• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 304 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Радина Н. К., Поршнев А. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 90-119.

В статье обсуждается обращение к герменевтике и герменевтическому анализу в российской социогуманитаристике и, в частности, в психологии. Представлены некоторые закономерности понимания текстов на основе интеграции качественного подхода, представленного герменевтическим анализом, и количественного, представленного методами математической обработки категориальных данных.

Добавлено: 14 апреля 2014
Статья
Калугин А. Ю., Щебетенко С. А., Мишкевич А. М. и др. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 1. С. 7-33.

Статья посвящена проверке психометрических характеристик русскоязычной версии методики Big Five Inventory – 2. Данная методика измеряет пять черт личности, а также три аспекта («фасета») каждой черты. Сбор данных осуществлялся в сети Интернет, итоговая выборка составила 1787 человек (31.9% мужчин) в возрасте от 14 до 54 лет (M = 26.31; SD = 7.76). В ходе исследования было охвачено более десяти субъектов Российской Федерации. Структура опросника изучалась с помощью анализа главных компонент, конфирматорного факторного анализа и random intercept exploratory factor analysis. В результате была подтверждена структура опросника как на уровне шкал (черт), так и на уровне субшкал (аспектов черт). Оценка межгрупповой инвариантности показала, что можно говорить о строгой эквивалентности моделей в выборках по полу. Это позволяет сравнивать сырые баллы по шкалам и субшкалам опросника при оценке половых различий. Выявленные различия при сравнении по полу согласуются с имеющимися в науке данными о половых различиях в чертах. Надежность, измеренная, в частности, с помощью Альфы Кронбаха и Омеги МакДональда, продемонстрировала удовлетворительную, хорошую и высокую степень внутренней согласованности. Проверка дискриминативности шкал (коэффициент Дельта Фергюсона в адаптации M. Hankins) показала высокую степень способности опросника дифференцировать испытуемых по степени выраженности изучаемых признаков. Таким образом, русскоязычная версия опросника Big Five Inventory – 2 может считаться надежным и валидным инструментом для измерения основополагающих черт личности и их аспектов.

Добавлено: 13 октября 2020
Статья
Золотарева А. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 2. С. 191-209.

В статье представлены результаты разработки и психометрического анализа новой психологической Шкалы апатии. В трех сериях исследования, в которых в общей сложности приняли участие 727 взрослых русскоязычных респондентов, получены убедительные доказательства психометрической состоятельности шкалы. В первой серии исследования была произведена предварительная апробация Шкалы апатии, которая указала на гомогенную и воспроизводимую факторную структуру шкалы. Во второй серии исследования была оценена надежность и валидность Шкалы апатии. Коэффициент альфа Кронбаха — 0.85, а различия между средними значениями апатии, измеренными во время теста и ретеста, оказались статистически не значимыми по графику Бланда–Альтмана. Конвергентная и дивергентная валидность шкалы была установлена посредством прямых связей шкалы с показателями юношеской апатии, отчужденности от учебы, академической амотивации, алекситимии и социальной ангедонии, а также обратных связей с показателями увлеченности учебой, познавательной мотивации, мотивации достижения, мотивации саморазвития, самоуважения, интроецированной и экстернальной мотивации. В третьей серии исследования была произведена оценка социальной желательности Шкалы апатии. С помощью экспериментальной манипуляции с fake-good, стандартной и fake-bad инструкциями, а также анализа корреляционных связей шкалы с Опросником социальной желательности Д. Паулуса было показано, что шкала устойчива и адекватна в условиях высокой социальной желательности. На основании результатов исследования делается вывод о том, что новая психологическая Шкала апатии является надежным и валидным инструментом для психологической диагностики апатии у взрослых русскоязычных респондентов.

Добавлено: 28 июня 2020
Статья
Петренко В. Ф. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 2. С. 3-23.
Добавлено: 5 мая 2009
Статья
Орлов А. Б. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 1. С. 82-96.
Добавлено: 28 января 2010
Статья
Семенов И. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 3. С. 108-126.

Одним из инновационных направлений современного человекознания является изучение рефлексии. В статье анализируется развитие проблематики рефлексии в европейской культуре, дифференцируются этапы и обобщаются достижения ее разработки в философии и психологии в русле взаимодействия основных методологических ориентаций научного познания: гуманитарно-культурологической, естественно-научной, технико-технологической. При этом презентируется опыт психотехнологического освоения рефлективных процессов в контексте исследований индивидуальности человека и его экономического поведения, ведущихся на факультете психологии Высшей школы экономики.

Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Улановский А. М., Ерохина Л. А., Ян М. Д. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. С. 140-166.

Статья посвящена анализу разговоров при знакомстве на материале записей быстрых свиданий. Дан обзор исследований романтического дискурса и формата быстрых свиданий, который сегодня рассматривается как оригинальная методология изучения феноменов коммуникации, межличностных отношений и аттракции. Представлены метод конверсационного анализа и модель анализа повседневных разговоров. Описаны результаты эмпирического исследования разговоров девушек и молодых людей в ходе знакомства на вечеринках быстрых свиданий (N=48): сцена-контекст, общий дизайн разговора, способы смены очереди говорящих, повторяющиеся паттерны, коммуникативные затруднения и институциональная специфика разговоров. 

Добавлено: 15 апреля 2016
Статья
Ловаков А. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 4. С. 108-116.

Целью статьи являлась разработка конструкта организационной идентификации (ОИ) и инструмента для его измерения. Предложенная 12-пунктная опросная методика включает 4 субшкалы: Самокатегоризация, Валентность идентификации, Эмоциональная привязанность, Разделение организационных целей и ценностей. Конфирматорный факторный анализ показал удовлетворительное соответствие факторной структуры методики эмпирическим данным. Методика показала приемлемый уровень конвергентной валидности, однако валидность некоторых шкал еще требует дополнительного обоснования. Проведенная первичная психометрическая проверка методики, созданной на базе четырехкомпонентной модели ОИ, показала допустимость использования ее для оценки данного конструкта.

Добавлено: 4 января 2013
Статья
Люсин Д. В., Пермогорский М. С. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 86-97.

Цель исследования состояла в том, чтобы выяснить степень универсальности распознавания эмоциональной окраски информации на трёх типах стимульного материала: человеческое поведение, музыка и немузыкальные звуковые стимулы. Предлагается выделять два аспекта в распознавании эмоциональной окраски информации: точность оценки её модальности и сензитивность к её выраженности. Разработаны методики для измерения этих двух аспектов распознавания эмоциональной окраски трёх типов стимульного материала. Была выдвинута гипотеза, что сензитивность имеет более универсальный характер, а точность более специфична по отношению к типу стимулов. Гипотеза получила подтверждение.

Добавлено: 3 сентября 2013
Статья
Климочкина А. Ю. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 1. С. 203-210.

В работе ставится вопрос о взаимосвязи религиозности и психологического благополучия человека в экзистенциально-психологическом понимании. Корреляционное исследование проводилось методом онлайн-опроса на открытых платформах. Из полученной выборки были отобраны респонденты, соответствующие двум критериям: первый — самоопределение респондента как верующего в Бога, второй — аффилиация респондента с Русской Православной Церковью. Итоговую выборку составили 153 человека. Оценка экзистенциального благополучия основывалась на понятии исполненности, которая измерялась валидизированным опросником Тест экзистенциальных мотиваций (ТЭМ). Был измерен частный и совокупный вклад частоты нескольких религиозных практик в показатель экзистенциальной исполненности — молитвы, посещения церкви, чтения Священного писания, участия в религиозных праздниках и соблюдения поста. Для оценки совокупного вклада религиозных практик составлена шкала Объективная религиозность ( Кронбаха = 0.89). Обработка результатов включала методы: сравнение средних, корреляционный анализ, иерархический регрессионный анализ. Гипотеза о положительной взаимосвязи между экзистенциальной исполненностью религиозных людей и частотой реализации ими религиозных практик подтвердилась. Результаты исследования указывают на более высокий уровень экзистенциальной исполненности у православных христиан относительно ожидаемых средних по ТЭМ в предыдущих российских исследованиях. Частота религиозных практик является значимым предиктором исполненности: православные, активно участвующие в религиозной жизни, сообщают о более высоком уровне экзистенциальной исполненности. Наибольшее значимая связь ( = .31) обнаружена с субшкалой переживания жизни как наполненной смыслом. В соответствии с экзистенциально-аналитической теорией предложена интерпретация обнаруженной взаимосвязи: религиозность является персональным ресурсом благодаря «упражнению» человека в духовной активности. Обозначены ограничения и перспективы исследования.

Добавлено: 1 апреля 2021
Статья
Семенов И. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. С. 65-73.

В статье представлено такое новое направление в изучении творчества, как рефлексивная психология: анализируются ее историко-научные предпосылки и концептуально-методические основы, характеризуются основные экспериментальные достижения и опыт применения в практике образования и управления. Специально рассматривается типология психолого-педагогических воздействий на творчество в целях его активизации и развития с помощью оригинальных психотехнологий игрорефлексики. Показана конструктивность рефлексивно-психологического подхода для прикладных исследований и разработок в таких смежных областях современного человекознания, как рефлексивная акмеология и рефлексивная педагогика творчества.

Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110-135.

Статья посвящена анализу проблемы роли рефлексивных процессов в саморегуляции. Разброс мнений по поводу их роли получает объяснение в дифференциальной модели рефлексивности, в которой различаются позитивные (системная рефлексия) и негативные (квазирефлексия, интроспекция) разновидности рефлексивных процессов. Операционализацией модели выступила оригинальная методика – Дифференциальный тест рефлексивности (ДТР), включающая 30 утверждений, сгруппированных в 3 шкалы: Системная рефлексия, Интроспекция, Квазирефлексия. В статье описаны 6 исследований, посвященных разработке и валидизации ДТР. Структура методики была проверена с помощью конфирматорного факторного анализа на выборке пользователей Интернет (N=3860) с перекрестной валидизацией на выборке участников летней школы (N=261). Полученные шкалы демонстрируют приемлемую надежность (0.78 < α < 0.85). Показатели двух негативных типов рефлексии умеренно коррелируют между собой и слабо связаны с показателем системной рефлексии. Все три типа рефлексивных процессов положительно коррелируют с другими существующими показателями рефлексивности. Показатель системной рефлексии демонстрирует слабые и умеренные положительные связи с показателями счастья, удовлетворенности жизнью, открытости новому опыту, дружелюбия, эмоциональной стабильности, позитивного одиночества. Показатель интроспекции демонстрирует умеренные отрицательные связи с показателями счастья, удовлетворенности жизнью, субъективной витальности, осмысленности жизни, жизнестойкости, ориентации на действие, эмоциональной стабильности, а также положительные – с показателями переживания одиночества и зависимости от общения; показатель квазирефлексии демонстрирует сходные, хотя и более слабые эффекты. На выборках успешных бизнесменов (N=21) и практикующих йогу (N=51) показатели негативных типов рефлексии оказываются существенно более низкими (d > 0.8) по сравнению с выборками нормы, что свидетельствует о критериальной валидности методики. Полученные результаты позволяют рекомендовать ДТР как надежный и валидный инструмент для дифференциальной диагностики рефлексивных процессов.

Добавлено: 24 декабря 2014
Статья
Похмелкина Г. Ф., Семенов И. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 1. С. 121-138.

Бурное развитие современной практической психологии выражается в разработке новых подходов и реализующих их психотехнологий. Одним из них является медиация, возникшая в США и интенсивно развивающаяся в Европе в Австрии, Германии, Швейцарии. В статье анализируются представленные на немецком языке современные подходы, принципы и методы медиации, эффективность которых характеризуется с позиций рефлексивной психологии, а также обобщается опыт использования рефлетехнологий медиации в отечественной практической психологии в контексте ее взаимодействия со смежными науками о человеке.

Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Похмелкина Г. Ф., Семенов И. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 1. С. 121-138.

Бурное развитие современной практической психологии выражается в разработке новых подходов и реализующих их психотехнологий. Одним из них является медиация, возникшая в США и интенсивно развивающаяся в Европе в Австрии, Германии, Швейцарии. В статье анализируются представленные на немецком языке современные подходы, принципы и методы медиации, эффективность которых характеризуется с позиций рефлексивной психологии, а также обобщается опыт использования рефлетехнологий медиации в отечественной практической психологии в контексте ее взаимодействия со смежными науками о человеке.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Новиков Н. А., Гуткин Б. С. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 1. С. 174-182.

Рабочая память как способность мозга удерживать информацию, недоступную непосредственно органам чувств, лежит в основе многих высших когнитивных функций. Нейробиологической основой рабочей памяти считается самоподдерживающаяся спайко- вая активность нейронов ассоциативных отделов коры. Помимо частоты спайков, в задачах на рабочую память модулируется коллективная осцилляторная активность нейронных ансамблей в различных частотных диапазонах. В данной статье проведен обзор экспериментальных данных, касающихся роли бета- и гамма-ритмов в реализации функций рабочей памяти. Особое внимание уделено освещению роли этих ритмов в различных фазах экспериментальной задачи, в частности — в момент предъявления подлежащего запоминанию стимула и в момент удержания стимула в рабочей памяти. Продемонстрировано соответствие между разными исследованиями в части взаимосвязи усиления префронтального гамма-ритма с кодированием стимулов и взаимосвязи усиления бета-ритма с удержанием следа памяти. Полученные результаты также рассмотрены в более общем контексте роли бета- и гамма-ритмов в организации нейрональной активности: считается, что гамма-ритм связан с восходящим распространением информации и со сменой состояния нейрональных популяций, а бета-ритм — с нисходящими воздействиями и с поддержанием статуса- кво. Наконец, рассмотрены основные проблемы, касающиеся доказательства каузальной роли префронтальных бета- и гама-ритмов в процессах кодирования и удержания стимулов, а также проблемы, связанные с недостаточным пониманием механизмов влияния бета- ритма на активность сетей рабочей памяти. Обсуждается потенциальная роль экспериментов с инвазивной и неинвазивной стимуляцией коры, а также роль численного моделирования нейрональной активности в разрешении указанных выше проблем.

Добавлено: 27 октября 2018
Статья
Бульцева М. А., Лебедева Н. М. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 4. С. 675-694.

Цель данного исследования состоит в идентификации различий в факторах, связанных с творческой продуктивностью в разных микродоменах литературной креативности (написание прозы и поэзии на уровне малой креативности). Данная работа анализирует взаимосвязи между индивидуальными ценностями (по Ш. Шварцу), мотивацией (по Э. Дэси и Р. Райану) и творческой продуктивностью у поэтов и прозаиков, измеряемой по частотному принципу. Выборка состояла из 240 представителей малой креативности, занимавшихся написанием прозы и/или поэзии в течение последнего года. В этом эмпирическом исследовании были использованы такие опросники, как PVQ-R Ш. Шварца, авторский опросник на частоту написания прозы и поэзии (на основании опросника С. Доллингера), опросник на мотивацию к креативному поведению (на основании теории Э. Деси и Р. Райана), а собранные данные анализировались при помощи факторного анализа, t-критериев Стьюдента, регрессионного анализа и путевого анализа. Были выявлено, что «поэты» и «прозаики» различаются ценностными приоритетами: у «поэтов» сильнее выражены ценности социального фокуса, а у «прозаиков» - ценности личностного фокуса; и набором предикторов творческой литературной продуктивности:  так, литературной продуктивности «поэтов» способствуют ценности Открытости Изменениям и препятствуют ценности Самопреодоления; а литературной продуктивности «прозаиков» способствуют ценности Сохранения и препятствуют ценности Самопреодоления и Самоутверждения. Также была выявлена медиативная роль автономной мотивации в отношениях ценностей и литературной продуктивностью в обеих группах.  Таким образом, проведенное исследование раскрывает эвристический потенциал дифференцированного на микродомены подхода к креативности.

Добавлено: 31 мая 2018
Статья
Угланова Е. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 2. № 2.
Добавлено: 3 ноября 2008
Статья
Шадриков В. Д. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 133-144.

В статье анализируются различные подходы к определению рефлексии и рефлексивности. На материале овладения интеллектуальными операциями показана роль рефлексивности в развитии способностей. Приводятся результаты исследования роли рефлексивных механизмов в развитии познавательных способностей.

Добавлено: 5 августа 2013
Статья
Хачатурова М. Р., Пойманова Д. М. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 164-176.

В статье рассматривается роль стратегии третьей стороны в разрешении межличностных конфликтов, под которым мы понимаем выбор участниками конфликта сотрудничающего способа поведения. В ходе эксперимента были смоделированы три стратегии поведения третьей стороны – сотрудничающая, нейтральная и агрессивная. В исследовании приняли участие 156 испытуемых, 95 девушек и 61 юноша, являющихся учащимися 10–11-х классов школ. В эксперименте также были задействованы 18 специально проинструктированных помощников экспериментатора, выполняющих роль третьей стороны. Исследование было разделено на две серии исходя из двух условий проведения эксперимента – в группе и в отдельных диадах, обусловленных существованием различий в выборе способов поведения участников конфликта. Суть эксперимента состояла в создании конфликтной ситуации посредством конкурирующих сил между участниками. Это было сделано с помощью игровой ситуации через моделирование борьбы за ограниченный ресурс, которым в нашем исследовании было получение отличной оценки, что в эксперименте зависело от решения биологического кроссворда. Результаты проведенного исследования показали, что стратегия поведения третьей стороны в конфликте оказывает влияние на процесс разрешения межличностного конфликта. Было доказано, что существуют различия в эффективности стратегий поведения третьей стороны в конфликте в зависимости от условий его протекания – в отдельной диаде или в условиях конфликта, возникшего в диаде в рамках социальной группы. Полученные результаты показали, что агрессивная стратегия третьей стороны ведет участников к выбору сотрудничающего способа разрешения конфликта, возникшего в диаде в рамках социальной группы. Результаты исследования могут быть использованы для создания методических рекомендаций как для учителей, нередко выступающих в качестве третьей стороны в разрешении конфликтов, так и для самих подростков.

Добавлено: 30 января 2015
Статья
Ловаков А. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 4. С. 657-678.

В статье проводится библиометрический анализ российских статей и их авторов, опубликованных в ведущих международных психологических журналах (с наибольшим значением импакт-фактора) с 2000 по 2015 г. Выборка составила 482 статьи российских авторов. Результаты анализа показали, что в последние несколько лет наблюдается рост количества российских публикаций в ведущих международных психологических журналах. Однако темп этого роста в России ниже по сравнению с другими странами, имеющими сходные элементы академической системы. Заметное место среди российских публикаций последних лет занимают публикации сотрудников лабораторий, созданных в рамках программы «мегагрантов» (почти каждая пятая статья в 2015 г.). Естественно-научный сегмент российской психологической науки и смежных областей лучше представлен в ведущих международных психологических журналах по сравнению с социальным и прикладным сегментами. По этой же тематической области в последние годы наблюдается больший рост количества публикаций. Многие авторы, имеющие наибольшее количество статей в ведущих международных психологических журналах, являются иностранцами либо имеют второе место работы в зарубежной организации. Среди авторов крайне мало систематически публикующих статьи в ведущих журналах из года в год. Лишь шестеро авторов систематически публиковали статьи в ведущих журналах на протяжении периода с 2008 по 2015 г. Однако в последние пять лет наблюдается рост российских авторов (до 29 человек), систематически публикующих статьи в ведущих журналах.

Добавлено: 30 октября 2017
Статья
Yagolkovskiy S. R. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2015. Vol. 12. No. 4. P. 184-191.
Добавлено: 10 октября 2015