• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 30 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Рябушкина Т. М. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16. № 3. С. 24-40.

В статье анализируется соотношение временности и причинности как структурообразующих связей сознательного опыта. Традиционным для феноменологии и трансцендентальной философии является полагание временности в качестве фундаментальной характеристики сознания, определяющей саму возможность его существования. Согласно Д. Юму, перцепции мгновенно сменяют друг друга, их ускользанию противостоит лишь фикция постоянства – субстанция; у И. Канта всякое устойчивое соединение многообразного получает обоснование как необходимое условие сознания времени; в феноменологии Э. Гуссерля именно квазивременной поток признается основой конституирования; по М. Хайдеггеру, исходная темпоральность определяет горизонт бытия; согласно Ж.-П. Сартру, время есть условие возможности сознания как существующего на расстоянии от себя.

Однако придание временности фундаментального характера приводит к упрощенному пониманию причинности. С принятием временного потока сознания как непосредственно данной основы сознательного опыта исчезает необходимость осмысливать причинную связь как связь, объясняющую возникновение новых содержаний сознания. Вопрос об условиях возможности новизны не ставится, поскольку новое «доставляется» временным потоком. У Юма причинность оказывается лишь привычкой к повторяющемуся порядку следования перцепций, происхождение которых неизвестно, у Канта – правилом, определяющим объективный порядок следования явлений друг за другом, но не сам факт наличия именно таких, а не иных явлений, подлежащих упорядочению. Гуссерль также умаляет роль причинной связи в сознании, ссылаясь на невозможность усмотреть очевидность причинных законов. Преимущественный характер придает временности и постструктуралистская мысль (пример – концепция Ж. Деррида).

Как показывает автор, именно вследствие приоритета временности по отношению к причинности возникает пропасть между идеей и ее вещным воплощением, между миром ментальным и миром физическим, оказывается невозможным найти в феноменальном мире место для свободы.

Добавлено: 24 июля 2016
Статья
Василенко Ю. В. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16. № 1. С. 92-111.

В статье проанализированы классические типологии карлизма на генетическом этапе его развития (1833–1876 гг.) как частного случая испанского консерватизма и сопутствующие концептуально-методологические проблемы. Автор сопоставляет типологию «политических тенденций» Ф. Суареса Вердегера, фракционную классификацию карлизма К. Секо Серрано и «три течения карлизма» Х.К. Клементе Муньоса, фундируя их одной из классических отечественных типологий консерватизма, предложенных А.А. Галкиным и П.Ю. Рахшмиром. Для детальной концептуально-методологической прорисовки все анализируемые типологии накладываются в итоговой таблице на политико-идеологический и партийно-политический спектры зарождающегося в Испании консервативного течения. В итоге автор приходит к выводу, что своеобразным политико-идеологическим «мейнстримом» зарождающегося карлизма являлась его правая «фракция» (потенциально праворадикальные консерваторы), определившая сущность всего карлизма по полтора столетия вперед. На основе этого автор утверждает, что генезис карлизма в Испании может служить идеальным типом для изучения генезиса праворадикального консерватизма в рамках таких «периферийных консерватизмов» как германский, итальянский, восточно-европейский и российский.

Добавлено: 5 июня 2016
Статья
Василенко Ю. В. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2010. Т. 10. С. 329-345.

Рассмотрены три интерпретации политико-идеологического наследия Г.М. де Ховельяноса – либеральная, традиционалистская и либерально-консервативная, отражающие сложный и противоречивый характер становления либерального консерватизма в Испании конца XVIII – начала XIX в.

Добавлено: 29 октября 2015
Статья
Василенко Ю. В. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2008. № 8. С. 293-311.

Автор выделяет три идейно-ценностных уровня испанского консерватизма, их соотношение и базовые интенции; выявляет основные антиномии испанского консерватизма, определявшие историческую динамику его развития в 1808–2008 гг.; отмечает дискурсивные особенности испанского реформизма и антиреформизма.

Добавлено: 2 ноября 2015
Статья
Рябушкина Т. М. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2017. Т. 17. № 4. С. 7-23.

Восприятие познающим субъектом независящей от него реальности, несмотря на историческое первенство и соответствие интуиции обыденного сознания, в процессе развития феноменологической теории познания утрачивает значение источника новизны содержаний сознания и основы всякого приобретенного знания. Основанием отрицания восприимчивости является невозможность установления соответствия между несвязанными чувственными данными и понятиями, выполняющими функцию единства. Полагание исходных связей результатов восприимчивости также не решает проблему познания «самих вещей», поскольку эти связи отличны от связей воспринимаемых вещей.

Отрицая восприимчивость к иному, феноменологи объясняют разнообразие и новизну явлений двумя альтернативными способами. Первый из них – это утверждение того, что вещи мира с их неизвестными и лишь постепенно открываемыми во времени горизонтами образуются в результате пассивного синтеза (Э. Гуссерль), а второй – утверждение о том, что условием познания является изначальная открытость бытия (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти). Гуссерль отрицает восприимчивость, поскольку для него феноменология должна быть эгологией, т.е. должна находить исчерпывающее объяснение мира в самой субъективности. Согласно Гуссерлю, результаты пассивного синтеза, с одной стороны, есть продукты субъективности, а с другой, образуют поле предметов, предданных активному эгологическому синтезу и обусловливающих его возможность.

Автор показывает, что гуссерлевская постановка вопроса о том, что именно в субъективности следует искать основание нашего сознания мира, является верной. Концепции, утверждающие изначальную открытость сознания для иного, упускают из виду этот важный момент и в результате сталкиваются с принципиальными трудностями. Что касается предлагаемого Гуссерлем решения проблемы, то оно также не приемлемо. В процессе исследования доказывается необходимость нового обращения к понятию восприимчивости и переосмысления его таким образом, чтобы оно могло стать рабочим понятием трансцендентально-феноменологической теории познания.

Добавлено: 8 июня 2017
Статья
Рябушкина Т. М. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2018. Т. 18. № 3.

Работа посвящена ответу на вопрос о возможности реализации феноменологического проекта осмысления сознания в качестве единственной основы конституирования всего содержания человеческого опыта. На пути к цели философии – ясному пониманию самого себя как субъективности, функционирующей в качестве первоисточника, – Э. Гуссерль продвигается от описания непосредственно данных вещей и смыслов, составляющих «жизненный мир» познающего, к анализу все более глубоких слоев сознательного опыта, из которых каждый следующий выступает условием возможности конституирования предыдущего. При этом в поздний период своего творчества философ сталкивается с невозможностью объяснить на имманентной сознанию основе появление первичных гилетических конфигураций, определяющих существование единого абсолютного потока сознания (единства первичных впечатлений, ретенций и протенций). Анализ пассивного синтеза приводит к столкновению с действительно иным по отношению к сознанию, а не только с тем, что синтезируется без активного участия эго и поэтому представляется ему иным. Инаковость по отношению к сознанию парадоксальным образом не мешает исходным единствам играть ключевую роль в организации сознания, определяя структуру «живого настоящего».

Открытие Гуссерлем того, что глубинные формы связывания обусловлены рецепцией базисных связей, не являющихся результатом работы сознания, позволяет сопоставить его идеи с идеями С.Л. Франка. Русский философ утверждает, что почва, на которой возникают «трансцендентные объекты», есть не сознание, а «конкретно-сверхвременное всеединство» как абсолютное бытие, возвышающееся над противоположностью между имманентным сознанию и трансцендентным; вне отношения к всеединству сознание было бы невозможно.

Как показывает автор, признание зависимости сознания от иного, оказывающееся неизбежным в рамках каждого из двух рассмотренных подходов к исследованию сознания, открывает возможность решения при помощи трансцендентально-феноменологического метода проблемы структурообразующих оснований сознательного опыта.

Добавлено: 29 сентября 2018
Статья
Рябушкина Т. М. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2015. Т. 15. № 1. С. 28-44.

Идея пререфлексивного самосознания – ответ на трудности классической (рефлексивной) теории самопознания, связанные с поиском источника сознания, который не может быть дан в самом опыте. Можно ли говорить о существовании классической модели трансцендирования опыта? Если да, то в чем ее суть и принципиальные трудности? Позволяет ли идея пререфлексивного самосознания выработать альтернативу классической модели?

Результатами рефлексии о сознании являются временность (сознание понимается как поток) и субстанциональность (полагание устойчивого основания сознания, противостоящего временным изменениям). При таком подходе основание сознания оказывается формальным, лишенным содержания принципом идентичности.

Сторонники идеи о пререфлексивном характере самосознания при осмыслении субъективности стремятся опереться на содержание сознательного опыта. Для Ж.-П. Сартра самосознание заключается в сознании трансцендентного объекта. Д. Захави утверждает, что при всяком сознании присутствует минимальная самость, поскольку мы сознаем все переживания, данные от первого лица, в качестве моих переживаний. Однако и этим философам не удается решить задачу десубстанциализации и деформализации основания сознания, избавиться от опоры на рефлексивные структуры. У Сартра в качестве основы всего сознаваемого выступает аналог субстанции – Ничто, причем условием возможности сознания как Ничто оказывается временность. У Захави единство опыта также основывается лишь на формальной структуре временного потока.

Рефлексивное трансцендирование является необоснованным, поскольку опирается на полагание непосредственной данности характеристик субъективности. Для выработки иного способа трансцендирования опыта требуется рассмотреть сознание не как исходную данность, а как результат познания. Содержательное условие возможности сознания – получаемый в ходе досознательного познавательного процесса предмет самопознания, который является продуктом самой познавательной способности и не совпадает с самим субъектом.

Добавлено: 14 марта 2015
Статья
Сероло Дуран А. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2017. Т. 17. № 4. С. 53-80.

Либерализм появляется в Испании в начале XIX в. как спонтанное народное движение против наполеоновского абсолютизма. Нация обретает самосознание, благодаря чему в Испании зарождается политический модерн. Особенность испанской политической реальности заключается в том, что в Испании, в отличие от других стран, либералы борются за возведение на престол Фердинанда VII, а не против монархии как таковой, как это было, например, во Франции. Отношения либерализма с монархией придают ему весьма специфический характер. Идеологически это оригинальный либерализм, потому что он происходит от сугубо национальной политической реальности – так называемой средневековой испанской монархии, основанной Католическими королями и ценимой как умеренными либералами, так и правыми радикалами. Эта политическая форма является для испанского либерализма основополагающим мифом и предшественницей современной конституционной монархии. Испанский либерализм – это не реализованная до конца попытка, он так и не обрел своего политического тела и оказался несовместимым с интересами народных масс, что и привело к гражданской войне 1936–1939 гг. 

Добавлено: 22 января 2018
Статья
Блеса Аледо П. С., Олейникова Р. Р. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2013. Т. 13. № 3. С. 78-95.
Авторы анализируют экономический кризис в Испании, крайне негативно сказавшийся на испанском секторе недвижимости, и варианты выхода из него. Сопоставляя цифры, касающиеся российско-испанских экономических отношений, авторы говорят о существовании множества неиспользованных возможностей для обеих сторон. Особое внимание уделяется проблемам российского туризма в Испании: показаны преимущества испанского туристического направления и одновременно существование множества сложнейших проблем политического характера, препятствующих его развитию. Главной из них авторы считают проводимую Испанией рестрикционисткую визовую политику, а также отсутствие полновесной информации в России об испанских туристических возможностях, ограниченность авиакоммуникаций между двумя странами. Авторы приходят к выводу, что россияне вполне могут инвестировать свои средства в испанскую экономику, покупая в Испании дома и прочую недвижимость.
Добавлено: 29 января 2018
Статья
Василенко Ю. В. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2014. Т. 14. № 3. С. 119-136.
В статье проанализированы некоторые идеи, взгляды и ценности выдающегося испанского историка, писателя и поэта конца XVIII – начала XIX в. Х.Л. де Вильянуэвы-и-Астенго. Живя на переломе эпох Вильянуэва в течение своей бурной политической карьеры пережил несколько идейно-ценностных «мутаций», благодаря чему в испанской политической науке определение его политико-идеологической идентичности варьируется от «экзальтированного» либерализма до радикального традиционализма. На основе интерпретаций, предложенных двумя испанскими историками – либералом Х. Эрреро и традиционалистом М. Менендесом-и-Пелайо – автор насчитывает девять таких «мутаций», обернувшихся неразрешимыми проблемами для исследователей Вильянуэвы как политического идеолога и политического практика. Доказывая идеально-типическую неидеальность Вильянуэвы (священник, ушедший из Инквизиции в либерально-буржуазную революцию, но пожелавший остаться католиком-традиционалистом), автор показывает сложный характер зарождения современных политических идеологий и объясняет, почему в XIX–XX вв. в Испании модернизация носила догоняющий характер и сталкивалась с серьезными трудностями.
Добавлено: 1 ноября 2015
Статья
Рязанова С. В. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2013. Т. 13. № 1. С. 37-50.

Статья посвящена основным тенденциям в современном религиоведении и принципам его сосуществования с другими гуманитарными дисциплинами, с ука-занием общих и особенных черт данного процесса. Рассматриваются культурно-цивилизационные факторы, влияющие на становление, самоопределение и разви-тие наук о религии. Определяются наиболее важные проблемы генезиса и эволю-ции категориального аппарата, элементы которого выполняют функции демарка-ции для религиоведения и связанных с ним наук. Выдел ен ряд центральных кате-горий, структурирующих пространство дисциплины и оказывающих влияние на функционирование смежных гуманитарных дисциплин: религия, миф, новая ре-лигиозность, свобода совести. Особое внимание уделяется семантическим основа-ниям для формирования категориального аппарата, принципам классификации определений и границам интерпретации используемых категорий и терминов. Указаны допустимые пути выхода из ситуации отсутствия универсальных опреде-лений в науках о религии – расширение исследовательского поля, смена акцентов в исследовательских приоритетах, использование принципа междисциплинарно-сти, ситуативный подход в отборе базовых дефиниций, опора на принцип ин-струментальности при отборе категорий.

Добавлено: 14 февраля 2015
Статья
Матвейчев О. А. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2015. Т. 15. № 4. С. 41-66.

Статья посвящена разоблачению мифа о самопроизвольном зарождении ранней греческой науки и философии на территории древней Эллады. Прослежены истоки этого расхожего заблуждения, подвергнута критике тенденция изучения философии Древней Греции как обособленного феномена. Автор отсылает читателя к длительной и обширной традиции изучения культурных связей между Передним Востоком и Древней Грецией и предлагает простую и наглядную методологию определения степени ориентального влияния на греческую философскую мысль, выражающуюся в представлении учений античных философов в хронотопической взаимосвязи. По мнению автора, хронологически-географический принцип изучения античной философии имеет эвристическую ценность как в отношении содержания философских учений, так и в вопросе восстановления картины рецепции восточных знаний древними греками. Кроме того в научный оборот введены мыслители, труды которых не укладываются в системы ни одной из традиционных школ. На статистическом материале в статье сделан вывод о количественном преобладании в списочном составе философов архаической и доклассической эпох мыслителей «нематерикового», в первую очередь малоазийского происхождения.

Добавлено: 21 апреля 2016
Статья
Василенко Ю. В. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2018. Т. 18. № 2. С. 55-68.

Становление Нового – либерально-буржуазного – порядка в Испании растянулось почти на полтора столетия, пережив множество «взлетов и падений». Важной вехой в этом процессе является Королевский статут, написанный выдающимся либеральным консерватором первой половины XIX в. Ф. Мартинесом де ла Росой. Стремясь гармонизировать либеральную Свободу и традиционалистский Порядок, Мартинес занимает позицию между леворадикальными либералами (прогрессистами) и традиционалистами. Однако в условиях либерально-буржуазной революции и первой карлистской войны устойчивый политико-идеологический консенсус между революционерами и консервативными реакционерами оказывается невозможным. Стараясь обеспечить выживаемость декларируемой конституционной монархии, Мартинес был вынужден пойти на тактический союз с умеренными традиционалистами, что вызвало в его адрес шквал критики слева. Разбалансировка политической системы привела к отмене Королевского статута и новому революционному циклу, в котором Мартнес занимает уже определенно консервативную позицию.

Добавлено: 4 июля 2018
Статья
Ищенко Н. И. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2018. Т. 18. № 3. С. 27-46.

Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, но как акт трансцендирования, или экстазиса, который, будучи «изоморфным структуре интенции у Гуссерля», осмысливается Хайдеггером уже в качестве не чисто теоретического, или гносеологического, но изначального онтологического феномена (а именно экстатической временности, представляющей собой «горизонт для понимания бытия, сущностно принадлежащий Dasein») и интерпретируется как фундаментальная априорная структура человеческого существования. Данная структура описывается Хайдеггером в терминах «открытости» (сущего вот-бытию и наоборот) и полагается в его феноменологической онтологии основным феноменом и первоначальным предметом исследования, причем, рассматриваемая двояко и в качестве бытия экзистирующего сущего (Dasein), и в качестве априорного условия данного бытия, она, по мысли Хайдеггера, «внутренне» обосновывает и саму «возможность онтологии» как таковой. 

Добавлено: 21 октября 2018
Статья
Ищенко Н. И. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16. № 2. С. 39-62.

Данная статья посвящена проблеме трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии Мартина Хайдеггера. Автор выясняет, почему невзирая на существенную близость философских позиций Э. Гуссерля и М. Хайдеггера последнему пришлось оставить позиции учителя и определить предмет феноменологии по-новому. При ответе на этот вопрос рассмотрены две точки зрения. Первая касается концепции феноменологии как трансцендентальной философии. Подчеркнуто, что трансцендентальное эго обнаруживается как некая проблематичная инстанция, раскрывающая себя в итоге в качестве конечной. Вторая влечет за собой перемену всей феноменологии. В данной точке зрения находит свое выражение тот факт, что метод вынесения за скобки может быть проведен не во всех сферах действительности. Так, те измерения действительности, которые раскрываются в практических актах (каким является и само вынесение за скобки), принципиально недосягаемы для операции подобного рода. Поэтому в данных областях требование бытия становится существенным. Следствием этого требования является разрушение позиций гуссерлевой феноменологии. Во-первых, на место трансцендентального Я вступает само бытие; во-вторых, интенциональность представляется как бытийное отношение; в-третьих, смысл феноменальности (следовательно – истины) становится новым; в-четвертых, понятие трансцендентальной философии получает решающую модификацию герменевтики. Таким образом, в статье обоснован тезис о том, что главным на пути преодоления исходных установок философии Гуссерля явилось осознание Хайдеггером приоритетной роли самого бытия по отношению к любому способу бытия, включая бытие чистого сознания-феноменальности

Добавлено: 17 февраля 2017
Статья
Рязанова С. В., Черных А. В. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. № 12. С. 379-382.

В  статье  проанализированы  основные  тенденции  изменения  конфессио-нальной картины регионов Российской Федерации в результате миграции этниче-ских мусульман на основе полевых исследований, проведенных в Пермском крае. Определены основные факторы, влияющие на миграционные процессы, регионы, которые  поставляют  мигрантов,  способы  нахождения  приезжими  собственной ниши в новом социокультурном пространстве, стратегии социального поведения. Выделены  наиболее  значимые  аспекты  изменений  в  религиозном  поведении  и культовой практике местных верующих. Уточнены потенциал внесения иннова-ций для местного населения и традиционной культуры. Определены также меро-приятия, которые должны способствовать адаптации приезжих к общественной жизни в стране: информирование общества, межконфессиональные мероприятия, создание службы психологической поддержки для мигрантов.

Добавлено: 14 февраля 2015
Статья
Рязанова С. В. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. № 12. С. 123-136.

Статья посвящена специфике мифологического типа мировоззрения, которая отличает его от религиозного и светского способов восприятия мира. Указываются характерные черты мифа, определяющие особенности традиционных и новых мифологических систем.

Добавлено: 14 февраля 2015
Статья
Василенко Ю. В. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2013. Т. 13. С. 97-117.
Изначально англосаксонское понятие «либеральный патриотизм» зарождался в Испании XIX в. посредством крайне противоречивого сочетания элементов политической идеологии либерализма и традиционализма. Похожая ситуация складывается и в современной России. В статье на примере идей, взглядов и ценностей выдающегося испанского поэта XIX в. Х.М. Кинтаны проанализированы первые шаги становления политической идеологии «либерального патриотизма» как вариации либерального консерватизма. Для этого выявляются ключевые элементы либерализма и традиционализма в мировоззрении Кинтаны как политического идеолога анализируются его идеи, взгляды и ценности на разных этапах его идейно-ценностной эволюции в контексте становящегося испанского либерального консерватизма. Показаны также противоречия его политической практики. Особый аспект статьи – поражение Кинтаны как политического практика в усло- виях Войны за независимости, переросшей в гражданское противостояние между носителями идеалов Родины (традиционалисты) и Свободы (либералы).
Добавлено: 1 ноября 2015
Статья
Сыропятова (Иванова) М. В. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2011. № 11. С. 284-303.

В работе сделана попытка ответить на вопрос, возможно ли формирование партийной номенклатуры внутри современных политических партий как правящей группы, определяющей развитие политических партий и способной бороться за власть. На основе анализа партийных списков партий на выборах депутатов Государственной Думы 2003 г. и 2007 г. проведен анализ, насколько значимым для получения депутатского мандата в них оказалось наличие должности внутри аппарата политической партии. В результате быпл сделан выгвод о том, что в списках всех политических партий не наблюдается сплоченных групп партийных бюрократов, способных на автономные действия по отношению к другим группам.

Добавлено: 25 октября 2012
Статья
Скиперских А. В. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16. № 4. С. 60-72.

В данной статье речь идет об особенностях инкорпорации новых членов в поли- тическую элиту Орловской области. Специфика орловского случая, с точки зрения автора, заключается в том, что вплоть до настоящего времени процессы инкорпо- рации в региональный политический класс управляются представителями старой орловской номенклатуры, получившей ключевые посты и должности в период гу- бернаторства Е. Строева. Распределение власти в Орловской области практически полностью замыкалось на фигуре бывшего губернатора. Для современной России это не является исключением. Существующая преемственность в воспроизводстве политической элиты, характерная для современной России на федеральном уровне, проецируется и на практики формирования региональных политических элит. По мнению автора, фактор Е. Строева становится определяющим и в случаях полити- ческой легитимации новых губернаторов Орловской области – А. Козлова и В. По- томского. Несмотря на различные трансмиссии назначения в Орловскую область, сложно оспорить тот факт, что каждый из них в свое время представлял собой креа- туру влиятельных федеральных групп; на местах им приходилось решать проблемы собственными силами. Рано или поздно необходимость формирования собствен- ной команды оборачивалась определенной проблемой, связанной с дефицитом лояльной и профессиональной бюрократии. Ограниченность кадровых ресурсов во многом объясняет их стремление заручиться поддержкой Е. Строева и максималь- но эффективно скомбинировать новый политический класс региона из местных и «варягов». Консенсус между «старой» и «новой» элитами оказывается оптимальной моделью сосуществования данных элит. Тем не менее процессы обновления рано или поздно снизят значение фактора Е. Строева, что может привнести в развитие политической элиты Орловской области некоторую неопределенность и сигнали- зировать о сложных процессах в среде правящей бюрократии. Дальнейшее воспро- изводство политической элиты в Орловской области будет нуждаться в некоем це- ментирующем акторе и авторитете, однако поиск такой фигуры вряд ли окажется успешным в обозримом будущем.

Добавлено: 3 февраля 2017
Статья
Туманова А. С., Сафонов А. А. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16. № 3. С. 112-131.

Авторы статьи исследуют правосознание российской высшей бюрократии времени Первой русской революции, выражавшееся в ее воззрениях на проблемы обновления политического строя и правовой системы. Предпринята попытка рассмотреть роль, сыгранную бюрократией в ходе определения содержания гражданских свобод и, в более широком плане, в процессе политического развития Российской империи в направлении демократизации. Авторы анализируют влияние бюрократии на процесс принятия решений и выработку политического курса в указанном вопросе. Бюрократия трактуется как архитектор политико-правовой модернизации в стране «запаздывающей модернизации», каковой была Российская империя начала прошлого столетия. В статье показано, что политика по осуществлению прав и свобод личности порождала противоборство между чиновниками-консерваторами, скептически оценивавшими возможности проведения в жизнь гражданских свобод в период революции и ослабления монархической власти, и реформаторски настроенных бюрократами, готовыми к созданию основ «обновленного строя». Нараставший в условиях глубинных политико-правовых реформ в последнее десятилетие существования российской монархии конфликт позиций бюрократических элит накладывал отпечаток на политику по дарованию свобод, делая ее результатом неустойчивого компромисса в верхах власти. Стремившиеся к модернизации институтов, законов и процедур, либеральные бюрократы отстаивали проекты реформ, при реализации которых личность получала возможность осуществлять свои права и приобретала определенные гарантии для их реализации со стороны государства, а также защиту со стороны судебной системы. Традиционалистские воззрения чиновников-консерваторов ограничивали содержание реформ и приспосабливали их к условиям существующего правопорядка. Реформы, нацеленные на осуществление гражданских свобод, становились результирующей воззрений и взаимовлияния либерально и традиционалистски мыслящих бюрократов.

Добавлено: 7 декабря 2016
1 2