• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 369 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Конобеева Е. А. Экономическая социология. 2015. Т. 16. № 3. С. 46-73.

В данной статье делается предположение, что на этапе своего реформирования в 2013–2014 гг. «Почта России» существовала в ситуации двусмысленности и неопределённости (ambiguity and uncertainty), вызваннойтрансформацией структуры и удвоением её элементов. В этих условиях,согласно К. Вейку, особенную роль должно играть производство смысловсреди участников взаимодействия, наиболее остро обнажающее себя в момент активных действий окружающей среды по отношению к организации. Цель данной работы — выявление структурных особенностей работы«Почты России» на этапе её реорганизации и смыслов, которыми сотруд-ники наделяют происходящие изменения. Для этого автором, находящимсяна позиции работника московского офиса «Почты России», были собраныматериалы в рамках включённого наблюдения, проведённого в июне 2013 ―сентябре 2014 гг. Данные фиксировались с помощью полевых дневников изаметок, также были проведены интервью и анализ документов. Анализпроводился методом открытого и осевого кодирования, согласно процеду-рам обоснованной теории. В тексте рассматриваются нарушение связанности частей организации и следующие за этим сбой в её функционировании, а также сосуществование двух видений почты — более опытными сотрудниками, попавшими под организационные изменения, и «новой командой», привнесшей в работу компании иные элементы. Почта в восприятии сотрудников выступает как организация одновременно государственная и коммерческая, доходная и убыточная, типичная и специфичная, что налагает определённые трудности как на их взаимодействие, так и на работу самой организации.

Добавлено: 16 октября 2014
Статья
Чеглакова Л. М. Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 2. С. 46-55.

На предприятиях, интегрируемых в состав транс-национальных корпораций, наблюдаются качественные изменения трудовых отношений. Как происходит приспособление традиционных практик профсоюза к политике и действиям нового собственника? Какие проблемы порождает это взаимодействие? Как изменяются приоритеты и формы работы профсоюзной организации? Автор предлагает ответы на эти вопросы, анализируя опыт Самарского металлургического завода.

Добавлено: 4 сентября 2012
Статья
Балабанова Е. С., Балабанов А. Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 4. С. 62-78.
Добавлено: 21 марта 2014
Статья
Сивак Е. В. Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 2. С. 123-127.

Рецензия на книгу: Альтбах Ф. et al. (ред.). 2012. Как платят профессорам. Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов. М.: Изд. дом ВШЭ

Добавлено: 2 апреля 2013
Статья
Радаев В. В. Экономическая социология. 2000. Т. 1. № 1. С. 25-36.

Среди новых групп, оказавшихся в России за чертой бедности, несколько в тени находится группа работающих бедных - имеющих работу, но не имеющих достаточно средств к существованию. Как возникла подобная ситуация, с какими трудностями сталкиваются работающие бедные и как пытаются с ними справиться, почему не уходят с места постоянной работы и велик ли запас прочности - на все эти вопросы помогает ответить исследование, проведенное в 1999 г. в четырех городах России (Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Краснодаре). В рамках исследования были проанкетированы 258 работающих бедных, с ними записано также 32 углубленных интервью (примерно поровну по четырем регионам).

Добавлено: 14 апреля 2013
Статья
Барсукова С. Ю. Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 1. С. 125-131.
Рецензия на книгу: Латов Ю. В., Ковалев С. Н. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов (М., 2006)
Добавлено: 4 сентября 2012
Статья
Крылов Д. А. Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 2. С. 79-84.
Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Вакуленко Е. С., Камалова Р. У., Кисельгоф С. Г. и др. Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 4. С. 190-194.

Проект "Разработка учебно-методических материалов для преподавания курсов по применению количественного инструментария к решению социально-экономических задач"; предназначен прежде всего для помощи преподавателям, разрабатывающим или уже преподающим курсы по методным дисциплинам на непрофильных для себя факультетах. Зачастую в такой ситуации преподавателям сложно привести достаточное количество понятных и интересных примеров для изложения материала и задач для самостоятельной работы студентов. Кроме того, нередко возникают сложности с поиском реальных данных по той или иной новой для преподавателя направленности, на которых изучаемые методы можно отрабатывать в компьютерных классах. В статье описываются авторские учебно-методические разработки, направленные на преодоление этих проблем.

Добавлено: 12 декабря 2012
Статья
Жидкова П. А. Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 3. С. 126-140.

Книга Джонатана Мордача и Рэйчел Шнайдер позволяет с головой окунуться в жизнь американских семей и открыть для себя самую скрытую область семейной жизни — финансовое благосостояние. Благодаря этой книге можно узнать, как складываются доходы домохозяйств, тратятся деньги, делаются сбережения, какие практики долга применяются и, что самое главное, с какими проблемами и решениями вынуждены сталкиваться американцы на этом сложном пути. Финансовый путь участников исследования авторы сравнивают с каменистой дорогой, а всю жизнь — с борьбой в мире неопределённости. Основной проблемой людей в США, по мнению авторов, являются не низкие доходы, а их нестабильность, и это приводит к тому, что почти половину года семьи проживают в разрыве с нормальными значениями своих финансовых показателей. Результаты исследования показывают, насколько далеки американские семьи от предсказаний модели жизненного цикла, принадлежащей Ф. Модильяни, и насколько не поняты они остаются основными программами социальной поддержки, которые в основном строятся вокруг долгосрочных планов и конкретных целей (пенсионные накопления), в то время как семьям необходима краткосрочная помощь — дожить до очередного, близкого к средним значениям дохода, месяца. Тема исследования, безусловно, очень актуальна, а его реализация заслуживает признания в поле методологии исследований, посвящённых изучению финансовой жизни семей. Перед нами пример финансовой этнографии, которая воплотилась в книгу и может приблизить каждого читателя к пониманию того, как живут реальные семьи на другом континенте и с какими проблемами им приходится сталкиваться.

Добавлено: 1 июня 2018
Статья
Конрой Н. В. Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 2. С. 138-150.

Книга Жужи Беренд — это результат десятилетней этнографии речевого поведения необычной группы, которая называла себя «удивительные женщины SMO» (www.surromomsonline.com). Это не первое, но одно из самых продолжительных исследований как американского суррогатного материнства, так и социальной динамики онлайн-дискуссий, и поэтому, уверена, станет обязательным чтением для исследователей с очень разными интересами. Основные паттерны обсуждений, инициируемых участницами SMO, оказались связаны с такими близкими экономической антропологии и экономической социологии понятиями, как родительство и материнство, работа и отношения, контракт и деньги, товар и дар. Суррогатные матери и бездетные пары, вступавшие в диалог без посредников (точнее — через Интернет), пытались договориться о моральном содержании этих понятий в контексте рыночных отношений, объединивших их общей целью рождения ребенка. Беренд, наблюдавшая онлайн за усилиями чужих друг другу людей по выработке экономических и нравственных оснований для взаимовыгодного проекта, пыталась в переговорных микрособытиях найти ответ на вопрос о том, можно ли примирить мораль и рынок. Хотя автор использовала некоторые теоретические концепты (в том числе, принадлежащие полю экономической социологии), они были для нее, скорее, сенсибилизирующими понятиями, помогающими интерпретировать полевой материал, не отрываясь сильно от мира SMO. Богатый эмпирический материал не был безжалостно пропущен сквозь мелкое сито одной или двух теорий: автор оставила читателю достаточно данных для собственных интерпретаций. В то же время, как представляется, найденный Беренд ответ раскрывается в понимании суррогатными матерями реального и (или) разумного альтруизма, с помощью которого они переосмысливают реципрокные отношения и балансируют отданное и полученное.

Добавлено: 2 апреля 2017
Статья
Андреева А. А., Климешова Ю. Д., Кудрявцева М. А. и др. Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 2. С. 80-111.

Увеличение спроса на питьевую воду, а также товары и услуги, связанные с её потреблением, указывает на трансформацию практик потребления воды в современной России. Данное исследование примыкает к группе теорий, предполагающих, что сегодня даже физиологические процессы попадают в зону дисциплинарного контроля, что в совокупности с хелсизмом, медикализацией, развитием рынка питьевой воды вносит вклад в нарастающую рационализацию повседневности. Представляется необходимым оценить, как подобные тенденции проявляются в российском обществе, на примере практик потребления питьевой воды. В рамках исследования в городе Москве были проведены 26 глубинных интервью, анализ которых осуществлялся в соответствии с логикой обоснованной теории путём открытого и выборочного кодирования нарративов.

В результате исследования демонстрируется тенденция к управлению жаждой: механизмы контроля за потреблением воды, а также намеренное увеличение потребляемого объёма через стремление к заданной «норме». Калькуляция в практиках информантов проявляется через рефлексию и неосознанный учёт не только объёма воды, но и цены, времени и комфорта потребления. При этом в отдельных социальных контекстах (занятия спортом, похудение, беременность) опривычивание социально-сконструированных норм потребления воды достигает стадии перехода во внутреннюю потребность. Критерии оценивания качества и пользы потребляемой воды черпаются информантами в повседневном знании, рекламе бутилированной воды, а также в консультациях экспертов самого разного толка. Неопределённость в отношении «чистоты» и «безопасности» воды заполняется подчас иррациональными верованиями.

Добавлено: 9 июня 2017
Статья
Поплавская А. А., Соболева Н. Э. Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 2. С. 51-85.

Целью статьи является выявление межстрановых и гендерных различий в распространённости и реализации трёх достижительных мотивов в сфере труда — высокого заработка, карьерного роста и интересной работы. Достижительная мотивация улучшает качество трудовой деятельности, а значит, способствует благосостоянию работника и экономическому росту страны. В предыдущих исследованиях показано, что мужчинам больше присущи достижительные мотивы труда и реализуют они их успешнее, нежели женщины. При этом ожидается, что в странах с культурой индивидуализма, высокими уровнями гендерного равенства и ВВП женщины будут проявлять больший интерес к работе, а следовательно, и к достижительным мотивам в сфере труда. В работе мы проверяем эту гипотезу. Эмпирической основой исследования служит волна Международной программы социальных исследований (International Social Survey Program — ISSP) за 2015 г. В выборку вошли респонденты, работающие по найму. Многоуровневый логистический регрессионный анализ показал, что мотивы высокого заработка и карьерного роста важнее для мужчин, тогда как мотив интересной работы — для женщин. Однако если интересная работа предпочтительна для женщин практически во всех странах, то более высокая ценность мотивов дохода и карьеры для мужчин наблюдается только в части стран. При этом мотивы высокого дохода и хорошей карьеры мужчины реализуют успешнее женщин, а по реализации мотива интересной работы различий между мужчинами и женщинами обнаружено не было. Вопреки первоначальной гипотезе, гендерный разрыв как по важности ценностей высокого дохода и карьерного роста, так и по успешности их реализации на практике в странах с культурой индивидуализма, с высоким ВВП на душу населения и уровнем гендерного равенства оказался выше, чем в странах с противоположными характеристиками. Таким образом, культура индивидуализма, более высокие показатели экономического развития и гендерное равенство не ведут к схожести достижительных мотивов мужчин и женщин и выравниванию их возможностей на рынке труда.

Добавлено: 1 апреля 2019
Статья
Бессонова О. Э. Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 5. С. 14-29.

Несмотря на то что в течение двадцати лет проводилось преобразование раздаточной жилищной модели России в рыночную, современный курс жилищной политики вновь ориентирован на разворачивание служебного и социального жилья, а также на массовое внедрение государственной (льготной) ипотеки под условие госслужбы. Такой результат рыночных трансформаций, в том числе в жилищной сфере, является следствием закона «рыночно-раздаточного равновесия». В исторической динамике России его реализация привела к разворачиванию трёх институциональных циклов, в структурированные фазы которых доминирует раздаток, а в трансформационные — формируется квазирынок. В период своего развития обе модели приводят к значительным результатам, но затем наступает кризис. Выход из тупика осуществляется за счёт их взаимной замены. В новой жилищной политике будут синтезированы рыночные и раздаточные механизмы, поскольку это магистральный путь развития жилищных систем, о чём свидетельствует опыт построения социального государства в развитых странах.

Добавлено: 13 апреля 2013
Статья
Желнина А. А. Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 5. С. 141-144.

14–15 октября 2011 г. в Санкт-Петербургском филиале НИУ ВШЭ состоялся семинар «Культурные индустрии: взгляд экономиста, социолога и менеджера». В семинаре приняли участие означенные в заголовке специалисты из Санкт-Петербурга, Москвы и Перми, а также представители культурных индустрий Санкт-Петербурга. По задумке авторов семинара, представители разных исследовательских дисциплин и практики должны были обсудить и сравнить различные способы изучения экономики культуры.

Добавлено: 13 апреля 2013
Статья
Оберемко О. А. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3. С. 177-184.
Добавлено: 27 октября 2010
Статья
Кузина О. Е. Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 2. С. 112-116.
Добавлено: 31 мая 2009
Статья
Кузина О. Е. Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 2. С. 112-116.
Рецензия на книгу: Guseva A. 2008. Into the Red: The Birth of the Credit Card Market in Postcommunist Russia. Stanford: Stanford University Press
Добавлено: 4 сентября 2012
Статья
Чириков И. С. Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 3. С. 76-87.

В работе рассмотрены различные характеристики организации и внутриорганизационные процессы, которые влияют на формирование неравенства людей по доходам. На основании анализа предыдущих исследований мы выяснили, что ряд характеристик организации (ее размер, рост, демографические характеристики, используемые технологии, наличие профсоюзов и внешняя среда) непосредственно влияют на то, как в ней реализуется механизм карьерного продвижения и устанавли- вается уровень заработной платы. Применение тезиса М. Грановеттера о социальной укорененности экономического действия к оценкам и действиям по продвижению внутри организации дает возможность лучше понять ту логику, согласно которой формируются иерархии, определяются механизмы отбора, продвижения и установления размера заработной платы.

Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Мерсиянова И. В., Малахов Д. И., Иванова Н. В. Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 3. С. 66-89.

Статья посвящена роли семьи в обеспечении преемственности волонтёр-ства в современной России. Цель статьи состоит в том, чтобы рассмо-треть связь между волонтёрством родителей и участием в нём детей, когда они становятся взрослыми. В зарубежных исследованиях показано, что воздействие семьи на формирование установок в отношении волонтёр-ства является значимым каналом межпоколенческой передачи паттернов просоциального поведения. Согласно одной из точек зрения, восходящей к теории социального научения А. Бандуры, дети моделируют своё просоци-альное поведение, в частности волонтёрское участие, на основе прямого родительского примера. Вторая точка зрения основывается на ресурсной теории и связывает передачу волонтёрских традиций с передачей роди-тельских социальныхресурсов. При этом передача ресурсов может со-четаться с нормативным давлением, неоплачиваемой деятельностью на благо общества. Гипотеза исследования исходит из того, что в России, где волонтёрство пока не стало социокультурной нормой и не связано с передачей ресурсов, преемственность волонтёрства в первую очередь обу-словлена непосредственным влиянием семьи, в частности активным во-лонтёрским опытом родителей.В статье представлены результаты исследования, проведённого на основе всероссийского репрезентативного опроса, подтверждающие данную гипотезу. В современной России меж-поколенческая передача традиций волонтёрства прежде всего связана с непосредственным воздействием родительского волонтёрского опыта. С помощью модели линейной вероятности и логистической модели показано, что активное волонтёрство родителейвсегда значимо и сильно связано с волонтёрством респондентов. Результаты стабильны при изменении спецификации модели и набора контрольных переменных. Прикладное зна-чение полученных результатов состоит в том, что они актуализируют практическую деятельность по раннему формированию у детей и под-ростков мотивации к участию в волонтёрстве, например, разработку се-мейных волонтёрских программ, способствующих передаче родительского волонтёрского опыта.

Добавлено: 5 июня 2019