• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 311 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Поселягин Н. В. Новое литературное обозрение. 2016. № 138. С. 57-59.

Вступительная статья к тематическому блоку «Настоящее и будущее гуманитаристики: взгляд Ханса Ульриха Гумбрехта» и к тематической рубрике «Книга как событие»

Добавлено: 3 декабря 2018
Статья
Поселягин Н. В., Вайзер Т. В. Новое литературное обозрение. 2018. № 153. С. 11-13.

Вступительная статья к тематическим блокам «В сторону (от) текста: Еще раз о силе слабых связей» и Детектив, пост/квазидетектив, конспирологическая драма»

Добавлено: 3 декабря 2018
Статья
Поселягин Н. В., Вайзер Т. В. Новое литературное обозрение. 2018. № 151. С. 10-12.

Вступительная статья к тематическим блокам «Достоинство как философское, историческое и правовое понятие» и «Кодексы чести и достоинства в поведенческих практиках России XVIII–XX веков»

Добавлено: 3 декабря 2018
Статья
Поселягин Н. В., Баткина Н. Т. Новое литературное обозрение. 2019. № 160. С. 171-173.

Вступительная статья к тематическому блоку "Материалы из личного архива Л.М. Баткина"

Добавлено: 16 марта 2020
Статья
Поселягин Н. В., Олейников А. А. Новое литературное обозрение. 2019. № 155. С. 81-83.

Вступительная статья к тематическому блоку "Хейден Уайт: контексты и рефрейминг"

Добавлено: 14 февраля 2019
Статья
Бекасова А. В. Новое литературное обозрение. 2012. № 113. С. 99-129.

В последней трети XVIII века проблема взаимоотношений родителей и детей оказалась в центре общественного внимания. В определенной степени этот интерес был связан с попыткой реализации Екатериной II амбициозного про­екта по воспитанию нового поколения граждан и подданных. Идеальные представления о семье органично вписывались в особый патриотический дискурс, активно формируемый в этот период. Как показала в своем иссле­довании Ингрид Ширле, для особого стиля политической коммуникации с акцентом на патриотические чувства и способы их репрезентации, получив­шего широкое распространение в период екатерининского царствования, было характерно не только активное использование семейных метафор, но и перенесение семейных структур на государственные отношения.

Добавлено: 4 июля 2013
Статья
Ильина К. А. Новое литературное обозрение. 2018. Т. 150. № 2. С. 116-128.

В данной статье реконструирована история появления в университетах Российской империи рецензий на диссертации. Исследование основано на делопроизводственной документации, извлеченной из архивов Министерства народного просвещения, Московского, Санкт-Петербургского и Казанского университетов. Собранный комплекс источников позволил проанализировать практики рецензирования квалификационных сочинений и изменение критериев оценки научной продукции, выявить участие чиновников Министерства народного просвещения в экспертизе научных сочинений, а также рассмотреть обстоятельства закрепления процесса правового требования диссертационной рецензии

Добавлено: 2 июня 2017
Статья
Поселягин Н. В. Новое литературное обозрение. 2019. № 157. С. 13-18.

В статье, служащей введением к рубрике "Книга как событие", посвященном обсуждению трехтомной антологии "Формальный метод: Антология русского модернизма" под редакцией Сергея Ушакина, обсуждается вопрос - зачем нам сегодня нужны формалисты? Почему для современных гуманитарных наук по-прежнему актуально наследие сторонников формального метода 1920-х годов? Что сегодняшнему гуманитарию (и не только российскому) дает реактуализация, казалось бы, уже сравнительно давнего и классикализованного теоретического наследия? С этим связан и другой вопрос: как нам издавать это наследие формалистов - так, чтобы не произошло его повторной классикализации? В статье обсуждаются оба эти вопроса.

Добавлено: 30 августа 2019
Статья
Майофис М. Л. Новое литературное обозрение. 2016. Т. 142. С. 292-324.

Статья посвящена истории массовых школ-интернатов на первом этапе их существования. Основная гипотеза состоит в том, что школы-интернаты должны были синтезировать ответы на самые острые вопросы того времени: где начинается и где заканчивается личная и политическая свобода советского человека, в чем состоят его/ее основные обязанности по отношению к государству, что государство готово предоставить ему в обмен на выполнение этих обязанностей, каковы будут источники ускоренного экономического развития страны в перспективе запланированного в течение двадцати лет наступления коммунистического строя и т.д.? Автор выдвигает гипотезу, согласно которой, создание интернатов мыслилось Н.С. Хрущевым как беспрецедентный в своем роде акт освобождения советских граждан, переживших тяготы войны и первых послевоенных лет, и должно было стать столь же беспрецедентным по масштабу актом закрепощения (или – порабощения) советских детей. И хотя проект Хрущева был реализован в очень небольшой части, современные российские школы-интернаты до сих пор несут на себе его родовые черты.

 

Добавлено: 30 сентября 2017
Статья
Лейбович О. Л. Новое литературное обозрение. 2012. Т. 4. № 16. С. 470-489.

В статье на основании архивных материалов реконструируется конфликт между инженером-партийцем, с одной стороны, и официальными инстанциями, с другой. Место конфликта – новейшее предприятие по производству авиамоторов – завод №19 в г. Перми. Тема конфликта – оспариваемое организацией право на личностную интерпретацию людей и событий. Время конфликта – репрессивная идеологическая кампания в августе 1936 г. (Процесс 16 в Москве). Содержание конфликта определяется столкновением двух культур: рационально – индивидуалистической, с одной стороны, и патримониальной, с другой. Здравый смысл противостоит идеологическим формулам  и терпит поражение.

Добавлено: 31 января 2013
Статья
Вейгандт С. Новое литературное обозрение. 2021. С. 130-150.

Исследование, представленное в этой статье, находится на стыке истории науки и истории искусства раннего советского периода конца 1910-х – начала 1930-х годов. В статье уделяется особое внимание понятию «пластика» в театральном искусстве, данное понятие рассматривается, как способ телесной выразительности актёра в период советского модернизма. В сфере бихевиористской науки в это время, термин «пластика» имел другое, противоположное, значение. Концепция «пластического», в рамках бихевиористской доктрины, преимущественно подразумевала изучение примитивных человеческих инстинктов и рефлексов, объясняя физиологические реакции с помощью психических феноменов. На фоне риторики бихевиористской науки, которая получила широкое распространение в период советского модернизма, пластическая выразительность в театральном искусстве представляла собой особый феномен counter-culture /контркультуры 1920-х – 1930-х годов.

Добавлено: 23 ноября 2020
Статья
Козлов С. Л. Новое литературное обозрение. 2012. № 114. С. 352-353.

Сергей Козлов объясняет, почему публикация не издававшейся раньше прозы Л.Я. Гинзбург меняет все сложившееся представление об этой писательнице.

Добавлено: 19 ноября 2012
Статья
Кабацков А. Н., Лейбович О. Л. Новое литературное обозрение. 2016. Т. 2. № 142 (6/2016). С. 325-348.

В контексте исторической концепции закрепощения и раскрепощения сословий (С.М. Соловьев - А.Д. Градовский) рассматривается эволюция социального статуса университетского  преподавателя в России в последние столетия. Для описания зависимого состояния доцента в вузе используется метафора «невольник», посредством которой обозначаются административный произвол, распространение подданнической культуры в университетской среде и сокращение возможностей профессиональной самореализации. Ведущим агентом закрепощение университетских преподавателей представлена администрация вузов, представляющая одновременно ведомственную власть и собственные социальные амбиции. Ключевые слова: российское образование, университет, ученое сословие, закрепощение – раскрепощение, автономия вузов, статус преподавателя, 

 

Добавлено: 29 декабря 2015
Статья
Левченко Я. С. Новое литературное обозрение. 2016. Т. 141. № 5 (1). С. 410-427.

 

В статье рассматривается проблема господства и подчинения в том специфическом освещении, которое она получила в фильмах о сталинизме и его последствиях, снятых главным образом
на студии «Ленфильм», в 1980-е годы пережившей период творческого расцвета. Исследуемые образцы работы с тоталитарным опытом свидетельствуют не только о следовании конъюнктуре, но и о систематических попытках преодолеть затвердевшие границы советского кинематографического языка, в том числе поставить вопрос о работе механизма памяти и забвения в постсоветской культуре.

Добавлено: 8 декабря 2016
Статья
Кучерская М. А. Новое литературное обозрение. 2016. № 4. С. 172-180.

Статья рассматривает эпизод мифологизации обстоятельств своего литературного дебюта Н.С. Лесковым. Опустив в автобиографичес­ких заметках имя и отчество помещика и соседа родственников Лескова Ф.И. Селиванова, который находил его письма достойными публикации, Лесков таким образом открыл возможность приписать эти похвалы известному литератору И.В. Селиванову. 

Добавлено: 13 марта 2017
Статья
Лекманов О. А. Новое литературное обозрение. 2011. № 108. С. 394-395.
Добавлено: 12 декабря 2011
Статья
Левченко Я. С. Новое литературное обозрение. 2019. Т. 159. № 5. С. 122-124.

Вступительное слово к блоку материалов "Смотреть и делать. Русский формализм: метапоэтика и метиатеория" 

Добавлено: 31 октября 2019
Статья
Мохов С. В. Новое литературное обозрение. 2019. Т. 155. № 1.

////

Добавлено: 21 сентября 2018
Статья
Левченко Я. С. Новое литературное обозрение. 2014. Т. 128. № 4. С. 125-143.

В  статье рассматриваются превращения, которые претерпевает теория русского формализма после его провозглашенной отмены в 1930 г., когда лидер движения Виктор Шкловский выступил с одиозной статьей "Памятник научной ошибке". Есть авторитетное мнение (от Ричарда Шелдона до Александра Галушкина), что статья была, скорее, отвлекающим маневром, позволившему формалистам не раскаиваться в своих прежних достижениях. Автор настоящей работы настаивает, что сам Виктор Шкловский пошел еще дальше, сознательно реализуя свои теоретические положения в многообразных жанрах словесности (беллетристика, пособия по литературному творчеству, рассказы для детей и  т. д.). В статье подробно рассматриваются примеры такого транспонирования (перевода) теории в конвенции литературного письма.

Добавлено: 6 мая 2014