• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 408 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Меликян А. В. Вопросы образования. 2014. № 3. С. 100-117.

Представлены результаты исследования 27 действующих международных сетей университетов, созданных в разные годы и объединяющих 1119 организаций-членов из 117 стран. Выявлены и описаны основные характеристики этой формы межвузовского партнерства, такие как обстоятельства создания, географическое расположение партнеров, типы организаций-партнеров, статусы партнеров, барьеры на входе для новых участников, специализация деятельности, финансирование, руководство, формы взаимодействия. Проанализирована включенность в международные сети университетов разных стран, в частности ведущих российских вузов. Исследование основано на анализе информации о действующих международных сетях университетов, размещенной на их официальных веб-сайтах и в открытом доступе в Интернете: ежегодных отчетов о деятельности международных сетей университетов, их стратегических планов развития, текстов договоров о сотрудничестве между партнерами, интервью представителей вузов и координаторов сетей.

Добавлено: 10 октября 2014
Статья
Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В., Филиппова Д. С. Вопросы образования. 2016. № 1. С. 168-190.

Представлены результаты исследования участия детей в дополнительном образовании, проведенного НИУ ВШЭ совместно с Левада-Центром в рамках Мониторинга экономики образования в 2013 г. Обследованием были охвачены более 2 тыс. родителей школьников, занимающихся дополнительным образованием в организациях различного типа. Проанализированы связи между особенностями участия детей в дополнительном образовании (интенсивность, дискретность и продолжительность потребления услуг; выбор типов программ дополнительного образования и организаций; место дополнительного образования в структуре свободного времени и каникулярного периода) и характеристиками семей (место проживания, имущественный и культурно-образовательный статус). Обсуждается влияние на проявление неравенства в доступе к дополнительному образованию особенностей организации и регулирования сферы дополнительного образования детей в Российской Федерации. Сформулированы предложения по учету выявленных различий в политике государства в сфере дополнительного образования. В частности, политика государства в отношении детей из семей с неблагополучным социально-экономическим бэкграундом и детей, проживающих в сельской местности, должна сочетать два типа инструментов: 1) информирование и повышение мотивации родителей к включению детей в дополнительное образование; 2) социальная поддержка семей (введение сертификатов на услуги дополнительного образования детей; квотирование бюджетных мест на высококачественных программах дополнительного образования; целевое финансирование дополнительных общеобразовательных программ в сельских школах, а также в школах, работающих со сложным контингентом).

Добавлено: 28 мая 2016
Статья
Маслинский К. А., Иванюшина В. А. Вопросы образования. 2016. № 4. С. 8-30.

p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 0.49cm; text-align: left; }p.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }p.cjk { font-family: "SimSun"; font-size: 11pt; }p.ctl { font-family: "Times New Roman"; font-size: 10pt; }

Рассматриваются структурные и социально-психологические факторы, влияющие на установки школьных учителей по отношению к смене профессии. Анализируется воздействие таких факторов, как трудности на рабочем месте, возможности альтернативного трудоустройства, уверенность в своей эффективности и эмоциональная привязанность к учительской профессии. Опрос был проведен среди учителей государственных средних школ в Санкт-Петербурге (730 человек). Регрессионный анализ полученных данных показал, что уверенность в своей эффективности и приверженность профессии являются наиболее сильными предикторами верности учителя избранной профессии. Некоторые из рассмотренных в исследовании стрессовых факторов, связанных с работой, повышают вероятность ухода из профессии. При этом продолжительность педагогического стажа и наличие опыта работы вне школы не оказывают влияния на решение уйти из школы. Данные исследования не подтверждают гипотезу о том, что начинающие учителя легче принимают решение о смене профессии. Обсуждается применение полученных результатов в целях удержания учителей в профессии.

Добавлено: 13 декабря 2016
Статья
Любимов Л. Л. Вопросы образования. 2008. № 2. С. 200-204.
Добавлено: 11 ноября 2008
Статья
Абанкина И. В. Вопросы образования. 2005. № 2. С. 216-247.

Анализируются результаты социологических опросов студентов вузов — участников эксперимента по финансированию учреждений высшего профессионального образования с использованием ГИФО, проведенных в 2003 и 2004 годах. Результаты исследования показывают в целом позитивное отношение студентов к ГИФО. Отмечается положительная динамика отношения к ГИФО по ходу эксперимента. Образовательная мобильность молодежи при введении системы ЕГЭ-ГИФО детерминируется, прежде всего, индивидуальными способностями студентов и не зависит от их социального положения, уровня доходов семьи и места проживания до поступления в вуз. ГИФО повышает доступность высшего образования именно для абитуриентов из сельской местности.

Добавлено: 18 октября 2013
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2007. № 2. С. 337-368.
Добавлено: 30 марта 2009
Статья
Чащухин А. В. Вопросы образования. 2015. № 1. С. 234-251.
Рассматриваются особенности габитуса и речевых практик работников отделов народного образования поздней сталинской эпохи. Эти люди зачастую оказываются «невидимыми» для исследователей школьной системы, традиционно фокусирующих свое внимание на из- учении педагогов и школьников. Между тем именно инспекторы и заве- дующие роно и облоно, методисты и преподаватели институтов повышения квалификации, партийные функционеры, курирующие вопросы образовательной политики, осваивали и производили дискурсы, которые не просто были основой официальной отчетности: их речевые практики транслировались на школу, структурировали картину профессионального мира педагогов. В исследовании используются материалы проверки, организованной в 1949–1950 гг. по инициативе обкома партии Молотовским (Пермским) областным отделом на- родного образования. Проверяющих интересовало состояние преподавания двух школьных предметов, ответственных за идеологию: истории и Конституции СССР. Анализируются способы использования политического языка в профессиональной педагогической сфере, реконструируются механизмы оценивания работы школьного учителя и практики, под воздействием которых формировался габитус педагога-эксперта в системе образования.
Добавлено: 1 апреля 2015
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2010. № 4. С. 150-159.

Статья о дискуссии "Медиафакультет будущего"-2010: журналистское образование, журфак или школа журналистики как замкнутая автономия — явление архаичное, исчерпанное. Но главное — изменения в современной информационно-
коммуникационной среде настолько существенны и стремительны одновременно, что их воздействие нельзя не учитывать в процессе трансформирования всей образовательной системы, все больше приобретающей коммуникационный, исследовательский, междисциплинарный характер. Медиаобразование как целое и журналистское образование как его подчиненный элемент должны стать основным катализатором этой интеграции специализаций, корректирующей предметные ограничения. Вследствие этих процессов университет превращается в открытую корпорацию, выстраивающую свои мощные информационные, медийные и исследовательские ресурсы.

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Шевченко Е. С., Антосик Л. В. Вопросы образования. 2018. № 3. С. 247-267.

Введение эффективного контракта в бюджетном секторе экономики Российской Федерации было обусловлено необходимостью обеспечить соответствие заработной платы и качества оказываемых услуг. Обзор  существующих исследований академических контрактов и практик стимулирования публикационной активности в российских и зарубежных университетах показал, что ключевыми факторами научной активности преподавателей являются их внутренняя мотивация, наличие благоприятной академической среды, характер отношений в коллективе. В работе проведен анализ двух систем стимулирования публикационной активности в вузе: в рамках расчета рейтинга научной активности и системы эффективного контракта. Для анализа введения эффективного контракта в образовательных организациях исследователями используются преимущественно контент-анализ нормативно-правовых актов и социологические опросы. Авторы на основе данных по публикационной активности преподавателей института за шесть лет (три года до введения эффективного контракта и три года после) провели эконометрическое исследование влияния эффективного контракта на количество и качество публикаций. Для тестирования авторской гипотезы использовались модели с детерминированными индивидуальными эффектами, со случайными эффектами, а также метод наименьших квадратов и МНК с применением дамми-переменных. Предложена методика оценки влияния эффективного контракта на публикационную активность преподавателей. Сделан вывод, что на количество публикаций значимое положительное влияние оказали материальные факторы, а также участие в конференциях и повышение квалификации преподавателей. На качество публикаций значимо повлияли стимулирующая выплата и повышение квалификации. Введение эффективного контракта оказало воздействие только на общее количество публикаций.

Добавлено: 29 сентября 2019
Статья
Башев В. В., Дехант Д. К., Лозинг В. Р. Вопросы образования. 2015. № 4. С. 254-273.

Анализируется перспектива нарастания дефицита учебных мест в системе общего образования Российской Федерации в период с 2014 по 2025 г. Показано, как рост численности детей школьного возраста, новые требования к организации деятельности и условиям обучения в школе, физический износ школьных зданий увеличивают потребность в дополнительных учебных местах. Установлено, что запланированные меры по введению дополнительных учебных мест не покрывают прогнозируемый дефицит учебных мест в системе общего образования Российской Федерации. Результаты анализа позволяют определить число учебных мест, которое необходимо ввести к 2025 г. (как без учета замены зданий, имеющих на 2014 г. уровень износа от 50 до 100%, так и с учетом замены этих зданий и строительства новых).

Добавлено: 20 ноября 2015
Статья
Калгин А. С., Калгина О. В., Лебедева А. А. Вопросы образования. 2019. № 1. С. 44-86.

В статье представлен аналитический обзор литературы об оценке публикационной активности как инструменте управления по результатам в сфере науки. Целью работы является постановка проблемы использования количественной оценки научного труда в свете современных подходов к мотивации. В русле теории самодетерминации проанализированы мотивирующие эффекты систем количественной оценки научного труда. Рассмотрены эмпирические исследования связи разных типов мотивации (внутренней и внешней) с результативностью творческого труда, его качеством и субъективным благополучием работников. Исходя измеждународного опыта использования инструментов управления по результатам приводятся рекомендации по совершенствованию управления в сфере науки.

Добавлено: 13 сентября 2018
Статья
Абанкина И. В., Алескеров Ф. Т., Белоусова В. Ю. и др. Вопросы образования. 2013. № 2. С. 15-48.

Представлен обзор литературы, посвященной оценке результативности деятельности вузов. Рассматриваются формулировки моделей оболочечного анализа данных. Проанализирована специфика их применения к анализу эффективности университетов в зависимости от их специализации. Описан опыт практического использования этих моделей применительно к вузам в Великобритании, Германии, Греции, Австралии, Канаде; обсуждаются вопросы сопоставимости результатов и согласованности моделей. Проведен сравнительный анализ результативности российских вузов с учетом их ресурсного потенциала.

Добавлено: 25 июня 2013
Статья
Абанкина Т. В. Вопросы образования. 2007. № 1. С. 175-203.

В статье представлены результаты федерального эксперимента по реструктуризации сети сельских школ, который был проведен в 2002-004 гг. в 156 сельских школах из 18 субъектов РФ и охватил более 40 тысяч учащихся и более 7,5 тысячи педагогов. Обобщается опыт внедрения вариативных моделей: базовой (опорной) школы с сетью филиалов, передвижной учебной лаборатории, социокультурного комплекса, ресурсного центра, профильной сельской школой, ассоциации образовательных учреждений различного уровня. Анализируются экономическая эффективность вариативных моделей сельских школ, качество обучения и достижения учащихся в экспериментальных регионах. Даны предложения по реструктуризации сети сельских школ в зависимости от демографических и социально-экономических особенностей регионов. Особое внимание уделено формам сотрудничества и сетевого взаимодействия образовательных учреждений с организациями спорта, социально-культурной сферы и предприятиями на основе кооперации и интеграции ресурсов с использованием технологий социального партнерства.

Добавлено: 6 августа 2013
Статья
Нежнов П. Г., Карданова Е. Ю., Эльконин Б. Д. Вопросы образования. 2011. № 1. С. 26-43.

Излагается новый подход к разработке тестового инструмента для измерения и квалификации достижений школьников в освоении предметных дисциплин. Кратко описано устройство теста SAM (School Achievements Monitoring), создаваемого группой российских специалистов в Центре международного сотрудничества по развитию образования (Center for International Cooperation in Education Development, CICED) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. Приведены примеры тестовых заданий и данные предварительной апробации теста.

Добавлено: 13 марта 2013
Статья
Подольский О. А., Попов Д. С. Вопросы образования. 2014. № 2. С. 82-108.

Данная статья открывает серию публикаций о результатах первого международного исследования компетенций взрослого населения (Programme for the International Assessment of Adult Competences -PIAAC) в России. В статье представлены обзор реализованных исследований в области компетенций, анализ компетентностного подхода, описание методологии, инструментария и характеристики выборки, использованных при проведении исследования. Впервые приведены ключевые результаты PIAAC в РФ, а также обсуждение полученных результатов в контексте перспективного углубленного анализа данных.

Добавлено: 20 августа 2014
Статья
Орлов А. Б. Вопросы образования. 2004. № 4. С. 290-299.
Добавлено: 15 октября 2014
Статья
Финкельштейн М., Иглесиас К., Панова А. А. и др. Вопросы образования. 2014. № 2. С. 20-43.

Авторы предлагают аналитическую модель для оценки перспектив молодых преподавателей, которая основана на анализе положения и возможностей специалистов, выходящих на академический рынок в 10 странах: Бразилии, Китае, Индии, Франции, Германии, Норвегии, России, Португалии, ЮАР и США. Они выделяют четыре индикатора спроса: темп прироста численности студентов; затраты на исследования и разработки и на образование; распределение имеющихся преподавателей по возрасту и должностям в соответствии с национальной пенсионной политикой; изменение технологий, наличие новых моделей обучения и степень охвата студентов и преподавателей этими моделями. Основополагающими показателями предложения авторы считают зависимость национальной системы от объема предложения со стороны молодых специалистов со степенью и статус аспирантуры: является ли она первым этапом академической карьеры или всего лишь подготовкой к ней. Эффективность процесса найма преподавателей оценивается на основании степени открытости поиска и отбора кандидатов и наличия конкурентной борьбы за новые должности. Показано, что национальные системы высшего образования рассматриваемых стран, оцениваемые по численности студентов и преподавателей, существенно выросли, и в то же время эти системы как доля национальных экономик остались практически неизменными.

Добавлено: 27 июня 2014
Статья
Шмелева Е. Д. Вопросы образования. 2016. № 1. С. 84-109.

Целью исследования было выяснить, в какой степени плагиат и списывание как практики недобросовестного учебного поведения студентов связаны с индивидуальными характеристиками учащихся (например, с их вовлеченностью в учебную и научно-исследовательскую деятельность) и особенностями образовательной среды. Эмпирической основой исследования послужили результаты опроса преподавателей и студентов высших учебных заведений, проведенного в рамках Мониторинга экономики образования 2014 г. Влияние факторов оценивалось с помощью двух бинарных логистических регрессий с результирующими переменными, характеризующими наличие/отсутствие опыта списывания и некорректного заимствования (плагиата). Показано, что на рассматриваемые практики академического мошенничества не влияет существование в вузе формальной или неформальной практики проверки студенческих работ на наличие плагиата. Более существенными с точки зрения предотвращения недобросовестных учебных практик характеристиками образовательной среды оказались демонстрируемое преподавателями нетерпимое отношение к списыванию, их готовность применить строгие меры наказания за него. Факторами, снижающими вероятность академического мошенничества, являются высокая интенсивность подготовки к занятиям, уверенность в связи будущей профессии с получаемой специальностью, ориентация при выборе вуза и специальности на качество образования, а не на его доступность.

Добавлено: 31 января 2016
Статья
Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Вопросы образования. 2011. № 02. С. 123-150.

Тест PIRLS свидетельствует о высоком уровне готовности 9–10‑летних выпускников российской начальной школы к обучению с помощью текстов. Тест PISA обнаружил низкий уровень готовности 15–16‑летних выпускников основной школы к использованию текстов для решения широкого круга бытовых, социальных и образовательных задач. Для изучения динамики читательской грамотности 10–15‑летних учеников основной школы была создана диагностическая методика «Тяни‑толкай», сочетающая подходы PIRLS и PISA. Приведены данные о читательской грамотности учеников 4‑х, 6‑х и 9‑х классов, оцененной с помощью этого единого измерителя. Показано, что два года обучения в российской основной школе (5‑й и 6‑й классы) ничего не изменяют в способности школьников понимать информационные тексты. 9‑й класс значимо отличается по уровню читательской грамотности от 4‑го, однако ее накопление за пять лет обучения весьма незначительно. Результаты расцениваются как свидетельство того, что в современной российской школе остро стоит проблема качества учебников и способов их использования в учебном процессе.

Добавлено: 23 октября 2014
Статья
Пинская М. А., Хавенсон Т. Е., Звягинцев Р. С. и др. Вопросы образования. 2018. № 2. С. 198-227.

Специалистами Института образования НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования, проводимого НИУ ВШЭ совместно с Левада-Центром, осуществлено полевое исследование: проведены интервью и фокус-группы с директорами, учителями, учащимися и родителями учащихся в трех школах, обучающих наиболее сложный контингент учащихся из семей с низкими социальными, экономическими и культурными ресурсами и добивающихся, несмотря на это, высоких образовательных результатов. Оно продолжает начатое в 2015 г. исследование особенностей условий функционирования, управленческих и образовательных стратегий школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях. Такие школы авторы определяют как резиль-ентные, т. е. устойчивые по отношению к факторам неблагополучия, не контролируемым школой. Исследованные школы различаются по числу учащихся, образовательным программам, уровню депривированности территории, но реализуют близкие стратегии, которые являются целенаправленными и осознаются всеми участниками образовательного процесса. К ним относятся: ограниченная селекция и выравнивание контингента, формирование высоких ожиданий и прозрачных требований к учебным результатам, индивидуальная поддержка и мотивирование учащихся, формирование навыков, повышающих шансы на успешную социализацию выпускников. По мнению авторов, последовательная реализация этих стратегий создает условия, способствующие академической резильентности учащихся. Изучение опыта таких школ представляется чрезвычайно важным для решения проблемы образовательного неравенства.  

Добавлено: 10 июля 2018
Статья
Кузьминов Я. И. Вопросы образования. 2009. № 1. С. 5-21.

В период кризиса на рынке труда происходят серьезные структурные изменения. Их негативные последствия в разной степени коснутся всех категорий работников, в том числе и выпускников вузов, шансы которых на трудоустройство существенно снизятся. С угрозой продолжительной безработицы связаны риски социально- политического характера. Образовательные программы в кризисной ситуации имеют значение не только как инструмент антикризисного регулирования занятости, но и как инвестиция в качество будущего экономического роста. В статье рассматриваются такие программы как целостные стратегии, рассчитанные на разные группы, профессиональные сферы и уровни квалификации. Одной из приоритетных задач становится обсуждение и детальная проработка условий конкурса для включения ведущих вузов страны в этот государственный проект.

Добавлено: 11 января 2013