обсуждениях результатов.

Добавлено: 28 ноября 2019
Статья
Осин Е. Н., Сучков Д. Д., Гордеева Т. О. и др. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 4. С. 103-121.

Удовлетворение базовых психологических потребностей в автономии, компетентности и связанности с другими людьми, постулируемые в теории самодетерминации Э. Диси и Р. Райана, рассматриваются как важный предиктор оптимального функционирования индивидов. В статье представлены результаты русскоязычной адаптации Шкалы удовлетворенности базовых психологических потребностей на работе, предложенной Э. Диси с коллегами. Использована выборка сотрудников крупной производственной организации (N = 1183). С использованием структурного моделирования показано, что структура опросника соответствует теоретически ожидаемой бифакторной модели, включающей 3 фактора базовых потребностей и 2 фактора систематической ошибки, связанной с направлением утверждений. Разработанные шкалы обладают приемлемой внутренней согласованностью (альфа Кронбаха 0,70–0,85). Для проверки конструктной валидности шкал использован опросник трудовой мотивации, опирающийся на теорию самодетерминации, а также индикаторы субъективного благополучия – шкалы удовлетворённости жизнью и позитивного и негативного аффекта. Шкалы трех базовых потребностей демонстрируют слабые и умеренные позитивные связи с показателями удовлетворенности жизнью и позитивного аффекта, а также внутренней, интегрированной, идентифицированной и интроецированной мотивации; негативные связи – с показателями негативного аффекта, экстернальной мотивации и амотивации. С использованием структурного моделирования показано, что автономная и контролируемая трудовая мотивация может рассматриваться как медиатор связей удовлетворения базовых потребностей с субъективным благополучием. Полученные результаты соответствуют положениям теории самодетерминации и данным зарубежных исследований и свидетельствуют о важности разработки интервенций, направленных на повышение удовлетворенности базовых потребностей сотрудников организаций. Обсуждаются основные принципы разработки таких интервенций с опорой на теорию самодетерминации.

Добавлено: 16 сентября 2015
Статья
Шадриков В. Д. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 3. С. 44-53.
Добавлено: 5 марта 2009
Статья
Бочавер А. А., Поливанова К. Н., Корзун А. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 3. С. 470-490.

Статья посвящена содержанию и роли уличного досуга в социализации детей и подростков в разных поколениях. Представлены результаты контент-анализа данных опроса 251 респондента разного возраста, проведенного c использованием двух специально разработанных анкет. Рассматриваются основные занятия, конституирующие детский уличный досуг. Выделены пять основных категорий: игры (с правилами, спортивные, сюжетно-ролевые и др.); исследование окружающей среды (эксперименты, поиски, собирательство, конструирование и т.п.); риск (разнообразные рискованные эпизоды); общение со сверстниками; культурно-опосредованная активность (посещение музеев, катков и др.). Описаны основные составляющие каждой из пяти категорий и соотношение их представленности среди ответов взрослой и подростковой выборки. Характеризуется связь динамики уличного времяпрепровождения детей с социальными тенденциями XX и XXI вв., такими, как повышение социальной напряженности и неопределенности, урбанизация, перенаселенность и др. Показаны различия в уличном досуге между поколениями, состоящие в хронологии освоения детьми разных поколений уличного пространства и содержании их уличного досуга. Обсуждается роль уличного досуга в социализации детей и подростков. Характеризуются ареалы основных видов детской уличной активности, а также степень информированности и контроля родителей за деятельностью детей, варианты создаваемых родителями правил и ограничений на детские перемещения и занятия. Рассматривается, как представление о притягательном и побуждающем к познанию мире сменяется представлением о том, что он опасен и вызывает тревогу. Обрисованы перспективы дальнейших психологических исследований в данной области.

Добавлено: 21 июня 2018
Статья
Уточкин И. С., Большакова К. Г. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 3. С. 139-149.
Добавлено: 4 ноября 2010
Статья
Котов А. А., Беляева В. А., Котова Т. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016.

Объекты, относящиеся к одной категории, кажутся более сходными, чем объекты, в той же степени различающиеся по физическим параметрам, но не относящиеся к одной категории. Недавние исследования показали, что данный категориальный эффект восприятия (КЭВ) значительно усиливается при назывании объектов общим именем (Котов и др., 2012; Lupyan, 2008). В настоящем эксперименте мы дополнительно усиливали КЭВ с помощью понятийных комбинаций – дополнительных определений к основному имени категории. Мы сравнивали влияние на КЭВ типичных определений («китайская ваза») и атипичных («вкусная ваза»). Испытуемые вначале называли демонстрируемые им объекты именем категории с разными типами определений и потом запоминали дополнительную визуальную информацию об объектах, включающую категориальные и индивидуальные свойства. Мы обнаружили, что использование обоих типов понятийных комбинаций усиливало КЭВ, но в случае типичных понятийных комбинаций это влияние было сильнее. 

Добавлено: 12 апреля 2016
Статья
Шварц Ш. Х., Бутенко Т. П., Седова Д. С. и др. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 43-70.

В статье представлена уточненная теория базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварца (A Refined Theory of Basic Personal Values), призванная обеспечить большие эвристические и предсказательные возможности по сравнению с исходной теорией 10 ценностей (Schwartz, 1992), а также результаты ее проверки в российских условиях. Уточненная теория опирается на ключевое положение теории ценностей, которое нередко игнорируется в исследованиях: ценности формируют круговой мотивационный континуум. Теория выделяет 19 ценностей и располагает их на континууме: смежные ценности являются наиболее совместимыми, а противоположные – в наибольшем конфликте друг с другом. Проверка теории осуществляется с помощью русской версии методики на выборке из 506 человек. Конфирматорный факторный анализ и многомерное шкалирование показали наличие 19 ценностей. Порядок ценностей, предсказанный в теории, в целом подтверждается результатами многомерного шкалирования.

Добавлено: 15 ноября 2012
Статья
Спиридонов В. Ф., Гулевич О. А., Безменова И. К. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 3. С. 126-133.

В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на оценку справедливости взаимодействия в организации.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Спиридонов В. Ф., Гулевич О. А., Безменова И. К. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 1. С. 130-138.

В статье рассматриваются факторы, опосредующие восприятие справедливости организационного взаимодействия.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Дударева В. Ю., Семенов И. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 1. С. 101-120.

Одной из современных областей зарубежной психологии является изучение рефлексии. Поскольку результаты большинства исследований феноменологии и механизмов рефлексии публикуются в англоязычной научной литературе, то в данной обзорно-аналитической статье выделяются и характеризуются основные направления англо-американских изысканий в области психологии рефлексии. При этом впервые анализируется этимологическая пропедевтика и характер взаимодействия отечественных и зарубежных исследований рефлексии, а также характеризуется их сходство и различие в предмете и методах ее теоретико-экспериментального изучения.

Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Лапина А. А., Чернышев Б. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 4. С. 13-32.

Феномен «ухода в свои мысли» (англ. термин «mind-wandering») – это особое специфическое состояние сознания, связанное с полным или частичным отключением внимания от восприятия внешней сенсорной информации и его переключением на внутренние ментальные процессы. Данное состояние характеризуется высокой спонтанностью и высокой непроизвольностью в отношении своего содержания. При данном состоянии в сознании возникают мысли, которые генерируются эндогенной ментальной активностью и концентрируются вокруг значимых для личности целей, но при этом негативно интерферируют с обработкой наличной информации, повышая риск возникновения «сбоев внимания» и ошибок в текущей деятельности. С явлением «ухода в свои мысли» связана мечтательность как черта личности.

Переходы в состояние «ухода в свои мысли» связаны с конкуренцией между мотивационной значимостью данного процесса в сравнении с мотивационной значимостью текущей эксплицитной деятельности, и зависит от процессов когнитивного (исполнительного) контроля. Мотивационная значимость «ухода в свои мысли» определяется не только личностной значимостью конкретного содержания мыслей; данное состояние, видимо, входит в число неотъемлемых потребностей человека, т.к. обеспечивает анализ прошлого опыта и планирование будущих действий и тем самым является адаптивным приобретением человеческой психики.

Феномен «ухода в свои мысли» тесно связан с рядом других психических явлений, таких как рефлексия, метапознание (метасознание) и полнота осознания («mindfulness»). В рамках настоящей статьи вводится подход, позволяющий разделить указанные процессы, и обозначить особый статус «ухода в свои мысли» по признаку негативного влияния на текущую деятельность.

Добавлено: 16 октября 2015
Статья
Семенов И. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 2. С. 141-153.

В статье анализируются основные направления зарубежной философии в связи с изучением в них смысла и рефлексии. При этом философские трактовки смысла эксплицируются с учетом трудов по истории философии и интерпретируются как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения. Впервые рассматривается логика развития фило софских трактовок смысла—от аналитической семантики и неокантианства через герменевти ку, феноменологию, философию жизни и культуры к экзистенциализму и персонализму. В связи с этим кратко обозначено воздействие новейшей зарубежной философской мысли ХIХ—ХХ вв. на анализ смысла в русской философии ХХ в. и на его изучение во взаимосвязи с рефлексией в современной отечественной психологии, в том числе в контексте психолого_ак_ меологического обеспечения гуманизации образования.

Добавлено: 28 апреля 2014
Статья
Толкачев Д. С. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 1.

В статье рассматриваются фреймы гомосексуальности со стороны общества, власти и самих гомосексуалов в результате законодательного запрета «пропаганды гомосексуализма» на основе интерпретации соответствующих кейсов. Закон о пропаганде определил основную тенденцию восприятия гомосексуальности как девиации, но не произвел новых значений, так как власть не получила полного права фреймировать идеи о гомосексуальности. Определив гомосексуальность как девиацию, закон навязал только один способ фреймирования. При этом сталкиваясь с объективной реальностью такое фреймирование подвергается сомнению или подтверждается различными группами, которые от способа фреймирования переходят к конкретным действиям. С одной стороны, мы наблюдаем проявления отрицательного отношения к гомосексуальности во властном дискурсе и дискурсе негативно настроенной части общества. С другой – изменение позиций самих гомосексуалов и формирование вокруг них дружелюбно-гетеросексуального сообщества. Акторы не только создают фреймы, но переопределяют их, манипулируют ими, а также перефреймируют ответы оппонентов. Фреймирование сфокусировало внимание общества на проблемах гомосексуального сообщества и открыло возможности для признания сексуальных меньшинств. Динамический подход фрейм-анализа позволяет рассмотреть изменения фреймов о гомосексуальности в процессе производства значений, категоризации, именования и импликации. отобранное событие именуют и категориально описывают. Власть не выиграла соревнование за право фреймирования из-за противоречивости и нестабильности значений. Но и окончательное признание гомосексуальности на данном этапе развития страны было бы невозможным: необходима научная дискуссия и понимание обществом демедикалзации и депаталогизации. Особая роль должна отводиться десексуализации гомосексуальности. Но процесс обсуждения гомосексуальности в российском обществе только начинается.

Добавлено: 11 октября 2017
Статья
Иванова Т. Ю., Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 323-346.

Работа посвящена выявлению вклада личностных ресурсов (смысложизненных ориента- ций, оптимизма, жизнестойкости, толерантности к неопределенности, самоэффективно- сти) в динамику субъективного благополучия в условиях экономического кризиса. Личностные ресурсы выполняют в ситуации экономического кризиса фильтрующую и буферную функции, опосредуя как оценку человеком влияния кризиса на его жизнь, так и то, каким образом оценка кризиса сказывается на изменении субъективного благополучия через год. 126 взрослых жителей Москвы участвовали в исследовании отношения к кризи- су, личностного потенциала и субъективного благополучия в разгар экономического кри- зиса в мае—июне 2009 г.; через 14—16 месяцев у 86 человек из первоначальной выборки повторно оценивался уровень субъективного благополучия. Было показано, что оценка кризиса как повлиявшего на жизнь в большей степени связана с личностными ресурсами, чем с социодемографическими факторами. Выраженность фильтрующей функции не оди- накова: если для осмысленности жизни и копинг-стратегии самоконтроля она подтвержда- ется полностью, то относительно оптимизма, жизнестойкости и копинг-стратегии «плани- рование» она выражена лишь на уровне тенденции. Буферная функция выражена в боль- шей степени, чем фильтрующая, и выявлена как для каждого ресурса в отдельности, так и для интегрального показателя личностных ресурсов (ИРЛ). Однако буферная функция ИРЛ была выявлена лишь в отношении динамики удовлетворенности жизнью, но не витальности: при низком уровне ИРЛ удовлетворенность жизнью через год значительно более зависит от оценки кризиса, чем при высоком уровне; более того, при высоком уровне личностного потенциала удовлетворенность жизнью при втором замере «парадоксально» выше у тех, кто считает, что кризис повлиял на их жизнь.

Добавлено: 22 октября 2016
Статья
Медведев Б. П., Яголковский С. Р. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 3. С. 414-427.

В современной психологии наметилась и усиливается тенденция к интенсивному исследованию креативности человека. Появились многочисленные теории и модели этого феномена, анализирующие и объясняющие его с самых разных сторон. При этом важным исследовательским направлением в этой области являются выявление и анализ психологических факторов, препятствующих творческому мышлению. Одним из них является функциональная фиксированность. Этот феномен, с одной стороны, достаточно хорошо представлен в научно-психологической литературе, с другой, нуждается в более глубоком анализе в связи с быстро изменяющимися условиями творческой деятельности современного человека. Функциональная фиксированность ограничивает творческие потенции человека и во многом предопределяет стереотипность его мышления. Этот термин был введен К. Дункером (Duncker, 1945), который рассматривал функциональную фиксированность в качестве одного из основных «врагов» творческого мышления. Появились многочисленные синонимы этого термина, зачастую акцентирующие частности: «установка» (Kearsley, 1975), «ригидность» (Leach, 1967), «трудность в переструктурировании» (Wertheimer, 1959) и пр. При этом в научно-психологической литературе недостаточно полно представлены работы, систематизирующие результаты упомянутых выше, уже ставших классическими исследований функциональной фиксированности. Настоящая работа в значительной степени восполняет указанный пробел. В ней выделены и кратко проанализированы те аспекты и факторы творческого мышления субъекта, которые являются наиболее важными для понимания природы и негативной роли функциональной фиксированности. Рассмотрены основные подходы к определению феномена функциональной фиксированности, различные теории и модели, объясняющие природу этого феномена, а также формы проявления функциональной фиксированности в самых разных сферах деятельности субъекта.  Продолжением указанной исследовательской работы будет анализ психологических методов снижения функциональной фиксированности, ограничивающей творческие возможности субъекта. 

Добавлено: 27 сентября 2020
Статья
Болотова А. К. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. № 3.
Добавлено: 11 января 2009
Статья
Иванченко Г. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 4. С. 53-57.

Почему надо развивать не религиозную (поликонфессиональную), а именно христианскую психологию? Почему невозможна нерелигиозная духовность (трансцендентность)? Автор считает, что «христиански ориентированной психологии» не удалось дать убедительный ответ на эти вопросы и не удалось предложить свою эвристичную трактовку психологических категорий.

Добавлено: 28 июня 2013
Статья
Лебедева Н. М. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 2. С. 68-88.

В статье представлены теоретические подходы и результаты эмпирических исследований взаимосвязи ценностей культуры, экономических установок и отношений к инновациям в России. Согласно результатам исследования, экономическому развитию в России способствует важность ценностей Интеллектуальной и Аффективной Автономии и Мастерства, т. е. ценностей независимости и активности индивида, а препятствуют — ценности Принадлежности и Иерархии, которые поддерживают установки экономического патернализма и негативно связаны с уровнем психологического благополучия личности. Выявлены универсальные культурные факторы, способствующие и препятствующие продуктивным инновативным установкам россиян вне зависимости от возраста и этнической принадлежности: ценности Интеллектуальной Автономии и Мастерства способствуют, а ценности Иерархии препятствуют инновативным диспозициям личности.

Добавлено: 14 ноября 2012
Статья
Григорьев Д. С. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 273-298.

В статье рассмотрена взаимосвязь индивидуальных ценностей, социальной дистанции и позитивных и негативных установок по отношению к миграции, целью настоящего исследования была проверка культурно-универсального характера этих связей. Ранее исследователями крайне редко рассматривались оба аспекта отношения к мигрантам: восприятие мигрантов принимающим обществом и мнение принимающего общества относительно миграционной политики. В данном исследовании были рассмотрены оба этих аспекта в форме социальной дистанции и трех установок по отношению к миграции. С помощью анализа данных 7-го раунда европейского социального исследования (European Social Survey, ESS) за 2014 г. для четырех европейских стран (Бельгии, Германии, Франции и Нидерландов) после проверки метрической (сильной факторной) инвариантности шкал и их надежности с использованием моделирования структурными уравнениями было выявлено, что, как и предполагалось в гипотезах исследования, социальная дистанция положительно связана с ценностями сохранения и отрицательно с ценностями открытости к изменениям, а также положительно связана с негативными установками по отношению к миграции (восприятие миграции как угрозы и необходимость некого миграционного ценза) и отрицательно с положительными установками (желательность миграции), при этом данный характер связей носит культурно-универсальный характер. Также, помимо этих универсальных связей, можно отметить, что многие другие связи в модели носят культурно-специфический характер, особенно примечательным является эффект полной медиации социальной дистанцией некоторых связей между отдельными ценностями и отдельными установками на разных выборках. Полученные результаты полезны для понимания некоторых аспектов межкультурных отношений.

Добавлено: 13 февраля 2016
Статья
Варако Н. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 178-189.

Последние несколько десятилетий в традиционной нейропсихологической реабилитации больных с повреждениями мозга произошли важные перемены. Часть из них связана с расширением понятия нейрореабилитация и включением в него психотерапевтического компонента как обязательного. Исторически нейрореабилитация понималась как синоним когнитивной реабилитации, не включая в сферу специальной деятельности реабилитационной команды собственно психотерапевтическую составляющую. Такое человекоцентрированное изменение связано с анализом эффективности различных реабилитационных программ и пониманием важности работы с эмоционально-личностной сферой пациентов, их семей, а также сотрудников клиник и реабилитационных центров. В предлагаемой статье содержится обзор таких программ и подходов. Одна из первых программ по реабилитации с применением психотерапевтической помощи больным с повреждениями мозга была разработана и успешно внедрена американским психологом, психотерапевтом Yehuda Ben-Yishay. Реабилитационная программа длилась около двух лет и задействовала как самих пациентов, так и членов их семей. Помимо психотерапевтической и когнитивной составляющих, все участники включались в решение повседневных жизненных задач. Экологическая направленность и психотерапевтическая поддержка обеспечили практически стопроцентную эффективность программы.

Не менее известный подход к нейропсихологической реабилитации с включением психотерапевтического компонента как обязательного был разработан другим американским психологом George Prigatano. В своей книге «Принципы нейропсихологической реабилитации» он формулирует тринадцать принципов. Многие  из них посвящены психотерапевтической работе как с пациентами, так и с членами их семей, а также с членами реабилитационной команды, которая сталкивается с множеством психологических и поведенческих проблем, сопровождающих повреждения мозга.

Указанные программы относятся к холистическому подходу в нейрореабилитации, доказавшему свою высокую эффективность. Комплексный подход к пациенту и его окружению, в котором основное место уделяется мотивационному компоненту и проработке эмоциональных проблем, позволяет повысить результативность всех восстановительных занятий за счет активности самого пациента и адекватного понимания целей, задачей и возможностей реабилитации.

Добавлено: 13 октября 2014
Статья
Петренко В. Ф. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. № 1. С. 93-101.
Добавлено: 5 мая 2009