• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 392 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Абанкина И. В., Алескеров Ф. Т., Белоусова В. Ю. и др. Вопросы образования. 2013. № 2. С. 15-48.

Представлен обзор литературы, посвященной оценке результативности деятельности вузов. Рассматриваются формулировки моделей оболочечного анализа данных. Проанализирована специфика их применения к анализу эффективности университетов в зависимости от их специализации. Описан опыт практического использования этих моделей применительно к вузам в Великобритании, Германии, Греции, Австралии, Канаде; обсуждаются вопросы сопоставимости результатов и согласованности моделей. Проведен сравнительный анализ результативности российских вузов с учетом их ресурсного потенциала.

Добавлено: 25 июня 2013
Статья
Абанкина Т. В. Вопросы образования. 2007. № 1. С. 175-203.

В статье представлены результаты федерального эксперимента по реструктуризации сети сельских школ, который был проведен в 2002-004 гг. в 156 сельских школах из 18 субъектов РФ и охватил более 40 тысяч учащихся и более 7,5 тысячи педагогов. Обобщается опыт внедрения вариативных моделей: базовой (опорной) школы с сетью филиалов, передвижной учебной лаборатории, социокультурного комплекса, ресурсного центра, профильной сельской школой, ассоциации образовательных учреждений различного уровня. Анализируются экономическая эффективность вариативных моделей сельских школ, качество обучения и достижения учащихся в экспериментальных регионах. Даны предложения по реструктуризации сети сельских школ в зависимости от демографических и социально-экономических особенностей регионов. Особое внимание уделено формам сотрудничества и сетевого взаимодействия образовательных учреждений с организациями спорта, социально-культурной сферы и предприятиями на основе кооперации и интеграции ресурсов с использованием технологий социального партнерства.

Добавлено: 6 августа 2013
Статья
Нежнов П. Г., Карданова Е. Ю., Эльконин Б. Д. Вопросы образования. 2011. № 1. С. 26-43.

Излагается новый подход к разработке тестового инструмента для измерения и квалификации достижений школьников в освоении предметных дисциплин. Кратко описано устройство теста SAM (School Achievements Monitoring), создаваемого группой российских специалистов в Центре международного сотрудничества по развитию образования (Center for International Cooperation in Education Development, CICED) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. Приведены примеры тестовых заданий и данные предварительной апробации теста.

Добавлено: 13 марта 2013
Статья
Подольский О. А., Попов Д. С. Вопросы образования. 2014. № 2. С. 82-108.

Данная статья открывает серию публикаций о результатах первого международного исследования компетенций взрослого населения (Programme for the International Assessment of Adult Competences -PIAAC) в России. В статье представлены обзор реализованных исследований в области компетенций, анализ компетентностного подхода, описание методологии, инструментария и характеристики выборки, использованных при проведении исследования. Впервые приведены ключевые результаты PIAAC в РФ, а также обсуждение полученных результатов в контексте перспективного углубленного анализа данных.

Добавлено: 20 августа 2014
Статья
Орлов А. Б. Вопросы образования. 2004. № 4. С. 290-299.
Добавлено: 15 октября 2014
Статья
Финкельштейн М., Иглесиас К., Панова А. А. и др. Вопросы образования. 2014. № 2. С. 20-43.

Авторы предлагают аналитическую модель для оценки перспектив молодых преподавателей, которая основана на анализе положения и возможностей специалистов, выходящих на академический рынок в 10 странах: Бразилии, Китае, Индии, Франции, Германии, Норвегии, России, Португалии, ЮАР и США. Они выделяют четыре индикатора спроса: темп прироста численности студентов; затраты на исследования и разработки и на образование; распределение имеющихся преподавателей по возрасту и должностям в соответствии с национальной пенсионной политикой; изменение технологий, наличие новых моделей обучения и степень охвата студентов и преподавателей этими моделями. Основополагающими показателями предложения авторы считают зависимость национальной системы от объема предложения со стороны молодых специалистов со степенью и статус аспирантуры: является ли она первым этапом академической карьеры или всего лишь подготовкой к ней. Эффективность процесса найма преподавателей оценивается на основании степени открытости поиска и отбора кандидатов и наличия конкурентной борьбы за новые должности. Показано, что национальные системы высшего образования рассматриваемых стран, оцениваемые по численности студентов и преподавателей, существенно выросли, и в то же время эти системы как доля национальных экономик остались практически неизменными.

Добавлено: 27 июня 2014
Статья
Шмелева Е. Д. Вопросы образования. 2016. № 1. С. 84-109.

Целью исследования было выяснить, в какой степени плагиат и списывание как практики недобросовестного учебного поведения студентов связаны с индивидуальными характеристиками учащихся (например, с их вовлеченностью в учебную и научно-исследовательскую деятельность) и особенностями образовательной среды. Эмпирической основой исследования послужили результаты опроса преподавателей и студентов высших учебных заведений, проведенного в рамках Мониторинга экономики образования 2014 г. Влияние факторов оценивалось с помощью двух бинарных логистических регрессий с результирующими переменными, характеризующими наличие/отсутствие опыта списывания и некорректного заимствования (плагиата). Показано, что на рассматриваемые практики академического мошенничества не влияет существование в вузе формальной или неформальной практики проверки студенческих работ на наличие плагиата. Более существенными с точки зрения предотвращения недобросовестных учебных практик характеристиками образовательной среды оказались демонстрируемое преподавателями нетерпимое отношение к списыванию, их готовность применить строгие меры наказания за него. Факторами, снижающими вероятность академического мошенничества, являются высокая интенсивность подготовки к занятиям, уверенность в связи будущей профессии с получаемой специальностью, ориентация при выборе вуза и специальности на качество образования, а не на его доступность.

Добавлено: 31 января 2016
Статья
Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Вопросы образования. 2011. № 02. С. 123-150.

Тест PIRLS свидетельствует о высоком уровне готовности 9–10‑летних выпускников российской начальной школы к обучению с помощью текстов. Тест PISA обнаружил низкий уровень готовности 15–16‑летних выпускников основной школы к использованию текстов для решения широкого круга бытовых, социальных и образовательных задач. Для изучения динамики читательской грамотности 10–15‑летних учеников основной школы была создана диагностическая методика «Тяни‑толкай», сочетающая подходы PIRLS и PISA. Приведены данные о читательской грамотности учеников 4‑х, 6‑х и 9‑х классов, оцененной с помощью этого единого измерителя. Показано, что два года обучения в российской основной школе (5‑й и 6‑й классы) ничего не изменяют в способности школьников понимать информационные тексты. 9‑й класс значимо отличается по уровню читательской грамотности от 4‑го, однако ее накопление за пять лет обучения весьма незначительно. Результаты расцениваются как свидетельство того, что в современной российской школе остро стоит проблема качества учебников и способов их использования в учебном процессе.

Добавлено: 23 октября 2014
Статья
Пинская М. А., Хавенсон Т. Е., Звягинцев Р. С. и др. Вопросы образования. 2018. № 2. С. 198-227.

Специалистами Института образования НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования, проводимого НИУ ВШЭ совместно с Левада-Центром, осуществлено полевое исследование: проведены интервью и фокус-группы с директорами, учителями, учащимися и родителями учащихся в трех школах, обучающих наиболее сложный контингент учащихся из семей с низкими социальными, экономическими и культурными ресурсами и добивающихся, несмотря на это, высоких образовательных результатов. Оно продолжает начатое в 2015 г. исследование особенностей условий функционирования, управленческих и образовательных стратегий школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях. Такие школы авторы определяют как резиль-ентные, т. е. устойчивые по отношению к факторам неблагополучия, не контролируемым школой. Исследованные школы различаются по числу учащихся, образовательным программам, уровню депривированности территории, но реализуют близкие стратегии, которые являются целенаправленными и осознаются всеми участниками образовательного процесса. К ним относятся: ограниченная селекция и выравнивание контингента, формирование высоких ожиданий и прозрачных требований к учебным результатам, индивидуальная поддержка и мотивирование учащихся, формирование навыков, повышающих шансы на успешную социализацию выпускников. По мнению авторов, последовательная реализация этих стратегий создает условия, способствующие академической резильентности учащихся. Изучение опыта таких школ представляется чрезвычайно важным для решения проблемы образовательного неравенства.  

Добавлено: 10 июля 2018
Статья
Кузьминов Я. И. Вопросы образования. 2009. № 1. С. 5-21.

В период кризиса на рынке труда происходят серьезные структурные изменения. Их негативные последствия в разной степени коснутся всех категорий работников, в том числе и выпускников вузов, шансы которых на трудоустройство существенно снизятся. С угрозой продолжительной безработицы связаны риски социально- политического характера. Образовательные программы в кризисной ситуации имеют значение не только как инструмент антикризисного регулирования занятости, но и как инвестиция в качество будущего экономического роста. В статье рассматриваются такие программы как целостные стратегии, рассчитанные на разные группы, профессиональные сферы и уровни квалификации. Одной из приоритетных задач становится обсуждение и детальная проработка условий конкурса для включения ведущих вузов страны в этот государственный проект.

Добавлено: 11 января 2013
Статья
Груничева И. Г., Пинская М. А., Косарецкий С. Г. Вопросы образования. 2012. № 3. С. 30-63.

Сегодня в ведущих странах мира проблема формирования сегмента школ, показывающих низкие образовательные результаты, в которых концентрируются учащиеся из семей с низким социально-экономическим статусом, осознана как одна из ключевых проблем образовательной политики. Для ее решения принимаются законодательные акты и национальные стратегии. Данный обзор имеет целью описание основных подходов и инструментов решения проблемы, используемых в рамках национальных стратегий. Его актуальность обусловлена появлением темы поддержки школ, работающих в сложном социальном контексте и показывающих низкие образовательные результаты, в повестке дня российской образовательной политики. Мировой опыт исследований и практических интервенций в рассматриваемой области может оказаться полезным для отечественного образования.

Добавлено: 2 декабря 2012
Статья
Чириков И. С. Вопросы образования. 2015. № 2. С. 289-301.

Генри Розовски, долгое время работавший деканом факультета искусств и наук Гарвардского университета, резюмирует свой опыт и предлагает студентам, преподавателям, администраторам, а также широкой публике изучить «инструкцию к университету». Будучи преимущественно публицистической и написанной в ироничной манере, данная книга, тем не менее, затрагивает фундаментальные вопросы жизни современных университетов. В рецензии выделены четыре главные сюжетные линии, которые рассматриваются сквозь призму современной российской ситуации и эмпирических данных о российском высшем образовании. Это вопросы 1) использования объективных или субъективных критериев при отборе абитуриентов; 2) ориентации на широкое или специализированное образование в процессе обучения; 3) выбора между преподавателями-исследователями и преподавателями-педагогами; 4) привлечения профессиональных или академических администраторов для управления университетом. Книга написана более 25 лет назад и посвящена Гарварду, но идеи Розовского, прежде всего его убеждение в необходимости формирования коллективной ответственности студентов, преподавателей и администраторов за жизнь и будущее университета, важны и актуальны для российского высшего образования. 

Добавлено: 1 июля 2015
Статья
Филонович С. Р. Вопросы образования. 2007. № 1. С. 115-117.

Современные дискуссии о будущем российского среднего образования и его реформировании являются естественной реакцией на социальные условия, изменяющиеся в связи с событиями, происходящими как в России, так и за рубежом. Не слишком впечатляющие итоги реформ и неконструктивность большей части дискуссий, посвященных образованию, указывают на то, что что-то здесь происходит не так. Поиски ответа на вопрос Что не так? заставляют обратиться к успешному опыту передовых российских школ. Именно этим и обусловлена публикация интервью с руководителями известного далеко за пределами нашей страны лицея "Вторая школа"

Добавлено: 10 декабря 2014
Статья
Ковалева Г. Г., Гасликова И. Вопросы образования. 2005. № 3.
Добавлено: 15 января 2010
Статья
Титкова В. В., Иванюшина В. А., Александров Д. А. Вопросы образования. 2013. № 4. С. 145-167.

Исследуется связь между академическими успехами школьников и их социометрической популярностью в зависимости от школьной среды, а именно от академического контекста класса. Основная гипотеза состояла в том, что академический успех школьника способствует его популярности в классах с высокой мотивацией, где большинство учеников хорошо относятся к образованию, и приводит к падению популярности в низко мотивированных классах. Вторая гипотеза заключалась в том, что связь между популярностью и успеваемостью сильнее выражена для девочек, чем для мальчиков. Социометрическая популярность определяется как число дружеских номинаций, полученных учеником от его одноклассников. Академический контекст класса определяется как агрегированная характеристика индивидуальной учебной мотивации всех учеников. Для измерения индивидуальной мотивации использовалась Study involvement scale из 10 вопросов. Академический успех измерялся через средний балл итоговых оценок за предыдущую четверть по 5 предметам: русский язык, алгебра, иностранный язык, биология, физика. В исследовании приняли участие 5904 школьника (309 классов, 101 школа Санкт-Петербурга) 8–10-х классов (14–16 лет). Данные анализировались с применением многоуровневого регрессионного анализа (HLM7). Надежность полученных результатов была подтверждена применением специального диадного анализа для сетевых данных (р2). Полученные результаты подтверждают гендерную специфичность факторов популярности. Хорошая успеваемость более важна для популярности девочек, чем для популярности мальчиков. Популярность девочек положительно связана со средним баллом, независимо от контекста класса. Связь между оценками мальчиков и их популярностью зависит от контекста: в классах с высокой академической мотивацией эта связь положительна, в классах с низкой мотивацией — отрицательна. Обнаружены пороговые эффекты: влияние контекста проявляется только при крайних значениях уровня мотивации класса. В классах с крайне низкой учебной мотивацией мальчики, которые хорошо учатся, подвергаются опасности маргинализации. Предлагается использовать данные о популярности разных категорий учеников при оценке качества образовательной среды, в частности для выделения проблемных классов.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Королева Д. О., Хавенсон Т. Е. Вопросы образования. 2015. № 1. С. 182-200.

Анализируются социальные и профессиональные характеристики, а также ценностные ориентации современного инноватора в сфере образования. Исследование проводилось среди участников Конкурса инноваций в образовании 2014 г., выборка составила 304 респондента. Ценностные ориентации выявлялись с помощью портретного опросника Ш. Шварца. Результаты сравнивались с данными о ценностных ориентациях российского населения, полученными в ходе Европейского социального исследования (European Social Survey) в 2012  г. Участники конкурса значимо отличаются от среднего россиянина как по субъективной важности для них тех или иных ценностных ориентаций, так и по структуре их иерархии. Инноваторам более свойственны ценности самостоятельности, благожелательности и универсализма, готовность идти на риск в профессиональной деятельности. Они в меньшей степени руководствуются в своих действиях желанием получить и удержать власть, не основанную на собственных достижениях. Проведенное исследование показало, что инновации в области образования готовы предложить и реализовать как специалисты — сотрудники образовательных учреждений разного уровня, так и сотрудники организаций, не имеющих прямого отношения к образованию, а также школьники и студенты. Инноваторов отличает высокий образовательный уровень и активное участие в мероприятиях дополнительного  образования.

Добавлено: 31 марта 2015
Статья
Меликян А. В., Железов Б. В. Вопросы образования. 2012. № 4. С. 259-277.

Деятельность сотрудников НИУ ВШЭ — иностранных граждан и российских ученых, продолжительное время работавших за границей, — авторы исследовали с помощью онлайн-анкетирования, а также интервьюирования как самих специалистов, так и администраторов международных служб и руководителей подразделений вуза. Проанализированы профессиональные и личностные характеристики международных сотрудников НИУ ВШЭ; факторы, учитываемые ими при рассмотрении вакансий в зарубежном вузе; их отношение к работе и коллегам; сложности адаптации к деловой, культурной и социальной среде, коммуникации с коллегами и профессиональной самореализации.

Добавлено: 11 декабря 2012
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2009. № 4. С. 10-20.
Добавлено: 5 февраля 2010
Статья
Плюснин Ю. М. Вопросы образования. 2007. № 2. С. 277-292.
Добавлено: 24 декабря 2008
Статья
Шугаль Н. Б. Вопросы образования. 2010. № 4. С. 122-149.

Предлагается карта движения обучавшихся в системе обра зования РФ в 2008 г. Показаны потоки между основными уровнями образования, а также между системой образования и рынком труда. Карта может служить полезным инструментом для анализа структуры спроса по уровням образования, образовательных траекторий, а также для оценки потребностей системы образования в финансировании. Подробно анализируются источники информации, послужившие базой для разработки карты, их особенности и ограничения.

 

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Фрумин И. Д. Вопросы образования. 2016. № 2. С. 311-317.

В начале 2016 г. в серии «Библиотека журнала „Вопросы образования“» вышла очередная книга — русское издание классического труда по школьному образованию Филипа Джексона1, опубликованного в 1968 г. и ставшего на Западе бестселлером для учителей и исследователей. Мы предлагаем вниманию читателей предисловие к книге, подготовленное профессором И. Д. Фруминым — человеком, которому посчастливилось общаться с автором и который говорит об актуальности уроков Ф. Джексона и в наши дни.

Добавлено: 26 сентября 2016