• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 2 644 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Золотухин В. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2017. Т. 21. № 1. С. 7-16.

Статья посвящается рассмотрению философии религии Эдуарда фон Гартмана. Автор эксплицирует его критику либеральной теологии: по мнению Э. фон Гартмана, христианство стоит на пороге смерти. Однако люди все равно обладают религиозной потребностью. Таким образом обосновывается правомерность и необходимость разговора о религии будущего. В статье показано, что, согласно мнению Э. фон Гартмана, единственным мировоззрением, способным в будущем удовлетворить религиозную потребность человека, является пантеизм или «конкретный монизм». Согласно этой философско-теологической установке абсолютное бессознательно, а истинным трансцендентным основанием человеческой индивидуальности является тождественная Абсолютному бессознательная самость. Цель человеческой жизни состоит в спасении, которое понимается как посмертное растворение в онтологических глубинах бессознательной самости (Абсолютного). Суть религии будущего Э. фон Гартман видит в синтезе восточной (индийской) и западной духовных традиций. Способствовать этому синтезу, по мнению философа, должен немецкий спекулятивный идеализм. На основании изложенного материала автор делает вывод, что учение Э. фон Гартмана является особой формой мистицизма, избегающей акосмизма и принципиально и безоговорочно признающей Абсолютное бессознательным. Ряд признаков, - тематический и проблематический контекст, спекулятивный метод, пристальное внимание к вопросам философской теологии, - позволяет включить философские построения Э. фон Гартмана в круг немецкой спекулятивно-метафизической традиции XIX в. Автор вкратце показывает, насколько идеи Э. фон Гартмана созвучны поздней философии Ф. Шеллинга. Делается вывод, что учение Э. фон Гартмана о религии будущего крайне важно для истории философии, поскольку оно может рассматриваться как единственный религиозный проект, выстраиваемый на базе немецкого идеализма вообще и шеллинговской мысли в частности.

Добавлено: 30 сентября 2018
Статья
Лифинцева Т. П. Эдип. 2008. № 4. С. 38-43.

Философское течение под названием «экзистенциализм» или «экзистенциальная философия» многим кажется давно исследованным – тем более «в целом». Кажется, что на долю историков философии осталось только комментировать дотоле неизвестные тексты, а рассуждение об экзистенциализме  (или «экзистенциальной философии») вообще годится только для популярных учебников и для исследователя – дело весьма неблагодарное. Между тем именно из-за неточностей «в целом» ошибочные клише кочуют из учебника в учебник, создавая у студентов неправильное представление об одном из главных течений философии ХХ века. Автору статьи представляется важным выяснить соотношение и «правомерность» понятий «экзистенциализм», «экзистенциальная философия», «религиозный» и «атеистический» экзистенциализм, а также «экзистенциальная теология». Но дело не только в их логическом соотношении: анализ этой проблемы, по мнению автора, поможет увидеть разные грани этого философского течения (которое, как мы знаем, никогда не было единым) в их взаимосвязи и в общем философском и культурном контексте.

Добавлено: 7 ноября 2012
Статья
Порус В. Н. Философские науки. 2019. Т. 62. № 3. С. 7-24.

В статье показано, что философская антропология претерпевает радикальный концептуальный сдвиг, вызванный трагическим опытом ХХ века. Так, экзистенциальная антропология полагает особый тип коммуникации в «пограничных ситуациях» (К. Ясперс), когда люди раскрываются в своей «подлинности», а рутинные формы приспособления к реальности обесцениваются. В «экзистенциальной коммуникации» проявляется сущность человека как средоточие разумной, здоровой и доброй воли к жизни. Однако «философская вера» в такую сущность подвергается сомнению, если условия существования в «пограничной ситуации» выходят за пределы человеческого. Таковы условия «земного ада», описанного Варламом Шаламовым в «Колымских рассказах». Опыт колымской каторги, осмысленный через художественное восприятие писателя, показал, что философская антропология, если ее понятия выстраиваются на фундаменте априоризма или выносятся в сферу трансцендентного, фальшивит и теряет доверие к себе. Философская антропология, вплавленная в «лагерную прозу» Шаламова, является не отвлеченной концептуальной конструкцией, а частью и продолжением жизненного контекста, от которого не отделима жизненная судьба самого писателя.

В онтологических основаниях этой философии нет места вечной и неизменной «человеческой сущности», возводящей человека на вершину бытийной иерархии. «Колымский ад» не разделяет существование и сущность человека и не противопоставляет их, он устанавливает между ними особую связь. Сущность дает о себе знать как раз тогда, когда ад ее опустошает. Она обретает реальность на последнем рубеже сопротивления аду. Эта антропология помещает размышление о человеке вовнутрь «пограничной ситуации», а не ставит его над ней.

Если этот опыт будет усвоен, философская антропология не останется прежней.  Реальность земного ада будет ее пробным камнем.

Добавлено: 27 июня 2019
Статья
Драгалина-Черная Е. Г. Эпистемология и философия науки. 2012. Т. 33. № 3. С. 32-47.

В статье исследуется критика картезианского когито, сформулированная представителями философии языка, в частности,  классиками аналитической философии.  Возможность реабилитации когито обсуждается на материале работ Я.Хинтикки, а также ряда видных представителей континентальной философской традиции ХХ века (М.Хайдеггера, М.Мерло-Понти, П.Рикера).

Добавлено: 15 ноября 2012
Статья
Шумский В. Б. Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2012. № 2. С. 21-42.

В статье представлен подход к пониманию Св. Троицы – центрального символа христианства – с позиции современного экзистенциального анализа. Рассматривается история формирования догмата о Троице, а также различные варианты его психологической интерпретации. Показывается, что с точки зрения антропологии экзистенциального анализа неслиянное и нераздельное триединство ипостасей Троицы раскрывается в качестве схемы, структурирующей динамические составляющие духовного бытия человека.

Добавлено: 8 октября 2013
Статья
Носачев П. Г. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. № 79. С. 154-161.

Рецензия на Giordan G., Possamai A. Sociology of Exorcism in Late Modernity. Cham: Palgrave Macmillan, 2018. IX, 127 p.

Добавлено: 26 октября 2018
Статья
Князева Е. Н. Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2019. № 1. С. 16-23.

В статье раскрывается философский смысл некоторых представлений современной экологии и обосновывается возможность применения расширенного экологического подхода в научных исследованиях, управленческой и образовательной деятельности. Показывается эвристичность понятия экософии, введенного в научный оборот французским философом Ф. Гваттари. Обосновывается, что экология сегодня не ограничивается идеей сосуществования и коэволюции человека и природы, но понимается как экология разума, познания, действия, коммуникации, управления, образования. Подобное расширенное понимание экологии развивает в своих научных трудах С.Н. Глазачев, юбилей которого отмечается в 2019 году.

Добавлено: 12 сентября 2019
Статья
Макатов З. В., Некрасов С. И. Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2013. № 3(95).

В статье рассматривется экология как  элемента принимающего важную роль в едином процессе развития, охватывающем живую природу, неживое вещество и общество

Добавлено: 12 апреля 2013
Статья
Абанкина Т. В. Отечественные записки. 2005. № 4(25).

Это статья о том, какова роль культуры в обществе, как устроена экономика культуры в современном мире, какие экономические механизмы и управленческие технологии обеспечивают необходимый приток ресурсов в сферу культуры.

Добавлено: 18 октября 2013
Статья
Дмитриев Т. А. Вопросы национализма. 2015. № 21. С. 61-80.

В статье рассматриваются взгляды американского экономиста Торстейна Веблена (1857-1929) на характер "особого" исторического пути Германии (Sonderweg), обусловленные своеобразием ее модели "догоняющей модернизации", и о причинах, подтолкнувших ее к развязыванию Первой мировой войны.  

Добавлено: 18 февраля 2017
Статья
Алиева О. В. Платоновские исследования. 2016. Т. V. С. 220-237.

Заключительная часть «апологии» Сократа (Phd. 69bc) — единственное место в диалоге, где рассматривается отношение между разумением (φρόνησις) и добродетелью (ἀρετή). Однако характер этого отношения оставался неясным. Одни комментаторы видели здесь знаменитый «парадокс Сократа» («добродетель — это знание»), другие указывали на то, что в том же предложении φρόνησις рассматривается как средство достижения добродетели. Внимательное чтение пассажа показывает, что ни о каком отождествлении добродетели и разумения или обмене разумения на добродетели здесь речи не идет. Добродетель зависима от разумения, однако не тождественна с ним. В терминах метафоры, подлинная ἀρετή соотносится с процессом обмена X на Y, где X = удовольствия, страхи, огорчения, а Y = разумение. Такое понимание устраняет и кажущееся противоречие между экономической и религиозной метафорами, поскольку последняя рассматривает разумение как καθαρμός.

Добавлено: 3 октября 2016
Статья
Урнов М. Ю. Общественные науки и современность. 2009. № 4. С. 126-138.
Добавлено: 8 ноября 2012
Статья
Абелюк Е. С. Литература. Учебно-методический журнал для учителей словесности. 2011. № №17. С. 13-18.

Статья продолжает цикл статей "Эксперименты в поэзии Серебряного века"; посвящена такому содержательному и формальному явлению, как словотворчество (на материале поэзии В. Хлебникова). Рассматривается вопрос "перевода" с одного художественного языка на другой (Хлебников - Мандельштам).

Добавлено: 25 марта 2013
Статья
Абелюк Е. С. Литература. Учебно-методический журнал для учителей словесности. 2010. № №18. С. 13-18.

Статья открывает цикл статей "Эксперименты в поэзии Серебряного века"; посвящена проблеме поиска оригинального художественного языка в искусстве модернизма. Адресована преподавателям средней школы и широкому читателю.

Добавлено: 25 марта 2013
Статья
Абелюк Е. С. Литература. Учебно-методический журнал для учителей словесности. 2010. № №20. С. 12-17.

Статья продолжает цикл статей "Эксперименты в поэзии Серебряного века"; посвящена содержательным экспериментам в поэзии, созданию стихотворений шифров. Предлагает способы прочтения "поэтических ребусов" стихотворений В. Брюсова и А. Блока.

Добавлено: 25 марта 2013
Статья
Абелюк Е. С. Литература. Учебно-методический журнал для учителей словесности. 2011. № №01. С. 14-19.

Статья продолжает цикл статей "Эксперименты в поэзии Серебряного века"; посвящена мифологизации жизни  и мифам в литературе Серебряного века.

Добавлено: 25 марта 2013
Статья
Абелюк Е. С. Литература. Учебно-методический журнал для учителей словесности. 2011. № №04. С. 13-18.

Статья продолжает цикл статей "Эксперименты в поэзии Серебряного века"; посвящена интересу художников-модернистов к традиционной русской (и шире: славянской) культуре (на материале поэзии А.Блока).

Добавлено: 25 марта 2013
Статья
Абелюк Е. С. Литература. Учебно-методический журнал для учителей словесности. 2011. № №13. С. 12-17.

Статья продолжает цикл статей "Эксперименты в поэзии Серебряного века"; посвящена художественным провокациям в искусстве модернистов (на материале творчества Ш. Бодлера, В. Брюсова).

Добавлено: 25 марта 2013
Статья
Тульчинский Г. Л., Леонтьев Д. А. Философские науки. 2018. № 2. С. 120-140.

Экспертизы выполняют важную роль в социальной жизни современного общества. Эта роль настолько расширилась, что требуются уточнения их методологии, определения статуса эксперта, требований к его компетентности. Особое внимание заслуживает проблема комплексных экспертиз. Данная публикация представляет материалы обсуждения этих вопросов на специальном круглом столе, в работе которого приняли участие психологи.

Добавлено: 15 октября 2018
Статья
Финк О. Логос. 2016. Т. 26. № 110. С. 47-60.
Добавлено: 15 октября 2016
Статья
Тульчинский Г. Л. Ведомости прикладной этики. 2015. № 47. С. 76-83.

Элиминация академического этоса - только одно из проявлений ситуации в современной России, которую можно квалифицировать как социум и экономику недоверия. Взаимное недоверие власти, бизнеса и общества сказывается не только на диком банковском проценте, перегороженных дворах, толпах охранников, писанине вороха бумаг «для прокурора»… Проявляется это и высшей школе, которая, вместо производства новых сообществ компетентной профессиональной элиты, способной к развитию и консолидации, занимается редукцией важнейшей социальной роли к ее обозначению и воспроизводству маловостребованных одиночек.

Добавлено: 4 декабря 2016