• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 301 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Борисенкова А. В., Перфильева О. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 1. С. 13-20.
Анализ систем высшего образования в странах ОЭСР предполагает различение двух моделей: «континентальной» (Франция, Германия, Нидерланды) и «атлантической» (Великобритания, Ирландия и США). Канадской системе высшего образования свойственны черты атлантической» модели. По ценностям, стратегиям и доминирующим ориентациям она в сильной степени напоминает британскую систему высшего образования. Исторически сложилось, что традиции британских университетов были во многом переняты ведущими канадскими вузами. Тем не менее, развитие системы высшего образования Канады происходило в особом географическом и политическом контексте, в условиях культурного многообразия и лингвистической дуальности. Это обусловило отличия канадской системы высшего образования от близких ей систем «атлантической» модели.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Заварыкина К. О., Зуев В. Н., Кучерявый П. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 2. С. 72-82.
Немногим больше года прошло с момента учреждения лидерами стран «Группы двадцати» Совета по финансовой стабильности (СФС) в апреле 2009 г. в Лондоне. Несмотря на это, по мнению многих экспертов, уже сегодня СФС является одним из центральных форумов выработки новых принципов глобального управления мировой экономикой. В статье анализируются первые результаты работы СФС по интеллектуальному и аналитическому сопровождению деятельности «Группы двадцати» в направлении достижения глобальной финансовой стабильности, оцениваются перспективы принятия и адаптации новых экономических регуляторов в международной финансовой практике.
Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Кучерявый П. В., Зуев В. Н. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 2.
Добавлено: 25 марта 2011
Статья
Зуев В. Н. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 4. С. 41-46.
В статье уточняется понимание системы глобального экономического управления; рассматриваются проблемы этой системы и причины их возникновения; анализируется соответствие повестки дня международных институтов потребностям времени; определяются пути повышения эффективности международного экономического управления.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Зайцев Ю. К. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 3. С. 124-168.
В работе представлен анализ исполнения странами «Группы восьми» обязательств по содействию развитию за период с 2002 по 2008 гг., а также результаты мониторинга исполнения приоритетных обязательств по развитию саммита «восьмерки» в Тояко в 2008 г. Канадой, Францией, Германией, Японией, Великобританией, США и ЕС. С результатами исполнения обязательств «Группы восьми» по содействию развитию Россией и Италией можно ознакомиться в докладах, опубликованных в данном номере Вестника.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Зайцев Ю. К. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 2. С. 44-64.

В статье представлен анализ действий институтов «Группы восьми» и «Группы двадцати», направленных на содействие развитию беднейших стран в кризисный период 2008–2010 гг. Особое внимание уделяется реализации «восьмеркой» и «двадцаткой» основных функций глобального управления и специфике взаимодействия с международными организациями. В заключительной части статьи автор предлагает рекомендации для рациональногоразделения труда между институтами в рамках содействия международному развитию.

Добавлено: 20 сентября 2012
Статья
Ярроу Э. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 3.

В статье рассматривается эволюция, факторы и формы неравенства в США. Также анализируются меры по сокращению неравенства.

США является одной из самых динамичных экономик мира, на данный момент дифференциация доходов в США выше, чем в любой другой стране мира. Рост неравенства доходов связывают с ростом спроса на высококвалифицированных специалистов и изменением политики ряда государственных институтов в распределении заработанных средств. Помимо этого система образования США ориентирована на обеспечение доступа к образованию богатых слоев населения, ущемляя наименее обеспеченных.

Правительство США предпринимает меры по сокращению неравенства, вводя прогрессивную шкалу налогообложения, низкопроцентные образовательные кредиты, программы жилищной помощи и дотации на детское питание. Однако по сравнению с развитыми европейскими странами система социальной поддержки США недостаточна эффективна. Первоочередные меры по сокращению неравенства должны включать обеспечение равного доступа к высококачественному образованию и повышению квалификации; налоговые реформы, упрощающие шкалу подоходного налога и повышающие ее прогрессивность, введение  налога на финансовые операции;расширение программ социальной защиты, а также стимулирование сбережений и накопления активов среди малообеспеченных американцев.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Вандемоортеле М., Бёрд К., Дю Туа А. и др. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 2. С. 16-57.

Представляем Вашему вниманию перевод доклада Института развития зарубежных стран, выполненный с согласия авторов. Пять ведущих развивающихся стран, входящих в БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), успешно развивают свои экономические системы, преодолев последствия финансового кризиса 2008–2009 гг. Страны БРИКС становятся моделями развития как для практиков, исследователей развивающихся экономик, так и для других стран с развивающимися экономиками. Однако если экономическую ситуацию в странах БРИКС рассматривать не поверхностно, то станет очевидно, что не все население этих стран выигрывает от экономического роста. В частности, в Китае, Индии и Южной Африке резко возросло неравенство доходов. В Бразилии произошло снижение неравенства доходов. Какие уроки мы можем извлечь, изучая вызовы и успехи в отношении регулирования роста и равенства на примерах роста в странах БРИКС? В данной статье рассматривается опыт четырех стран: Бразилии, Китая, Индии и Южной Африки. Авторы выделили четыре основных фактора, определяющих характер роста: доступность активов для населения, инвестиции в производственную деятельность, социальные выплаты и политико-экономический контекст, в котором интеграция населения в производительную деятельность является приоритетом.

Добавлено: 21 сентября 2013
Статья
Лихачева А. Б., Макаров И. А., Пестич А. С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. Т. 13. № 3. С. 97-112.

Статья посвящена анализу тенденций развития транспортной инфраструктуры Евразии в контексте экономической и  политической интеграции стран континента. После глобального финансового кризиса 2008–2009 гг. ведущие государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) выступили с предложениями о крупномасштабных инфраструктурных проектах на евразийском пространстве. Россия крайне заинтересована в интеграции в эти инициативы, однако сталкивается с рядом сложностей. Некоторые из них связаны с особенностями регулирования транспортных вопросов в  рамках Евразийского экономического союза. В статье анализируется текущий диалог в  области развития инфраструктуры с государствами АТР, в том числе в рамках инициативы сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Рассмотрены основные инфраструктурные инициативы на евразийском пространстве, представляющие потенциальный интерес для формирования комплексной инфраструктурной повестки ЕАЭС, а также определены основные вызовы и возможности для России, возникающие в рамках взаимодействия ЕАЭС и стран АТР в области инфраструктуры. Авторы приходят к выводу, что для интеграции России в евразийские транспортно-логистические инициативы необходима увязка транспортной повестки с вопросами регулирования торговли и инвестиций. Для этого требуется тесное взаимодействие с Евразийской экономической комиссией, а в перспективе – и вовсе передача компетенций, связанных с развитием инфраструктурной повестки ЕАЭС, на наднациональный уровень.

Добавлено: 22 ноября 2018
Статья
Макаров И. А., Лихачева А. Б., Пестич А. С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. № 3. С. 98-113.

Статья посвящена анализу тенденций развития транспортной инфраструктуры Евразии в контексте

экономической и политической интеграции стран континента. После глобального финансового кризиса

2008–2009 гг. ведущие государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) выступили с предложениями

о крупномасштабных инфраструктурных проектах на евразийском пространстве. Россия крайне заинте-

ресована в интеграции в эти инициативы, однако сталкивается с рядом сложностей. Некоторые из них

связаны с особенностями регулирования транспортных вопросов в рамках Евразийского экономического

союза.

В статье анализируется текущий диалог в области развития инфраструктуры с государствами

АТР, в том числе в рамках инициативы сопряжения Евразийского экономического союза и Экономическо-

го пояса Шелкового пути. Рассмотрены основные инфраструктурные инициативы на евразийском про-

странстве, представляющие потенциальный интерес для формирования комплексной инфраструктурной

повестки ЕАЭС, а также определены основные вызовы и возможности для России, возникающие в рамках

взаимодействия ЕАЭС и стран АТР в области инфраструктуры.

Авторы приходят к выводу, что для интеграции России в евразийские транспортно-логистические

инициативы необходима увязка транспортной повестки с вопросами регулирования торговли и инвести-

ций. Для этого требуется тесное взаимодействие с Евразийской экономической комиссией, а в перспекти-

ве – и вовсе передача компетенций, связанных с развитием инфраструктурной повестки ЕАЭС, на над-

национальный уровень.

Добавлено: 2 ноября 2018
Статья
Чанд С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 4. С. 138-141.

Предлагаем вашему вниманию перевод 7 главы доклада Центра стратегических и международных исследований «Мировые игроки в глобальном здравоохранении. Как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка влияют на ситуацию в секторе?».Автор статьи проводит оценку деятельности Южной Кореи в сфере развития национального и глобального здравоохранения в контексте организации и проведения Южной Кореей в 2010 году саммита «Группы двадцати». Приводится анализ потенциального места вопросов здравоохранения в повестке дня саммита, возможности развития глобального здравоохранения по окончании переговоров, и роли, которую Южная Корея может играть в процессе достижения более равномерного развития в мире.

Добавлено: 2 марта 2012
Статья
Скриба А. С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 3. С. 67-81.

В мае 2015 г. Россия и Китай скоординировали свои действия в Центральной Азии и приняли решение о сопряжении Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Этим решением, как казалось, удалось предотвратить ненужную конкуренцию двух в принципе не противоречащих друг другу проектов. Однако с течением времени процесс замедлился. Несмотря на высокую поддержку, до сих пор нет окончательной ясности, в каком виде должен проходить дальнейший диалог между ЕАЭС и Китаем. Нет консенсуса, какую роль во всем этом должны играть государства – члены ЕАЭС и Евразийская экономическая комиссия. Без четкой стратегии действий уже достигнутые российско-китайские договоренности стали терять темп. Этим могут воспользоваться внерегиональные игроки – разумеется, в собственных интересах. В статье определяются основные вызовы сотрудничеству России и Китая по поводу сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Нет сомнений, что сопряжение ЕАЭС и ЭПШП, как и экономическое сотрудничество России и Китая, в том числе в регионе Центральной Азии, имеет большие перспективы. Однако в поисках правильной модели этого сотрудничества следует отталкиваться не только от структурной целесообразности и функционалистского подхода к его реализации, но и учитывать внутреннюю мотивацию и политические процессы, прежде всего – в центральноазиатских республиках.

Добавлено: 20 октября 2016
Статья
Макаров И. А., Соколова А. К. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 2. С. 40-57.

В статье рассматриваются возможности, которые открываются перед Россией в связи с запуском Ки- таем проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Вопреки распространенному мнению,  ЭПШП – это не просто транспортно-логистическая инициатива, имеющая целью обеспечить поставки  китайских товаров в Европу. Это комплексный проект ускоренного развития стран Центральной Азии,  являющийся реакцией Китая на экономико-политические процессы как внутри страны, так и в Азиатско- Тихоокеанском регионе в целом: замедление экономического роста и трансформацию модели социально- экономического развития, дивергенцию уровня доходов, усиление присутствия США в Азии, складывание  новой схемы регионального разделения труда и т.д. В основе ЭПШП лежит желание Китая выстроить устойчивые региональные цепочки добавлен- ной стоимости, перенести трудоемкие и экологически неблагополучные производства за пределы страны,  дать толчок развитию северо-западных провинций, в том числе для поддержки политической стабильно- сти в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, а также обеспечить заказами китайские строительные  компании. Транзит товаров выступает лишь второстепенной целью, причем обусловлен он не коммер- ческой привлекательностью сухопутных маршрутов, а желанием диверсифицировать риски экспортных  поставок в условиях обострения военно-политической обстановки на морях.  Совместное заявление России и Китая о сопряжении Евразийского экономического союза и ЭПШП,  подписанное 8 мая 2015 г., снимает вопрос о якобы конкуренции двух форматов сотрудничества в Цен- тральной Азии. ЕАЭС и ЭПШП – взаимодополняющие проекты. Первый имеет целью очертить инсти- туциональные рамки сотрудничества государств региона, а второй способен обеспечить инвестиционные  ресурсы для их развития. Россия может извлечь ряд выгод от участия в реализации проекта ЭПШП. Во-первых, он создаст  возможности для интеграции российской транспортной системы в транспортно-логистическую сеть Ев- разийского региона, тем самым обеспечив дополнительные предпосылки как для транзита и предоставле- ния сопутствующих логистических услуг, так и для выхода на растущие рынки стран региона. Во-вторых,  ЭПШП будет способствовать укреплению промышленной кооперации между соседствующими странами,  создаст возможности для формирования нескольких новых экономических производственных кластеров.  В-третьих, ЕАЭС и ЭПШП могут стать ядром более амбициозного проекта сотрудничества в Большой  Евразии, которая может превратиться в новый центр экономического развития глобального уровня.

Добавлено: 5 июля 2016
Статья
Братерский М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 4. С. 196-197.
Мир страдает от хаоса и требует наведения порядка – с этим тезисом согласны прак­тически все. Еще недавно казалось, что политические и экономические катаклизмы остались в прошлом, но и финансовый кризис 2008 г., и последовавшие за ним кризис европейских долгов, замедление роста мировой экономики вновь возвращают челове­чество к вопросу, как справляться с такими напастями. Одним из популярных ответов на этот вызов является концепция глобального экономического управления, предполагающая выстраивание системы сотрудничества ведущих экономик мира в целях решения общих проблем в области экономики, финансов и развития. Книга Д. Киртона посвящена деятельности одного из самых известных институтов глобального экономического управления – «Большой двадцатке».
Добавлено: 15 января 2015
Статья
Ларионова М. В., Ланьшина Т. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 4. С. 60-76.

В статье проведен анализ эволюции «Принципов корпоративного управления ОЭСР» с учетом экономических условий, в которых происходила трансформация документа, а также контент-анализ ключевых изменений его последней (третьей) версии, принятой в 2015 г. Отмечено, что в третьей редакции принципов отражены важнейшие вызовы последних лет, касающиеся роли фондовых бирж в корпоративном управлении, раскрытия информации, управления рисками и т.д. Однако в целом сохранена ориентация на максимизацию прибыли при недостаточном внимании балансу интересов всех заинтересованных сторон и аспектам корпоративного управления, связанным с качеством жизни. Вовлечение стран «Группы двадцати» в процесс выработки новых принципов корпоративного управления не привело к кардинальным изменениям в структуре или содержании документа.

В центре внимания автора находится сотрудничество ОЭСР и стран «Группы двадцати», в особенности тех, которые не являются членами ОЭСР, в процессе пересмотра «Принципов корпоративного управления ОЭСР» в 2013-2015 гг. Выявлены три основных механизма такого сотрудничества: (1) обсуждение вопросов корпоративного управления в рамках региональных круглых столов и прочих международных мероприятий, посвященных проблемам корпоративного управления; (2) участие в онлайн-консультациях и (3) участие в экспертизах ОЭСР. На примере шести стран – Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР и Индонезии – исследовано участие стран «Группы двадцати», не имеющих членства в ОЭСР, в разработке третьей редакции принципов корпоративного управления. Выявлено, что среди выбранных для исследования стран наиболее активным участником обновления документа стала Бразилия, представители которой активно осуществляли взаимодействие с ОЭСР через все перечисленные механизмы сотрудничества. Также значительный вклад внесли Китай, Индия, Индонезия и Россия. Наименее активным участником была ЮАР.

Добавлено: 8 декабря 2016
Статья
Мешкова Т. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 4. С. 39-63.
В данном материале представлен обзор деятельности ОЭСР в области образования в контексте начатой в 2006 г. реформы управления Комитета ОЭСР по образованию, одним из результатов которой стала трансформация Комитета по образованию в Комитет по образовательной политике в 2007 г. С учетом текущих задач активизации деятельности Российской Федерации в структурных подразделениях, в которых Россия имеет статус наблюдателя, в материале также представлен обзор участия России в текущей деятельности ОЭСР в области образования, а также сформулированы рекомендации по расширению сотрудничества России и ОЭСР в сфере образования.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Нагорнов В. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 1. С. 88-98.
В статье представлен анализ деятельности «Группы восьми» и «Группы двадцати» в сферах «финансы», «экономика» и «торговля» в период с 2008 по 2010 годы. Автор прослеживает эволюцию решения проблем по стабилизации финансовой системы, стимулированию внутреннего спроса и укреплению основ регулирования.Основным выводом статьи является, что разделение труда «восьмерки» и «двадцатки» в ситуации скоординированных усилий и привлечения международных организаций к активной позиции на саммитах во Франции должно способствовать экономическому восстановлению в 2011 году.
Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Проскурякова Л. Н. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 1. С. 27-32.
Принципы и приоритеты инновационной деятельности, а также рекомендации в области инновационной политики Организации экономического сотрудничества и развития будут окончательно оформлены в Инновационной стратегии ОЭСР в 2010 г. Инновационная стратегия инкорпорирует такие важные социальные аспекты, как принципы устойчивого («зеленого») роста, проблемы образования и занятости в сфере науки и инноваций, ориентация инновационной активности на повышение благосостояния граждан и поиск ответов на глобальные вызовы. В своей исследовательской и нормативной деятельности в сфере инноваций ОЭСР учитывает роль нетрадиционных акторов инновационного процесса (пользователей, исследовательских университетов и др.), а также новые подходы к измерению инноваций. Россия может ускорить переход к инновационной модели развития благодаря адаптации и применению разработок ОЭСР, повышению результативности реализации собственных нормативно-правовых документов, регулирующих сферу науки и новаций, а также более последовательной интеграции в международные программы кооперации.
Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Перфильева О. В., Швец Е. А., Дедусенко А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 4(26).
Несмотря на то, что в законодательстве РФ существуют нормы по направлению «содействие развитию», в России (СССР) никогда не существовало кодифицированного акта (закона) или системы актов органов власти по направлению «содействие развитию». Требуется качественно новый подход к формированию правовой базы содействия развитию и соответствующего понятийного аппарата. Статья затрагивает вопросы соответствия российской законодательной базы международным актам, регулирующим действия стран в содействии экономическому развитию развивающихся стран и стран с уязвимой экономикой, и предлагает ряд рекомендаций по выработке соответствующего понятийного аппарата как необходимого этапа развития национального законодательства в сфере международного содействия развитию.
Добавлено: 3 февраля 2010
Статья
Зайцев Ю. К. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 2. С. 83-102.

В статье представлен анализ выполнения странами – членами «Группы двадцати» обязательств, принятых на саммите в Питтсбурге в 2009 г., построенный на основе результатов мониторинга исполнения решений стран «двадцатки» и Европейского союза. Сопоставляя уровень исполнения решений «Группы двадцати» с уровнем исполнения решений «Группы восьми», автор оценивает эффективность институтов при осуществлении функций глобального политического и экономического управления; осуществляет оценку рисков неисполнения обязательств «двадцаткой» и перезагруженности «восьмерки».

Добавлено: 20 сентября 2012
Статья
Перфильева О. В., Заварыкина Л. В., Лопатина А. С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 1. С. 70-121.

В статье представлены результаты сравнительного анализа наиболее известных зарубежных методологий ранжирования высших учебных заведений. Сравнительный анализ выполнен в рамках проекта «Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в сотрудничестве с Центром международных сопоставительных исследований ИМОМС НИУ ВШЭ.

Сравнительный анализ методологий и ключевых параметров разнообразных систем ранжирования, принятых в зарубежной и международной практике, составляет основу общей методологии исследовательского проекта. Как ключевой инструмент достижения главных целей проекта, призван выявить элементы модельной методологии рейтингования российских вузов.

15 общих параметров, принятых за основу сравнительного анализа, обеспечили общую структуру и логику последовательного анализа каждого из подходов, позволили произвести горизонтальное сравнение подходов, отличающихся друг от друга по типу методологий (глобальные/ национальные/ специализированные ранжирования и классификации), систематизировать лучшие практики и оценить их сильные и слабые стороны.

Единая аналитическая рамка обеспечила основу для сравнительного анализа методологий ранжирования по группам и их оценки относительно критериев IREG.

Добавлено: 21 мая 2012