• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 400 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Королева Д. О., Хавенсон Т. Е. Вопросы образования. 2015. № 1. С. 182-200.

Анализируются социальные и профессиональные характеристики, а также ценностные ориентации современного инноватора в сфере образования. Исследование проводилось среди участников Конкурса инноваций в образовании 2014 г., выборка составила 304 респондента. Ценностные ориентации выявлялись с помощью портретного опросника Ш. Шварца. Результаты сравнивались с данными о ценностных ориентациях российского населения, полученными в ходе Европейского социального исследования (European Social Survey) в 2012  г. Участники конкурса значимо отличаются от среднего россиянина как по субъективной важности для них тех или иных ценностных ориентаций, так и по структуре их иерархии. Инноваторам более свойственны ценности самостоятельности, благожелательности и универсализма, готовность идти на риск в профессиональной деятельности. Они в меньшей степени руководствуются в своих действиях желанием получить и удержать власть, не основанную на собственных достижениях. Проведенное исследование показало, что инновации в области образования готовы предложить и реализовать как специалисты — сотрудники образовательных учреждений разного уровня, так и сотрудники организаций, не имеющих прямого отношения к образованию, а также школьники и студенты. Инноваторов отличает высокий образовательный уровень и активное участие в мероприятиях дополнительного  образования.

Добавлено: 31 марта 2015
Статья
Меликян А. В., Железов Б. В. Вопросы образования. 2012. № 4. С. 259-277.

Деятельность сотрудников НИУ ВШЭ — иностранных граждан и российских ученых, продолжительное время работавших за границей, — авторы исследовали с помощью онлайн-анкетирования, а также интервьюирования как самих специалистов, так и администраторов международных служб и руководителей подразделений вуза. Проанализированы профессиональные и личностные характеристики международных сотрудников НИУ ВШЭ; факторы, учитываемые ими при рассмотрении вакансий в зарубежном вузе; их отношение к работе и коллегам; сложности адаптации к деловой, культурной и социальной среде, коммуникации с коллегами и профессиональной самореализации.

Добавлено: 11 декабря 2012
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2009. № 4. С. 10-20.
Добавлено: 5 февраля 2010
Статья
Плюснин Ю. М. Вопросы образования. 2007. № 2. С. 277-292.
Добавлено: 24 декабря 2008
Статья
Шугаль Н. Б. Вопросы образования. 2010. № 4. С. 122-149.

Предлагается карта движения обучавшихся в системе обра зования РФ в 2008 г. Показаны потоки между основными уровнями образования, а также между системой образования и рынком труда. Карта может служить полезным инструментом для анализа структуры спроса по уровням образования, образовательных траекторий, а также для оценки потребностей системы образования в финансировании. Подробно анализируются источники информации, послужившие базой для разработки карты, их особенности и ограничения.

 

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Фрумин И. Д. Вопросы образования. 2016. № 2. С. 311-317.

В начале 2016 г. в серии «Библиотека журнала „Вопросы образования“» вышла очередная книга — русское издание классического труда по школьному образованию Филипа Джексона1, опубликованного в 1968 г. и ставшего на Западе бестселлером для учителей и исследователей. Мы предлагаем вниманию читателей предисловие к книге, подготовленное профессором И. Д. Фруминым — человеком, которому посчастливилось общаться с автором и который говорит об актуальности уроков Ф. Джексона и в наши дни.

Добавлено: 26 сентября 2016
Статья
Поливанова К. Н. Вопросы образования. 2017. № 2. С. 95-97.

Прошедший 2016 год был годом 120-летия Льва Семеновича Выготского. Юбилей широко отмечался в научных кругах, связанных с его деятельностьб, а спектр его интересов и областей гуманитарного знания, в которых заметен вклад Выготского, удивительно широк. В Москве в ноябре прошлого года прошло большое событие - Международный конгресс к 120-летию Л.С. Выготского. Это серия параллельных научных событий, которые проводились на разных научных площадках: НИУ ВШЭ, МГУ, РГГУ, МГППУ... Пожалуй, это научное действо можно назвать уникальным. Более 80 лет прошло с тех пор, как Л.С. Выготский завершил свою земную жизнь, но его мысли, его взгляд на развитие продолжают быть актуальными и интересными. Тем более интересными, что появляются исследовани и новые факты, для понимания которыз взгляды ученого задают еще одно необходимое интерпретационное значение.  

Добавлено: 20 октября 2017
Статья
Козьмина Я. Я. Вопросы образования. 2014. № 3. С. 135-151.

Автор оценивает предпочтения представителей профессорско-преподавательского состава российских вузов в отношении научной деятельности и преподавания, структуру их рабочего  времени, научную продуктивность и то, как различаются в этом отношении вузы с особым статусом и без особого статуса. Эмпирической основой работы послужили данные двух международных исследований, проводившихся в том числе и в России: International Academic Profession (1991–1993 гг.) и Changing Academic Profession (2007–2012 гг.). В России большинство преподавателей вузов отдают предпочтение преподавательской деятельности перед исследовательской, в отличие от работников академической сферы многих других стран. При этом распределение предпочтений у преподавателей вузов со статусом «научно-исследовательский университет» не отличается от такового у преподавателей в вузах без особого статуса. Несмотря на то что нагрузка на работе у преподавателей, предпочитающих исследовательскую деятельность, выше и задачи, решаемые ими в ходе работы, менее рутинные, они испытывают меньше стресса, а удовлетворенность работой у них выше. Автор приходит к выводу, что распределение предпочтений преподавателей отражает особенности системы высшего образования в СССР и РФ: фокусирование вузов на преподавании, отделение науки от вузов, низкое финансирование вузов вообще и их научной деятельности в частности.

Добавлено: 20 октября 2014
Статья
Пишняк А. И., Халина Н. В. Вопросы образования. 2015. № 3. С. 144-170.

На основании данных проведенного ГАНУ «Институт гуманитарного развития мегаполиса» в апреле 2014 г. репрезентативного опроса 1516 родителей учеников 1–11‑х классов школ Москвы анализируются представления родителей о подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ. Приведены результаты, полученные по группам родителей школьников разных возрастов, а также подробная информация в разрезе отдельных предметов школьной программы. Препятствиями к успешной сдаче и ГИА, и ЕГЭ, по мнению родителей учащихся столичных школ, сегодня являются содержание испытаний, индивидуальные особенности ребенка, плохие педагоги и плохие программы обучения. Градус переживаний в отношении экзаменов в 9-м классе существенно ниже, чем в 11-м. Основным препятствием к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ родители школьников считают плохие программы, а на плохих учителей сетуют менее 20% опрошенных. Большинство родителей полагают, что школьные занятия не позволяют ученикам сдать ГИА и ЕГЭ на высокий балл, причем более 30% опрошенных считают, что и дополнительные занятия не помогут получить высокие оценки за экзамены. Такие ожидания формируются у родителей уже в первые годы обучения их детей в школе. В сознании родителей школьников сдача ГИА и ЕГЭ связана с целым комплексом проблем: от убежденности в несостоятельности экзаменов как инструмента измерения знаний до страха оказаться неспособным обеспечить ребенку достойную подготовку к их сдаче. Авторы считают, что тема ГИА и ЕГЭ стала одним из источников социального напряжения для семей с детьми в мегаполисе.

Добавлено: 22 мая 2015
Статья
Прахов И. А. Вопросы образования. 2011. № 1. С. 143-161.
Рассматриваются подходы к преподаванию экономической теории, разбираются конкретные экспериментальные ситуации, с помощью которых в аудитории можно объяснить студентам ряд экономических концепций. Подчеркивается, что, несмотря на достаточно большой объем литературы, посвященной инновационным методам в преподавании и более активному вовлечению студентов в образовательный процесс, а также наличию разработанных методик, стандартные лекции остаются наиболее используемым вариантом ведения занятий.
Добавлено: 3 сентября 2012
Статья
Ловаков А. В. Вопросы образования. 2015. № 2. С. 109-128.

Анализируются результаты онлайн-опроса 317 преподавателей государственных вузов из нескольких регионов России. Приверженность вузу и приверженность профессии оцениваются в рамках 3-компонентной модели Дж. Мейера и Н. Аллен, выделяющих эмоциональную приверженность (эмоциональную привязанность к вузу или профессии), нормативную приверженность (воспринимаемые обязательства перед вузом или профессией), приверженность, основанную на оценке издержек (субъективную оценку издержек, которыми сопровождалась бы смена вуза или профессии). Показано, что нет оснований говорить о конфликте между приверженностью вузу и приверженностью профессии, но разным группам преподавателей свойственны разные соотношения между этими установками. Наиболее значима в дифференциации приверженности вузу и приверженности профессии роль опыта работы в другом вузе. Публикационная активность преподавателей не связана с эмоциональной приверженностью профессии или вузу, но связана с приверженностью вузу и профессии, основанной на оценке издержек, и с нормативной приверженностью профессии и вузу. На этом основании автор приходит к выводу, что российские преподаватели не воспринимают публикацию статей — а значит, и научно-исследовательскую деятельность в целом — как привлекательную часть своей работы  и занимаются ею, скорее, вынужденно.

Добавлено: 1 июля 2015
Статья
Добрякова М. С., Андрущак Г. В. Вопросы образования. 2010. № 4. С. 101-121.

Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.

Добавлено: 23 августа 2012
Статья
Ахапкина Я. Э. Вопросы образования. 2013. № 3. С. 65-92.

В статье анализируются долгосрочные и ситуативные причины возникновения отклонений от речевого стандарта в письменной речи носителя языка, создающего учебно-научный текст. Выявляются механизмы типичных аграмматизмов,  предлагается классификация частотных ошибок и некоторые приемы возможного расширения стимульного материала, предполагающие постепенную коррекцию навыков академического письма.

Добавлено: 13 октября 2013
Статья
Ястребов Г. А., Бессуднов А. Р., Пинская М. А. и др. Вопросы образования. 2013. № 4. С. 188-246.

В настоящей статье мы анализируем, как различия в образовательных результатах между российскими школами связаны с их различиями по 1) характеристикам социального состава учащихся, 2) характеристикам самих образовательных учреждений и 3) характеристикам территорий, на которых они расположены. Для этого мы используем данные социальных паспортов, собранные в ходе обследования в Московской и Ярославской области в 2011-12 гг., а также данные муниципальной статистики, позволяющие на основе ограниченного набора показателей оценить уровень социально-экономической депривации в поселениях различного типа. Статистический анализ проводится с использованием двухуровневой регрессионной модели. Результаты анализа позволяют констатировать, что академическая успеваемость (измерявшаяся с помощью средних показателей ЕГЭ по русскому языку и математике) действительно устойчиво различается для школ 1) с разным социальным составом учащихся и 2) разным кадровым и материальным обеспечением. Самостоятельного эффекта уровень депривации территорий на образовательные результаты не оказывает – типично низкие результаты обучения, которые мы наблюдаем, например, в сельских школах,  связаны со свойственной им нехваткой ресурсов и особенностями социального состава. В заключении также обсуждаются ограничения проделанного анализа, его прикладная ценность и возможности для дальнейшего улучшения.

Добавлено: 29 сентября 2013
Статья
Майоров А. Н. Вопросы образования. 2012. № 3. С. 274-287.

С общих позиций теории управления анализируется реализация принципа разделения властей применительно к сфере образования, рассматриваются возможные пути ее дальнейшего совершенствования. Показано, что за период с 2004 г., времени начала административной реформы и деятельности объединенного Министерства образования и науки, до весны 2012 г., времени смены Правительства Российской Федерации, произошло перераспределение властных полномочий от законодательной власти к исполнительной и от региональных органов власти к федеральным. Проблемы и риски концентрации властных полномочий рассмотрены на конкретных примерах практики управления. Проанализированы предлагаемые разными структурами власти варианты решений проблемы концентрации полномочий, предложены иные варианты решения этой проблемы.

Добавлено: 2 декабря 2012
Статья
Жемерикина Ю. И., Кутасина С. Г., Поддьяков А. Н. Вопросы образования. 2010. № 2. С. 118-135.

Один из наиболее эффективных способов сделать конкурента несостоятельным в меняющемся мире - помешать ему обучиться новым видам деятельности. В сфере обучения конкурентная борьба приобретает формы противодействия обучению соперника, а также «троянского обучения» - скрытого обучения другого субъекта тому, что для него невыгодно, вредно, опасно, но соответствует интересам организатора обучения. Приводятся примеры противодействия обучению, дается классификация типов «троянского обучения», обсуждаются возможные теоретические подходы к проблеме и анализируются результаты проведенных эмпирических исследований.

 

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Иванова Н. Л., Попова Е. П. Вопросы образования. 2017. № 1. С. 184-206.

Перед российскими вузами поставлена задача выйти на мировой уровень в развитии науки и образования, что обусловливает многочисленные инновации в них. Считается, что специфика персонала вузов состоит в том, что это высококвалифицированные специалисты, одной из характеристик которых является открытость новому. В то же время исследователи отмечают сопротивление инновациям со стороны профессорско-преподавательского состава. Некоторые исследователи разделяют преподавателей вуза на две группы с точки зрения базовой идентификации: тех, кто идентифицирует себя с организацией, и тех, кто привержен профессии. При этом делается вывод, что приверженные профессии преподаватели в большей степени склонны поддерживать инновации. Напротив, в статье доказывается, что обе идентификации могут стать фактором как сопротивления, так и внедрения инноваций. Сопротивление инновациям может быть обусловлено не столько характеристиками персонала, сколько масштабом и темпами изменения. В случае постоянных, масштабных изменений разрушаются условия осуществления профессиональной деятельности. Это создает необходимость выбора между организационной и профессиональной идентичностью, а также является источником сопротивления инновациям со стороны профессорско-преподавательского персонала. На наш взгляд, более существенная проблема для вуза – удержание в организации профессионалов, поскольку они, в первую очередь, идентифицируют себя с профессиональным сообществом. И эта проблема обостряется в процессе инноваций. При каких условиях профессионал готов идентифицировать себя с организацией? Когда он готов поддерживать инновации? Это ключевые вопросы в рамках данной статьи.

Добавлено: 10 декабря 2017
Статья
Эфендиев А. Г., Решетникова К. В. Вопросы образования. 2008. № 1. С. 87-120.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в 2004 г. На базе анализа полученных данных формируется портрет практической профессиональной деятельности преподавателей вузов, исследуется их мотивация и ролевые образцы, которые выступают в качестве конвенциональной нормы, сложившейся в среде преподавателей вузов. Также изучаются внешние условия преподавательской деятельности. В результате проведенного исследования удалось выявить и подтвердить как некоторые негативные, так и позитивные тенденции в профессиональной деятельности преподавателей, а также наметить возможные пути решения обнаруженных проблем, дополняющие уже осуществляемые реформы в сфере высшего образования.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Сидоркин А. М. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 136-155.

Рассматриваются система аккредитации и профессиональные стандарты педагогических факультетов, а также некоторые инновации в педагогическом образовании в США. Опыт американских вузов анализируется применительно к основным направлениям потенциальной реформы педагогического образования в России.

Добавлено: 28 августа 2013
Статья
Косарецкий С. Г., Пинская М. А., Пономарева Алена Александровна Вопросы образования. 2016. № 2. С. 100-124.

На основании данных, полученных в ходе международного сравнительного исследования учительского корпуса TALIS‑2013, анализируются уровень профессиональной подготовки молодых учителей в России, их трудоустройство, ввод в профессию и дальнейшее профессиональное развитие, трудности, которые они испытывают в преподавательской деятельности, их удовлетворенность обратной связью, получаемой от руководства школы и коллег. Показано, что отечественный учительский корпус не является гомогенным, оценки, которые дают учителя разного возраста, существенно различаются во всех изучаемых областях. Молодые учителя испытывают трудности в профессиональной коммуникации и сталкиваются с барьерами в доступе к профессиональному развитию. При этом они не готовы к решению практических педагогических задач, недостаточно владеют современными педагогическими технологиями. Авторы делают вывод, что молодые учителя нуждаются в расширении возможностей профессионального развития, прежде всего проходящего в активных и групповых формах. Повысить их шансы на успешную адаптацию к требованиям школьной практики мог бы специально организованный период введения в профессию, который поддержит их базовую мотивацию и позволит избежать оттока молодых учителей из школы вследствие неудовлетворенности.

Добавлено: 21 октября 2016