• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 304 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Татарко А. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 3. С. 15-29.

Исследование посвящено рассмотрению взаимосвязи социально-психологического капитала личности (СПКЛ) и ее политического поведения. Социально-психологический капитал личности – это системно организованный и сбалансированный ресурс социально-психологических отношений личности к обществу в целом и к своему непосредственному окружению, основанный на доверии и способствующий повышению субъективного благополучия и адаптированности личности в обществе. Данное понятие – новое в социальной психологии, оно помогает описать тот социально-психологический ресурс личности, который связывает ее с обществом и способствует ее успешности в деле его благополучия. Для оценки социально-психологического капитала личности использовалась авторская методика (Татарко, 2014), политическое поведение рассматривалось на примере электорального поведения. Эмпирическое исследование было проведено летом 2012 г. вскоре после выборов в Госдуму и выборов президента РФ. Выборка была репрезентативной по отношению к Центральному федеральному округу (N = 1026) и Северо-Кавказскому федеральному округу (N = 1035). Эмпирические данные обрабатывались при помощи моделирования структурными уравнениями (использовалась программа AMOS). В процессе обработки данных оценивалось влияние двух базовых компонентов СПКЛ – «интегрирующего» и «консолидирующего» на политическую активность и политические предпочтения респондентов в процессе голосования. Исследование показало, что оба компонента позитивно связаны с политической активностью личности, но политические предпочтения у респондентов с преобладанием «интегрирующего» или «консолидирующего» компонентов СПКЛ – разные. «Интегрирующий» компонент связан с предпочтением респондентами текущего политического курса. Люди с преобладанием данного компонента в структуре СПКЛ, на выборах в Госдуму чаще голосовали за партию «Единая Россия», а на президентских – за В.В. Путина. Еще одна особенность людей с преобладающим «интегрирующим» компонентом СПКЛ – они реже голосуют за представителей любых оппозиционных направлений в политике. «Консолидирующий» компонент СПКЛ не продемонстрировал статистически значимых связей с предпочтениями респондентов на думских выборах. В случае с выборами президента обнаружена одна позитивная связь – с предпочтением голосования за М. Прохорова, который воспринимался как новый и «подающий надежды» представитель «правой» оппозиции.

Добавлено: 1 декабря 2015
Статья
Чувашов С. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 169-177.

Современные исследователи говорят о расширении спектра мотивов эмиграционной активности. Если ранее граждане России эмигрировали преимущественно по политическим и этническим причинам, то к началу XXI в. к ним добавились мотивы экономического и социального характера. В данной статье рассматриваются и анализируются эмиграционные намерения молодежи (N=240) и их взаимосвязь с социально-психологическим капиталом. Социально-психологический капитал, представляет собой динамическую систему  отношений  личности, ресурс, облегчающий достижение ею различных целей. В структуру социально-психологического капитала входят: доверие (общее, социальное, институциональное),  гражданская идентичность, этническая толерантность. Эмиграционные намерения молодежи изучаются с точки зрения теории планируемого поведения А. Айзена и М. Фишбайна. Рассматривается модель планируемого эмиграционного поведения и ее связь с социально-психологическим капиталом на примере представителей молодежи (от 18 до 24 лет). В ходе анализа было построено несколько структурных моделей и проведен конфирматорный факторный анализ.  Обнаружено, что на эмиграционные намерения молодежи влияет только собственное отношение респондента к эмиграции, в то время как представления о том, как к эмиграции относятся  значимые близкие, и оценка своих возможностей осуществить эмиграцию практически не играют никакой роли. Показано, что гражданская идентичность и институциональное доверие отрицательно взаимосвязаны с эмиграционными намерениями: чем выше уровень социально-психологического капитала, тем слабее намерение эмигрировать. Таким образом, снижение уровня эмиграции молодежи может быть связано с формированием доверия к социальным институтам, институтам власти и гражданской идентичности. Данное исследование может стать основой для создания программ, направленных на развитие и поддержку молодежи России.

Добавлено: 23 сентября 2013
Статья
Татарко А. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 4. С. 80-98.

Цель данного исследования состояла в рассмотрении влияния социально-психологического капитала личности на намерение открыть частный бизнес. Гипотеза нашего исследования состояла в том, что люди, имеющие намерение открыть собственный бизнес характеризуются более высоким социально-психологическим капиталом, который позитивно влияет на их намерение открыть собственный бизнес. Социально-психологический капитал личности  - это ресурс личности, представляющий собой степень сбалансированности обмена  отношениями с ближайшим окружением и социумом, который позволяет ей получать помощь и улучшать социальную среду. Выборка включала 269 респондентов намеривающихся открыть собственный бизнес. В качестве социально-психологического капитала оценивались три вида ресурсов: различные ресурсы, получаемы от семьи и друзей (готовность помочь при возникновении финансовых, юридических, бюрократических проблем), количество друзей, частота контактов с родственниками, включенность в деятельность различных организаций. При оценке намерения открыть собственный бизнес, мы основывались на Теории планируемого поведения А.Айзена (Ajzen, 1991). Дополнительно использовался конструкт «реализация намерения» (Gollwitzer, 1999), что позволяло оценить связь меду намерением и его реализацией. Для оценки степени вклада социально-психологического капитала в реализацию предпринимательского намерения использовалось моделирование структурными уравнениями (Joreskog & Sorbom, 1993)  Исследование показало, социально-психологический капитал (ресурсы, которые могут быть представлены семьей, включенность в формальную сеть отношений) демонстрирует прямое позитивное влияние на намерение к открытию бизнеса, а также на воспринимаемый поведенческий контроль и установку. Исключением является один из компонентов социально-психологического капитала - количество друзей, которое демонстрирует обратное влияние на компоненты планируемого поведения. В исследовании делается вывод о том, что социально-психологический капитал является фасилитатором реализации намерения по открытию частного бизнеса.

Добавлено: 18 сентября 2013
Статья
Гулевич О. А., Аникеенок О. А., Безменова И. К. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 68-89.

Социальные верования — это представления о том, какова сущность других людей, как они ведут себя по отношению к окружающим и как надо отвечать на их действия. К их числу относится вера в опасный мир (убеждение в том, что общество хаотично, непредсказуемо и агрессивно) и конкурентный мир (убеждение человека в том, что окружающие люди лгут, манипулируют им и стремятся «обыграть» его). В данной статье представлены результаты исследования, посвященного проверке структурной валидности русскоязычной версии опросников Дж. Даккита для измерения веры в опасный и конкурентный мир. В исследовании приняли участие студенты московских, подмосковных и казанских вузов, а также сотрудники коммерческих организаций (N=1938, Mвозраст = 20.24, SDвозраст = 4.64). Респонденты заполняли переведенные на русский язык версии опросника для измерения веры в опасный мир, который включал в себя 12 утверждений, и опросника для измерения веры в конкурентный мир, который состоял из 20 утверждений. Для обработки результатов использовался эксплораторный и конфирматорный анализ. Анализ данных, касающихся веры в опасный мир, показал, что наибольшей структурной валидностью обладает полная двухуровневая модель, при которой все утверждения образуют два первичных фактора, которые, в свою очередь, объединяются в один вторичный фактор. В то же время анализ данных, касающихся веры в конкурентный мир, показал, что наибольшей структурной валидностью обладает сокращенная двухуровневая модель, при которой 12 утверждений образуют два первичных фактора, которые, в свою очередь, объединяются в один вторичный фактор. В обсуждении рассматривается культурная специфика русскоязычной версии опросников для измерения социальных верований.

Добавлено: 24 ноября 2014
Статья
Гулевич О. А., Неврюев А. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 3. С. 52-68.

Международные конфликты происходят на протяжении всей истории человечества и приводят к серьезным экономическим и политическим последствиям. Стремясь защитить свои интересы, руководители стран используют разные способы взаимодействия: от мирных переговоров до военных действий. В психологических исследованиях уделяется большое внимание факторам, оказывающим влияние на поддержку военного вмешательства в дела других стран как способа разрешения международных конфликтов. Однако данные исследования обладают двумя основными ограничениями. Во-первых, в них рассматриваются аттитюды к военному вмешательству своей страны (ингруппы), но не к аналогичным действиям других стран (аутгрупп). Во-вторых, в качестве основного предиктора аттитюдов к военному вмешательству изучается авторитаризм, но не национальная идентификация. В данном исследовании были рассмотрены два пути формирования аттитюдов к военному вмешательству в дела других стран. В соответствии с теорией авторитарной личности мы предположили, что вера в опасный мир предсказывает уровень авторитаризма, который, в свою очередь, предсказывает отношение к военному вмешательству своей страны (ингруппы) и других стран (аутгрупп). В то же время в соответствии с теорией социальной идентичности мы предположили, что вера в добрый мир предсказывает силу национальной идентификации, которая, в свою очередь, также предсказывает аттитюды к использованию военной силы для разрешения международного конфликта. В исследовании приняли участие 844 жителя России. Они заполняли онлайн-версию опросника, который включал в себя шкалы для измерения веры в опасный и добрый мир, правого авторитаризма, национальной идентификации, а также аттитюдов к вводу на территорию Украины войск России, ООН и НАТО. Для проверки гипотез использовалось моделирование структурными уравнениями. Результаты исследования подтвердили выдвинутые гипотезы. Они показали, что чем больше россияне верили в опасный мир, тем выше был уровень авторитаризма. Чем больше они верили в добрый мир, тем выше был уровень национальной идентификации. Чем выше был уровень авторитаризма и национальной идентификации, тем больше они поддерживали введение на Украину российских войск и тем меньше — войск ООН и НАТО.

Добавлено: 18 октября 2015
Статья
Моров М. Д. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 3. С. 72-80.
Добавлено: 3 марта 2011
Статья
Люсин Д. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 4. С. 140-148.
Добавлено: 12 июня 2013
Статья
Котова М. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 4. С. 691-711.

В статье рассматривается понятие стратегий поддержания социальной идентичности и обосновывается его значение для теории социальной идентичности и понимания межгрупповых отношений. Автор отталкивается от противоречий, получаемых при изучении взаимосвязи идентификации с группой, ин-группового фаворитизма, отношения к аут-группам и самооценки, и предлагает новый способ для их решения. Проведенный анализ позволяет утверждать, что, во-первых, в теории социальной идентичности неявно существует две позиции относительно понимания идентичности, что может вести к противоречиям в получаемых данных: с одной стороны, идентичность рассматривается лишь как промежуточное звено между процессами категоризации и сравнения, с другой – как самостоятельный феномен, для поддержания которого в теории выделяется целый набор стратегий, свойственных как индивиду, так и группе. Во-вторых, стратегии поддержания идентичности указывают на индивидуальные и социальные функции, которые выполняет социальная идентичность, причем, в теории социальной идентичности идентичность рассматривается преимущественно с точки зрения индивидуальных функций. Смещение фокуса внимания на социальные функции позволяет поставить под сомнение необходимость позитивной самооценки как единственной конечной «цели» реализации стратегий поддержания идентичности, а также обратить внимание на вопрос о том, «за счет чего или кого» поддерживается позитивность идентичности в межгрупповых сравнениях.

Добавлено: 1 марта 2016
Статья
Иванченко Г. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 2. С. 24-51.

Профессиональное самоопределение личности чаще всего рассматривается как процесс выбора на этапе окончания средней школы. В статье представлены результаты эмпирического исследования стратегий самоопределения на следующем, не менее важном этапе—на этапе окончания вуза. Анализируются результаты исследования стратегий профессионального самоопределения и имплицитных концепций профессионализма выпускниц столичных и региональных вузов (технических, педагогических, творческих).

Добавлено: 14 января 2014
Статья
Александрова Л. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 1. С. 133-163.
татья посвящена обсуждению результатов апробации русскоязычной версии методики субъективной витальности, разработанных в рамках теории самодетерминации Р.Райаном и С. Фредерик. Приводится теоретический обзор основных зарубежных философских и психологических подходов и исследований, посвященных проблеме витальности, дается перевод двух шкал методик: 1) шкалы витальности как состояния и 2) шкалы диспозиционной витальности и характеристика этих шкал. Приведены психометрические показатели обеих шкал субъективной витальности, ориентировочные нормы по обеим шкалам, а также результаты применения обеих шкал субъективной витальности в серии исследований, проведенных автором в период с 2099 до 2012 гг. на различных выборках. Показано, что в результате анализа взаимосвязей, полученных в ходе серии исследований с использованием шкал субъективной витальности, выявлены как феномены, сопоставимые с данными зарубежных исследований, так и ране не исследованные, в частности, с осмысленностью жизни. Выявленные взаимосвязи отражены в сводных таблицах. Обсуждаются взаимосвязи субъективной витальности с личностными ресурсами (осмысленность жизни, жизнестойкость, толерантность к неопределенности и др.), уровнем социально-психологической адаптации, предпочтением конструктивных и защитных стратегий совладания с жизненными трудностями, удовлетворенностью жизнью и социальной поддержкой. Показано, что субъективная витальность может рассматриваться как один из важнейших личностных ресурсов. В ходе обсуждения исследований, проведенных с использованием шкал субьективной витальности, доказывается, что русскоязычная версия шкалы Vt-d показала себя как надежный инструмент исследования, не подверженный выраженному влиянию мотивационного искажения, однако, испытывающий некоторые влияние плохого самопонимания и повышенной самокритичности испытуемого.
Добавлено: 24 октября 2014
Статья
Васильева М., Фаликман М. В., Печенкова Е. и др. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 64-74.

Проведено экспериментальное исследование субъективной репрезентации «морфемных швов» (мест соединения корня слова с аффиксами – приставками и окончаниями) с использованием метода суждения об одновременности перцептивных событий. Сопоставлялись гипотезы о строении «ментального лексикона», хранящего языковые единицы (слова) с их значениями, согласно которым слова могут либо храниться во всех возможных формах, либо образовываться на основе корня с использованием отдельно хранящихся аффиксов. Исследование выявило различия в субъективной одновременности появления последовательно предъявляемых половин слов русского языка, разделенных по морфемной границе и посреди корня, однако не позволило сделать однозначных выводов о различиях между словообразовательными и словоизменительными аффиксами (приставками и окончаниями).

 

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Канонир Т. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 2. С. 378-390.

В фокусе данного исследования находится проблема субъективного благополучия учащихся и  связь субъективного благополучия с уровнем учебных достижений  в начальной школе. Несмотря на то, что субъективное благополучие в школе значимо прогнозирует различные жизненные достижения во взрослой жизни, а в современном образовании, наряду с учебными достижениями, является одним из показателей эффективности образования, в младшем школьном возрасте оно недостаточно изучено. Многие комплексные модели субъективного благополучия в школе среди различных аспектов выделяют отношения со сверстниками, т.к. отношения с одноклассниками являются важным показателем адаптации ребенка в школе (Ladd, Kochenderfer, Coleman, 1996) и способны предсказывать субъективное благополучие в школе  (Tian, Tian, & Huebner, 2016). Можно выделить два аспекта отношений с одноклассниками – сотрудничество и враждебность, которые показывают связь с учебными достижениями. В данном исследовании уровень учебных достижений определялся с помощью стандартизированного теста SAM (Student Achievement Monitoring) (Nezhnov, Kardanova, Vasilyeva, Ludlow, 2015), позволяющего выделить теоретически и эмпирически обоснованные уровни овладения математикой:  формальный, рефлексивный и функциональный.  Для измерения субъективного благополучия в школе была использована русская версия опросника – Краткий опросник субъективного благополучия в школе (Brief Adolescents' Subjective Well-Being in School Scale; Tian, Wang, Huebner, 2015) и русская версия Опросника Дружеских отношений в классе для измерения дружеских отношений (Turilova-Miščenko, Raščevska, 2008). Выборка состояла из 144 учащихся 4-ых классов, которые образовали группы учащихся с разным уровнем учебных достижений. Для анализа был использован однофакторный дисперсионный анализ (one-way ANOVA) с критерием Тьюки (Turkey post hoc test). Результаты показали, что существуют различия в уровне удовлетворенности школой, количестве друзей, частоте сотрудничества с одноклассниками и частоте враждебности в общении с одноклассниками между группой учащихся с уровнем учебных достижений ниже формального и учащимися с более высоким уровнем учебных достижений. В то же время, различий в аффективном компоненте субъективного благополучия обнаружено не было.

Добавлено: 31 октября 2018
Статья
Вечерин А. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 2. С. 96-111.
Добавлено: 1 сентября 2011
Статья
Щебетенко С. А., Семенова П. И. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 3. С. 130-138.

В статье показана возможность предсказания посредством суточного локуса спада-подъема в деятельности медицинских работников в течение рабочей смены. Кратко рассматриваются предпосылки исследования. В исследовании приняли участие 189 медицинских работников Перми. Была разработана самоотчетная Шкала суточного локуса, продемонстрировавшая приемлемую внутреннюю согласованность, дивергентную и предиктивную валидность. Показано, что суточный локус опосредует эффект интернальности в производственных отношениях на суточный спад в работе медицинского сотрудника. Обсуждаются ограничения и перспективы исследования.

Добавлено: 24 сентября 2018
Статья
Яголковский С. Р. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 98-108.

В статье рассматривается проблематика креативности субъекта в контекс- те его участия в инновационном процессе.Анализируются наиболее важные детерминантыуспешности этого процесса на его различных стадиях, а также взаимосвязи между ними. Особое внимание уделяется анализу процес- суальных и результативных характеристик групповой творческой деятельно- сти, в рамках которой представленыпроцессыкак продуцирования новых идей, так и их доработки и внедрения.Кратко описываются проведенные автором и его коллегами эмпирические исследования продуктивной мыслитель- ной деятельности субъекта на различных этапах инновационного процесса.

Добавлено: 18 марта 2010
Статья
Уточкин И. С. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 3. С. 31-66.

В статье исследуется возможность приложения уровневого подхода к исследованиям внимания. Из теоретических посылок уровневого подхода к познанию и психологии внимания, а также из эмпирических данных выводятся 4 базовых принципа уровневой архитектуры внимания. Предлагается вариант программы эмпирических исследований внимания, диктуемый логикой уровневого подхода. Наконец, на основе экспериментальных данных, полученных с применением различных методиках, дается 5(уровневая модель организации процессов внимания. Приводятся примеры эмпирических исследований автора, интерпретируемых в рамках уровневого подхода: в первом демонстрируется действие одного из заявленных базовых принципов - принципа избыточности - в задаче на зрительное обнаружение; во втором - различия в эффективности запоминания одного и того же материала и в переживаниях субъективной уверенности мнемических суждений, в зависимости от ведущего уровня внимания, на котором решалась задача.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Лебедева А. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 3-19.

В статье дан анализ различных взглядов на понимание качества жизни как предмета полидисциплинарных исследований. Результатом теоретического обзора стала проблематизация содержания понятия «качество жизни» в науках о человеке. Качество жизни связано с такими объективными факторами, как физическое здоровье, экономическое благополучие, различные внешние обстоятельства и условия и т.п. Однако исследователями признается, что качество жизни как субъективная оценка зависит от восприятия личностью своей жизни и отношения к ней. В связи с этим в современной психологической науке происходит смещение акцента исследования на субъективные параметры жизни, а обобщающей категорией для описания субъективных условий формирования психологического благополучия становится понятие субъективного качества жизни. Такой подход к качеству жизни обладает большим исследовательским потенциалом, но нуждается в дальнейшей проработке.

Добавлено: 15 мая 2012
Статья
Мандрикова Е. Ю. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 4 . С. 126-140.
Добавлено: 22 декабря 2010
Статья
Иванова Т. Ю. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 119-135.

В данной работе рассматривается теория сохранения ресурсов Стивена Хобфолла, ее основные принципы, значение для исследовательской работы и возможности практического применения. Приводятся данные многочисленных исследований психологических последствий различных стрессовых событий, выполненных с применением теории. Обсуждаются достоинства и ограничения теории. Намечаются направления дальнейших исследований.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Люсин Д. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 155-164.

Измеряется точность распознавания эмоций в двух сферах - социальная перцепция и восприятие музыки - с помощью Видеотеста Овсянниковой-Люсина и методики МОЭМ. Показатели точности этих методик положительно коррелируют друг с другом, что позволяет предположить наличие общей способности к распознаванию эмоций, не зависящей от типа стимульного материала.

Добавлено: 20 июня 2013
Статья
Люсин Д. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 2. С. 341-356.

Предлагается модель, описывающая структуру эмоциональных состояний, в основу которой положены эмпирические данные, собранные на русскоязычных испытуемых. В зарубежной психологии чаще всего предлагаются двух- и трёхфакторные модели, при этом получаемая структура зависит от языка, на котором собираются данные, и от культуры, к которой принадлежат испытуемые. Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы выяснить, какие измерения лежат в основе самоописаний эмоциональных состояний на русском языке. Для сбора данных изначально был составлен максимально объёмный список слов, используемых в русском языке для обозначения эмоциональных состояний. Этот список был сокращён до 56 слов, с помощью которых испытуемые (184 человека) оценивали своё эмоциональное состояние. Далее эксплораторный факторный анализ ответов позволил выявить главные измерения, лежащие в основе самоописаний эмоциональных состояний. Были получены три фактора: «Отрицательные эмоции с низкой активацией», «Положительные эмоции с высокой активацией» и «Напряжение». Полученная структура обладает тремя особенностями. Во-первых, валентность эмоций оказалась не одним биполярным фактором, а распалась на отдельные ортогональные факторы положительных и отрицательных эмоций. Во-вторых, валентность эмоций оказалась до некоторой степени связанной с уровнем активации: положительные эмоции с высоким, а отрицательные с низким. В-третьих, в отдельный фактор выделились эмоциональные состояния, связанные с напряжением и неуверенностью. Можно предположить, этот фактор выражает психическое напряжение в чистом виде, независимое от валентности. Предложенная модель структуры ядерного аффекта может быть положена в основу разработки методики для диагностики эмоциональных состояний.

Добавлено: 9 апреля 2018