• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 10 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Виноградов А. Ю. Богословские труды. 2012. № 43-44. С. 594-621.

Статья посвящена критике двух работ, претендующих на то, чтобы стать введением в агиографию: выпущенного издательством ПСТГУ курса лекций Е. Н. Никулиной по предмету «Агиология», а также опубликованной издательством «AXIOMA» книги В. М. Лурье «Введение в критическую агиографию». На ряде мест показывается научная несостоятельность обеих работ.

Добавлено: 28 мая 2012
Статья
Виноградов А. Ю. Богословские труды. 2013. № 45. С. 219-237.

Статья посвящена попытке локализации византйиских крепостей в Абхазии. Предлагаются следуюшие отождествления:

Скоторий (место первого заточения прп. Анастасия Диакона)  — одна из следующих крепостей: Герзеульская, Лар, Бат, Ахыста (в меж- дуречье р. Кодори и Келасури) или, менее вероятно, Пскальская (на левом берегу р. Кодори). Букол (Бухлой у Агафия Миринейского; место первого заточения прп. Анастасия Апокрисиария) — Клычская крепость (на р. Клыч, у Клухор- ского перевала). Фуста (место второго заточения прп. Анастасия Апокрисиария) — крепость Пал (на правом берегу р. Кодори) или, менее вероятно, Апушта (по соседству). Фусумий (место третьего заточения, кончины и погребения прп. Ана- стасия Апокрисиария) — Шапкинская крепость (в междуречье р. Кодо- ри и Келасури). Зихахорий (вероятное место пребывания прп. Анастасия Апокриси- ария во время второго заточения) — Цебельдинская крепость (Цибила у Прокопия Кесарийского, Тибелей у Агафия Миринейского; на правом берегу р. Кодори). Схимар (Химар у Епифания Монаха; место заточения, кончины и погребения прп. Максима Исповедника) — Омаришарская крепость (в верховьях р. Кодори, при слиянии р. Гвандра и Клыч) или, менее вероят- но, Чхалтинская или Клычская крепость (также в верховьях р. Кодори)

Добавлено: 16 мая 2014
Статья
Виноградов А. Ю., Гугушвили Ш. Богословские труды. 2015. № 46. С. 77-116.

Статья посвящена истории Абхазского католикосата до XI в. В 787 г. исчезает Фасисская митрополия — древняя Церковь Лазского царства: это было, очевидно, связано с провозглашением здесь независимого от Византии царства занявшими незадолго до этого Эгриси владетелями Абхазии, которые учреждают на этой территорию новую церковную структуру — предшественницу Абхазского католикосата, не зависимую ни от Константинополя, ни от Мцхеты, но имеющую грузинский («картский») характер. Параллельно ей на севере Абхазского царства (по крайней мере, с кон. IX в.) существует византийская грекоязычная иерархия. Границы «Абхазского католикосата» примерно совпадали с границами Абхазского царства на кон. VIII в. Центр «католикосата» находился, возможно, сначала в Фасисе (Поти), а позже возможно был перенесен в Кутаиси, столицу Абхазского царства, — версия Бичвинты (Пицунды) как центра «католикосата» уже в VIII–X вв. не может считаться достаточно обоснованной.

Добавлено: 27 октября 2015
Статья
Виноградов А. Ю., Гугушвили Ш. Богословские труды. 2018. № 47-48. С. 290-321.

Статья посвящена судьбе Абхазского католикосата в XI-XV вв. Разбираются вопросы о его центре, границах, епархиях, срерархах и юрисдикции.

Добавлено: 3 марта 2018
Статья
Виноградов А. Ю. Богословские труды. 2015. № 46. С. 324-328.

В рецензии дается одзор первого тома новго, седьмого издания ведущего справочника по христианским апокрифам.

Добавлено: 27 октября 2015
Статья
Виноградов А. Ю. Богословские труды. 2012. № 43-44. С. 622-624.

Рецензия посвящена новому справочнику по агиографические текстам славянской письменности.  Отмечаются заслуги издания и критикуются отдельные его недостатки.

Добавлено: 28 мая 2012
Статья
Виноградов А. Ю. Богословские труды. 2015. № 46. С. 329-334.

В рецензии дается обзор и критика объемной и фундированной монографии доктора искусствоведения Армена Юрьевича Казаряна, посвященной церковной архитектуре стран Закавказья VII в.

Добавлено: 27 октября 2015
Статья
Виноградов А. Ю. Богословские труды. 2012. № 43-44. С. 367-380.

Темой настоящей статьи является самое большое по объему произведение автора XIV в. Каллиста Ангеликуда «Исихастское утешение». Сочинение это крайне важно для понимания личности Каллиста. Проведенный предварительный анализ рукописной традиции позволяет реконструировать процесс создания «Исихастского утешения» следующим образом. На первом этапе (1350 — нач. 1360-х гг. (?)) Каллист мог предварительно записывать свои Слова на отдельных листах. На втором этапе (до середины 1370-х гг.) Каллист записывал блоки из Слов в черновых рукописях, правя их по ходу работы. На третьем этапе (2-я пол. 1370 — 1380-е гг.) под руководством Каллиста Ангеликуда создаются чистовые сборники его Слов. Наконец, Каллист Ангеликуд постоянно продолжал перерабатывать свои творения. Соотношение известных рукописей обобщено в стемме.

Добавлено: 28 мая 2012