• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 313 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Сорокин Д. А. Бизнес. Общество. Власть. 2020. № 35. С. 147-165.

В современных политических реалиях растет количество локальных конфликтов между странами, что приводит к увеличению внимания со стороны правительств этих стран на создание и совершенствование инструментов внешнеполитического давления на непокорные государства. Современная практика показывает, что санкции как способ экономического давления продолжают использоваться демократическими странами с целью изменения политического режима или же политики авторитарной страны, все больше стран подключаются к действиям страны-отправителя для нейтрализации посредством санкций страны-получателя.

При этом, остается недостаточно изученной мотивация правительств стран-отправителей для введения санкций против авторитарных государств. Также возможно, что использование санкций может представлять собой результат стихийной игры политических сил в случае отсутствия агента, самостоятельно принимающего решения об их наложении.

В результате исследования планируется определение мотивации стран-отправителей в использовании санкций в качестве инструмента международного давления на двух уровнях: внутриполитическом и международном, а также ответить на вопрос «какие интересы составляли мотивацию ключевых агентов, принимавших решения о наложении санкций?»

Добавлено: 22 мая 2020
Статья
Миловидов С. В. Художественная культура. 2013. № 4.

В статье рассматриваются принципы интеграции дополненной реальности в музейную экспозицию. Выход на первый план в конце XX века визуального способа передачи информации привел к кризису традиционного музея и поиску новых решений для привлечения посетителей. Развитие мультимедийных технологий способствовало их внедрению в пространство экспозиции, корректируя принципы взаимодействия с посетителями.

Добавлено: 6 ноября 2020
Статья
Клюкин П. Н., Данилова Е. Н., Кудрявцева Е. С. Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2018. № 1. С. 154-164.

В статье проводится обзор основных тенденций «бизнес-патрио- тизма» в России. Затем в свете выявленных тенденций дается оценка потенциала развития малого и среднего предпринимательства, доли им- портозамещения товаров различных категорий, направлений инвестици- онных потоков российских предпринимателей

Добавлено: 5 октября 2018
Статья
Шариков А. В., Проскурнова Е. Л., Кандакжи Л. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2018. Т. 23. № 4. С. 428-440.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в январе-феврале 2018 г., целью которого было выявить, как российские телеканалы выполняют предписания закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Проанализировано более 45 тысяч эфирных элементов (телепрограмм, кинофильмов, сериалов, мультфильмов и др.), вышедших в эфир в начале 2018 г. Оказалось, что более половины из них не имели знаков возрастной маркировки. Зачастую телеканалы использовали маркировку «16+», хотя ее применение в интервале с 7 часов до 21 часа является нарушением закона; при этом размещение в эфире информационных программ с маркировкой «18+» проходило без нарушений. Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования указанного закона и о подготовке кадров для его грамотного использования в практике телевещания.

Добавлено: 7 марта 2020
Статья
Казун А. Д., Байтимерова С. И., Богомазова Л. В. и др. Медиаальманах. 2018. Т. 88. № 5. С. 82-91.

В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.

Добавлено: 14 декабря 2018
Статья
Лапина-Кратасюк Е. Г., Рублева М. В. Шаги/Steps. 2018. Т. 4. № 3-4. С. 147-165.

В статье предпринят анализ российских цифровых проектов сохранения личной памяти (таких как «Устная история», «Европейская память о ГУЛАГе», Обнинский цифровой проект, PastVu, Relikva и некоторые другие) для ответа на вопрос, способны ли эти проекты сформировать альтернативные официальным представления о прошлом и производстве знания о нем. На основании некоторых теоретических подходов и положений теории памяти, публичной и цифровой истории, а также направлений гуманитарного знания, изучающих взаимодействие памяти, истории и (цифровых) медиа и культуру участия, авторы предлагают модель анализа цифровых архивов, основанную на выявлении тематики и целей проектов, особенностей их финансирования, роли профессиональных историков в их создании и функционировании, а также возможностей для участия аудитории в работе этих проектов. 

Добавлено: 25 июля 2018
Статья
Нестерова О. А., Солодкова О. Л. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2018. № 2. С. 68-91.

В последние годы довольно активно обсуждается идея существования глубинных коммуникационных матриц, которые определяют выбор журналистом определенных способов достижения своих профессиональных целей. Выявляется связь между институциональными матрицами, определяющими жизнь общества в целом, коммуникационными матрицами, регулирующими социальную коммуникацию, и медиаматрицами, задающими рамки профессиональной деятельности в сфере журналистики.

Дальнейшее развитие этой концепции предполагает тщательное изучение и сравнение методов работы журналистов из разных исторических эпох. Не претендуя на объемное решение этой задачи, авторы статьи проанализировали на примере деятельности известного в советские времена и разделявшего коммунистическую теорию прессы журналиста Л.В. Митрохина особенности профессиональной деятельности и коммуникативных стратегий и тактик журналиста, работавшего в социокультурном пространстве Индии. Исследованы основные типы коммуникативных стратегий и исследовательских технологий профессионального журналиста, результаты его архивно-поисковой и информационно-аналитической деятельности. Представлена история журналистского расследования Л.В. Митрохина о деятельности британской разведки в Азии. Изучены коммуникативные сценарии обнаружения журналистом-востоковедом ранее не известного письма Елены Рерих президенту Ф.Д. Рузвельту. Впервые введены в научный оборот и прокомментированы материалы из личного архива Л.В. Митрохина: Сделан вывод о том, что идеологические и политические взгляды журналиста не влияют на технологические аспекты его деятельности.

Добавлено: 19 февраля 2018
Статья
Шариков А. В. Музыковедение. 2017. № 2. С. 59-69.

В статье анализируется место классической музыки в системе радиовещания современной России. Приводятся фак- ты из истории отечественного радиовещания, связанные с классической музыкой. Показывается, что классическая музы- ка на радио занимала важное место в СССР с самого начала радиовещания в 1920-е годы. После распада СССР на про- тяжении 25 лет совокупный объем классической музыки на радио, выраженный в часах, возрастал. В современной Рос- сии на четырех российских радиостанциях с покрытием 10% населения страны и выше, где присутствует классическая музыка (радиостанции «Орфей», «Радио России. Культура», «Радио России», «Детское радио»), совокупный объем клас- сической музыки и передач о ней составляет, оценочно, до 29 часов в сутки. С другой стороны, в процентном отношении произошло уменьшение объема классической музыки по сравнению с 1980-ми годами с 18-20% на четырех программах Всесоюзного радио до 2-2,5% на пятидесяти крупнейших радиостанциях. Причина - почти двадцатикратное увеличение количества радиостанций, наблюдаемое с начала 1990-х годов, на которых не находится места классической музыке. Ре- зультаты исследований, проведенных в Москве в 2013-2015 гг., позволили выявить, что величина аудитории радио классической музыки (на примере радиостанций «Орфей» и «Радио России. Культура») сравнительно невелика. Количество людей, обращающихся к каждой станции хотя бы раз в сутки (Daily Reach), составляет чуть более 1%, в течение недели (Weekly Reach) - 3-4%, в течение месяца (Monthly Reach) - примерно 4-6%. На протяжении последних 10 лет отмечает- ся рост аудитории радио «Орфей» в Москве, что указывает на повышение потребности москвичей слушать классическую музыку по радио. Структуру аудитории обеих радиостанций отличает высокий процент слушателей с высшим образованием, преобладание слушателей в возрасте от 40 лет старше, высокий процент квалифицированных специалистов и руководителей. В структуре аудитории радио «Орфей» большинство слушателей имеет хотя бы небольшой уровень музыкального образования.

Добавлено: 5 марта 2020
Статья
Ефанов А. А. Знание. Понимание. Умение. 2021. № 1. С. 28-34.

В статье проводится социокультурное обоснование развития института образования в России как ответ на вызовы пандемии коронавируса (COVID-19). Используется комплекс методов: вторичный анализ социологических и статистических данных; компаративистский анализ; кейс-стади. Хронологические рамки исследования: март-октябрь 2020 года. По итогам проведенного исследования выделяется две основные проблемы на пути гармоничного развития института образования в новых социокультурных реалиях: слабая развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательной организации и низкий уровень цифровой грамотности ее акторов, находящиеся в причинно-следственной связи. Делаются выводы, что вынужденный («стрессовый») переход на дистанционное обучение правомочно рассматривать одновременно как стимул технологических изменений и вызов высшей школе России, требующий комплексного решения в результате консолидации действий всех участников, ответственных за организацию учебного процесса – представителей профильного министерства, конструирующих архитектонику образовательного пространства, руководства вузов, организующего работу на местах, и преподавателей как таковых, готовых к повышению собственного уровня цифровой грамотности и медиакомпетентности в целом. Акцентируется внимание, что в сложившихся реалиях «кризисного» перехода вузов для работы в онлайн-формате необходимо более тесное взаимодействие с непосредственными потребителями образовательных услуг – студентами, – получающими право самостоятельного выбора части образовательной программы, изучаемой в дистанционном режиме. При этом возникает целесообразность определения наиболее эффективных форм подачи материала при дистанционном обучении, пересмотре устоявшейся в академической среде продолжительности лекционных и семинарских занятий, тем самым адаптировав длительность академического часа (а вместе с тем и соотношение труда и отдыха) под онлайн-формат. Все это требует прицельного изучения и коллегиального обсуждения всех участников образовательного пространства. Резюмируется, что кейс, связанный с пандемией коронавируса, обусловил институционализацию онлайн-образования – превращение данного сегмента рынка оказания образовательных услуг в его неотъемлемую часть, где свою нишу могут занять не только государственные, но и коммерческие структуры (разнообразные вебинары и краткосрочные программы, которые в условиях самоизоляции получили особую востребованность, предоставляясь в том числе бесплатно). Прогнозируется, что в указанных реалиях в долгосрочной перспективе получение образования в «традиционном» оффлайн-формате не потеряет своей актуальности, превратившись в менее доступный (исходя из своей высокой стоимости), но при этом более «элитарный» способ получения знаний.

Добавлено: 8 апреля 2021
Статья
Евстафьев Д. Г. Ars Administrandi. 2021. Т. 13. № 2. С. 143-158.

В структуре информационного общества происходят сложные процессы реструктуризации, ставящие под сомнение слишком многие считавшиеся вполне устоявшимися механизмы регулирования и саморегулирования информационных процессов. Дополнительно ситуацию обостряет резкий рост востребованности цифровых информационных технологий в последние два года, в том числе связанный с изменением социальной жизни в условиях пандемических ограничений. В ходе исследования выделены тенденции, которые можно рассматривать в качестве рисковых, но не только по отношению к информационному обществу как таковому, но и по отношению к важнейшим аспектам глобального развития.

Добавлено: 5 июля 2021
Статья
Шомова С. А. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2019. № 3. С. 23-43.

Политический интернет-мем принадлежит к числу малоисследованных феноменов современной цифровой культуры. Понимаемый как единица передачи культурной информации в сети, такой мем может рассматриваться, с одной стороны, как спонтанный продукт творчества масс, механизм политического участия, а с другой – как инструмент политических PR-технологий, способ «завышения» или «занижения» имиджа политического лидера. Новизна предлагаемой статьи, посвященной результатам исследования мемов, размещенных в социальных медиа России в 2017-2019 годах, заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка проследить особенности формирования образов российской власти и оппозиции, воплощаемых в меметических конструкциях. С помощью методов коммуникативных исследований (прежде всего, семантического, семиотического, компаративного анализа), а также опираясь на данные экспертного интервью, в работе решается главная задача – выявляются ведущие разновидности политических мемов Рунета, а также семантические характеристики мемов, формирующих имидж российских политиков. Одним из важнейших выводов можно считать наблюдение о том, что наиболее эффективными с точки зрения потенциала их вирусного распространения и возможности быть замеченными аудиторией в Рунете являются «негативные», агрессивные политические интернет-мемы (то есть мемы, работающие на «занижение» имиджа политической персоны/идеи/события).

Добавлено: 15 июля 2019
Статья
Афанасов Н. Б. Galactica Media: Journal of Media Studies. 2019. Т. 1. № 2. С. 120-141.

Сериалы стали одним из главных видов современного досуга. Однако «качественное телевидение» видоизменяет саму сериальную форму. Дорогостоящая сериальная продукция для оправдания затрат создателей и поддержания интереса аудитории с необходимостью становится включена в паттерны функционирования новых медиа. Статья показывает, что в мире культурного перепроизводства успешные сериалы необходимо превращаются в трансмедийные феномены для того, чтобы существовать. Их традиционная форма, которую сравнивают с классическими буржуазными романами XIX века, является неконкурентоспособной вне включения в рекламное производство потребителей контента. Таким образом, современный рынок сериалов становится частью цифрового капитализма. Если в классической критической теории был поставлен вопрос о возможности автономии произведения искусства, то в критической теории интернета эта проблема должна быть уточнена. Автор на материале сериала «Игра престолов», демонстрирует, какие черты определили возможность вовлечения в рекламную компанию потребителей продукции, и как капиталистическая логика цифрового капитализма видоизменила художественное содержание произведения. Финальный сезон сериала демонстрирует утрату автономности создателями над своим произведением, с одной стороны, из-за внешних капиталистических причин. Однако и сам потребитель, включающийся в производство не только сопроводительного контента для сериала, но, в конечном итоге, всё больше формирующий спрос на сюжетные повороты, меняет конечный продукт таким образом, что он не может соответствовать изначально заданным стандартам качества и новаторства.

Добавлено: 26 августа 2019
Статья
Латышева А. Н. Шаги/Steps. 2017. Т. 3. № 2. С. 47-62.

В статье рассматриваются цифровые проекты холдинга «СТС Медиа», подводится краткая теоретическая база для объяснения термина «трансмедиа». На примере подробно анализируемого с точки зрения принципов трансмедийного рассказывания историй проекта «Молодёжка» автор делает попытку ответить на вопрос, действительно ли проекты СТС можно назвать трансмедийными.

Добавлено: 26 декабря 2018
Статья
Родькин П. Е. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2019. Т. 2. № 1. С. 207-217.

Статья посвящена анализу городской бренд-идентификаций, использующей достопримечательности, в рамках семиотической парадигмы на основе семиотики туристских достопримечательностей Д.Макканела и семиотической модели бренда города Й.Йон. Достопримечательность рассматривается как средство репрезентации территории и коммуникативный паттерн, отдельно выделяются визуально-графические характеристики и особенности бренд-идентификации в качестве важнейшего элемента семиотической модели бренда города.

Добавлено: 10 апреля 2019
Статья
Дзялошинский И. М. Журналист. Социальные коммуникации. 2019. № 3 (35). С. 5-19.

Статья посвящена анализу последствий для общества и лично- сти человека бесконтрольного развития медиаиндустрии. Показа- ны основные угрозы и возможные подходы минимизации этих угроз. На основе выполненного анализа сделан выводы о том, что ныне существующие теоретические модели защиты от медиаугроз: теории медиабезопасности, теории медиаобразования, теориии медиаэтики нуждаются в дополнении теориями коммуникативной экологии.

Добавлено: 12 ноября 2019
Статья
Исаев Е. М., Кокорева М. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2019. Т. 4. № 3. С. 85-102.

Данное исследование посвящено описанию процессов трансформации журналистской этики (в частности проблемы факт-чекинга и ответственности за материалы) в процессе роботизации профессии в России при помощи анализа редакционной политики изданий, использующий алгоритмы для создания контента СМИ, а также ряда экспертных интервью с респондентами, которые столкнулись или сталкиваются с процессами роботизации СМИ в рамках своей сферы деятельности. Несмотря на потенциальные выгоды медиаиндустрии от внедрения алгоритмов в работу редакции, а также неминуемый пересмотр стандартов журналистской этики, российские медиакомпании с недоверием и скептицизмом относятся к данному направлению, а ответственность остается на плечах журналиста не только из-за уязвимости алгоритма в российских реалиях, которые разработчики пока не могут довести до релевантного уровня выполнения работы и недоверия журналистов к направлению, но и отношение к алгоритму как к инструменту, с помощью которого человек может упрощать свою работу.

Добавлено: 6 декабря 2019
Статья
Довбыш О. С. Журнал исследований социальной политики. 2020. Т. 18. № 3. С. 475-490.

Гиперлокальные медиа в России, представленные главным образом городскими публичными группами на платформах социальных медиа, в последнее время становятся важным элементом локальной медиа сферы в российских регионах. Наряду с информированием жителей о событиях города, такие группы выступают площадками для общественных обсуждений, поддерживают местные сообщества и различные гражданские инициативы. Активное присутствие представителей власти на этих площадках делают группы важным пространством и каналом коммуникации между местной властью и обществом. На примере городских публичных групп в статье анализируется в какой степени низовые, непрофессиональные медиа инициативы могут обеспечивать коммуникацию между властью и гражданами в российских регионах и как такое вовлечение жителей в обсуждение городских вопросов влияет на локальное управление. Материалы интервью с владельцами и модераторами публичных групп семи российских городов, а также данные цифровых наблюдений показывают основные практики коммуникаций между жителями и представителями власти в пространстве социальных медиа, возможности таких групп мобилизовать общественные обсуждения. Гиперлокальные медиа обладают значительным потенциалом, чтобы выполнять роль канала коммуникации между гражданами и органами власти в регионах. В отличие от профессиональных масс медиа они обладают большей свободой в выборе тем и вопросов для обсуждения и в предоставлении возможности высказываться жителям города. Размер аудитории и популярность в городе делает эти медиа влиятельным каналом коммуникации в локальном пространстве. Факторы, влияющие на дальнейшее развитие таких групп, включают риск кооптации групп властью и признаки «псевдоучастия», когда возможности влиять на изменения и принятия решений ограничиваются темами и сферами, которые одобряет и поддерживает местная власть. Также сохраняется значительный разрыв между вовлечением граждан в «информационное участие» и их реальным участием в местном управлении. Наконец, на развитие городских групп в качестве канала коммуникации влияет их неустойчивость, желание собственника коммерциализировать проект, что приводит к преобладанию развлекательного и нейтрального, непроблемного контента.

Добавлено: 30 сентября 2020
Статья
Кирия И. В. Вопросы образования. 2020. № 4. С. 288-311.

Рассматривается феномен упрощения и популяризации ключевых изменений и политики в области образования российской медийной средой, что приводит к тиражированию поверхностных представлений о системе образования, ее целях и акторах и не способствует пониманию образовательных реформ и процессов, которые происходят в системе образования, российским населением. Репрезентация образовательной политики в ключевых медиа сводится к восхвалению национальных достижений и критике коммерциализации высшего образования. В статье анализируются историко-культурные и структурные факторы, обусловливающие популистское представление образовательной политики в медиа. К таковым относятся специфические функции медиа в контексте политики просвещения, унаследованные с советских времен, а также значительная зависимость медиа от массового потребителя информации, ставшая результатом их коммерциализации. Эти факторы осложняют общественный диалог в сфере образовательной политики, так что она становится прерогативой узких элитных групп. В работе рассматриваются ключевые популярные фреймы, используемые медиа, включая онлайн-медиа, для репрезентации образовательной политики в сфере высшего образования в России.

Добавлено: 25 января 2021
Статья
Ефанов А. А. Logos et Praxis. 2017. Т. 16. № 2. С. 93-99.

В статье предпринимается попытка социологического осмысления российско-украинского кризиса, начавшегося в феврале 2014 г. и продолжающегося до сих пор. Предметом рассмотрения в настоящем исследовании является соотношение стратегий освещения российско-украинского кризиса в информационных и общественно-политических программах федеральных телеканалов («Новости», «Время», «Время покажет» (Первый канал); «Вести», «Вечер» с Владимиром Соловьевым» (ВГТРК («Россия 1», «Россия 24»)); «Сегодня», «Место встречи» (НТВ)) и реакций общества на них. Используется комплекс методов: количественный контент-анализ, дискурс-анализ, серия онлайн-опросов в социальной сети «ВКонтакте» на тему «Панические социальные настроения и телевидение» (n = 400). Хронологические рамки исследования: декабрь 2014-го - декабрь 2016 года. На основании авторского социологического исследования делается вывод, что российско-украинский кризис спровоцировал панические социальные настроения как один из типов моральной паники в результате рисков в отношении жизнеспособности общества, потенциальной угрозы разрушения социальных границ. Что касается социальных изменений, в 2014 г. было проведено авторское социологическое исследование методом полуструктурированного интервью, в ходе которого эксперты (менеджеры различных типов СМИ, интернет-активисты, преподаватели кафедры журналистики, а также руководители социологических центров и лабораторий (n = 10)) отметили консолидацию общества в результате российско-украинского кризиса.Более двух лет данная тема сохраняла за собой первое место в повестке дня. Однако в 2016 г. вследствие относительной стабилизации обстановки на Украине в информационных программах федеральных телеканалов в семь раз сократилось количество эфирного времени на освещение этого вопроса. Уровень панических социальных настроений в отношении российско-украинского кризиса также снизился в три раза (в 2014 г. данной проблемой были обеспокоены 69 % респондентов, в 2016 г. - 21 %). На основании проведенного исследования автор прогнозирует, что падение медиаинтереса неизбежно может привести к рецессии панических социальных настроений в отношении российско-украинского кризиса, постепенной выработке у индивидов социального иммунитета к данному явлению.

Добавлено: 16 сентября 2018
Статья
Абрамов Р. Н. Социологические исследования. 2020. № 11. С. 96-106.

Статья посвящена анализу становления профессиональных объединений в области связей с общественностью (PR) в России в контексте ее профессионализации. Теоретико-методологической рамкой исследования является подход критической экологии профессий, позволяющий охватить разные уровни жизни профессиональных групп. Эмпирической базой анализа послужили интервью со специалистами в этой сфере и публикации на сайтах профессиональных ассоциаций данного сегмента «индустрии влияния». Анализируются данные исследований профессии в этой сфере в постсоветских странах, отмечена недостаточная изученность профессионализации связей с общественностью в России. Характеризуется состояние профессиональных объединений в данной области. Отмечается фрагментированность и слабость этих объединений, включая снижение роли такой крупной ассоциации, как Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). Сделан вывод о том, что ситуация с относительно слабым влиянием профессиональных ассоциаций на жизнь профессиональных сообществ характерна и для других новых профессий, появившихся в ХХ–XXI вв.; институциональная роль профессиональных союзов в России остается слабой.

Добавлено: 30 ноября 2020
Статья
Гасан Гусейнов Археология русской смерти. Death studies journal. 2017. Т. 1. № 4. С. 29-37.

Как советская культура - народная и официальная, а также и советская идеология, обращались с феноменом смерти в 1920-х-1980-х гг.

Добавлено: 1 ноября 2018