• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 403 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2012. № 4. С. 249-258.

Анализируется динамика частотности использования термина «образовательная политика» в печатных изданиях и сетевых источниках, а также содержание, вкладываемое в это понятие в публицистических текстах, в частности в журналах «Образовательная политика» и «Свободная мысль», а также в двух сборниках очерков, изданных в 2012 г. и посвященных истории образования в России. 

Добавлено: 11 декабря 2012
Статья
Андрущак Г. В., Прахов И. А. Вопросы образования. 2009. № 3. С. 76-93.

Работа посвящена изучению потенциального спроса на образовательное кредитование. Рассматривается взаимосвязь условий кредитования и готовности воспользоваться им; учитывается влияние социально-демографических характеристик семей. Показано, что в докризисный период большинство домашних хозяйств имели достаточно полное представление об условиях образовательного кредитования и были готовы воспользоваться соответствующими финансовыми услугами российских банков в случае необходимости. Эмпирически подтверждено, что невысокая распространенность образовательных кредитов в этот период была во многом обусловлена особенностями условий кредитования.

Добавлено: 20 октября 2009
Статья
Александров Д. А., Иванюшина В. А., Симановский Д. Л. Вопросы образования. 2017. № 3. С. 183-201.

Под цифровым барьером первого уровня понимается различие в доступе к интернету у разных групп населения, цифровой барьер второго уровня — это различия в практиках использования интернета. Эмпирической базой исследования являются опросы школьников, выполненные в 2014–2016 гг. в СанктПетербурге (94 школы, 3739 учеников 10‑х и 11‑х классов) и в Калужской области (249 школ, 27 904 ученика 6–9‑х классов). Показано, что в мегаполисе цифровой барьер первого уровня отсутствует. В Калужской области различия в доступе к интернету обусловлены типом населенного пункта (город или село), составом семьи (полные или неполные семьи) и образованием родителей школьника (наличие или отсутствие высшего образования); в самом уязвимом положении оказываются школьники, социальноэкономическое положение которых характеризуется совпадением всех трех негативных факторов. Что касается использования интернета, то ни в Калужской области, ни в Санкт-Петербурге не выявлено различий между школьниками в зависимости от семейного бэкграунда, тапа школы, типа населенного пункта. Большинство школьников пользуются образовательными ресурсами, причем интенсивность использования увеличивается с возрастом. Описаны несколько специализированных образовательных ресурсов для школьников. Наиболее популярным ресурсом является Википедия; из специализированных ресурсов школьники чаще всего пользуются сайтом Znanija.com. Лишь небольшой процент школьников (около 2%) пользуются сайтами готовых домашних заданий. 

Добавлено: 10 октября 2017
Статья
Капуза А. В., Керша Ю. Д., Захаров А. Б. и др. Вопросы образования. 2017. № 4. С. 10-35.

В статье рассматривается динамика образовательных результатов российских школьников в зависимости от культурного капитала семей и размера населенных пунктов. Анализируются данные международных исследований качества образования PISA и TIMSS и проводится серия интервью с экспертами в области содержания образования и образовательной политики. В статье показано, что за последние 15 лет наблюдается небольшой рост результатов российских школьников и снижение социального и территориального неравенства. В то же время, эти изменения характеризуют не все предметные области и происходят за счет повышения результатов в группах с низким культурным капиталом семей и в небольших населенных пунктах. Баллы учащихся с более высоким культурным капиталом не показывают роста. Анализ интервью позволил выявить возможные изменения в системе образования, связанные с наблюдаемой динамикой результатов учащихся. 

Добавлено: 17 декабря 2017
Статья
Полякова Т. Н., Журавлева О. Н., Федоров О. Д. Вопросы образования. 2018. № 2. С. 71-90.

В статье описывается ситуация, в которой происходит выбор перспективного направления для развития отечественной системы дополнительного профессионального образования педагогов. Стратегиальный контекст раскрыт на основе образовательных стратегм, идея которых подсказана древнекитайскими авторами в яркой, афористичной форме – «Тридцать шесть стратагем». На основе данных широкого исследования и анализа личностно-профессионального портрета современного молодого учителя авторы предлагают акцентировать внимание на трех значимых направлениях проектирования программ повышения квалификации педагогов, считая, что это будет способствовать повышению роли системы дополнительного профессионального образования в развитии личности и профессиональных качеств учителя школы будущего - в соответствии с вызовами времени

Добавлено: 23 октября 2017
Статья
Прахов И. А., Савицкая Е. В. Вопросы образования. 2007. № 1. С. 133-152.

В статье дается описание свойств и составляющих образовательного кредита, анализируется роль государства как гаранта студенческих займов в условиях информационной асимметрии. Показаны различные формы кредитования, виды и элементы студенческих кредитов. Представлен опыт образовательного кредитования в западных странах (США, Швеции, Германии, Австралии), а также в государствах СНГ. Во второй части статьи строится модель стимулирующего контракта при образовательном кредитовании. На основе теории агентских отношений предлагается способ снижения риска невозвращения кредита путем предоставления студенту права на отсроченные платежи по кредиту и льготный период. Моделью предусматривается возможность для банка менять процентную ставку в зависимости от успехов студента.

Добавлено: 3 января 2009
Статья
Правдина М. А., Борисова О. А., Наумова О. В. Вопросы образования. 2006. № 2. С. 133-147.
Добавлено: 8 сентября 2014
Статья
Кордонский С. Г., Плюснин Ю. М., Моргунова О. М. Вопросы образования. 2010. № 4. С. 54-69.

Представлено обоснование новой образовательной технологии в области государственного и муниципального управления, основанной на методологии непосредственного наблюдения и описания местных управленческих практик студентами, систематически не подготовленными к научной деятельности (методология «наивного» наблюдателя). Использование такого подхода позволяет решать, по мнению авторов, одновременно две задачи: учебно-методическую и научную. Студенты ведут наблюдения и делают описания фактов российской провинциальной жизни без какой-либо интерпретации, что позволяет приобрести компетенции практического муниципального управления и получить картину социальной жизни, близкую к реальности и отличную от интер претационных схем социологов и журналистов, на основе которых власть обычно и принимает управленческие решения и разраба тывает проекты социальных преобразований.

 

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Лисюткин М. А. Вопросы образования. 2017. № 2. С. 74-94.

Многие национальные системы высшего образования в последнее время характеризуются стабильным сокращением ресурсного обеспечения, что не могло не сказаться и на ресурсной базе отдельных вузов. При этом не все вузы оказались в одинаковых условиях: на фоне улучшения или расширения ресурсной базы одних вузов другие демонстрируют ее существенное ухудшение. Возникает значимый как в теоретическом, так и в практическом плане вопрос о причинах той или иной динамики ресурсной базы вузов и ее отдельных компонентов. В статье представлен анализ динамики ресурсного обеспечения системы высшего образования в России, а также ресурсной базы отдельных государственных вузов. В качестве ее компонентов рассмотрены финансовые, интеллектуальные и инфраструктурные ресурсы. Проведенный анализ позволил выделить и детально описать группу вузов, характеризующихся ухудшением ресурсной базы. На основе интервью с представителями вузов, вошедших в данную группу, а также изучения  релевантных зарубежных исследований выделены возможные причины ухудшения ресурсной базы отдельных вузов, включающие внутриорганизационные, контекстные и технологические факторы.

Добавлено: 23 июня 2017
Статья
Великая Е. В. Вопросы образования. 2007. № 5. С. 5-9.
Добавлено: 8 марта 2009
Статья
Андрущак Г. В., Натхов Т. В. Вопросы образования. 2010. № 2. С. 207-223.

Исследуются детерминанты ожидаемых доходов российских школьников, планирующих поступление в вуз. Информационной базой исследования является социологический опрос 1600 семей, организованный лабораторией институционального анализа экономических реформ ГУ-ВШЭ при поддержке Центра фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ весной 2008 г. в крупнейших городах России. Обнаружено, что за два месяца до поступления лишь 60 % 11‑классников и их семей сформировали свои ожидания. Вариация ожидаемых доходов объясняется комплексом переменных, наиболее важными среди которых являются: доходы семьи; образование родителей; тип школы, в которой выпускник получает среднее образование; избранная специальность в вузе. Семьи, сформировавшие свои ожидания относительно доходов после обучения, планируют поступление в крупнейшие региональные вузы. В условиях практически всеобщего высшего образования в последние годы этот факт говорит о том, что представления о качестве образования становятся важным дифференцирующим фактором ожидаемых доходов.

 

Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Мигунова Д. Ю. Вопросы образования. 2014. № 2. С. 180-198.

Рассмотрены разные типы слушателей программ МВА[1], которые связывают свое обучение  в бизнес-школе с определенными изменениями в области социальной мобильности после окончания обучения. Дана их сравнительная характеристика по социально-демографическим, социально-экономическим и профессиональным параметрам.

 

 

[1] МВА – Master of Business Administration (мастер делового администрирования).

 

Добавлено: 12 августа 2014
Статья
Южанинова А. В. Вопросы образования. 2014. № 1. С. 200-216.

Анализируются ожидания российских школьников 9-х классов в отношении их первой занятости в будущем: когда они намерены начать работать, считают ли они, что работа прежде всего должна приносить высокий доход, или для них важнее возможность самореализации в трудовой деятельности. Эмпирической базой исследования послужили результаты первой волны лонгитюдного исследования, запущенного в 2010 г. Институтом развития образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов». Опрошены учащиеся 9-х классов, которые в 2010/2011 учебном году проходили международное тестирование TIMSS-2011 (3797 учащихся в 41 регионе РФ), а также их родители. Построены модели на основе логистической регрессии, где зависимой переменной выступают ожидания школьников относительно будущей работы, а независимыми — группы факторов, характеризующие семейный бэкграунд учащегося, культурный капитал семьи и личностные черты респондента. Установлено, что семейные характеристики связаны с ожиданиями учащихся относительно их будущей работы значительно слабее, чем личностные свойства. При этом предпочтения родителей в отношении будущей работы их ребенка совершенно не влияют на мнение самого школьника. На основании данных следующей волны исследования автор предполагает оценить, насколько были реализованы планы школьников относительно времени выхода на работу и продолжения обучения в школе, а также охарактеризовать изменения системы ценностей, на которую ориентируются школьники и их родители, выстраивая свою систему ожиданий.

Добавлено: 11 апреля 2014
Статья
Ионин Л. Г. Вопросы образования. 2006. № 4.
Большинство пишущих о проблемах политологического образования горячо рассуждают о его методике, о необходимости дальнейшего его сближения с практикой, введения «практических семинаров», широкого использовании современных мультимедийных средств и т. п. Автор статьи анализирует принципиальные аспекты понимания социальной роли политологического образования, его научной специфики и перспективы, открывающиеся в рамках университетского политологического образования перед его «потребителями» – студентами и аспирантами.
Добавлено: 5 ноября 2009
Статья
Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д. Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8-43.

16 июня 2015 г в НИУ ВШЭ состоялась открытая дискуссия, посвященная онлайн-обучению. В поле зрения дискуссантов были три основных тематических блока: влияние онлайн-обучения на структуру образования; связанные с ним изменения стоимости обучения и финансовых потоков; перспективные направления исследования онлайн-обучения. На обсуждение были представлены следующие вопросы.

Насколько эффективно онлайн-обучение? Какие выгоды получают от онлайн-обучения его субъекты (организация, преподаватели, студенты)? Какие риски возможны для субъектов онлайн-обучения (для организации, для студентов-слушателей)? Кто предъявляет спрос на онлайн-образование? Как меняются структура глобальной и национальной систем образования и организация университетов с распространением онлайн-обучения? Возможна ли замена традиционных курсов на онлайн-курсы и если да, как это отразится на преподавателях? Может ли феномен МООС обусловить деление образования на массовое онлайн и элитное (дорогое) очное? Как меняют МООС рынок образовательных услуг? Ведет ли распространение МООС к усилению международной конкуренции между вузами? Как изменится стоимость высшего образования?
Добавлено: 3 сентября 2018
Статья
Абанкина И. В., Осовецкая Н. Я. Вопросы образования. 2008. № 2. С. 136-160.

В статье характеризуются основные подходы к формированию контрольных цифр приема в магистратуру и приводятся данные по первоначальному опыту подготовки магистров в России. Рассматриваются особенности подготовки магистров, включая определение их доли в общей численности студентов, в странах, имеющих значительный опыт организации двухуровневой системы образования. На основании данных о динамике численности научных работников (исследователей), лиц, занятых проектными и конструкторскими разработками, преподавателей технических вузов, а также об их возрастном составе сделан прогноз потребности в выпускниках магистратуры технических вузов на ближайшую перспективу. При этом определены основные требования, которые должны предъявляться к вузам, претендующим на открытие магистратуры. Приводятся результаты расчетов по экономическому обоснованию стоимости подготовки магистров в сравнении со специалистами.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Озерова О. К., Забатурина И. Ю., Кузнецова В. И. и др. Вопросы образования. 2012. № 3. С. 184-216.
На основании результатов федерального статистического наблюдения представлены данные о состоянии материально-технической базы образовательных учреждений. Приведены показатели технического состояния зданий, использования площадей, обеспеченности обучающихся сетью общественного питания и общежитиями, оснащения образовательных учреждений ИКТ- оборудованием и доступом к Интернету.
Добавлено: 15 января 2013
Статья
Меликян А. В. Вопросы образования. 2014. № 3. С. 100-117.

Представлены результаты исследования 27 действующих международных сетей университетов, созданных в разные годы и объединяющих 1119 организаций-членов из 117 стран. Выявлены и описаны основные характеристики этой формы межвузовского партнерства, такие как обстоятельства создания, географическое расположение партнеров, типы организаций-партнеров, статусы партнеров, барьеры на входе для новых участников, специализация деятельности, финансирование, руководство, формы взаимодействия. Проанализирована включенность в международные сети университетов разных стран, в частности ведущих российских вузов. Исследование основано на анализе информации о действующих международных сетях университетов, размещенной на их официальных веб-сайтах и в открытом доступе в Интернете: ежегодных отчетов о деятельности международных сетей университетов, их стратегических планов развития, текстов договоров о сотрудничестве между партнерами, интервью представителей вузов и координаторов сетей.

Добавлено: 10 октября 2014
Статья
Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В., Филиппова Д. С. Вопросы образования. 2016. № 1. С. 168-190.

Представлены результаты исследования участия детей в дополнительном образовании, проведенного НИУ ВШЭ совместно с Левада-Центром в рамках Мониторинга экономики образования в 2013 г. Обследованием были охвачены более 2 тыс. родителей школьников, занимающихся дополнительным образованием в организациях различного типа. Проанализированы связи между особенностями участия детей в дополнительном образовании (интенсивность, дискретность и продолжительность потребления услуг; выбор типов программ дополнительного образования и организаций; место дополнительного образования в структуре свободного времени и каникулярного периода) и характеристиками семей (место проживания, имущественный и культурно-образовательный статус). Обсуждается влияние на проявление неравенства в доступе к дополнительному образованию особенностей организации и регулирования сферы дополнительного образования детей в Российской Федерации. Сформулированы предложения по учету выявленных различий в политике государства в сфере дополнительного образования. В частности, политика государства в отношении детей из семей с неблагополучным социально-экономическим бэкграундом и детей, проживающих в сельской местности, должна сочетать два типа инструментов: 1) информирование и повышение мотивации родителей к включению детей в дополнительное образование; 2) социальная поддержка семей (введение сертификатов на услуги дополнительного образования детей; квотирование бюджетных мест на высококачественных программах дополнительного образования; целевое финансирование дополнительных общеобразовательных программ в сельских школах, а также в школах, работающих со сложным контингентом).

Добавлено: 28 мая 2016
Статья
Маслинский К. А., Иванюшина В. А. Вопросы образования. 2016. № 4. С. 8-30.

p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 0.49cm; text-align: left; }p.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }p.cjk { font-family: "SimSun"; font-size: 11pt; }p.ctl { font-family: "Times New Roman"; font-size: 10pt; }

Рассматриваются структурные и социально-психологические факторы, влияющие на установки школьных учителей по отношению к смене профессии. Анализируется воздействие таких факторов, как трудности на рабочем месте, возможности альтернативного трудоустройства, уверенность в своей эффективности и эмоциональная привязанность к учительской профессии. Опрос был проведен среди учителей государственных средних школ в Санкт-Петербурге (730 человек). Регрессионный анализ полученных данных показал, что уверенность в своей эффективности и приверженность профессии являются наиболее сильными предикторами верности учителя избранной профессии. Некоторые из рассмотренных в исследовании стрессовых факторов, связанных с работой, повышают вероятность ухода из профессии. При этом продолжительность педагогического стажа и наличие опыта работы вне школы не оказывают влияния на решение уйти из школы. Данные исследования не подтверждают гипотезу о том, что начинающие учителя легче принимают решение о смене профессии. Обсуждается применение полученных результатов в целях удержания учителей в профессии.

Добавлено: 13 декабря 2016
Статья
Любимов Л. Л. Вопросы образования. 2008. № 2. С. 200-204.
Добавлено: 11 ноября 2008