• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 317 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Колесник В. Г., Синятуллина Л. Х. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 1. С. 129-148.

В условиях экономического кризиса существующие проблемы управления лесным комплексом значительно усугубились, и стала очевидной необходимость полномасштабных изменений в системе управления комплексом. Цель настоящей статьи - обзор и анализ существующей системы государственного управления лесным комплексом, выявление основных проблем управления комплексом и формирование рекомендаций по совершенствованию существующей системы. Для этого были проанализированы все основные элементы системы управления лесным комплексом. В ходе исследования были выявлены несвязанность двух основных составляющих лесного комплекса; проблемы распределения государственных полномочий в системе управления лесным комплексом; ограничения предусмотренных законодательством механизмов доступа к лесным ресурсам; экономические проблемы отрасли. Были сформулированы предложения по основным направлениям совершенствования системы управления, в том числе: формирование институциональных рамок для координации деятельности участников управления комплексом; оптимизация системы распределения государственных полномочий; развитие механизмов предоставления доступа к лесным ресурсам; совершенствование системы платы за использование лесов.

Добавлено: 31 марта 2017
Статья
Стырин Е. М., Плаксин С. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. С. 66-83.
Мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг является важным этапом в развитии всей системы государственных услуг в Российской Федерации. В статье наряду с теоретическими подходами к проблеме качества государственных услуг рассматриваются современные методики организации мониторинга государственных услуг как процесса взаимодействия потребителя с органами государственной власти в России и за рубежом. Приводятся некоторые особенности представления результатов анализа российской системы государственных услуг на примере мониторинга, проведенного экспертами ИГиМУ НИУ ВШЭ в 2010 году. Формулируется набор критериев для периодического отбора государственных услуг в последующие мониторинговые исследования. Предлагаются направления дальнейшего совершенствования процесса предоставления государственных услуг в Российской Федерации.
Добавлено: 25 октября 2012
Статья
Королев В. А., Локтев Н. П., Сластихина И. Ю. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 7-29.

Предмет анализа - опыт организации и управления такими программами в ЕС, в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Авторами представлены алгоритмы действий органов управления и государств- участников таких программ. Дан критический анализ методологических, методических, организационных и финансовых аспектов формирования и реализации межгосударственных программ и проектов. Проанализированы недостатки существующих методов формирования и реализации межгосударственных программ на пространстве СНГ, препятствующие их эффективной реализации. Обоснована схема управления межгосударственной программой инновационного сотрудничества государств – участников СНГ, предусматривающая создание и использование новых институтов и инфраструктуры межгосударственного сотрудничества в гуманитарной сфере. В выводах и рекомендациях предложены меры по совершенствованию механизмов управления международным гуманитарным сотрудничеством в России, в том числе межгосударственными программами, учитывающие лучшие практики ведущих зарубежных стран.

Добавлено: 23 октября 2014
Статья
Калинин А. М., Софрыгин Е. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2. С. 203-210.
Добавлено: 6 декабря 2011
Статья
Калинин А. М., Софрыгин Е. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2. С. 203-210.

В статье рассматриваются общие вопросы организации мониторинга деятельности органов местного самоуправления, оцениваются первые результаты практического внедрения в Российской Федерации системы контрольных показателей в 2010 г., предлагается вариант совершенствования наблюдения за деятельностью муниципалитетов. Основным недостатком оценки качества деятельности органов местного самоуправления в России является низкая периодичность его проведения, делающая невозможным учет результатов при бюджетном планировании и при решении оперативных вопросов на региональном уровне. Решение указанной проблемы возможно при переходе к ежеквартальному, а по отдельным показателям – ежемесячному мониторингу. Учитывая, что значительная часть используемых в настоящее время показателей отслеживается Росстатом или региональными органами власти именно ежеквартально или ежемесячно, предлагаемый вариант перехода к оперативному мониторингу качества муниципального управления не потребует значительных усилий и в то же время обеспечит региональные власти и местное самоуправление оперативной и достоверной информацией.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Рудник Б. Л. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3. С. 70-89.

Статья подготовлена на основе предложений ее автора, включенных в доклад экспертной группы, созданной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. для определения мер по повышению эффективности бюджетных расходов. Анализируются проблемы и направления, предлагаются меры совершенствования организационно-финансовых механизмов оказания государственных и муниципальных услуг (выполнения работ). Выделяются две основные задачи: 1) проведение реформы сектора государственных и муниципальных учреждений, 2) создание «открытой» сферы предоставления (выполнения) государственных и муниципальных услуг (работ). Открытость понимается в том смысле, что в этой сфере действуют, конкурируя друг с другом, как государственные и муниципальные учреждения, так и частные, прежде всего некоммерческие, организации. Предлагаемые меры подразделяются на краткосрочные (до 2016 г.) и среднесрочные (2017, 2018 гг.).

Добавлено: 13 ноября 2013
Статья
Карпова П. В., Цыганков Д. Б. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 3. С. 5-34.

Трендом современной регуляторики и его ядра – оценки регулирующего воздействия – являются не отказ от регулирования в пользу рынка, а детальная оценка и рациональный выбор вариантов регулятивных мер. В 2010 г. была провозглашена ориентация на «умное регулирование» («smart regualtion»), которая состоит из трех компонентов – (а) комплексной системы ОРВ на всех этапах государственно-управленческого цикла, от проектирования актов, принятия решений, до ретроспективной расчистки и упрощения действующего законодательства; (б) институтов кооперации исполнительных, законодательных и контрольных органов; (в) инструментов участия групп интересов и граждан, в том числе увеличения срока публичных консультаций.

 

Авторы считают, что четвертым элементом это системы является переход от "министериальной" организационной модели ОРВ к модели Советов по оптимизации регулирования при центральном уровне власти. По этому пути уже пошли и развитые страны (Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция), и страны с переходной экономикой (Мексика, Чехия), а также Европейская комиссия.

 

Таким образом, для улучшения регуляторики уже недостаточно существующих департаментов ОРВ в отдельных министерствах - переход полномочий в области ОРВ на более высокий уровень является неотъемлемой характеристикой "умного регулирования", что необходимо учитывать при институциональном проектировании в странах с переходной экономикой, в том числе и России.

 

Добавлено: 21 октября 2012
Статья
Чепуренко А. Ю. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 1. С. 7-30.

Статья посвящена анализу развития политики содействия предприниматель- ству и поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в некоторых стра- нах ЦВЕ и СНГ в ходе системной трансформации и основывается как на кабинет- ном исследовании, так и на собственном опросе экспертов из четырнадцати стран. Автор обращает внимание на изначальные несходства в социально-экономическом контексте политики поддержки МСП в переходных обществах и подчеркивает роль рамочных правил и регуляторики ЕС в процессе формирования соответствующей политики в странах Центральной и Восточной Европы. Показаны как сходство, так и различия в дизайне политики поддержки МСП в четырнадцати постсоциали- стических экономиках. Основываясь на анализе опыта стран ЦВЕ и СНГ с очень раз- личными рамочными условиями и экономическими показателями развития, автор статьи предлагает применить некоторые полученные результаты в российских ус- ловиях, переосмыслить сложившуюся политику содействия предпринимательству и поддержки МСП в направлении более полного учета как разных рамочных условий, так и уровня зрелости предпринимательского сектора на уровне регионов.

Добавлено: 4 июля 2017
Статья
Дзагурова Н. Б., Авдашева С. Б. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 1. С. 69-88.

Бурное обсуждение проекта Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»1 (в дальнейшем называемого в тексте Законом «О торговле») явилось отражением крайней озабоченности, которую многие положения этого документа (уже принятого и вступившего в действие с 1 февраля 2010 г.) вызвали у профессионального сообщества экономистов2 и, в частности, у той его части, специализацией которой является антимонопольное регулирование. Стремясь решить одни проблемы, авторы законопроекта способствуют появлению проблем не менее серьезных, кроме того, предложенные ими лекарства имеют все шансы оказаться много опаснее самой болезни. Избыточная жесткость введенных норм регулирования вертикальных ограничений свидетельствует либо о неверной интерпретации самого понятия «конкуренция» и стремлении повсеместно насадить нормы поведения, почерпнутые из изучения теоретической модели рынков совершенной конкуренции, либо о полном неверии в инструменты регулирования, иные, нежели административные запреты.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Калинин А. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 2. С. 182-189.

Разработка и принятие качественного нормативно-правового и методического обеспечения – необходимое условие для успешного осуществления проектов по созданию многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ), а также развитию уже существующих МФЦ. С целью выявления лучшего опыта создания МФЦ в 2008 г. Минэкономразвития России организовало проведение мониторинга действующих 18 МФЦ в 16 субъектах РФ, для чего там были проведены выездные проверки. В ходе проверок были проведены опросы общественного мнения, наблюдения за работой МФЦ, проведено исследование на соответствие МФЦ требованиям стандарта комфортности. В статье обобщены итоги мониторинга, даны характеристики действующих МФЦ по основным параметрам, таким как перечень услуг, предоставляемых на базе МФЦ, основные участники, технические и организационные показатели МФЦ и т.д., отмечены преимущества и недостатки организации МФЦ субъектами РФ. Также статья содержит перечень основных проблем, с которыми столкнулись регионы при создании и обеспечении деятельности МФЦ, предложения по их преодолению.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Барабашев А. Г., Прокофьев В. Н. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 7-28.

Существующее правовое регулирование государственных гарантий, прав, обязанностей и ограничений государственных служащих по видам и уровням государственной службы недостаточно и не соответствует принципу системности государственной службы РФ. Проведенный авторами сравнительно-правовой анализ показал, что основная причина дисбалансов и нестыковок правового регулирования государственных гарантий заключается в наличии избыточных полномочий различных органов государственной власти, начиная от вершины вертикали (Президент Российской Федерации). Избыточные полномочия не конкретизированы, они реализуются хаотично и дезорганизуют управление государственной службой. В статье рассмотрены перспективы унификации правового регулирования видов государственной службы в области социальных гарантий, заключающиеся в рецепции и экстраполяции (унификации) правовых инструментов между различными видами государственной службы, между федеральным и региональным уровнями. Аргументом в пользу создания централизованного федерального органа по управлению государственной службой является потребность организационного обеспечения рецепции и экстраполяции правовых инструментов. Данному органу должны быть делегированы избыточные управленческие полномочия различных структур системы государственной власти. Выдвинуты предложения по соответствующему нормативному закреплению структуры централизованного федерального органа по управлению государственной службой, механизму его прямого подчинения Президенту Российской Федерации, по схемам участия гражданского общества в его деятельности (в том числе в решении кадровых вопросов).

Добавлено: 9 июля 2015
Статья
Лексин В. Н., Порфирьев Б. Н. Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 2. С. 56-72.

.

Добавлено: 25 января 2019
Статья
Мерсиянова И. В., Якобсон Л. И. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2. С. 5-24.
Статья посвящена проблемам взаимодействия государственных и общественных структур в ходе модернизации социальной сферы. В работе представлены результаты эмпирических исследований, которые свидетельствуют о перспективности такого взаимодействия и, вместе с тем, позволяют идентифицировать факторы, ограничивающие масштабы сотрудничества и снижающие его эффективность. В данной связи обосновывается ряд рекомендаций, нацеленных на формирование более реалистичной и действенной социальной политики.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Моргунова О. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 3. С. 146-156.

В данной статье отражен вопрос влияния учреждений профессионального образования на организацию социально-экономической жизнедеятельности местного сообщества. Дается общее описание системы профессионального образования на местном уровне. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что наиболее выгодной формой обучения, как для органов местного самоуправления, так и для работодателей, является заочная. Учреждения профессионального образования, в свою очередь, выступают «закрепителями» молодежи на местах.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Проскурякова Л. Н. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 4. С. 120-134.
Термин «политика взаимодействия с общественностью», употребляемый автором в статье, соответствует английскому термину «civic engagement policy», широко используемому международными политическими институтами. Автор понимает политику взаимодействия с общественностью межгосударственных институтов и органов государственной власти как оказание поддержки, диалог и консультации, развитие партнерских отношений с организациями гражданского общества и группами населения на местном, национальном и глобальном уровнях. Таким образом, понятие «общественность» включает не только формализованные группы – институты (организации) гражданского общества, но и неформальные группы и объединения, действующие на постоянной или временной основе, местные сообщества, социальные группы, а также индивидов. в статье автор делает попытку ответить на вопрос: как политика взаимодействия с общественностью Всемирного банка и ЕБРР вписывается в демократические процессы государственного управления в России? Из главного вопроса вытекает вспомогательный вопрос из области компаративистики: в чем сходство и различие политических механизмов взаимодействия с общественностью ВБ и ЕБРР в России? Для ответа на эти вопросы автором было проведено сопоставление сходства и различия однотипных функций двух политических институций формирования и реализации политики взаимодействия с общественностью ВБ и ЕБРР в России и в мире, а также изучение того, как проходил процесс становления политического курса ВБ и ЕБРР на взаимодействие с общественностью в России.
Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Минченко О. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 4. С. 136-152.

 

В статье рассматриваются проблемы, связанные с отсутствием в законодательстве Российской Федерации четкого определения таких базовых государственных функций, как "государственный контроль", "государственный надзор" и "разрешительные функции государства". Соответствующие понятия не разграничены надлежащим образом и во многом дублируются.

На основании проведенного анализа нормативно-правовой базы, регламентирующей контрольно-надзорные и разрешительные функции государства, а также научных источников, посвященных указанной проблеме, авторами были выявлены основные признаки и содержание вышеуказанных понятий.

Государственный и муниципальный контроль должен рассматриваться как самостоятельная системная функция федеральных и региональных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющаяся неотъемлемым элементом процесса государственного управления и местного самоуправления.

В статье сформулированы предложения по созданию комплексной модели системы государственного контроля, включающей в себя в качестве самостоятельных подфункций деятельность уполномоченных государственных органов: по осуществлению государственного надзора; по предоставлению разрешений на совершение юридически значимых действий; проведению государственных экспертиз; формированию государственных информационных ресурсов. Также в статье перечислены предлагаемые авторами принципы и методы осуществления государственного и муниципального контроля.

Добавлено: 1 марта 2015
Статья
Кондрашов А. С., Ястребова Е. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 3. С. 191-208.

В статье рассмотрены методы применения средств видеофиксации в рамках управления парковочным пространством с целью обеспечения контроля и принуждения к исполнению правил парковки. В Москве, как и в некоторых зарубежных городах, в процессе осуществления контроля и принуждения к соблюдению правил парковки задействованы технические средства видеофиксации. Вместе с тем вопрос эффективности применения данных технических средств не поднимался. В таких условиях обеспечение фиксации нарушений с помощью технических средств осуществляется наиболее простым способом – применением статичных маршрутов для мобильных комплексов видеофиксации. Однако помимо статичных маршрутов существуют и другие методы реализации контрольных функций в рамках управления парковочным пространством. Один из них – применение динамических маршрутов, изменяющихся в процессе движения мобильных комплексов видеофиксации. Данный метод реализации контрольных функций в рамках управления парковочным пространством является более сложным, но и более эффективным.В статье поднимается проблематика эффективности методов реализации контрольных функций в рамках управления парковочным пространством на примере применения статичных и динамических маршрутов. С целью сравнения эффективности работы МКФ в условиях текущей ситуации и в условиях применения динамических маршрутов было проведено три исследования: исследование методом наблюдения, социологический опрос и тестирование, в котором была смоделирована ситуация проезда МКФ. По результатам исследований была доказана более высокая эффективность применения динамических маршрутов. Исследование показало, что применение динамических маршрутов позволит на 34% снизить затраты на фиксацию одного автомобиля, на 64% – на фиксацию одного нарушения, а также на 27% сократить количество нарушителей правил платной парковки. Был сделан вывод о том, что использование динамических маршрут.

Добавлено: 23 октября 2015
Статья
Чекин М. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 4. С. 179-196.

Сложившаяся к настоящему времени в Российской Федерации система возмещения государством повышенных материальных и физиологических затрат государственных служащих в связи с прохождением ими службы в государственных органах, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в районах с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах и безводных местностях, имеет ряд недостатков. Они связываются с коэффициентными диспропорциями существующего районного регулирования оплаты труда государственных служащих по видам государственной службы с тем, что в России не существует единой системы коэффициентов и надбавок для военнослужащих, государственных гражданских служащих и служащих органов внутренних дел, компенсирующих прохождение службы в неблагоприятных условиях, нет единого учета коэффициентов и надбавок в денежном содержании гражданских служащих и денежном довольствии военнослужащих при расчете им размера пенсии. Анализ законодательства по данному вопросу позволил увидеть имеющиеся противоречия в оплате военнослужащих, государственных гражданских служащих и служащих органов внутренних дел, проходящих государственную службу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, основной причиной которых является отсутствие в российском законодательстве основополагающего федерального нормативного акта о районном регулировании оплаты труда работников предприятий и организаций, расположенных в указанных местностях, который бы устанавливал единый порядок предоставления гарантий и компенсаций для соответствующего круга лиц. Делается вывод о необходимости принять заново часть норм, регулирующих отношения на государственной службе, разработать и утвердить единый для всех видов государственной службы федеральный закон о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Добавлено: 1 февраля 2015
Статья
Плаксин С. М., Кондрашов А. С., Ястребова Е. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 4.

Целью работы является сравнительный анализ дискретных институциональных альтернатив государственного регулирования доступа на платные автомобильные дороги с точки зрения выгод и издержек для государства, общества, пользователей автомобильных дорог. В статье проводится сравнение действующего в настоящий момент механизма государственного регулирования доступа на платные автомобильные дороги  («запретительный порядок», предусматривающий значительные инвестиции в создание пунктов пропуска, но обеспечивающий стопроцентную собираемость) и альтернативного механизма (технология free flow (свободное движение, англ.)), предусматривающая оплату после проезда и штраф за ее отсутствие, не требующая значительных инвестиций в создание пунктов пропуска, но допускающая оплату проезда и штрафов не всеми пользователями автодороги). По результатам оценок выгод и издержек всех участников процесса на основании расчетов авторов, а также проведенного социологического исследования делается вывод о предпочтительности внедрения механизма free flow по платным автодорогам. Полученные результаты могут использоваться для корректировки действующего законодательства в сфере платных автомобильных дорог.

Добавлено: 23 октября 2015
Статья
Шубенкова А. Ю. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 162-173.

Применение методов стратегического управления получило широкое распространение в государственном управлении развитых стран мира. Методология создания долгосрочных национальных стратегий разрабатывается и рекомендуется международными организациями. Исполнение  первой официальной долгосрочной стратегии России (Стратегии-2020) обусловило исследование различных принципов организации стратегического процесса в мире. Исследование двух зарубежных аналогов (Норвегии и Южной Кореи) по созданию государственных стратегий и сравнение с российской практикой показали, что модели стратегического управления отличаются в различных политических режимах. Схема организации стратегического управления и инструменты вовлечения политических акторов в формулирование стратегии может оказывать влияние на возможности исполнения стратегии

Добавлено: 20 ноября 2012
Статья
Яковлев А. А., Ткаченко А. В., Демидова О. А. и др. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 2. С. 5-36.

Реформа бюджетного сектора в РФ дает интересную возможность для сравнения правил регулирования закупок бюджетных организациях и автономных учреждениях. Такого рода анализ важен в условиях критического переосмысления последствий принятия 94-ФЗ и планируемого с 2014 года создания Федеральной контрактной системы.

Основываясь на методологии «разностей в разностях», мы рассматриваем закупки двух государственных университетов в период 2011-2012 годов. Один из них, в течение всего периода осуществлял свои закупки в соответствии с требованиями 94-ФЗ. Другой университет до июля 2011 года проводил закупки в рамках 94-ФЗ, однако затем здесь было введено в действие собственное Положение о закупках. Сравнение данных этих организаций позволяет оценить, как переход на новые формы регулирования повлиял на основные параметры эффективности госзакупок, включая уровень конкуренции на торгах, экономию от снижения цен и своевременное исполнение обязательств по контрактам.

Добавлено: 26 июля 2013