• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 317 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Артеменко Е. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 1. С. 30-55.

Одно из важнейших направлений реформы «регуляторной гильотины» – разработка новых структур нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида государственного контроля (надзора). В основе исследования лежит гипотеза о возможном стремлении органов власти сохранить текущие системы регулирования. Основная цель исследования – оценить общий уровень предлагаемых структур нормативного регулирования с точки зрения их соответствия разработанной Аппаратом Правительства Российской Федерации Методике исполнения плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины» в части возможного совершенствования контроля (надзора), акцента на наиболее опасные объекты (субъекты) контроля, в том числе наличия связи обязательных требований с потенциальными рисками возникновения вреда (ущерба) охраняемым ценностям и источниками риска. Источником эмпирических данных для анализа послужили проекты новых структур нормативного регулирования, подготовленные органами-регуляторами и контрольно-надзорными органами, участвующими в реформе. В рамках исследования были рассмотрены 73 структуры нормативного регулирования, подготовленные 26 федеральными контрольно-надзорными органами и органами-регуляторами. Проведенное исследование позволило сделать вывод о системных недостатках новых структур регулирования, определенных недостатках организации реформы в целом, ключевых документов реформы (дорожной карты и методики ее исполнения). В заключение предложены возможные содержательные и организационные меры по повышению качества разрабатываемых структур нормативного регулирования

Добавлено: 24 марта 2021
Статья
Гинтова М. А., Костырко А. А., Плаксин С. М. и др. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 7-25.

Статья посвящена вопросам совершенствования деятельности государственных органов в ходе реализации государственных полномочий в установленных сферах ведения. Обозначено место реинжиниринга административно-управленческих процессов среди приоритетных аправлений совершенствования государственного управления, зафиксированных в программных документах; представлены основные мероприятия по оптимизации механизмов государственного регулирования, реализованные в 2010–2011 гг.; приведена фактологическая база, спользовавшаяся для принятия решений о необходимости оптимизации административных процессов. Рассмотрены основные подходы к совершенствованию отдельных процессов предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций, реинжинирингу комплексных сфер государственного регулирования.

Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Барабашев А. Г., Клименко А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 3. С. 36-72.

Реформы государственного управления являются необходимым условием со-циального и экономического развития страны, повышения конкурентоспособности национальной экономики, развития гражданского участия и ответственности. Для каждой страны определяется своя композиция реформ, отражающаяуровень развития ее экономики и общества, политические и культурные особенности. Для Российской Федерации наиболее актуальными на данный моментпредставляются следующие направления: оптимизация функционала исполнительной власти в целом и отдельных административных процессов (функций,услуг), внедрение механизмов управления по результатам, развития кадровогопотенциала государственной службы, и конечно, поиск путей решения находящихся в фокусе общественного внимания проблем коррупции и этики государственной службы.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Лисин Н. В., Рудник Б. Л. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 60-77.
В статье рассматриваются вопросы реформирования бюджетного сектора: увеличение числа типов государственных и муниципальных учреждений и соответствующее изменение механизмов их бюджетного финансирования. Авторы выделяют основные этапы реформы, анализируют особенности каждого из них; рассматривают современное состояние реформы, проблемы и риски, возникшие на пути ее реализации, а также определяют подходы к преодолению выявленных проблем и возможные направления развития реформы.
Добавлено: 9 августа 2012
Статья
Калинин А. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2. С. 137-156.
С 2010 г. в Российской Федерации осуществляется комплекс мер по совершенствованию системы управления государственными учреждениями. С момента принятия Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» уже проделана значительная работа по подготовке нормативных актов, регулирующих проблемы планирования деятельности учреждений, осуществления мониторинга их деятельности, формирования государственных заданий. В то же время утвержденные и вступившие в силу правовые акты обладают рядом недостатков, которые могут поставить под сомнение эффективность реформы. В исследовании подробно рассматриваются такие проблемы, как терминологическая неопределенность, статус услуг, неотносимых к государственным, несоответствие плановых и отчетных форм, изолированность государственных заданий от других инструментов планирования, предлагаются способы устранения данных недостатков.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Барабашев А. Г. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. Т. 3. № 2. С. 206-208.
Добавлено: 21 марта 2009
Статья
Королев В. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3. С. 187-190.

Монография одного из патриархов отечественной юридической науки, доктора юридических наук, обладателя многих почетных званий Ю.А. Тихомирова, является естественным продолжением его многолетней исследовательской работы в области теории государства и права.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Мазаев В. Д. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. С. 221-224.

Данная работа относится к базовым вехам научного осмысления потребностей сегодняшнего времени. Интерес к указанному исследованию обусловлен рядом причин. В Научно-исследовательском университете «Высшая школа экономики» традиционно уделяется внимание вопросам междисциплинарных исследований, взаимообусловленности правовых и экономических явлений. Эта тема на каждом этапе социально-экономического развития требует уточнения подходов к решению правовых и экономических задач.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Машкова Е. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 110-119.

Тема рисков, которая обсуждается на страницах экономической, социологической литературы, которой посвящают свои работы психологи и юристы, сегодня стала ощущаться особенно остро и требует комплексного анализа. Несмотря на отдельные безусловные достижения, тема рисков в юридической литературе, начиная с теории права, теории государства, конституционного, административного, гражданского и других отраслей права, освоена еще не в полной мере. Тема сегодняшнего обсуждения – это риски в сфере публичного и частного права и то, как выглядят риски с юридичской точки зрения.

Добавлено: 22 июня 2014
Статья
Барабашев А. Г., Зайцева Т. В., Краснов М. А. и др. Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. № 2-3. С. 91-124.
Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Шишкин С. В., Темницкий А. Л. Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 141-167.

В статье рассматривается связь между прохождением медицинскими работниками аттестации и характеристиками их мотивации к труду. В качестве эмпирической базы исследования используются данные двух социологических опросов медицинских работников в 2014 и 2018 гг. Для анализа полученных данных применяются методы кросстабуляционного, корреляционного и кластерного анализа. Для большинства врачей и представителей среднего медицинского персонала не выявлено позитивного влияния результатов прохождения аттестации на изменения в их мотивации к труду. Медицинские работники не рассматривают взыскательную переаттестацию сотрудников как стимул к профессиональному росту и увеличению трудовой отдачи. Однако связь между прохождением аттестации и изменениями в мотивации к труду имеет место среди медиков, у которых по итогам аттестации произошли позитивные изменения либо в характере труда, либо в уровне его оплаты. По мнению большей части медиков, главным способом повышения объективности аттестации должно стать подтверждение уровня профессиональной подготовки сертификатом об овладении современными методами оказания медицинской помощи. Другая часть медиков отдает приоритет независимой проверке тестовых заданий. Актуальной является постановка вопроса о дифференциации институционального оформления двух разных функций, которые аттестация выполняет для разных групп медиков: а) подтверждения уже достигнутого профессионального статуса – сохранения присвоенной ранее профессиональной категории, б) повышения статуса – присвоения новой профессиональной категории.

Добавлено: 13 июля 2019
Статья
Лунев С. И. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 1. С. 38-51.
Достижения Индии в сфере информационных технологий достаточно хорошо известны. Если в 1990/91 фин. г. валовая стоимость программного обеспечения (ПО) и сопутствующих услуг (СУ) составила 50 млн. амер. долл., то уже в 2003/04 фин. г. почти 15 млрд. долл., а в 2005/06 фин. г. валовая стоимость превысила 30 млрд. долл. Был выбран экспорториентированный путь, и экспорт программного обеспечения составил 480 млн. долл. в 1995 г.2, 4,2 млрд. долл. в 2002 г.3, 12, 4 – в 2003/04 фин. г., 17,7 – в 2004/05 фин. г., 23,4 – в 2005/06 фин. г.4 и 31,3 млрд. долл. в 2006/07 фин. г5. По этому показателю Индия занимает второе место в мире после США.
Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Засимова Л. С., Хоркина Н. А., Калинин А. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 4. С. 69-94.

В развитых странах программы здоровья на рабочем месте получили широкое распространение.Они приносят выгоды работникам, работодателям и обществу в целом за счет изменения поведения и образа жизни работников. Такие программы рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал. По этой причине правительства развитых стран активно поддерживают предприятия, реализующие программы здоровья для своих работников и членов и их семей. Несмотря на возросшее внимание к проблемам здорового образа жизни в России, программам здоровья на рабочем месте до сих пор уделялось недостаточно внимания. В статье анализируются выгоды, связанные с программами здоровья на рабочем месте; исследуются распространенные в мире меры государственного стимулирования программ здоровья на рабочем месте (в т.ч. гранты, налоговые льготы, специальные меры поддержки малых и средних предприятий, национальные программы и пилотные проекты, а также разнообразные меры информационной поддержки предприятий). Обсуждаются возможности применения зарубежного опыта с учетом российской специфики.

Добавлено: 10 октября 2014
Статья
Кукса Т. Л. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 1. С. 81-97.

В сравнении с формализованным судебным разбирательством досудебное внесудебное) обжалование решений и действий (бездействий) органов исполнительной власти существенно ускоряет и упрощает процедуры разрешения конфликтов между органами публичного управления и частными лицами. Значительное расширение способов урегулирования административных конфликтов, альтернативных судебному разбирательству, предполагающих применение более простых и гибких процедур и позволяющих добиться довольно быстрого и менее дорогостоящего урегулирования, остается наиболее актуальной и перспективной задачей нынешнего этапа административной и судебной реформ. Вв настоящей статье раскрываются особенности и недостатки текущего регулирования института досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействий) органов публичного управления.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Ан А. Л. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 174-184.

В статье рассматриваются исторические предпосылки образования общественных пространств (ОП), дается определение ОП, представлен анализ системы управления формированием общественных пространств на примере площади Санто Доминго, г. Мадрид.

Добавлено: 24 июля 2012
Статья
Афанасьев М. П., Шаш Н. Н. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 48-64.

В статье рассмотрены направления и основные результаты бюджетных реформ, проведенных в рамках начатой в 2004 г. административной реформы Российской Феде- рации, одной из целей которой было сделать деятельность государственного сектора эффективнее, прозрачнее, в том числе при формировании и исполнении государственного бюджета. В течение этих десяти лет были осуществлены важные шаги, направленные на усовершенствование бюджетного процесса, налогового планирования, межбюджетных отношений. В последние 15–20 лет подобные реформы были проведены в большинстве развитых стран мира. Эти реформы включают переход на бюджетирование, ориентированное на результат, которое предполагает увязывание информации о результатах деятельности с распределением ограниченных бюджетных ресурсов и достигается посредством применения программно-целевого распределения расходов, а также проведения постоянного мониторинга их эффективности и использования этой информации для оценки деятельности государственного сектора.

Авторы проводят сравнение традиционной (затратной) модели бюджетирования и модели управления по результатам (БОР – бюджетирование, ориентированное на результат) и делают вывод, что переход на БОР в корне изменил не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными расходами, поскольку это потребовало использования программно-целевых методов бюджетирования и формирования бюджета в программном формате

Программно-целевое бюджетирование позволяет объединить все способы достижения целей государственной политики. В связи с этим его можно рассматривать как один из наиболее перспективных инструментов повышения эффективности государственного сектора.

Добавлено: 9 июня 2014
Статья
Клименко А. В., Клищ Н. Н. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 23-32.

Авторы статьи, опираясь на результаты недавно проведенного социологического опроса государственных гражданских служащих, рассматривают актуальные направления развития государственной службы. В частности, в статье анализируются механизмы обеспечения соответствия численности и квалификационного состава государственных служащих функционалу органов исполнительной власти. Предлагаются меры повышения конкурсности и объективности отбора граждан, претендующих на замещение должностей гражданской службы, основанные на критериях оценки компетентности и профессионализма. Высказывается мнение о направлениях развития кадрового потенциала государственной службы, включая актуализацию и усиление практической направленности профессиональных образовательных программ, формирование индивидуальных карьерных траекторий.

Анализируется состояние системы оплаты труда, а также социальных льгот и гарантий государственных служащих и даются рекомендации по сближению структуры и механизмов формирования компенсационного пакета с современными моделями оплаты по результатам.

Добавлено: 20 августа 2012
Статья
Кузнецова Т. Е. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 1. С. 98-113.

В статье рассматриваются проблемы организации и освоения российской территории в историческом аспекте: пространственный потенциал страны, расселенческо-поселенческие факторы, механизмы, способствующие освоению и развитию российского пространства; подчеркивается важность разграничения политико-административных и социально-экономических территориальных основ федеративных отношений при формировании административно-территориального деления; исследуется динамика поселенческо-расселенческой сети; названы механизмы, ведущие к достижению сбалансированности пространственного развития страны.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Петько Б. Б., Иванова Н. Л. Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 4. С. 141-166.

Статья посвящена актуальной в современных условиях проблеме имиджа гражданских служащих с позиции сложных задач, стоящих сегодня перед государ- ственным управлением. Особенности и факторы имиджа рассматриваются с по- зиции нового для сферы государственного управления подхода, согласно которому в имидже гражданских служащих отражается их идентичность (Я-концепция) как результат процесса самоопределения, обретения профессии и статусно-роле- вой позиции в обществе. Проверялась гипотеза о том, что имидж государствен- ных служащих связан с особенностями их социальной идентичности. Различное соотношение когнитивных и ценностно-мотивационных компонентов идентич- ности проявляется в восприятии личных и профессиональных качеств, уровня профессионализма, привлекательности служащих. Профессиональные компонен- ты в структуре идентичности являются основой как для выполнения поставлен- ных задач, так и для самореализации и развития личности.

Цель исследования: выявить проблемы и факторы имиджа государственных служащих, связанные с особенностями их самоопределения, социальной идентич- ности, статусно-ролевой позиции. Исследование проводилось в виде опроса (ан- кетирования). Выборка: 200 чиновников различных должностей со стажем рабо- ты не менее года в государственных органах. Определены проблемы построения имиджа государственных служащих, обусловленные характером их деятельности и современными условиями ее реализации в нашей стране. Выявлены различия в восприятии имиджа служащими с разными типами идентичности, а также субъективные факторы формирования имиджа. Результаты будут полезны для организации кадровой работы, разработки программ психологической поддержки, обучения гражданских служащих для поддержания их позитивного имиджа.

Добавлено: 4 января 2021
Статья
Масленникова С. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 4. С. 191-203.

Предметом исследования являются общественные отношения в области саморегулирования, рассматривается правовая природа его результатов – актов саморегулирования. Цель – показать, что в России складывается тенденция децентрализации правовой системы в связи с принятием и действием актов саморегулирования. И чтобы такая децентрализация не имела негативных последствий, акты саморегулирования должны приниматься в определенном порядке с учетом ряда требований к их форме и содержанию. Статья основывалась на анализе актов конкретных саморегулируемых организаций (СРО) и практики их деятельности, использовались экспертные оценки работы СРО в строительной сфере. Был проведен правовой анализ ряда актов саморегулирования и порядка их принятия. Выявлено, что наиболее распространены два подхода к пониманию саморегулирования в России: экономический и юридический. Установлена их схожесть. Акты саморегулирования сравнимы с локальными, внутриорганизационными и корпоративными актами, наделяемыми правовыми признаками. В этой связи необходимыми являются требования к процессу создания и реализации этих актов, к их содержанию, в частности, такие как правовая определенность (четкости, ясности, недвусмысленности предписаний). Выводы исследования могут быть применимы в теории и практике экономики и права в сфере развития саморегулирования и деятельности саморегулируемых организаций в России.

Добавлено: 14 марта 2014
Статья
Пивоварова С. Г. Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3. С. 35-46.

В данной статье представлен обзор теоретической и эмпирической литературы, посвященной проблеме сговора в государственных закупках. Рассматриваются основные модели возникновения сговора; рыночные факторы, способствующие возникновению стимулов к сговору среди потенциальных поставщиков, участвующих в конкурсных процедурах государственных закупок; способы уменьшения стимулов к сговору путем составления плана закупок, выбора процедуры и метода раскрытия информации, соответствующих ситуации на рынке. Рассмотрены также основные методы работы с данными, подтверждающими или опровергающими как сам факт сговора, так и его тип.

Добавлено: 2 октября 2012