• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 214 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Поддьяков А. Н. Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 3-13.
Добавлено: 23 августа 2010
Статья
Гошин М. Е., Григорьев Д. С., Мерцалова Т. А. Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 29-45.

Статья содержит обзор стилей родительского воспитания, описанных зарубежными авторами, а также результатов исследований, посвященных влиянию различных родительских стратегий в отношении образования детей на их успеваемость. На отечественном материале с помощью метода анализа латентных классов осуществлена типологизация стратегий вовлеченности родителей в образование на основании их участия в учебном процессе и школьной жизни детей. Выделено три типа родительского участия в образовании (вовлеченности). Для типа Наставники характерно наиболее глубокое участие в образовании детей и наибольшая степень контроля. Родители типа Либералы склонны предоставлять детям свободу наряду с оказанием фасилитирующей поддержки. Тип Невидимки – наименее вовлеченная группа. Их участие в образовании детей поверхностно и часто носит формальный характер. Доля родителей типа Наставники является преобладающей в начальной школе и резко снижается при переходе к следующим образовательным ступеням. Напротив, доля родителей типа Либералы увеличивается от начальной к старшей школе. Показано, что стратегии, используемые родителями, относящимися к различным типам вовлеченности, по-разному сказываются на учебных результатах школьников и их участии в дополнительном образовании в зависимости от ступеней обучения. В начальной школе наилучшие показатели демонстрируют дети, родители которых относятся к типу Наставники, однако по мере взросления ребенка более эффективной становится стратегия Либералов. Дети родителей типа Невидимки показывают самые низкие из всех трех групп результаты обучения на всех ступенях обучения. Дети Наставников наиболее вовлечены в дополнительное образование в начальной школе, однако в средней школе их активность снижается более существенно, по сравнению с детьми Либералов. Дети Невидимок менее всего вовлечены в дополнительные занятия, однако их активность, напротив, несколько возрастает по мере взросления ребенка. Приведен психологический анализ выявленных закономерностей.

Добавлено: 30 мая 2019
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 3-20.

Полемичная публикация направлена против абсолютизации принципа детерминизма. Вслед за И.Р. Пригожиным, провозгласившим «конец определенности», ав тор пишет о детерминизме как о первой форме редукционизма в психологии. История психологии рассматривается им как поиск путей преодоления неопре деленности. Парадокс состоит в том, что даже успешное преодоление порожда ет новые формы неопределенности. Наиболее эффективным способом преодо ления неопределенности, по мнению автора, является свободное, а не детерми нированное действие.

Добавлено: 8 февраля 2014
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 3-20.

Полемичная публикация направлена против абсолютизации принципа детерминиз ма. Вслед за И.Р. Пригожиным, провозгласившим «конец определенности», ав тор пишет о детерминизме как о первой форме редукционизма в психологии. История психологии рассматривается им как поиск путей преодоления неопре деленности. Парадокс состоит в том, что даже успешное преодоление порожда ет новые формы неопределенности. Наиболее эффективным способом преодо ления неопределенности, по мнению автора, является свободное, а не детерми нированное действие.

Добавлено: 29 мая 2013
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 36-39.
Добавлено: 10 февраля 2010
Статья
Сулимина О. В., Леонтьев Д. А. Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 30-48.

Приводятся некоторые данные исследования траекторий личностного развития в подростк овом возрасте, критическом для развития самодетерминации. Проведенное исследование обнаружило у подростков, находящихся в различных условиях социализации, благополучные и неблагополучные паттерны личностного развития, различающиеся характеристиками общего психологического благополучия/неблагополучия и развитием механизмов свободы и ответственности.

Добавлено: 22 октября 2016
Статья
Крючков К. С., Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2018. Т. 1. С. 78-89.

В современной психологии имеется достаточное количество эмпирических исследований, посвященных изучению взаимосвязей между элементами «триады Роджерса» (безусловным позитивным принятием, эмпатическим пониманием и конгруэнтным самовыражением) и отдельными «чертами личности» (например, входящими в так называемую «большую пятерку личностных качеств» - экстраверсией, дружелюбием, сознательностью, эмоциональной стабильностью и открытостью опыту). Данные исследования (при всей их общепсихологической ценности) недостаточно адекватны представлениям человекоцентрированного подхода о человеке и его становлении: авторы исследований рассматривают и терапевтические установки и «черты личности» как статичные диспозиции, тогда как для К. Роджерса человек не существует в статике, предстает как процесс становления, постоянного изменения, самоактуализации. Авторы статьи на теоретическом уровне интегрируют концепцию К. Роджерса о личных установках клиентоцентрированного психотерапевта с общепсихологической концепцией личности, в которой делается акцент на двух противоположных процессах актуалгенеза личности - персонализации и персонификации (Орлов, 1995, 2002). Предметом рассмотрения авторов статьи является взаимосвязь личных установок клиентоцентрированного психотерапевта с указанными процессами актуалгенеза личности. Более того, важным аспектом двух данных процессов является то, что они (подобно элементам «триады Роджерса) реализуются в контексте межличностного взаимодействия, принимающего, соответственно, форму либо персонализирующего, либо персонифицирующего общения. Проведенный теоретический анализ показывает, что процесс самоактуализации соотносим с процессом персо-нификации личности, а психотерапевтическое общение – с персонифицирующим общением, а «триада Роджерса», являясь совокупностью необходимых и достаточных условий позитивных личностных изменений как клиента, так психотерапевта, локализована не в личности психотерапевта, а в самом их терапевтическом (персонифицирующем) взаимодействии (общении). Авторы формулируют следующие эмпирические гипотезы: 1) степень выраженности личных установок, составляющих «триаду Роджерса» и у клиента, и у психотерапевта значимо разнится до и после (вне и внутри) психотерапевтического (персонифицирующего) общения (изменения образуют позитивный тренд); 2) степень выраженности личных установок, составляющих «триаду Роджерса» и у клиента, и у психотерапевта значимо разнится до и после (вне и внутри) контр-терапевтического (персонализирующего) общения (изменения образуют негативный тренд).

Добавлено: 9 декабря 2019
Статья
Крючков К. С., Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 78-89.

В современной психологии имеется достаточное количество эмпирических исследований, посвященных изучению взаимосвязей между элементами «триады Роджерса» (безусловным позитивным принятием, эмпатическим пониманием и конгруэнтным самовыражением) и отдельными «чертами личности» (например, входящими в так называемую «большую пятерку личностных качеств» - экстраверсией, дружелюбием, сознательностью, эмоциональной стабильностью и открытостью опыту). Данные исследования (при всей их общепсихологической ценности) недостаточно адекватны представлениям человекоцентрированного подхода о человеке и его становлении: авторы исследований рассматривают и терапевтические установки и «черты личности» как статичные диспозиции, тогда как для К. Роджерса человек не существует в статике, предстает как процесс становления, постоянного изменения, самоактуализации. Авторы статьи на теоретическом уровне интегрируют концепцию К. Роджерса о личных установках клиентоцентрированного психотерапевта с общепсихологической концепцией личности, в которой делается акцент на двух противоположных процессах актуалгенеза личности - персонализации и персонификации (Орлов, 1995, 2002). Предметом рассмотрения авторов статьи является взаимосвязь личных установок клиентоцентрированного психотерапевта с указанными процессами актуалгенеза личности. Более того, важным аспектом двух данных процессов является то, что они (подобно элементам «триады Роджерса) реализуются в контексте межличностного взаимодействия, принимающего, соответственно, форму либо персонализирующего, либо персонифицирующего общения. Проведенный теоретический анализ показывает, что процесс самоактуализации соотносим с процессом персо-нификации личности, а психотерапевтическое общение – с персонифицирующим общением, а «триада Роджерса», являясь совокупностью необходимых и достаточных условий позитивных личностных изменений как клиента, так психотерапевта, локализована не в личности психотерапевта, а в самом их терапевтическом (персонифицирующем) взаимодействии (общении). Авторы формулируют следующие эмпирические гипотезы: 1) степень выраженности личных установок, составляющих «триаду Роджерса» и у клиента, и у психотерапевта значимо разнится до и после (вне и внутри) психотерапевтического (персонифицирующего) общения (изменения образуют позитивный тренд); 2) степень выраженности личных установок, составляющих «триаду Роджерса» и у клиента, и у психотерапевта значимо разнится до и после (вне и внутри) контр-терапевтического (персонализирующего) общения (изменения образуют негативный тренд).

Добавлено: 24 июля 2017
Статья
Хорошилов Д., Мельникова О. Т. Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 12-19.
Добавлено: 24 июня 2010
Статья
Варга А. Я., Федорович Е. Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 56-65.

-

Добавлено: 11 декабря 2018
Статья
Уточкин И. С. Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 159-161.
Рецензия на книгу: Общая психология. В 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. - Т. 4. Внимание / М.В. Фаликман. - М..: Академия, 2006.
Добавлено: 4 ноября 2010
Статья
Роджерс Н. Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 64-73.
Добавлено: 5 ноября 2009
Статья
Орлов А. Б., Хазанова М. А. Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 68-73.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Татарко А. Н. Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 110-120.

Исследование посвящено рассмотрению взаимосвязи базовых индивидуальных ценностей и интегральной угрозы в межэтнических отношениях. Основываясь на теории интегральной угрозы У. Стефана и К. Стефан, также теории базовых ценностей личности, мы предположили, что на индивидуальном уровне предикторами интегральной угрозы россиян служат ценности Безопасности, Конформности и Традиции, ценности Универсализма и Благожелательности тоже связаны с интегральной угрозой россиян, но отрицательно. Также с интегральной угрозой связны ценности высшего порядка: «Сохранение» - позитивно, а «Самопредоление» - отрицательно. Эмпирической исследование построено с опорой на базу данных Европейского Социального исследования (ЕSS), 6-ой волны, включающую результаты репрезентативного опроса россиян. Данная база содержит сокращенную версию опросника Ш.Шварца, а также ряд вопросов, позволяющих оценить интегральную угрозу. Выборка включала только русских респондентов (N=1965). Исследование позволило частично подтвердить выдвинутые гипотезы: позитивную связь с интегральной угрозой продемонстрировали ценности Безопасности и Самостоятельности, негативную – Благожелательности. Ценности высшего порядка не показали статистически значимой связи с воспринимаемой угрозой. Эмпирические результаты исследования обсуждаются в данной статье.

Добавлено: 18 октября 2018
Статья
Асмолов А. Г. Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 3-23.

Психофизическая проблема анализируется в контексте прогрессивной эволюции сложных целенаправленных живых систем. Аргументируется методологическая позиция о несводимости психических феноменов к физиологическим процессам мозга. Раскрываются риски гипотезы тождества психической и нейробиологической презентаций многомерной реальности, приводящей к «эффекту опрощения» жизни, к барьерам на пути диалога между нейробиологией, когнитологией и психологией. Особое внимание уделяется изучению эволюционного смысла адаптивных и преадаптивных задач, порождающих разные формы психических презентаций мира, в том числе сознания как «ожидания непредвидимого». Рассматриваются взаимоотношения разных форм психической репрезентации реальности и обеспечивающих их нейробиологических сетевых структурно-функциональных организаций. Отстаивается позиционирование психологии в семье наук о природе живого как одной из наук об устойчивости и изменчивости сложных систем, изучающей закономерности наращивания преадаптивного потенциала жизни, ее персонализации.

Добавлено: 5 июля 2017
Статья
Корягин К. В., Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 147-158.

Обобщаются зарубежные исследования эгоцида как символической смерти Эго. Рассматриваются методологические ориентиры данной проблематики в гуманитарных науках и глубинной психологии. Феномен эгоцида охарактеризован как важнейший компонент традиционных обрядов инициации. Эгоцид как процесс представлен как составляющая трансформации личности в аналитической индивидуальной и групповой психотерапии. Подробно анализируются опыт и переживания клиента, а также содержание работы психотерапевта на различных стадиях процесса эгоцида. Особое внимание уделяется психологической концепции и психотерапевтической модели эгоцида, разработанным Дэвидом Розеном.

Добавлено: 25 февраля 2015
Статья
Рассказова Е. И. Вопросы психологии. 2015. Т. 14. С. 101-108.
Представлен теоретический анализ места и роли модели жизнестойкости в современной психологии личности, а также того, каким образом экзистенциальные основы модели проявляются в психологических исследованиях. На примере трех эмпирических исследований, моделирующих «экзистенциальную дилемму», показано, что более высокий уровень жизнестойкости сопряжен с большей готовностью к выбору неизвестности, в отличие от выбора неизменности, а также с устойчивостью этого выбора. В исследованиях выбора профиля обучения и электорального выбора жизнестойкость связана с более положительным отношением как к самой ситуации выбора, так и к принятому решению. Показано, что функции жизнестойкости не сводятся к преодолению стресса, позволяя рассматривать ее как один из личностных ресурсов человека, обеспечивающих функции самоопределения и сохранения (а также предположительно – реализации) в структуре саморегуляции.  
Добавлено: 12 октября 2015
Статья
Орлов А. Б., Лэнгле А. А., Шумский В. Б. Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 21-36.
Добавлено: 26 марта 2009
Статья
Леонтьев Д. А. Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 3-15.
В статье рассмотрено соотношение экзистенциальной психологии с основной линией развития академической психологии личности в истории и современности. Прослежива- ются ключевые точки их взаимодействия: «неклассический прорыв» конца 1920-х – на- чала 1930-х гг., гуманистическая революция 1960-х и последовавшая за ней трансфор- мация психологической науки в 1970-е гг., рождение и расцвет позитивной психологии в 2000-е гг. Анализ показывает усиливающуюся конвергенцию этих двух линий, которая приобрела наиболее отчетливые формы в самое последнее время, на фоне актуализации вызова неопределенности в современном мире. Основанием для интеграции экзистен- циальной психологии в академическую науку выступает оформление функциональной объяснительной парадигмы, базирующейся на первичности непрерывного саморегули- руемого взаимодействия индивида с миром и противостоящей реактивно-диспозицио- нальной парадигме, доминировавшей в психологии XX столетия.
Добавлено: 24 октября 2016