• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 198 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Назмутдинов Б. В. Философские науки. 2017. № 11. С. 108-127.

Статья посвящена эволюции политических взглядов П.П. Сувчинского в период его участия в евразийском движении 1920-х гг. Особо исследуется роль Сувчинского в «кламарском расколе»: распад евразийского движения был связан не столько с организационными, сколько с идейными противоречиями. Обособление левого евразийства стало возможно благодаря радикализации доевразийских идей Сувчинского с одновременным отстранением от подчеркнутой роли религии, которое прежде сближало его с Н.С. Трубецким и П.Н. Савицким. Кроме того, произошел уход от проблемы «Востока», поскольку Сувчинский реанимировал свой интерес к «Западу». В отличие от «правых евразийцев» он следовал мысли, что евразийство «не дано, а задано», что оно представляет собой живую идею, раскрывающую себя во времени, а не набор основных догм раннего евразийства 1920-х гг. Началось то, что Н.С. Трубецкой впоследствии назвал «эстетизацией» политической позиции, использованием идей как палитры для собственного творчества. Идеология перестала восприниматься Сувчинским в «идеократическом» духе: как строгая система идей, доминирующая над практикой; автор стал апеллировать к историческому контексту развития идеологии. Подобное желание привело к первичному признанию status quo в СССР. В статье особо подчеркивается, что «левая», просоветская проблематика, отстаиваемая Сувчинским, в первой половине 1930-х гг. возобладала и в «правом» евразийстве.

Добавлено: 27 декабря 2017
Статья
Порус В. Н. Философские науки. 2019. Т. 62. № 3. С. 7-24.

В статье показано, что философская антропология претерпевает радикальный концептуальный сдвиг, вызванный трагическим опытом ХХ века. Так, экзистенциальная антропология полагает особый тип коммуникации в «пограничных ситуациях» (К. Ясперс), когда люди раскрываются в своей «подлинности», а рутинные формы приспособления к реальности обесцениваются. В «экзистенциальной коммуникации» проявляется сущность человека как средоточие разумной, здоровой и доброй воли к жизни. Однако «философская вера» в такую сущность подвергается сомнению, если условия существования в «пограничной ситуации» выходят за пределы человеческого. Таковы условия «земного ада», описанного Варламом Шаламовым в «Колымских рассказах». Опыт колымской каторги, осмысленный через художественное восприятие писателя, показал, что философская антропология, если ее понятия выстраиваются на фундаменте априоризма или выносятся в сферу трансцендентного, фальшивит и теряет доверие к себе. Философская антропология, вплавленная в «лагерную прозу» Шаламова, является не отвлеченной концептуальной конструкцией, а частью и продолжением жизненного контекста, от которого не отделима жизненная судьба самого писателя.

В онтологических основаниях этой философии нет места вечной и неизменной «человеческой сущности», возводящей человека на вершину бытийной иерархии. «Колымский ад» не разделяет существование и сущность человека и не противопоставляет их, он устанавливает между ними особую связь. Сущность дает о себе знать как раз тогда, когда ад ее опустошает. Она обретает реальность на последнем рубеже сопротивления аду. Эта антропология помещает размышление о человеке вовнутрь «пограничной ситуации», а не ставит его над ней.

Если этот опыт будет усвоен, философская антропология не останется прежней.  Реальность земного ада будет ее пробным камнем.

Добавлено: 27 июня 2019
Статья
Тульчинский Г. Л., Леонтьев Д. А. Философские науки. 2018. № 2. С. 120-140.

Экспертизы выполняют важную роль в социальной жизни современного общества. Эта роль настолько расширилась, что требуются уточнения их методологии, определения статуса эксперта, требований к его компетентности. Особое внимание заслуживает проблема комплексных экспертиз. Данная публикация представляет материалы обсуждения этих вопросов на специальном круглом столе, в работе которого приняли участие психологи.

Добавлено: 15 октября 2018
Статья
Углева А. В. Философские науки. 2012. № 8. С. 120-132.

В статье выявляются этические проблемы и риски, связанные с тенденцией к космополитизму в современном мире. Политика толерантности в отношении национальных меньшинств рассматривается в контексте образовательной политики на примере Франции и России.

Добавлено: 22 ноября 2012
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2015. № 2. С. 24-42.
Работа опирается на ряд разработок автора, а также А. Кожева, Л. Болтански и Л. Тевено. Справедливость предстает как конкретная гармонизация представлений конкретных социальных групп конкретного общества – в зависимости от особенностей исторического развития и расстановки сил в данном социуме. Выявление такой диспозиции и выступает главной задачей политического анализа справедливости.
Добавлено: 17 января 2016
Статья
Гуляев Р. В. Философские науки. 2013. № 1. С. 92-106.

Статья посвящена проблеме взаимосвязи права и эффективного политического действия в работе Карла Шмитта «Диктатура». Через эту проблему затрагивается вопрос о соотношении государства и прав индивида в системе ценностей самого Шмитта.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Руткевич А. М. Философские науки. 2011. № 3.
Добавлено: 22 июня 2011
Статья
Романенко Е. К. Философские науки. 2010. № 8. С. 108-121.

Исследование представляет собой сравнительный анализ теоретических положений философии языка в системах В. фон Гумбольдта и одного из его учеников, X. Штайнталя. Целью сравнительного исследования было проследить, в каких аспектах и каким образом философия языка Гумбольдта в дальнейшем развивалась Штайнталем. Основные общетеоретические вопросы, по которым сравнивались эти учения: связь языка и мышления, вопрос первичности или вторичности языка по отношению к мышлению, вопрос происхождения языка в сознании человека.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Гаспарян Д. Э. Философские науки. 2018. № 8. С. 125-143.

Гипотезой настоящего исследования является идея того, что язык является т.н. «собственной формой» по отношению к которой исследователь не может занять позицию внешнего наблюдателя. Тема исследования напрямую связана с принципом Eigenform (самоформой, собственной формой), описанной Фёрстером, Кауффманом и, отчасти, Спенсером-Брауном. В исследовании используется также рекурсивный принцип исчисления собственных форм, основанный на подходе Кауффмана. Показывается, что исследователь всегда уже погружен в процесс оперирования знаками и не может занять внезнаковую позицию. Язык является собственной формой, поскольку описывая или обьясняя язык, мы, всегда уже пользуемся языком, в нем находимся. Поле знаков покинуть невозможно как и саму реальность, которая оказывается всегда уже интерпретированной в знаках. Обосновывается, что знак и объект (означающее и означаемое) не предшествуют и не существуют изолированно друг от друга, но, напротив, обуславливают друг друга. При этом предполагается показать как принцип самореферирования, которая организует форму языка как Eigenform, переходит в идею «взаимной референциальности», когда речь заходит о соотнесении языка и мира. Речь идет об умножении референций, где каждый следующий знак оказывается на месте означаемого в новом цикле. Рассмотрения языка как собственной формы, должно пролить свет на традиционную проблему соотношения лингвистической и экстралингвистической реальности.

Добавлено: 30 июня 2018