• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 32 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Vasyukov V. L. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2017. Vol. 21. No. 2. P. 192-198.
Добавлено: 29 июня 2018
Статья
Vasyukov V. L. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2011. No. 3. P. 97-110.
Добавлено: 7 ноября 2011
Статья
Kanaeva N. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2014. No. 1. P. 24-31.

Истина является одной из ключевых ценностей западной культуры, которая являлась в разных образах в истории западной философии. В истории индийской философии истина занимала такое же положение. Иногда путь превращения слова «истина» в философскую категорию в Индии чрезвычайно сложно проследить. В статье выделены основные направления дискуссий и главные смыслы индийских терминов (satya, jñāna, Dharma, prāmāṇya), которыми обозначалась истина. Первыми предложили свои концепции истины буддисты, сначала – как учение о четырех благородных истинах, затем – как учение о двух истинах (высшей и низшей). В индийской традиции, также как в западной философии, истина исследовалась в разных образах: как экзистенциальная, моральная, онтологическая, сотериологическая, эпистемологическая и логическая. Индийцы различали также выводную истину и истину как семантический концепт. Стремление построить теоретическое учение о мире, которое объясняло бы существование разных его уровней, природного и сверхприродного, познаваемых рациональными и сверхрациональными способами, привело, с западной точки зрения, к парадоксальным, противоречивым результатам. Пример такой противоречивой эпистемологии можно найти в джайнизме.

Добавлено: 23 мая 2014
Статья
Соколов П. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2011. № 1. С. 15-28.

Предметом исследования в настоящей статье является влияние логико-метафизических теорий Позднего Средневековья на герменевтическую методологию в экзегезе одного из самых известных толкователей Писания этого периода - Джона Уиклифа (1320/1324-1384), а также его предшественников и оппонентов. Одним из важнейших итогов проведенного в статье анализа является вывод о том, что позднесредневековая трактовка библейской аллегории как предикативного отношения обосновывает актуальность исследования экзегетических сочинений этого времени в контексте одной из центральных проблем логики XX в. - проблемы отношения онтологии и логического анализа языка (Б. Рассел, Г. Фреге и др.).

 

Добавлено: 27 ноября 2012
Статья
Беляева А. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2017. С. 109-117.

Философия религии — относительно молодая область философии, возникшая в начале XIX в. как следствие обоснования Кантом ненаучного характера схоластической спекулятивной теологии. Несмотря на то, что Кант отказал классической метафизике в праве на формулирование и обоснование теоретических положений, содержащих новое знание о душе, Боге, бессмертии и пр., проблема религии и вопрос о значении религиозных понятий для практической деятельности человека не утратили вследствие этого своего смысла. Именно направленность религии на практическую, а не на теоретическую сферу жизни человека позволяет Канту, во-первых, тесно связать религию с моралью, и, во-вторых, наметить новый, антропологический ракурс исследования религии: в ситуации кризиса догматической теологии религиозные явления начинают исследоваться через призму значения религии для человеческого существования. Знаковым 

Добавлено: 29 сентября 2017
Статья
Стрижак Е. А. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2017. № 1.

В работе осуществляется реконструкция варбургианского антропологического проекта. С опорой на историко-медицинские работы последователей А. Варбурга, опубликованные в “Журнале Институтов Варбурга и Курто”, доказывается, что варбургианский проект сконцентрирован вокруг вопроса о человеке. Также в работе акцентируется то, какую роль в построении медицинского, а впоследствии и антропологического, нарратива играет визуальная аргументация. Базовым компонентом в системе полагается образ, который при взаимодействии с другими визуальными элементами “Атласа” позволяет эксплицировать те или иные свойства варбургианского субъекта.

Добавлено: 14 декабря 2016
Статья
Канаева Н. А. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2018. Т. 22. № 1. С. 8-17.

Статья посвящена выявлению двух смыслов теории полемики, разработанной в традиционной индийской культуре – логического и религиозно-философского (метафизического). Проблема различения возникла потому, что индийские философы делали это по умолчанию, а для западного читателя их текстов использование логики для деструкции самой логики (как в школе мадхьямака) или закрепление правил фактически бесконечной процедуры обоснования (как у джайнов) выглядит абсурдным. Для обоснования тезиса автора приводятся примеры из теории полемики джайнов и буддистов.

Добавлено: 26 октября 2018
Статья
Юркевич А. Г. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2009. № 1(13). С. 81-85.
Добавлено: 22 марта 2011
Статья
Гурьянов И. Г. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2019. № 1.

В статье рассматривается использование исторических аргументов в работах разных лет Кв. Скиннера и Ф. Петтита. Показывается, что апелляция к одним и тем же историческим реалиям и их интерпретация имеют разный эпистемический статус в исследованиях, тяготеющих к дисциплинарному полю интеллектуальной истории и политической философии соответственно. 

Добавлено: 8 декабря 2016
Статья
Резвых П. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2011. № 4. С. 21-29.

Статья посвящена анализу источниковедческой ситуации, сложившейся вокруг философского наследия Ф.В.Й. Шеллинга. В статье обосновывается необходимость пересмотра методологических стереотипов, характерных для традиционных исследований по истории немецкой классической философии, и намечаются основные линии развития междисциплинарной методологии исследования шеллинговского корпуса. На примере шеллинговедения автор показывает неразрывную связь текстологического и герменевтического аспектов историко-философского исследования.

 

Добавлено: 27 ноября 2012
Статья
Канаева Н. А. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2016. № 4. С. 16-27.

Статья содержит комментируемый перевод с санскрита фрагмента (сутры 1,2,4, 9–13) небольшого логического сочинения VI в. «Ньяяправешака-шастра» («Трактата, вводящего в правила [рассуждения]»), написанного в школе основателя буддийской логики Дигнаги. Фрагмент рассматривает 14 ошибок основания вывода (хету), соотносимых с тремя видами неправильных хету (бездоказательными, неопределенными и противоречивыми), и содержит ограничения для правила трехаспектности (трайрупья). Трактат ранее на русский язык не переводился.

Добавлено: 11 февраля 2017
Статья
Павлов А. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2017. Т. 21. № 4. С. 466-478.

Существует точка зрения, согласно которой после крушения СССР и исчезновения коммунистических режимов (и даже немного раньше) «западный марксизм» перестал быть политическим проектом и сосредоточился на исследованиях культуры. В настоящей статье доказывается, что это не соответствует действительности. Несмотря на то, что многие современные «западные марксисты» в самом деле уделяют пристальное внимание культуре, они все еще продолжают оказывать серьезное влияние если не на современный политический процесс, то, по крайней мере, на интеллектуальный климат. И если в 1990-е гг. некоторые авторы изменили риторику относительно СССР, то сегодня многие левые философы, сохраняющие верность идеям Маркса, продолжают говорить о необходимости революции, обеспечивать политическую критику современной культуры капитализма и даже реабилитировать Ленина как политическую фигуру. Однако кое-что в риторике «западных марксистов» изменилось: в виду утраты веры в линеарность Истории теперь они говорят о революции не в контексте прогресса, но как об утопии, не прогнозируя ближайшие революционные изменения, но мечтая о них.

Добавлено: 17 августа 2018
Статья
Соколов П. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2015.

В статье рассматривается отношение между цицеронианской программой идеального языка и попыткой фундаментальной эпистемологической реформы, инициированной итальянским автором Чинквеченто Марио Низолио в его трактате «Об истинных основаниях и истинном методе философствования» (1553 г.). Основной целью этой амбициозной реформы была трансформация объекта рациональной науки — от универсалий к единичным вещам. Как показано в статье, эта эволюция имела значимые последствия не только в области эпистемологии и метафизики, но также и в этике и политике. 

Добавлено: 22 декабря 2014
Статья
Шалагинов Д. С. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2016. № 2. С. 122-127.

В статье рассмотрена идея телесной модификации как эмансипаторной практики, которую можно обнаружить в работе Негри и Хардта "Империя".Теоретики считают телесные преобразования первым признаком антропологического исхода - трансформации субъекта, которая способна избавить его от капиталистической эксплуатации. С целью проблематизации этой идеи мы обращаемся к телесным мотивам в творчестве Кроненберга.

Добавлено: 31 мая 2016
Статья
Резвых П. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2014. № 3. С. 102-114.

В статье впервые публикуется и анализируется слушательская запись лекций Ф.В.Й.Шеллинга по философии мифологии 1837 г., выполненная московским пастором К.А.Зедергольмом – важный документ истории рецепции философии Ф.В.Й.Шеллинга в России.

Добавлено: 10 мая 2013
Статья
Резвых П. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2015. № 3. С. 123-131.

В статье впервые публикуется и анализируется фрагмент дневника путешествия московского пастора К.А.Зедергольма по Германии в 1858 г., документирующий его беседу с философом А.Шопенгауэром.

Добавлено: 13 апреля 2015
Статья
Петрова Е. В. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2013. № 1. С. 128-137.

Статья посвящена анализу становления новой информационной реальности, и ее отражения в современной российской философской мысли. Обосновывается взгляд на информационную реальность как особый вид реальности. В социальном смысле понятия «информационная реальность» и «информационное общество» сближаются. В вопросах построения информационного общества Россия отстает от развитых стран. А вот в философском осмыслении происходящего Россия не уступает Западу. Российскими учеными сформулировано несколько глубоких и оригинальных концепций информационного общества, анализу которых отводится важное место в данной статье.

Информационная реальность меняет привычный способ восприятия мира, стиль мышления, заставляет пересмотреть многие фундаментальные основы жизни. Для осмысления происходящих (причем зачастую происходящих стремительно) изменений требуются серьезные теоретико-философские методы анализа новой информационной реальности, в окружении которой живет современный человек. Разработка этих методов – одна из приоритетных задач современной российской философии.

Добавлено: 1 сентября 2016
Статья
Васюков В. Л. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2009. № 3. С. 57-70.
Добавлено: 7 июля 2010
Статья
Асламов Н. Е. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2011. № 1. С. 66-68.
Добавлено: 14 января 2011
Статья
Гаспарян Д. Э. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2014. № 3. С. 62-74.

Статья посвящена исследованию природы письма в философии ведущего мыслителя ХХ-го столетия Ж. Деррида. Ставится задача демонстрации ключевых отличий между подходом Ж. Деррида и лингвистикой Ф. де Соссюра.

 

Добавлено: 3 сентября 2014
Статья
Гурьянов И. Г. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2015. № 3. С. 41-51.

В статье рассматривается учение о "брачном числе", получившее большое распространение в платонической философской традиции, его истоки и рецепция. Показывается, что виднейший представитель флорентийского платонизма Марсилио Фичин (1433-1499), используя доступные ему экзегетические средства, стремится согласовать между собой платоническое и перипатетическое учения о наилучшем общественном устройстве, а также связать их с идеей об астрологических влияниях, исходящих от различных планет и действующих на человека посредством духа.

Добавлено: 12 декабря 2014
1 2