• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 392 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Поливанова К. Н. Вопросы образования. 2017. № 2. С. 95-97.

Прошедший 2016 год был годом 120-летия Льва Семеновича Выготского. Юбилей широко отмечался в научных кругах, связанных с его деятельностьб, а спектр его интересов и областей гуманитарного знания, в которых заметен вклад Выготского, удивительно широк. В Москве в ноябре прошлого года прошло большое событие - Международный конгресс к 120-летию Л.С. Выготского. Это серия параллельных научных событий, которые проводились на разных научных площадках: НИУ ВШЭ, МГУ, РГГУ, МГППУ... Пожалуй, это научное действо можно назвать уникальным. Более 80 лет прошло с тех пор, как Л.С. Выготский завершил свою земную жизнь, но его мысли, его взгляд на развитие продолжают быть актуальными и интересными. Тем более интересными, что появляются исследовани и новые факты, для понимания которыз взгляды ученого задают еще одно необходимое интерпретационное значение.  

Добавлено: 20 октября 2017
Статья
Козьмина Я. Я. Вопросы образования. 2014. № 3. С. 135-151.

Автор оценивает предпочтения представителей профессорско-преподавательского состава российских вузов в отношении научной деятельности и преподавания, структуру их рабочего  времени, научную продуктивность и то, как различаются в этом отношении вузы с особым статусом и без особого статуса. Эмпирической основой работы послужили данные двух международных исследований, проводившихся в том числе и в России: International Academic Profession (1991–1993 гг.) и Changing Academic Profession (2007–2012 гг.). В России большинство преподавателей вузов отдают предпочтение преподавательской деятельности перед исследовательской, в отличие от работников академической сферы многих других стран. При этом распределение предпочтений у преподавателей вузов со статусом «научно-исследовательский университет» не отличается от такового у преподавателей в вузах без особого статуса. Несмотря на то что нагрузка на работе у преподавателей, предпочитающих исследовательскую деятельность, выше и задачи, решаемые ими в ходе работы, менее рутинные, они испытывают меньше стресса, а удовлетворенность работой у них выше. Автор приходит к выводу, что распределение предпочтений преподавателей отражает особенности системы высшего образования в СССР и РФ: фокусирование вузов на преподавании, отделение науки от вузов, низкое финансирование вузов вообще и их научной деятельности в частности.

Добавлено: 20 октября 2014
Статья
Пишняк А. И., Халина Н. В. Вопросы образования. 2015. № 3. С. 144-170.

На основании данных проведенного ГАНУ «Институт гуманитарного развития мегаполиса» в апреле 2014 г. репрезентативного опроса 1516 родителей учеников 1–11‑х классов школ Москвы анализируются представления родителей о подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ. Приведены результаты, полученные по группам родителей школьников разных возрастов, а также подробная информация в разрезе отдельных предметов школьной программы. Препятствиями к успешной сдаче и ГИА, и ЕГЭ, по мнению родителей учащихся столичных школ, сегодня являются содержание испытаний, индивидуальные особенности ребенка, плохие педагоги и плохие программы обучения. Градус переживаний в отношении экзаменов в 9-м классе существенно ниже, чем в 11-м. Основным препятствием к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ родители школьников считают плохие программы, а на плохих учителей сетуют менее 20% опрошенных. Большинство родителей полагают, что школьные занятия не позволяют ученикам сдать ГИА и ЕГЭ на высокий балл, причем более 30% опрошенных считают, что и дополнительные занятия не помогут получить высокие оценки за экзамены. Такие ожидания формируются у родителей уже в первые годы обучения их детей в школе. В сознании родителей школьников сдача ГИА и ЕГЭ связана с целым комплексом проблем: от убежденности в несостоятельности экзаменов как инструмента измерения знаний до страха оказаться неспособным обеспечить ребенку достойную подготовку к их сдаче. Авторы считают, что тема ГИА и ЕГЭ стала одним из источников социального напряжения для семей с детьми в мегаполисе.

Добавлено: 22 мая 2015
Статья
Прахов И. А. Вопросы образования. 2011. № 1. С. 143-161.
Рассматриваются подходы к преподаванию экономической теории, разбираются конкретные экспериментальные ситуации, с помощью которых в аудитории можно объяснить студентам ряд экономических концепций. Подчеркивается, что, несмотря на достаточно большой объем литературы, посвященной инновационным методам в преподавании и более активному вовлечению студентов в образовательный процесс, а также наличию разработанных методик, стандартные лекции остаются наиболее используемым вариантом ведения занятий.
Добавлено: 3 сентября 2012
Статья
Ловаков А. В. Вопросы образования. 2015. № 2. С. 109-128.

Анализируются результаты онлайн-опроса 317 преподавателей государственных вузов из нескольких регионов России. Приверженность вузу и приверженность профессии оцениваются в рамках 3-компонентной модели Дж. Мейера и Н. Аллен, выделяющих эмоциональную приверженность (эмоциональную привязанность к вузу или профессии), нормативную приверженность (воспринимаемые обязательства перед вузом или профессией), приверженность, основанную на оценке издержек (субъективную оценку издержек, которыми сопровождалась бы смена вуза или профессии). Показано, что нет оснований говорить о конфликте между приверженностью вузу и приверженностью профессии, но разным группам преподавателей свойственны разные соотношения между этими установками. Наиболее значима в дифференциации приверженности вузу и приверженности профессии роль опыта работы в другом вузе. Публикационная активность преподавателей не связана с эмоциональной приверженностью профессии или вузу, но связана с приверженностью вузу и профессии, основанной на оценке издержек, и с нормативной приверженностью профессии и вузу. На этом основании автор приходит к выводу, что российские преподаватели не воспринимают публикацию статей — а значит, и научно-исследовательскую деятельность в целом — как привлекательную часть своей работы  и занимаются ею, скорее, вынужденно.

Добавлено: 1 июля 2015
Статья
Добрякова М. С., Андрущак Г. В. Вопросы образования. 2010. № 4. С. 101-121.

Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.

Добавлено: 23 августа 2012
Статья
Ахапкина Я. Э. Вопросы образования. 2013. № 3. С. 65-92.

В статье анализируются долгосрочные и ситуативные причины возникновения отклонений от речевого стандарта в письменной речи носителя языка, создающего учебно-научный текст. Выявляются механизмы типичных аграмматизмов,  предлагается классификация частотных ошибок и некоторые приемы возможного расширения стимульного материала, предполагающие постепенную коррекцию навыков академического письма.

Добавлено: 13 октября 2013
Статья
Ястребов Г. А., Бессуднов А. Р., Пинская М. А. и др. Вопросы образования. 2013. № 4. С. 188-246.

В настоящей статье мы анализируем, как различия в образовательных результатах между российскими школами связаны с их различиями по 1) характеристикам социального состава учащихся, 2) характеристикам самих образовательных учреждений и 3) характеристикам территорий, на которых они расположены. Для этого мы используем данные социальных паспортов, собранные в ходе обследования в Московской и Ярославской области в 2011-12 гг., а также данные муниципальной статистики, позволяющие на основе ограниченного набора показателей оценить уровень социально-экономической депривации в поселениях различного типа. Статистический анализ проводится с использованием двухуровневой регрессионной модели. Результаты анализа позволяют констатировать, что академическая успеваемость (измерявшаяся с помощью средних показателей ЕГЭ по русскому языку и математике) действительно устойчиво различается для школ 1) с разным социальным составом учащихся и 2) разным кадровым и материальным обеспечением. Самостоятельного эффекта уровень депривации территорий на образовательные результаты не оказывает – типично низкие результаты обучения, которые мы наблюдаем, например, в сельских школах,  связаны со свойственной им нехваткой ресурсов и особенностями социального состава. В заключении также обсуждаются ограничения проделанного анализа, его прикладная ценность и возможности для дальнейшего улучшения.

Добавлено: 29 сентября 2013
Статья
Майоров А. Н. Вопросы образования. 2012. № 3. С. 274-287.

С общих позиций теории управления анализируется реализация принципа разделения властей применительно к сфере образования, рассматриваются возможные пути ее дальнейшего совершенствования. Показано, что за период с 2004 г., времени начала административной реформы и деятельности объединенного Министерства образования и науки, до весны 2012 г., времени смены Правительства Российской Федерации, произошло перераспределение властных полномочий от законодательной власти к исполнительной и от региональных органов власти к федеральным. Проблемы и риски концентрации властных полномочий рассмотрены на конкретных примерах практики управления. Проанализированы предлагаемые разными структурами власти варианты решений проблемы концентрации полномочий, предложены иные варианты решения этой проблемы.

Добавлено: 2 декабря 2012
Статья
Жемерикина Ю. И., Кутасина С. Г., Поддьяков А. Н. Вопросы образования. 2010. № 2. С. 118-135.

Один из наиболее эффективных способов сделать конкурента несостоятельным в меняющемся мире - помешать ему обучиться новым видам деятельности. В сфере обучения конкурентная борьба приобретает формы противодействия обучению соперника, а также «троянского обучения» - скрытого обучения другого субъекта тому, что для него невыгодно, вредно, опасно, но соответствует интересам организатора обучения. Приводятся примеры противодействия обучению, дается классификация типов «троянского обучения», обсуждаются возможные теоретические подходы к проблеме и анализируются результаты проведенных эмпирических исследований.

 

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Иванова Н. Л., Попова Е. П. Вопросы образования. 2017. № 1. С. 184-206.

Перед российскими вузами поставлена задача выйти на мировой уровень в развитии науки и образования, что обусловливает многочисленные инновации в них. Считается, что специфика персонала вузов состоит в том, что это высококвалифицированные специалисты, одной из характеристик которых является открытость новому. В то же время исследователи отмечают сопротивление инновациям со стороны профессорско-преподавательского состава. Некоторые исследователи разделяют преподавателей вуза на две группы с точки зрения базовой идентификации: тех, кто идентифицирует себя с организацией, и тех, кто привержен профессии. При этом делается вывод, что приверженные профессии преподаватели в большей степени склонны поддерживать инновации. Напротив, в статье доказывается, что обе идентификации могут стать фактором как сопротивления, так и внедрения инноваций. Сопротивление инновациям может быть обусловлено не столько характеристиками персонала, сколько масштабом и темпами изменения. В случае постоянных, масштабных изменений разрушаются условия осуществления профессиональной деятельности. Это создает необходимость выбора между организационной и профессиональной идентичностью, а также является источником сопротивления инновациям со стороны профессорско-преподавательского персонала. На наш взгляд, более существенная проблема для вуза – удержание в организации профессионалов, поскольку они, в первую очередь, идентифицируют себя с профессиональным сообществом. И эта проблема обостряется в процессе инноваций. При каких условиях профессионал готов идентифицировать себя с организацией? Когда он готов поддерживать инновации? Это ключевые вопросы в рамках данной статьи.

Добавлено: 10 декабря 2017
Статья
Эфендиев А. Г., Решетникова К. В. Вопросы образования. 2008. № 1. С. 87-120.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в 2004 г. На базе анализа полученных данных формируется портрет практической профессиональной деятельности преподавателей вузов, исследуется их мотивация и ролевые образцы, которые выступают в качестве конвенциональной нормы, сложившейся в среде преподавателей вузов. Также изучаются внешние условия преподавательской деятельности. В результате проведенного исследования удалось выявить и подтвердить как некоторые негативные, так и позитивные тенденции в профессиональной деятельности преподавателей, а также наметить возможные пути решения обнаруженных проблем, дополняющие уже осуществляемые реформы в сфере высшего образования.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Сидоркин А. М. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 136-155.

Рассматриваются система аккредитации и профессиональные стандарты педагогических факультетов, а также некоторые инновации в педагогическом образовании в США. Опыт американских вузов анализируется применительно к основным направлениям потенциальной реформы педагогического образования в России.

Добавлено: 28 августа 2013
Статья
Косарецкий С. Г., Пинская М. А., Пономарева Алена Александровна Вопросы образования. 2016. № 2. С. 100-124.

На основании данных, полученных в ходе международного сравнительного исследования учительского корпуса TALIS‑2013, анализируются уровень профессиональной подготовки молодых учителей в России, их трудоустройство, ввод в профессию и дальнейшее профессиональное развитие, трудности, которые они испытывают в преподавательской деятельности, их удовлетворенность обратной связью, получаемой от руководства школы и коллег. Показано, что отечественный учительский корпус не является гомогенным, оценки, которые дают учителя разного возраста, существенно различаются во всех изучаемых областях. Молодые учителя испытывают трудности в профессиональной коммуникации и сталкиваются с барьерами в доступе к профессиональному развитию. При этом они не готовы к решению практических педагогических задач, недостаточно владеют современными педагогическими технологиями. Авторы делают вывод, что молодые учителя нуждаются в расширении возможностей профессионального развития, прежде всего проходящего в активных и групповых формах. Повысить их шансы на успешную адаптацию к требованиям школьной практики мог бы специально организованный период введения в профессию, который поддержит их базовую мотивацию и позволит избежать оттока молодых учителей из школы вследствие неудовлетворенности.

Добавлено: 21 октября 2016
Статья
Давыдова И. А., Козьмина Я. Я. Вопросы образования. 2014. № 4. С. 169-183.

Статья посвящена анализу факторов, влияющих на уровень профессионального стресса и удовлетворенности работой российских преподавателей высших учебных заведений. Нами используются данные международного исследования преподавателей вузов «Changing academic profession», проведенного по единой методологии в 20 странах мира, включая Россию. В отличие от своих коллег из других стран российские преподаватели испытывают низкий профессиональный стресс и меньше удовлетворены своей работой. В статье описывается взаимосвязь уровня профессионального стресса и удовлетворенности работой преподавателей с удовлетворенностью ресурсами, предоставляемых вузом, а также показывается, что особое значение в России имеют нематериальные ресурсы (коммуникация, роль в организации и пр.). 

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Болотов В. А. Вопросы образования. 2018. № 3. С. 287-297.

Рассматриваются основные этапы становления российской системы оценки качества образования: проведение аттестаций образовательных учреждений, участие в международных сравнительных исследованиях, внедрение ЕГЭ и ОГЭ, формирование сообщества профессионалов, занимающихся оценкой качества образования. Насущные задачи развития отечественной системы оценки качества образования автор видит в переходе на компетентностно ориентированный ЕГЭ и ОГЭ с сохранением предметной составляющей; в создании национальных мониторингов, которые помогали бы сравнивать регионы и муниципалитеты, а также отслеживать социализацию выпускников школ; в проработке различных моделей внутриклассного и внутришкольного оценивания и создании инструментария для измерения индивидуального прогресса учащихся. Главной же проблемой в оценке качества образования автор считает отсутствие на всех уровнях грамотной интерпретации результатов измерений.

Добавлено: 26 октября 2018
Статья
Рамендик Д. М. Вопросы образования. 2011. № 1. С. 161-171.

Представленны результаты психологического исследования 90 студентов курсов биологического факультета МГУ и пяти докторов биологических наук. На основании экспертных оценок преподавателей выявляли по десять наиболее сильных и наиболее слабых студентов. Их сравнивали по большому числу когнитивных и личностных показателей. Показано, что успешность научной работы связанна не с развитием отдельных когнитивных, коммуникативных или личностных свойств, а с их системным взаимодействием. При неустойчивости или не оптимальности этого взаимодействия эффективность научной деятельности оказывается низкой, даже если уровень развития отдельных когнитивных способностей и личностных свойств достаточно высок.

Добавлено: 22 декабря 2012
Статья
Юдкевич М. М., Польдин О. В., Матвеева Н. Н. и др. Вопросы образования. 2017. № 2. С. 10-35.

В работе оценивается эффект влияния государственной про- граммы повышения конкурентоспособ- ности российских университетов (Про- грамма «5–100») на публикационную активность вузов. В исследовании ис- пользуются данные о финансировании, количестве публикаций в Web of Science, численности сотрудников 14 вузов, являющихся участниками Программы «5–100» с 2013 г., и 13 вузов контрольной группы. Регрессионный анализ лонги- тюдных данных с 2010 по 2015 г. пока- зывает, что значимый эффект дости- гается уже в первые годы реализации программы: на фоне общего тренда усиления публикационной активности российских вузов показатели по публи- кациям вузов—участников Программы «5–100» растут опережающими темпа- ми. Кроме того, у участвующих в про- грамме вузов после старта программы наблюдается рост числа публикаций на одного сотрудника в высокоцити- руемых журналах.

Добавлено: 27 сентября 2017
Статья
Радаев В. В., Медведев С. А., Талалакина Е. В. и др. Вопросы образования. 2018. № 1. С. 200-233.

Дискуссия «Пять моих главных вызовов в преподавании» — первая встреча в рамках программы повышения квалификации для преподавателей и научных сотрудников НИУ ВШЭ «Teach for HSE — Преподаем в Вышке». Программа нацелена на совершенствование преподавательского мастерства, она представляет собой рабочий инструмент, который позволит заинтересованному преподавателю либо разработать новый учебный курс и спроектировать его с нуля, либо перепроектировать тот курс, который уже читается. Участники будут обсуждать модели преподавания, которые реализуются в ведущих вузах. В начинающемся годовом цикле внимание будет сосредоточено на проблемно ориентированном обучении. При этом организаторы рассчитывают, что программа будет способствовать развертыванию широкой дискуссии о преподавании. В данной публикации журнал представляет вниманию читателей четыре рефлексии личного опыта преподавания. Они принадлежат преподавателям, работающим в очень разных областях — социологии, экономике, политологии, преподавании английского языка. Несмотря на то что они не первый год выходят на университетскую кафедру, перед ними каждый день встают вопросы: чему учить, как учить, для чего учить, кого они учат? 

Добавлено: 9 апреля 2018
Статья
Янбарисова Д. М. Вопросы образования. 2014. № 1. С. 217-237.

Исследуется влияние совмещения обучения с работой на академическую успеваемость студентов старших курсов в вузах Татарстана. Анализируются данные первой волны Мониторинга образовательных и трудовых траекторий учащихся и выпускников школ и вузов — лонгитюдного исследования, запущенного Институтом образования НИУ ВШЭ в 2009 г. На основании двух параметров — графика работы и соответствия работы получаемой в вузе специальности — выделены пять типов совмещения учебы с работой. Для студентов, по-разному совмещающих учебу с работой, характерны разные показатели успеваемости, разные планы на будущее, у них несколько различаются мотивы поступления в вуз. По результатам регрессионного анализа установлено, что только один тип совмещения — работа полный день не по специальности —отрицательно влияет на успеваемость. Статистически значимого влияния остальных стратегий реализации студенческой занятости на успеваемость не выявлено. При прочих равных условиях студенты, работающие по специальности, учатся лучше, чем работающие не по специальности, а иногда и чем неработающие. Оптимальной стратегией занятости для студента является работа по специальности неполный день или неполную неделю. В этом случае работа становится дополнительным источником знаний и навыков, а также мотивации к обучению.

Добавлено: 11 апреля 2014