• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 364 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Конрой Н. В. Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 5. С. 130-139.

В книге Сеодороса Ракопулоса используется антропологическое понятие «жизнеобеспечение», чтобы по-новому соединить три большие темы — мафии, антимафиозного движения и кооперативизма. Несколько десятилетий мафия вызывает живой интерес у широкой публики, журналистов, социальных и гуманитарных исследователей — антропологов, социологов и политологов, историков и культурологов. На появление в 1980–1990-х гг. законодательной базы, регулирующей изъятие государством и дальнейшее использование собственности мафиозных кланов, заметно повлияли активистские движения. Именно поэтому анализ опыта создания на экспроприированных землях аграрных кооперативов сквозь призму низовых инициатив гражданского общества стал доминирующим. Однако Ракопулос, наблюдая в 2007 и 2009 гг. за работой четырёх антимафиозных кооперативов в Западной Сицилии, пришёл к выводу, что, в отличие от администраторов, рабочих больше интересуют вопросы зарплаты и цены, чем идеологии и гражданского участия. Как те, кто работает на земле и находится ниже «низовых инициатив» в структуре кооператива, обходят идеологию, если она противоречит традиционным «моральным кодам»? Как они примиряют работу в антимафиозном кооперативе с семьёй и со связями в местном сообществе, где невозможно занять нейтральную или незаинтересованную позицию по отношению к мафии? Как на городских менеджеров, борющихся с «плохим родством» местных рабочих, влияют их собственные семейные и дружеские круги? Последовательно рассматривая различные обстоятельства участников (семью, репутацию, соседство и проч.), воздействующие на их жизнеобеспечивающие практики, исследователь приходит к выводу, что ни среди рабочих, ни среди менеджеров нет тех, кто был бы свободен от локальных морально-этических норм и мог бы смотреть на работу кооператива глазами далекого государства. А значит, и сами политизированные кооперативы, вопреки собственной идеологии, не могут существовать как анклавы хороших хозяйственных практик.

Добавлено: 30 ноября 2018
Статья
Новиков Г. Е. Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 1. С. 80-95.

Данный обзор представляет характеристику и анализ исторических форм потребительского кредитования. Теоретической базой обзора является культурная и социальная история потребительского кредита — новое междисциплинарное направление, предлагающее альтернативный под- ход к изучению и пониманию роли, которую кредит в разных странах и в разные исторические периоды играет в жизни людей. В рамках этого подхода в центре внимания оказываются тесные связи между кредитом и отношениями в сообществе, изменения повседневных практик, вызванные распространением потребительского кредитования, и сдвиги в восприя- тии кредита, его принятии или отторжении. Особый акцент делается на выявлении различий между формами кредитования в разных странах и в разные исторические периоды. Культурная и социальная история кредита представляется наиболее удачным подходом для рассмотрения форм по- требительского кредитования в их исторической изменчивости. Очертив проблемное поле истории кредита, автор рассматривает инсти- туциональные условия формирования современных форм кредитования: законодательство, более или менее строго регулировавшее долговые от- ношения, и уже существовавшие формы кредита, такие как ломбарды, малые займы, рассрочка, семейные займы и кредиты по «открытой кни- ге». Затем анализируется развитие потребительского кредита в США, где ключевыми процессами были легализация и легитимация малых займов, распространение продаж в рассрочку и эволюция форм кредитного учёта, и в Европе, где наибольший интерес представляют чековые системы креди- тования (особенно реализованная Provident Clothing and Supply Company в Великобритании), не имевшие аналогов в Америке. Далее уделяется внима- ние критике кредита, возникающей на протяжении его развития. Основ- ными направлениями противостояния кредиту были критика с этических позиций и критика кредита как проявления капитализма и американской экспансии. В заключении обосновывается значимость исследований по истории кредита как для выстраивания экономических и социологических аргументов в этой области, так и для понимания сложности и многогран- ности путей, приведших к формированию тех институтов, которые се- годня называются потребительским кредитованием.

Добавлено: 30 ноября 2017
Статья
Павлюткин И. В. Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 4. С. 190-200.

Рецензия посвящена коллективной монографии «Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах», вышедшей в издательстве «Новое Литературное обозрение». Авторы объёмного издания преследовали две цели. Во-первых, подготовить путеводитель по академическим карьерам во Франции, в Германии, США, Великобритании и России для молодых социологов, задумывающихся о своём профессиональном пути. Опираясь на различные источники (материалы интервью, вторичные данные, автоэтнографию), авторам удалось представить институциональную историю формирования академической социологии как профессии и описать эволюцию ключевых переходов в трудовой биографии социологов пяти стран. Во-вторых, сравнив и обнаружив определённые различия в институциональных и внеинституциональных механизмах найма социологов, авторы предлагают теоретическое объяснение этих различий, используя категорию «оптические системы» как культурную рамку, через которую те или иные агенты, обладающие ресурсами и мотивами, смотрят на университеты. Поскольку, по мнению авторов, в основании динамики академических миров лежит смена «словарей подозрений», оптические системы позволяют хотя бы на время справиться с всеобщим недоверием и страхом быть обманутым «благородными жуликами». В рецензии дан краткий разбор отдельных глав книги, описаны безусловные достоинства монографии и её условные недостатки. В книге поднимается несколько важных тем, обсуждаемых сегодня в экономической социологии на разных эмпирических примерах: взаимосвязь морали и рынков; как работают стимулы и как наблюдать их эффекты; являются ли институты заменителями доверия. Несмотря на провокационность отдельных тезисов, разоблачительность комментариев и дискуссионный характер выводов, книга, безусловно, заслуживает прочтения всеми, кто так или иначе вовлечён в современную систему высшего образования и науки, — нынешними и будущими академиками, чиновниками, управленцами и, конечно, теми, кто именует себя экспертами.

Добавлено: 6 октября 2016
Статья
Евстратова А. П. Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 4. С. 95-115.

Работа посвящена рынку фотографии г. Москвы в сегменте свадебной, портретной съёмки и так называемому жанру love story (история любви). Фотографии, пользующиеся популярностью на рынке, могут дать представление о том, какие ценности существуют в современном обществе, каковы тенденции его развития. Мы рассмотрим фотографию с точки зрения смыслов, которыми её наделяют участники рынка фотографии (фотографы и их клиенты). Основной замысел статьи заключается в том, чтобы показать, как формируется спрос на фотографию со стороны потребителей, что делают фотографы для привлечения новых клиентов. В первую очередь поэтому мы обратились к основным социальным функциям фотографии, которые были выделены в предшествующих теоретических исследованиях. Помимо этого, большое значение для нас имеют исследования последних лет, связанные с самопрезентацией и созданием имиджа в социальных сетях, в том числе и с помощью фотографии. В статье также представлен экономико-социологический подход к изучению рынка фотографии, так как этот рынок обладает рядом особенностей по сравнению с другими. Для решения поставленных задач был использован метод полуструктурированных интервью с основными участниками рынка — фотографами и их клиентами (13 интервью). В качестве иллюстраций предпочтений потребителей при создании образа представлены результаты контент-анализа двухсот профессиональных фотографий пользователей социальных сетей. С помощью проведённого анализа данных сделана попытка объяснить разницу в предпочтениях фотографов и их клиентов, а также показать, что на рынке практически нет места для искусства и креатива.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Сакаева М. М. Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 3. С. 96-122.

Данное исследование посвящено избранию предпринимателей в состав законодательных собраний регионов. Переход из бизнеса в политику без отказа от ведения предпринимательской деятельности рассматривается как рационально обусловленная стратегия поведения экономического агента. Автор исходит из положения о том, что для предпринимателя депутатский мандат  — это эффективный инструмент реализации экономических интересов. На примере Законодательного собрания Санкт-Петербурга изучены возможности и ресурсы, которые доступны собственникам с депутатским мандатом. Также показаны ограничения, с которыми предприниматели сталкиваются в ходе реализации экономических интересов посредством использования политического, административного и иных ресурсов. В  работе уделено внимание и масштабам прихода представителей бизнеса в законодательные собрания регионов Северо-Западного федерального округа. В  ходе исследования был сделан вывод о том, что депутатский мандат следует рассматривать как «окно возможностей», позволяющих предпринимателю оптимизировать положение на рынке. В  то же время такие возможности не являются безграничными, а отношения бизнеса и власти имеют форму обмена.

Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Конрой Н. В. Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 5. С. 73-103.

В статье рассматриваются процессы «одомашнивания» технологии жестких дисков и формирования рынка услуг по восстановлению данных с цифровых носителей в России конца 1990–2000-х гг. Основываясь на материалах этнографического исследования, проведенного в одном из сервисных центров Москвы (2003–2007 гг.), и серии из 12-ти фокусированных биографических интервью с техническими специалистами из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Минска (2007–2010 гг.), автор: (1) утверждает, что главной движущей силой этих процессов стали передовые пользователи и (2) предлагает сузить определение передовых пользователей, понимая под ними тех, кто способен к самостоятельному осуществлению всех этапов инновационного цикла от «изобретения» до коммерциализации инновации. Цель статьи — ответить на три вопроса: (1) Кто те передовые пользователи, которые «изобрели» восстановление данных в России? (2) Кому они передавали свою инновацию? (3) Какие средства передачи использовали на разных этапах инновационного цикла? Для ответа на эти вопросы в статье последовательно рассматриваются: (1) история и социальная база восстановления данных как инновации; (2) практики передачи, характерные для разных этапов цикла (вверх, производителям технологий, на этапе «изобретения»; по горизонтали, другим передовым пользователям, на этапе объективации; вниз, «продвинутым» и рядовым пользователям, на этапе коммерциализации и широкого распространения); (3) динамика восстановления данных как «культурного рецепта». Для анализа использовались отдельные процедуры, заимствованные из обоснованной теории, приземляющая логика которой (создание теории локальных процессов) согласуется с локализующей логикой понятия «доместикация». Результатом анализа стала «теория», объясняющая развитие рынка восстановления данных в России как эволюцию культурных рецептов, передаваемых пользователями. В заключении автор делает предположение о том, что в некоторых технологических областях инновации в постсоветской России могли распространяться сходным образом и дополнительные исследования позволили бы уточнить предложенную модель.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Казун А. П. Экономическая социология. 2015. Т. 16. № 3. С. 163-172.

Рецензия на книгу: Duvanova D. 2013. Building Business in Post-Communist Russia, Eastern Europe, and Eurasia: Collective Goods, Selective Incentives, and Predatory States. New York: Cambridge University Press   В рецензии на книгу «Building Business in Post-Communist Russia, Eastern Europe, and Eurasia: Collective Goods, Selective Incentives, and Predatory States» («Строительство бизнеса в посткоммунистической России, Восточной Европе и Евразии») Диниссы Дувановой предлагается обсуждение теории защитных организаций, выдвигаемой автором книги в качестве альтернативы теории групп интересов М. Олсона, Дж. Стиглера и др. Теория защитных организаций вырастает из критики представлений о бизнес-ассоциациях как о лоббистах, заботящихся о собственных интересах. Дуванова использует количественные данные о 27 странах Восточной Европы и Евразии, а также качественные данные о ситуации в России, на Украине, в Хорватии и Казахстане, чтобы показать: опыт посткоммунистических и азиатских стран не соответствует прогнозам, сделанным на основе теории групп интересов. Содержание книги реконструируется в рецензии через выделение и обсуждение основных мифов о бизнес-ассоциациях, с которыми спорит автор. К этим мифам относятся ряд представлений о деловых объединениях, среди которых такие: (1) бизнес-ассоциации являются следствием хороших институтов; (2) они не нужны в странах с высоким уровнем коррупции; (3) они являются картелями, стремящимися к ценовому сговору; (4) принудительное членство в ассоциации может решить проблему коллективных действий. Основной вывод, который делает Дуванова после критики этих представлений, состоит в том, что бизнес-ассоциации в России, странах Восточной Европы и Евразии защищают своих членов не от рынка, а от хищнического государства. В рецензии, однако, отмечаются некоторые ограничения анализа, проведённого автором книги: относительно небольшой период количественного анализа (шесть лет: 1999–2005 гг.); недостаточный учёт различий внутри рассматриваемых стран; излишняя оптимистичность теории. В целом Дуванава предлагает теорию с большим объяснительным потенциалом, которую можно использовать в дальнейших эмпирических исследованиях. Автор книги осознанно упрощает объяснительные схемы, чтобы предложить формальную модель, применимую к задачам, выходящим за рамки рецензируемой работы. Впрочем, в рецензии отмечается, что теория защитных организаций не столько противоречит теории групп интересов, сколько расширяет и дополняет её применительно к странам, где бизнес-сообщество находится в стадии формирования.

Добавлено: 31 мая 2015
Статья
Латур Б. Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 2. С. 73-87.

В книге «Пересобирая социальное» («Reassembling the Social») представлены фундаментальные размышления Б. Латура о том, что такое общество и что значит «социальное». С точки зрения автора, понимание социального как отдельной сферы или разновидности материала более не является продуктивным для продвижения социальных наук. Понятие «социальное» требует от социологов его переосмысления с позиции прослеживания «ассоциаций» в природе. Предложенная автором «социология ассоциаций» относится к получившей в недавнее время известность акторно-сетевой теории. Данная книга является важным введением в акторно-сетевую теорию и даёт возможность ознакомиться с идеями одного из самых влиятельных её сторонников.

Журнал публикует введение к книге Б. Латура — «Как вернуться к задаче прослеживания ассоциаций» («How to Resume the Task of Tracing Associations»), где обозначены основные отличия «социологии ассоциаций» от «социологии социального». Кроме прочего, в этой части книги перечислены ключевые задачи новой методологии, а также указаны её теоретические источники, наиболее значительный из которых — социология Габриэля Тарда.

Добавлено: 2 апреля 2013
Статья
Добрякова М. С. Экономическая социология. 2000. Т. 1. № 2. С. 54-73.
В статье рассматривается переход от принудительного труда к наемному труду на угледобывающих шахтах г.Воркуты (1950-1960-е гг.). В качестве теоретических основ анализа использованы концепции социального закрытия и исключения (М.Вебер, Ф.Паркин); статусной кристаллизации/неконсистентности (Г.Ленски); укорененности экономических отношений в социальных структурах (М.Грановеттер). Показывается, как закрытую извне негативно привилегированную группу заключенных сменила открытая позитивно привилегированная группа вольнонаемных. Источники данных - архивные материалы г.Сыктывкара и г.Воркуты.
Добавлено: 23 августа 2012
Статья
Мартусевич Р. А., Калмычкова Е. Н., Авдашева С. Б. Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 3. С. 104-124.
Добавлено: 6 марта 2009
Статья
Старк Д., Ведреш Б. Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 4. С. 19-47.

Исследования взаимодействий бизнеса и политики показывают, что деловые связи влияют на политическое поведение. В данной статье внимание переключается с вопроса о том, как деловые связи воздействуют на политику, на проблему влияния политических связей на бизнес. Говоря более конкретно, речь идёт о том, переносится ли структурирование политического поля на структурирование поля деловых сетей. Для изучения совместной эволюции политического и делового полей мы проводим исторический сетевой анализ взаимоотношений между связями типа предприятие—партия и связями типа предприятие—предприятие в хозяйстве Венгрии.

Добавлено: 22 июля 2013
Статья
Чернова Ж. В., Шпаковская Л. Л. Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 3. С. 85-105.

Статья посвящена специфике функционирования виртуального сообщества родителей Санкт-Петербурга. Используя материалы кейс-стади, авторы анализируют значение интернет-коммуникации для формирования сетевых сообществ родителей, принципы взаимодействия в сообществе, способы поддержки и ресурсы, циркулирующие в нём, механизмы и правила, регулирующие эту циркуляцию, вклады, которые вносит участие в сообществе в организацию приватной сферы. В статье показано, как в данном сообществе происходит производство и накопление социального капитала, выносятся репутационные оценки участников, а также происходят реципрокные обмены эмоциональными поддержками, информацией, товарами и услугами. Авторы полагают, что участие в данном сообществе предоставляет способы оптимизации материальных, эмоциональных и временных ресурсов семьи в организации заботы и приватности, внося вклад в «политэкономию» родительства. В заключение авторы демонстрируют, что социальный капитал, основанный на взаимопомощи и доверии участников виртуального сообщества друг к другу, может конвертироваться в экономический капитал, а также служить ресурсом коллективной мобилизации для защиты прав участников.

Добавлено: 30 августа 2012
Статья
Хэннан М., Фримен Дж. Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 2. С. 42-72.

В данной статье популяционная экология предлагается на роль альтернативы преобладающему в настоящее время адаптационному подходу к отношениям между организацией и средой. Поскольку организационная структура находится под сильным инерционным давлением, при построении моделей целесообразно отталкиваться от процессов конкуренции и отбора в популяциях организаций. В работе предлагаются некоторые модели такого рода и обсуждаются трудности, связанные с их применением для изучения проблемы соотношения между организаций и средой.

Добавлено: 2 апреля 2013
Статья
Шевчук А. В. Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 2. С. 46-61.

Объект анализа данной статьи - постфордистские концепции. Автором очерчивается предметное поле дебатов, представляются основные методологические подходы: теория регуляции, неошумпетерианские концепции, концепция гибкой специализации. Анализируются траектории социально-экономического развития в свете постфордистских концепций.

Добавлено: 31 мая 2009
Статья
Михайлова О. И., Гурова О. Ю. Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 3. С. 41-57.

Статья посвящена исследованию меняющегося рынка современного общества — рынку розничной торговли. В качестве эмпирического объекта был выбран один из самых распространённых на сегодняшний день на этом рынке торговых форматов — молл. В молле как особом пространстве используются различные стратегии для регулирования поведения потребителей — особенности архитектуры, дизайна, действия продавцов и т. п. Конечная цель этих стратегий — получение прибыли. В то же время потребитель не является «пассивным фигурантом». Его субъективные характеристики, такие как опыт посещения магазина или «образ» самого себя, конструирование которого он осуществляет при помощи практик потребления, помогают ему сориентироваться в пространстве молла и не растеряться в товарном изобилии. Стратегии молла, поведение потребителей и их взаимодействие находятся в фокусе данного эмпирического исследования.

Добавлено: 4 сентября 2012
Статья
Ибрагимова Д. Х. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 3. С. 24-69.

Статья посвящена исследованию детерминант потребительских ожиданий населения, которые, очевидно, зависят от многих социально-демографических характеристик: уровня среднедушевого дохода, возраста, образования, места проживания, пола и др. В работе акцентируется внимание на влиянии переменной «возраста», поскольку она представляет собой смешение трех факторов – а) собственно возраста, т.е. биологических и отчасти психологических характеристик; б) когорты, т.е. условий социализации и становления жизненного опыта в определенных условиях; и в) времени, отражающегося в социально-политических, экономических, информационных явлениях макросреды. Решение проблемы «идентификации» (т.е. дифференциации указанных трех эффектов), неизбежно возникающей при когортном анализе, основывается на предложенной автором концептуальной модели исследования. Суть ее состоит в том, что совокупный индекс потребительских настроений (ИПН), как показывают результаты эмпирического тестирования, отражает (в соответствии с теоретическими представлениями психологической экономики Дж.Катоны) общую социально-экономическую ситуацию в стране в определенный исторический период, т.е. этот индикатор можно использовать как квинтэссенцию конкретного временнОго момента. Информационной базой исследования являются данные регулярных потребительских опросов, хотя и не панельных, но проводимых в течение 15-летнего периода по одной и той же методологии и выборке. Все 79 волн одномоментных опросов были конвертированы в «квази-лонгитюдный дизайн», общее количество респондентов в объединенном массиве за 1996-2009 гг. составило 182 507 человек. Регрессионный анализ показывает, что принадлежность индивида к когорте  (при контроле других факторов) действительно является одной из значимых детерминант потребительских настроений, однако обнаруженный нелинейный характер связи означает, что приращение оптимизма/пессимизма в отношении экономического и социального развития страны происходит неравномерно от одной когорты к другой. Кроме того, в статье предпринята попытка реализации подхода к дифференциации поколений, основанного не на возрастных различиях, а взаимосвязи с историческими событиями. Исследование показало, что такой индикатор, как ИПН, может быть одним из инструментов определения временнЫх границ поколений.

Добавлено: 12 мая 2014
Статья
Ибрагимова Д. Х. Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 4. С. 137-142.

Исследование посвящено выявлению профиля потребительских ожиданий россиян по возрасту на примере различных когорт. Используется мало- распространённый в российской социологии метод когортного анализа, с учётом контроля влияния эффекта времени. В качестве информационной базы выступает база данных потребительских опросов населения России, хотя и не лонгитюдных, но проводимых в течение 15-летнего периода по одной и той же методологии и выборке, которые предоставляют уникаль- ную возможность для анализа и конструирования «синтетических пане- лей» и проведения когортного анализа.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Ярыгина Е. О. Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 4. С. 48-80.

В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на намерения работников российских бизнес-организаций сменить место работы или остаться в организации. Эмпирической базой исследования являются результаты опроса 2380 работников 80 предприятий и организаций в восьми регионах России. Показано, что удовлетворённость уровнем материального вознаграждения — решающий, хотя и не единственный, фактор, определяющий желание работников покинуть организацию или остаться в ней; выявлена также значимость содержательных аспектов труда, степени автономии работника, наличия у него карьерных перспектив. В отличие от опубликованных результатов исследований, проведённых в западных компаниях, представленные результаты не дают оснований утверждать, что факторы, связанные с социальным окружением работника, имеют значение, а это, в свою очередь, позволяет предположить наличие более выраженных «меркантильно-индивидуалистических» ориентаций российских работников по сравнению с западными. Авторы приходят к выводу о том, что потенциал удержания наиболее желательных для организации работников содержится не столько в специальных практиках управления человеческими ресурсами, сколько в базовых «правилах игры» организации.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Титаев К. Д. Экономическая социология. 2005. № 2. С. 69-82.
Добавлено: 30 сентября 2011
Статья
Радаев В. В. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3. С. 125-135.

Этот материал В.В. Радаева посвящен тому, как организовать исследовательский семинар. Это только что написанный текст, который войдет в подготавливаемое нами новое издание книги: Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: ГУ ВШЭ; ИНФРА-М, 2001. Книга будет выпущена в электронном формате (на CD-ROM) с большим количеством дополнительных материалов и обилием удобных функций.

Добавлено: 29 января 2014
Статья
Забаев И. В. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 5. С. 108-144.

В настоящем обзоре кратко описываются основные русскоязычные исследования, диссертационные работы, конференции, полемику по основным социально-экономическим доктринам Русской православной церкви (РПЦ) за период XIX - начало XXI вв.; автор не касается проблематики, связанной со старообрядчеством, с сектами внутри русского православия и с многочисленными православными церквями и расколами, появившимися после 1917 г.

Добавлено: 28 января 2014