• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 384 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Калпин А. Г. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 1. С. 57-64.

В статье охарактеризованы новые договоры, регулирующие общественные отношения на железнодорожном транспорте в связи с проводимой структурной реформой этого вида транспорта. Целью проводимой реформы является обеспечение экономически оправданного перехода от естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок в состояние конкурентного рынка. Однако практическое осуществление такой реформы затормозилось. Это объясняется тем, что ОАО «Российские железные дороги» сосредоточило в своих руках функции перевозчика, владельца инфраструктуры и владельца подвижного состава железнодорожного транспорта. В принятых законах эти функции разделены и должны на договорной основе выполняться разными субъектами, что и показано в статье. Новые договоры, о которых говорится в статье, должны получить в той или иной мере правовое закрепление и на других видах транспорта.

Добавлено: 4 октября 2012
Статья
Калпин А. Г. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 1. С. 57-64.
Добавлено: 15 марта 2011
Статья
Маркунцов С. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4. С. 31-42.
В начале статьи анализируется тенденция увеличения в УК РФ числа уголовно-правовых запретов, сконструированных с использованием административной преюдиции. В настоящее время в Особенной части УК РФ содержится девять статей, содержащих такие запреты. Отмечается, что все введенные уголовно-правовые запреты с административной преюдицией различны по своим конструктивным особенностям. С реализацией некоторых из них в правоприменительной практике возникают существенные сложности. Делается вывод о том, что использование административной преюдиции при конструировании уголовно-правовых запретов должно быть научно обоснованным. Одновременно наряду с практическими проблемами применения соответствующих уголовно-правовых запретов существует проблема в понимании административной преюдиции. В доктрине уголовного права одни ученые при определении административной преюдиции пытаются обойтись исключительно уголовно-правовыми (отраслевыми) понятиями, другие используют в этих целях преимущественно общетеоретические конструкты. Определяя административную преюдицию, ученые также по-разному расставляют акценты в понимании ее правовой природы и сущности: либо в основном, рассматривают ее как явление исключительно правоприменительной практики, либо – прежде всего, как явление юридической (законодательной) техники. Административную преюдицию определяют через понятия «преюдиционная (правовая) связь», «специфическое правоотношение», «элемент процесса доказывания», «юридическое правило», «особый способ верификации фактов», «юридический» признак состава преступления», «прием юридической техники» и т. д. По мнению автора, оптимальным представляется рассмотрение этого правового явления как особого средства юридической техники наряду с правовыми аксиомами, презумпциями и фикциями. Такое понимание административной преюдиции отражает ее специфику в узком отраслевом смысле, вместе с тем это правовое явление можно определять в более широком смысле, отражая, прежде всего, его межотраслевой характер с позиции правовой (уголовной) политики. С позиции такого подхода ученые отмечают, что административная преюдиция - это «особая взаимосвязь уголовного и административного права», «средство криминализации и декриминализации», «средство предупреждения преступлений», «средство противодействия преступности» и т. п.
Добавлено: 25 февраля 2017
Статья
Жалинский А. Э. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 4. С. 23-32.
Добавлено: 29 декабря 2011
Статья
Кузнецов Д. Л., Василевская Т. Ю., Луконин С. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 3. С. 126-134.
В обзоре приводятся тезисы выступлений ведущих российских специалистов в области спортивного права на Всероссийской научно-практической конференции «Организационно-правовое обеспечение госу-дарственной политики в области спорта», проведенной в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» 17 марта 2011 г. В выступлениях участников содержится анализ современно-го состояния правового регулирования спортивной сферы в Российской Федерации, а также даны конкретные рекомендации по улучшению ее организационно-правового обеспечения.
Добавлено: 23 октября 2012
Статья
Гуринович А. Г. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3. С. 61-86.

В статье рассматривается проблема применения на практике введенных в действие в 2011 г. правовых норм, регламентирующих  увольнение государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия за коррупционные правонарушения  на основании ст. 59.2  Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Данное исследование осуществлено впервые в отечественной науке  и аналогов пока не имеет.

Добавлено: 14 октября 2013
Статья
Михеева И. В. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 3. С. 49-60.

Статья посвящена особенностям законодательной регламентации оказания услуг и реализации функций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Рассмотрены вопросы соотношения категорий «разрешительные функции» и «государственные услуги». Выявлены проблемы двойственности разрешительных функций, реализуемых в рамках оказания государственных услуг. Приведен анализ регионального законодательства и практики правоприменения в заданном контексте.

Добавлено: 6 октября 2013
Статья
Гальперин М. Л. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 2. С. 202-225.

http://law-journal.hse.ru/data/2015/08/05/1085109659/Galperin.pdf

Добавлено: 6 августа 2015
Статья
А.С. Подмаркова Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 1. С. 93-104.

В настоящей статье рассмотрены особенности правового статуса Банка России и такая порождаемая ими на практике проблема как использование Центральным банком РФ предусмотренных Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ, Налоговый кодекс РФ)[1] льгот по уплате государственной пошлины в виде освобождения от ее уплаты. Данная проблема обусловлена двойственностью правового статуса Банка России как юридического лица, и как государственного органа, его попытками на практике воспользоваться льготами по уплате государственной пошлины, предусмотренными Налоговым кодексом РФ для федеральных органов государственной власти и иных лиц. В настоящей статье проанализирована судебная практика арбитражных судов, судов общей юрисдикции, а также рассмотрена позиция органа, уполномоченного давать разъяснения по вопросам применения норм НК РФ, сложившиеся за последние годы. В ходе анализа в частности выявлены те действия, за которые госпошлина была уплачена Банком России, те случаи, в которых он требовал ее возврата. В статье подробно рассмотрены доводы, которыми руководствовались правоприменители при принятии решений по данному вопросу, продемонстрирована неоднозначность их подходов, их изменчивость с течением времени. В рамках статьи было обращено внимание на недавнее изменение редакции одной из норм НК РФ, предусматривающей основание освобождения Банка России от уплаты государственной пошлины, и сделан вывод об оставлении решения вопроса о правомерности использования Центральным банком РФ льгот по уплате государственной пошлины на усмотрение судов. В итоге делается вывод о необходимости совершенствования норм законодательства для обеспечения единства подходов правоприменителей по данному вопросу, в том числе путем закрепления перечня случаев, в которых Банк России как юридическое лицо действует в своих частных интересах, вследствие чего он не должен освобождаться от уплаты государственной пошлины. В завершение анализа было подчеркнуто, что проблема освобождения от уплаты государственной пошлины касается не только Центрального банка РФ, но и других субъектов, чей правовой статус сочетает в себе частноправовые и публично-правовые элементы, например государственных корпораций, государственных компаний, что также было проиллюстрировано судебной практикой.

 

 

[1] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 7 августа 2000 г., № 32, ст. 3340.

 

Добавлено: 24 декабря 2014
Статья
Вишневский А. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 4. С. 47-59.

В статье исследуются особенности системности в каноническом праве. Автор доказывает (на историческом материале западноевропейского канонического права), что системность канонического права не может оцениваться на основании критериев, принятых в светском праве. Сис-тематизированное светское право представляет «систему самого себя», в то время как системность канонического права предстает как юридическое выражение систематизированной теологии.1

 

Добавлено: 27 октября 2012
Статья
Вишневский А. А. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 4. С. 47-60.
Добавлено: 24 ноября 2010
Статья
Кривогин М. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 2. С. 80-89.

В статье анализируется соотношение правового регулирования специальной и биометрической категорий персональных данных. Выявляется ряд отличительных критериев, на основе которых строится разграничение между названными категориями. Рассматривается проблема осуществления обработки биометрических персональных данных, сделанных общедоступными субъектом персональных данных. Проведено исследование российской и зарубежной доктрины, нормативноправовых актов, отечественной судебной практики в области правового регулирования различных категорий персональных данных. Сравниваются перечни сведений, составляющих содержание специальной и биометрической категорий персональных данных и возможность обработки таких сведений без согласия субъекта персональных данных. Анализ показывает, что, несмотря на наличие в доктрине и законах многих стран множественности подходов к регулированию биометрических персональных данных, выделение в российском законодательстве биометрической информации в отдельную категорию персональных данных является целесообразным и обоснованным. Основным отличием биометрической категории от специальной категории персональных данных, помимо различных целей их введения в законодательство — запрета дискриминации и ограничения возможности идентификации субъекта, также является и перечень случаев, при которых обработка персональных данных может осуществляться без согласия гражданина. Недопустимость обработки биометрических персональных данных, сделанных общедоступными субъектом персональных данных без его согласия в письменной форме, позволяет обеспечить защиту сведений, контроль над распространением которых субъектом проблематичен. Биометрические персональные данные являются единственным исключением из объективного подхода, который используется при отнесении информации к категории персональных данных. Использование субъективного подхода при обработке биометрических персональных данных позволяет более точно произвести разделение между различными категориями персональных данных. Информация о гражданине будет признана биометрическими персональными данными, если она используется оператором для установления личности субъекта персональных данных. Применение данного подхода в настоящее время позволяет учитывать как интересы субъекта, так и оператора персональных данных.

Добавлено: 29 октября 2018
Статья
Кузнецов Д. Л. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 1. С. 94-98.

В статье рассматривается правовой статус деканов факультетов и заведующих кафедрами учреждений высшего профессионального образования, имеющий исключительно важное значение в построении эффективной работы вуза. При этом после реформ в отраслях трудового и образовательного законодательства новые особенности их статуса до конца не осмыслены и из-за значительного числа коллизий и пробелов, содержащихся в действующих нормативных правовых актах, вызывают значительные сложности в правоприменительной деятельности.

Добавлено: 13 апреля 2013
Статья
Беседина О. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 1. С. 72-80.

Недавние изменения гражданского законодательства наглядно демонстрируют тенденцию к усилению влияния гражданского законодательства в сфере исключительного ведения трудового права. Так, приобретает все большую популярность судебная практика, в которой отдельные условия трудовых договоров с руководителями организаций на основании федеральных законов «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» признаются крупными сделками и сделками с заинтересованностью. При этом введение в ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации пункта 4, устанавливающего, что отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах, дало повод некоторым цивилистам считать такую практику законной и обоснованной. Тем не менее глава 43 Трудового кодекса Российской Федерации, посвященная особенностям правового регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, осталась неизменной. Нормы последней, в свою очередь, равно как и Трудового кодекса Российской Федерации в целом, не предусматривают способов оспаривания трудовых договоров ввиду заинтересованности, а также несоблюдения правил заключения крупной сделки. В статье отмечается противоречивость судебной практики об оспаривании трудовых договоров с руководителем. Другим примером экспансии гражданского права является оспаривание условий трудового договора в рамках производства по делу о банкротстве. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» допускает возможность применения к положениям трудового договора норм о недействительности сделки по основаниям, предусмотренным этим законом и гражданским законодательством. В статье обосновывается приоритет по отношению к законодательству о банкротстве положений трудового законодательства, не допускающих признания трудовых договоров недействительными и взыскания заработной платы с работников. Решать проблему предлагается путем изменений законодательства. В частности, возможность признания трудового договора недействительным и его правовые последствия должны быть урегулированы непосредственно в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Добавлено: 17 ноября 2016
Статья
Жукова Ю. Д., Пирогова Е. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. С. 1-15.

В статье исследуются правовые проблемы определения оснований привлечения  к ответственности лиц, имеющих возможность инициировать возбуждения дела о банкротстве на основании заявления должника. Внимание сосредоточено на итогах реформы законодательства о банкротстве 2017 года: анализируется складывающаяся за прошедшие три года судебная практика, выявляемые представителями юридического сообщества пробелы и противоречия, образовавшиеся в результате принятия новых правил, поднимаются актуальные вопросы соотношения нововведений законодательства о банкротстве с действующими нормами, регулирующими корпоративные отношения. Изучается роль руководителя (единоличного исполнительного органа) корпорации в соотношении с иными органами (и / или контролирующими лицами), решения которых имеют непосредственное значение для осуществления им выбора в пользу совершения активных действий по обращению в суд с заявлением, или же отказа от таких действий. Подчеркивается неоднозначность ситуации, в которой фигурирует несколько лиц на должности единоличного исполнительного органа, которые могут потенциально представлять противоположные позиции разных участников корпорации. Авторами статьи поднимается вопрос о неправильной расстановке акцентов в действующем Законе о банкротстве касательно соотношения компетенции единоличного исполнительного органа и коллегиального органа, уполномоченного на принятие решения о ликвидации. Указывается на нелогичность формального отсутствия оснований для субсидиарной ответственности членов коллегиальных органов управления и контролирующих лиц (например, акционеров, настроенных против обращения в суд и оказывающих давление на руководителя) на стадии возникновения основания для обращения в суд. Предлагается распространить ответственность на членов совета директоров и контролирующих лиц, противостоящих обращению в суд и / или бездействующих в условиях информированности. Анализируются препятствия, заложенные действующим законодательством, для внедрения изначальной обязанности коллегиального органа принять своевременное решение по обращению в суд: неопределенность состава лиц, ответственных за неиспользование права требования созыва внеочередного общего собрания; фактически полное игнорирование роли и полномочий совета директоров в корпорации; невнимание к различному объему возможностей единоличного исполнительного органа в разных видах хозяйственных обществ; проблема теоретического обоснования возложения на коллегиальный орган обязанности по принятию положительного решения; неоправданно короткие сроки созыва общего собрания по новым нормам Закона о банкротстве. Обосновывается необходимость постановки круга ответственных по данному основанию лиц в зависимость от организационно-правовой формы должника. Предложены выводы относительно пределов ответственности участников корпорации.

Добавлено: 10 ноября 2020
Статья
Касаткина А. С. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. № 3. С. 94-102.

Настоящая статья посвящена рассмотрению комплекса вопросов, связанных с проблемой ответственности перевозчика при международных перевозках пассажиров и багажа. Автор анализирует основания и пределы ответственности перевозчика в международном транспортном праве. Автор детально рассматривает широкий круг международных договоров и актов национального законодательства как ключевых источников правового регулирования международных перевозок пассажиров и багажа.

Добавлено: 19 сентября 2012
Статья
Петров А. Я. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 2. С. 90-101.

В науке трудового права не достаточно разработана доктрина ответственности.  Кроме того, отсутствует концептуальная модель института ответственности по трудовому праву и по Трудовому кодексу РФ. Автором предпринята попытка восполнить этот пробел в юридической науке.

Добавлено: 22 февраля 2018
Статья
Калпин А. Г. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 1. С. 51-62.
В статье рассматривается регулирование вопросов, связанных с несохранностью груза, его полной утрате, недостаче, повреждении, порчи. Они регулируются законодательством, в странах общего права — судебными прецедентами и обычаями, и договорами (чартерами) между фрахтовщиком и его контр-агентом – фрахтователем. Рассматривается роль международно-правовых актов в определении ответственности. Отдельно объектом исследования является регулирование вопросов освобождения от ответственности.
Добавлено: 15 октября 2012
Статья
Барышева К. А., Максимов Д. М. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 3. С. 4-26.

В июле 2019 года в международном частном праве произошло знаковое событие, свя-занное с утверждением окончательного текста Конвенции о признании и приведении висполнение иностранных судебных решений по гражданским или торговым делам. Ужеболее 10 лет Гаагская конференция по международному частному праву не представля-ла новых конвенций. Россия активно участвовала в завершающих процедурах и напра-вила правительственную делегацию на 22-ю дипломатическую сессию Гаагской конфе-ренции по международного частному праву для подписания завершающего акта сессии.Перспективы подписания и ратификации Конвенции ключевыми участниками междуна-родной торговли пока являются вопросами будущего. В статье дан анализ положенийКонвенции и возможности имплементации норм международного права в национальноезаконодательство. В российском праве отсутствует эффективная система распознава-ния и противодействия обману суда со стороны участвующих в гражданском или арби-тражном процессе лиц. Термин «fraud», используемый в Конвенции, не имеет аналогов вроссийском законодательстве и правоприменительной практике, если мошенническиедействия стороны процесса привели к неправильному судебному решению, котороевступило в силу. Отмена или пересмотр такого судебного решения практически невоз-можны. Особенно болезненно проявляется данный недостаток российского права вотношении признания иностранных судебных решений, полученных обманным путем.Вакуум правового регулирования возникнет в случае присоединения России к Конвен-ции, которая признает возможность такого порока судебного решения, но у российско-го суда нет возможности идентификации порочных судебных решений. Это ставит под сомнение всю процедуру и результат признания и приведения в исполнение иностран-ных судебных решений в России. В данной статье авторы ставят перед читателями ба-зовые вопросы, связанные с окончательностью судебных решений и возможностямиих пересмотра в будущем, указывают на неготовность российского права к участию вКонвенции и на важность данного института Конвенции об обманных решениях, на недопустимость оговорки при принятии государствами Конвенции в этой части.

Добавлено: 27 сентября 2020
Статья
Комягин Д. Л. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 4. С. 52-71.

В статье исследуются вопросы, связанные с проводимым в России экспериментом унификации сбора всех обязательных платежей. В статье анализируются правовые аспекты такого подхода, показано разнообразие методов сбора обязательных платежей. Последовательно рассмотрены понятия бюджетных доходов, источников доходов. Особенное внимание уделено формам и практикам откупов налогов и иных обязательных платежей. Сделан вывод, что в качестве источников бюджетных доходов в бюджетном законодательстве на деле указаны различные фискальные платежи. Показано, что настоящим источником публичных доходов выступают активы и ресурсы, составляющие национальное богатство. На исторических примерах показано, что откуп налогов, несмотря на его общепринятое отрицание, является обычным методом и может применяться наряду с государственной регалией (монополией) и налоговым администрированием. Нередкими бывают трансформации откупной системы в государственную монополию или акциз и обратно. Автором показано, что откупы сохранились и до сегодняшнего дня под названиями парафискальных платежей, квазиналогов. Количество таких обязательных платежей постоянно растет, а их правовое регулирование носит казуальный характер. Такая ситуация порождает проблему неопределенности налогового бремени. В то же время откупной способ мобилизации публичных доходов может быть полезен. Негативное отношение к откупам как к способу организации извлечения бюджетного дохода, имеет исторические предпосылки и связано с имевшими место масштабными злоупотреблениями и их последствиями. Опасностью, которую несет в себе система откупов, является излишняя власть, которую могут получить подрядчики, что происходит при централизации откупов в масштабах региона или государства. В статье доказывается, что риск злоупотреблений значительно возрастает при крупных откупных концессиях, и становится гораздо ниже при мелких откупах, которые часто имеют преимущество удобства организации перед акцизами или прямыми налогами. Более того, мелкие (местные) откупы могут выполнять задачу контроля и упорядочения какой-либо экономической деятельности, развития новых видов предпринимательства, полезны для решения иных публичных задач.

Добавлено: 7 января 2020
Статья
Чаплинский А. В., Лебедев А. О. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 4. С. 33-39.
Добавлено: 20 января 2010