• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 357 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Щетвина А. А. Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2020. Т. 130. № 2. С. 95-117.

С середины XX века мир переживает то, что историк Джей Винтер называет memory boom. История, кажется, дышит нам в спину: то, что происходило всего 15–20 лет назад, уже становится далеким прошлым, о котором пишут в исторических журналах и которое выставляют в музеях. Люди боятся забыть.

Есть много версий, почему так происходит: потому что увеличивается скорость жизни и сокращается отрезок актуального настоящего, потому что мы переживаем очередной fin de siècle, потому что после мировых войн и экономической глобализации сложилась особая «культура памяти», потому что забвение начинает ассоциироваться со снятием личной ответственности и политизацией памяти.

В России тем периодом, который сейчас уходит из актуальной памяти и перемещается в архивы (культурную память, как это называет Ян Ассман, оказываются в первую очередь 1990-е. Что мы помним о 1990-х? Формально один исторический период сменил другой, но фактически переход происходил (и происходит) очень болезненно. Экономический кризис, ваучеры, финансовые пирамиды. Расцвет альтернативных форм знания и веры. Свобода сексуальности, творчества, экспериментов в академической среде. А еще – интернет. В 1991-м интернет впервые появился в Москве, потом в Переславле-Залесском, Санкт-Петербурге и других городах. В разных городах он приживается по-разному: где-то вокруг него собираются творческие и амбициозные люди, где-то (например в Переславле-Залесском) интернет сразу стал частью локальной системы школьного образования, во многих местах он оказывается новым способом коммуникации горожан друг с другом.

В последние несколько лет можно наблюдать большое количество исследований, публичных проектов и дискуссий, которые посвящены истории веба, но не в России. И это происходит не потому, что здесь о нем не помнят или о нем не сохранилось свидетельств. Многие в России вспоминают ранние годы развития интернета с теплом: это было время их юности, интернет позволял им выразить себя, завести новых друзей, научиться в процессе экспериментирования тем самым навыкам, которые в 2000-х и 2010-х позволили им построить успешную карьеру. Многие вспоминают конкретные сайты, форумы, практики и жалеют, что все это пропало (сайт сложно распечатать и сохранить в альбоме как фотографии или письма). Но парадокс в том, что очень, очень многое сохранено, доступно – но никем не используется, не становится объектом публичного или исследовательского внимания.

Это многое не только сохранено, но и централизовано. В 1996 году в США появился проект Internet Archive, создающий архивные копии сайтов всего мира. В нем есть множество копий российских сайтов, которые доступны через Wayback Machine. Можно, например, найти на форумах записи, датированные началом 2000-х, и посмотреть, что обсуждали люди в интернете в те годы. Этот архив постепенно становится важным источником для исследования истории 1990–2000-х годов. Появляются исследования веба, тексты об архивных копиях сайтов как об особом типе источников. Но Internet Archive – некоммерческий проект, а его возможности по архивации ограничены и технически (все сохранить невозможно, сайты возникают и исчезают каждую секунду), и физически (для поддержки архива в свободном доступе нужен не один и не два сервера), а вопросом отбора объектов для архивации в академической среде практически никто не занимался.

Как показывает немецкий философ и культуролог Герман Люббе, увеличение скорости жизни и стремительное появление новых технологий ускоряет процессы устаревания. Люббе пишет, что в таких условиях появляется острая потребность в аргументированном выборе – что сохранять, а что нет. Это актуально и для веба. Веб-страницы создаются, обновляются и удаляются с большой скоростью, и сохранять все, а тем более обработать все, – задача, требующая непомерных ресурсов. При этом среди исследователей веба, государственных архивистов и активистов пока нет внятной парадигмы того, что и зачем стоит сохранять – хотя такие попытки возникают. Так, критике нерефлексивного подхода к архивации был посвящен круглый стол «Preservation by accident is not a plan» («Спонтанное сохранение – это еще не план») с участниками из организаций «Rhizome» и Google Cultural Institute.

Я хочу обратиться к этой теме на примере кураторских проектов, в рамках которых совершается работа по отбору, оценке и классификации веб-архивов, и проследить основания для выбора, из которых конструируется репрезентация веба и его история.

Добавлено: 20 декабря 2020
Статья
Французов С. А. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2019. Т. 61. № 61. С. 104-122.

Статья посвящена хранящемуся в библиотеке Института восточных рукописей РАН экземпляру двуязычного, арабо-греческого, служебника, опубликованного в монастыре Снагов неподалеку от Бухареста в 1701 г. выдающимся мастером печатного дела и церковным иерархом Анфимом Иверянином (Грузином). Особая ценность этого старопечатного издания заключается в том, что оно стало первой арабографичной книгой, вышедшей в свет на территориях, подконтрольных мусульманским властям. Произошло это по инициативе заботившего о просвещении своей паствы Афанасия III ад-Даббаса, Антиохийского патриарха в 1686–1694 гг. и 1720–1724 гг., в интервале между этими периодами занимавшего кафедру митрополита Алеппского, и при финансовой и организационной поддержке господаря Угро-Валахии Константина Брынковяну. Благодаря хорошо сохранившемуся экземпляру детально описана структура служебника и впервые подсчитано точное количество страниц в нем – 377 (при отсутствии в нем сплошной пагинации). Благодаря оттиску печати и кратким припискам на греческом и арабском языках на титульном листе и экслибрису на заднем форзаце удалось установить двух владельцев петербургского экземпляра Снаговского служебника, которыми оказались Макарий Самман, униатский епископ Амиды (современного Диярбакыра), в 1846 г. перешедший в Православие и возведенный в сан митрополита, и великий князь Константин Николаевич, которому Макарий, скорее всего, подарил этот редкий служебник во время своего пребывания в Санкт-Петербурге в 1866–1867 гг. Из Мраморного дворца эта книга поступила в 1924 г. в Азиатский музей.

Добавлено: 29 января 2020
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2020. № 1. С. 391-398.

В конце 2019 года редакционный совет журнала «Исследователь/Researcher» утратил двух выдающихся ученых, ярких личностей, внесших значимый вклад в развитие исследовательской деятельности учащихся в России: академика Константина Георгиевича Скрябина и Виталия Григорьевича Безрогова. Данная заметка предваряет развернутые мемориальные статьи М.Г. Сергеевой о К.Г. Скрябине и Г.В. Макаревич о В.Г. Безрогове. Отмечается личный вклад ученых в развитие практики исследо- вательской деятельности учащихся в стране.

Добавлено: 30 мая 2020
Статья
Митько А. Е., Скляров С. С. Гуманитарное пространство. 2017. Т. 6. № 3. С. 592-596.

Переосмысление деятельности епархиальных миссионерских отделов является важнейшей задачей, обозначенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Ее решение осуществляется в совместной деятельности Синодального миссионерского отдела и епархий Русской Православной Церкви. В статье отражены основные этапы деятельности Синодального миссионерского отдела в данном направлении, ее содержание и промежуточные результаты.

Добавлено: 25 октября 2020
Статья
Гаврилова М. В. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 12-35.

Митинг как устойчивая форма публичного городского ритуала заметно трансформируется под влиянием интернета и социальных сетей. В ситуации, когда социальные сети оказываются важным источником информации об оффлайн-реальности, митинг или пикет можно провести, не выходя из дома или развернув плакат только для того, чтобы с ним сфотографироваться. При этом одной из важных тем рефлексии участников и зрителей подобных акций оказывается проблема «подлинности» виртуальной реальности и производимых в ней политических действий. Пользователи социальных сетей задаются вопросами о том, насколько значима акция, частично или полностью проведенная в интернете, выполнение каких условий делает ее «реальной» или «состоявшейся», - иными словами, пытаются определить статус виртуальной реальности и границу между «реальным» и «вир­туальным», «оригиналом» (в терминах И. Гофмана) и «фальсификацией». Ре­зультатом этого рефрейминга становится переопределение того, что активисты, горожане и правоохранительные органы считают «политической акцией». В статье авторы рассматривают, как, с одной стороны, изменяется восприятие публичной политической акции в социальных сетях, а с другой - какие конфликты порождает это изменение.

Добавлено: 12 ноября 2020
Статья
Карнеев А. Н., Володин А. Г., Воскресенский А. Д. и др. Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 1. С. 112-122.

Редакция публикует материалы дискуссии, посвященной анализу происходящих перемен в  системе международных и торгово-экономических отношений, в сфере региональной безопасности в Тихоокеанской Азии (ТА). Участники обсуждения рассмотрели эволюцию политики ведущих стран региона (Китая, Японии) и межгосударственных объединений (АСЕАН), а также динамику и перспективы интеграционных процессов в ТА.

Добавлено: 7 октября 2019
Статья
Истягина-Елисеева Е. А. Наука среди нас. 2017. № 2 (2). С. 23-28.

Великая Отечественная война нанесла серьезный ущерб социально-экономическому потенциалу Советского союза, довоенные успехи СССР в физкультурно-спортивном строительстве были серьезно приостановлены. Но буквально сразу же по окончании войны советское правительство развернуло широкую физкультурную и спортивную работу.

Добавлено: 8 декабря 2020
Статья
Лахути Л. Г., Чалисова Н. Ю. Вестник Института востоковедения РАН. 2018. № 4. С. 236-253.

Абулькасим Лахути вошел в историю литературы Ирана как поэт-революционер, внесший значительный вклад в «обновление» персидской поэзии и становление иранской поэтической модерности. Он начал творческий путь с создания суфийских газелей, писал гражданские стихи, проникнутые идеями Конституционной революции 1905–1911 гг., а оказавшись в СССР, стал основоположником таджикской поэзии, посвятив множество персидских бейтов победе революции и строительству социализма. Почти все стихи Лахути следуют классической норме, как по форме, так и в отношении нарративных техник. В статье основное внимание уделено не публиковавшейся ранее поэме «Повесть о розе», созданной в 1938 г. как частное письмо И. В. Сталину. Посылая поэму-письмо, Лахути намеревался помочь Соломону Михоэлсу и театру ГОСЕТ. Публикация текста сопровождена историей стихотворения, проливающей свет на цель создания поэмы и на дальнейшую судьбу ее автора. Мы публикуем персидский текст с русским подстрочным переводом, а также поэтический перевод Бану Лахути, отправленный вождю вместе с персидским оригиналом. В кратком анализе стихотворения фокусируется внимание на классических истоках риторической стратегии убеждения, выбранной Лахути в попытке повлиять на эмоции правителя посредством поэзии.

Добавлено: 15 августа 2019
Статья
Истягина-Елисеева Е. А. Вестник спортивной истории. 2017. № 4 (10). С. 49-55.

В современной России придается большое значение физическому воспитанию подрастающего поколения. Это получило отчетливое подтверждение во время проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. Внимание государства к повышению уровня здоровья детей и подростков способствовало возрождению комплекса ГТО.

Добавлено: 8 декабря 2020
Статья
Алябьева Л. А. Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. Т. 47. № 1. С. 8-9.

Дорогие читатели, перед вами 47­-й выпуск журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», который посвящен феномену декаданса в самом широком социокультурном смысле: мы говорим не столько об историческом декадансе, хотя ряд статей, вошедших в выпуск, посвящены именно ему, но о настроениях «конца века», перелома эпох, кризиса, которые возникают время от времени и неизбежно находят свое выражение в моде, телесной культуре, практиках повседневности.

Добавлено: 5 октября 2018
Статья
Малявин В. В. Проблемы Дальнего Востока. 2021. № 1. С. 130-146.

В статье рассмотрены мировоззренческие посылки и исторические следствия двух влиятельных в регионе Дальнего Востока политических концепций: «новой Поднебесной» и «Азии как метода». По мнению автора, политика в странах Дальнего Востока традиционно основывалась на категориях «пустоты» и «превращения», сформировавших особый тип утопического сознания, в центре которого находился мотив совместности всего сущего в рамках двуединства единого и единичного. «Новая Поднебесная» отражает глобальные устремления КНР, оставляя место для локальной специфики. Концепция «метода как Азии», нацеленная на «деколонизацию» и «деимпериализацию» в рамках содружества равноправных государств, популярна в Японии, Южной Корее, Тайване и Гонконге. Автор рассматривает характер конфронтации двух этих теорий и возможные пути их интеграции.

Добавлено: 17 апреля 2021
Статья
Целуйко М. С. Вестник Университета Дмитрия Пожарского. 2019. № 3 (15). С. 205-223.

В этой статье политические институты определяются по Хантингтону; как «стабильные, ценимые, воспроизводящиеся модели поведения». И с этой точки зрения рассматривается политический процесс в древней Восточной Азии в эпоху Чуньцю, выделяются повторяющиеся осознанные модели поведения, относящиеся одновременно как к внешней политике, так и к внутренней, показываются политические интересы, объединявшие эти две различные сферы политики монарха воедино, вскрывается механизм перехода внутриполитического во внешнеполитическое и наоборот.

Добавлено: 13 октября 2020
Статья
Бутовская М. Л., Дронова Д. Этнографическое обозрение. 2019. № 1. С. 42-64.

В африканском обществе почитание предков является неотъемлемой частью рели- гиозной, культурной и социальной сферы. По представлениям африканцев предки способны обеспечить им и всей общине в целом благополучную и здоровую жизнь, предупредить о надвигающейся опасности, но для этого нужно чтить их и регулярно проводить церемонии поминовения. В статье подробно описаны обряды поминове- ния у датога; в этой культуре они дифференцированы в соответствии с полом, соци- альным статусом усопшего, его положением в семейной иерархии и сети родствен- ных связей. Наблюдения за взаимодействиями разных возрастных групп во время бунгеды позволяют четче представить структуру современного общества датога. Боясь разгневать своих предков, датога демонстрируют групповую ответственность, что способствует поддержанию моральных норм внутри сообщества и за его пределами, сохранению ценностей и улучшению благосостояния всей общины.

Добавлено: 31 октября 2019
Статья
Шадриков В. Д. Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 17-24.

В статье дается определение понимания как факта нашей психической жизни. Рассматривается отражение понимания в языке, в философской литературе, в теологии. Проблеме понимания посвящено значительное количество исследований в психологии, но явно недостаточно изучен процесс понимания со стороны механизмов, обращенных к пониманию процесса учения и обучения. Ставятся вопросы: когда возникла проблема понимания? Каковы механизмы понимания? Выделяются три фактора понимания—непонимания: связь понимания с порождением мысли; отчуждение личностного смысла знания при переходе его в значение; индивидуальные модели мира ребенка, которые начинают формироваться еще до усвоения языка и продолжают развитие в житейских понятиях. Предпринимается попытка дать ответ на поставленные вопросы с позиций культурно-исторического подхода. На основе предложенных представлений о механизмах понимания—непонимания рассматриваются пути достижения понимания в образовательном процессе. Отмечается, что понимание всегда конкретно, оно относится к конкретному ученику, теме урока и тесно связано с мотивацией.

Добавлено: 9 января 2020
Статья
Митько А. Е. Вестник Свято-Филаретовского института. 2019. № 30. С. 224-235.

Cодержание современной православной миссиологии в значительной степени определяется ее понятийным аппаратом. Несмотря на то, что развитие православной миссиологии охватывает сравнительно краткий период новейшей истории Русской православной церкви, процесс формирования миссиологической терминологии находится на стадии, позволяющей сделать ее предметом научного исследования. На данный момент в миссиологическом дискурсе регулярно используется более 50 понятий. Это является свидетельством достигнутого уровня развития и говорит о творческом характере разработки миссиологии как самостоятельного раздела православного систематического богословия. Вместе с тем, даже предварительное знакомство с понятийным аппаратом современной православной миссиологии выявляет ряд проблем, ставших предметом рассмотрения в настоящей статье.

Добавлено: 16 октября 2020
Статья
Глазунова С. Е. Концепт: философия, религия, культура. 2019. № 1. С. 131-140.

Понимание другого – необходимое условие для полноценного общения и успешного взаимодействия с ним, установления доверительных отношений в процессе переговоров или совместной деятельности. Успешная межкультурная коммуникация предполагает готовность участников к восприятию, пониманию и принятию стереотипов поведения, нравов, обычаев, интересов, культурных ценностей другой этно-культурной общности. Для этого мало знать язык своего партнера по диалогу, необходимо глубокое понимание смыслового наполнения  различных знаков и символов, возникающих в процессе познания другой стороны, культурного кода как ключа к пониманию данной культуры. Вьетнам – страна в Юго-Восточной Азии, с одной стороны, исторически связанная с Советским Союзом и поэтому нам известная. С другой стороны в реальности знания большинства о ней ограничены и поверхностны. И несмотря на неизменно дружеские отношения между нашими странами, практическое наполнение нашего сотрудничества довольно часто не отвечает ожиданиям. Автору статьи представляется, что для того, чтобы общение с вьетнамскими партнерами было более эффективным, необходимо уделять больше внимания таким аспектам, которые на первый взгляд кажутся далекими от политики и экономики – традициям, обычаям, той культурной основе вьетнамского общества, которая во многом определяет модель поведения и реакцию его представителей.

Добавлено: 17 октября 2019
Статья
Павлов А. В. Вопросы философии. 2019. № 5. С. 27-35.

В фокусе настоящей статьи одно из главных направлений актуальной философии – постгуманизм. Автор разграничивает его с понятием «трансгуманизм» и прослеживает его возникновение, развитие и актуальное состояние. Если постгуманизм изначально был связан с культурой (концепция критика Ихаба Хассана), то впоследствии он обратился к новой онтологии. В этом пункте постгуманизм сближается с такими направлениями современной философии и социальных учений, как акторно-сетевая теория и объектно-ориентированная онтология. От двух последних постгуманизм отличается тем, что не удовлетворяется только новой онтологией, в которой предлагается отойти от традиционных антропоцентричных понятий типа «человек» и обратиться к «индивидам», и предлагает этическую и политическую программу (Донна Харауэй, Рози Брайдотти). Автор статьи приходит к выводу, что постгуманизм является альтернативой культурному постмодернизму, исключившему природу из предмета своего внимания. Постгуманисты настаивают, что понятия культуры и природы должны быть переосмыслены. Однако многие исследователи в XXI в., обращаясь к постгуманизму, описывают его непосредственно через продукты популярной культуры, ослабляя тем самым программу постгуманизма. Несмотря на это, акцент на эпохе «антропоцена» позволяет постгуманизму отказаться от постмодерна как от исторической категории, замешанной именно на культуре, и перейти к обсуждению совершенно новых тем – экологии, Земли и т.д.

Добавлено: 13 августа 2019
Статья
Павлов А. В. Логос. 2019. Т. 29. № 2. С. 1-24.

В статье обсуждается актуальная для социальной теории и теории культуры проблема того, чтó стало с постмодерном как языком описания эпохи в XXI столетии. Автор отталкивается от зонтичного термина «постпостмодернизм», чтобы рассмотреть не те концепции, которые предлагают себя в качестве непосредственных альтернатив постмодернизму и при этом игнорируют связку постмодернизма и капитализма, но более сложные теории—те, что ориентируются преимущественно на анализ новейших форм капитализма. Отметив, что впервые идею постмодернизма как культурную логику позднего капитализма предложил американский философ-марксист Фредрик Джеймисон, автор далее пытается обнаружить преемственность новых концепций капитализма именно с подходом Джеймисона. Обсуждение начинается с теории «капиталистического реализма» британского левого мыслителя Марка Фишера. Признавая заслуги Джеймисона, Фишер по определенным причинам отказывается от термина «постмодернизм», но весь используемый философский аппарат заимствует именно из джеймисоновских разработок. Далее автор перебрасывает мостик от «капиталистического реализма» к новейшим левым теориям, таким как акселерационизм и посткапитализм. Обнаружив тесные связи между работой Марка Фишера и Ника Ланда, сотрудничавших в 1990-е годы в рамках проекта «группы исследований киберкультуры» (Cybernetic Culture Research Unit, CCRU), с одной стороны, и идеями Ника Срничека, с другой стороны, автор ставит вопрос, почему Срничек и его коллеги избегают теории постмодерна Джеймисона. Предлагаемый им ответ состоит в следующем: постмодернизм не позволяет современным левым рассуждать о будущем. Однако, как указывает автор, идеи Джеймисона о постмодерне на «генетическом уровне» заложены в концепцию посткапитализма Срничека, что делает его теорию «постпостмодернистской», но в негативной, а не в позитивной ее версии, как в случае с Марком Фишером.

Добавлено: 12 августа 2019
Статья
Колосов В. А., Зотова М. В., Попов Ф. А. и др. Полис. Политические исследования. 2018. № 3. С. 42-59.

Статья посвящена изучению эволюции общественных представлений о постсоветском пограничье России с помощью анализа их репрезентации в центральной российской прессе. В качестве фокусного издания выбрана “Независимая газета”. Основу исследования составила база данных публикаций, собранная в ходе сплошного контент-анализа газеты за четыре периода: 1994-1995, 2000-2003, 2008-2012 и 2013-2014 гг. Дополнительно использованы материалы газет “Советская Россия”, “Завтра” и “Новая газета”. В качестве структурной основы исследуемых представлений рассматривается обновленная дилемма Восток – Запад, заключающаяся в стоящем перед Россией фундаментальном выборе одного из двух базовых внешнеполитических векторов – западного (европейского), направленного на сближение со странами ЕС и НАТО, перенимание их ценностей и моделей развития, и восточного (евразийского), сопряженного с полной или частичной реинтеграцией постсоветского пространства и созданием автономного центра силы в грядущем многополярном мире. Рассуждения о будущем границ и постсоветского пространства в целом, выстраивании отношений с бывшими союзными республиками с одной стороны и ЕС и НАТО – с другой, о целях и составе интеграционных объединений в регионе неизменно вращались вокруг оценки данной дилеммы. За исследуемые годы менялось как соотношение векторов в формируемом СМИ политическом дискурсе, так и понимание их содержания. Их подчеркиваемая в начале 1990-х годов непротиворечивость сменилась в середине 2010-х годов жестким противопоставлением при выраженном доминировании восточного вектора. В рамках настоящей статьи внимание сосредоточено на западной составляющей двуединого дискурса, отражающего трансформацию коллективного Запада из полюса интеграции, источника экономической и политической модернизации и примера для подражания в ключевого геополитического соперника, фактически олицетворяющего силы Зла на политической карте мира.

Добавлено: 29 октября 2020
Статья
Адамян Л. И., Обухов А. С. Традиционная культура. 2019. Т. 20. № 2. С. 50-62.

С взрослением дети обретают большие возможности в самостоятельности освоения новых пространств, в изучении окружающей территории и ландшафта. Развитие самостоятельности детей, выход из-под прямой опеки взрослых, с одной стороны, позволяет детям посещать различные места вне взрослого контроля, а с другой — создает ограничения и запреты со стороны взрослых, налагаемые на посещения детьми мест, которые принято считать опасными. Эта ситуация создает появление в обособляющейся от взрослых детской субкультуре феномена потаенных мест, секретных миров детей. Запретное влечет как тем, что оно запретно, так и тем, что в нем много потенциала для развития фантазийных миров, игры, познавательной активности. Раскрывается проявление феномена на примере двух башкирских деревень. Вхождение в  секретный мир детей взрослым исследователем было достигнуто с  помощью камеры-посредника. Выявлено четыре типа пространства, различающихся по степени открытости и контроля взрослых за детьми: открытое, находящееся под контролем взрослого; открытое вне контроля взрослых; скрытое от взрослых (собственно потаенные места); запретное для взрослых и детей. Выявлены закономерности освоения таких пространств детьми в соотнесении с процессами их взросления и ограничениями со стороны взрослых, а также общими нормативами башкирской культуры.

Добавлено: 25 июня 2019
Статья
Беляев А. П. Троицкий вариант. Наука. 2015. № 194. С. 16-16.

Предметом статьи является авторское философское письмо, понимаемое как поэтическое. 

Добавлено: 1 октября 2018