• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 288 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Мешкова Т. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 4. С. 28-42.
В условиях глобализации наиболее важным приоритетом ОЭСР становится содействие своим странам-членам в их политике, направленной одновременно на внутренний экономический рост и на более эффективный вклад в глобальное экономический рост и развитие.
Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Салми Дж. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 1(27). С. 79-95.

Данный материал представляет собой сокращенный перевод 10 главы, изначально опубликованной в Сборнике ОЭСР «Высшее образование на пути к 2030 г. Часть 2: Глобализация» (Higher Education to 2030 - Volume 2: Globalisation) В главе рассматривается вопрос, каким образом можно обеспечить условия для устойчивого финансового развития высшего образования во всем мире. В первой части представлен анализ потенциального влияния демографических изменений, а также новых моделей предоставления образовательных услуг (delivery models) на финансирование высшего образования в мире. Далее следует обзор основных альтернатив по финансированию высшего образования на сегодняшний день, внимание акцентируется на различных моделях распределения средств (allocation models). В заключении представлены три возможных сценария будущего развития финансирования высшего образования. Вашему вниманию предлагается перевод разработанных сценариев. С полным вариантом перевода можно познакомиться на сайте Института международных организаций и международного сотрудничества.

 

Добавлено: 27 октября 2012
Статья
Йоханссон А., Гиллеметте И., Муртин Ф. и др. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 4.

В предлагаемом Вашему вниманию докладе представлены возможности новой модели по прогнозированию роста и возможных дисбалансов в странах ОЭСР и ключевых странах, не входящих в ОЭСР, на следующие 50 лет. Базовый сценарий, предполагающий, что последовательные структурные реформы и меры фискальной консолидации могут стабилизировать соотношение государственного долга к ВВП, сравнивается с различными сценариями, предполагающими более глубокие политические реформы. Один из главных выводов доклада в том, что рост в странах-членах «Группы двадцати», не входящих в ОЭСР, продолжит опережать рост в странах ОЭСР, однако разрыв в значительной степени сократится в последующие десятилетия. В то же время в следующие 50 лет произойдут важные изменения в структуре мировой экономики (уменьшение разрыва в уровне ВВП на душу населения, сохранение значительных различий между странами, изменение относительного размера экономик, снижение глобального сбережения), а также такие социальные изменения как старение населения и улучшение качества человеческого капитала.  В случае отсутствия решительных политических изменений, появятся глобальные дисбалансы, которые могут подорвать рост. Однако решительные меры фискальной консолидации и глубокие структурные реформы в совокупности могут повысить уровень жизни в долгосрочной перспективе и снизить риски серьезного подрыва роста посредством смягчения глобальных дисбалансов. В докладе также представлены ключевые рекомендации по обеспечению стабильного и устойчивого роста.

Добавлено: 17 ноября 2013
Статья
Михневич С. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 1. С. 92-125.

В статье рассматривается взаимосвязь процессов институциональных изменений в сфере обеспечения безопасности и политики «умной силы» КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Основной акцент сделан на «практическом» измерении «умной силы» КНР в рамках анализа внешней политики Китая в АТР после окончания «холодной войны». Ключевое место в исследовании занимает изучение многосторон­него взаимодействия по проблемам безопасности в регионе на площадках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Именно соответствующие многосторонние площадки с участием всех основ­ных акторов являются базой и основным содержанием макрорегиональной архитектуры безопасности. Научная новизна настоящей статьи заключается в выявлении взаимовоздействия «умной силы» Китая и макрорегиональной институционализации в сфере безопасности.

Теоретические аспекты концепции «умной силы» и ее связи с процессами институционализации и трансформации международных отношений были подробно рассмотрены автором в статье «Фактор “умной силы” в процессах институционализации международных отношений»2.

Начало статьи посвящено эволюции ценностного и идеологического измерений внешней политики КНР с момента создания страны и до настоящего времени на основе ключевых концепций и идеологем, та­ких как «мирное возвышение Китая», «гармоничный мир», «китайская мечта». Автором подчеркивается, что для укрепления собственной «мягкой силы» власти КНР используют широкий спектр механизмов и средств, как экономического, так и социокультурного характера. В статье выделяются узловые проблемы традиционной и нетрадиционной безопасности, определяются основные модели сотрудничества по вопро­сам безопасности и применения политики «умной силы» КНР.

Отмечается, что, несмотря на существенный прогресс в сотрудничестве по проблемам нетрадици­онной безопасности, институциональная эффективность в отношении традиционных проблем безопас­ности остается весьма ограниченной. При этом стремление Китая использовать собственную «умную силу» для противодействия враждебному влиянию на площадках АСЕАН приводит к эрозии институтов и снижению общей безопасности в макрорегионе. Также автор обращает внимание на то, что «умная сила» всех азиатских стран АТР ограничивается фактором суверенитета. Его нарушение или угроза наруше­ния могут девальвировать все достижения сотрудничества по проблемам нетрадиционной безопасности.

Соответственно, возникает необходимость в реформировании существующих многосторонних институ­тов взаимодействия по проблемам безопасности.

Добавлено: 31 мая 2016
Статья
Ланьшина Т. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 4. С. 151-170.

Обладая большим экономическим потенциалом и политическим влиянием, США исторически играли одну из ведущих ролей в таких важных неформальных международных институтах, как «Группа восьми» и «Группа двадцати». В 2012 г. эта страна внесла особенно существенный вклад в формирование решений «Группы восьми», так как она являлась председателем этого форума. Принимая во внимание то, что последствия глобального экономического кризиса не устранены до сих пор, а также то, что в последнее время существенную конкуренцию США составляют другие страны, в том числе, развивающиеся, такие как Китай, интересы США сосредоточены на восстановлении экономики и удержании мирового лидерства. Для США характерен комплексный подход к решению проблем глобального управления: при поддержке мер в какой-либо сфере учитывается то, как они скажутся на других сферах, прежде всего, на экономике. Более того, при реализации мер в области противодействия социальным и технологическим рискам США стремятся также добиться косвенного положительного экономического эффекта. Таким образом, интересы США в настоящий момент сосредоточены на устойчивом экономическом росте в условиях энергетической и геополитической безопасности. В ближайшем будущем среди возможных приоритетов США в повестках дня международных форумов можно выделить меры по борьбе с последствиями кризиса, включая меры по повышению прозрачности и ответственности на мировых финансовых рынках, меры по обеспечению продовольственной и энергетической безопасности, а также геополитической стабильности, в особенности, в странах Ближнего Востока, меры по поддержанию безопасности ядерных объектов и отражению кибератак, а также действия в области борьбы с коррупцией. Значительное внимание США продолжат уделять борьбе с мировым терроризмом и транснациональной преступностью, а также противодействию появления ядерного оружия у стран, которые ранее не располагали им. В решении конфликтов с другими странами США не исключают применения силы, однако это возможно лишь в случае исчерпания дипломатических механизмов урегулирования ситуации. Наименьший интерес для США представляет борьба с природными рисками, которая признается важной задачей, однако ее реализация не должна оказывать негативное влияние на развитие экономики, что не всегда возможно. В том числе, пока не привлекает должного внимания со стороны США проблема неустойчивого роста населения в развивающихся странах, однако США также признают важность ее решения.

Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС».

Добавлено: 14 февраля 2013
Статья
Мартынова Е. С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 4. С. 243-251.

Одной из главных тенденций последних лет является смещение центра глобального экономического развития в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Соответственно возрастает значимость региона и в мировой политике. Отсюда – повышенный интерес к происходящим здесь интеграционным процессам. Вопрос относительно того, является ли Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) эффективной организацией, давно является предметом споров специалистов-международников. Однозначно определить роль АСЕАН в мировой политике и экономике весьма сложно. В академическом сообществе в последние годы идет оживленная дискуссия о том, как анализировать международные отношения и региональную специфику Юго-Восточной Азии. Тем не менее вопросы методологии изучения международных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона пока не получили широкого освещения как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе. В связи с этим сравнительный анализ теоретических подходов к изучению АСЕАН, одной из наиболее влиятельных организаций в АТР, представляется актуальным.

В данной статье проанализированы основные теоретические подходы к изучению международных отношений в Юго-Восточной Азии. Большинство исследователей все же склоняются к мнению, что изучение данного региона не должно проводиться с точки зрения какой-либо одной теории или общепризнанной парадигмы, например реализма или конструктивизма. По мнению автора, в академической среде и дальше будет наблюдаться плюрализм методологических подходов к изучению АСЕАН. Проведенный анализ показывает, что именно вследствие различных теоретических предпосылок в научном сообществе отсутствует единое мнение относительно эффективности АСЕАН как организации. Однако теоретический плюрализм является наиболее продуктивной тенденцией, поскольку способствует объективному анализу современных международных отношений.

Добавлено: 11 февраля 2014
Статья
Бирюкова О. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 2 (41). С. 98-110.

Расширение доступа на зарубежные рынки услуг стало приоритетной задачей торговой политики развитых стран-членов Всемирной торговой организации, но вместе с тем не нашло поддержки среди большинства развивающихся стран-участниц. В статье анализируются факторы, затрудняющие переговорный процесс по торговле услугами в Доха-раунде, раскрывается взаимосвязь между торгово-политическими интересами стран и предлагаемыми возможными вариантами подписания нового соглашения по торговле услугами как под эгидой ВТО так и за её рамками.

Добавлено: 19 июня 2013
Статья
Островская Е. М. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 3.

В статье рассматриваеся один из актуальных вопросов внутренней политики ЕС- трансформация роли ЕК в системе властных отношений ЕС по итогам расширения 2004-2007 гг.

Добавлено: 24 декабря 2014
Статья
Инан Ф. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 3.

В предлагаемой Вашему внимаю статье рассмотрены тенденции развития неравенства в Турции, а также проанализированы меры, предпринимаемые правительством для сокращения неравенства в стране. Несмотря на интенсивное экономическое развитие, в Турции отмечен рост регионального и гендерного неравенства. Разрыв доходов наблюдается между жителями городских и сельских районов. Одной из ключевых причин, влияющих на рост неравенства, является неравный доступ различных социальных групп. Выходцы из привилегированных социальных слоев общества располагают более высокими шансами получить качественное образование и впоследствии высокооплачиваемую работу. Государственная налоговая система, программы страхования от безработицы, программы социального обеспечения направлены на сокращение неравенства и искоренение бедности. Правительством Турции проводятся специальные программы, нацеленные на развитие слаборазвитых восточных регионов. Однако анализ показывает, чтосокращение государственных субсидий в сельскохозяйственном производстве, которое не сопровождалось высоким уровнем капиталовложений в этом секторе, является одной из причин роста относительной бедности в сельской местности.

Преодоление неравенства, по мнению автора, возможно за счет создания специальных программ для населения, занятого в неформальном секторе экономике. Так же необходимо реформировать налоговую систему, перераспределительный эффект которой ограничен, так как она опирается на регрессивный налог на потребление, в то время как прогрессивные налоги на доходы составляют небольшую долю в общей сумме собираемых налогов. Еще одной из важной мер по сокращению неравенства должно стать расширение доступа к образованию населения из уязвимых социальных групп.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Сафонкина Е. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2.

Активизации действий «мягкой силы» Турции в странах евразийского региона способствовали ее история и географическое положение на пересечении путей из Европы в Азию, как и наличие национальной, религиозной и языковой общности народов, проживающих на данных территориях. За два последних десятилетия комплекс внутри и внешнеполитических факторов привел к значительной трансформации политики «мягкой силы» в Турции, что усилило ее влияние в странах, которые входят в сферу ее геополитических интересов, в первую очередь в странах Кавказа и Центральной Азии. Главным внешнеполитическим фактором стало образование новых независимых государств после распада СССР в 1991 г. Изменение подхода к внешней политике Турции было обусловлено приходом к власти в 2002 г. Партии справедливости и развития (AKP), умеренно консервативной направленности, ориентированной на западные ценности. Демократические реформы снизили уровень влияния военных на политику страны и укрепили гражданское общество Турции. Реформы также привели к более тесному вовлечению новых акторов, таких как бизнес-организации и организации гражданского общества, во внешнюю политику Турции. Благодаря Ахмету Давутоглу, министру иностранных дел Турции (с мая 2009 года по настоящее время) был выработан новый подход в турецкой внешней политике, основывающегося на доктрине «стратегической глубины» (Stratejik Derinlik). Ключевым аспектом нового подхода стала «политика нулевых проблем» с соседними странами, предполагающая наращивание политического диалога, экономическую взаимозависимость и культурное согласие. «Политика нулевых проблем» стимулировала усиление политики «мягкой силы» Турции. Кроме того, после арабских волнений в Северной Африке и на Ближнем Востоке турецкая государственная модель стала рассматриваться как источник подражания, что также усилило турецкое влияние. Немаловажным аспектом наращивания «мягкой силы» стало активное участие Турции в различных международных объединениях.

Выработанные турецкими дипломатами и специалистами в сфере международных отношений за этот небольшой период времени стратегии, механизмы и конкретные действия реализации «мягкой силы» в сфере продвижения языка, образования и науки, делового сотрудничества, содействия развитию доказали свою эффективность, что демонстрирует позитивный и привлекательный имидж Турции, сложившийся в общественном мнении большинства стран. Для реализации политики «мягкой силы» Турция использует не только двустороннее, но и многостороннее сотрудничество. Например, с целью усиления взаимодействия со странами Центральной Азии и Кавказа Турция выступила инициатором создания таких организаций как Совет по сотрудничеству тюркско-говорящих стран (CCTS), Парламентская ассамблея тюркоговорящих стран (TurkPA), Организация по культуре и искусству тюркоязычных стран (TÜRKSOY). Несмотря на достигнутые положительные результаты политики «мягкой силы», перед Турцией стоит задача выработать многомерную стратегию продвижения своего влияния за рубежом с учетом необходимости решения текущих внешнеполитических вопросов, как стимулирование переговоров с ЕС и смягчение напряжения в отношениях с Сирией и Кипром. В данной статье представлен исторический обзор и анализ политики «мягкой силы» Турции, ее концептуального содержания и механизмов реализации, которые базируются на конкретных страновых примерах.

Добавлено: 2 мая 2014
Статья
Захарова Д. В., Гаст Шарлин А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 3. С. 209-236.

Предлагаемая Вашему вниманию статья является переводом рабочего документа Международного валютного фонда и посвящена проблеме совершенствования бюджетной политики России. Хотя многие аспекты бюджетной политики России на бумаге соответствуют лучшим мировым стандартам, реальная практика последних лет все менее отвечает передовому международному опыту. В частности, продолжающийся фокус на общий, а не на ненефтяной баланс, постоянное использование дополнительных бюджетов для расходования непредвиденных нефтяных доходов способствуют процикличности бюджетной политики России, приводящей к экономическим бумам, переходящим в кризисы. В этой связи авторы статьи предлагают меры по совершенствованию бюджетной политики страны.

Добавлено: 25 октября 2012
Статья
Перфильева О. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 1. С. 133-144.

Статья обращается к вопросам интеграции вузов в общественную жизнь сообществ и регионов. На примере опыта взаимодействия федеральных университетов, ЮФУ и СФУ, со своим региональным окружением подробно рассматриваются наиболее распространенные формы взаимодействия университетов для реализации социальной функции, а также положение университетов по отношению к своим регионам. Автор анализирует возможные показатели для оценки социальной деятельности университетов, пути укрепления третьей роли университетов, предлагает рекомендации по усилению возможностей федеральных университетов по реализации третьей роли. Статья подготовлена по итогам анализа социально-экономических эффектов реализации проектов по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования, реализованной в рамках проекта Министерства образования и науки РФ «Организационно-аналитическое и экспертное сопровождение приоритетного национального проекта «Образование» по мероприятию «Развитие сети федеральных университетов»», осуществленного Национальным фондом подготовки кадров.

Добавлено: 18 сентября 2012
Статья
Мешкова Т. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 1. С. 4-11.
Результаты международного исследования знаний и компетенций школьников PISA-2006 показали, что некоторые страны достигли существенного прогресса в уровне образовательных достижений школьников в период с 2000 года. Во многих странах результаты международной программы оценки образовательных достижений школьников PISA являются предметом оживленных дискуссий, также как и основой совершенствования национальных образовательных политик и корректировки национальных стратегических планов развития сферы образования. Однако, так происходит не всегда. Статья представляет анализ результатов участия России в международном исследовании по оценке образовательных достижений школьников. Автор размышляет о причинах низких показателей уровня образовательных достижений российских школьников.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 5. С. 4-19.
Оценки и прогнозы являются неотъемлемой частью политического анализа и сопровождают деятельность «Группы семи / восьми», как одного из ключевых институтов глобального управления, на протяжении почти всей ее истории. Аналитики, политики и публицисты часто концентрируются на неудачах и проблемах; на том, что не решено или не реализовано; не согласовано или не исполнено в полной мере. Такой подход понятен, он дает возможность выработать и предложить меры по повышению эффективности процессов и инструментов решения проблем глобального управления. Однако, не менее важно исследование успехов и факторов их достижения. Представляется, что подготовка программы председательства Японии и саммита на Хоккайдо предоставляют богатый материал для анализа как факторов успеха, так и причины неудач.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 5.
Добавлено: 7 ноября 2008
Статья
Бенневорт П., Сандерсон А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 1. С. 172-188.

Представляем Вашему вниманию перевод статьи «Многомерное ранжирование: новый инструмент прозрачности в области высшего образования», опубликованной в журнале Программы «Институциональное управление в высшем образовании» ОЭСР «Управление и политика в высшем образовании» в 2010 г.

Авторы статьи анализируют необходимость разработки новых инструментов транспарентности в сфере высшего образования, которые могли бы информировать стэйкхолдеров о качестве университетов. Сначала вниманию читателей предлагается общий обзор концепции инструментов обеспечения прозрачности и характеристика тех инструментов, которые доступны и используются сегодня. Далее осуществляется критический анализ методологий существующих инструментов транспарентности. Особое внимание авторы статьи уделяют проблеме надежности источников данных для оценки транспарентности, рискам, ввязанным с использованием таблиц лиг в качестве инструмента транспарентности, а также трудностям применения композитных индикаторов. В заключении авторы предлагают использовать многомерное ранжирование как новый принцип обеспечения транспарентности.

Добавлено: 21 мая 2012
Статья
Романова Т. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 4. С. 180-195 .

Данная статья посвящена исследованию стартегических последствий вступления России в ВТО для развития отношений с ЕС. Автор выделяет пять проблемных аспектов отношений России и ВТО: государственный заказ, признание Таможенного союза и Единого экономического пространства, экспортные пошлины на нефть, строгие фитосанитарные нормы России, введенные в 2012 г. пошлины за утилизацию автомобилей. Вступление России в ВТО проясняет цели сотрудничества с ЕС: создание зоны свободной торговли или таможенного союза.  Членство России в ВТО  решает проблему равноправия  с ЕС в сфере правового сближения, кроме того стороны теперь могут обращаться в ВТО для разрешения экономических споров.Таким образом вступление в ВТО дает новые возможности для развития межправительственных контактов и снижает степень политизации отношений между Россией и ЕС. 

Добавлено: 31 января 2014
Статья
Михневич С. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2015. № 4.

Статья посвящена анализу роли фактора «умной силы» в процессах институциональных изменений в международных отношениях, их основных элементов и движущих сил, а также значения взаимодействий по проблемам «силы» в эволюции международной системы и подсистем. Сегодня наблюдается очередной виток трансформации среды международных отношений благодаря радикальному расширению возможностей для трансграничного взаимодействия отдельных сообществ и общественных групп. Результатом этого может являться формирование новой идентичности, существующей вне государственных границ. Широкая практика трансграничных контактов, в том числе способствует серьезному повышению роли факторов ценностей и идеологии на международной арене. При этом в роли фона для трансформации среды международных отношений выступают процессы глобализации, которые, в свою очередь обостряют проблемы «трех ключевых разрывов»: экономико-социального, политического и ценностного. В конечном счете, происходит экспоненциальный рост неопределенности в мировой политике и серьезное ослабление международных возможностей государств. Одним из наиболее действенных средств структурирования взаимодействий и элиминирования неопределенности является формирование комплексных институциональных структур. Кроме того, они отражают убеждения и ценности, сформировавшиеся в обществах и сообществах в ходе исторического развития. Таким образом, создание соответствующих институтов способно существенно облегчить многие существующие международные проблемы, в том числе связанные с изменением среды. При этом крайне важно обеспечить взаимовыгодное сочетание и взаимоучет интересов всех участвующих акторов. В противном случае эффективность создаваемых систем будет невелика. Рассматривавшееся ослабление международных позиций государств как ключевых акторов проявляется также и в снижении эффективности ресурса «жесткой силы» в реализации государствами своих национальных интересов. Происходит постоянное увеличение значения ресурса «мягкой силы», которая сама по себе также не является эффективным механизмом прямого действия на политику других государств. Более результативным и корректным средством представляется политика «умной силы», которая сочетает в себе «жесткую силу» для понуждения и возмездия и «мягкую силу» в виде убеждения и притяжения. Способности актора в реализации «умной силы» тесно связаны с контекстуальным интеллектом и существующими «эффектами колеи», коренящимися в культуре и историческом опыте, которые формируют особенности общественного познания и восприятия тех или иных событий и явлений. Вышеуказанные факторы оказывают непосредственное воздействие на формирование международных институциональных структур. В контексте анализа функций отдельных аспектов «умной силы» автор обращает внимание на концепцию «трех лиц силы». Также в статье отмечается определяющее значение безопасности в международных процессах (институционализации), которая лежит практически в основе всех ключевых решений, принимаемых элитами в ходе процессов дефинизации. При этом повышение безопасности может трактоваться как снижение неопределенности в ее отношении, в том числе за счет институционализации взаимодействий и реализации коллективной «умной силы»

Добавлено: 8 декабря 2015
Статья
Шелепов А. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2. С. 10-27.

В статье представлен анализ применения Великобританией политики «мягкой силы» по пяти основным направлениям международного культурно-гуманитарного сотрудничества: культура и продвижение языка; сотрудничество в области образования, научно-техническое и инновационное сотрудничество; развитие деловых связей; развитие общественной дипломатии (молодежные обмены, деятельность НПО); содействие международному развитию. Автором были изучены приоритеты, цели и задачи; ключевые ведомства; нормативно-правовая база; система институтов, механизмов и инструментов; система финансирования и механизмы учета расходов; система информации и коммуникаций; система оценки результатов по каждому из направлений. На основании анализа автор приходит к выводу, что сочетание различных направлений международного культурно-гуманитарного сотрудничества способствует достижению основной цели политики «мягкой силы» Великобритании – обеспечению влияния и успешного продвижения национальных ценностей за рубежом. К числу выявленных основных факторов успеха политики «мягкой силы» Великобритании относятся: определение четких целей сотрудничества по каждому из направлений, учет националь- ной специфики и уровня экономического развития стран-партнеров, устойчивость присутствия в этих странах, эффективная координация деятельности соответствующих ведомств, активное вовлечение НПО в процессы сотрудничества, а также прозрачность и развитые инструменты оценки эффектив- ности политики «мягкой силы». При этом ресурс влияния в странах присутствия формируется в первую очередь за счет осуществления мер по направлениям развития деловых связей, общественной дипломатии и содействия международному развитию, однако реализация политики по другим направлениям также вносит существенный вклад в реализацию Великобританией эффективной комплексной стратегии «мягкой силы».

Добавлено: 15 июня 2015
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 2. С. 39-45.
В период с начала 90-х годов усиливается динамика интеграции в ЕС, как в плане углубления интеграционных процессов, так и в измерении расширения. Одновременно происходит интенсивное уплотнение ткани сотрудничества в сфере образования. Вновь изменился общий характер взаимодействия между экономической интеграцией и социальным развитием в рамках ЕС. Если на предыдущих этапах развития европейской интеграции имел место скорее тот или иной дисбаланс прямых и обратных связей между экономической интеграцией и социальным развитием, то на нынешнем этапе это действительно обоюдное и гораздо более органичное взаимодействие, в котором нельзя пренебречь ни «экономическим», ни «социальным». В статье представлен анализ того, каким образом, с одной стороны, переход к ЭВС влияет на социальное развитие в участвующих странах, с другой – как сложившиеся в них социальные системы и их социальные проблемы воздействуют на продвижение к этой цели. При этом, особое внимание в анализе уделяется тому, как в новых условиях меняется характер сотрудничества в сфере образования.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 2. С. 15-25.
Мы начинаем серию публикаций, представляющих анализ нормативной базы развития сотрудничества в сфере образования в ЕЕС, методов и инструментов ее реализации, в период с 1958 по 2005 год. Изучение этих аспектов является актуальным по нескольким причинам. Во-первых, он дает возможность проследить эволюцию сотрудничества в образовательной политике и понять ее взаимосвязь с экономической интеграцией; понять, как трансформировалась роль и содержание образовательной политики за прошедшее пятидесятилетие. Кроме того, согласно «Дорожной карте» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, утвержденной 10 мая 2005 года в Москве Президентом России В.Путиным, Премьер-министром Люксембурга Ж.-К.Юнкером, Председателем Комиссии Европейских сообществ Ж.М.Дуран-Баррозу и Верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Х.Соланой, Россия и ЕС сформулировали общую цель «содействовать интеграции и углублению сотрудничества в рамках создаваемого Европейского пространства высшего образования в соответствии с основными положениями Болонского процесса».
Добавлено: 1 октября 2012