• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 317 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Кнутов А. В., Синятуллина Л. Х. Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 1. С. 109-125.

В экспертном сообществе достигнут консенсус о необходимости сокращения размера государственного аппарата и повышения эффективности его деятельности. Для понимания динамики изменения размера государственного аппарата необходимы его количественные оценки. С целью получения таких оценок в конце 2016 г. была проведена инвентаризация полномочий федеральных органов исполнительной власти, в ходе которой выявлено более 10,4 тыс. полномочий федеральных ведомств, что на 45% больше, чем в 2010 г., и практически в 2 раза превышает значение 2003 г. В статье представлен исчерпывающий количественный анализ полномочий в различных аспектах, в том числе в разрезе федеральных органов исполнительной власти, функциональной классификации полномочий, типов ведомств, источников закрепления полномочий, сфер бюджетной классификации. Также для целей систематизации полученных результатов анализа полномочий федеральных ведомств предложены определение понятия «полномочие федерального органа исполнительной власти» и функциональная классификация полномочий, включающая 20 основных типов. Указанная классификация может быть применена на практике для формирования системы управления полномочиями федеральных органов исполнительной власти и их ресурсного обеспечения.

Добавлено: 12 апреля 2018
Статья
Клименко А. В., Минченко О. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 1. С. 7-37.

Понятийный аппарат в сфере государственного управления складывается по мере развития самой системы государственного управления. Задача данной статьи – представить широкому кругу читателей используемые в настоящий момент понятия, раскрывающие содержание большинства институтов, инструментов и механизмов исполнительной власти. Многие из этих понятий уже устоялись и не вызывают дискуссий в экспертной среде, они вошли в общий обиход. Одни из них были взяты из зарубежного опыта и затем адаптированы к отечественным реалиям, другие возникли в ходе российской практики реформ исполнительной власти, предложившей новые институты и инструменты регулирования, показавших свою эффективность. Наиболее важные понятия и категории определены в законодательстве. Однако нормативные формулировки не всегда раскрывают функциональные особенности тех или иных механизмов исполнительной власти. В данной статье мы уточняем некоторые содержательные моменты определений и понятий, прежде всего трактовки государственных услуг и их качественных характеристик.

Добавлено: 26 апреля 2016
Статья
Тихомиров Ю. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 3. С. 140-148.

В процессе государственного и муниципального управления, а также экономической деятельности принимается множество правовых актов. С их помощью решаются важные вопросы социально-экономического развития, но качество актов не всегда обеспечивает эффективность регулирования, управленияи хозяйствования. Усилия по их подготовке и принятию далеко не адекватныдействиям по реализации актов и анализу их последствий. Такую гипотезу кол-лектив ученых Института правовых исследований и преподавателей-юристов (Ю.А. Тихомиров, А.В. Кашанин, С.В. Третьяков, Е.А. Мишина, Е.В. Черепанова,В.М. Баранов) проверяет в ходе исследования в рамках темы «Мониторинг какинструмент анализа последствий нормативных актов», предусмотренной планом фундаментальных научных исследований ГУ–ВШЭ. В статье рассмотренынекоторые итоги этого исследования.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Позаненко А. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 168-184.

Почти за десять лет существования современной территориальной организации местного самоуправления количество муниципальных образований, обладающих стату- сом сельского поселения, сократилось примерно на 10%. Основной причиной тому явились прошедшие в некоторых регионах масштабные кампании по объединению сельских поселений. Некоторые из упраздненных муниципальных образований лишились не только собственных самостоятельных органов местного самоуправления, но и каких бы то ни было представителей власти на своей территории. Статья посвящена последствиям подобных территориальных и административных преобразований, причем акцент делается на восприятии этих процессов самими селянами. Эмпирическим материалом послужили неформализованные полуструктурированные глубинные интервью с 55 сельскими жителями и представителями поселенческих органов местного самоуправления, проведенные автором в ходе исследовательских экспедиций по шести областям европейской части России (2009–2013). Описываются и анализируются причины, процедура и последствия укрупнения сельских поселений, а также основные претензии жителей, главная из которых – фокусировка внимания новой администрации исключительно на центральной усадьбе. Даются конкретные рекомендации, касающиеся как процедуры преобразований, так и самого подхода к ним. Статья адресована властям муниципальных районов и поселений, а также законодателям регионального и федерального уровней.

Добавлено: 31 марта 2015
Статья
Голодникова А. Е., Цыганков Д. Б., Юнусова М. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 3. С. 7-31.

Данная статья посвящена анализу международного опыта применения поведенческих инструментов для повышения эффективности государственного управления, а также оценке перспектив их внедрения в российскую практику нормотворчества. В первой части представлен краткий обзор развития теоретических основ «подталкивания» (nudge), рассмотрены отличия поведенческой экономики от классической и неоклассической экономической теории. Далее авторами приведены практические примеры применения поведенческого «подталкивания» в различных сферах регулирования. В третьей части статьи рассмотрен опыт институционализации «подталкивания» на государственном уровне в избранных странах ОЭСР и странах с переходной экономикой, включая описание особенностей формирования и функционирования специализированных уполномоченных органов (подразделений) в странах-лидерах. В заключении сформулированы выводы о перспективах поведенческих подходов в теории государственного управления, а также о необходимости институционализации подразделения по поведенческому регулированию в системе государственного управления России.

Добавлено: 12 октября 2018
Статья
Плутник Д. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 1. С. 53-68.
Цель данной статьи – проследить развитие теории норм, благоприятных для решения проблемы коллективных действий, в работах Элинор Остром, показать её вклад в развитие современной экономической науки. Статья начинается с описания основных вех профессиональной карьеры Э. Остром, направлений ее деятельности и исследований. Далее проводится подробный анализ ее работ по проблемам управления общими благами и влияния различных общественных институтов на решение проблемы «коллективных действий». В статье приведен ряд конкретных примеров, используемых Э. Остром в своих работах и характеризующих эффективное управление природными ресурсами в таких странах, как Швейцария, Испания, Непал, Турция. Методы анализа и выводы теории коллективных действий имеют огромную важность для исследований любой экономики, в том числе экономики, проходящей период резкого развития институтов, каковой является Россия.
Добавлено: 27 мая 2010
Статья
Плаксин С. М., Иванова О. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 1. С. 5-32.
Принимая во внимание низкую прозрачность механизмов принятия решений в органах государственной власти и отсутствие во многих сферах механизмов саморегулирования, привлечение независимых экспертов или экспертных организаций к процессам оказания государственных услуг и исполнения государственных функций является одной из наиболее существенных форм участия общественности в выработке и /или реализации государственной политики, как на уровне установления общих принципов, так и на уровне принятия конкретных управленческих решений. В рамках работы был произведен анализ практики привлечения экспертов и экспертных организаций на основе изучения 250 административных регламентов исполнения государственных функций и их проектов. По результатам исследования были выделены модели взаимодействия между заявителями, государственными органами исполнительной власти и экспертными организациями (экспертами). В работе также предпринята попытка установить соответствие между характеристиками трансакции, лежащей в основе исполнения государственной функции, и моделью привлечения экспертов, предпочтительной для исполнения данной государственной функции. Публикация подготовлена на основании результатов работы, выполненной в рамках программы фундаментальных исследований Государственного университета – Высшая школа экономики 2008 г.
Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Борисова Е. И. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 177-200.

Товарищества собственников жилья (ТСЖ) –некоммерческие организации, представляющие собой объединения собственников жилья в многоквартирных домах, создаваемые для совместного управления комплексами недвижимого имущества, –существуют в России уже более 20 лет. Деятельность товариществ можно условно разделить на три периода, отличающихся динамикой развития: 1) до 2005 г., с медленным ростом числа ТСЖ и отсутствием целенаправленной кампании по их созданию, а также соответствующей инициативы жильцов; 2) с 2005 по 2011 г., когда было образовано подавляющее число ТСЖ, многие из которых оказались "липовыми"; 3) с 2012 г. –с ликвидацией как "липовых", так и вполне дееспособных ТСЖ. Анализ деятельности ТСЖ привел к выводу о том, что на данный момент изменение числа этих организаций определяется в большей степени стимулирующими или, напротив, ограничивающими мерами извне, нежели осознанными действиями самих собственников жилья. Следствием изучения присущих ТСЖ проблем, многие из которых и сейчас еще сохраняют свою актуальность, и их обобщения стало выделение их в основные блоки: неготовность собственников взять управление в свои руки; высокий износ берущихся под управление домов; неоднородность состава жильцов в них; несовершенства законодательства и правоприменения; монополизированность и аффилированность с властью организаций жилищно-коммунального хозяйства и управляющих компаний.

Добавлено: 15 октября 2014
Статья
Лукьянова А. Л. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 1. С. 81-102.

С сентября 2007 г. субъекты РФ получили возможность самостоятельно устанавливать региональные минимальные заработные платы (РМЗП) на основе трехсторонних соглашений между профсоюзами, работодателями и органами исполнительной власти. Эта реформа радикально изменила систему минимальных заработных плат, значительно увеличив роль переговорных механизмов на региональном уровне. Действующее законодательство предоставляет регионам значительную свободу в выборе формы трехстороннего соглашения, размера РМЗП и ее распространения на различные группы работников, что предопределило высокий уровень «институционального экспериментирования» на региональном уровне. За прошедшие восемь лет свыше 4/5 субъектов РФ получили опыт работы с институтом РМЗП. В этой работе мы рассматриваем эволюцию института РМЗП в 2007–2015 гг., уделяя особое внимание особенностям установления РМЗП. Наиболее важные различия между регионами касаются установления единых или дифференцированных РМЗП для бюджетного и внебюджетного сектора заключения общего регионального трехстороннего соглашения или специального регионального соглашения о РМЗП и привязки РМЗП к прожиточному минимуму.

Добавлено: 24 марта 2016
Статья
Яковлев А. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2. С. 5-22.

В статье на данных опроса 1 тыс. предприятий обрабатывающей промышленности, проведенного в 2009 г., рассматриваются взаимоотношения между государством и бизнесом и различия в приоритетах предоставления государственной поддержки фирмам со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти в России. С учетом результатов проведенного регрессионного анализа обосновывается предположение об общем доминировании «модели обменов» (в отличие от модели «захвата государства», характерной для 1990-х гг.) – при большей склонности региональных властей к поддержке фирм, вовлеченных в процессы модернизации.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Афанасьев М. П., Кривогов И. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 2. С. 50-72.
Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Мерсиянова И. В., Беневоленский В. Б. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 4. С. 13-20.

Одним из инновационных подходов к повышению эффективности и качества социальных услуг в условиях бюджетных ограничений является вовлечение НКО в межсекторное партнерство в социальной сфере. Цель настоящей статьи – оценить перспективы российских НКО на формирующемся рынке поставщиков социальных услуг за бюджетный счет. Авторы прежде всего анализируют вектор трансформации нормативно-правовой базы участия негосударственных организаций в оказании социальных услуг. Учет данного вектора в прогнозе положения социально ориентированных НКО на рынке социальных услуг позволяет оценить фактическую степень заинтересованности государства в межсекторном партнерстве. Анализ эмпирических данных об отношении НКО к сотрудничеству с государством в решении социальных проблем позволяет более точно оценить воздействие нормативно-правовых инноваций на положение НКО-поставщиков на рынке социальных услуг, принимая во внимание фактор «восприимчивости» НКО к изменениям государственной политики. В статье представлен анализ сравнительных преимуществ НКО на рынке поставщиков социальных услуг с точки зрения теории межсекторного партнерства и становления смешанных систем производства общественных благ, а также результаты апробации некоторых положений теории на российской эмпирической базе, накопленной в рамках мониторинга состояния гражданского общества, ведущегося в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора с 2006 г.под руководством Л.И. Якобсона и И.В. Мерсияновой. Сочетание теоретического анализа с обращением к эмпирическим данным позволяет уже сегодня составить представлениео готовности российских СОНКО воспользоваться созданными государством нормативно-правовыми рамками, занять заметное место среди поставщиков рынка социальных услуг, также наметить меры по укреплению роли НКО на этом рынке в нашей стране.

Добавлено: 19 декабря 2016
Статья
Рудник Б. Л., Куштанина Е. В., Романова В. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 2. С. 105-127.

Привлечение НКО к оказанию государственных и муниципальных услуг в отраслях социальной сферы уже в течение ряда лет является приоритетом социальной политики России. Однако заметный прогресс в решении этой задачи пока не достигнут, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что необходимость такого привлечения уже неоднократно отмечалась в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию . Если обратиться к цифрам, то в 2015 г. в социальной сфере объем выделенных частным организациям субсидий составил лишь 40 млрд. руб. или 1,6% от общего объема средств, направленных в эту сферу из федерального бюджета. При этом по сравнению с 2013 г. он снизился почти на 15%. В статье представлены результаты исследования организационно-экономических механизмов привлечения НКО к оказанию услуг в отраслях социальной сферы, в том числе масштабов реального использования этих механизмов в субъектах РФ на основе анализа показателей объем и структура предоставляемых НКО бюджетных средств. Указанные механизмы анализируются применительно к федеральному и региональному уровням по следующим их составляющим: а) права (обязанности) государственных (муниципальных) органов по привлечению НКО к оказанию социальных услуг за счет бюджетных средств; б) порядок отбора поставщиков услуг; в) способ (инструмент) предоставления НКО бюджетных средств. Выявляются недостатки этих механизмов, обуславливающие барьеры на пути более широкого привлечения НКО к оказанию социальных услуг. Одним из таких барьеров является низкий «статус» оказываемых НКО услуг. Они сегодня, нередко, формально не относятся к числу государственных (муниципальных) услуг, обеспечивающих реализацию социальных гарантий.

Добавлено: 11 сентября 2017
Статья
Рудник Б. Л., Куштанина Е. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 3. С. 117-137.

Различаются три типа порядков отбора поставщиков государственных услуг: 1) конкурсный отбор, 2) безальтернативный выбор поставщика заказчиком услуг, 3) выбор поставщика потребителем услуг, в том числе на основе сертификатов. Проверяется гипотеза о наличии у этих порядков серьезных недостатков, отрицательно сказывающихся на прозрачности названных процедур. Региональное  законодательство рассматривается применительно к 15 специально отобранным субъектам РФ. Анализируется федеральное и региональное законодательство, регулирующее порядки (процедуры) отбора поставщиков услуг в отраслях социальной сферы. Эти порядки анализируются по следующим составляющим, которые должны присутствовать во всех документах, регулирующих отбор поставщиков: «входные» требования, т.е. требования, которым должна удовлетворять организация, чтобы быть допущенной к отбору; требования к заказчику (государственному или муниципальному органу) о публичном представлении им информации о проведении отбора и его результатах; критерии отбора (для конкурса); требования к процедуре рассмотрения и оценке предложений участников (для конкурса). В ходе исследования было обнаружено: отсутствие требований к заказчику услуг публичного представления информации о проведении отбора и его результатов, применение неформализованных качественных критериев, неурегулированность вопросов деятельности комиссий по отбору и т.п., – что позволило прийти к выводу о том, что изъяны, негативно сказывающиеся на прозрачности порядков отбора, имеются в большинстве из обозначенных составляющих. Таким образом, исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.

Добавлено: 4 октября 2018
Статья
Рудник Б. Л., Романова В. В., Куштанина Е. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. Т. 2. С. 105-129.

Привлечение НКО к оказанию государственных и муниципальных услуг в отраслях социальной сферы[i] уже в течение ряда лет является приоритетом социальной политики России. Однако заметный прогресс в решении этой задачи пока не достигнут, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что необходимость такого привлечения уже неоднократно отмечалась в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию[ii]. Если обратиться к цифрам, то в 2015 г. в социальной сфере объем выделенных частным организациям субсидий составил лишь 40 млрд. руб. или 1,6% от общего объема средств, направленных в эту сферу из федерального бюджета. При этом по сравнению с 2013 г. он снизился почти на 15%.

В статье представлены результаты исследования организационно-экономических механизмов привлечения НКО к оказанию услуг в отраслях социальной сферы, в том числе масштабов реального использования этих механизмов в субъектах РФ на основе анализа показателей объем и структура предоставляемых НКО бюджетных средств. Указанные механизмы анализируются применительно к федеральному и региональному уровням по следующим их составляющим: а) права (обязанности) государственных (муниципальных) органов по привлечению НКО к оказанию социальных услуг за счет бюджетных средств; б) порядок отбора поставщиков услуг; в) способ (инструмент) предоставления НКО бюджетных средств.

Выявляются недостатки этих механизмов, обуславливающие барьеры на пути более широкого привлечения НКО к оказанию социальных услуг. Одним из таких барьеров является низкий «статус» оказываемых НКО услуг. Они сегодня, нередко, формально не относятся к числу государственных (муниципальных) услуг, обеспечивающих реализацию социальных гарантий.

 

[i] Включает образование, здравоохранение, культуру, социальную политику, физическую культуру и спорт, СМИ.

[ii] Послания Президента Российской Федерации 2013 – 2015 гг.

Добавлено: 13 декабря 2018
Статья
Котляров И. Д. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 112-120.

В статье выполнен анализ проблем использования аутсорсинга в государственной деятельности в Российской Федерации. Уточнено определение государственных услуг, предложены понятия государственного сервиса и государственного сервисного продукта. Выявлены наиболее перспективные для передачи на аутсорсинг виды государственной деятельности.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Авдашева С. Б., Корнеева Д. В., Сидорова Е. Е. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 3. С. 7-34.

Результаты применения ключевых показателей эффективности для оценки деятельности органов государственного управления неоднозначны. Теория стимулирующих контрактов и международная практика показывают сложности дизайна ключевых показателей эффективности – зачастую система стимулирования искажает стимулы органов власти, а применяемые показатели некорректно отражают приоритетные для общества результаты. Частным случаем выступает оценка деятельности российского органа конкурентной политики. В работе проанализированы особенности формирования показателя доли вступивших в силу решений Федеральной антимонопольной службы, использующегося в качестве ключевого показателя эффективности. На основе оригинальной базы данных, характеризующей оспаривание административных решений ФАС России в системе арбитражных судов, показано, что результативность деятельности ФАС России, измеренная долей вступивших в законную силу решений, способна исказить стимулы органа власти, причем в том же направлении, что и применявшаяся в последние годы «палочная система», поощряющая увеличение количества выносимых решений о нарушении законодательства c низкой вероятностью оспаривания и отмены, но и с низким положительным эффектом для потребителей и общественного благосостояния.

Добавлено: 5 октября 2015
Статья
Иванова Н. Л., Мортон Т. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 3. С. 89-102.

В статье рассматривается новый для сферы государственного управленияподход психологического анализа организаций на основе обращения к понятию социальной идентичности (в англоязычной литературе – social identity approach).Рассматривается развитие данного подхода в психологии, возможности его при-менения в изучении межличностных и межгрупповых отношений в организации.Приводятся примеры изучения проблем лидерства, стрессов, а также различныхаспектов деятельности организации на основе психоанализа, используемого в ис-следованиях А. Хаслама и его коллег, а также отечественных ученых.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Mersiyanova I. V. Public Administration Issues. 2008. No. 1. P. 55-62.
Добавлено: 17 октября 2012
Статья
Шаститко А. Е. Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 1. С. 85-108.

С помощью инструментария новой институциональной экономической теории очерчивается проблемное поле привлечения экспертов в связи с выполнением органами исполнительной власти своих функций. Предложена классификация экспертного знания по источникам и направлениям его использования. Рассмотрены характеристики различных участников трансакций, а также обозначены подходы к решению проблемы достоверности обязательств участников трансакций по поводу экспертного знания с учетом особенностей ключевых структурных альтернатив управления трансакциями. Сформулированы вопросы, которые должны быть сняты в рамках дальнейших исследований.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Шейман И. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 4. С. 143-164.
В статье рассматривается государственная политика в отношении способов оплаты первичной медико-санитарной помощи в системе обязательного медицинского страхования. Обосновывается необходимость перехода от оплаты посещений врачей к подушевой оплате первичной медико-санитарной помощи. Подвергаются анализу и оцениваются последние нормативные документы по данному вопросу. Предлагаются альтернативные подходы, направленные на сдерживание затрат и усиление профилактической направленности деятельности поликлиник, в том числе метод фондодержания. Рассматриваются методические проблемы формирования норматива подушевой оплаты. Рассматривая возможные риски фондодержания, автор предлагает к обсуждению методы их демпфирования. В качестве возможного варианта изменения метода планирования амбулаторной помощи в статье предложен переход от планирования посещений врачей к планированию, исходящему из численности обслуживаемого населения, нормативов расходов на одного жителя и показателей результатов деятельности поликлиник. В заключение автор приводит алгоритм перехода на подушевой метод оплаты первичной медико-санитарной помощи.
Добавлено: 19 декабря 2016