• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 2 775 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Чернавин Г. И. HORIZON. Феноменологические исследования. 2012. Т. 1. № 1. С. 76-95.

В статье рассматриваются содержательная и методологическая функции «исходного (живого) настоящего» в поздней феноменологии Гуссерля. В первой части статьи тематизируются трансцендентальное бытие как «конкретное прото-живое настоящее» и трансцендентальная жизнь как «гераклитово текущее настоящее». Во второй части рассматривается роль исследования живого настоящего в ситуации феноменологической смены установки. В заключении рассматривается первичный факт «живого настоящего» и ситуация «само-обнаружения» в рефлексии.

Добавлено: 13 октября 2014
Статья
Плесснер Г. Социология власти. 2018. Т. 30. № 2. С. 190-205.

Каждый, кто начинает изучать чрезвычайно значимый для нашей эпохи феномен спорта, удивляется, как мало в этой сфере сделано со стороны социологии и антропологии. Как будто мы не хотим признаться, что спорт есть сущностный симптом, сущностное проявление культурного состояния нашего современного общества. Как будто это лишь странный феномен, находящийся где-то на периферии. Им приходится заниматься лишь тогда, когда этого требует врач, т. е. когда затрагиваются непосредственно вопросы тренировки, физиологии или в лучшем случае психологии. Странным образом до сих пор очень мало задумывались над тем, что спорт тесно связан с социальной структурой, т.е. с социальной жизнью. И он не просто эфемерный феномен, придающий особую форму массовому обществу и, вероятно, являющийся продуктом вырождения или распада.

Добавлено: 25 сентября 2018
Статья
Михайловский А. В. HORIZON. Феноменологические исследования. 2018. Т. 7. № 2. С. 337-364.

Cтатья посвящена формированию российского образа Мартина Хайдеггера как мыслителя Бытия, консервативного критика позднего модерна и философа «пост». С одной стороны, под влиянием французского постмодернизма на позднесоветскую и постсоветскую философию в России сформировался особый интерес к хайдеггеровской теории деконструкции. С другой стороны, рецепция хайдеггеровской критики европейского нигилизма, тотального господства и наукотехники как манифестаций модерна значительно способствовала формированию интереса к вопросам «политической онтологии». Специфика российской рецепции Хайдеггера также может быть усмотрена в отказе от жесткого разделения чистого «ядра» хайдеггеровской философии и «акцидентальных» обстоятельств, связанных с социальными и политическими аспектами его деятельности в 1930-е гг. Текущая дискуссия вокруг недавно опубликованных записных книжек «Черные тетради» демонстрирует не только наличие в российской философской среде самостоятельного языка описания и анализа, но и оригинальную тенденцию к целостному рассмотрению мышления Хайдеггера, включающего не только бытийно-исторические рассуждения, но и политические пассажи, а также критику цивилизационного дискурса. Помимо рецензий на «Черные тетради» Н.В. Мотрошиловой, В.В. Миронова и Д.В.Г. Мироновой в прошлогодних номерах журнала «Вопросы философии» в фокусе внимания находятся более ранние работы Н.В. Мотрошиловой, В.В. Бибихина, А.В. Гулыги, В.А. Подороги и А.Г. Дугина, связанные с дебатами вокруг политической и идеологической ангажированности Хайдеггера и обсуждающие в том числе вопрос «другого начала» по ту сторону Machenschaft. В статье также рассматривается недавно вышедший на английском языке сборник под редакцией Д. Лава «Хайдеггер в России и Восточной Европе» (Heidegger in Russia and Eastern Europe, 2017).

Добавлено: 8 января 2019
Статья
Инишев И. Н. HORIZON. Феноменологические исследования. 2018. Т. 7. № 2. С. 546-553.

Текст представляет собой критический анализ программной статьи Александра Михайловского, посвященной рецепции философии «позднего» Хайдеггера в русскоязычном философском сообществе. В центре внимания – тезис о специфической эзотеричности «бытийно-историчной» философии Хайдеггера, требующей в качестве соразмерного к ней подхода особой философской практики «благого молчания», способность к которой утрачена в западной научной среде, но сохранена в русскоязычном философском и культурном пространстве. Под последним А. Михайловский понимает преимущественно консервативную культурную и политическую мысль современной России. Основные контраргументы, предлагаемые мной в этом тексте, заключаются в следующем: 1) философии Хайдеггера – не только «поздней», но и «ранней» – присущи несколько разновидностей «эзотеризма», ни одна и которых не требует отказа от публичной научной дискуссии и взятия на себя какой-то особой социально-политической миссии; 2) «бытийно-историческая» концепция «другого начала» – не радикально реформистская, а диагностическая, и не деятельно-революционная, а скорее квиетистская; 3) основной вклад в систематическое исследование наследия Хайдеггера на сегодня внесли именно западные интерпретаторы; 4) публикационная политика Хайдеггера как раз свидетельствует о его стремлении блокировать идеологизированные формы апроприации его философии и, напротив, обеспечить возможность её систематической научной рецепции. 

Помимо содержательной стороны, я обращаю внимание на формальную сторону дела: на используемую в статье А. Михайловского риторическую стратегию, которая, с моей точки, зрения опирается на общую тональность, которую придали рецепции Хайдеггера в русскоязычным пространстве переводы его текстов на русский в 1980-90-х годах. В заключении я излагаю в самых общих чертах свою – альтернативную – точку зрения на то, в чем именно должны состоять продуктивные стратегии обращения с теоретическим наследием Хайдеггера.

 

Добавлено: 3 января 2019
Статья
Носов Д. М. Вопросы философии. 2014. № 4. С. 46-52.

В предисловии переводчика проблематика эссе Х. Арендт "Что есть свобода?" вписана в более широкий контекст её творчества.

Добавлено: 19 февраля 2014
Статья
Василенко Ю. В. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2011. № 11. С. 304-329.
Автор анализирует генезис испанского традиционализма в первой половине XIX в., механизмы и логику его адаптации к условиям Нового порядка, в частности, политико-идеологические парадигмы испанских традиционалистов 1814–1833 гг., основные элементы политико-идеологической парадигмы Х. Бальмеса, значение его работы «Пий IX» для исторических судеб испанского традиционализма, сравнивает различные аспекты традиционалистской, либерально-консервативной и либеральной интерпретаций политико-идеологического наследия Бальмеса и Х. Доносо Кортеса.
Добавлено: 2 ноября 2015
Статья
Ищенко Н. И. Философские науки. 2014. № 12. С. 66-77.

В статье рассматривается философско-антропологическая теория смеха и плача Хельмута Плеснера. Эта теория представляет собой герменевтическое учение о  специфических  формах  человеческой  выразительности,  в  котором  философ создает  собственный  вариант  феноменологии  и  герменевтики  –  герменевтику телесности. Телесное бытие выступает в философии Плеснера главным объектом феноменологического описания и герменевтического истолкования: в них опыт непосредственного переживания мира на телесном уровне находит свое выражение в теории смеха и плача как в учении о формах специфически человеческой экспрессивности.

Добавлено: 4 марта 2015
Статья
С.Н. Кочеров Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2017. Т. 11. № 2. С. 372-382.

Статья посвящена оценке роли одного из «семи мудрецов» – Хилона, который соединил в своем лице законодателя и наставника древней Спарты. Анализ его изречений показывает, что они представляют собой не столько сумму житейских правил, сколько свод моральных наставлений, ставших неотъемлемой частью спартанской системы воспитания. Особое внимание уделяется выявлению первоначального смысла максимы «Познай себя», авторство которой, вероятно, принадлежит Хилону. Высказывается предположение, что в спартанском полисе, в котором было принято обходиться минимумом писаных законов, нравственные назидания Хилона могли выступать как неписаные правила, обязательные для исполнения.

Добавлено: 6 сентября 2017
Статья
Хестанов Р. З. Логос. 2016. Т. 26. № 4. С. 7-27.

В центре внимания статьи — хип-хоп как движение популярной культуры. Автор решает две главные задачи. Первая — обзорная и дискурсивно- аналитическая: показать основные тропы и общие места, с помощью которых исследователи и критики популярной культуры конструируют единство своего аналитического нар- ратива и предмета. Утверждается, что достигнутое дискурсивное един- ство (единство концептов, предмета или тем) не позволяет исследова- телям схватить данное движение в популярной культуре в его мно- гообразии и гетерогенности. Кроме того, академические исследова- тели и критики хип-хоп культуры оказались в ловушке представле- ний о фундаментальности разли- чия мейнстрима и андеграунда. Ему довлеет сложившийся в после- военные десятилетия нарратив о субкультуре, которая вырастает в культурное движение, заряжен- ное прогрессивно-освободительным потенциалом. 

Вторая задача статьи — прагмати- ческая: показать, чем в актуальной политической ситуации может быть интересен хип-хоп. Решение этой задачи позволило сформули- ровать следующие тезисы: 1) цен- ностный, стилистический эклектизм мейнстрима и андеграунда делает бесполезным само это различение; 2) культура хип-хопа с его аурой местного, или районного, пред- ставляет собой одно из проявлений антимодернизма; 3) маскулинность хип-хопа, его пафос расовой иден- тичности и романтизация бан- дитизма являются проявлениями консервативной реакции молодежи на скорость перемен; 4) протест- ная культура хип-хопа радикальным образом отличается от молодеж- ных протестов против капитализма и бюрократии 1960–1970-х годов с пафосом равенства полов и рас, с проповедью любви и ненасилия. 

 

Добавлено: 21 сентября 2016
Статья
Скиперских А. В. Бизнес и дизайн ревю. 2016. № 3. С. 37-44.

Автор рассуждает о том, как меняется образ процесса легитимации политической власти в период избирательных кампаний по мере развития политического процесса в современной России. По мнению автора, стандарты легитимации, задаваемые на федеральном уровне, в полной мере поддерживаются и на уровне региональной политики. Автор пытается показать, какое содержание имеют практики легитимации власти в Липецкой области. С точки зрения автора, у избирательной кампании существует два акцента, вокруг которых выстраивается её дизайн. Практики легитимации всегда варьируются между «хлебом» и «зрелищем». В современном политическом дискурсе данное взаимодействие находит метафоры «холодильника» и «телевизора». Снижение уровня конкуренции в избирательных кампаниях, являющееся характерной чертой политического процесса в современной России, в полной мере подтверждается и кейсом Липецкой области. Снижение конкуренции на федеральном уровне и сокращение тем политической повестки не может не сдерживать активность кандидатов на уровне региона. Активность оппозиционных акторов становится менее заметной, потому как конкурировать с представителями власти становится бесперспективно. В свою очередь, кандидаты максимально удешевляют свои кампании, оказываясь от привычных для избирателя форм и методов агитации. Автор статьи подтверждает это целым рядом примеров, раскрывающих опыт федеральных и региональных кампаний на примере Липецкой области.

Добавлено: 9 октября 2016
Статья
Замятин Д. Н., Романова Е. Н. Этнографическое обозрение. 2016. № 4. С. 5-8.

Статья предваряет тематический блок, в котором исследуются возможности науч- но-исследовательского взаимодействия этнографии, антропологии, культурной и гу- манитарной географии в сфере изучения геокультуры и геокультурного пространства Арктики. Рассматривается специфика реализации междисциплинарных подходов на примере деятельности Лаборатории комплексных геокультурных исследований Ар- ктики, созданной в Якутске.

Добавлено: 19 октября 2016
Статья
Симанка Марин А., Менесес Коронадо Г., Кабраль Сегалерба А. и др. Латинская Америка. 2013. № 7. С. 73-90.

Круглый стол приурочен 160-летию со дня рождения кубинского философа и поэта Хосы Марти. Авторы докладов анализируют разные стороны его творчества и политической деятельности в рамках латиноамериканских и русской культур, а также влияние его творчества на литературы рассматриваемых стран.

Добавлено: 14 октября 2013
Статья
Доброхотов А. Л. Russian Literature. 2015. Т. Volume 81. № Issue 1. С. 151-280.

Рассматривается интерпретация Э. Метнером философии Гегеля и Канта в свете идей и творчества Гёте. Как представляется автору, Метнер в полемике с Андреем Белым успешно защитил наследие немецкого трансцендентализма от идеологической эксплуатации своего времени.

Добавлено: 6 апреля 2015
Статья
Селезнев Н. Н. Символ. Журнал христианской культуры. 2010. Т. 58. С. 386-402.

Абу-л-ʿАббас Ахмад ал-Калкашанди (1355/6–1418), служащий дӣвāна мамлюкских султанов, в своем энциклопедическом труде «Рассвет подслеповатого [то есть момент прозрения] в ремесле сочинительства [официальных документов]» (Ṣubḥ al-aʿšā fī ṣināʿat al-inšā) представил  сведения о различных религиозных сообществах, собранные главным образом с целью составления действенного текста присяги для их представителей, принимавших на себя обязательства перед мамлюкским правителем.

Добавлено: 8 октября 2017
Статья
Селезнев Н. Н. Точки. 2012. Т. 11. № 1-4. С. 415-424.

Аугсбургский медик и натуралист Леонхарт Раувольф (1535–1596) известен широкому кругу читателей в основном как первый европеец, сообщивший о существовании кофе. О приготовлении и употреблении этого напитка он рассказал в записках о своих путешествиях по странам Леванта и Месопотамии – «Aigentliche Beschreibung der Raiß, so er vor diser Zeit gegen Auffgang inn die Morgenländer»1. Это путешествие было им предпринято в 1573–1576 гг. и имело главной целью изучение лекарственных растений. По возвращении Раувольф представил коллегам собранный им гербарий и получил с их стороны заслуженное признание, но его пространный травелог вызвал не меньший интерес у специалистов в самых разных областях. В конце третьей части (главы X–XX2) этих записок Раувольф дает обзор христианских сообществ, «главным образом тех, кого всегда можно найти в храме на горе Calvaria [Голгофы]», т.е. тех, кто представлен присутствием в храмовом комплексе Гроба Господня. Десятая глава представляет собой очерк положения христиан под мусульманским владычеством, вслед за чем идут главы, каждая из которых посвящена той или иной общине: греков (гл. XI), сирийцев[-яковитов] (гл. XII), грузин (гл. XIII), армян (гл. XIV), несториан (гл.  XV), коптов (гл. XVI), абиссинцев/эфиопов (гл. XVII), маронитов (гл. XVIII), латинян[-францисканцев] (гл. XIX), тамплиеров (гл. ХХ).

Добавлено: 30 сентября 2017
Статья
Сушенцова М. С. Вісник Київського національного університету імені Тараса Шевченка. Серія: Економіка. 2011. № 131. С. 49-53.

Данная статья посвящена сравнительному анализу образа субъекта хозяйства с точки зрения христианской и гуманистической этики. На основе работ С.Н. Булгакова и Э. Фромма проводится критический анализ сложившейся в экономической науке модели homo economicus как на уровне методологии, так и онтологии. Рассматривается альтернативные подходы к человеку на основе ценностных систем гуманизма и христианства, их философские истоки, трактовка категорий хозяйства и труда. В заключение даётся попытка ответить на вопрос о возможности и границах синтеза данных подходов как общей нравственной альтернативы мировоззренческому ядру модели «экономического человека».

Добавлено: 13 ноября 2012
Статья
Кантор В. К. Вестник Европы - XXI век. 2014. Т. XXXVIII-XXXIX. С. 250-261.

Христианский либерализм в России существовал, более того, был весьма влиятелен, но в общественно-социальной борьбе начала ХХ века он не победил. Это явление осмысляется в статье на примере фигуры П.А. Столыпина. Перед ним стояли три трагические проблемы, рожденные русской историей и неразрешенные до него: (1) произвол власти и стихия бунта, уничтожавших любые попытки правового устроения страны; (2) общинность и. отсутствие частной собственности как основы права и личности; (3) Неукорененность христианства в простом народе, склонного скорее к двоеверию, нежели к истинно церковной вере. Существенно, что едва ли не единственный из всех государственных деятелей своего времени он смог их осмыслить и предложить некое решение. Столыпин почти изменил карму русского самодержавия. Но самодержец отказался от него. А русские мыслители оказались бессильны. В отличие от Столыпина, они пытались соединить революционность с законом, да еще и воздействовать на народ как на христиан. Однако они-то были христиане, а народ христианским не был.

Добавлено: 20 февраля 2014
Статья
Краснов М. А. Lex Russica (Русский закон). 2013. Т. LXXVIII. № 5. С. 465-477.

В статье представляются аргументы, служащие доказательству того, что идея прав человека не просто соответствует христианскому учению, а уходит в него своими корнями. В этих целях подвергается критике тезис об антихристианской сущности этой идеи. Сторонники такого взгляда считают, что «естественный закон в его православной интерпретации» не предусматривает никаких прав, а только обязанности перед Богом. Из этого выводится, что естественное право не содержит в себе никаких неотчуждаемых прав человека. Автор, наоборот, утверждает со ссылками на Священное Писание и труды отцов Церкви, что Божьи заповеди – это не обязанности человека перед Богом, а условия, позволяющие ему приближаться ко всё большему соответствию Его образу и подобию. К тому же Бог, по определению, не может быть субъектом ни морали, ни права. Он – всемогущ и поэтому человек ничто не может дать Ему. Заповеди необходимы самому человеку. Их смысл состоит в том, что они в совокупности представляют формулу ценности человеческого достоинства. А человеческое достоинство и есть основа прав человека. В то же время заповеди указывают на органические пределы человеческой свободы. Игнорирование этого момента во многом обусловливает аморальное расширение прав человека в современном мире.

Добавлено: 6 марта 2015
Статья
Кирсберг И. В. Философские науки. 2013. № 11. С. 67-82.

В статье показано общерелигиоведческое значение исследования религии как сознания. Такой подход позволяет сфокусироваться на рассмотрении специфики религии, на подробностях жизненного мира верующего, не обращаясь к миру самому по себе. На примере концептов текста, тела и закона показана христологическая определенность жизненного мира ап. Павла и его возможность в этом качестве. Мир не является Павлу сам по себе, а переживается им в спектральных оттенках чувств страдания, любви или гибели. Христос – само страдание и любовь как предопределяющая структура сознания. Зафиксировано отличие древнехристианского религиозного чувства от современного (мирность чувства) и отличие древнего познания (в его континуальности и открытости) от современного.

Добавлено: 26 ноября 2013
Статья
Павлов И. И. Вопросы философии. 2019. № 10. С. 122-131.

В статье рассматривается полемика Василия Розанова и Николая Бердяева о соотношении Христа и мира, имевшая место на заседаниях Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге. Автор помещает эту полемику в современный контекст дискуссий о роли метафизики в спорах о религии, связанных с постсекулярной ситуацией. Реплика Розанова и ответ Бердяева анализируются не как образец «экзотичной» русской религиозной философии, построенной на литературности и лишенной строгой аргументации, а как выступления с вполне определенными метафизическими аргументативными стратегиями. Автор подробно реконструирует позицию рассматриваемых философов. Розанов строит свое рассуждение на противопоставлении Христа и мира: показывая несовместимость христианства с мирскими радостями, Розанов делает вывод о противоположности любви ко Христу и любви к миру. Автор подчеркивает, что, используя в своем выступлении стилистические и психологические приемы, Розанов, тем не менее, называет свое выступление метафизикой и заявляет, что у представителей церкви нет метафизики. Рассматривая прения, разгоревшиеся после выступления Розанова, автор анализирует те реплики, которые связаны с метафизикой. Бердяев же строит свой ответ Розанову на аргументе-вопросе: что такое мир? Является ли мир только наличным бытием, или же это ценностная категория? Автор трактует этот аргумент как, на первый взгляд, разрушающий позицию Розанова: если мир лишен ценностного измерения, то ценности мира и Христа не могут быть противопоставлены друг другу. В заключении автор подчеркивает, что главная проблема полемики заключается в различном понимании метафизики у Розанова и Бердяева и подчеркивает актуальность ответа на вопрос о том, что такое метафизика, для современных дискуссий о религии.

Добавлено: 29 октября 2019
Статья
Фурман Ю. В. Символ. Журнал христианской культуры. 2010. № 58. С. 365-385.

В публикации представлен перевод заключительной части (конец четырнадцатой и пятнадцатая книги) сочинения Йоханнана бар Пенкайе "Суть вещей, или История временного мира" о времени арабских завоеваний и событиях Второй фитны.

Добавлено: 23 октября 2017