• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 313 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Молодыченко Е. Н. Russian Journal of Linguistics. 2020. Т. 24. № 1. С. 117-136.

В последние несколько лет наблюдается рост количества и значимости новых лайфстайл-медиа. Помимо чисто инструктирующей и развлекательной функции, такие медиа выполняют и важную социокультурную функцию конструирования идентичностей. В условиях общества потребления идентичности формулируются как выражаемые путем использования товаров и реализации коммерциализированных практик. Целью настоящего исследования является описание дискурсивных механизмов, лежащих в основе превращения предметов потребления и практик в семиотические ресурсы выражения идентичности. Исследование проводится в соответствии с моделью дискурс-анализа, предполагающей рассмотрение дискурса в его связи с широким экстралингвистическим контекстом. Материалом исследования послужили дискурсы новых онлайн-ресурсов для мужчин, являющиеся одним из ключевых типов современных лайфстайл-медиа. Основным результатом исследования является описание упомянутого выше дискурсивного механизма как метасемиотического проекта. В процессе реализации такого проекта разнородные объекты-знаки - товары и практики - типизируются при помощи метасемиотического термина. Для рассматриваемых ресурсов таким термином является инвариантное выражение «стильный мужчина», выражающее популярную форму идентичности. К основным вариантам текстовой актуализации данного термина следует отнести словоформы с корневой морфемой style , а также лексемы, называющие различные «ипостаси» современного мужчины, вроде man , guy, kid, gentleman и bad ass . Анализ демонстрирует, что с течением времени все большее количество товаров и практик охватывается изучаемым видом дискурса и, соответственно, подводится под указанный типизирующий термин. Ключевая роль в реализации метасемиотического проекта отводится интертекстуальности: конкретные тексты всегда перекликаются с другими текстами лайфстайл-дискурса; объекты-знаки подвергаются в этом процессе бесконечному переформулированию и наполняются новым содержанием. Полученные результаты вносят вклад в изучение современных лайфстайл-медиа, используемых в них механизмов дискурсивного конструирования идентичностей, а также в дальнейшее осмысление процесса изучения дискурса в его связи с социокультурным контекстом.

Добавлено: 1 апреля 2020
Статья
Дмитриева О. А. Социологический журнал. 2016. Т. 22. № 4. С. 90-109.

Исследователи давно и много занимаются темой, как люди потребляют разную информацию — от книг и газетных текстов до телевизионных программ и ресурсов интернета. В связи с развитием последних происходят существенные изменения в пользовательских практиках. Появление «интерактивного видео» стало одним из новых способов взаимодействия между пользователем и контентом и, как и многие новые явления, оно описывается исследователями при помощи метафор. Цель статьи — представить обзор метафор и основанных на них подходов, которые разрабатывают исследователи для изучения специфики взаимодействия пользователя с интерактивным видеоконтентом. Автор выделяет три основных метафоры — «поток», «игра» и «текст» — и их вариации, анализирует эмпирические примеры и теории, описывающие поведение пользователя. Показано, какому типу онлайн-взаимодействия пользователя с видеоконтентом соответствует каждая из метафор.

Добавлено: 2 октября 2019
Статья
Штейнман М. А. Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2017. Т. 1. № 7. С. 123-128.

В настоящий момент Европа переживает столкновение различных матриц восприятия социальной реальности, представленных резко возросшим числом мигрантов, с одной стороны, и местными жителями с другой. Преодоление этого коммуникативного конфликта путем социального сотрудничества возможно лишь при условии социокультурной специфики трех доминирующих вызовов: территориального, ценностного и цивилизационного. 

Добавлено: 16 июля 2018
Статья
Штейнман М. А. Искусство кино. 2018. № 9/10.

Статья посвящена киносаге Дж. Лукаса "Звездные войны". Фильмы рассматриваются с позиции теории коммуникации, социокультурных и литературных архетипов, а также политической мифологии.

Добавлено: 25 ноября 2019
Статья
Саломатин Ю. В. Бизнес. Общество. Власть. 2021. № 39. С. 152-162.

В данной статье автор рассматривает модели и практики взаимодействия бизнес-сообществ, представляющих "большую бизнес-четверку", и органов государственной власти во Владимирской области. Автор приходит к выводу о том, что при анализе подобных процессов необходимо рассматривать каждое бизнес-сообщество отдельно друг от друга, так как для каждой из них характерна своя модель взаимодействия с властью.

Добавлено: 29 апреля 2021
Статья
Ефанов А. А. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2018. № 3. С. 42-51.

В статье проводится социологическое обоснование моделей дискредитации политического актора посредством медиа. За основу исследования были взяты произошедшие в Оренбургской области политические скандалы в отношении министра физической культуры, спорта и туризма О. Пивунова и министра лесного и охотничьего хозяйства В. Тонких. Используется комплекс методов: контент-анализ и дискурс-анализ материалов информационных программ федеральных (Первый канал, ВГТРК («Россия 1»), НТВ, «РенТВ») и региональных телеканалов (ГТРК «Оренбург», «ОренТВ», «ТК-Регион», «ОРТ Планета»), федеральных («РИА Новости», «REGNUM», «ТАСС», «Интерфакс») и региональных лент информационных агентств («РИА56», «Orenday», «Вестирама», «ProOren»), комментариев пользователей социальных сетей «ВКонтакте» и «Facebook», а также онлайн-опросы «Доверие к телевидению» (n=400) и «Дискредитация политического актора» (n=500) в социальной сети «ВКонтакте». Хронологические рамки исследования: 2016-2018 годы. По итогам исследования определяются две модели дискредитации политического актора: прямая и косвенная. Делается вывод, что факты дискредитации политических акторов конституируют стереотип о российских чиновниках, усиливая падение имиджа государственного служащего. Автор прогнозирует обострение проблемы доверия к институту власти как на региональном, так и федеральном уровне.

Добавлено: 24 октября 2018
Статья
Григорьев Д. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 2. С. 215-244.

Данная обзорная статья знакомит читателей с современным состоянием исследований в рамках модели содержания стереотипов и некоторым опытом её применения для объяснения содержания этнических стереотипов в России. Были даны определения двум базовым компонентам социальной перцепции (теплоте и компетентности), описаны их антецеденты (взаимозависимость и статус) и последствия (согласно модели BIAS), а также возможные эффекты компенсации. Применительно к этническим стереотипам этнически русских данная модель была использована в 2018 г. для составления карты этнических стереотипов для шестидесяти самых многочисленных этнических групп (как иммигрантов, так и этнических меньшинств). Четыре кластера занимали пространство теплоты-компетентности содержания стереотипов: (1) православные славянские народы (высокая теплота и высокая компетентность); (2) преимущественно коренные народы РФ и восточно-христианские группы (средняя теплота и средняя компетентность); (3) этнические группы из экономически развитые страны (низкая теплота и высокая компетентность); а также (4) группы, воспринимаемые как неквалифицированные иммигранты, стигматизированные и конфликтные группы (низкая теплота и низкая компетентность). Кроме того, сообщаются результаты проверки предположения об амбивалентности стереотипов, связи численности групп и позицией ингруппа/аутгруппа с их оценкой, а также последствия их культурного (или религиозного) сходства. Карта содержания этнических стереотипов в РФ показала преимущественно стереотипы с взаимосвязанными теплотой и компетентностью, с несколькими амбивалентными стереотипами. Модель содержания стереотипов, при учёте антецедентов из других моделей, ожидаемо и последовательно описывала стереотипные образы этнических групп в РФ. На основе современного понимания даются предложения по изменению этнических стереотипов в РФ.

Добавлено: 8 июня 2020
Статья
Томин Л. В., Балаян А. А. Информационное общество. 2020. № 5. С. 80-88.

Статья посвящена трансформации американского рекламного рынка под воздействием логики капитализма платформ на примере «подрыва» бизнес-модели издателей печатной периодики. Развитие цифровой инфраструктуры позволяет платформенным компаниям собирать и монетизировать данные, доставлять пользователям персонализированную рекламу. Произошедший структурный сдвиг лишил печатные СМИ роли основных каналов доставки рекламных сообщений до определенных групп, рекламные платформы способны сделать это самостоятельно. В рамках капитализма платформ, печатные СМИ для того, чтобы остаться на рынке вынуждены трансформироваться в соответствии с логикой платформенной экономики.

Добавлено: 28 октября 2020
Статья
Ефанов А. А. Регионология. 2014. № 3 (88). С. 174-181.

Статья посвящена анализу механизмов конструирования моральной паники в Оренбургской области, ее распространения и трансформации. Рассматриваются основные деструктивные явления, формирующие медиа-истерию в регионе. Особое место уделяется интерактивным голосованиям, изучается их соответствие заложенным функциям и принципам.

Добавлено: 16 сентября 2018
Статья
Мороз О. В. Топос. Философско-культурологический журнал. 2017. № 1-2. С. 187-200.

В статье речь идет о трансформации этики журналистики.

Добавлено: 5 октября 2020
Статья
Васильковский С. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2020. Т. 15. № 4. С. 196-203.

Онлайн-платформы быстро стали особенно важным для экономики и общества явлением. Они принесли значительные выгоды потребителям, предприятиям и правительствам, например, помогая им с большей легкостью и эффективностью взаимодействовать с большим количеством людей, торговых партнеров и клиентов, предоставлять государственные услуги. В данном обзоре будут рассмотрены доклады Организации экономического сотрудничества и развития о характеристиках цифровых платформ и их влиянии на экономику, общество и политику. Кроме того, автор затронет вопросы регулирования рынка труда, налогообложения, а также проблемы обеспечения конфиденциальности сбора, хранения и использования данных.

Добавлено: 2 марта 2021
Статья
Павлов А. В. Философские науки. 2018. № 10. С. 97-113.

В последние 20 лет все ключевые авторы, писавшие о состоянии постмодерна, либо стали заниматься другими исследованиями (Фредрик Джеймисон), либо провозгласили, что постмодерн мертв (Линда Хатчеон). С 2000 г., когда усталость от постмодерна стала очевидной для всех, различные исследователи, критики и теоретики стали предлагать свои концепции нашей эпохи. Однако все эти теории, акцентируя смену культурных парадигм, рассматривают культуру традиционно, не обращая внимания на тотальную диджитализацию и внедрение новых технологий в нашу жизнь. В двух концепциях нашего времени эти процессы, однако, становятся центральным местом. Это концепции диджимодерна и автомодерна. В фокусе внимания настоящей статьи – идея автомодерна, предложенная американским социальным  теоретиком Робертом Сэмюэлсом в 2007–2009 гг. Последний считает, что наш мир характеризуется двумя противоречивыми тенденциями – автоматизацией и стремлением к автономности (личной свободе). С его точки зрения, первая чаще всего не позволяет достичь последней в силу определенных обстоятельств. На примере автомобиля, персонального компьютера, Интернета и т.д. Сэмюэлс показывает, чем именно сегодня является наша культура в широком смысле слова. Разбирая концепт «цифровой молодости», он также обращает внимание на формирование новой субъектности эры автомодерна. Наконец, наиболее интересная часть концепции автомодерна, актуальная сегодня более всего – это критика левых социально-философских концепций (Славой Жижек, Фредрик Джеймисон) и теорий культуры (Генри Дженкинс). В конце статьи упоминается новейшая книга Адама Гринфилда «Радикальные технологии: устройство повседневной жизни». Благодаря ей теория Сэмюэлса может быть верифицирована.

Добавлено: 20 января 2019
Статья
Павлов А. В. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 2. № 2. С. 197-212.

Текст представляет собой развернутую рецензию в жанре "размушления над книгой" на монографию: Kirby A. Digimodernism. How New Technologies Dismantle the Postmodern and Reconfigure Our Culture. — New York, London : Continuum, 2009.

Добавлено: 17 августа 2018
Статья
Карамалак О. А., Пожидаева Е. В. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 38. № 1. С. 35-42.

Современная философия языка занимается широким кругом проблем, связанных с функционированием языка в окружающей среде. В данной статье выделяются три парадигмы языка: устный, письменный и диджитал. В диахроническом аспекте язык появился и первоначально существовал исключительно в устном виде. Речь рассматривается автором как естественная биологическая способность социальной адаптации в языковой среде, обладающая ориентирующей функцией. С появлением письменности человечество вступило в новую эпоху текстовой среды. Письменный язык – это артефакт, являющийся неотъемлемой частью нашей жизни. В настоящее время мы являемся свидетелями появления новой эры диджитал языка и виртуальной среды. Автор приходит к выводу, что диджитал язык знаменуется интерактивностью, диалогичностью, иконичностью, являясь гибридом устного и письменного языка. Электронный текст семиотически осложнен эмотиконами, видом шрифта, его расположением, цветом, и т.д., картинками и видео фрагментами. В статье представлен анализ дискурса развернувшегося в результате размещения на стене пользователя креолизованного текста в социальной сети «Facebook». Креолизованный текст формирует единство вербальной и невербальной его составляющей, способствуя порождению и развитию дискурса (ориентирование и вовлечение людей). Пост, размещенный в «Facebook», носит нелинейный характер, он распространяется на своеобразные дискурсионные ветви (более короткие диалоги). Участники такого многонаправленного дискурса используют разговорный стиль языка, смайлы, морфологические, лексические и синтаксические приемы для выражения эмоционального фона. 

Добавлено: 6 июня 2019
Статья
Шариков А. В., Клименко М. К. Медиаальманах. 2018. № 6. С. 96-107.

В статье рассматриваются тенденции последних лет в развитии общественного телерадиовещания в европейских странах. Анализируются конкретные факты, социологические данные, критические высказывания прессы. Представлены результаты пилотного экспертного опроса, проведенного авторами среди бывших и нынешних руководителей среднего звена общественных телерадиокомпаний семи европейских стран, а также академических исследователей, занимающихся данной проблематикой. Делается вывод о том, что деятельность общественных телерадиокомпаний Европы в целом удаляется от идеальной модели общественного вещания, поскольку наблюдаемые тенденции приводят к усилению зависимости общественных вещателей от власти и крупного капитала.

Добавлено: 7 марта 2020
Статья
Семыкина К. С. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 5. С. 329-344.

Рассматриваются особенности конструирования российской дискуссии об однополых браках, выступающих традиционным требованием движений за равноправие ЛГБТ. Эмпирическим материалом являются новостные сообщения, выпущенные четырьмя российскими газетами в период легализации гей-браков на территории США. Теоретической базой служит теория фреймирования, объясняющая конструирование логик описания, с помощью которых аудитория воспринимает новостные сообщения. Проводится кластерный анализ наиболее значимых тем, представленных в новостных сообщениях. Исследование показывает, что российская дискуссия о гей-браках структурирована четырьмя фреймами: фреймом опасности, «нейтральным» фреймом, а также фреймами морали и равенства. Фрейм опасности, определяющий распространение однополых браков как результат воздействия внешних сил, угрожающий государству и обществу, используется в дискуссии наиболее часто. Второй по популярности «нейтральный» фрейм встречается в сообщениях, авторы которых стремятся выдержать безоценочный тон и ограничиваются фактологическим описанием инфоповода. Фреймы морали и равенства, особенно популярные в американской дискуссии, встречаются в российских медиа реже. Фрейм морали предполагает осуждение однополых браков с точки зрения традиционной морали и религии, во фрейме равенства они рассматриваются как предоставление гомосексуалам равных гражданских прав. В целом в сообщениях российских медиа о гей-браках преобладает негативный или нейтральный тон повествования.  

Добавлено: 13 июня 2019
Статья
Павлов И. А. Экономическая социология. 2020. Т. 21. № 1. С. 100-112.

В книге трёх знаменитых исследователей культур сообществ и влияния технологий на общество слово «conversation» (беседы) выведено в назва- ние, и это не должно остаться незамеченным для читателя. Текст по- строен в форме диалогов авторов о применимости термина «participatory culture» (культура соучастия) к анализу различных сфер социальной жизни (образование, взаимоотношения поколений, политика и т. д.) и одновре- менно является приглашением присоединиться к этой беседе, поспорить со многими высказанными тезисами и предложить собственные. У каждого из авторов своя трактовка магистрального феномена культуры соучастия, но их объединяет в первую очередь глубочайшее вчувствование в свой объект исследований, от которого так предостерегал М. Вебер (все трое исследователей идентифицируют себя как бывших или настоящих носителей культуры соучастия). Такое вживание не остаётся бесследным, и, по мнению автора рецензии, представляет анализируемое исключитель- но в позитивном ключе. Как следствие, авторы показали не только богатое (чуть ли не автоби- ографическое) исследование культуры соучастия, но и сделали ряд очень важных социальных рекомендаций о продуктивной и аккуратной работе с ней в образовательной сфере, в разрешении межпоколенческих конфлик- тов и в целом призвали не маргинализировать представителей сообществ культур соучастия. Безусловно, педалирование демократизирующей, про- светительской и прочих положительных ролей культуры соучастия важно и очень полезно. Помимо анализа культур соучастия, в книге представлен обновлённый взгляд на классическое понимание социальных групп, сетей и форм капи- талов. В рецензии сделана попытка систематизировать взгляды исследователей на самые крупные тематические поля, освещённые в тексте. В конце ре- цензии её автор позволяет себе присоединиться к диалогу с тремя извест- ными учёными и мысленно переносится (и предлагает это сделать чита- телю) в гостиную Г. Дженкинса, в которой происходила большая часть приведённых в книге бесед.

Добавлено: 26 января 2021
Статья
Кирия И. В. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2019. № 1. С. 3-24.
Добавлено: 29 марта 2019
Статья
Казун А. Д. Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2018. Т. 12. № 4. С. 35-50.

В настоящем исследовании проанализированы особенности освещения кандидатов на выборах президента РФ в 2018 году. В качестве периода анализа был выбран месяц, предшествовавший дню голосования, поскольку именно в это время избирательная кампания велась наиболее активно. Участники предвыборной гонки получали неодинаковое внимание СМИ. Так В. Путин значительно чаще других кандидатов упоминался как в постах блогов, так и в федеральных печатных изданиях, а также часто выступал в сообщениях СМИ в главной роли. Большинство кандидатов освещалось печатными изданиями преимущественно позитивно и или нейтрально. Исключением здесь является П. Грудинин, в отношении которого негативно окрашенные статьи преобладали над позитивными новостями. Впрочем, освещение кандидата от КПРФ сложно назвать неблагоприятным, поскольку он часто выступал в новостях в главной роли и упоминался отдельно от остальных кандидатов, а не в общем списке участников гонки. К. Собчак чаще упоминается отдельно от других участников гонки в блогах, а В. Жириновский, напротив, в прессе. Кандидаты, набравшие меньшее число голосов, реже обсуждаются в СМИ. Кроме того, кандидаты-аутсайдеры освещаются преимущественно в статьях, содержащих упоминания других участников гонки. Они редко оказываются героями «сольных» публикаций, особенно в случае блогов. Анализ парных упоминаний кандидатов в прессе показывает, что В. Путин является основным оппонентом для четырех участников выборов. Занявший второе место на выборах П. Грудинин был основным оппонентом для В. Путина и М. Сурайкина. Тогда как кандидаты, не попавшие в верхнюю половину списка по итогам голосования, не были ни основными, ни вторыми по значимости оппонентами ни для кого из участников гонки. Можно предположить, что кандидаты-аутсайдеры предпочитали атаковать лидера, а не друг друга, оставаясь при это малозаметными для ведущих участников выборов.

 

Добавлено: 29 декабря 2018
Статья
Ефанов А. А. Информационное общество. 2017. № 1. С. 36-40.

В статье рассматриваются стратегии освещения предвыборных кампаний в СМИ в соотношении с электоральным интересом. Предметом изучения стали избирательные процессы 2016 года в России и США. За основу исследования взяты материалы информационных и общественно-политических программ федеральных, региональных телеканалов и «посты» жителей Оренбургской области в социальных сетях. Применялись методы количественного контент-анализа и дискурс-анализа. По итогам проведенного исследования делается заключение, что соотношение освещения предвыборных кампаний в СМИ и электорального интереса имеет прямую и обратную зависимость.

Добавлено: 16 сентября 2018
Статья
Фомин И. В. Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9. № 2. С. 37-51.

Статья посвящена выработке фундаментальной семиотической модели образа на основе категориального аппарата Ч. С. Пирса (рассмотрены понятия Первичности, иконы, гипоиконы и метафоры). С опорой на понятия иконического знака и метафоры предложена общесемиотическая модель образа как комплексной знаковой конструкции (двухуровневой гипоиконы-метафоры), имеющей в качестве своего знакового средства некоторый первичный знак, репрезентующий в качестве объекта все подобные этому знаку факты действительности (случаи семиозиса) в силу того, что этот первичный знак детерминирует по принципу сходства с ними вторичный, образный интерпретант. Очерчены ключевые функции образа. Обсуждается соотношение категории образа со смежными понятиями.

Добавлено: 2 октября 2018