• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 2 582 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Плейс У. Герменея. 2013. № 8.

Данная работа является переводом одного из ключевых трудов основателя теории тождества У. Плейса «Является ли сознание процессом в мозге?». В ней представлены основные положения этой теории и некоторые выводы относительно природы нашего сознания.

Добавлено: 12 декабря 2013
Статья
Дружинин А. С., Карамалак О. А. Филологические науки в МГИМО. 2017. № 12. С. 1-10.

Вопрос о том, как «порождаются» слова и словосочетания на уровне речи и каков их семиотический статус как лексико-грамматических единиц языка, волнует не одно поколение лингвистов. В данной статье предлагается взглянуть на эту проблему с позиции био-социо-культурного подхода к языку как области когнитивных (биологических и социальных) взаимодействий человека с окружающей средой. Предполагается, что изучение лексической составляющей языка должно различаться в зависимости от того, рассматриваются ли слова в устном взаимодействии (речь первого порядка) или в текстовом формате (язык второго порядка). Значение слова ни субъективно (принадлежит только читателю), ни объективно (содержится только в тексте); оно выводится воспринимающим сознанием каждый раз на основе взаимодействия с графическим знаком, являющимся аффордансом для генерирования определённого контекстуального смысла (здесь и сейчас). Относительно грамматического уровня утверждается, что умение порождать синтаксические конструкции является биологической способностью человеческого организма актуализировать потенциальные когнитивные ресурсы – запас необходимых знаний, накопленный в результате рекурсивных (и рекуррентных) сопряжений с языковой средой и обеспечивающий ощущение уверенности в успешном выполнении адаптивных действий в каждой новой ситуации изменения этой среды.

Добавлено: 24 января 2018
Статья
Родин С. А. Теория моды: одежда, тело, культура. 2013. № 27. С. 197-208.

История телесности в японской культуре на примере руки.

Добавлено: 8 ноября 2017
Статья
Романенко Е. К. Философские науки. 2010. № 8. С. 108-121.

Исследование представляет собой сравнительный анализ теоретических положений философии языка в системах В. фон Гумбольдта и одного из его учеников, X. Штайнталя. Целью сравнительного исследования было проследить, в каких аспектах и каким образом философия языка Гумбольдта в дальнейшем развивалась Штайнталем. Основные общетеоретические вопросы, по которым сравнивались эти учения: связь языка и мышления, вопрос первичности или вторичности языка по отношению к мышлению, вопрос происхождения языка в сознании человека.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Веретенников А. А. Эпистемология и философия науки. 2016. № 4 (50). С. 214-219.

Статья посвящена анализу генезиса взглядов Б. Уорфа на со-отношение языка и реальности. В первой части дается исто-рико-философское описание происхождения взглядов на мир и сознание Уорфа и делается содержательный вывод о ее источнике, это современная логика, культурная лингвистика и мистицизм с доминированием последнего. Во второй – приводятся по-новому сгруппированные аргументы противников «гипотезы лингвистической относительности» и делается вы-вод об их важности для ее сторонников. Данная статья предваряет первый перевод на русский язык статьи Уорфа «Язык, сознание и реальность», важной для понимания источников его воззрений, в частности теософского мистицизма

Добавлено: 1 октября 2018
Статья
Третьяк А. Р. Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2018. Т. 13. № 3. С. 118-123.

В статье предпринята попытка реконструировать представления о природе речевого акта в политической философии Паоло Вирно. Современное состояние общества, постфордизм, характеризуется стиранием границ между трудом и действием, базисом этого изменения выступает изменение самих форм коммуникации. Труд приобретает черты политического действия, поскольку включает в себя необходимость постоянной коммуникативной кооперации между индивидами. В связи с этим Вирно пытается обосновать теорию речевого акта как публичного пространства, в котором каждый отдельный речевой акт представляет собой элементарную форму политического действия. Главными чертами такого действия являются зрелищность и виртуозность. Автор пытается обосновать связь между публичностью и речевым актом через понятие потенциальности как особой черты современной субъективности: множества, которое возникает под воздействием современных медиа.

Добавлено: 11 января 2019
Статья
Гаспарян Д. Э. Философские науки. 2018. № 8. С. 125-143.

Гипотезой настоящего исследования является идея того, что язык является т.н. «собственной формой» по отношению к которой исследователь не может занять позицию внешнего наблюдателя. Тема исследования напрямую связана с принципом Eigenform (самоформой, собственной формой), описанной Фёрстером, Кауффманом и, отчасти, Спенсером-Брауном. В исследовании используется также рекурсивный принцип исчисления собственных форм, основанный на подходе Кауффмана. Показывается, что исследователь всегда уже погружен в процесс оперирования знаками и не может занять внезнаковую позицию. Язык является собственной формой, поскольку описывая или обьясняя язык, мы, всегда уже пользуемся языком, в нем находимся. Поле знаков покинуть невозможно как и саму реальность, которая оказывается всегда уже интерпретированной в знаках. Обосновывается, что знак и объект (означающее и означаемое) не предшествуют и не существуют изолированно друг от друга, но, напротив, обуславливают друг друга. При этом предполагается показать как принцип самореферирования, которая организует форму языка как Eigenform, переходит в идею «взаимной референциальности», когда речь заходит о соотнесении языка и мира. Речь идет об умножении референций, где каждый следующий знак оказывается на месте означаемого в новом цикле. Рассмотрения языка как собственной формы, должно пролить свет на традиционную проблему соотношения лингвистической и экстралингвистической реальности.

Добавлено: 30 июня 2018
Статья
Комиссарук Е. Л. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2014. № 5. С. 178-184.

В Ладакхе наряду с классическим (письменным) тибетским языком, очевидно, уже довольно давно начали складываться местные разговорные формы языка, которые, как установили современные исследователи, не были производными от классического тибетского, а имели несколько иные родословные; к тому же местная устная речь постоянно пополнялась заимствованиями из языков торговцев, следовавших через Ладакх по Великому Шелковому Пути. Разговорные формы языка сосуществовали с письменным тибетским в режиме диглоссии. Но для письменных нужд разговорный язык до поры до времени не использовался. Индийская исследовательница Санъюкта Кошал в книге «Грамматика ладакхи», вышедшей в 1979 г., еще утверждала, что если ладакхцам надо что-нибудь написать, то они прибегают к классическому тибетскому, а собственно ладакхи используется лишь в устной речи.

  За прошедшие тридцать с лишним лет в этой ситуации произошли значительные изменения. На ладакхи создано некоторое количество книг, как оригинальных, так и переводных. Была предпринята попытка (правда, не вполне удачная) издавать на разговорном ладакхи журнал. Вопрос о том, следует или не следует превращать ладакхи в полноценный письменный (литературный) язык, горячо обсуждается в сегодняшнем Ладакхе и привлекает все больше внимания как внутри Ладакха, так и за его пределами. 

Добавлено: 21 октября 2017
Статья
Уорф Б. Эпистемология и философия науки. 2016. Т. 50. № 4. С. 220-243.

Данный текст представляет собой перевод статьи Б.Л. Уорфа «Язык, сознание и реальность» (�anguage, mind and reality, 1941), написанной им по приглашению теософского журнала The- osophist, базировавшегося в Мадрасе, Индия, в последний год жизни автора. В статье заново формулируется «принцип лингвистической относительности», говорящий об обусловленности картины мира говорящего грамматикой его языка, и разрабатывается критика западной науки с точки зрения теософских воззрений Уорфа. Перевод данной статьи выполнен А.А. Веретенниковым.

Добавлено: 13 октября 2018
Статья
Лифинцева Татьяна Петровна Вопросы философии. 2016. № 11. С. 15-25.

Автор анализирует концепции интерсубъективности и диалога в философии ХХ в.  - наприер, М. Бубера. В данном исследовании предлагается добавить к бинарности "Я-Ты" и "Я-Оно" ещё одно измерение -  "Я-Не-Ты", не сводимое ни к тому, ни к другому и предполагающее деконструкцию классического субъекта западной философии. Данное измерение прочитывается в метафорах "тошноты", зависти", "изгнанничества", "отверженности" у. Ж.-П. Сартра, А. Камю, А. Мальро и др., однако до сих пор не рассматривалось в качестве маркера "анти-диалога".

Добавлено: 23 октября 2016
Статья
Рябушкина Т. М. Сибирский философский журнал. 2016. Т. 14. № 1. С. 70-82.

В статье на примере современной феноменологической теории «минимальной самости» Д. Захави анализируется идея пререфлексивного самосознания, выдвигаемая в противовес рефлексивным теориям самосознания, согласно которым самость есть лишь формальный принцип тождества. Цель статьи – показать принципиальную невозможность решения проблемы деформализации самости в рамках феноменологических теорий, признающих временность фундаментальной характеристикой сознания.В статье на примере современной феноменологической теории «минимальной самости» Д. Захави анализируется идея пререфлексивного самосознания, выдвигаемая в противовес рефлексивным теориям самосознания, согласно которым самость есть лишь формальный принцип тождества. Цель статьи – показать принципиальную невозможность решения проблемы деформализации самости в рамках феноменологических теорий, признающих временность фундаментальной характеристикой сознания.

Добавлено: 5 ноября 2015
Статья
Резвых П. В. Новое литературное обозрение. 2003. № 63. С. 258-271.

В статье дается анализ проблематики взаимосвязи языка и телесности в сочинениях немецкого мистика Я.Бёме

Добавлено: 24 февраля 2013
Статья
Щербина Ю. И. Вопросы философии. 2019. № 3.

Наравне с М. Хайдеггером и Э. Гуссерлем, Ф.М. Достоевский может быть назван одним из тех мыслителей, которые значительно повлияли на философию Яна Паточки – чешского феноменолога и общественного деятеля XX столетия – и особенно это влияние заметно в поздних работах Паточки. Упоминания о творчестве Достоевского рассыпаны по многим текстам Паточки: они позволяют пролить свет как на собственную философию чеха, так и на идеи самого Достоевского. Основной целью этой статьи является анализ интерпретации философии Достоевского Паточкой и краткая демонстрация (в силу формата статьи) связи философии Паточки и идей Достоевского.

Добавлено: 9 декабря 2018
Статья
Аль-Фарадж Е. А. Точки. 2011. № 10. С. 231-235.

В данной статье дается общая характеристика участия "отшельников Пор-Рояля" в культурной жизни Франции XVII века, которая конкретизируется на примере обзора "Рассуждения о подлинной и мнимой красоте" Пьера Николя, посвященного вопросам литературной теории и эстетики.

Добавлено: 17 ноября 2013
Статья
Демина М. О. Япония наших дней. 2014. № 2 (20). С. 68-82.

В 1980-е гг. Япония начала активно экспортировать капитал в зарубежные страны, и именно на этот период приходится первая волна экспансии японских компаний на рынках европейских стран. За прошедшие три с лишним десятилетия японские инвесторы неоднократно меняли характер своей деятельности в Европе: были внесены коррективы в режим освоения промышленного сектора, отраслевую направленность японских инвестиций,  географическое распределение производственных центров, организацию производственного процесса, специфику взаимодействия с местными фирмами, а также были успешно использованы некоторые неэкономические средства продвижения японских компаний в европейских государствах. В последние годы в числе крупных реципиентов японских ПИИ оказались не только страны Западной Европы, но и восточноевропейские страны. При освоении нового экономического, географического и культурного пространства японский бизнес сталкивается с рядом задач, для решения которых необходима значительная трансформация существующей инвестиционной стратегии.

Добавлено: 20 октября 2014
Статья
Климова С. М. Вопросы философии. 2016. № 11. С. 89-100.

Статья посвящена исследованию особенностей стилистики работ Ильенкова, раскрывающих его личность гораздо нагляднее, чем его философские идеи.

Добавлено: 19 октября 2016
Статья
Золотухин В. В. Сибирский философский журнал. 2016. Т. 14. № 2. С. 184-194.

Немецкий философ Я. Фриз, осуществляя трезвый, рассудительный анализ познавательных способностей человека и его отношения к Абсолютному, продолжает традицию кантовского агностицизма, от которого отошли сначала Шеллинг, а затем и Фихте. С этих позиций он подвергает суровой критике шеллинговскую философию абсолютного тождества, выстраивающую спекулятивное учение hen kai pan. Фриз утверждает невозможность объяснить происхождение многого из абсолютного тождества и критикует понятие «интеллектуальное созерцание» в философии Фихте и Шеллинга. На немецком философском поле 1800-х гг. мысль и деятельность Фриза представляют собой дуалистический противовес монистическому философствованию Фихте и Шеллинга. К этому времени две ветви кантианства уже радикально разошлись.

Добавлено: 3 октября 2018
Статья
Seleznyov N. Էջմիածին [Эчмиадзин]. 2015. No. 12. P. 24-54.

На армянском языке: Селезнев, Николай. Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных материалов истории вероучения. Диодор Тарсский. Феодор Мопсуестийский. Мар Нарсай. Несторий (часть 2) / пер. архим. Шаге Ананяна и диак. Цолака Харутюняна // «Эчмиадзин». Эчмиадзин, 2015. №12. С. 24–54.

Добавлено: 8 октября 2017
Статья
Seleznyov N. Էջմիածին [Эчмиадзин]. 2015. No. 5. P. 19-48.

Данная публикация — это приглашение к знакомству с древнейшей традицией христианской мысли, представленной такими именами как первый сирийский церковный писатель Афраат, всемирно известный своими аскетическими трудами, но мало известный как богослов Ефрем Сирин, Баввай, осуществивший богословский синтез, сопоставимый по значимости со сводом Иоанна Дамаскина, митрополит Нисивина Мар Авдишо, написавший знаменитую "Жемчужину".

Добавлено: 8 октября 2017
Статья
Seleznyov N. Էջմիածին [Эчмиадзин]. 2016. No. 5. P. 9-23.

БАВВАЙ ВЕЛИКИЙ (Баввай Раббā) (ок. 550 – ок. 628) – ключевая фигура в истории формирования вероучения Церкви Востока (см. Ассирийская Церковь Востока). Был настоятелем видного центра восточносирийской учености – монастыря на горе Изла, расп. к востоку от Нисивина. В 609–628, когда шах Хосров II под влиянием своего врача, представителя западносирийской Церкви, Гавриила Шингарского, запретил избирать нового католикоса Церкви Востока, Баввай Великий фактически являлся ее главой. Он приобрел известность своей монастырской реформой, направленной на «искоренение мессалианства» и подъем церковных школ, и полемикой с оригенистом Хнаной Адиабенским и халкидонитом Мартирием-Сахдоной. Баввай Великий был автором многих сочинений экзегетического, гимнографического, канонического, житийного и полемического характера. Наиболее известен его христологический трактат «Слова о божестве и человечестве [Христа], и о [Его] лице единства», озаглавленный издателем его латинского перевода, А.А.Васхальде, как «Liber de unione». В нем он осуществил синтез антиохийской традиции богословия и оригинальной арамеоязычной традиции Церкви Востока. Баввай Великий использовал в своем труде апологическое сочинение Нестория, т.н. «Книгу Гераклида», сочинения Феодора Мопсуестийского. Он зафиксировал ставшую традиционной христологическую формулу «две природы, две кномы [частные данности природ] в одном лице сыновства и одной воле». «Лицо сыновства» Баввай Великий понимал в русле антиохийской традиции, как сложное, в котором познается личное взаимопроникновение божества и человечества. Для Баввая Великого приемлемо именование Девы Марии «Богородицей» (сир. Йалдат Алаха), если оно сопровождается соответствующими пояснениями. Вероучительный синтез Баввая Великого лег в основу официальной христологии Церкви Востока.  

Добавлено: 7 октября 2017