• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 354 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Савельев А. И. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 1. С. 43-67.

Настоящая статья представляет собой одно из первых исследований в России, посвященных анализу влияния технологий анализа «Больших данных» (Big Data) на законодательство о персональных данных, которое выступает одним из основных гарантов защиты права граждан на неприкосновенность частной жизни в цифровой среде. В статье раскрываются понятие «Больших данных», описывается генезис данной технологии и ее преимущества, а также приводятся примеры реализации данной технологии в различных сферах деятельности. Основное внимание уделяется анализу совместимости «Больших данных» с рядом базовых положений законодательства о персональных данных. По результатам анализа делается вывод, что такие принципы, как ограничение обработки персональных данных заранее определенными целями, ограничения объема собираемых и обрабатываемых данных минимально необходимым объемом, осуществление обработки данных на основе информированного согласия являются несовместимыми с природой технологий «Больших данных», которая лежит в основе тех преимуществ, которые она несет в себе. Так, принципы ограничения обработки персональных данных заранее определенными целями и ограничения объема обрабатываемых данных минимально необходимым объемом несовместимы с идеей повторного использования данных, которой пронизана философия «Больших данных». Информированное согласие невозможно в условиях, когда невозможно указание цели обработки персональных данных, а оно невозможно как раз по причине непредсказуемости таких целей в эпоху “Больших данных”: ограничение обработки персональных данных заранее определенными целями означает лишение данной технологии преимуществ, которые она способна предоставить. При этом решение проблемы посредством популяризации обезличивания персональных данных также не может оправдать возлагаемых на него надежд по причине существования широких возможностей по деобезличиванию таких данных, предоставляемых дешевыми вычислительными мощностями и большими массивами общедоступных данных в сети Интернет.

Добавлено: 27 мая 2015
Статья
Козлов А. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 2. С. 39-47.

В статье рассматриваются проблемы толкования уголовного законодательства об ответственности за преступления против интеллектуальной собственности, предусмотренные статьями 146, 147, 180 и 183 Уголовного кодекса Российской Федерации. Автор предпринимает попытку разъяснить значение таких признаков как: присвоение авторства, причинившее крупный ущерб;  неоднократное незаконное использование товарного знака и предупредительной маркировки; похищение документов, содержащих коммерческую тайну.

Добавлено: 4 марта 2014
Статья
Нестеров А. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 2. С. 67-71.
Добавлено: 15 октября 2012
Статья
Шаталов А. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 3. С. 94-115.

Статья посвящена вопросам, связанным с понятием, сутью и содержанием апелляционного производства, вводимого в действие с 1 января 2013 г. В ней рассматривается генезис данного правового явления и проблемы оптимальности его нормативной регламентации в действующем уголовно-процессуальном законодательстве РФ. Анализируя новые процессуальные процедуры, автор пытается понять, насколько было оправдано и необходимо распространение апелляционного порядка пересмотра состоявшихся судебных решений на все звенья российской судебной системы.

Добавлено: 26 октября 2012
Статья
Цветкова Е. К. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 2. С. 87-99.

В статье дается анализ наиболее важных положений Кодекса административного судопроизводства РФ, посвященных производству по делам об оспаривании нормативных правовых актов. Оцениваются новеллы Кодекса административного судопроизводства, включенные в производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов - меры предварительной защиты;  объединение в одно производство нескольких дел об оспаривании одного и того же нормативного акта либо разных положений этого акта; запрет заключения мировых соглашений по делам об оспаривании нормативных правовых актов. Указывается также на недостатки юридической техники отдельных положений Кодекса. Проводятся параллели с конституционным судопроизводством.

Добавлено: 14 октября 2016
Статья
Шаталов А. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 3. С. 100-118.

Процедурный механизм осуществления уголовного преследования в отношении лиц, подпадающих под особый порядок производства по уголовным делам, предусматривает в качестве составной части и одновременно способа обеспечения их неприкосновенности усложненный по сравнению с обычным порядок возбуждения уголовного дела и привлечения этих лиц, в качестве обвиняемых по уголовным делам. Исходя из этого, в публикации предпринята попытка комплексного анализа наиболее сложных и спорных вопросов, касающихся уголовного преследования лиц, для которых он изначально предназначен. В ней изложено авторское видение возможностей их решения, на фоне соответствующего правового и теоретического обоснования. Усложняя общий порядок уголовного судопроизводства, через введение дополнительных обязанностей и запретов для лиц, ответственных за ход и исход производства по уголовному делу, положения УПК РФ выступают, по мнению автора, в качестве расширенных процессуальных гарантий неприкосновенности определенного круга специальных субъектов, выполняющих социально-значимые функции. Не увеличивая объем их неприкосновенности, они уменьшают возможность ее ограничения, снижая, таким образом, опасность осуществления безосновательного уголовного преследования. Несмотря на то, что перечень специальных субъектов в законе приведен исчерпывающим образом, в части касающейся обозначения пределов их процессуального иммунитета, нормы гл.52 УПК РФ носят бланкетный характер, поскольку его фактическое содержание неодинаково. Исходя из этого автор считает, что совершая процессуальные действия и принимая предусмотренные законом решения суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь и дознаватель должны учитывать не только предусмотренные УПК РФ особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, но и положения нормативных правовых актов раскрывающих их правовой статус, объем полномочий и пределы действия процессуального иммунитета в том виде, как они закреплены в отраслевом законодательстве. Само же законодательство на этот счет, должно последовательно изменяться в русле рекомендаций Международной организации Совета Европы «Группа государств против коррупции» (GRECO), высказавшейся в своем отчете за сокращение в нем категорий лиц, на которых распространяется специальная процедура привлечения их к уголовной ответственности, а также за упрощение такой процедуры.

Добавлено: 30 ноября 2015
Статья
Мазаев В. Д. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 3. С. 19-33.

В работе показывается правовое значение форм собственности для установления конституционной модели современной экономики, для обеспечения баланса частной и публичной сфер деятельности, поддержки перспективных и традиционных экономических укладов. С использование методов междисциплинарного анализа, а также приемов конституционной экономики, особое внимание уделяется раскрытию социально-правовой природы публичной собственности. На основании анализа российского законодательства и практики Конституционного Суда РФ показывается качественное развитие правового содержания публичной собственности, доказывается самостоятельное регулятивное значение этого института. В последнее десятилетие с помощью публичной собственности законодатель более предметно формирует публичное имущество, разграничивает собственность по разным уровням власти, связывает границы своей власти над объектами имущества функциями, полномочиями органов власти, принципом целевого назначения и принципом единства природы государственной и муниципальной собственности. Выделяется ряд проблем в регулировании вопросов публичной собственности, в том числе, необходимость разработки боле ясных критериев разграничения и перераспределения объектов публичного имущества, особенностей регулирования отдельных имущественных объектов, особенно объектов национального (публичного) достояния. Констатируется, что появление значительного объема нормативного материала по вопросам публичной собственности требует его систематизации и упорядочения в специальном федеральном законе. К важнейшим проблемам относятся также появление различных квази-публичных форм собственности (формально частноправовых), с помощью которых государство значительно увеличивает свое присутствие в хозяйственной жизни (например, публично-правовые компании). Эти формы вносят дисбаланс в принципы свободы и равной правовой защиты участников экономической деятельности, а также являются экономически менее эффективными. В этой связи предлагается расширить понимание публичной собственности, включив в нее собственность, находящуюся под прямым фактическим контролем государства. Это позволит обосновать потребность в новых правовых критериях определения государственного участия в хозяйственной сфере.

Добавлено: 29 января 2018
Статья
Рябова Е. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 2. С. 103-123.

Финансовый контроль в доктрине финансового права понимается как термин, объединяющий любую контрольную деятельность государства и местного самоуправления в финансовой сфере. Это свидетельствует о применении отраслевого подхода к понимаю финансового контроля, при этом ученые выдвигают различные позиции, объясняющие отнесение налогового контроля, валютного контроля и контроля (надзора) со стороны Банка России, в том числе контроля в сфере денежного обращения, к разновидностям публичного финансового контроля. В настоящей статье обосновывается несостоятельность применения отраслевого подхода к финансовому контролю и предлагается сущностный подход. Ближайшее рассмотрение финансового контроля и соотнесение его с валютным, налоговым контролем и банковским надзором по предмету и целям демонстрирует их сущностные различия. Публичный финансовый контроль не объединяет различные виды публичного контроля в финансовой сфере, а является самостоятельным видом контроля наравне с налоговым и валютным. Дифференциация между контролем и надзором проводится, прежде всего, в зависимости от включения в управление финансовыми ресурсами. Обосновывается несостоятельность суждений об отнесении аудита к видам финансового контроля. Изучение нормативной базы финансового контроля позволяет утверждать, что финансовый контроль является категорией не только публичного, но и частного права и, прежде всего, финансовый контроль осуществляется собственником финансовых ресурсов как заинтересованным лицом.

Добавлено: 7 сентября 2018
Статья
Антонов М. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 4. С. 39-50.

В работе приводятся основные биографические факты о жизни и творчестве известного австрийского правоведа, основателя социологии права Ойгена Эрлиха (1862–1922). Подчеркивается важность научного проекта Эрлиха для последующего развития социологии права, раскрываются основные моменты развития его теории, дается краткая характеристика проблематики этой теории. Особый акцент сделан на вопросах взаимосвязи государства и права в социолого-правовой перспективе, на роли социологии права в процессах правоприменения.

Добавлено: 24 января 2013
Статья
Жалинский А. Э. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 1. С. 108-120.

В статье рассматриваются методологические и методические предпосылки совершенствования уголовно-правовой подготовки, профессиональная ориентация на задачи и цели уголовного права, понимание места уголовного права в структуре социальных процессов и правовой системе, личностные особенности профессиональной реализации уголовного права, состязательность уголовного права и профессиональная подготовка, проблемный подход в структуре уголовно-правовой подготовки, структура уголовного права как объекта проблемного подхода, характеристика проблемного анализа уголовного права в статике, проблема текстов как источников деятельности, проблемный анализ динамики уголовного права в качестве объекта профессионального труда, индикаторы проблемных ситуаций в уголовном праве, перевод проблемного анализа уголовного права в уголовно-правовые компетенции, структура уголовно-правовых компетенций, проблема институциональной характеристики компетенций.

Добавлено: 17 октября 2012
Статья
Петров А. Я. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 3. С. 81-93.

В статье предпринята попытка сформулировать новые подходы к определению сущности и правовой природы рабочего времени. На основе норм Конституции Российской Федерации, раздела IVТрудового кодекса Российской Федерации и зарубежного опыта исследуются вопросы понятия, содержания и видов рабочего времени. Вносятся предложения по совершенствованию правового регулирования рабочего времени.

Добавлено: 13 ноября 2012
Статья
Панова И. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4. С. 54-69.

В статье показан исторический аспект развития элементов административной юстиции в России. Рассматривается широкий исторический промежуток, начиная с дореволюционного периода и заканчивая современным этапом, анализируются различные историко-правовые документы по рассматриваемой проблематике, приводятся ценные иллюстрации из зарубежного опыта, делаются обобщающие выводы. Указывается, что в России имеется богатый опыт функционирования института административной юстиции и в нем много поучительного. История развития отечественного законодательства административного судопроизводства и административной юстиции может помочь в реформировании современного законодательства в данной сфере, ведь ошибки прошлого нужно не забывать и не допускать их повторения в будущем. Дан подробный анализ институтов административного судопроизводства и административной юстиции с момента появления их зачатков. Имеет несомненный интерес путь, который прошла система их правового регулирования от судебников Ивана III (1497) и Ивана IV (1550) (первые начала жалобного производства), Соборного уложения (1649) (появление ответственности за нарушения порядка челобитных), к эпохе петровских реформ и екатерининскому правлению (закрепление современных принципов о подаче жалоб на должностное лицо в вышестоящую организацию), к великим реформам Александра II и правлению его преемников (развитие административного судопроизводства, Положение об административных судах 1917 г.), к великим потрясениям 1917 года и развитию новой системы права(новое подробное регулирование жалобного производства, формирование теоретических основ «жалобы» как административно-правовой категории) и к современным реалиям. Изложение истории института административной юстиции в России наглядно показывает важный факт: до сегодня не существует единого, общего, даже обобщающего взгляда на ее существо. Не существует юридических определений основных понятий: «административный процесс», «административно-юрисдикционное дело», «административный спор», «административная юстиция», «административное судопроизводство» и др. Не обозначены их предмет, содержание, границы и объем.

Добавлено: 21 февраля 2017
Статья
Шаблинский И. Г. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 2. С. 248-254.

Данная работа – рецензия на книгу одного из видных специалистов в области избирательного права и избирательных систем, автор десятков статей и книг по данной проблематике, одного из авторов инициативного Избирательного кодекса Аркадия Любарева. Рецензируемая работа — фундаментальный труд, содержащий как детальное описание самих избирательных систем, так и характеристику различных исторических контекстов, в которые данные системы создавались.

Добавлено: 12 февраля 2019
Статья
Трошкина Т. Н. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 2. С. 162-171.

В статье раскрывается специфика образовательной сферы на современном этапе. Рассматриваются вопросы модернизации образовательного законодательства, его практическую реализацию. Анализируется организация образовательного процесса, особое внимание уделяется проблемам связанным с добавлением в него новых элементов. Аргументируется предположение , что именно обозначенное сочетание дает право называть современную модернизацию системы высшего профессионального образования комплексной.

Добавлено: 15 мая 2013
Статья
Ливеровский А. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 2. С. 229-247.

В работе предлагается  использовать рациональную методологию для уточнения традиционно-гуманитарных понятий конституционного права на основе естественного правопонимания. Доктрина верховенства конституции исследуется с точки зрения предопределенности ее правового содержания по отношению к законодательству - результату деятельности органов государственной власти.    

Добавлено: 26 сентября 2018
Статья
Ливеровский А. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 2. С. 229-247.

.  В работе предлагается  использовать рациональную методологию для уточнения традиционно-гуманитарных понятий конституционного права на основе естественного правопонимания. Доктрина верховенства конституции исследуется с точки зрения предопределенности ее правового содержания по отношению к законодательству - результату деятельности органов государственной власти.    

Добавлено: 26 сентября 2018
Статья
Саблина Майя Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 1. С. 91-104.

Статья посвящена вопросу отграничения посреднических действий от исполнительских в интерпретации действующего уголовного законодательства и судебной практики, накопленной за последние два десятилетия.

Проводится проверка соответствия статей Особенной части Уголовного кодекса общим положениям о соучастии. Эмпирическую базу составили материалы судебной практики по преступлениям против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности; против собственности; против общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности; экологическим преступлениям и преступлениям, связанным со взяточничеством.  

Освещены ключевые постановления Пленума Верховного Суда РФ, содержащие разъяснения по вопросу отграничения роли исполнителя от пособника. Разбираются неточности и двусмысленность формулировок актов высшего судебного органа, порождающих дискуссии в кругах ученых и отсутствие единообразия в правоприменительной практике. В статье содержится подборка судебных актов, в которых излагается и аргументируется позиция судов, отличная от разъяснений Верховного Суда РФ.

Особое внимание уделено принятию федерального закона, дополнившего ч. 3 ст. 2051 УК, закрепляющей пособничество в совершении террористического акта в качестве самостоятельного преступления, и позициям государственных органов, излагаемым ими в отзывах на законопроект. Именно данное нововведение во многом положило начало тенденции смешения исполнительских и посреднических действий на законодательном уровне. Продолжением послужило дополнение Особенной части УК ст. 2911 «Посредничество во взяточничестве». Кроме того, в статье анализируются законопроекты, находящиеся на данный момент на рассмотрении в Государственной Думе РФ, в случае принятия которых пособнические действия по ряду составов будут признаваться в качестве самостоятельных преступлений, а лица их совершившие – исполнителями.

 Автор отмечает, что Верховный Суд РФ зачастую выходит за рамки допустимого толкования и излагаемая им позиция является применением закона по аналогии, а не его разъяснением. Во избежание сложностей с применением ч. 5 ст. 33 УК поддерживается предложение сделать перечень закрепленных в ней действий открытым. В целом автор приходит к выводу о тенденции к стиранию четкой границы между ролью исполнителя и пособника, констатирует отсутствие единообразия в судебной практике и считает необходимым развивать положения Общей части УК о соучастии.

Добавлено: 26 октября 2015
Статья
Маркунцов С. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 1. С. 63-68.

В статье рассматриваются вопросы введения в научный оборот криминологического, отличного от легального уголовно-правового, понятия преступления и понятия мнимого преступления. На основе анализа содержания данных понятий автор приходит к выводу о целесообразности их введения и необходимости развития социологических исследований в рамках уголовно-правовой социологии.

Добавлено: 22 ноября 2012
Статья
Терентьева Л. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 4. С. 124-135.

В представленной статье проводится анализ правовой природы специализированных негосударственных арбитражных центров, которые рассматривают определенную категорию споров, связанных с нарушением прав на доменные имена, на основании международной процедуры UDRP (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy) — Единой политики разрешения доменных споров, выработанной при Интернет-корпорации по распределению имен и номеров (ICANN). В статье исследуются общность и различия между функционированием специализированных негосударственных арбитражных центров рассматривающих споры в соответствии с процедурой UDRP и процедурой разбирательства в коммерческом арбитраже. Подчеркивается, что общими чертами функционирования специализированных центров и международного коммерческого арбитража являются негосударственный характер их функционирования, частноправовой характер рассматриваемых споров, возможность применения негосударственных источников права («lex mercatoria» и «lex informatica»), а также заключение соглашений, которые предусматривают подведомственность соответствующих организаций. В то же время такие характеристики функционирования специализированных арбитражных центров, как возможность передачи споров в национальный суд и некомпенсационный характер средств защиты позволяют относить соответствующие центры не к третейским судам и коммерческим арбитражам, а к одной из разновидности внесудебных альтернативных способов разрешения споров. В статье представлен сравнительный анализ правовой природы соглашения, по которому споры передаются в специализированные арбитражные центры, и арбитражного соглашения, правовая природа которого детализирована в рамках договорной, процессуальной и смешанной теорий. В статье подчеркивается, что оговорка в договоре о регистрации доменного имени, в соответствии с которой владелец (администратор) доменного имени дает согласие на рассмотрение спора по правилам UDRP, не в полной мере отвечает характеристике арбитражного соглашения, которое полностью исключает юрисдикцию государственного суда для соответствующей категории споров, подпадающих под компетенцию арбитражного суда. Данное обстоятельство противоречит природе арбитражного разбирательства, которому свойственны окончательность и независимость от судов, входящих в государственную судебную систему.

Добавлено: 28 января 2015
Статья
Терещенко Л. К. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 4. С. 112-124.

Статья посвящена действию разрешительной системы в телекоммуникационной сфере, анализу существующих запретов и ограничений, административных барьеров и направлений их снижения. Эффективность отрасли связи в немалой степени зависит от используемых методов государственного регулирования, от применяемых мер разрешительной системы. Рассматриваются правовые основы деятельности в области связи, предусматривающие целый комплекс разрешительных мер, включая лицензирование, регистрацию, выделение полос радиочастотного спектра, распределение и использование ресурсов нумерации. Разрешительные меры разделяются на два блока: меры, определяющие условия деятельности операторов связи, и меры, устанавливающие требования к применяемому оборудованию и сооружениям (стационарному оборудованию, кабельным сооружениям связи, радиоэлектронным средствам и высокочастотным устройствам). Проблемы лицензирования услуг связи обусловлены различными причинами, в том числе большим количеством лицензируемых видов деятельности. Зачастую оператор связи для осуществления своей основной деятельности вынужден получать более десяти лицензий. В связи с этим представляется полезным заимствование опыта других стран, в которых законодательно предусмотрена возможность получения универсальной лицензии. Однако для этого необходимо внести коррективы не только в Федеральный закон «О связи», но и в законодательство о лицензировании. Кроме того, существует и прямо противоположная проблема — укрупнение видов услуг связи, подлежащих лицензированию. Для крупных игроков на рынке телекоммуникаций это, безусловно, хорошо, однако для мелких операторов связи такое укрупнение влечет за собой необходимость выполнять дополнительные требования, которые они ранее не выполняли при оказании ограниченного перечня услуг связи. Обращается внимание на одну из острых проблем в получении лицензии на оказание услуг связи — ограниченность радиочастотного спектра, в связи с чем назначение радиочастот может превратиться в непреодолимый административный барьер.

Добавлено: 27 января 2015
Статья
Вишневский А. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 3. С. 42-54.
Добавлено: 15 января 2012