• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 301 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 1. С. 4-28.
Ларионова Марина Владимировна – д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», руководитель международных программ и проектов Национального фонда подготовки кадров; E-mail: mlarionova@hse.ru Статья подготовлена в рамках проекта Министерства образования и науки РФ «Организационно-аналитическое и экспертное сопровождение приоритетного национального проекта «Образование» по мероприятию «Развитие сети национальных исследовательских университетов»», осуществленного Национальным фондом подготовки кадров. В работе проанализированы зарубежные подходы к оценке исследовательской деятельности университетов, выявлены ключевые параметры оценки качества исследовательской деятельности вузов. Проведен сравнительный анализ параметров оценки исследовательской деятельности вузов, принятых в зарубежной практике, с показателями эффективности, используемыми применительно к российским национальным исследовательским университетам. В статье поднимается вопрос о том, каким образом сложившиеся в национальной системе подходы и индикаторы могут быть использованы для содействия интеграции российских вузов в международное исследовательское и образовательное пространство.
Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Луччи П., Хан А., Стюарт Э. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2015. Т. 10. № 3. С. 33-56.
В данной статье исследуются позиции четырех наиболее влиятельных формирующихся рыночных эконо- мик – Бразилии, Китая, Индии и Южной Африки – в отношении вопросов, требующих глобальных дей- ствий, отраженных в повестке дня ЦУР, с учетом того, что эти страны играют важнейшую роль в реализации новой глобальной повестки в области развития.   В статье авторы фокусируются на следующих пяти ключевых вопросах: глобальное финансирова- ние, трансфер технологий, торговля, изменение климата и глобальное управление. Все вопросы, кроме изменения климата, включены в Цель 17 ЦУР и преимущественно отражены в первоначальном проекте обсуждения на третьей международной конференции по финансированию в целях развития в Аддис-Абебе в июле 2015 г.   При анализе авторы опираются на четыре базовых материала, подготовленных исследователь- скими институтами каждой из стран, которые провели ряд интервью с лицами, осуществляющими выработку соответствующей национальной политики. Также при подготовке статьи был использован контент-анализ страновых заявлений на различных переговорных площадках, дополнительные интервью с экспертами и обзор литературы.   Структура статьи включает раздел, в котором представлен краткий обзор участия стран в пере- говорах и развития национальной политики по вопросам ЦУР на текущий момент в качестве (частичного) показателя их интереса к реализации новых целей. В следующем разделе исследуется, что развивающиеся экономики могут получить и какой вклад их могут попросить внести по каждому из пяти выбранных на- правлений, в последнем разделе представлены ключевые выводы исследования.
Добавлено: 23 ноября 2015
Статья
Ларионова М. В. International Organisations Research Journal. 2019. Vol. 14. No. 1. P. 145-163.

Исследование эволюции международного сотрудничества в целях развития, складывавшейся в рамках ООН в период с 1946 по 2000 г., показывает, что политические и идеологические противоречия и приоритеты участников оказывали значительное влияние на процесс формирования системы, создавали барьеры в согласовании подходов и решений, становились сдерживающим фактором для прогресса в содействии развитию.

Представленное в статье исследование позиций и инициатив СССР по конкретным направлениям сотрудничества опирается на анализ текстов резолюций и официальных отчетов ключевых органов ООН, прежде всего, Генеральной Ассамблеи (ГА) и Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС). Основная задача работы состояла в том, чтобы проследить тенденции и представить характерные примеры, которые позволяют читателю сформировать понимание приоритетов и роли СССР в эволюции международного сотрудничества в целях развития под эгидой ООН.

Добавлено: 22 октября 2019
Статья
Рахмангулов М. Р. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 2. С. 196-215.
В статье анализируется становление и развитие системы содействия международному развитию (СМР) в России с 2005 г., когда в рамках подготовки к председательству в «Группе восьми» были определены основные приоритеты и существенно увеличены объемы внешней помощи. На основе анализа документов, выступлений официальных лиц и статистических данных, собранных из открытых источников, описывается структура управления, объемы выделяемой официальной помощи в целях развития (ОПР), основные и новые приоритеты финансирования в сфере СМР. Особое внимание уделяется участию России в международных организациях и институтах, занимающихся вопросами содействия развитию. Предлагается ряд рекомендаций по уточнению некоторых положений Концепции участия РФ в содействии международному развитию, более активному сотрудничеству с отечественными и зарубежными НПО и НКО, занимающимися указанной проблематикой.
Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Королев В. А., Владимирова А. В., Трунина А. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2. С. 209-228.
Целью данной статьи является освещение актуальных проблем маркетинга потенциала «мягкой силы».  Авторами рассмотрены вопросы управления национальным брендом на примере сопоставления наиболее  продвинутых зарубежных и отечественных моделей. В статье раскрываются факторы формирования  образа, а также методы оценки эффективности брендинга отдельных стран. В работе также отраже- на текущая ситуация относительно российского бренда и содержатся рассуждения на тему возможно- сти применения опыта зарубежных стран по управлению информационными потоками в России. Статья  содержит доводы в пользу необходимости формирования бренда России и соответствующей системы  управления брендом. Также авторами сделан вывод, что ни один из индексов не способен в полной мере  оценить такое сложное явление, как бренд страны. Оценка имиджевого позиционирования стран в мировом культурно-гуманитарном пространстве  рассмотрена на примере наиболее авторитетных рейтинговых моделей и индексов оценки «мягкой силы».  Авторами описана методология формирования каждого из рейтингов, проанализированы их сильные и  слабые стороны. На основе оценки пяти наиболее значимых и регулярно обновляющихся индексов оценки  «мягкой силы» создан индекс существующих рейтингов имиджевого позиционирования стран в мировом  культурно-гуманитарном пространстве – «рейтинг рейтингов». На основании разработанного рейтин- га выбран наиболее проработанный индекс оценки «мягкой силы». В статье также сделан вывод о целе- сообразности разработки российской системы рейтингования на основе научно обоснованной и открытой  методологии, учитывающей российские особенности отечественного потенциала «мягкой силы».
Добавлено: 15 октября 2014
Статья
Медведев С. А., Томашов И. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 7-8. С. 58-70.

Растущая роль России на мировой арене вызывает необходимость переоценки значения «мягкой власти» в российской внешней политике. Развитие сотрудничества в сфере высшего образования является одним из путей улучшения имиджа России за рубежом. Сегодня Россия имеет достаточно возможностей, чтобы изменить свое положение на мировом образовательном рынке и из поставщика студентов и специалистов превратиться в экспортера своих образовательных услуг.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Мешкова Т. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 3. С. 45-51.
На сегодняшний день ОЭСР объединяет 30 стран с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой. Из 70 стран, имеющих в ОЭСР статус наблюдателей, 16 стран (в числе которых и Россия) заявили о своем желании вступить в ОЭСР, направив соответствующие запросы руководству Организации. Более 45 лет ОЭСР успешно помогает как странам-членам, так и странам-партнерам проводить социально-экономические и политические реформы, осуществляя необходимую аналитическую поддержку, вырабатывая политические рекомендации, распространяя наиболее позитивный опыт, содействуя формированию необходимой нормативно-правовой базы и стандартов, обеспечивая информационную основу для политического диалога и обмена опытом. В последнее время в условиях усиливающейся глобальной взаимозависимости ОЭСР уделяет особое внимание выработке новых принципов взаимодействия и принципов сотрудничества со странами, не являющимися членами Организации, а также принципов содействия развитию. Учитывая принципы деятельности ОЭСР и сферу ее компетенций, а также интересы ее стран-членов, посол Джорма Джулин (Jorma Julin) еще в 2003 г. в своем докладе “Направление будущего развития ОЭСР и ее роль в глобальной архитектуре” выделил три основных цели Организации, а именно:а) влияние на процессы глобализации (shaping globalisation), b) содействие устойчивому развитию (promoting sustainable development), c) обеспечение скоординированной политики (promoting policy coherence). Посол подчеркнул, что “междисциплинарный характер деятельности ОЭСР, делает ее, по сути, единственной международной организацией, способной в полной мере справиться с указанными задачами”
Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Мешкова Т. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 4. С. 28-42.
В условиях глобализации наиболее важным приоритетом ОЭСР становится содействие своим странам-членам в их политике, направленной одновременно на внутренний экономический рост и на более эффективный вклад в глобальное экономический рост и развитие.
Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Фань С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2021.

Центральная Азия имеет чрезвычайно важное значение для безопасности России, Китая и региона Евразии как исторически, так и на современном этапе развития. Нетрадиционные вызовы безопасности, во главе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, которые в официальной китайской риторике и официальных документах ШОС обозначаются термином «три силы зла», представляют серьезный вызов для безопасности Китая, России, стран Центральной Азии и Евразии в целом.

За 20 лет истории ШОС, исходя из своего «шанхайского духа», страны-участницы создали уникальные законодательные и организационные механизмы для совместного удара по «трем силам зла», также механизмы двухсторонних и многосторонних антитеррористических учений. Самые главные из них – совместные учения «Мирная миссия», которые регулярно проводятся с 2005 г.

Эти механизмы сотрудничества внутри ШОС воплощает дух солидарности, взаимодоверия и сотрудничества, отражает способность членов организации к совместному противодействию «трем силам зла» и реагированию на связанные с этим проблемы, а также символизирует решительность ШОС для защиты стабильности в регионе и мира во всем мире. Организация внесла заметный вклад в обеспечение безопасности в регионе. Тем не менее, перед существующими проблемами и новыми вызовами, такие, как потенциальные конкуренции и разногласии внутри организации, проблемы с новыми государствами-членами после расширения состава, и также неэффективность функционирования некоторых инструментов безопасности ШОС, всем участникам ШОС требуется усилить свое сотрудничество и открыть новые пути для организации, чтобы ШОС хорошо исполнила свою уникальную роль для обеспечения безопасности на территории стран-участниц ШОС, также в Евразии в целом. Новая модель отношений «Российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающего в новую эпоху», лежащая в основе ШОС, придает организации большую устойчивость. ШОС является уникальной организации на территории Евразии и реализовала важную инновацию теории и практики международных отношений, открыло новую модель регионального сотрудничества. Поэтому можно с высокой степенью уверенности утверждать, что многостороннее сотрудничество в сфере безопасности будет постепенно углубляться.

Добавлено: 1 февраля 2021
Статья
Салми Дж. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 1(27). С. 79-95.

Данный материал представляет собой сокращенный перевод 10 главы, изначально опубликованной в Сборнике ОЭСР «Высшее образование на пути к 2030 г. Часть 2: Глобализация» (Higher Education to 2030 - Volume 2: Globalisation) В главе рассматривается вопрос, каким образом можно обеспечить условия для устойчивого финансового развития высшего образования во всем мире. В первой части представлен анализ потенциального влияния демографических изменений, а также новых моделей предоставления образовательных услуг (delivery models) на финансирование высшего образования в мире. Далее следует обзор основных альтернатив по финансированию высшего образования на сегодняшний день, внимание акцентируется на различных моделях распределения средств (allocation models). В заключении представлены три возможных сценария будущего развития финансирования высшего образования. Вашему вниманию предлагается перевод разработанных сценариев. С полным вариантом перевода можно познакомиться на сайте Института международных организаций и международного сотрудничества.

 

Добавлено: 27 октября 2012
Статья
Йоханссон А., Гиллеметте И., Муртин Ф. и др. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 4.

В предлагаемом Вашему вниманию докладе представлены возможности новой модели по прогнозированию роста и возможных дисбалансов в странах ОЭСР и ключевых странах, не входящих в ОЭСР, на следующие 50 лет. Базовый сценарий, предполагающий, что последовательные структурные реформы и меры фискальной консолидации могут стабилизировать соотношение государственного долга к ВВП, сравнивается с различными сценариями, предполагающими более глубокие политические реформы. Один из главных выводов доклада в том, что рост в странах-членах «Группы двадцати», не входящих в ОЭСР, продолжит опережать рост в странах ОЭСР, однако разрыв в значительной степени сократится в последующие десятилетия. В то же время в следующие 50 лет произойдут важные изменения в структуре мировой экономики (уменьшение разрыва в уровне ВВП на душу населения, сохранение значительных различий между странами, изменение относительного размера экономик, снижение глобального сбережения), а также такие социальные изменения как старение населения и улучшение качества человеческого капитала.  В случае отсутствия решительных политических изменений, появятся глобальные дисбалансы, которые могут подорвать рост. Однако решительные меры фискальной консолидации и глубокие структурные реформы в совокупности могут повысить уровень жизни в долгосрочной перспективе и снизить риски серьезного подрыва роста посредством смягчения глобальных дисбалансов. В докладе также представлены ключевые рекомендации по обеспечению стабильного и устойчивого роста.

Добавлено: 17 ноября 2013
Статья
Михневич С. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 1. С. 92-125.

В статье рассматривается взаимосвязь процессов институциональных изменений в сфере обеспечения безопасности и политики «умной силы» КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Основной акцент сделан на «практическом» измерении «умной силы» КНР в рамках анализа внешней политики Китая в АТР после окончания «холодной войны». Ключевое место в исследовании занимает изучение многосторон­него взаимодействия по проблемам безопасности в регионе на площадках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Именно соответствующие многосторонние площадки с участием всех основ­ных акторов являются базой и основным содержанием макрорегиональной архитектуры безопасности. Научная новизна настоящей статьи заключается в выявлении взаимовоздействия «умной силы» Китая и макрорегиональной институционализации в сфере безопасности.

Теоретические аспекты концепции «умной силы» и ее связи с процессами институционализации и трансформации международных отношений были подробно рассмотрены автором в статье «Фактор “умной силы” в процессах институционализации международных отношений»2.

Начало статьи посвящено эволюции ценностного и идеологического измерений внешней политики КНР с момента создания страны и до настоящего времени на основе ключевых концепций и идеологем, та­ких как «мирное возвышение Китая», «гармоничный мир», «китайская мечта». Автором подчеркивается, что для укрепления собственной «мягкой силы» власти КНР используют широкий спектр механизмов и средств, как экономического, так и социокультурного характера. В статье выделяются узловые проблемы традиционной и нетрадиционной безопасности, определяются основные модели сотрудничества по вопро­сам безопасности и применения политики «умной силы» КНР.

Отмечается, что, несмотря на существенный прогресс в сотрудничестве по проблемам нетрадици­онной безопасности, институциональная эффективность в отношении традиционных проблем безопас­ности остается весьма ограниченной. При этом стремление Китая использовать собственную «умную силу» для противодействия враждебному влиянию на площадках АСЕАН приводит к эрозии институтов и снижению общей безопасности в макрорегионе. Также автор обращает внимание на то, что «умная сила» всех азиатских стран АТР ограничивается фактором суверенитета. Его нарушение или угроза наруше­ния могут девальвировать все достижения сотрудничества по проблемам нетрадиционной безопасности.

Соответственно, возникает необходимость в реформировании существующих многосторонних институ­тов взаимодействия по проблемам безопасности.

Добавлено: 31 мая 2016
Статья
Ланьшина Т. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 4. С. 151-170.

Обладая большим экономическим потенциалом и политическим влиянием, США исторически играли одну из ведущих ролей в таких важных неформальных международных институтах, как «Группа восьми» и «Группа двадцати». В 2012 г. эта страна внесла особенно существенный вклад в формирование решений «Группы восьми», так как она являлась председателем этого форума. Принимая во внимание то, что последствия глобального экономического кризиса не устранены до сих пор, а также то, что в последнее время существенную конкуренцию США составляют другие страны, в том числе, развивающиеся, такие как Китай, интересы США сосредоточены на восстановлении экономики и удержании мирового лидерства. Для США характерен комплексный подход к решению проблем глобального управления: при поддержке мер в какой-либо сфере учитывается то, как они скажутся на других сферах, прежде всего, на экономике. Более того, при реализации мер в области противодействия социальным и технологическим рискам США стремятся также добиться косвенного положительного экономического эффекта. Таким образом, интересы США в настоящий момент сосредоточены на устойчивом экономическом росте в условиях энергетической и геополитической безопасности. В ближайшем будущем среди возможных приоритетов США в повестках дня международных форумов можно выделить меры по борьбе с последствиями кризиса, включая меры по повышению прозрачности и ответственности на мировых финансовых рынках, меры по обеспечению продовольственной и энергетической безопасности, а также геополитической стабильности, в особенности, в странах Ближнего Востока, меры по поддержанию безопасности ядерных объектов и отражению кибератак, а также действия в области борьбы с коррупцией. Значительное внимание США продолжат уделять борьбе с мировым терроризмом и транснациональной преступностью, а также противодействию появления ядерного оружия у стран, которые ранее не располагали им. В решении конфликтов с другими странами США не исключают применения силы, однако это возможно лишь в случае исчерпания дипломатических механизмов урегулирования ситуации. Наименьший интерес для США представляет борьба с природными рисками, которая признается важной задачей, однако ее реализация не должна оказывать негативное влияние на развитие экономики, что не всегда возможно. В том числе, пока не привлекает должного внимания со стороны США проблема неустойчивого роста населения в развивающихся странах, однако США также признают важность ее решения.

Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС».

Добавлено: 14 февраля 2013
Статья
Мартынова Е. С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 4. С. 243-251.

Одной из главных тенденций последних лет является смещение центра глобального экономического развития в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Соответственно возрастает значимость региона и в мировой политике. Отсюда – повышенный интерес к происходящим здесь интеграционным процессам. Вопрос относительно того, является ли Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) эффективной организацией, давно является предметом споров специалистов-международников. Однозначно определить роль АСЕАН в мировой политике и экономике весьма сложно. В академическом сообществе в последние годы идет оживленная дискуссия о том, как анализировать международные отношения и региональную специфику Юго-Восточной Азии. Тем не менее вопросы методологии изучения международных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона пока не получили широкого освещения как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе. В связи с этим сравнительный анализ теоретических подходов к изучению АСЕАН, одной из наиболее влиятельных организаций в АТР, представляется актуальным.

В данной статье проанализированы основные теоретические подходы к изучению международных отношений в Юго-Восточной Азии. Большинство исследователей все же склоняются к мнению, что изучение данного региона не должно проводиться с точки зрения какой-либо одной теории или общепризнанной парадигмы, например реализма или конструктивизма. По мнению автора, в академической среде и дальше будет наблюдаться плюрализм методологических подходов к изучению АСЕАН. Проведенный анализ показывает, что именно вследствие различных теоретических предпосылок в научном сообществе отсутствует единое мнение относительно эффективности АСЕАН как организации. Однако теоретический плюрализм является наиболее продуктивной тенденцией, поскольку способствует объективному анализу современных международных отношений.

Добавлено: 11 февраля 2014
Статья
Коргун И. А., Зуев В. Н. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2020. Т. 15. № 2. С. 236-254.

Настоящее исследование посвящено изучению стратегии торговой политики Республики Корея в отноше- нии ее участия в многосторонней торговой системе и заключения ею соглашений о зонах свободной торгов- ли (ЗСТ). Авторы анализируют выгоды, которые страна смогла получить в ходе реализации данной стра- тегии, в частности в процессе перехода активизации усилий по заключению соглашений о ЗСТ. В статье отмечается, что членство в ВТО стало важным элементом в процессе оформления корейской торговой политики в целом. ВТО подготовила фундамент, на котором корейское правительство выстраивало собственную стратегию по заключению соглашений о ЗСТ. Впоследствии данная стратегия позволила Корее на равных вести переговоры со своими партнерами вне зависимости от их экономической силы и балансировать защиту чувствительных секторов экономики с интересами международной экспансии на- ционального промышленного сектора. Соглашения о ЗСТ, в свою очередь, позволяли постепенно вовлекать в процесс либерализации те отрасли экономики, которые она ранее стремилась защитить, и выводить их на уровень международной торговли. В результате Южная Корея смогла нарастить объемы экспорта, улучшить доступ к технологиям и в целом укрепить отношения с экономическими партнерами. При этом переговорный процесс стимулировал работу по реформированию внутреннего регулирования, которое вы- разилось в улучшении позиций Кореи в различных рейтингах, оценивающих среду для бизнеса. Изучение опыта применения торговой политики в Республике Корея позволило сформулировать не- которые ключевые аспекты стратегии активной торговой политики, которые обеспечили ей успех.

Добавлено: 26 октября 2020
Статья
Бирюкова О. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 2 (41). С. 98-110.

Расширение доступа на зарубежные рынки услуг стало приоритетной задачей торговой политики развитых стран-членов Всемирной торговой организации, но вместе с тем не нашло поддержки среди большинства развивающихся стран-участниц. В статье анализируются факторы, затрудняющие переговорный процесс по торговле услугами в Доха-раунде, раскрывается взаимосвязь между торгово-политическими интересами стран и предлагаемыми возможными вариантами подписания нового соглашения по торговле услугами как под эгидой ВТО так и за её рамками.

Добавлено: 19 июня 2013
Статья
Островская Е. М. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 3.

В статье рассматриваеся один из актуальных вопросов внутренней политики ЕС- трансформация роли ЕК в системе властных отношений ЕС по итогам расширения 2004-2007 гг.

Добавлено: 24 декабря 2014
Статья
Инан Ф. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 3.

В предлагаемой Вашему внимаю статье рассмотрены тенденции развития неравенства в Турции, а также проанализированы меры, предпринимаемые правительством для сокращения неравенства в стране. Несмотря на интенсивное экономическое развитие, в Турции отмечен рост регионального и гендерного неравенства. Разрыв доходов наблюдается между жителями городских и сельских районов. Одной из ключевых причин, влияющих на рост неравенства, является неравный доступ различных социальных групп. Выходцы из привилегированных социальных слоев общества располагают более высокими шансами получить качественное образование и впоследствии высокооплачиваемую работу. Государственная налоговая система, программы страхования от безработицы, программы социального обеспечения направлены на сокращение неравенства и искоренение бедности. Правительством Турции проводятся специальные программы, нацеленные на развитие слаборазвитых восточных регионов. Однако анализ показывает, чтосокращение государственных субсидий в сельскохозяйственном производстве, которое не сопровождалось высоким уровнем капиталовложений в этом секторе, является одной из причин роста относительной бедности в сельской местности.

Преодоление неравенства, по мнению автора, возможно за счет создания специальных программ для населения, занятого в неформальном секторе экономике. Так же необходимо реформировать налоговую систему, перераспределительный эффект которой ограничен, так как она опирается на регрессивный налог на потребление, в то время как прогрессивные налоги на доходы составляют небольшую долю в общей сумме собираемых налогов. Еще одной из важной мер по сокращению неравенства должно стать расширение доступа к образованию населения из уязвимых социальных групп.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Сафонкина Е. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2.

Активизации действий «мягкой силы» Турции в странах евразийского региона способствовали ее история и географическое положение на пересечении путей из Европы в Азию, как и наличие национальной, религиозной и языковой общности народов, проживающих на данных территориях. За два последних десятилетия комплекс внутри и внешнеполитических факторов привел к значительной трансформации политики «мягкой силы» в Турции, что усилило ее влияние в странах, которые входят в сферу ее геополитических интересов, в первую очередь в странах Кавказа и Центральной Азии. Главным внешнеполитическим фактором стало образование новых независимых государств после распада СССР в 1991 г. Изменение подхода к внешней политике Турции было обусловлено приходом к власти в 2002 г. Партии справедливости и развития (AKP), умеренно консервативной направленности, ориентированной на западные ценности. Демократические реформы снизили уровень влияния военных на политику страны и укрепили гражданское общество Турции. Реформы также привели к более тесному вовлечению новых акторов, таких как бизнес-организации и организации гражданского общества, во внешнюю политику Турции. Благодаря Ахмету Давутоглу, министру иностранных дел Турции (с мая 2009 года по настоящее время) был выработан новый подход в турецкой внешней политике, основывающегося на доктрине «стратегической глубины» (Stratejik Derinlik). Ключевым аспектом нового подхода стала «политика нулевых проблем» с соседними странами, предполагающая наращивание политического диалога, экономическую взаимозависимость и культурное согласие. «Политика нулевых проблем» стимулировала усиление политики «мягкой силы» Турции. Кроме того, после арабских волнений в Северной Африке и на Ближнем Востоке турецкая государственная модель стала рассматриваться как источник подражания, что также усилило турецкое влияние. Немаловажным аспектом наращивания «мягкой силы» стало активное участие Турции в различных международных объединениях.

Выработанные турецкими дипломатами и специалистами в сфере международных отношений за этот небольшой период времени стратегии, механизмы и конкретные действия реализации «мягкой силы» в сфере продвижения языка, образования и науки, делового сотрудничества, содействия развитию доказали свою эффективность, что демонстрирует позитивный и привлекательный имидж Турции, сложившийся в общественном мнении большинства стран. Для реализации политики «мягкой силы» Турция использует не только двустороннее, но и многостороннее сотрудничество. Например, с целью усиления взаимодействия со странами Центральной Азии и Кавказа Турция выступила инициатором создания таких организаций как Совет по сотрудничеству тюркско-говорящих стран (CCTS), Парламентская ассамблея тюркоговорящих стран (TurkPA), Организация по культуре и искусству тюркоязычных стран (TÜRKSOY). Несмотря на достигнутые положительные результаты политики «мягкой силы», перед Турцией стоит задача выработать многомерную стратегию продвижения своего влияния за рубежом с учетом необходимости решения текущих внешнеполитических вопросов, как стимулирование переговоров с ЕС и смягчение напряжения в отношениях с Сирией и Кипром. В данной статье представлен исторический обзор и анализ политики «мягкой силы» Турции, ее концептуального содержания и механизмов реализации, которые базируются на конкретных страновых примерах.

Добавлено: 2 мая 2014
Статья
Захарова Д. В., Гаст Шарлин А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 3. С. 209-236.

Предлагаемая Вашему вниманию статья является переводом рабочего документа Международного валютного фонда и посвящена проблеме совершенствования бюджетной политики России. Хотя многие аспекты бюджетной политики России на бумаге соответствуют лучшим мировым стандартам, реальная практика последних лет все менее отвечает передовому международному опыту. В частности, продолжающийся фокус на общий, а не на ненефтяной баланс, постоянное использование дополнительных бюджетов для расходования непредвиденных нефтяных доходов способствуют процикличности бюджетной политики России, приводящей к экономическим бумам, переходящим в кризисы. В этой связи авторы статьи предлагают меры по совершенствованию бюджетной политики страны.

Добавлено: 25 октября 2012
Статья
Перфильева О. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 1. С. 133-144.

Статья обращается к вопросам интеграции вузов в общественную жизнь сообществ и регионов. На примере опыта взаимодействия федеральных университетов, ЮФУ и СФУ, со своим региональным окружением подробно рассматриваются наиболее распространенные формы взаимодействия университетов для реализации социальной функции, а также положение университетов по отношению к своим регионам. Автор анализирует возможные показатели для оценки социальной деятельности университетов, пути укрепления третьей роли университетов, предлагает рекомендации по усилению возможностей федеральных университетов по реализации третьей роли. Статья подготовлена по итогам анализа социально-экономических эффектов реализации проектов по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования, реализованной в рамках проекта Министерства образования и науки РФ «Организационно-аналитическое и экспертное сопровождение приоритетного национального проекта «Образование» по мероприятию «Развитие сети федеральных университетов»», осуществленного Национальным фондом подготовки кадров.

Добавлено: 18 сентября 2012