• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 2 801 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Васюков В. Л. Философия и социальные науки. 2016. № 4. С. 16-20.

Понятие толерантности заслуживает гораздо более пристального внимания и глубокого анализа, чем тот, который мы можем встретить в современной литературе, посвященной данному вопросу. И в первую очередь этот анализ должен быть посвящен не только практическим, но и теоретическим аспектам толерантности. Даже опираясь на краткие типологии толерантности, разработанные М. Уолцером и В.А. Лекторским, можно существенным образом расширить наше понимание некоторых вопросов, связанных с проблемами дискуссии и диалога культур, философского и научного плюрализма и релятивизма.

Добавлено: 29 июня 2018
Статья
Васильев Л. С. Общественные науки и современность. 2007. № 6. С. 148-161.

В статье традиционной для отечественной науки марксистской интерпретации понятия феодализма как одной из социально-экономических формаций противопоставляется не только более обычный для западных ученых взгляд на феодализм как форму политического устройства, но и его специфическая интерпретация в контексте востоковедения. Феодализм выступает как проявление особой восточной структуры, основанной на редистрибуции и власти-собственности. При этом разводятся представления о феодализме и Средневековье. Образцом для феодального строя служат политические реалии древнего (чжоуского, XI–III вв. до н.э.) Китая, где в отсутствие сильного политического центра ослабевают институты власти-собственности и централизованной редистрибуции, и возникает вынужденная альтернатива централизованной военно-бюрократической администрации. Феодализм выступает как ослабленный институт редистрибуции. На этом фоне западноевропейский феодализм рассматривается как взаимодействие восточных и античных институтов, отрицается существование "восточного феодализма" как особого "формационного региона".

Добавлено: 10 мая 2013
Статья
Левин С. М. Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Философия. 2013. Т. 2. № 2. С. 67-77.

В статье обсуждается вопрос о том, как можно сохранить категорию субъекта в физикалистской онтологии при условии отказа от постулирования метафизической свободы воли. Важность и значимость затронутой проблемы обосновывается через анализ роли понятия субъект в повседневном моральном дискурсе. Предложенный в статье ответ можно охарактеризовать как компатибилистский. Автор утверждает, что категория субъекта может быть выделена в порядке физического мира, если мы сможем указать на присущий только ей каузально эффективный признак, таким признаком объявляется интенциональность.

Добавлено: 22 октября 2013
Статья
Воскобойников О. С. Средние века. 2012. № 73 (1-2). С. 264-277.

Возрождение тяги к эмпирическим знаниям и различным наукам, дававшим интеллектуальной элите Запада новый ключ к постижению действительности, не могло не вызвать интереса и у властей предержащих. Великая эпоха переводов с арабского, еврейского и греческого, за два века (XII-XIII вв.) до неузнаваемости изменившая облик и структуру латиноязычной христианской науки, непонятна без учета взаимосвязей между политикой и знаниями. Именно эту большую историческую проблему и освещает данная работа, на примере одной конкретной «новой» науки того времени – физиогномики.

Добавлено: 19 ноября 2012
Статья
Карпенко И. А. Философский журнал. 2017. Т. 10. № 2. С. 62-78.

Статья посвящена философскому анализу проблем критериев истинности физической теории и закона в контексте некоторых концепций современной физики. Рассматриваются такие концепции, в которых допускается множество возможных вселенных. Так как для исследования требуются модели вселенных, в которых могут различаться базовые принципы (физические законы), в качестве объекта анализа были выбраны две теории: первая – включающая концепцию вечной инфляции, вторая – струнную космологию (струнный ландшафт). Обе теории допускают широкое варьирование физических законов (как при принципиально различных физических законах, так и при разных модификациях одних и тех же базовых принципов). В качестве параметра физического закона, меняющего значение в возможных вселенных, выбрана величина темной энергии (космологическая постоянная). Анализ физических теорий, допускающих множественность вселенных, показал, что классические требования к теории (начавшие формироваться еще в Новое время), связывающие ее истинность с критериями наблюдаемости и необходимостью обоснования базовых принципов нашей вселенной, возможно, оказываются не полностью состоятельными. Теоретическая физика движется в направлении формулировки моделей, которые представляют серьезную трудность для экспериментальной проверки, в результате чего многие концепции остаются на уровне гипотез. Обосновывается, что в некоторых физических теориях такая проверка, вероятно, и не может выступать в качестве необходимого требования. Теория может фиксировать некие более общие основания, лежащие вне возможностей эмпирического наблюдения. В таком случае возникает эпистемологический вопрос о том, что должно являться критерием ее истины. В настоящей работе осуществляется попытка обоснования приоритета математического обоснования над эмпирическим.

Добавлено: 10 сентября 2017
Статья

В статье анализируются  теоретические следствия рецепции в разных дисциплинах - истории, филологии, политической теории, истории и теории эстетики - одного из наиболее изученных и в то же время наиболее дискуссионных произведений ренессансной литературы, "Диалогов к Петру Павлу Гистру" Леонардо Бруни Аретино. Центральным объектом рассмотрения в статье становится полемика вокруг восходящей к Х. Барону категории "гражданского гуманизма". Двумя экстремумами этой полемики стали позиция историков, рассматривающих возникновение "гражданского гуманизма" как эпифеномен социально-политических событий в Италии начала XV столетия, и точка зрения филологов, усматривающих в "протолиберальных" декларациях протагонистов диалога эффект риторической стратегии imitatio (по этой версии, "Диалоги..." Бруни - не что иное как подражание диалогу "Об ораторе" Цицерона). Автор статьи ставит себе целью показать, что апория "гражданского гуманизма", возникающая в результате коллизии разных дисциплинарных языков, обосновывает необходимость исторической релятивизации методологического инструментария гуманитарных дисциплин.   

Добавлено: 25 ноября 2013
Статья
Максимова А. А. Метаморфозис: студенческий научный журнал. 2019. Т. 3. № 1.

В статье рассмотривается феномен публичной истории:  как историк работает с историческими документами и с их помощью конструирует историческое прошлое, каков статус публичной истории.

Добавлено: 3 марта 2020
Статья
Куманьков А. Д. Логос. 2019. Т. 29. № 3. С. 99-116.

Статья представляет собой краткий обзор истории осмысления войны в европейской мысли. Автор рассматривает хронологию трансформации восприятия войны как социально-политического феномена, отдельно останавливаясь на оценках войны с позиции этики и политической теории. В работе отмечается постановка античной философией ключевых вопросов, позволяющих дать моральную оценку войны. В сочинениях Платона и Аристотеля закрепляется двойственность отношения к войне в зависимости от того, в какой мере конфликт соответствует природной справедливости. В дальнейшем, в сочинениях христианских авторов, основанием этой дихотомии станет представление о Боге как источнике справедливости. Парадигма пунитивной, наказательной войны станет ядром христианского учения о справедливой войне. В новое время постепенно происходит процесс секуляризации философского восприятия войны. Теологическое рассмотрение вооружённых конфликтов сменяется юридическим. В статье рассматривается влияние, которое оказал Г. Гроций и его последователи на процесс замены пунитивной парадигмы справедливой войны легалистской парадигмой. На примере И. Канта отмечается закрепление в философской повестке представлений о необходимости отказа от войн и появление проектов вечного мира. Далее автор обращается к наследию К. фон Клаузевица для того, чтобы определить основные особенности модерных взглядов на войну как практику, строго закреплённую за государством. Завершается статья сравнительным обзором подходов к определению войны, характерных для политического реализма и современной теории справедливой войны.

Добавлено: 4 августа 2019
Статья
Михайловский А. В. Вопросы национализма. 2015. № 1 (21). С. 51-60.

Статья посвящена философской эссеистике немецкого феноменолога Макса Шелера (1874–1928), опубликованной в годы Первой мировой войны. Казус Макса Шелера рассматривается как наиболее характерный пример политизации философа в военные годы. Вычленяются структурные особенности полемика Шелера с английской философской традицией, рассматривается эволюция взглядов Шелера между 1914 и 1918 гг. и их отношение к господствовавшей в Германии в то время идеологии национализма.

Добавлено: 8 апреля 2015
Статья
Жукова О. А. Философские науки. 2012. № 7. С. 140-145.

Статья представляет собой критический анализ важного научно-философского события – серии совместных российско-миланских семинаров, проведенных на базе Института философии РАН и объединенных общей темой – проблемой присутствия философии в публичном пространстве современной европейской и российской культуры и политики. По мнению автора статьи, в современном мире с его политико-экономической и социокультурной многоукладностью философская рациональность противостоит культурному упрощению и обогащает мышление человека культурной сложностью. Тем самым выполняется основная социально-критическая функция философии.

Добавлено: 11 декабря 2013
Статья
Руткевич А. М. Философские науки. 2013. № 7. С. 48-64.

Недолгое время существования Веймарской республики (1919-1933) было одним из наиболее плодоносных периодов для немецкой философи. Продолжали работать видные мыслители довоенной эпохи, появились новые важные направления философии, Изменилась проблематика: происходил сдвиг от эпистемологии к онтологии и антропологии. Несмотря на политизированность духовной жизни в этот период, содержание философских дискуссий не сводится к политической борьбе "левых" и "правых". Однако именно политические события положили конец этому периоду: вместе с приходом к власти нацистов философские поиски и дискуссии утрачивают свою значимость для немецкой социальной и духовной жизни.

Добавлено: 19 марта 2014
Статья
Лурье В. М. EINAI: Проблемы философии и теологии. 2014. Т. 3. № 1/2 (5/6). С. 406-430.

Учение Дионисия о божественных именах интерпретируется как особый вид интенсиональной семантики — предполагающий нередуцируемую (к экстенсиональности) интенсиональность и параконсистентные конъюнкции.

Добавлено: 27 октября 2016
Статья
Леонтьев Д. А. Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 2-12.

Статья посвящена некоторым аспектам философии жизни М. Мамардашвили на материале его лекций 1980-х гг. В ней анализируется сходство и различие идей Мамардашвили с экзистенциальной традицией в философии и психологии и их значение для психологии личности. Специально в статье рассматриваются такие проблемы как различение двух регистров жизни (сознательного и регистра автоматического существования), проблема детерминизма и законов сознательного существования, проблема времени и извлечения опыта из событий и проблема «собирания» личности. В философии Мамардашвили раскрывается новое измерение личности, практически не нашедшее отражения в психологических теориях личности ХХ в. и связанное с уровнем сознательного существования, трансцендирующего каузальные закономерности биологического и социального функционирования индивида. Ключевым феноменом этого уровня существования выступает «держание усилия», представляющее собой акт сознательного самоопределения и не поддающееся причинно-следственному объяснению.

Добавлено: 29 мая 2013
Статья
Любимов С. Е. Третий вектор. 2012. № 12.
В данной статье показано влияние арабской философии на европейскую мысль, на примере учения Ибн Хальдуна. Мы разобрали его учение, представленное в трактате «Мукаддима», а также показали его связь с крупнейшими представителями европейской политической философии, такими как, например, Томас Гоббс.
Добавлено: 4 января 2013
Статья
А.М. Руткевич История философии. 2016. Т. 21. № 2. С. 119-131.

Философия истории Х. Ортеги-и-Гассета является важной составной частью его системы. Через нее он переходит от метафизики (или экзистенциальной аналитики) к политической философии, истории философии и эстетике. В статье рассматривается историзм Ортеги (учение о «жизненном или историческом разуме»), сопоставляемый с историзмом других европейских мыслителей первой половины ХХ в., его доктрина поколений и учение о сменявших друг друга в истории способах мышления. «Метаистория» Ортеги – его видение циклов или «ритмов» истории – соотносится с его «герменевтикой визуального» в истории живописи, с учением об эволюции дедуктивной теории в истории науки и с трактовкой революции в политической истории.

Добавлено: 23 октября 2016
Статья
Ищенко Н. И. Артикульт. 2015. Т. 4. № 20. С. 84-89.

Данная статья посвящена философско-историческому истолкованию изобразительного искусства в антропологии Хельмута Плеснера. В статье рассматриваются такие основные понятия его философии искусства, как «философия стиля», «схема творчества» и «произведение искусства»; анализируется тезис Плеснера о «смерти художественного сознания из духа музыки» в контексте критики экспрессионизма; а также обосновывается вывод о том, что в современной живописи Х. Плеснер констатирует дисквалификацию предметности и отрицание всех традиционных форм и привычек зрительного восприятия, рассматривая это отрицание в качестве симптома драмы сознания современного человека, утратившего свое онтологическое «место» и оказавшегося перед «открытой пустотой» сотворенного его свободой Ничто.

Добавлено: 13 марта 2016
Статья
Жукова О. А. Культура культуры. 2015. № 1.

В анализе прецедентов социального и культурного творчества гуманитарная наука стремится представить результаты исследования в виде целостной картины. Плюралистическая ситуация современности предполагает выработку новой методологии описания и интерпретации реальности культурного бытия человека. По мнению автора, функцию сборки множественных картин понимания реальности может взять на себя философская теория культуры.

Добавлено: 16 февраля 2015
Статья
Матвейчев О. А. Einai: философия, религия, культура. 2018. Т. 7. № 1 (13) . С. 57-75.

Лейтмотивом статьи, написанной в специфическом жанре философского фельетона, является поиск ответа на вопрос о возможности теорий в век, казалось бы, окончательно восторжествовавшего эмпиризма и позитивизма. Размышляя о проблемах образования в современном мире, автор обращается к недавно вышедшей книге Рихарда Поле «Платон как воспитатель. Платоновский ренессанс и антимодернизм в Германии (1890– 1933)». В книге рассказывается, как, решая задачи национального строительства и превращения Германии в интеллектуальный и культурный центр всего человечества, государственная воспитательная машина Германской империи использовала Платона и его учение о «вечных формах» для нужд образования. Кроме того, в книге анализируется весьма примечательный феномен «немецкого неоплатонизма», возникшего в конце XIX – начале XX в. и представленного множеством школ – от неокантианцев до кружка Стефана Георге, каждая из которых имела свой образ Платона. Автор отмечает, что философия Платона актуализируется и в наши дни. Но означает ли это, что Платон сможет стать в нынешних условиях «скрепой» для культуры и символом образования? И возможно ли сегодня восстановить аутентичный образ Платона, или каждая эпоха придумывает его для себя по-своему?

 

Добавлено: 29 января 2019
Статья
Порус В. Н. Вопросы философии. 2019. № 7. С. 82-88.

В статье рассматривается проект «философии синтеза», предложенный М.Н. Эпштейном. Цель проекта в том, чтобы придать философии нова- ционный импульс, избавить ее от тавтологического бесплодия, придать ей статус активного участника познавательных (в первую очередь науч- но-исследовательских) процессов. Для этого необходимо перенаправить основную методологическую установку философии – «от анализа к син- тезу». Речь идет не только об «аналитической философии», но обо всем спектре философских направлений. Метод «синтеза» допускает множе- ство интерпретаций – от синтеза понятий до синтеза философских и научных концепций, имеющего место в междисциплинарном исследова- нии сложных, многофакторных процессов. В большинстве случаев мето- дология синтеза предстает обычным для науки переходом от исходных абстракций к конкретным объяснениям, который получает обобщенное описание и концептуализацию. Проблема заключается в том, как далеко может идти такое обобщение. Прогноз о наступлении такого этапа в раз- витии философии, когда она выступит поставщиком альтернативных он- тологий для различных научных картин мира, может быть понят как ро- мантическая мечта, вносящая в академические дискуссии о месте фило- софии в культуре живое чувство и сочувствие.

Добавлено: 24 июля 2019
Статья
Мартынов К. К. Отечественные записки. 2014. Т. 6 (63). С. 149-160.

Статья посвящена истории оскорблений в западной философии. Как именно философы оскорбляли друг друга в течение веков? Как оскорбление стало предметом философской рефлексии и одновременно формой философского аргумента? Автор утверждает, что философия исторически развивалась как оскорбление здравого смысла, мнения большинства или доксы. Философия обречена быть оскорблением.

Добавлено: 22 января 2015
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2015. № 11. С. 148-154.
Диалог исключительно важен для взаимопонимания и взаимодействия людей в сложном и все более взаимосвязанном мире. Однако ставшее в последнее время излишне частое (а иногда и неадекватное)употребление слова «диалог» в различных словосочетаниях влечет риск девальвации его значения, сведения этого концепта к необязательным метафорам, публицистическим штампам.
Добавлено: 17 января 2016