• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 301 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Васильковский С. А., Игнатов А. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2020. Т. 15. № 4. С. 7-29.

Распространение цифровых технологий приводит к массовой цифровизации всех видов общественных отношений. Формирующаяся в ходе данного процесса цифровая экономика становится ведущим фактором мирового экономического роста и критерием развитости государства. Основой цифровой экономики является Интернет, обеспечивающий функционирование новых моделей бизнеса, форм социального взаимодействия, инновационного производства, общественной дипломатии. Система управления Интернетом отличается от иных современных международных систем общественно-политических отношений тем, что  ведущую роль в ней играют негосударственные организации, в частности, Корпорация по присвоению доменных имён (ICANN) и Общество Интернета (ISOC), а деятельность государств существенно ограничена базовыми свойствами системы, что затрудняет реализацию цифрового суверенитетагосударства. Целью представленной работы является определение способов сглаживания данного несоответствия.

Анализируя современное состояние системы управления Интернетом, авторы представленной статьи определяют её ключевые характеристики, обуславливающие конфликтогенность системы – к ним относятся децентрализованность, недостаточный оценочный уровень подотчётности и легитимности. Авторы анализируют инструментарий ICANN и ISOC и выделяют среди них ключевые инструменты, которые фактически закрепляют за организациями статус центральных в системе управления Интернетом. В заключении авторы приводят рекомендации относительно действий международного сообщества для смягчения выявленных диспропорций.

Добавлено: 2 марта 2021
Статья
Мешкова Т. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 1. С. 4-11.
Результаты международного исследования знаний и компетенций школьников PISA-2006 показали, что некоторые страны достигли существенного прогресса в уровне образовательных достижений школьников в период с 2000 года. Во многих странах результаты международной программы оценки образовательных достижений школьников PISA являются предметом оживленных дискуссий, также как и основой совершенствования национальных образовательных политик и корректировки национальных стратегических планов развития сферы образования. Однако, так происходит не всегда. Статья представляет анализ результатов участия России в международном исследовании по оценке образовательных достижений школьников. Автор размышляет о причинах низких показателей уровня образовательных достижений российских школьников.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 5. С. 4-19.
Оценки и прогнозы являются неотъемлемой частью политического анализа и сопровождают деятельность «Группы семи / восьми», как одного из ключевых институтов глобального управления, на протяжении почти всей ее истории. Аналитики, политики и публицисты часто концентрируются на неудачах и проблемах; на том, что не решено или не реализовано; не согласовано или не исполнено в полной мере. Такой подход понятен, он дает возможность выработать и предложить меры по повышению эффективности процессов и инструментов решения проблем глобального управления. Однако, не менее важно исследование успехов и факторов их достижения. Представляется, что подготовка программы председательства Японии и саммита на Хоккайдо предоставляют богатый материал для анализа как факторов успеха, так и причины неудач.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 5.
Добавлено: 7 ноября 2008
Статья
Бенневорт П., Сандерсон А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 1. С. 172-188.

Представляем Вашему вниманию перевод статьи «Многомерное ранжирование: новый инструмент прозрачности в области высшего образования», опубликованной в журнале Программы «Институциональное управление в высшем образовании» ОЭСР «Управление и политика в высшем образовании» в 2010 г.

Авторы статьи анализируют необходимость разработки новых инструментов транспарентности в сфере высшего образования, которые могли бы информировать стэйкхолдеров о качестве университетов. Сначала вниманию читателей предлагается общий обзор концепции инструментов обеспечения прозрачности и характеристика тех инструментов, которые доступны и используются сегодня. Далее осуществляется критический анализ методологий существующих инструментов транспарентности. Особое внимание авторы статьи уделяют проблеме надежности источников данных для оценки транспарентности, рискам, ввязанным с использованием таблиц лиг в качестве инструмента транспарентности, а также трудностям применения композитных индикаторов. В заключении авторы предлагают использовать многомерное ранжирование как новый принцип обеспечения транспарентности.

Добавлено: 21 мая 2012
Статья
Романова Т. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 4. С. 180-195 .

Данная статья посвящена исследованию стартегических последствий вступления России в ВТО для развития отношений с ЕС. Автор выделяет пять проблемных аспектов отношений России и ВТО: государственный заказ, признание Таможенного союза и Единого экономического пространства, экспортные пошлины на нефть, строгие фитосанитарные нормы России, введенные в 2012 г. пошлины за утилизацию автомобилей. Вступление России в ВТО проясняет цели сотрудничества с ЕС: создание зоны свободной торговли или таможенного союза.  Членство России в ВТО  решает проблему равноправия  с ЕС в сфере правового сближения, кроме того стороны теперь могут обращаться в ВТО для разрешения экономических споров.Таким образом вступление в ВТО дает новые возможности для развития межправительственных контактов и снижает степень политизации отношений между Россией и ЕС. 

Добавлено: 31 января 2014
Статья
Михневич С. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2015. № 4.

Статья посвящена анализу роли фактора «умной силы» в процессах институциональных изменений в международных отношениях, их основных элементов и движущих сил, а также значения взаимодействий по проблемам «силы» в эволюции международной системы и подсистем. Сегодня наблюдается очередной виток трансформации среды международных отношений благодаря радикальному расширению возможностей для трансграничного взаимодействия отдельных сообществ и общественных групп. Результатом этого может являться формирование новой идентичности, существующей вне государственных границ. Широкая практика трансграничных контактов, в том числе способствует серьезному повышению роли факторов ценностей и идеологии на международной арене. При этом в роли фона для трансформации среды международных отношений выступают процессы глобализации, которые, в свою очередь обостряют проблемы «трех ключевых разрывов»: экономико-социального, политического и ценностного. В конечном счете, происходит экспоненциальный рост неопределенности в мировой политике и серьезное ослабление международных возможностей государств. Одним из наиболее действенных средств структурирования взаимодействий и элиминирования неопределенности является формирование комплексных институциональных структур. Кроме того, они отражают убеждения и ценности, сформировавшиеся в обществах и сообществах в ходе исторического развития. Таким образом, создание соответствующих институтов способно существенно облегчить многие существующие международные проблемы, в том числе связанные с изменением среды. При этом крайне важно обеспечить взаимовыгодное сочетание и взаимоучет интересов всех участвующих акторов. В противном случае эффективность создаваемых систем будет невелика. Рассматривавшееся ослабление международных позиций государств как ключевых акторов проявляется также и в снижении эффективности ресурса «жесткой силы» в реализации государствами своих национальных интересов. Происходит постоянное увеличение значения ресурса «мягкой силы», которая сама по себе также не является эффективным механизмом прямого действия на политику других государств. Более результативным и корректным средством представляется политика «умной силы», которая сочетает в себе «жесткую силу» для понуждения и возмездия и «мягкую силу» в виде убеждения и притяжения. Способности актора в реализации «умной силы» тесно связаны с контекстуальным интеллектом и существующими «эффектами колеи», коренящимися в культуре и историческом опыте, которые формируют особенности общественного познания и восприятия тех или иных событий и явлений. Вышеуказанные факторы оказывают непосредственное воздействие на формирование международных институциональных структур. В контексте анализа функций отдельных аспектов «умной силы» автор обращает внимание на концепцию «трех лиц силы». Также в статье отмечается определяющее значение безопасности в международных процессах (институционализации), которая лежит практически в основе всех ключевых решений, принимаемых элитами в ходе процессов дефинизации. При этом повышение безопасности может трактоваться как снижение неопределенности в ее отношении, в том числе за счет институционализации взаимодействий и реализации коллективной «умной силы»

Добавлено: 8 декабря 2015
Статья
Шелепов А. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2. С. 10-27.

В статье представлен анализ применения Великобританией политики «мягкой силы» по пяти основным направлениям международного культурно-гуманитарного сотрудничества: культура и продвижение языка; сотрудничество в области образования, научно-техническое и инновационное сотрудничество; развитие деловых связей; развитие общественной дипломатии (молодежные обмены, деятельность НПО); содействие международному развитию. Автором были изучены приоритеты, цели и задачи; ключевые ведомства; нормативно-правовая база; система институтов, механизмов и инструментов; система финансирования и механизмы учета расходов; система информации и коммуникаций; система оценки результатов по каждому из направлений. На основании анализа автор приходит к выводу, что сочетание различных направлений международного культурно-гуманитарного сотрудничества способствует достижению основной цели политики «мягкой силы» Великобритании – обеспечению влияния и успешного продвижения национальных ценностей за рубежом. К числу выявленных основных факторов успеха политики «мягкой силы» Великобритании относятся: определение четких целей сотрудничества по каждому из направлений, учет националь- ной специфики и уровня экономического развития стран-партнеров, устойчивость присутствия в этих странах, эффективная координация деятельности соответствующих ведомств, активное вовлечение НПО в процессы сотрудничества, а также прозрачность и развитые инструменты оценки эффектив- ности политики «мягкой силы». При этом ресурс влияния в странах присутствия формируется в первую очередь за счет осуществления мер по направлениям развития деловых связей, общественной дипломатии и содействия международному развитию, однако реализация политики по другим направлениям также вносит существенный вклад в реализацию Великобританией эффективной комплексной стратегии «мягкой силы».

Добавлено: 15 июня 2015
Статья
Подругина А. В., Табах А. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2020. Т. 15. № 2. С. 173-190.

Сегодня глобальная финансовая система сталкивается с необходимостью реагировать на тройной вызов: угрозу нового системного финансового кризиса на глобальном и региональном уровне; трудности постоянной адаптации существующих практик финансового бизнеса и регулирования к интенсивным технологическим инновациям; последствия излишнего политического влияния на финансовую систему посредством санкций и избирательно применяемых практик в санкционных целях. Для улучшения качества финансового регулирования потребуются более глубокая кооперация между регуляторами лидирующих экономик и проактивная позиция финансовой индустрии, а также децентрализация финансового регулирования. Однако маловероятно, что это произойдет на глобальном уровне. Финансовая стабильность, которая в период после Великой рецессии стала ключевой целью глобального финансового регулирования, рассматривается в статье с точки зрения «трагедии общин»2 . В статье рассмотрены основные тенденции в регулировании финансовых рынков в посткризисный период: трансформация мировой финансовой архитектуры, борьба с отмыванием доходов и финансированием терроризма, применение финансовых санкций. Проанализированы существующие провалы современного посткризисного финансового регулирования: кредитное сжатие, снижение эффективности монетарной политики, регуляторный арбитраж, повышение издержек на соблюдение требований (законодательства по борьбе с отмыванием доходов и финансированием терроризма, налогового законодательства, санкционного режима). По мнению авторов, в будущем в сфере финансового регулирования будут одновременно наблюдаться тенденции гармонизации и стандартизации требований в традиционных секторах финансовых рынков (в том числе в традиционных институтах теневого банковского сектора), но в то же время продолжит развиваться «регуляторный арбитраж»3 с использованием новых финансовых технологий с целью снижения регуляторных издержек. Начавшийся в 2020 г. кризис, спровоцированный пандемией коронавируса, хотя имеет нефинансовую природу, практически неизбежно окажет большое влияние на финансовые рынки и формат их регулирования. Предложены возможные шаги, направленные на устранение провалов системы финансового регулирования, в том числе в контексте деятельности международных организаций.

Добавлено: 4 августа 2020
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 2. С. 39-45.
В период с начала 90-х годов усиливается динамика интеграции в ЕС, как в плане углубления интеграционных процессов, так и в измерении расширения. Одновременно происходит интенсивное уплотнение ткани сотрудничества в сфере образования. Вновь изменился общий характер взаимодействия между экономической интеграцией и социальным развитием в рамках ЕС. Если на предыдущих этапах развития европейской интеграции имел место скорее тот или иной дисбаланс прямых и обратных связей между экономической интеграцией и социальным развитием, то на нынешнем этапе это действительно обоюдное и гораздо более органичное взаимодействие, в котором нельзя пренебречь ни «экономическим», ни «социальным». В статье представлен анализ того, каким образом, с одной стороны, переход к ЭВС влияет на социальное развитие в участвующих странах, с другой – как сложившиеся в них социальные системы и их социальные проблемы воздействуют на продвижение к этой цели. При этом, особое внимание в анализе уделяется тому, как в новых условиях меняется характер сотрудничества в сфере образования.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 2. С. 15-25.
Мы начинаем серию публикаций, представляющих анализ нормативной базы развития сотрудничества в сфере образования в ЕЕС, методов и инструментов ее реализации, в период с 1958 по 2005 год. Изучение этих аспектов является актуальным по нескольким причинам. Во-первых, он дает возможность проследить эволюцию сотрудничества в образовательной политике и понять ее взаимосвязь с экономической интеграцией; понять, как трансформировалась роль и содержание образовательной политики за прошедшее пятидесятилетие. Кроме того, согласно «Дорожной карте» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, утвержденной 10 мая 2005 года в Москве Президентом России В.Путиным, Премьер-министром Люксембурга Ж.-К.Юнкером, Председателем Комиссии Европейских сообществ Ж.М.Дуран-Баррозу и Верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Х.Соланой, Россия и ЕС сформулировали общую цель «содействовать интеграции и углублению сотрудничества в рамках создаваемого Европейского пространства высшего образования в соответствии с основными положениями Болонского процесса».
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Ларионова М. В., Рахмангулов М. Р., Сахаров А. Г. и др. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 4. С. 102-125.

Здравоохранение является незаменимым общественным благом. На национальном уровне признание ценности здоровья как общественного блага выражается в приверженности правительств стран БРИКС и других государств целям повышения объемов финансирования здравоохранения. На глобальном уровне об этом свидетельствует работа международного сообщества, направленная на достижение трех Целей развития тысячелетия в сфере здравоохранения, все более усложняющаяся глобальная архитектура здравоохранения и поступательный рост расходов на охрану здоровья, наблюдавшийся в предшествующие кризису годы. Однако, несмотря на успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями, детской и материнской смертностью, сохраняются существующие риски, отмечается появление новых вызовов в результате финансового кризиса 2008 года, низких темпов экономического роста и увеличивающегося неравенства.

Страны БРИКС сталкиваются с этими вызовами,  и уже начали взаимодействие с целью их преодоления. Повестка дня форума находится в стадии становления. Представляется важным, чтобы в процессе формирования повестки дня форума, наряду с учетом вышеизложенных проблем, была обеспечена приверженность стран принципам устойчивости принимаемых решений и сотрудничества с другими акторами для реализации эффективной модели глобального управления в сфере здравоохранения.

В рамках данной статьи представлены результаты анализа потенциала БРИКС по развитию глобального управления в сфере здравоохранения, рассматривается сотрудничество между странами БРИКС (институционализация, дискурс, взаимодействие с другими международными институтами). Представлен сравнительный анализ сотрудничества в сфере здравоохранения с другими областями взаимодействия стран-членов БРИКС. Затем, авторы дают краткий обзор национальных систем здравоохранения стран БРИКС, а также стоящих перед ними вызовов и задач. В заключении делается вывод о том, что поскольку страны БРИКС сталкиваются с общими рисками на национальном и глобальном уровне, формируемая повестка дня в области здравоохранения должна стать ответом на запрос как собственных систем здравоохранения, так и вызовов глобального управления в данной сфере.

Добавлено: 25 ноября 2014
Статья
Зуев В. Н., Островская Е. Я. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 4. С. 106-126.

В статье проанализирована деятельность глобальных регуляторов по принятию мер, направленных на повышение устойчивости мировой экономики к рискам финансовой нестабильности. В статье исследовано содержание и основные направления институциональных реформ в международной финансовой системе. Главная идея статьи - выявить и отразить основные сдвиги во взаимодействии регуляторов финансового рынка в последнее десятилетие.

Системный анализ большого объема фактического материала о деятельности международных регуляторов позволил выделить наиболее значимые институты и определить набор мер воздействия на ведущих игроков финансовых рынков. Были изучены принятые международными институтами документы, дана экспертная оценка их релевантности, оценен характер взаимодействия финансовых регуляторов в сопоставлении с институтами других предметных областей, обозначено соподчинение поставленных ими целей, раскрыт порядок функционирования и иерархия рассмотренных институтов. Был сделан вывод о формировании целостной системы глобальных институтов финансового надзора.

За десять лет после начала глобального кризиса система стала более разветвленной, но, вместе с тем, осталась консолидированной. Она складывается на базе как давно признанных, так и только утверждающих свою юрисдикцию и легитимность формальных и неформальных международных институтов. В статье выявлено возрастание роли неформальных институтов, которые демонстрируя достаточную гибкость, обеспечивают, вместе с тем, высокий уровень исполнения обязательств. Представляет интерес рассмотренная в работе деятельность специализированных международных институтов финансового надзора, значение которых растет, но не находится в фокусе исследовательского внимания. В статье особенно выделяется банковская деятельность как стержневой объект глобального финансового регулирования, как на уровне отдельных элементов банковского сектора, так и всей системы в целом. В работе выдвигается положение о том, что система международного финансового надзора будет укрепляться и наполняться новыми более эффективными инструментами.

Добавлено: 11 февраля 2017
Статья
Зуев В. Н. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 1. С. 53-63.
Выбор энергетической политики среди многих других направлений политики ЕС для целей данной работы не случаен. Энергетика в последнее время находится в центре внимания общественности и политиков ряда государств по многим соображениям. Это и резкие колебания цен на энергоносители, и проблемы надежности поставок и, в более широком смысле, задача обеспечения энергетической безопасности стран, использование новых источников энергии, ее экономия и экологические последствия расточительного обращения с энергоресурсами. В силу этих причин энергетическая политика представляет особый интерес для исследования. От того, насколько успешно страны и международные организации решат текущие проблемы обеспечения экономического развития надежной и экологичной энергетической «подпиткой», без преувеличения во многом зависит как будущее этих стран и организаций, так и будущее человечества в целом.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Перфильева О. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 1. С. 189-202.

На основе результатов комплексного исследования роли федеральных университетов в региональном развитии в настоящей статье анализируются современные формы и модели взаимодействия федеральных университетов с бизнес сообществом, определяются основные барьеры на пути развития взаимовыгодных партнерств, анализируются причины и возможные пути преодоления проблем взаимодействия в будущем. Вопрос доверия бизнеса к вузовским научным разработкам анализируется с точки зрения его роли в повышении вклада федеральных университетов в экономическое, инновационное и социальное развитие регионов, на территории которых созданы и функционируют федеральные университеты.

Добавлено: 21 мая 2012
Статья
Фрэмо Н. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 3.

В статье рассматриваются тенденции и причины неравенства во Франции, а также возможные способы сокращения неравенства. Показано, что за последние десятилетия во Франции наблюдался рост неравенства доходов и неравенства доходов с капитала. В качестве одной из причин роста названа непрогрессивная система налогообложения, при которой наиболее обеспеченные граждане платят меньше налогов, чем наименее обеспеченные. Также во Франции наблюдается устойчивое неравенство на рынке труда. Неравенство приводит к продолжающемуся снижению уровня жизни наименее обеспеченных, низкоквалифицированных работников. Анализируя влияние различных социальных факторов на неравенство, автор показывает, что невозможно однозначно определить их роль в развитии неравенства. Для сокращения неравенства рекомендуется реформировать систему налогооблажения, сделав ее более простой и транспарентной. Второй набор рекомендаций связан с проведением эффективной социальной и образовательной политики; особый акцент на молодых людей из неблагополучных регионов. Наконец, должна проводиться эффективная политика на рынке труда, способствующая созданию большего количества рабочих мест.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Ларионова М. В., Колмар О. И. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12. № 3. С. 53-72.

Председательство в «Группе двадцати» перешло от Китая к Турции в конце 2016 г. в период слабой экономической активности и снижения темпов глобального роста. Ожидается, что экономический рост Китая замедлится до 6,3% в 2016 г. и 6,0% в 2017 г., что в первую очередь вызвано более слабым ростом инвестиций на фоне продолжения поиска экономикой нового баланса. Признавая, что более низкие темпы роста стали «новой нормалью», руководство Китая в 13-м Пятилетнем плане (на 2016-2020 гг.) установило ежегодный целевой темп роста экономики Китая на уровне не менее 6,5%. План изменил акцент парадигмы развития Китая со скорости на качество на основе инноваций, координации, зеленого развития, открытости и разделения выгод. Это видение стало основой концепции и приоритетов китайского председательства в «Группе двадцати». В статье рассматриваются основные итоги председательства Китая в «Группе двадцати» с упором на ключевые результаты, отражающие приоритеты страны в области внутреннего развития и международного сотрудничества. Используя качественный и количественный анализ документов «двадцатки» 2016 г. и документов международных организаций, автор выделяет ключевые решения, принятые на саммите в Ханчжоу, а также тенденции сотрудничества «Группы двадцати» с международными институтами.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что приоритеты Китая в области развития, инноваций и торговли были отмечены беспрецедентным вниманием. Доля приоритета содействия развитию в дискурсе достигла почти 43% (по сравнению со средним показателем в 15% для всех одиннадцати саммитов), доля инноваций увеличилась в 10 раз и составила около 7% (по сравнению с показателем 0,75% для одиннадцати саммитов), а доля торговли достигла максимального в истории значения в 7,3% (по сравнению со средним показателем 2,8%). Доля вопросов окружающей среды в дискурсе составила 2,2%, что выше среднего уровня (1,42%) и показателей всех предыдущих саммитов, за исключением встреч в Каннах и Лос-Кабосе. Хотя доля дискурса по вопросам энергетики оказалась ниже, чем в Брисбене и Анталье, уровень около 4% сопоставим со средними показателями за всю историю «двадцатки» (3,4%). Доля экономических проблем (25%) была близка к средней за весь период (27%). В соответствии с исторической тенденцией доля финансовых вопросов в дискурсе «Группы двадцати» продолжила снижаться, что отражает роль института в разделении труда в отношении регулирования финансовых рынков.

Интенсивность взаимодействия «двадцатки» с международными организациями была выше, чем в среднем за период с саммита в Вашингтоне. Выбор организаций определялся приоритетами председательства и сложившимися тенденциями. Учитывая роль ООН в достижении целей устойчивого развития и приверженность Китая этой организации как центральному элементу справедливой и способствующей поддержанию мира многосторонней системы, неудивительно, что интенсивность упоминаний ООН была в два раза выше, чем в среднем за весь период существования «двадцатки», и значительно выше, чем в рамках любого другого саммита. Аналогичная тенденция наблюдается в отношении ВТО и ЮНКТАД. «Группа двадцати» продолжила полагаться на экспертный потенциал ОЭСР. Интенсивность взаимодействия «двадцатки» с МВФ и Всемирным банком была несколько ниже, чем в рамках предыдущих председательств. Также немаловажно, что Китай укрепил диалог «двадцатки» с аутрич-группами, прежде всего «деловой двадцаткой» и «профсоюзной двадцаткой».

Основываясь на результатах качественного и количественного анализа, автор приходит к выводу, что председательство Китая в «Группе двадцати» способствовало реализации приоритетов развития страны и отражало роль Китая в изменяющемся мировом порядке, помогая укрепить статус «двадцатки» в качестве основного форума экономического сотрудничества и наращивая ее возможности по распределению выгод глобализации между всеми гражданами. Автор утверждает, что Китай сумел обеспечить вклад в будущее сотрудничество в рамках «двадцатки», во-первых, за счет включения инноваций, новой индустриальной революции и цифровой экономики в ее основную повестку дня, отразившегося в принятии 137 обязательств по инновационному росту и создании соответствующих международных механизмов. Во-вторых, в области торговли и инвестиций китайское председательство способствовало разработке и принятию двух документов, один из которых определяет руководящие принципы для разработки глобальной инвестиционной политики, а другой направлен на стимулирование развития инклюзивной торговли и глобальных цепочек создания стоимости. В-третьих, в рамках председательства Китая «двадцатка» согласовала три плана действий по энергетическому сотрудничеству, включая «Расширение доступа к энергоресурсам в Азиатско-Тихоокеанском регионе: ключевые вызовы и План добровольного сотрудничества «Группы двадцати», «Добровольный план действий «Группы двадцати» по возобновляемым источникам энергии» и «Руководящая программа «Группы двадцати» по энергоэффективности» (EELP), обеспечивших дальнейший прогресс в решении вопросов доступа к энергии, экологически чистой энергетики, энергоэффективности, глобальной энергетической архитектуры, энергетической безопасности, а также прозрачности рынка. В-четвертых, Китай стимулировал сотрудничество в рамках «двадцатки» по содействию развитию, основанное на Плане действий по осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г. В-пятых, председательство взяло на себя обязательство по созданию трех исследовательских центров «Группы двадцати» в Китае, обеспечив тем самым возможности для усиления своего влияния на процесс работы «двадцатки» на основе использования базы фактических данных, исследований и обмена знаниями в ключевых областях политики. Китай добился хорошего баланса преемственности и новаторства в повестке дня «двадцатки», способствовал повышению ее легитимности и эффективности благодаря продуктивному взаимодействию с ключевыми международными организациями и диалогу с аутрич-партнерами, а также укрепил потенциал «Группы двадцати» по реализации функций определения направлений действий, принятия решений и их исполнения.

Добавлено: 23 марта 2017
Статья
Баринов С. Л., Кирюшин П. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 4. С. 196-213.

Во многих работах, посвященных еврорегионам, прямо или косвенно фигурируют характеристики развития институтов – управленческих, гражданского общества и иных – как предпосылки или, напротив, ограничители развития самих еврорегионов. С исследовательской точки зрения представляется актуальным сравнительное изучение еврорегионов в различной институциональной среде. Яркий пример таких различий дают три группы границ: между старыми членами Европейского союза; между новыми членами ЕС (вступившими в его состав после 2003 г.) и членами СНГ; между членами СНГ. Данное исследование представляет собой сравнительное case study развития еврорегионов в этих трех зонах соседства.

Добавлено: 29 октября 2013
Статья
Мальцева В. А., Мальцев А. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2020. Т. 15. № 4. С. 1-9.

В обзоре рассматриваются ключевые экспертные доклады 2019 г. по вопросу цифровизации глобальной экономики в контексте реализации Целей устойчивого развития (ЦУР). При общем благоприятном воздействии цифровизации на реализацию ключевых ЦУР в отношении решения проблемы бедности и нищеты, социального равенства и экологического равновесия, авторы докладов акцентируют внимание на вызовах, которые несет собой цифровизация. К числу важнейших из них относится угроза усиления социального неравенства как следствие нового международного разделения труда, гиперконцентрация рынка цифровых технологий, рост цифрового неравенства, угроза информационной безопасности, а также ослабление регулятивных возможностей государства. Авторы докладов отмечают, что цифровизация — это противоречивый процесс, который одновременно может быть подспорьем в достижении ЦУР, так и невольно мешать их реализации.  Для того, чтобы цифровизация стала работать на ЦУР важна целенаправленная и скоординированная политика межправительственных, национальных структур и бизнеса.

Добавлено: 9 ноября 2020
Статья
Морозкина А. К. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2020. Т. 15. № 4. С. 70-90.

Статья посвящена оценке внутристранового межрегионального цифрового неравенства в странах БРИКС. На основании данных за 2014-2018 гг. по использованию интернета и доступу к фиксированному широкополосному интернету рассчитаны показатели неравенства для регионов стран БРИКС, а также выявлены различия между сельскими и городскими территориями и динамика данных различий. На основании проведенного анализа сделан вывод о снижении межрегионального неравенства во всех странах пятерки. В заключении перечислены перспективные направления сотрудничества в области снижения межрегионального цифрового неравенства в странах БРИКС, включая обмен опытом в области реализации национальных стратегий, сбор лучших практик по наиболее эффективным комплексным мерам цифрового развития удаленных территорий и совместное финансирование с использованием средств Нового банка развития.

Добавлено: 9 октября 2020
Статья
Ларионова М. В., Рахмангулов М. Р., Шелепов н. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 3. С. 99-131.

В статье рассматриваются внутренние и внешние факторы, влияющие на исполнение обязательств «Группы двадцати» и БРИКС. Вначале представлен обзор трендов исполнения на основе сравнительных данных по количеству обязательств, принятых лидерами обоих институтов; уровню институционального исполнения; распределению обязательств и оценок исполнения по различным приоритетным сферам. Анализ исполнения «Группой двадцати» проводился начиная с первого саммита в 2008 г. в Вашингтоне, а БРИКС – с третьего отдельного саммита в 2011 г. в Санье. Затем анализируются катализаторы исполнения, встроенные в документы саммитов: приоритетность расположения (размещение в более значимых документах или разделах документа), количественные показатели, временные рамки, обещания по самоотчетности и мандаты на реализацию и (или) мониторинг реализации обязательств. Авторы рассматривают тенденции использования «Группой двадцати» и БРИКС катализаторов в различные годы и в различных сферах, выявляя общие черты и различия. В рамках анализа внешних причин рассматривается потребность (запрос) в коллективных действиях со стороны международного сообщества и стран – членов «двадцатки» и БРИКС и способность членов клуба ответить на запрос и выполнить данные обещания. Также анализируется, насколько эффективны механизмы самоотчетности, созданные институтами в ответ на запрос на эффективность и легитимность управления, и прослеживаются факторы повышения уровня исполнения принятых решений. В заключение рассматриваются катализаторы, причины исполнения и их комбинации, обладающие наибольшим положительным влиянием на исполнение, объясняются тренды в уровне исполнения «Группы двадцати» и БРИКС. Наборы использованных данных по «Группе двадцати» и БРИКС отличаются масштабами. Общее количество обязательств «Группы двадцати» составляет 1511, количество проанализированных обязательств – 114, тогда как общее число обязательств БРИКС – 231, а проанализированных – 23.

Добавлено: 31 октября 2016