• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 408 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Груничева И. Г., Пинская М. А., Косарецкий С. Г. Вопросы образования. 2012. № 3. С. 30-63.

Сегодня в ведущих странах мира проблема формирования сегмента школ, показывающих низкие образовательные результаты, в которых концентрируются учащиеся из семей с низким социально-экономическим статусом, осознана как одна из ключевых проблем образовательной политики. Для ее решения принимаются законодательные акты и национальные стратегии. Данный обзор имеет целью описание основных подходов и инструментов решения проблемы, используемых в рамках национальных стратегий. Его актуальность обусловлена появлением темы поддержки школ, работающих в сложном социальном контексте и показывающих низкие образовательные результаты, в повестке дня российской образовательной политики. Мировой опыт исследований и практических интервенций в рассматриваемой области может оказаться полезным для отечественного образования.

Добавлено: 2 декабря 2012
Статья
Чириков И. С. Вопросы образования. 2015. № 2. С. 289-301.

Генри Розовски, долгое время работавший деканом факультета искусств и наук Гарвардского университета, резюмирует свой опыт и предлагает студентам, преподавателям, администраторам, а также широкой публике изучить «инструкцию к университету». Будучи преимущественно публицистической и написанной в ироничной манере, данная книга, тем не менее, затрагивает фундаментальные вопросы жизни современных университетов. В рецензии выделены четыре главные сюжетные линии, которые рассматриваются сквозь призму современной российской ситуации и эмпирических данных о российском высшем образовании. Это вопросы 1) использования объективных или субъективных критериев при отборе абитуриентов; 2) ориентации на широкое или специализированное образование в процессе обучения; 3) выбора между преподавателями-исследователями и преподавателями-педагогами; 4) привлечения профессиональных или академических администраторов для управления университетом. Книга написана более 25 лет назад и посвящена Гарварду, но идеи Розовского, прежде всего его убеждение в необходимости формирования коллективной ответственности студентов, преподавателей и администраторов за жизнь и будущее университета, важны и актуальны для российского высшего образования. 

Добавлено: 1 июля 2015
Статья
Филонович С. Р. Вопросы образования. 2007. № 1. С. 115-117.

Современные дискуссии о будущем российского среднего образования и его реформировании являются естественной реакцией на социальные условия, изменяющиеся в связи с событиями, происходящими как в России, так и за рубежом. Не слишком впечатляющие итоги реформ и неконструктивность большей части дискуссий, посвященных образованию, указывают на то, что что-то здесь происходит не так. Поиски ответа на вопрос Что не так? заставляют обратиться к успешному опыту передовых российских школ. Именно этим и обусловлена публикация интервью с руководителями известного далеко за пределами нашей страны лицея "Вторая школа"

Добавлено: 10 декабря 2014
Статья
Ковалева Г. Г., Гасликова И. Вопросы образования. 2005. № 3.
Добавлено: 15 января 2010
Статья
Титкова В. В., Иванюшина В. А., Александров Д. А. Вопросы образования. 2013. № 4. С. 145-167.

Исследуется связь между академическими успехами школьников и их социометрической популярностью в зависимости от школьной среды, а именно от академического контекста класса. Основная гипотеза состояла в том, что академический успех школьника способствует его популярности в классах с высокой мотивацией, где большинство учеников хорошо относятся к образованию, и приводит к падению популярности в низко мотивированных классах. Вторая гипотеза заключалась в том, что связь между популярностью и успеваемостью сильнее выражена для девочек, чем для мальчиков. Социометрическая популярность определяется как число дружеских номинаций, полученных учеником от его одноклассников. Академический контекст класса определяется как агрегированная характеристика индивидуальной учебной мотивации всех учеников. Для измерения индивидуальной мотивации использовалась Study involvement scale из 10 вопросов. Академический успех измерялся через средний балл итоговых оценок за предыдущую четверть по 5 предметам: русский язык, алгебра, иностранный язык, биология, физика. В исследовании приняли участие 5904 школьника (309 классов, 101 школа Санкт-Петербурга) 8–10-х классов (14–16 лет). Данные анализировались с применением многоуровневого регрессионного анализа (HLM7). Надежность полученных результатов была подтверждена применением специального диадного анализа для сетевых данных (р2). Полученные результаты подтверждают гендерную специфичность факторов популярности. Хорошая успеваемость более важна для популярности девочек, чем для популярности мальчиков. Популярность девочек положительно связана со средним баллом, независимо от контекста класса. Связь между оценками мальчиков и их популярностью зависит от контекста: в классах с высокой академической мотивацией эта связь положительна, в классах с низкой мотивацией — отрицательна. Обнаружены пороговые эффекты: влияние контекста проявляется только при крайних значениях уровня мотивации класса. В классах с крайне низкой учебной мотивацией мальчики, которые хорошо учатся, подвергаются опасности маргинализации. Предлагается использовать данные о популярности разных категорий учеников при оценке качества образовательной среды, в частности для выделения проблемных классов.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Королева Д. О., Хавенсон Т. Е. Вопросы образования. 2015. № 1. С. 182-200.

Анализируются социальные и профессиональные характеристики, а также ценностные ориентации современного инноватора в сфере образования. Исследование проводилось среди участников Конкурса инноваций в образовании 2014 г., выборка составила 304 респондента. Ценностные ориентации выявлялись с помощью портретного опросника Ш. Шварца. Результаты сравнивались с данными о ценностных ориентациях российского населения, полученными в ходе Европейского социального исследования (European Social Survey) в 2012  г. Участники конкурса значимо отличаются от среднего россиянина как по субъективной важности для них тех или иных ценностных ориентаций, так и по структуре их иерархии. Инноваторам более свойственны ценности самостоятельности, благожелательности и универсализма, готовность идти на риск в профессиональной деятельности. Они в меньшей степени руководствуются в своих действиях желанием получить и удержать власть, не основанную на собственных достижениях. Проведенное исследование показало, что инновации в области образования готовы предложить и реализовать как специалисты — сотрудники образовательных учреждений разного уровня, так и сотрудники организаций, не имеющих прямого отношения к образованию, а также школьники и студенты. Инноваторов отличает высокий образовательный уровень и активное участие в мероприятиях дополнительного  образования.

Добавлено: 31 марта 2015
Статья
Меликян А. В., Железов Б. В. Вопросы образования. 2012. № 4. С. 259-277.

Деятельность сотрудников НИУ ВШЭ — иностранных граждан и российских ученых, продолжительное время работавших за границей, — авторы исследовали с помощью онлайн-анкетирования, а также интервьюирования как самих специалистов, так и администраторов международных служб и руководителей подразделений вуза. Проанализированы профессиональные и личностные характеристики международных сотрудников НИУ ВШЭ; факторы, учитываемые ими при рассмотрении вакансий в зарубежном вузе; их отношение к работе и коллегам; сложности адаптации к деловой, культурной и социальной среде, коммуникации с коллегами и профессиональной самореализации.

Добавлено: 11 декабря 2012
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2009. № 4. С. 10-20.
Добавлено: 5 февраля 2010
Статья
Плюснин Ю. М. Вопросы образования. 2007. № 2. С. 277-292.
Добавлено: 24 декабря 2008
Статья
Шугаль Н. Б. Вопросы образования. 2010. № 4. С. 122-149.

Предлагается карта движения обучавшихся в системе обра зования РФ в 2008 г. Показаны потоки между основными уровнями образования, а также между системой образования и рынком труда. Карта может служить полезным инструментом для анализа структуры спроса по уровням образования, образовательных траекторий, а также для оценки потребностей системы образования в финансировании. Подробно анализируются источники информации, послужившие базой для разработки карты, их особенности и ограничения.

 

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Фрумин И. Д. Вопросы образования. 2016. № 2. С. 311-317.

В начале 2016 г. в серии «Библиотека журнала „Вопросы образования“» вышла очередная книга — русское издание классического труда по школьному образованию Филипа Джексона1, опубликованного в 1968 г. и ставшего на Западе бестселлером для учителей и исследователей. Мы предлагаем вниманию читателей предисловие к книге, подготовленное профессором И. Д. Фруминым — человеком, которому посчастливилось общаться с автором и который говорит об актуальности уроков Ф. Джексона и в наши дни.

Добавлено: 26 сентября 2016
Статья
Поливанова К. Н. Вопросы образования. 2017. № 2. С. 95-97.

Прошедший 2016 год был годом 120-летия Льва Семеновича Выготского. Юбилей широко отмечался в научных кругах, связанных с его деятельностьб, а спектр его интересов и областей гуманитарного знания, в которых заметен вклад Выготского, удивительно широк. В Москве в ноябре прошлого года прошло большое событие - Международный конгресс к 120-летию Л.С. Выготского. Это серия параллельных научных событий, которые проводились на разных научных площадках: НИУ ВШЭ, МГУ, РГГУ, МГППУ... Пожалуй, это научное действо можно назвать уникальным. Более 80 лет прошло с тех пор, как Л.С. Выготский завершил свою земную жизнь, но его мысли, его взгляд на развитие продолжают быть актуальными и интересными. Тем более интересными, что появляются исследовани и новые факты, для понимания которыз взгляды ученого задают еще одно необходимое интерпретационное значение.  

Добавлено: 20 октября 2017
Статья
Козьмина Я. Я. Вопросы образования. 2014. № 3. С. 135-151.

Автор оценивает предпочтения представителей профессорско-преподавательского состава российских вузов в отношении научной деятельности и преподавания, структуру их рабочего  времени, научную продуктивность и то, как различаются в этом отношении вузы с особым статусом и без особого статуса. Эмпирической основой работы послужили данные двух международных исследований, проводившихся в том числе и в России: International Academic Profession (1991–1993 гг.) и Changing Academic Profession (2007–2012 гг.). В России большинство преподавателей вузов отдают предпочтение преподавательской деятельности перед исследовательской, в отличие от работников академической сферы многих других стран. При этом распределение предпочтений у преподавателей вузов со статусом «научно-исследовательский университет» не отличается от такового у преподавателей в вузах без особого статуса. Несмотря на то что нагрузка на работе у преподавателей, предпочитающих исследовательскую деятельность, выше и задачи, решаемые ими в ходе работы, менее рутинные, они испытывают меньше стресса, а удовлетворенность работой у них выше. Автор приходит к выводу, что распределение предпочтений преподавателей отражает особенности системы высшего образования в СССР и РФ: фокусирование вузов на преподавании, отделение науки от вузов, низкое финансирование вузов вообще и их научной деятельности в частности.

Добавлено: 20 октября 2014
Статья
Пишняк А. И., Халина Н. В. Вопросы образования. 2015. № 3. С. 144-170.

На основании данных проведенного ГАНУ «Институт гуманитарного развития мегаполиса» в апреле 2014 г. репрезентативного опроса 1516 родителей учеников 1–11‑х классов школ Москвы анализируются представления родителей о подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ. Приведены результаты, полученные по группам родителей школьников разных возрастов, а также подробная информация в разрезе отдельных предметов школьной программы. Препятствиями к успешной сдаче и ГИА, и ЕГЭ, по мнению родителей учащихся столичных школ, сегодня являются содержание испытаний, индивидуальные особенности ребенка, плохие педагоги и плохие программы обучения. Градус переживаний в отношении экзаменов в 9-м классе существенно ниже, чем в 11-м. Основным препятствием к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ родители школьников считают плохие программы, а на плохих учителей сетуют менее 20% опрошенных. Большинство родителей полагают, что школьные занятия не позволяют ученикам сдать ГИА и ЕГЭ на высокий балл, причем более 30% опрошенных считают, что и дополнительные занятия не помогут получить высокие оценки за экзамены. Такие ожидания формируются у родителей уже в первые годы обучения их детей в школе. В сознании родителей школьников сдача ГИА и ЕГЭ связана с целым комплексом проблем: от убежденности в несостоятельности экзаменов как инструмента измерения знаний до страха оказаться неспособным обеспечить ребенку достойную подготовку к их сдаче. Авторы считают, что тема ГИА и ЕГЭ стала одним из источников социального напряжения для семей с детьми в мегаполисе.

Добавлено: 22 мая 2015
Статья
Прахов И. А. Вопросы образования. 2011. № 1. С. 143-161.
Рассматриваются подходы к преподаванию экономической теории, разбираются конкретные экспериментальные ситуации, с помощью которых в аудитории можно объяснить студентам ряд экономических концепций. Подчеркивается, что, несмотря на достаточно большой объем литературы, посвященной инновационным методам в преподавании и более активному вовлечению студентов в образовательный процесс, а также наличию разработанных методик, стандартные лекции остаются наиболее используемым вариантом ведения занятий.
Добавлено: 3 сентября 2012
Статья
Ловаков А. В. Вопросы образования. 2015. № 2. С. 109-128.

Анализируются результаты онлайн-опроса 317 преподавателей государственных вузов из нескольких регионов России. Приверженность вузу и приверженность профессии оцениваются в рамках 3-компонентной модели Дж. Мейера и Н. Аллен, выделяющих эмоциональную приверженность (эмоциональную привязанность к вузу или профессии), нормативную приверженность (воспринимаемые обязательства перед вузом или профессией), приверженность, основанную на оценке издержек (субъективную оценку издержек, которыми сопровождалась бы смена вуза или профессии). Показано, что нет оснований говорить о конфликте между приверженностью вузу и приверженностью профессии, но разным группам преподавателей свойственны разные соотношения между этими установками. Наиболее значима в дифференциации приверженности вузу и приверженности профессии роль опыта работы в другом вузе. Публикационная активность преподавателей не связана с эмоциональной приверженностью профессии или вузу, но связана с приверженностью вузу и профессии, основанной на оценке издержек, и с нормативной приверженностью профессии и вузу. На этом основании автор приходит к выводу, что российские преподаватели не воспринимают публикацию статей — а значит, и научно-исследовательскую деятельность в целом — как привлекательную часть своей работы  и занимаются ею, скорее, вынужденно.

Добавлено: 1 июля 2015
Статья
Добрякова М. С., Андрущак Г. В. Вопросы образования. 2010. № 4. С. 101-121.

Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.

Добавлено: 23 августа 2012
Статья
Ахапкина Я. Э. Вопросы образования. 2013. № 3. С. 65-92.

В статье анализируются долгосрочные и ситуативные причины возникновения отклонений от речевого стандарта в письменной речи носителя языка, создающего учебно-научный текст. Выявляются механизмы типичных аграмматизмов,  предлагается классификация частотных ошибок и некоторые приемы возможного расширения стимульного материала, предполагающие постепенную коррекцию навыков академического письма.

Добавлено: 13 октября 2013
Статья
Ястребов Г. А., Бессуднов А. Р., Пинская М. А. и др. Вопросы образования. 2013. № 4. С. 188-246.

В настоящей статье мы анализируем, как различия в образовательных результатах между российскими школами связаны с их различиями по 1) характеристикам социального состава учащихся, 2) характеристикам самих образовательных учреждений и 3) характеристикам территорий, на которых они расположены. Для этого мы используем данные социальных паспортов, собранные в ходе обследования в Московской и Ярославской области в 2011-12 гг., а также данные муниципальной статистики, позволяющие на основе ограниченного набора показателей оценить уровень социально-экономической депривации в поселениях различного типа. Статистический анализ проводится с использованием двухуровневой регрессионной модели. Результаты анализа позволяют констатировать, что академическая успеваемость (измерявшаяся с помощью средних показателей ЕГЭ по русскому языку и математике) действительно устойчиво различается для школ 1) с разным социальным составом учащихся и 2) разным кадровым и материальным обеспечением. Самостоятельного эффекта уровень депривации территорий на образовательные результаты не оказывает – типично низкие результаты обучения, которые мы наблюдаем, например, в сельских школах,  связаны со свойственной им нехваткой ресурсов и особенностями социального состава. В заключении также обсуждаются ограничения проделанного анализа, его прикладная ценность и возможности для дальнейшего улучшения.

Добавлено: 29 сентября 2013
Статья
Майоров А. Н. Вопросы образования. 2012. № 3. С. 274-287.

С общих позиций теории управления анализируется реализация принципа разделения властей применительно к сфере образования, рассматриваются возможные пути ее дальнейшего совершенствования. Показано, что за период с 2004 г., времени начала административной реформы и деятельности объединенного Министерства образования и науки, до весны 2012 г., времени смены Правительства Российской Федерации, произошло перераспределение властных полномочий от законодательной власти к исполнительной и от региональных органов власти к федеральным. Проблемы и риски концентрации властных полномочий рассмотрены на конкретных примерах практики управления. Проанализированы предлагаемые разными структурами власти варианты решений проблемы концентрации полномочий, предложены иные варианты решения этой проблемы.

Добавлено: 2 декабря 2012