• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 297 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Вахштайн В. С. Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 3. С. 71-74.
Добавлено: 4 февраля 2010
Статья
Хлевнюк Д. О. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 2.
Добавлено: 25 июня 2010
Статья
Кнорре Б. К., Мурашова А. А. Социологическое обозрение. 2019. Т. 18. № 4. С. 186-211.

Статья представляет собой опыт анализа наиболее значимых аспектов дарообмена применительно к моделям хозяйственной интеграции в церковной среде. В центр обсуждения поставлены закономерности и тезисы, обозначенные в недавних работах Г. Юдина, прот. Н. Емельянова, И. Забаева и других исследователей, связанные с описанием особых возможностей священника генерировать дарообменные отношения, в связи с чем авторы предлагают говорить о некоей особой «пастырской модели дарообмена». Мы показываем, что ряд ключевых вопросов, связанных с «пастырской моделью дарообмена», остается дискуссионным. Насколько священники сегодня свободны от отношений конкуренции и от нацеленности на максимизацию ресурсов? Каковы модусы личной зависимости/независимости в церковной среде? Каковы механизмы формирования солидарности, морального долга, формальных и неформальных обязательств между священником, прихожанами, крупными донаторами и внешними по отношению к Церкви акторами? Какова природа самих обменных отношений и насколько они удовлетворяют критериям дарообмена, чтобы их можно было бы отделять от патрон-клиентских отношений, иерархического распределения ресурсов или отношений, запускаемых бигменами? Эти и другие вопросы применительно к церковной среде рассматриваются в статье с привлечением эмпирического материала и наблюдений, иллюстрирующих специфику социальной интеграции и конкретные варианты обменных отношений. Мы делаем попытку очертить приблизительный status quo сегодняшних дарообменных церковных отношений, их препятствия, точки сбоя и риски. Вместе с тем мы предлагаем свое теоретическое объяснение этих препятствий и обусловленных ими коллизий, возникающих в процессе организации дарообмена в церковной среде.

Добавлено: 2 января 2020
Статья
Ямпольская А. В. Социологическое обозрение. 2014. Т. 2. № 13. С. 9-24.

В своем анализе перформативного характера адресной речи Деррида следует пути, проложенному Остином и Сёрлем, однако он меняет концептуальную рамку анализа. Если англо-американская традиция изучала речевые акты в первую очередь в контексте философии языка, то Деррида рассматривает их в двойной перспективе философии субъекта и политической философии. Вопрос, который ставит Остин: «Как и каким образом речевая деятельность субъекта может менять положение дел?» — заменяется вопросом о природе социальных связей, которые являются условием воз- можности перформативных высказываний, а также языковой коммуникации вообще. Этим условием является исходное доверие между собеседниками, которое, в свою очередь, открывается как взаимообусловленность двух гетерогенных форм опыта: трансформирующего субъект опыта отношения с абсолютно Другим в его уникальности и опыта веры в сакральность универсального закона, гарантирующего стабильность социума. Напряжение между этими двумя формами опыта описывается в терминах исключительного события доверия, одновременно нарушающего и подтверждающего машинальность порождения Бога как трансцендентного гаранта нерушимости социальных обязательств. Противопоставление событийности адресной речи автоматическим формам социальной жизни сближает анализ Деррида с концепцией Арендт. В то же время существенны и отличия между этими двумя мыслителями: если для Деррида событие речи — это производство истины, августинианское facere veritatem, то для Арендт событие речи как суждение — это в первую очередь производство согласия, возможное только в контексте плюральности. Ключевая для Деррида проблематика скрытой трансформации субъекта в акте обращенной к Другому речи остается за рамками политической философии Арендт, с точки зрения которой доступ субъекта к самому себе возможен только посредством феноменализации в публичном пространстве политического действия.

Добавлено: 11 сентября 2014
Статья
Попов В. А. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 1.
Добавлено: 18 июня 2010
Статья
Фархатдинов Н. Г. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 2. С. 81-86.
Добавлено: 23 ноября 2009
Статья
Жукова О. А. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 2. С. 242-261.

Настоящая статья посвящена рассмотрению философских и социологических подходов к русской истории и культуре Ф. А. Степуна. Предметом исследования является исторический и художественный образ России, созданный Степуном в философской публицистике и  мемуарах. Особое место отводится выявлению основ философии культуры Степуна, а также развитию им специфического способа анализа культурной истории России, сочетающего философскую рефлексию с методом социологического наблюдения. В статье показано, что в социологических описаниях пореволюционной истории России Степун сохраняет логический каркас и философский лексикон неокантианской теории культуры. Он занимает позицию «включенного наблюдения» и обогащает интерпретацию событий приемами социологического анализа. В работе рассматривается, как Степун осмыслил идею России через социально-философский анализ большевизма. Статья эксплицирует главный историко-философский тезис Степуна, что в большевизме произошло перерождение политической идеи в идеологию и идеократию. Специальное внимание уделено тому, как Степун противопоставляет гуманистические ценности культуры ложным политическим идеологиям ХХ века, отрицающим свободу и христианскую веру. Прослеживается его философское решение проблемы Русской революции. Осмысляется философская идея русской культуры как формы существования творческой личности, обладающей свободой и религиозным опытом, что становится моральным кредо Степуна.

Добавлено: 2 июля 2018
Статья
Носов Д. М. Социологическое обозрение. 2018. № 3. С. 346-355.

В статье рассматривается новая монография российского философа и культуролога, профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» О. А. Жуковой. Предметом обсуждения статьи является предлагаемый О. А. Жуковой философский подход к анализу культурной истории России, опирающийся на основные идеи и сюжеты русской общественной и религиозной мысли. Автор книги создает широкую панораму развития российской истории, выявляя особенности формирования ценностной структуры и специфику бытия национальной культуры. О. А. Жукова рассматривает русскую культуру как сложный результат взаимодействия религиозных, политических и художественных традиций, их преемственности и разрывов. В монографии прослеживается путь формирования русского типа философствования с его вниманием к проблемам истории, культуры и творчества. В статье показано, что автор, анализируя социальные и духовные трансформации, происходившие с русским обществом при переходе от традиционной культуры к модерну, продолжает линию познания национальной истории, начатую русскими философами-европеистами в XIX — первой половине XX веков. О. А. Жукова создает любопытную реконструкцию отечественной культуры, осуществляя историко-философскую рецепцию наследия русских мыслителей. Данная работа представляет собой критический анализ исследования О. А. Жуковой.

Добавлено: 29 октября 2018
Статья
Дмитриев Т. А. Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 3. С. 87-110.

Макс Вебер принадлежит к числу тех социальных ученых, кто одним из первых дал критический анализ социалистического эксперимента 1917–1920 годов. Принципиальное значение этого сегмента наследия Вебера для сегодняшнего дня заключается в том, что интерпретация опыта революции в России осуществляется им не только с практико-полемических, но также и с теоретико-социологических позиций. Основное внимание в статье уделяется данной Вебером трактовке революции в России с точки зрения практических результатов большевистской политики и проведенному им сопоставлению политики большевиков в годы Русской революции и Гражданской войны 1917–1920 годов с доктринальными положениями марксистского социализма. В статье рассматривается также тезис Вебера о неизбежной бюрократизации социалистического общества и предложенная им в работе «Хозяйство и общество» сравнительная оценка экономической эффективности рыночной и плановой экономики. В заключение формулируются соображения о том эвристическом потенциале, который работы Вебера, посвященные Русской революции 1917 года и последовавших за ней событий, могут иметь для современных исследований истории советского общества. 

 

Добавлено: 25 февраля 2018
Статья
Марей М. Д. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 1. С. 333-337.

Данная публикация является рецензией на 1 том "Русских бесед" - сборника статей калининградского историка и философа Андрея Александровича Тесли Одной из задач проекта "Перекрестья русской мысли" является преодоление стереотипного восприятия как хорошо известных широкой общественности интеллектуалов XIX — начала ХХ века, так и тех, кого мы сейчас знаем гораздо хуже, чьи имена знакомы в основном специалистам по истории общественной мысли. В рецензии раскрывается то, каким образом сборник «Русские беседы», представляющий собой серию очерков, заметок и рецензий, продолжает эту задумку.

Добавлено: 1 июня 2018
Статья
Фархатдинов Н. Г. Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 1. С. 44-48.
Добавлено: 8 ноября 2008
Статья
Каспэ С. И. Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 1. С. 9-34.

После Мишеля Фуко бентамовский Паноптикон стал общепризнанным образом современного государства. Статья посвящена некоторым аспектам этой сильной метафоры, не принятым в расчет ни Фуко, ни большинством других исследователей. Вопрос об источниках света в Паноптиконе, также понимаемого метафорически, как условие осуществления власти и одновременно ее легитимности, позволяет описать такие вариации государственной политической формы, как опирающаяся на «политическую религию» (смежная с тоталитарным феноменом), секулярная (смежная срнымитрнамы а жная и с феноменом "оски, как условите ры, не принятым в расчет ни Ыуко ни  либерализмом) и основанная на «гражданской религии» (наиболее неоднозначная из всех). Ключевой переменной тут является тот или иной способ сопряжения политического и сакрального. Если в досовременную эпоху презюмировалась открытость политических форм для воздействий, исходящих из области сакрального, то в современных государствах политическое достигает автономии, эмансипируясь от сакрального, а в наиболее радикальном варианте занимая его место. Автор полагает, что в будущем наибольшую устойчивость продемонстрируют те вариации государственной политической формы, в которых эта автономизация не завершена, в которых связь между политическим и сакральным поддерживается, хотя и в ограниченном виде. То есть те, в которых практикуется «гражданская религия».

Добавлено: 31 марта 2020
Статья
Александер Дж., Смит Ф. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 2. С. 11-30.
Добавлено: 21 марта 2014
Статья
Миллс Ч. Р. Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 3. С. 98-109.
Добавлено: 29 января 2013
Статья
Волков В. В. Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. С. 56-60.

В этом выступлении автор отвечает на критику теории практик в целом и двух его статей, в частности, со стороны представителей теории фреймов, главной претензией которой было отсутствие в теории практик трансцендентного измерения. Пока социология не может обойтись без трансцендентного измерения, которое представлено безличными коллективными фреймами, образцами, типами, смыслами, далее по списку. Поступок и авторство, все аутентичное и имманентное не попадают в матрицу социологии. С трудом в нее втискивается и теория практик. Видимо, следующей задачей теории практик будет попытка ввести в нее аутентичное измерение через категорию поступка. Может быть, аналогичная задача станет актуальной и для социологии.

Добавлено: 12 апреля 2013
Статья
Юдин Г. Б. Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 2. С. 80-93.
Добавлено: 29 октября 2009
Статья
Самутина Н. В. Социологическое обозрение. 2018. Т. 18. № 1. С. 325-332.

Текст представляет собой рецензию на последюю книгу влительных культрных географов Эша Амина и Найджела Трифта, посвященную современному состоянию теоретического знания о городе. 

Добавлено: 12 ноября 2017
Статья
Вахштайн В. С. Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 3.
Добавлено: 14 декабря 2011
Статья
Прозуменщиков М. Ю., Кильдюшов О. В., Пугачева М. Г. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 2. С. 173-194.

За последние сто лет футбол из простой игры-развлечения превратился в один из факторов мировой политики, оказываю-щий влияние не только на умы и души сотен миллионов болельщиков, но и на политические, экономические, социальные аспекты современной жизни. В интервью с ведущим исследователем отечественного спорта М. Ю. Прозуменщиковым, одним из составителей сборника документов, выявленных в Российском государственном архиве новейшей истории, речь идет о создании советской системы партийного контроля над большим спортом (и прежде всего футболом), о взглядах руководителей СССР на возможность использования футбола в идеологических целях, о роли советского государства в поддержке и развитии массового футбольного движения. Также затронуты вопросы системы архивного хранения доку-ментов по спорту в СССР. Вначале обсуждается история возникновения издательской серии, посвященной спортивным мегасобытиям с участием советских спортсменов — Олимпиады-80, зимним Олимпийским играм и большому футболу. Далее исследователь рассказывает о трудностях, связанных с поиском релевантных документов о советском спорте в существующем архивном ландшафте современной России. Основная часть беседы посвящена структурным проблемам отечественного спорта, начиная с раннего СССР и заканчивая распадом системы госспорта при М. С. Горбачеве. В качестве отдельных тем затрагиваются такие важнейшие проблемы спортивного движения в Советском Союзе, как интернациона-лизация советского спорта вообще и спортивные взаимоотношения со странами социалистического лагеря в частности, баланс власти между ЦК, Спорткомитетом и другими значимыми акторами этого поля, «банальный национализм» на три-бунах советских стадионов и мн. др. Завершается интервью обсуждением перспектив спортивно-исторических исследований.

Добавлено: 3 июля 2018
Статья
Углева А. В. Социологическое обозрение. 2007. Т. 6. № 1. С. 47-54.
Добавлено: 17 сентября 2008