• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 354 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Савюк Л. К. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 4. С. 19-38.

В статье предпринят ретроспективный взгляд на воззрения И. Бентама по вопросам государства, права, нравственности, их исторической обусловленности. Рассматривается  предположение  о восприятии идей  мыслителя в направлении обновления политической и правовой жизни современной России в т.ч. в области уголовного законодательства.

Добавлено: 17 января 2013
Статья
Панова И. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 4. С. 91-102.

Статья затрагивает интересные и важные вопросы возмещения вреда, причиненного незаконны- ми действиями административных органов. Основное внимание уделяется современному аспекту рассматриваемого вопроса. Предлагаются соответствующие изменения в законодательстве, связанные с поднятой в статье проблематикой, например, дополнение Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) положением о том, что граждане вправе подавать в суд заявления о возмещении вреда или убытков, причиненных незаконными действиями административных органов в случае письменного отказа соблюдения досудебного порядка урегулирования споров со стороны должностного лица. Также автор предлагает дополнить КАС РФ положением, согласно которому в случаях, установленных законом, при рассмотрении жалобы о возмещении убытков (вреда), причиненного незаконными действиями (бездействием) должностного лица, суду необходимо учитывать обязанность соблюдения досудебного порядка рассмотрения вопроса о возмещении убытков (вреда) в пределах до 100 тыс. руб. Также предлагается в КАС РФ установить правило, при котором за противоправное поведение должностного лица (которое в административном порядке не возместило убытки) несет ответственность в суде орган или вышестоящее должностное лицо (которое впоследствии в дисциплинарном порядке будет выяснять все вопросы со своим подчиненным). Автор обосновывает необходимость внесения изменений в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ в частности, если соответствующий субъект в административном порядке добровольно не уплачивает убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием)должностных лиц, то сумма, взыскиваемая через суд, может быть увеличена. Автор делает вывод, что законодательство должно стимулировать возмещение вреда в административном порядке в противовес большим финансовым затратам в судах.

Добавлено: 21 февраля 2017
Статья
Янкевич С. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 4.

Налоговая система Южно-Африканской Республики в последнее время переживает значительные изменения. Основной для реформирования порядка административного и судебного обжалования решений Государственной службы доходов ЮАР стало принятие Закона о налоговом администрировании в 2012 г. В статье исследуется правовое регулирование способов разрешения налоговых споров в Южно-Африканской Республике.

Первой инстанцией для разрешения конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами является налоговый совет – административный орган в структуре Государственной службы доходов. В налоговый совет входит председательствующий, назначаемый из числа адвокатов, сертифицированный бухгалтер и представитель предпринимательского сообщества. В случае неудовлетворенности решением налогового совета участники налоговых правоотношений вправе обратиться в налоговый суд. Система налогового судопроизводства был учреждена в соответствии с Конституцией ЮАР от 1996 г. Налоговые суды располагаются в четырех городах, что, по мнению специалистов, влечет для налогоплательщиков дополнительные расходы, усложняет доступ к специализированному правосудию, следовательно, ухудшает положение налогоплательщиков. Решения налоговых судов могут быть обжалованы в отделение Верховного суда ЮАР в провинциях. Данные суды могут подтвердить оценку обязательства налогоплательщика, отменить решение налогового суда и принять новое решение, либо направить дело в налоговый суд с требованием рассмотреть его повторно в новом составе судей. Наконец, налогоплательщики имеют право обратиться в Высший суд апелляций, решение которого имеют силу прецедента и, как правило, налогоплательщиками не обжалуются. Тем не менее, Конституционный суд ЮАР вправе пересматривать решения Высшего суда апелляций.

Однако в настоящее время вопреки требованиям законодательства отсутствует процедура рассмотрения Конституционным судом ЮАР. Особое внимание автор уделят альтернативным способам разрешения налоговых споров. Успешно зарекомендовали себя медиация и арбитраж. Однако особый интерес представляет институт Налогового омбудсмена, учрежденный в 2012 г. Налоговый омбудсмен должен рассматривать жалобы с помощью справедливых и экономически эффективных мер. Данный метод решения споров разработан как простое и доступное средство для налогоплательщиков, которые имеют правомерные жалобы, относящиеся к административным делам, плохому качеству обслуживания или неспособности Государственной службы доходов соблюдать права налогоплательщиков.

Добавлено: 20 октября 2015
Статья
Батусова Е. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 3. С. 159-171.

Глобализационные процессы в экономике оказывают влияние на правовое регулирование труда, так как одними из основных затрат бизнеса являются затраты, связанные с работниками: заработ- ная плата, иные денежные выплаты и др. Кроме того, инвесторов привлекает возможность быстрого реагирования на изменяющееся положение на рынке, что выражается, в частности, в возможности уволить тех работников, которые не нужны для развития предприятия. На текущем этапе экономиче- ского развития для законодателя возникла потребность сохранить привлекательность национально- го трудового права для работодателей и одновременного усилить защиту трудовых прав работника, в частности, при расторжении трудового договора при отсутствии его вины. Законодатели зарубежных стран по-разному решают этот вопрос, имея целью правового регулирования труда соблюдение ба- ланса интересов работодателя и работника. Средства обеспечения такого баланса зависят, в част- ности, от специфики правового регулирования в каждой конкретной стране. Критериями сравне- ния являются требования к форме предупреждения о прекращении трудового договора, критерии установления срока предупреждения, наличие или отсутствие уведомления государственного орга- на, представительного органа работников, необходимость согласования с государственным органом увольнения отдельных категорий работников. В статье рассмотрены основные положения порядка расторжения трудового договора в Австрии, Великобритании, [ермании, Испании, Канаде, Румынии, Франции, Швейцарии. Правовому регулированию расторжения трудового договора по инициативе работодателя при отсутствии вины работника в зарубежных странах присущи общие черты: право работодателя уволить работника по основаниям, предусмотренным в законодательстве, с соблю- дением определенного порядка; отсутствие дисциплинарного проступка как основания дисципли- нарной ответственности, в рамках которой к работнику может быть применен работодателем такой вид дисциплинарного взыскания, как увольнение: наличие предупреждения об увольнении. Анализ правового регулирования расторжения трудового договора позволяет выделить три модели: страны с превалированием гибкости регулирования над жесткостью, страны с доминированием жесткости регулирования над гибкостью, страны со смешанным подходом.

Добавлено: 12 марта 2017
Статья
Ростовцева Н. В., Пато Э. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3. С. 102-120.

В статье рассматривается одна из наиболее острых проблем, возникающих в сфере международного частного права, — международное похищение детей одним из родителей. В первой части статьи представлен анализ основных положений Гаагской конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 г. (далее — Конвенция); раскрыты основные понятия Конвенции (похищение, права опеки, права доступа, Центральный орган); указаны условия, при которых ребенок, перемещенный в другую страну, может быть возвращен в страну его обычного проживания, а также случаи, при которых возврат ребенка не представляется возможным. Во второй части статьи исследуются проблемы применения Конвенции в Европейском Союзе (далее — ЕС), в частности, анализируются два правовых режима: установленного для взаимодействия между странами — членами ЕС Регламентом Совета ЕС от 27 ноября 2003 г. № 2201/2003 «О юрисдикции, признании и приведении в исполнение судебных решений по семейным делам и делам об обязанностях родителей», и функционирующего между странами ЕС и другими странами (на примере России). Здесь же рассматривается практика Европейского суда по правам человека по вопросу похищения детей. Третья часть статьи посвящена проблемам применения Конвенции в России. На примере дела Ирины Беленькой обращается внимание на трудности, возникавшие до присоединения России к Конвенции и связанные с невозможностью принудительного исполнения иностранного судебного решения в России и во Франции и препятствовавшие эффективной защите интересов детей; показана важность присоединения Российской Федерации к Конвенции; анализируется роль центрального органа, которым в России является Министерство образования и науки. Особо выявлены обстоятельства, препятствующие эффективному применению Конвенции в России: несоответствие отдельных положений российского законодательства правилам Конвенции (отличные от Конвенции значения в российском праве понятий «похищение», «опека»; отсутствие определения в Конвенции термина «место обычного проживания»). Обращено внимание на недавние законодательные изменения в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ).

Добавлено: 23 октября 2014
Статья
Гаврилов Э. П. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 2. С. 36-46.

Как правило, зарегистрированные товарные знаки авторским правом не охраняются. Но в некоторых случаях они охраняются - если товарный знак является оригинальным. В этих случаях возникает проблема их разграничения. Чтобы избежать неприятностей, лицо, подающее заявку на товарный знак, должно получить письменное согласие владельца авторских прав относительно использования его охраняемого авторским правом произведения в качестве товарного знака. Этот документ должен также предусматривать отказ от личных прав в отношении охраняемого авторским правом произведения. Статья 1483 (п. 9) ГК РФ предусматривает, что товарный знак, который включает охраняемое авторским правом произведение, широко известное в России, может быть использован лишь с согласия владельца авторских прав. *Статья подготовлена при финансовой поддержке факультета права Государственного университета - Высшей школы экономики.

 

Добавлено: 27 октября 2012
Статья
Ромашев Ю. С., Остроухов Н. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 4. С. 254-269.

К одному из менее исследованных в правовой науке и редко используемых в практике межгосударственных отношений источников международного права можно отнести устные международные договоры. Ввиду этого в представленной статье на основе диалектического метода исследования, использования общенаучных методов исследования, а также таких частно-научных методов как: историко-правовой, сравнительно-правовой, метод правового моделирования и правового прогнозирования, представлены результаты исследования правовой природы устных международных договоров. В работе показаны положительные стороны и недостатки таких договоров, отношение к ним в доктрине международного права. Поднимается вопрос повышения их роли в регулировании межгосударственных отношений. Рассматриваются обычные и договорные нормы международного права, регулирующие процесс заключения, действия, изменения, прекращения действия устных международных договоров и другие вопросы, связанные с их функционированием. Описывается история формирования устных международных договоров, приводятся их примеры. Показывается сходство и различие между устными и письменными международными договорами, взаимодействие устных международных договоров с внутригосударственным правом. Раскрывается соотношение термина «устный международный договор» с такими терминами, как «джентльменское соглашение», «устное соглашение», «устная договоренность». Обосновываются требования, которым должны удовлетворять современные устные международные договоры. Среди них: соответствие устных международных договоров общепризнанным принципам международного права (как и для письменных международных договоров членов ООН), непротиворечие Уставу ООН, а также законодательству своих государств; их заключение в рамках полномочий должностных лиц, предоставляемых национальным законодательством, международными обычаями или международными договорами соответствующих государств. Показано, что намерение сторон заключить юридически обязательный устный международный договор, убежденность государств, иных субъектов международного права в его юридической силе являются основными признаками, позволяющими выделить такого рода договор среди иных соглашений на международной арене, не имеющих юридически обязательного характера. Под устным международным договором предлагается понимать юридически обязательное международное соглашение, заключенное между государствами, иными субъектами международного права их уполномоченными представителями в устной форме и регулируемое международным правом, независимо от его наименования («устный международный договор», «устное соглашение», «джентльменское соглашение» и т.п.) и возможного его дальнейшего документального закрепления, призванное регулировать межгосударственные отношения и обеспечиваемое принудительной силой заключивших его субъектов международного права.

Добавлено: 16 января 2019
Статья
Салыгин Е. Н. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 1. С. 57-69.

Правовая система — понятие, которое в наибольшей степени выражает многогранность права: его внутреннее строение (образующие право элементы, выступающие, в свою очередь, как сложные системы), внутрисистемные связи, взаимодействие права с иными частями социума. Правовая си- стема является объектом исследования как юриспруденции, так и социологии права. В каждой из этих наук сформировались свои подходы в рассмотрении данного феномена. Они, как правило, не пересекаются. Каждая наука идет своим путем, не обращаясь к наследию смежной дисциплины. Социолого-правовые доктрины, по мнению автора, могут существенно раздвинуть познавательные границы традиционного для юристов позитивистского подхода к праву, открыть важные в насто- ящее время исследовательские перспективы. На основе анализа взглядов Т. Парсонса, Д. Блэка, Н. Лумана, П. Бурдье в статье раскрывается методология социологического изучения правовой си- стемы, выделяются ее достоинства и недостатки. Социологи значительную роль в функционирова- нии правовой системы отводят профессиональному юридическому сообществу. Фокус их внимания сосредоточен на объективно возникающих противоречиях во взаимоотношениях между юриди- ческим полем (правовой системой, нормативной системой и т.п.) и политикой. Взгляды социологов проецируются на современные реалии российской правовой системы. В качестве главной ее про- блемы выделяется отсутствие баланса между правом и политикой: правящая элита навязывает обществу выгодную для нее структуру правовой системы, вмешивается в правовую коммуникацию, включая правоприменительную деятельность судов и правоохранительных органов. Основное вни- мание юристов должно быть направлено на обеспечение их относительной самостоятельности, на расширение автономности юридического поля и правовых коммуникаций, увеличения их веса в принятии важнейших правовых актов. Только в этом случае можно говорить о создании предпо- сылок для решения проблем, стоящих перед правовой системой российского общества. В статье освещаются также современные эмпирические исследования в праве, проводимые социологами, их побудительные причины, результаты, перспективы, возможности включения в них юристов.

Добавлено: 4 сентября 2015
Статья
Ростовцева Н. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 2. С. 77-85.
После принятия Жилищного кодекса Российской федерации положение нескольких категорий населения, включая членов семьи и бывших членов семьи собственника жилого помещения, ухудшилось. Автор аргументирует необходимость совершенствования отечественного законодательства в защиту их прав.
Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Масленникова С. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 2. С. 72-80.
Добавлено: 15 октября 2012
Статья
Данилов С. Ю. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 2. С. 99-108.
В статье рассматривается сочетание общего и особенного в прошлом и нынешнем статусе канадской провинции Квебек. Анализируется соотношение конституционно-правовых и национально-этнических составляющих квебекской (франко-канадской) проблемы, которая является наиболее важной проблемой существования канадской федерации. Обращается внимание на то, что происходит дальнейшая дифференциация правовых норм, регулирующих статус данной провинции.
Добавлено: 27 февраля 2013
Статья
Ялбулганов А. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 3. С. 50-73.

В статье рассматривается российская система публично-правовых платежей за пользование не­драми, включающая налоги, неналоговые платежи и соглашения о разделе продукции. Соглаше­ние о разделе продукции является специальным налоговым режимом, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации как система налогообложений при выполнении соглашения о разделе продукции. Проанализированы системы нормативно-правового регулирования плате­жей за пользование недрами, налога на добычу полезных ископаемых, а также рентная природа всех видов платежей за пользование недрами.

Добавлено: 20 октября 2017
Статья
Сивицкий В. А., Сорокин М. Ю. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4. С. 15-30.

В статье рассматривается российский опыт проведения публично-правовых экспериментов, предлагаются подходы к определению условий для надлежащего проведения правового эксперимента, формулируются перспективы развития этого института в контексте развития права. Дается анализ конституционно-законодательного регулирования и результаты проведения законодательных экспериментов во Франции.

Добавлено: 14 декабря 2016
Статья
Данилов С. Ю. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 3. С. 206-218.

Целью работы является исследование юридических аспектов перехода, совершенного Италией всередине XX в. от диктатуры Б. Муссолини к конституционному демократическому режиму. Ста-тья выполнена на основе хронологического, сравнительного и системного методов исследования.Автор подчеркивает, что данный переход был совершен итальянским обществом и государством вкрайне неблагоприятных условиях Второй Мировой войны и нестабильности первых послевоенныхлет. Анализируются основные направления деятельности переходного (временного) нефашистско-го, а затем антифашистского правительства, достигнутые им политико-правовые компромиссы и ихзначение. Рассматриваются правовые акты, изданные переходным правительством в целях пре-одоления наследия свергнутой диктатуры. Значительное внимание отведено исследованию ответ-ственности деятелей диктатуры и ее приверженцев перед судом, оценке санкций, которые былиприменены к ним. Исследуется воздействие политики держав антигитлеровской коалиции — СШАи Великобритании — на переход Италии к демократической государственности. Оценивается рольи значение внесудебных репрессий, предпринятых вооруженными антифашистскими формирова-ниями против руководящих деятелей фашистского режима. Освещены также ключевые моментызамены монархического правления институтами Республики. В работе сделаны выводы об основ-ных правовых и политических предпосылках, сделавших возможным изживание итальянским со-циумом наследия тоталитарной диктатуры. К ним автор относит правовую культуру Италии и ло-яльное сотрудничество нефашистских партий в переходном правительстве и вне его.

Добавлено: 9 марта 2017
Статья
Соловяненко Н. И. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 3. С. 34-44.

В современном мире исполнение государством экономических, политических и социальных задач требует значительных расходов государственного бюджета. В целях решения названных задач государство осуществляет заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. Мировая практика выработала систему правового регулирования размещения государственных заказов, которая обеспечивает сокращение бюджетных расходов за счет строгого соблюдения определенных в законе процедур, в основу которых заложены принципы конкуренции, прозрачности, гласности и контроля.В правовом регулировании государственных и муниципальных закупок особая роль отведена положениям, регламентирующим доступ к информации о государственных и муниципальных закупках, а также обеспечивающим прозрачность и гласность процедуры размещения заказов.

Добавлено: 14 апреля 2013
Статья
Пирогова Е. С., Жукова Ю. Д. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4. С. 70-85.

В статье анализируются особенности правового регулирования деятельности участников и органов управления хозяйственным обществом, находящегося в предбанкротном состоянии, включая устанавливаемые законом ограничения на совершение определенных корпоративных действий, а также дополнительные обязанности, возлагаемые в этот период на лиц, входящих в органы управления обществом. Принимая во внимание, что понятие «предбанкротный период» не является полноценным юридическим термином и при его употреблении в него чаще всего вкладывается экономическое содержание, не совпадающее по значению с содержанием признаков банкротства, авторы отдельно рассматривают правовые последствия возникновения ситуации, в которой имеет место только предвидение банкротства, и ситуации, когда наличествуют легальные признаки банкротства и основания для обращения в суд. Исследуется соотношение норм корпоративного законодательства и законодательства о банкротстве на предмет выявления недостаточно урегулированных правовых ситуацией, в которых неопределенность содержания прав и обязанностей участников корпоративных отношений порождает риски негативных последствий (таких как привлечение к ответственности, признание сделки недействительной). В статье приводятся примеры смешения на уровне правоприменения обстоятельств, указывающих на нормативные признаки банкротства, и не являющиеся таковыми как следствие уделения недостаточного внимания их разграничению на нормативном уровне. К основным проблемам в данной сфере регулирования относятся: реализация права и обязанности членов органов управления хозяйствующим субъектом по обращению в суд с заявлением о банкротстве; неопределенность надлежащего субъекта корпоративного управления, ответственного за принятие решения об обращении; отсутствие регламентации сроков возникновения данной обязанности при наличии мер ответственности за ее неисполнение; неопределенность основания для отказа в выплате дивидендов в рамках предбанкротного периода, произвольная квалификация судами содержания понятия «признаки банкротства» для данных целей; неполноценная защита прав кредиторов при ограничении права участника общества требовать приобретения его доли. Важной задачей законодателя является учет специфики корпоративных отношений в период нахождения общества на грани банкротства и установление гарантий недопустимости несения каждым из участников данных отношений риска произвольного толкования действующих норм.

Добавлено: 19 февраля 2017
Статья
Берзинь О. А., Рябинина Е. Н. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 2. С. 200-211.

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с правовым регулированием создания на территории Китайской Народной Республики предприятий со 100% российским капиталом и совместных российско-китайских предприятий. Учреждение предприятия со 100% российским капиталом рассматривается на примере компании с ограниченной ответственностью. Данную организационно-правовую форму российские предприниматели выбирают наиболее часто, поскольку внешне она схожа сраспространенным в Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью. Однако, несмотря на общие черты, компания с ограниченной ответственностью в Китае и общество с ограниченной ответственностью в России имеют ряд существенных различий, которые были выявлены входе сравнительного анализа основных правовых характеристик данных юридических лиц и заключа-ются в неодинаковом порядке формирования и размера уставного капитала, организации управленияи др. Выявленные различия должны учитываться российскими инвесторами с целью минимизации рисков и во избежание формирования неточного понятия о правовых аспектах осуществления пред-принимательской деятельности в Китае. Также рассматриваются нормативно-правовые особенности создания совместных российско-китайских предприятий, которые бывают двух видов — контрактные (кооперационные) совместные предприятия и паевые совместные предприятия. Исследование позволило выявить преимущества и недостатки, которыми обладает каждая из рассмотренных форм ведения бизнеса российскими предпринимателями на территории Китайской Народной Республики. Например, создание предприятия со 100% российским капиталом является длительным и дорогостоящим (большой размер уставного капитала) процессом, однако удобная система управления с возможностью делегирования полномочий наемным сотрудникам, возможность выбора соучредителейиз любого другого государства, риск потери имущества исключительно в пределах доли в уставном капитале делает его привлекательным для российских инвесторов. В случае нежелания или отсутствияфинансовых возможностей для самостоятельной предпринимательской деятельности на территории Китая российские инвесторы создают совместные с китайскими партнерами предприятия, выбираяпри этом один из двух видов совместных предприятий. Деятельность паевых совместных предприятий осуществляется в соответствии с требованиями закона. Контрактные совместные предприятия же в большей степени регулируются договорами о контрактном предприятии.

Добавлено: 14 июля 2016
Статья
Шаталов А. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 4. С. 29-42.

Статья профессора А.С. Шаталова посвящена анализу правозащитного потенциала возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. В ней исследуется сущность и содержание судебно-проверочного производства данной разновидности, как наиболее эффективного способа исправления допущенных судебных ошибок. Не остались без внимания автора его преимущества и наиболее существенные недостатки. В статье, в частности, отмечается, что возобновляя производство по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, суд обеспечивает не восполнение недостатков обвинительной и судебной деятельности, а возможность исследования тех фактических данных, которые уголовный закон признает имеющими значение для определения оснований и пределов уголовно-правовой охраны, но которые в силу объективных причин ранее не могли входить в предмет исследования по уголовному делу. Данный механизм, считает автор, может и должен использоваться для устранения допущенных в ходе уголовного судопроизводства нарушений сам по себе, а не тогда, когда возможности их исправления в кассационном порядке и в порядке надзора оказались исчерпанными. В этом смысле по отношению к данным производствам он не должен восприниматься как резервный. Правозащитный потенциал института возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, в статье признается довольно высоким. Он предопределен характером судебных ошибок, для исправления которых, собственно, и предназначено данное производство. Вопреки широко распространенной в российской процессуальной литературе точке зрения, автор считает, что в этом процессуальном механизме нет ничего исключительного, чрезвычайного или экстраординарного, поскольку он применяется не вместо или после того как будут исчерпаны иные возможности пересмотра судебного акта, а вполне самостоятельно, т.е. при обнаружении обстоятельств, которые либо возникли после рассмотрения уголовного дела судом, либо уже существовали на момент его рассмотрения, но не были известны суду. Повышение правозащитного потенциала данного института автору статьи видится в последовательном и более эффективном усовершенствовании процедур устранения выявленных судебных ошибок, а также в наделении заинтересованных лиц, правом обращения в соответствующий суд с ходатайством о пересмотре приговора или иного решения, при наличии к этому оснований.

Добавлено: 27 января 2014
Статья
Ромашев Ю. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 3. С. 103-112.

В доктрине международного права четко не обозначена и достаточно полно не исследована область правового регулирования, связанная с обычным нормообразованием. Нет единой точки зрения об ее наименовании. В работах ученых можно встретить самые различные термины. Автор предлагает именовать эту область международного права – «правом международных обычаев», как наиболее точный термин, соответствующий ее содержанию. В статье раскрываются место и роль права международных обычаев в системе международного права. Показываются отличия и сходства этого института международного права по отношению к праву международных договоров. Рассматриваются доктрины ученых о содержании и развитии этого института международного права. Показывается какие нормы лежат в основе обычного нормообразования. Обосновывается позиция автора по данному вопросу. Уточняется объект и предмет регулирования права международных обычаев. Исследуется вопрос обычного нормообразования, его стадий. Показывается влияние договорных норм, решений судебных и иных международных органов на процесс обычного нормообразования. Поднимается вопрос о необходимости кодификации этого процесса, выработки соответствующих критериев, связанных с формированием международного обычая и его норм. Предлагается разработать соответствующий проект статей, приняв их в виде резолюции ООН, а затем заключить Конвенцию о праве международных обычаев, в которой следует закрепить как сложившиеся в настоящее время обычные нормы международного права, так и новые договорные нормы, которые призваны упорядочить обычное нормообразование, придать ему более строгий, системный вид. Показывается состояние научных исследований в данной области, предлагаются их дальнейшие пути. Представлены отдельные формулировки норм права международных обычаев. Дается авторское определение праву международных обычаев, под которым предлагается понимать институт международного права, включающий в себя совокупность обычных норм международного права, регулирующих межгосударственные отношения в вопросах формирования международного обычая, его действия, изменения и прекращения существования, понятийный аппарат в данной сфере.

Добавлено: 20 октября 2016
Статья
Афанасьева О. В., Богдановская И. Ю., Терещенко Л. К. и др. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 4. С. 145-156.
Вопросы транспарентности стали особенно актуальными на современном этапе развития конституционного государства. Это понятие разрабатывается разными социальными науками и имеет много определений. В современном законодательстве оно определяется как принцип. Развитие законодательства, обеспечивающего доступ к информации, выступает важным условием обеспечения развития транспарентности государственных органов.    
Добавлено: 22 октября 2013
Статья
Герасимова Е. С., Колганова С. Г. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4. С. 184-197.

В статье рассматривается понимание права на забастовку как права человека, сложившееся в мире в течение XX-го века, его место в ряду прав человека, нормативное закрепление права на забастовку на международном и национальных уровнях, а также значение для трудовых отношений и трудового права. Центральное место в статье уделено исследованию кризиса признания права на забастовку, вызванного заявлениями Группы работодателей в ходе Международной конференции труда 2012 года. Во время этой конференции представителями Группы работодателей было сделано заявление, что они отказываются обсуждать на Комитет конференции по применению стандартов ранее согласованный трехсторонними партнерами Список дел по странам, не выполняющим обязательства, вытекающие из ратифицированных конвенций, отобранный на основании доклада Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций. Заявление было обосновано тем, что право на забастовку прямо не предусмотрено в Конвенции № 87, а Комитет экспертов, делающий заключения о нарушении права на забастовку некоторыми государствами – членами МОТ, вышел за пределы своего мандата. Это поставило вопрос не только о пересмотре складывавшегося в течение десятилетий права на забастовку, но и о мандате Комитета экспертов в целом. Для понимания современных рамок признания права на забастовку в нормах МОТ исследуется история обсуждения и принятия конвенций и рекомендаций МОТ, относящихся к праву на забастовку; проводится анализ, как развивались толкования Конвенции № 87 контрольными органами МОТ, в частности, Комитетом по свободе объединения и Комитетом экспертов МОТ; исследуются пределы мандата этих органов по интерпретации содержания конвенций, а также роль групп работодателей, работников и правительств в признании и развитии этих толкований. Рассматриваются направления усилий, предпринятых в рамках МОТ для преодоления кризиса, его современное состояние и перспективы урегулирования разногласий.

Добавлено: 26 декабря 2016