• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 304 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Петровский В. А., Старовойтенко Е. Б. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 2. С. 30-69.

В статье дан развернутый ответ на критические суждения А.Б. Орлова и Н.А. Орловой, высказанные ими в статье «Наука человека: Человекоцентрированный подход к общей персонологии» (см. с. 7–29 настоящего выпуска журнала) по поводу ранее опубликованной в том же журнале статьи В.А. Петровского и Е.Б. Старовойтенко «Наука личности: четыре проекта общей персонологии» (Петровский, Старовойтенко, 2012). Авторы четырех проектов полагают, что критика в их адрес обусловлена следующими причинами. Первая — это очевидные перцептивные ошибки, подмена терминов, тенденциозность интерпретаций при обращении с текстами критикуемых работ. Критики охотно делятся своими идеологическими и политическими оценками, вероятно, полагая, что таким образом они усиливают убедительность своих рассуждений (к примеру, идея «личности» ассоциируется у них с «расистскими построениями фашистской персонологии» и т.п.). В результате такого ошибочного восприятия эти авторы приходят к ложным выводам, затрагивающим основные категории и положения персонологии (дискредитация ее методологического статуса, неразличение общей персонологии и частных вариантов ее построения – мультисубъектной персонологии, персонологии жизни и др.). При этом, как ни парадоксально, критики приписывают себе приоритет в разработке «частных персонологий». Вторая причина, побуждающая «человекоцентрированных» критиков идеи персонологии вступить в полемику с авторами четырех проектов, приводящая к существенным искажениям в восприятии, интерпретациях и оценках, это собственные весьма спорные идеи диспутантов; в первую очередь, это касается соотношения науки и практики в перспективе развития психологии (по мнению критиков, с наступлением приближающейся «психозойской эры» психология отомрет, уступив место человекоцентрированной психопрактике). Стилистика высказываний критиков имеет мало общего с принципами «эмпатического слушания», «понимания и принятия», «безоценочности», открытых создателем человекоцентрированного подхода К. Роджерсом. Вместо «активного слушания» используются приемы «активного скушания» («черной риторики»). Текст авторов критической статьи, А.Б. Орлова и Н.А. Орловой, противоречит заявленному в названии замыслу. Содержание и стиль их собственных построений не имеют, по-видимому, ничего общего с «человекоцентрированным подходом» — применительно к идеям тех, кто мыслит иначе.

Добавлено: 28 сентября 2015
Статья
Зинченко В. П. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 3. С. 79-97.

Автор локализует «место» творческого акта в виртуальном плавильном тигле. В нем плавятся внутренние формы слова, образа и действия. Внутренняя фор ма слова включает превращенные формы образа и действия, внутренняя форма образа — такие же формы слова и действия, наконец, внутренняя форма дей ствия — такие же формы слова и образа. Все они включают также смыслы и значения (соответственно вербальные, перцептивные и операциональные). Выдвинута гипотеза, что каждая из внутренних форм представлена соот ветствующими моторными программами возможной локализации слова, об раза и действия. Благодаря оперированию (переплавке) виртуальными про граммами рождается новая внутренняя форма. Таким образом «на выходе» из плавильного тигля создается новое слово, или новый образ, или новое действие.

Добавлено: 27 марта 2009
Статья
Гулевич О. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. № 3. С. 129-136.

В статье рассматривается связь между правосознанием людей и участием в суде присяжных.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Леонтьев Д. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 36-58.

В статье содержится подробное изложение и анализ развития и современного состояния недавно возникшего нового направления в психологии – позитивной психологии. Выделяются этапы в развитии этого движения, основные проблемы и вызовы, внутренние дискуссии. Особое внимание уделено мифам, окружающим позитивную психологию, и их развенчанию. Показана динамика взглядов на осмысление позитивного человеческого функционирования от поверхностного к глубинному и от одностороннего к интегративному и диалектическому. Позитивная психология рассматривается как полигон поиска новых подходов в общей психологии, адекватных задачам и вызовам нового столетия.

Добавлено: 22 июля 2013
Статья
Семенов И. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 4. С. 607-625.

Одним из фундаментальных достижений человекознания на рубеже ХХ–ХХI столетий служит «Рефлексивная психология Владимира Лефевра» (Wheeler, 1990). Она является результатом междисциплинарного синтеза ряда возникших во второй половине ХХ в. рефлексивных наук: логики, семиотики, психологии, конфликтологии, этики, менеджмента, политологии, системотехники, кибернетики, физики, математики, космологии. В развитие каждой из них крупный российско-американский ученый В.А. Лефевр внес свой вклад. В.А. Лефевру свойствен ренессансный диапазон исследовательских интересов, феноменальная креативность, энциклопедизм профессиональной деятельности. Исследовательской целью статьи является анализ жизненного пути В.А. Лефевра и его творческих достижений в области междисциплинарного изучения такой сложной психологической реальности, как рефлексия. Впервые предложена персонологическая периодизация жизнедеятельности В.А. Лефевра, охарактеризовано развитие его личности на трех ключевых периодах творчества (советском, американском, трансатлантическом), проведен науковедческий анализ научных достижений. Показана конструктивность системно-междисциплинарного подхода В.А. Лефевра к исследованию и освоению рефлексивных процессов в контексте современного развития науки и общества. Новизна излагаемых в статье результатов исследования жизнетворчества В.А. Лефевра определяется системной методологией его рефлексивно-науковедческого изучения, согласно принципу дополнительности. Этот принцип реализуется посредством взаимодействия персонологического подхода к характеристике творческой личности В.А. Лефевра и науковедческого подхода к анализу осуществляемой им инновационной научной деятельности в современном социокультурном контексте развития науки и общества. В итоге показано фундаментальное значение междисциплинарных трудов В.А. Лефевра для изучения рефлексии в масштабах человекознания и космологии.

Добавлено: 19 февраля 2018
Статья
Мишкевич А. М., Щебетенко С. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 3. С. 562-572.

Половые различия черт личности по модели «Большая Пятерка» стабильно воспроизводятся в разных исследованиях, проводимых в разных культурах. Причины этих различий обычно раскрываются в биологизаторских и социальных теориях. Рефлексивный компонент черт личности также может служить их объяснением. Так, ранее (Shchebetenko, 2017) было показано, что половые различия в чертах могут объясняться рефлексивными характерными адаптациями (РХА) – элементом личности, относящимся к осознаванию и мониторингу человеком своих индивидуальных черт. Данный эффект сохранялся для всех черт, кроме нейротизма. В настоящей работе мы изучали, насколько такая конфигурация результатов неслучайна и эмпирически воспроизводима. В исследовании участвовало 906 человек в возрасте от 17 до 25 лет, из них 314 (34.7 %) мужчин. Половые различия наблюдались в доброжелательности, нейротизме и открытости опыту: по всем этим чертам показатели были выше у женщин. В результате иерархического регрессионного анализа было установлено, что мужчины и женщины скорее различались в такой РХА, как установки на черты личности. При этом различия в самих чертах были статистически элиминированы. Такой результат ставит под сомнение биологизаторские теории половых различий в чертах. Социальные стратегии поведения и воспитания полов могут сказываться на дифференциальной оценке черт женщинами и мужчинами. Исключением вновь оказался нейротизм: как и в предыдущем исследовании, половые различия в данной черте сохранялись и после контроля установки на нее. Возможно, что поведение мужчин и женщин различается в степени выраженности нейротизма, и такие различия не определены рефлексивными оценками этой черты.

Добавлено: 25 сентября 2018
Статья
Иванченко Г. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 3. С. 105-122.

В статье анализируется понятие метапатологии, предложенное в последних работах А. Маслоу для характеристики личностных патологий как следствия снижения человечности, проявления социальных недугов. Обосновывается формулировка «метапатологических» вариантов, неоптимальных для личностного развития, как дилемм.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Гулевич О. А., Орел Е. А., Бурова М. Б. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 1. С. 88-104.

Стереотипная угроза — важный фактор, оказывающий влияние на учебные и профессио- нальные достижения человека. Источником подобной угрозы служат стереотипы, в кото- рых подчеркивается неспособность членов определенной социальной группы решать кон- кретные задачи. В данном исследовании было проанализировано влияние стереотипов, касающихся психологов («психологи не способны к математике»), на отношение студен- тов-психологов к курсу статистики и качество решения ими математических задач. Мы предположили, что актуализация в сознании студентов-психологов стереотипной угрозы ухудшает их отношение к курсу статистики и понижает качество решения математических задач. Однако ее влияние зависит от личностных ресурсов, которыми обладают студенты: чем выше самоэффективность и жизнестойкость человека, тем меньше он подвержен воз- действию негативных стереотипов. В исследовании приняли участие 94 студента-психоло- га, недавно приступившие к изучению статистики. Члены одной экспериментальной груп- пы подвергались воздействию стереотипной угрозы, а члены другой — нет. Для этого у чле- нов первой группы актуализировали негативные стереотипы: рассказывали о том, что, по данным исследований, психологи хуже решают математические задачи, чем представители других специальностей. В то же время у членов второй группы такие стереотипы не актуа- лизировали. После этого все респонденты заполняли методики для измерения самоэффек- тивности и жизнестойкости, оценивали свое отношение к курсу статистики, а также реша- ли ряд математических задач. В соответствие с гипотезами, результаты исследования про- демонстрировали, что стереотипная угроза действительно понижает эффективность решения математических задач и ухудшает отношение к курсу статистики. Однако ее влия- ние опосредуется самоэффективностью и одним из компонентов жизнестойкости — вовле- ченностью.

Добавлено: 23 октября 2017
Статья
Краснов Е. В., Чумакова М. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 37-55.

Настоящая статья посвящена изучению регуляторной роли эмоционального интеллекта в принятии решений человеком в реальных жизненных ситуациях, раскрытию функциони- рования интеллектуально-личностного потенциала человека на материале методики эмо- ционального предвосхищения (МЭП). На выборке военных преподавателей (N = 79) при участии экспертов-психологов с применением техник качественного анализа данных раз- работана типология содержательных характеристик выборов. При этом нами диагностиро- валась селективная выборка лиц, реально включенных в служебную деятельность и на практике знающих последствия использования и неиспользования эмоциональной инфор- мации в рамках служебной деятельности. По результатам статистической обработки дан- ных рассмотрены характеристики эмоционального интеллекта (ЭИ) и толерантности к неопределенности в системе предикторов личностного выбора. Применительно к материа- лу задач МЭП нашла свое подтверждение гипотеза о возможном рассогласовании данных, получаемых объективированными тестами и опросниками ЭИ. Получены результаты, показывающие различие в соотношении диспозиционального и ситуационного контекстов включения ЭИ в регуляцию выбора. Для каждой задачи мы получили данные о неслучай- ном выборе из предлагаемых альтернатив наиболее близкой для собственного решения, что позволяет нам считать сконструированные альтернативы достаточно экологически валид- ными. Выявлено, что применение подсказки-иллюстрации приводило к увеличению в окон- чательном ответе количества выборов, направленных на разрешение неопределенности с учетом эмоционального контекста ситуации. Эмоциональный интеллект выступает при этом предпосылкой эффективного использования иллюстрации-подсказки. Процедуру МЭП можно рассматривать в качестве косвенной диагностической методики оценки отдельных аспектов эмоционального интеллекта. 

Добавлено: 9 ноября 2015
Статья
Белянин А. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 2. С. 37-41.
Добавлено: 5 февраля 2010
Статья
Иванченко Г. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 1. С. 32-63.

Профессиональное самоопределение личности традиционно рассматривается почти исключительно как процесс выбора на этапе окончания средней школы. Однако можно говорить о не меньшей личностной значимости выбора выпускников вуза в сравнении с тем, перед которым оказываются выпускники средней школы. Дополнительную напряженность профессиональному выбору студентов выпускных курсов сообщает его «увязанность» с задачами жизненного выбора (жизненных выборов). Вследствие этого теоретический анализ профессионального самоопределения требует обращения к понятиям и конструктам, используемым в социологии и психологии для отражения рефлексивной и мотивационной составляющих самоопределения. В статье приводятся и анализируются результаты исследования представлений о возможном выпускников столичных и региональных вузов.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Исаева А. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 1. С. 135-149.

Статья посвящена принципу оппозиций как персонологическому способу познания личности, имманентному европейскому мышлению и концептуально обоснованному в философской диалектике, глубинной психологии и теории жизненных отношений личности Е.Б. Старовойтенко. Принцип оппозиций рассматривается в структуре общей персонологии в аспекте его потенциалов постановки и разработки новых проблем познания личности через различные формы синтеза теории, герменевтики и практики персонологии. Различаются онтологический, гносеологический и рефлексивно-феноменологический «модусы» существования оппозиций жизни личности. В работе представлены результаты герменевтического исследования отношения личности к оппозициям жизни. Описаны интуитивные приемы личности в обращении с оппозициями, реконструированные на материалах европейских и русских волшебных сказок. Обозначена проблематика «Я» как субъекта отношений к оппозициям жизни.

Добавлено: 5 сентября 2013
Статья
Абульханова К. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 4. № 2. С. 3-21.

Гегелевская категория субъекта как источника активности, самодвижения и саморазвития сознания из гносеологической была преобразована в онтологическую С.Л. Рубинштейном. В статье рассматриваются последовательные этапы развития категории субъекта в школе С.Л. Рубинштейна. На основании анализа ряда актуальных проблем из сферы психологии личности и ряда других отраслей автор приходит к выводу, что противоречивость состояния современной психологии, которое часто характеризуется как ее кризис, на самом деле связана с распространением нового методологического принципа субъекта, новой субъектной парадигмы.

Добавлено: 14 января 2014
Статья
Корниенко Д. С. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 2. С. 124-137.
Добавлено: 13 декабря 2011
Статья
Латынов В. В., Овсянникова В. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 1. С. 166-180.

В статье рассматриваются вопросы прогнозирования индивидуально-психологических характеристик человека (личностных черт, эмоциональных состояний, ценностей, мотивов и др.) на основании его цифровых следов. Как показали исследования, такие характеристики можно весьма точно выявлять на основании самых разных видов цифровых следов (текстов, изображений, «лайков» (мне нравится) и др.). Наибольшая точность прогноза достигается в случае личностных черт. Эмоциональные состояния, ценности, мотивы и удовлетворенность жизнью прогнозируются несколько хуже. Одновременное использование нескольких видов цифровых следов, а также более совершенных процедур сбора и анализа данных позволяет существенно повысить точность прогноза. Оцениваются ближайшие и более отдаленные перспективы исследований в данной области.

Добавлено: 23 ноября 2019
Статья
Старовойтенко Е. Б. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 3. С. 408-432.

В статье представлены результаты применения методов герменевтики, теоретической реконструкции и моделирования при исследовании проблемы многоаспектной продуктивности отношения личности к Другому. На основе герменевтического анализа и синтеза релевантных идей С.Л. Рубинштейна, М.М. Бахтина, М. Бубера, П. Тиллиха, М. Мерло-Понти, Д. Винникотта, Ж. Лакана, Г. Херманса впервые эксплицированы критерии продуктивности отношения «Я – Другой» в связи с его диалогичностью: многоплановость Я, вовлеченного в отношение; реальное взаимодействие Я и Другого, повышающее телесные возможности каждого; диалогичность отношения, предполагающая взаимодействие «между», активность Я в-Другом, данность Другого в-Я, обращенность Я к себе; рефлексивность Я при реализации диалогичного отношения к Другому; множественность Других, вовлеченных в отношение Я к конкретному другому человеку; ценностный характер отношения Я к Другому; сложная психологическая структура отношения; раскрытие и согласование потенциалов сознания и бессознательного в отношении; творческая активность Я, направленная на Другого, себя, объекты в контексте культуры; знание и конструктивное разрешение противоречий отношения; позитивные изменения Я и Другого в динамике диалогичного отношения; создание и обновление объектов, вовлеченных в отношение; расширение диапазона и повышение качества связей Я со многими другими людьми как эффект диалогичного отношения к Другому; полнота субъективного проживания и саморазвитие Я в отношении к Другому – становление «диалогического Я»; создание  «текстов Я», адресованных Другому и другим (исповедей, жизнеописаний, устных нарративов и т.д.); авторские вклады личности в культуру как субъекта отношения к Другому. С учетом выделенных критериев разработана теоретическая модель продуктивного отношения «Я – Другой», объединяющая диалогичные Я-позиции личности в измерениях «Между-Я-и-Другим», «Я-в-Другом», «Другой-в-Я», «Я-в-себе-с-Другим». Модель представляет собой содержательно-операциональную основу для создания новых рефлексивных техник, которые могут иметь форму интервью, опросника, методики самопознания, техники самоисследования, нарратива. Новизна авторского подхода состоит в раскрытии и детальном обосновании связи продуктивности и диалогичности отношения «Я – Другой», которая в генезе, многосторонности, конструктивных эффектах не освещена с достаточной полнотой в философско-психологических классических трудах, современных исследованиях и практических разработках.

Добавлено: 15 ноября 2017
Статья
Россохин А. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 3. С. 78-80.

статья по психоанализу бизнеса

Добавлено: 16 марта 2015
Статья
Рассказова Е. И., Иванова Т. Ю. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 4. С. 626-636.

В теории саморегуляции Ч. Карвера и М. Шейера отказ от цели и ее смена рассматриваются как важная составляющая эффективной саморегуляции, тесно связанная с чувствительностью к обратной связи, особенно негативной. Эмпирические исследования подтверждают, что в норме широко распространены трудности смены стратегии достижения цели и самой цели даже при явной негативной обратной связи (эффект эскалации), а смена цели при невозможности ее достижения связана с субъективным благополучием у пожилых лиц. Целью данной работы является исследование роли когнитивного инсайта как меры чувствительности к обратной связи со стороны окружающих и готовности к смене цели в субъективном благополучии при разных требованиях на рабочем месте. У 600 сотрудников теплоэнергетической компании оценивались готовность к смене цели, уровень когнитивного инсайта, удовлетворенность жизнью, позитивный и негативный аффект, уровень требований на работе, увлеченность работой и эмоциональное истощение. Анализ модераций показал, что эффекты взаимодействия проявляются в отношении позитивных индикаторов общего благополучия и благополучия на рабочем месте. Результаты свидетельствуют в пользу того, что положительные эмоции и увлеченность работой связаны с большей гибкостью и вниманием к мнению окружающих. Можно предполагать, что смена цели сильнее способствует позитивным эмоциям и удовлетворенности жизнью при высоком уровне когнитивного инсайта. Однако чувствительность к обратной связи, особенно при высоких требованиях на рабочем месте, должна быть не выражением неуверенности и тревоги, а проявлением готовности к изменению цели в случае необходимости.

Добавлено: 27 сентября 2020
Статья
Сариева И. Р. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 4. С. 108-120.

В статье рассматриваются современные подходы к изучению страхового поведения, проводится различие между представлением о покупателе страхового полиса как о «рациональном эгоисте» и «предубежденном решателе». Анализируются основные идеи этих подходов. Выделяются факторы, оказывающие влияние на вероятность приобретения страхового полиса: характеристики потребителя, особенности страхового случая, полиса и страховой компании. Рассматриваются ограничения существующих подходов к изучению страхового поведения, выделяются дальнейшие направления изучения этой формы экономической активности.

Добавлено: 8 декабря 2015
Статья
Шадриков В. Д. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 2. С. 3-18.

В статье рассматриваются идеологические, теоретические и методологические проблемы психологического описания нормального человека, дается их содержательная трактовка, показывается вся сложность практической работы в этом направлении.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Петровский В. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 3.
Добавлено: 14 февраля 2012